Какие изменения по пенсиям переселенцам – Будут ли платить пенсии переселенцам в Украине в 2019 году свежие новости

в ПФУ решили изменить процедуру выплат / В Украине / Судебно-юридическая газета

Новый проект ПФУ предусматривает отмену проверок на дому и введение вместо этого двойной идентификации для пенсионеров из ОРДЛО.

На официальном сайте Пенсионного фонда Украины опубликовали новый проект поправок в постановление правительства № 365, который предусматривает изменение процедуры выплаты пенсий для украинских граждан, проживающих на временно оккупированной части Донбасса. Об этом в субботу, 2 марта, сообщает издание «Донбасс. Комментарии».

Как отмечают правозащитники, данный проект изменений в постановление № 365 отменяет только некоторые из дискриминационных норм указанного документа, оставляя в силе часть ограничений по выплате пенсий для жителей ОРДЛО.

Среди прочего, анализируя новый документ, эксперты положительно оценили норму, которой предлагается ввести категорию граждан, которые отказались от справки ВПЛ (временно перемещенное лицо). В то же время, граждане, проживающие на оккупированной части Донбасса и не имеющие статуса ВПЛ, в документе все также не учитываются и выплата пенсий для них также не предусмотрена.

Проект поправок предлагает убрать из постановления Кабмина скандальный пункт о проведении проверок по месту жительства граждан, претендующих на пенсии. Напомним, что эта норма была признана незаконной решением Верховного Суда.

Проверки по месту жительства документ заменяет системой двойной физической идентификации получателя пенсии. Согласно его нормам, для получения выплаты гражданину придется дважды подтверждать свою личность — в Пенсионном фонде и «Ощадбанке».

Кроме того, документ предусматривает повторное введение недавно отмененных норм о прекращении пенсионных выплат на основании данных системы «Аркан».

Ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, что за четыре последних года из бюджета Украины было выплачено 80 млрд гривен пенсий для жителей оккупированной части Донецкой и Луганской областей. Такие данные озвучил представитель Украины в ТКГ в Минске Евгений Марчук.

Также мы сообщали, что в Украине появились новые условия для выплаты пенсий жителям Донбасса. Теперь им необходимо получить статус переселенцев.

Кроме этого, мы писали, что пенсионеры из Донбасса подолгу ждут судебных решений по выплате пенсий. Порой даже принятые судами решения не реализовываются.

Еще была информация, что Кабинет министров Украины разблокировал перерасчет пенсий переселенцев и жителей Донбасса. Теперь граждане, прописанные в ОРДО и ОРЛО, могут подтвердить свой стаж.

sud.ua

последние новости, условия и правила выплат, размер

Многие граждане бывших союзных республик перебираются на территорию России, чтобы жить и работать. Ярким примером тому являются события в Украине: Донецкая и Луганская области, где с 2014 года ведутся боевые действия. В число вынужденных переселенцев входит большое количество пенсионеров, которых волнует порядок получения положенных выплат на территории России. Право беженцев на получение пенсионных выплат закреплено международными договоренностями, достигнутыми ещё в 1992 году. Рассмотрим этот вопрос более детально.

Могут ли вынужденные переселенцы рассчитывать на пенсионные выплаты

Да, могут. Как упоминалось выше, этот порядок закреплён нормами международного права, однако здесь существует ряд нюансов.

Все пенсионеры, въезжающие на территорию России по программе вынужденного переселения, могут претендовать на денежное содержание от государства. Для этого им потребуется выполнить всего два условия:

  1. Подтвердить статус беженца;
  2. Получить российское гражданство либо оформить вид на жительство.

Согласно действующему законодательству, беженцы могут рассчитывать на получение пенсии по:

  • утрате кормильца;
  • нетрудоспособности;
  • старости;
  • выслуге лет.

В целом, переселенцы получают все виды пенсионного содержания, которые им полагались в родном государстве.

Важно! Когда пенсионное содержание беженцам назначается в России, оно аннулируется по прежнему месту жительства. При этом закон не запрещает получение выплат, не предусмотренных действующим российским законодательством. Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Какие документы потребуются для оформления

Перечень документов и справок для беженцев утверждён приказом Минтруда и соцразвития, и включает следующие бумаги:

  • национальный паспорт либо заменяющий его документ, способный удостоверить личность;
  • вид на жительство;
  • трудовая книжка или иные документы, подтверждающие рабочий стаж;
  • справка из Пенсионного фонда прежней страны проживания, подтверждающая прекращение выплат;
  • сведения о сумме материального содержания;
  • сведения о регистрации на территории России.

Отметим, что в списке приведены документы, которые потребуются для оформления пенсии по старости. Если у гражданина имеются иные основания для получения выплат, они также подтверждаются документально. Сюда можно отнести свидетельство о смерти кормильца семьи, медицинское заключение, устанавливающее группу нетрудоспособности, сведения об иждивенцах и пр.

Куда обращаться

На территории Российской Федерации назначением пенсионного содержания заведует ПФР, и именно в эту инстанцию нужно обращаться для оформления полагающихся выплат. Заявки и документы принимаются при личном обращении граждан в региональных подразделениях по месту регистрации.

Для упрощения процедуры, заявление можно подать через Многофункциональные центры обслуживания населения или на интернет-порталах Пенсионного фонда и Госуслуг. Предусмотренный порядок рассмотрения занимает 10 дней с момента приёма документов, после чего выносится положительное решение либо отказ. Если гражданин не получал пенсионное содержание в прежней стране, при наличии оснований пенсия будет назначена.

Важно! Выплаты производятся со следующего месяца после подачи заявления, однако нужно учитывать, что временные переселенцы не могут претендовать на получение пенсии в России.

Порядок оформления

Чтобы получать пенсию в России, вынужденным переселенцам необходимо соблюдать предусмотренный законом регламент и строго следовать процедуре. В частности, сразу после пересечения государственной границы гражданину необходимо получить официальный статус беженца и оформить регистрацию.

После этого необходимо собрать пакет документов для получения вида на жительство. Это обязательное условие не только для получения пенсионного содержания, но и для оформления в дальнейшем российского гражданства. Кроме того,

ВНЖ позволяет получить постоянную прописку в регионе.

Выполнив эти условия, пенсионер собирает обязательный пакет документов, подтверждающий право на получение пенсионных выплат, и передаёт бумаги в региональное представительство ПФР. Сотрудники Пенсионного фонда проверяют достоверность представленной информации, и если сведения верные, человеку начинают начисляться полагающиеся выплаты.

Скачать образец заявления на возобновление пенсионной выплаты переселенцам

Важно! Беженцы могут получать пенсию на банковскую карту, в почтовых отделениях по месту прописки или иными способами, предусмотренными российским законодательством.

Возможные сложности

В целом, процедура оформления пенсионного содержания беженцам не вызывает затруднений, и эта категория граждан получает пенсии на общих основаниях, вместе с остальными россиянами. Проблемы могут возникнуть в случаях, если переселенец решит в дальнейшем поменять место проживания, например, переехав в другую область.

Однако механизм перевода пенсионных выплат давно отработан, поэтому сложностей с данной процедурой обычно не возникает. После переезда, гражданину нужно обратиться в

ПФР по новому месту жительства, и в заявительном порядке запросить перевод своего пенсионного дела. Оформление запроса выполняется в течение 1 рабочего дня, ещё 5 дней занимает отправка дела и его оформление на новом месте. Примечательно, что благодаря каналам внутриведомственного взаимодействия, гражданину не придётся ждать передачи документов в бумажном виде: копии отправляются в электронном виде, и являются законным основанием для возобновления выплат.

Условия пенсионного содержания

Сумма пенсии рассчитывается по формулам, действующим на территории Российской федерации, в обязательный для назначения денежного содержания стаж включаются периоды трудовой деятельности в СССР и союзных республиках.

Величина пенсии по возрасту складывается из трёх составляющих:

  • гарантированная сумма;
  • число накопленных баллов;
  • стоимость одного балла на момент обращения.

Такая пенсия назначается всем гражданам, если у них имеется хотя бы один день страхового стажа: работодателем производились предусмотренные законом отчисления. Если данное условие не соблюдается, гражданину назначается социальная пенсия. Добавим, что при расчёте размера пенсионного содержания всегда учитываются повышающие коэффициенты. Это условие касается граждан, которые проживают в районах со сложными климатическими условиями.

Порядок восстановления пенсии беженцам

Существует ряд причин, заставляющих людей покидать пределы родной страны. Здесь можно выделить следующие факторы:

  • невыносимые условия проживания;
  • межнациональная вражда;
  • дискриминация по политическим либо религиозным признакам.

В любом случае, человек опасается за своё здоровье и жизнь, поэтому вынужден искать защиту на территории другого государства. Беженцы, приезжающие на территорию России, получают не только защиту своих гражданских прав и свобод, а также в полной мере могут рассчитывать на все виды социальной поддержки, предусмотренные для коренного населения.

Касательно пенсии, гражданину нужно выполнить следующие действия:

  • получить статус беженца и гражданство;
  • обратиться в региональное подразделение ПФР;
  • открыть расчётный счёт для начислений;
  • дождаться положительного решения.

Нужно уточнить, что после получения вида на жительства или гражданства, вынужденные переселенцы могут рассчитывать на все виды социальной поддержки и нематериальных льгот, полагающихся жителям России. Сюда можно отнести возможность получения образования, бесплатное медицинское обслуживание, льготный проезд на общественном транспорте.

Посмотрите видео о получении пенсий беженцами

pensionniy-vozrast.ru

Украина согласилась выплачивать пенсии жителям Донбасса с рядом условий | Люди | Общество

Киев, 19 февраля — АиФ-Украина. Украинское правительство согласилось с необходимостью обеспечивать пенсионные выплаты мирным жителям Донбасса, но поставило ряд определенных условий, которые крайне сложно соблюсти, не выехав за границы ОРДиЛО.

Об этом сообщается в материале «Особый случай» на сайте «Лига.net».

В издании ссылаются на документ, который был принят правительством с целью верификации пенсионных отчислений внутренних переселенцев и жителей Донбасса. В документе прямо указывается, что «снимать» пенсии будут местные отделения Пенсионного фонда на основании проверок документов лиц из категории ВПЛ.

«В случае выявления недостоверных данных в документах и сведениях, на основании которых было установлено и/или осуществляется выплата пенсий, решением территориального органа Пенсионного фонда Украины ее размер и основания для выплаты пересматриваются в соответствии с настоящим Законом без учета этих данных».

Лишь местные управления ПФУ имеют право ограничивать выплату пенсий для переселенцев, — проект КМУ

По мнению авторов статьи, жители Донбасса не могут отказаться от украинских пенсий, поскольку отчисления со стороны местных формирований «ЛДНР» гораздо меньше или не выплачиваются вообще.

В то же время, правительство нашло оптимальный механизм выплаты пенсий таким гражданам, с последующей их социализацией – оформить им статус переселенца с переездом на «свободную» территорию страны. В таком случае государство Украина сможет не только обеспечить своих граждан обеспеченными Конституцией выплатами, но и защитить их законодательно.

31 января Кабинет министров Украины в ходе заседания обновил порядок верификации пенсионного стажа украинских граждан. Согласно документу внутренне перемещенным лицам и гражданам, проживающим на неподконтрольной правительству территории, разрешается подтвердить свой пенсионный стаж и таким образом добиться пересчета своих пенсионных выплат.

В постановлении указано, что переселенцы с февраля 2019 года смогут подтверждать трудовой стаж, даже имея «неточные записи» о своей работе на незаконно действующих предприятиях Донбасса.

В правительственных документах ничего не указывается о механизме подтверждения стажа работы лиц, проживающих на отдельных территориях Донбасса.

14 января Министерство финансов Украины приняло во внимание вердикт Верховного суда, запрещающий проводить верификации переселенцев по месту их фактического проживания, и разработало новый механизм проверки лиц из числа ВПЛ. Проект обновленных верификаций уже предоставлен для согласования в органы исполнительной власти на места.

В середине декабря 2018 года глава комитета Верховной Рады Украины по правам человека Григорий Немыря заявил, что в Украине из полутора миллионов зарегистрированных переселенцев около 350-400 тысяч лишены права на все социальные выплаты от государства. В частности, речь идет о законных пенсиях, на которые украинские граждане сами себе откладывали.

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.   

www.aif.ua

в ПФУ решили изменить механизм выплат — Новости Украины

На официальном сайте Пенсионного фонда Украины опубликовали новый проект поправок в постановление правительства № 365, который предусматривает изменение процедуры выплаты пенсий для украинских граждан, проживающих на временно оккупированной части Донбасса. Об этом в субботу, 2 марта, сообщает издание «Донбасс. Комментарии».

Как отмечают правозащитники, данный проект изменений в постановление № 365 отменяет только некоторые из дискриминационных норм указанного документа, оставляя в силе часть ограничений по выплате пенсий для жителей ОРДЛО.

Среди прочего, анализируя новый документ, эксперты положительно оценили норму, которой предлагается ввести категорию граждан, которые отказались от справки ВПЛ (временно перемещенное лицо). В то же время, граждане, проживающие на оккупированной части Донбасса и не имеющие статуса ВПЛ, в документе все также не учитываются и выплата пенсий для них также не предусмотрена.

Проект поправок предлагает убрать из постановления Кабмина скандальный пункт о проведении проверок по месту жительства граждан, претендующих на пенсии. Напомним, что эта норма была признана незаконной решением Верховного Суда.

Проверки по месту жительства документ заменяет системой двойной физической идентификации получателя пенсии. Согласно его нормам, для получения выплаты гражданину придется дважды подтверждать свою личность — в Пенсионном фонде и «Ощадбанке».

Кроме того, документ предусматривает повторное введение недавно отмененных норм о прекращении пенсионных выплат на основании данных системы «Аркан».

Ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, что за четыре последних года из бюджета Украины было выплачено 80 млрд гривен пенсий для жителей оккупированной части Донецкой и Луганской областей. Такие данные озвучил представитель Украины в ТКГ в Минске Евгений Марчук.

Также мы сообщали, что в Украине появились новые условия для выплаты пенсий жителям Донбасса. Теперь им необходимо получить статус переселенцев.

Кроме этого, мы писали, что пенсионеры из Донбасса подолгу ждут судебных решений по выплате пенсий. Порой даже принятые судами решения не реализовываются.

Еще была информация, что Кабинет министров Украины разблокировал перерасчет пенсий переселенцев и жителей Донбасса. Теперь граждане, прописанные в ОРДО и ОРЛО, могут подтвердить свой стаж.

ukraine.web2ua.com

В 2019-м году Пенсионный фонд Украины будет экономить на пенсиях переселенцев » Горловская мозаика

Бюджет Пенсионного фонда Украины на 2019 год демонстрирует продолжение политики экономии средств за счет пенсионеров, переселенцев и жителей неподконтрольных украинской власти территорий.

Об этом, 12 февраля, сообщается на сайте программы «Радник з питань ВПО» («Советник по вопросам ВПЛ»).

«В 2019 году Пенсионный фонд потратит 397 млрд грн. Это почти на 444 млн гривен меньше, чем планируется получить дохода за год. То есть ПФУ удалось сбалансировать свой бюджет и даже выйти в плюс, сохраняя средств в 4 раза больше, чем в прошлом году. Однако, показательным является источник этой экономии. Судя по результатам анализа бюджета ПФУ, проведенного экспертами программы «Советник по вопросам ВПЛ», основным источником экономии стало лишение пенсии граждан, пострадавших вследствие войны», – говорится в сообщении.

Так, по данным экспертов, об этом свидетельствуют следующие факты:

На «погашение задолженности по пенсионным выплатам по решению суда», а проще говоря – возвращение законных пенсий людям, которые были лишены этих выплат и смогли через суд доказать свое право на них, в 2019 году в бюджете ПФУ предусмотрены только 50 млн грн.

«Хотя Пенсионный фонд не публикует данных об общей своей задолженности по пенсиям, по разным данным, эта цифра может достигать нескольких миллиардов гривен. Фактически в 2019 году большинство пенсионеров, которые через суд доказали свое право на пенсию, не сможет получить этих денег из-за экономии ПФУ», – объясняют эксперты.

В бюджете ни копейки не предусмотрено на выплаты текущей задолженности Пенсионного фонда внутренне перемещенным лицам, которая возникает в случаях изменения пенсионером места учета, превышением срока пребывания на неподконтрольной территории или вследствие других причин (в частности, из-за недостоверных данных системы «Аркан»).

Люди, которые потеряли дома из-за войны, лишены еще и своих гражданских прав. Право на свободное передвижение для переселенцев – это теперь вопрос выбора, как и право на пенсию.

Или получать пенсию и быть привязанным к месту регистрации в качестве ВПЛ, ожидая очередную проверку. Или же свободно путешествовать (в том числе, и на неподконтрольные территории для ухода за оставленным домом), но потерять законную пенсию.

И даже если гражданин сможет через суд обязать ПФУ выплатить ему пенсию, долги, которые образовались за время судебного рассмотрения дела, государство не вернет. По крайней мере, в этом году.

Согласно п.15 Порядка назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам, утвержденного Постановлением КМУ № 365 от 08.06.2016 (в который были внесены изменения Постановлением № 335 от 2018 года), «суммы социальных выплат, не выплаченные за прошлый период, учитываются в органе, осуществляющем социальные выплаты, и выплачиваются на условиях отдельного порядка, определенного Кабинетом министров Украины».

«Сам порядок так до сих пор и не разработан, а средств в бюджете не предусмотрено. Опять экономия», – комментируют эксперты.

Пенсия для граждан Украины, которые остались на неподконтрольных украинской власти территориях, вообще не предусмотрена.

«Еще одним источником экономии бюджета ПФУ стали граждане, которые больше всего нуждаются в помощи и защите Украины. Но, судя по бюджету ПФУ, эти надежды в 2019 году будут оставаться тщетными. От 450 до 700 тыс. граждан Украины на неподконтрольных территориях не получат никаких выплат. О них просто забыли», – отмечают эксперты.

Уменьшение выплат ежемесячной целевой денежной помощи на проживание согласно ЗУ «Об улучшении материального положения участников боевых действий и лиц с инвалидностью вследствие войны».

«В 2019 году на целевую денежную помощь этим категориям граждан предусмотрено на 10 млн грн меньше, чем в прошлом году (71 355 тыс. грн в 2019 году против 81 734 тыс. грн в 2018 году). Причины такого уменьшения непонятны. В то же время в бюджете ПФУ на 16% увеличились расходы на расчетно-кассовое обслуживание», – рассказали эксперты.

«Понятно, к чему может привести подобная экономия за счет граждан Украины. Отказываясь от своих обязательств, государство просто откладывает на время неотвратимое – выплаты из бюджета сотен миллионов гривен по искам граждан в Европейский суд по правам человека. И платить мы будем из собственных карманов, с налогов, а ни один чиновник, который принимал дискриминационные решения, не понесет наказания, даже материального», – отметил советник по вопросам ВПЛ национального уровня Дмитрий Коростелев.

Как сообщалось ранее, сейчас в Украине проживает более 500 тысяч граждан, которые являются пенсионерами и переселенцами. Еще около 700 тысяч граждан Украины – пенсионеры, которые остались на неподконтрольных украинской власти территориях.

Напомним, что в Украине действующая система назначения и контроля за социальными выплатами и выплатами пенсии для ВПЛ, в частности, Постановление Кабинета министров № 365 и внесение изменений в Постановление № 637, которые ввели более двух лет назад, частично не соответствует законодательству и Конституции.

А Постановлением № 335 Кабмин фактически «заморозил» долги по пенсиям сотням тысячам переселенцев и жителям неподконтрольной Украине территорий Донбасса.

mozaika.dn.ua

Харьков: пенсия минус справка переселенца

РИА Новости Украина

В середине июля в парламенте зарегистрировали законопроект №6692 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно права на получение пенсий отдельным категориям граждан». Он предусматривает выплату пенсий жителям неподконтрольной территории без справки внутренне перемещённого лица. О том, что изменится, если закон примут, «МедиаПорту» рассказала одна из его разработчиков, эксперт по социальным выплатам программы «Советник по вопросам ВПЛ» Ирина Лоюк, пишет Анна Соколова.

Какая ситуация сложилась с получением пенсий жителями неподконтрольной территории?

— Самая большая проблема в том, что люди, вынужденные жить на неподконтрольной территории, не могут реализовать своё право на получение пенсии. Им нужно выехать из неподконтрольной территории, получить справку внутренне перемещённого лица и только после этого оформить выплату пенсии. Эти люди заслужили свою пенсию, она уже давно им назначена и выплачивалась. Но сейчас они не могут получить ту государственную гарантию, на которую имеют право.

Кто инициировал изменения на законодательном уровне?

— Достаточно много общественных организаций, занимающихся защитой прав переселенцев, столкнулись с проблемами, которые пытается урегулировать этот закон. Во-первых, невыплата пенсий людям на неподконтрольных территориях. Во-вторых, отсутствие бумажных дел пенсионеров. Это системные проблемы, которые установлены законодательными актами.

Следовательно, программа «Советник по вопросам ВПЛ», представительство Норвежского совета по делам беженцев в Украине, Агентство ООН по делам беженцев, общественные организации «Група впливу» и «Донбасс СОС» объединились и обратились к Комитету по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения с вопросом о возможности поддержать нашу инициативу. Затем предложили текст закона, который рассматривали и правили в рабочей группе Комитета, предлагали для рассмотрения Министерству социальной политики и Пенсионному фонду. Никаких предложений от них не поступило, текст был одобрен и Комитетом, и остальными депутатами для того, чтобы продвигать его дальше.

Что изменится для пенсионеров, которые живут на неподконтрольной территории?

— У пенсионеров, которые живут на неподконтрольной территории, нет необходимости обманывать государство и получать статус ВПЛ не будучи ВПЛ. В законе мы ещё раз установили их право на получение пенсий. Затем должны быть разработаны определённые действия органов власти для того, чтобы люди могли получать пенсии независимо от статуса ВПЛ.

Также мы попытались урегулировать вопрос, когда у человека требуют бумажное пенсионное дело, если он отказывается от статуса ВПЛ. Эта проблема опять же установлена на уровне подзаконных актов и решений Пенсионного фонда, который использует их, закрывая глаза на реализацию прав людей. На самом деле у Пенсионного фонда в электронном виде есть вся необходимая информация для того, чтобы выплачивать людям пенсии. Но из-за неправильной нормы в самом подзаконном акте перестают выплачивать пенсию, если человек отказывается от статуса ВПЛ. Мы предусмотрели, что людям, пострадавшим от таких ситуаций, не нужно будет подавать бумажные документы.

Человек должен будет обратиться с заявлением в любое управление Пенсионного фонда, где ему не смогут отказать на основании того, что он не ВПЛ и проживает на неподконтрольной территории. Это то, что мы смогли установить на уровне закона.

Я правильно понимаю, что, согласно изменениям, государство будет обязано выплатить жителям неподконтрольной территории пенсию, которую они не получали из-за конфликта?

Государство и так должно было выплачивать эту пенсию. То, что государство не смогло защитить свои территории, отбить агрессию и перевести сюда своих граждан, не снимает этой обязанности. Есть постановление Кабмина, которое предусматривает выплату пенсии за всё время, когда она не проводилась. В законе не было смысла дополнительно это указывать.

Единственное, что мы прописали, — увеличить срок, за который может быть выплачена эта пенсия. Есть трёхгодичное ограничение, оно не касается только тех случаев, когда виноват Пенсионный фонд. В данном случае мы имеем белое пятно — человек не виноват, Пенсионный фонд не виноват. И получается, что пенсия может быть выплачена за предыдущие три года. Это ограничение мы попытались снять.

Как долго вы работали над законопроектом? Чей опыт брали в основу?

— Над законопроектом начали работать с декабря, а зарегистрировали его только летом. Механизм того, как это должно быть реализовано, основывался на зарубежном опыте. Недавно проходила международная конференция, организованная Норвежским советом по делам беженцев. Как нам рассказали специалисты, в Молдове идёт некая война за пенсионеров, которые находятся в Приднестровье. Там Россия выплачивает более высокие пенсии, и люди пытаются зарегистрироваться там, чтобы их получать. Это скорее пример того, что нужно избежать.

В Грузии, наоборот, делается всё, чтобы реализовать право на пенсии. Вплоть до того, что малоподвижным гражданам позволено оформлять доверенности. Есть возможность выехать из неконтролируемой территории, оформить и получить пенсию на контролируемой территории.

На каком этапе работа над законом в парламенте?

— Сейчас мы уже прошли через три комитета. Основной комитет и ещё два поддержали законопроект. Далее его рассмотрят семь комитетов. Если законопроект поддерживает основной комитет, то обычно его поддерживают и остальные комитеты. Потом будет первое чтение и исправления ко второму чтению.

У нас есть замечания от других организаций, я думаю, в ближайшее время мы ещё дополним проект и будем надеяться, что его примут.

Какие это замечания?

Когда писался законопроект, снималось ограничение по выплатам на три года. В законе звучало «начисленные, но не выплаченные» пенсии. Почему-то сейчас Пенсионный фонд перестал насчитывать назначенные людям пенсии, хотя должен это делать. Поэтому мы думаем добавить туда «начисленные и назначенные» пенсии.

Организации, работающие с проблемами переселенцев, всё больше удивляются, как извращаются органы государственной власти, и пытаются предусмотреть все возможные риски. Это техническая правка, чтобы предупредить возможную реакцию государственных органов.

Какие ещё преграды у законопроекта?

— По выводу Главного научно-экспертного управления Верховной рады, своим законом мы должны были, во-первых, снова привязать пенсии к статусу ВПЛ. Во-вторых, ограничить выплату пенсий людям, которые участвовали в террористических организациях. Но регулировать пенсионным законом способы наказания за преступления — это несколько перечит фундаментальным основа права. Если это преступление, такое, как участие в террористической организации, то наказание за него предусмотрено Уголовным кодексом.

Отнимать пенсию — это вообще не способ наказания за уголовное преступление. Человек, который совершил преступление, даже сидя в тюрьме получает свою пенсию. Никто не имеет права лишать его социальных гарантий, предусмотренных государством.

Читайте также: Кредиторы Украины обеспокоены пенсионной реформой — эксперт

На последнем заседании Комитета присутствовал глава Пенсионного фонда. От него было замечание, что законопроект не предусматривает конкретного механизма действий. Это возмутило Комитет, потому что конкретный механизм должен прописываться в подзаконных актах. Глава Пенсионного фонда также заявил, что у него государства нет денег на выплату этих пенсий. Но это проблема государства — отвечать за свои социальные гарантии перед людьми.

rian.com.ua

Вернут ли переселенцам долги по пенсиям

Несколько дней назад в Украине случилась странная, хотя вполне предсказуемая вещь. Сначала заместитель председателя правления Пенсионного фонда Владислав Машкин заявил, что в стране с выплатой пенсий переселенцам все в полном порядке. «Пенсии переселенцам выплачиваются в соответствии с действующим законодательством своевременно и в полном объеме», – сказал он.

А на следующий день премьер Владимир Гройсман, сделав крайне удивленное лицо, пообещал поручитьМинистерству труда и социальной политики все же разобраться, почему переселенцам так и… не выплачивают долги по пенсиям.

Примечательно, что это заявление было сделано в ответ на вопрос депутата Верховной Рады Сергея Сажко в ходе часа вопросов правительству в этой самой Верховной Раде.

«Многочисленные обращения внутренне перемещенных лиц свидетельствуют о прекращении пенсионных выплат и невыплате задолженности по пенсиям на основании Постановления КМУ №335 от 25 апреля 2018 года. Сейчас не выплачиваются и накапливаются пенсионные долги. Изменениями определяется, что пенсионер получает пенсию только с момента обращения в Пенсионный фонд, а долги, которые остаются на момент обращения, будут выплачены только на основании отдельного порядка, определенного Кабинетом министров. Почему на сегодня такого порядка все еще нет и когда правительство его разработает и утвердит?», – поинтересовался парламентарий.

Долги отдают только трусы?

Как известно, еще 24 апреля нынешнего года правительство приняло свое уже ставшее печально известным постановление №335, которое изменило весь механизм начисления и выплаты пенсий переселенцам.

Наибольший резонанс в этих изменения вызвало нововведение о том, что «суммы социальных выплат, не выплаченные за прошедший период, учитываются в органе, осуществляющем социальные выплаты, и выплачиваются на условиях отдельного порядка, определенного Кабинетом министров Украины». Сам порядок отдельным постановлением должно было принять правительство. Причем, никаких сроков, в которые это должно быть сделано, в принятом документе определено не было.

До этого момента, с получением долгов по пенсиям у ВПЛ не было проблем. Хотя были большие хлопоты. Каждый переселенец, которому государство по тем или иным причинам задолжало пенсию, мог получить ее по определенной процедуре. Он должен был обратиться в свой (по месту регистрации ВПЛ) территориальный орган Пенсионного фонда, который в течение 10 дней решал удовлетворить просьбу или нет. Если просьба удовлетворялась (а, обычно, так оно и было), то долг погашался частями или полностью, в зависимости от величины суммы долга.

Теперь же выплата переселенцам всех задолженностей по пенсиям, по сути, была заблокирована на неопределенный срок. Впрочем, многие эксперты были настроены оптимистично и заявляли, что правительство примет отдельный порядок выплаты долгов по пенсиям ВПЛ достаточно оперативно. Однако, шли месяцы, а судьба отдельного порядка была покрыта непроницаемым мраком…

Если речь о больших деньгах…

В такой ситуации многие переселенцы-пенсионеры и их представители пытались призывать, увещевать, стыдить и даже грозить правительству. Однако, в Кабмине, на все эти поползновения в отношении сэкономленных на пенсиях бюджетных средствах, подобно Будде, отвечали преимущественно «благородным молчанием». Это было логично. Когда в правительстве начинали честно и откровенно говорить или писать на эту тему, получалось, мягко говоря, не очень здорово.

«В 2016 году расходы на пенсионные выплаты по всей Украине составили 249,8 млрд грн… В результате проведенных мероприятий по подтверждению правомерности пенсионных выплат лицам из числа ВПЛ экономия средств Пенсионного фонда Украины составила 13,5 млрд грн… В декабре 2016 года пенсии выплачивались 548,9 тыс. пенсионеров из числа ВПЛ, что на 407,1 тыс. меньше по сравнению с соответствующим периодом 2015 года. … Уменьшение количества пенсионеров-ВПЛ, которым Украина продолжает платить пенсии, произошло из-за усиления верификационных мер со стороны Пенсионного фонда и СБУ», – говорилось в отчете Пенсионного фонда Украины за 2016 год, подписанном его председателем Андреем Зарудным.

Такой откровенный цинизм вызвал серьезный общественный резонанс. «Идет разговор о 13,5 млрд грн экономии на людях, и, хотя эти суммы должны быть начислены и должны сохраняться за каждым человеком, этого не происходит. Деньги экономятся. Мы понимаем, что в стране война, что достаточно тяжелая ситуация, но пенсии – не должны быть зависимы от ситуации. Пенсионный фонд должен эти начисления делать. Почему он этого не делает, не удалось выяснить даже у Комитета по социальной политике Верховной Рады через депутатские запросы», – прокомментировала документ спустя несколько месяцев после его появления советник по вопросам внутренне перемещенных лиц министерства труда и социальной политики Украины Ирина Лоюк.

Поначалу в правительстве пытались огрызаться. «Вот приезжает ко мне спецдокладчик ООН по вопросу о правах ВПЛ Чалока Беяни и заявляет: «Как вам не стыдно? Асад платит пенсии на неконтролируемых территориях, а вы – нет». Я ему говорю: «Вот когда вы мне расскажете, как Асад платит пенсии на территории, контролируемой ИГИЛ, тогда мы с вами и поговорим». Он обиделся – грубейшие нарушения, мол. Они не едут в Москву и не спрашивают, что здесь творится. А на нас давить совести хватает», – рассказал в прошлом году министр труда и социальной политики Андрей Рева.

«Госбюджет использует средства, которые государство обязано уплатить своим гражданам как пенсии, на что-то другое. И в результате этого, сегодня у государства большая задолженность перед ними», – сообщила менеджер программы «Советник по вопросам ВПЛ» Валерия Вершинина.

Молчание и золото

Но в какой-то момент в правительстве вообще перестали комментировать пенсионные выплаты переселенцам по существу вопроса. А если отмолчаться не получалось, то все как один повторяли, словно мантру, варианты одной и той же фразы. Но процессы экономии бюджетных средств за счет пенсионных выплат ВПЛ продолжались полным ходом.

«После принятие правительством постановления №335 чиновникам Пенсионного фонда есть прямой материальный смысл ошибаться чаще и больше. Чем больше ошибок, тем больше пенсионных выплат попадают в разряд замороженных долгов. Можно только догадываться о каких суммах сэкономленных бюджетных средств отчитается министерство социальной политики в скором будущем», – считаетадвокат «Адвокатского бюро Елены Прядко» Елена Алехина.

Однако, вернемся к свежеиспеченному заявлению премьера Владимира Гройсмана. То, что случилось несколько дней назад, не позволяло молчать «как рыба об лед». Ситуацией с пенсионными долгами ВПЛ интересовался депутат Верховной Рады в Верховной Раде во время часа вопросов правительству представителей этой самой Рады. В такой ситуации «благородное молчание» смотрелось бы немного странно и неуместно. Поэтому, глава правительства ответил на заданный вопрос. Причем, ответ был уже стандартным. Это была вариация той самой «мантры».

«Министерству социальной политики будет дано мое поручение качественно рассмотреть ваше обращение и вас проинформировать. Порядок выплаты пенсий предполагает выплату всем гражданам, которые вышли на пенсию без ограничений. Единственное, что мы понимаем, что доставить пенсии на оккупированные территории ни физически, ни практически невозможно. Поэтому, чтобы получить пенсии этим гражданам, нужно из плена выйти на свободную территорию Украины и получить свои пенсии», – заявил в ответ на заданный вопрос Владимир Гройсман.

По сути, таким ответом, глава правительства четко дал понять, что как бы не понимает, о чем, собственно, идет речь. И в каком-то смысле это также ответ на заданный вопрос. На самом деле он означает, что правительство не склонно форсировать принятие особого порядка выплат переселенцам долгов по пенсиям. Более того, оно будет затягивать его принятие столько, сколько сможет…

Процедура идет

Такое развитие событий было вполне прогнозируемым. Потому, что при наличии даже небольшого желания четырех месяцев более чем достаточно, чтобы определиться с механизмом выплат долгов пенсионерам-переселенцам. Ну, если конечно, правительство предполагает погашать эти долги само, а не оставить их в наследство следующему правительству. Тем более, что, как уже было сказано, в постановлении правительства №335 совершенно ничего не сказано о сроках, в которые особый порядок погашения пенсионных долгов ВПЛ должен быть разработан и введен в силу. Поэтому процесс, может тянуться очень долго, иногда сопровождаясь успокоительными заявлениями, похожими на это.

«На текущий момент идет определенная процедура. Идет соответствующее согласование того, каким образом должен быть правильно отлажен этот порядок осуществления выплат недополученной суммы пенсии. Кроме того, сегодня, параллельно с этим, идет наработка изменений в порядок восстановления и осуществления социальных выплат, в том числе и пенсий с учетом последнего решения суда. Думаю, что после завершения определенной работы будет проект-акт. Он будет внесен в соответствии с регламентом на рассмотрение в Кабинет министров», – сообщила в середине августа директор Департамента пенсионного обеспечения Минсоцтруда Валентина Кудин.

Что меняет решение Верховного суда?

Говоря о «последнем решении суда», Валентина Кудин имела в виду образцовое решение Верховного суда Украины от 3 мая 2018 года по делу переселенки-пенсионерки Лидии Мельниковой. Ей прекратили выплату пенсии с 1 апреля 2017 года из-за того, что она попала в так называемые «списки СБУ».

Верховный суд пришел к выводу, что Пенсионный фонд не может законным образом остановить пенсионные выплаты переселенцам на основании любых верификаций, связанных с местом проживания и даже страной проживания ВПЛ. Основанием для остановки выплаты пенсии может быть только закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» или другой закон. Но никак не принятое правительством постановление.

4 сентября Большая палата Верховного суда Украины согласилась с такими выводами и подвела под этой судебной тяжбой черту. Впрочем, не только под этой. Так как дело было образцовым, можно говорить о том, что все последующие решения окружных административных судов должны быть аналогичными.

Некоторая пикантность ситуации заключается в том, что Верховный суд в своем решении постановил обязать Пенсионный фонд возобновить выплату пенсии Лидии Мельниковой с… 1 апреля 2017 года. Нетрудно заметить, что такое решение входит в противоречие с тезисом постановления правительства №335 о том, что долги по пенсиям выплачиваются только согласно особому порядку, утвержденному (вернее – не утвержденному) правительством.

«Постановление №335 Кабинета министров идет вразрез с решением Верховного суда по образцовому делу, где четко сказано, что компенсация недополученных пенсий переселенцам должна быть выплачена с момента их прекращения. В Постановлении №335 говорится, что задолженность Пенсионного фонда по выплатам должна быть возвращена ВПЛ, но не с момента их прекращения, а максимум за полгода. В Конституции написано, что суд выносит окончательное решение, и оно является обязательным для всех государственных органов, если это касается административных судебных дел. Но сейчас Пенсионный фонд собирается создавать комиссию, которая будет рассматривать решение, вынесенное судом в пользу пенсионера, и решать… платить или не платить, и если платить, то какую сумму», – рассказала координатор по адвокации Благотворительного фонда «Право на защиту» Дарина Толкач.

«В решении Верховного суда очень много разных моментов, которые необходимо учитывать при его исполнении. Для временно перемещенных лиц существует отдельный порядок регистрации, подачи заявлений, получения пенсии, которые нами придерживаются. Верховный суд по отдельным позициям сказал, что прекращение выплаты пенсий по спискам, которые предоставляются правоохранительными органами, необходимо прекратить. Все решения судов, которые у нас есть, мы исполняем в соответствии с законодательством», – в свою очередь парировал заместитель председателя правления Пенсионного фонда Владислав Машкин.

Нельзя не признать, что реально складывающаяся ситуация явно не обещает разблокирования выплат по пенсионным долгам переселенцам в ближайшем обозримом будущем. Увы.

nk.org.ua