Условия назначения трудовой пенсии – Трудовые пенсии по старости: понятие, условия назначения, размер — Право социального обеспечения

2.3. Условия назначения трудовой пенсии. Пенсия: расчет и порядок оформления

2.3. Условия назначения трудовой пенсии

Для разных категорий граждан трудовая пенсия начисляется по разным основаниям.

Трудовая пенсия по старости назначается при достижении пенсионного возраста (мужчины – 60 лет и женщины – 55 лет). Население старше пенсионного возраста условно признается нетрудоспособным.

Если раньше для установления трудовой пенсии по старости всегда требовался общий трудовой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, то сейчас вместо общего трудового стажа требуется страховой стаж, продолжительность которого должна составлять не менее 5 лет, подтвержденный уплатой страховых взносов. Это требование одинаково как для женщин, так и для мужчин.

Считается, что в России – один из самых низких пенсионных возрастов в мире, он был установлен в 1932 г. на основе обследований рабочих, выходящих на пенсию по инвалидности, и с тех по не повышался, хотя характер и условия труда заметно изменились.

Действующим пенсионным законодательством установлен для мужчин и женщин разный возраст выхода на пенсию по старости и необходимый трудовой стаж для назначения трудовой пенсии на общих основаниях и на льготных условиях исходя из особой социальной роли женщины в обществе, связанной с материнством.

Это не исключает в дальнейшем, при проведении пенсионной реформы, возможности решения вопроса о повышении возраста выхода на заслуженный отдых. Продолжительность жизни россиян в 2010 г. прогнозируется Росстатом на уровне 60,3 лет для мужчин и 74,6 лет для женщин.

К этому вопросу обещают вернуться после 2020 г., когда, согласно стратегии социально-экономического развития, производительность труда в стране увеличится в три-четыре раза. Сегодня же не все россияне доживают до пенсионного возраста, поэтому в ближайшее десятилетие в нашей стране не планируется повышение пенсионного возраста. Но в перспективе такой вопрос рано или поздно России придется решать.

Для граждан европейских стран характерны различия не только в пенсионном возрасте, но и в продолжительности трудового стажа. Так пенсионный возраст для женщин и мужчин во Франции – 60 лет, в Германии – 65 лет (с 2012 г. – постепенное увеличение до 67 лет), в Исландии и Швеции – 67 лет.

Для преодоления тяжелых последствий кризиса Британское правительство, например, подготовило законопроект, отменяющий предельный возраст для выхода на пенсию, который сейчас составляет 65 лет. В результате люди смогут работать столько, сколько они сами посчитают необходимым.

В Европе для получения минимальной государственной пенсии нужно отработать не менее 30–40 лет (без учета льготных схем). Это связано с увеличением затрат на содержание растущего числа пенсионеров. Как видим, каждая страна по-своему решает проблему гендерного различия в пенсионном обеспечении своих граждан – в зависимости от сложившихся условий.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в зависимости от группы инвалидности, определяемой по медицинским показаниям, и наличия страхового стажа. Она не зависит от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Для приобретения права на трудовую пенсию по инвалидности достаточно подтвердить факт наличия страхового стажа, продолжительность которого может быть минимальной – 1 день.

При полном отсутствии страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Таким образом, инвалидность является основанием для назначения и выплаты трудовой пенсии по инвалидности при наличии страхового стажа либо социальной пенсии по инвалидности при его отсутствии.

Законом также не предусмотрено наличие стажа при назначении пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания и пенсий по случаю потери кормильца в случае смерти вследствие трудового увечья или профессионального заболевания либо при пенсионном обеспечении инвалидов из числа военнослужащих. Для этой категории лиц достаточно установить факт работы в момент получения инвалидности или смерти, в период которой лицо подлежало социальному страхованию, или факт прохождения военной службы.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспособным гражданам независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

При полном отсутствии страхового стажа, а также в случае наступления смерти кормильца вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, установленных в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Глава II. Условия назначения трудовых пенсий

Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости

1. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

2. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Статья 8. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности

1. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.

2. Порядок признания органами Государственной медико-социальной экспертизы гражданина инвалидом, порядок установления периода инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности, порядок установления времени наступления инвалидности и причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

4. При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». При этом применяется пункт 5 настоящей статьи.

5. При наличии пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, признанного инвалидом, накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливается этому застрахованному лицу не ранее достижения им возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, а инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, — независимо от возраста; лицам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), диспропорциональным карликам и инвалидам по зрению, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, — не ранее достижения ими возраста, предусмотренного статьей 28 настоящего Федерального закона соответственно.

Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности;

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

3. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

4. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

5. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

6. Члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

7. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

8. Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети — наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

9. Отчим и мачеха имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи, которые подтверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

10. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи.

11. При полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа, а также в случае наступления его смерти вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия в связи со смертью кормильца в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». При этом применяется пункт 12 настоящей статьи.

12. В случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 6 статьи 16 настоящего Федерального закона. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в пункте 6 статьи 16 настоящего Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.

studfiles.net

Условия назначения трудовой пенсии — Виртуальная школа пенсионера

Подробности
Категория: Виды и условия назначения трудовой пенсии

Для разных категорий граждан трудовая пенсия начисляется по разным основа­ниям.

Трудовая пенсия по старости назначается при достижении пенсионного воз­раста (мужчины — 60 лет и женщины — 55 лет). Население старше пенсионного возраста условно признается нетрудоспособным.

Если раньше для установления трудовой пенсии по старости всегда требовал­ся общий трудовой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, то сей­час вместо общего трудового стажа требуется страховой стаж, продолжительность которого должна составлять не менее 5 лет, подтвержденный уплатой страховых взносов.

Это требование одинаково как для женщин, так и для мужчин.

Считается, что в России — один из самых низких пенсионных возрастов в мире, он был установлен в 1932 г. на основе обследований рабочих, выходящих на пен­сию по инвалидности, и с тех по не повышался, хотя характер и условия труда за­метно изменились.

Действующим пенсионным законодательством установлен для мужчин и жен­щин разный возраст выхода на пенсию по старости и необходимый трудовой стаж для назначения трудовой пенсии на общих основаниях и на льготных условиях исходя из особой социальной роли женщины в обществе, связанной с материн­ством.

Это не исключает в дальнейшем, при проведении пенсионной реформы, воз­можности решения вопроса о повышении возраста выхода на трудовую пенсию. Продолжительность жизни россиян в 2010 г. прогнозируется Росстатом на уровне 60,3 лет для мужчин и 74,6 лет для женщин.

К этому вопросу обещают вернуться после 2020 г., когда, согласно стратегии социально-экономического развития, производительность труда в стране увели­чится в три-четыре раза.

Сегодня же не все россияне доживают до пенсионного возраста, поэтому в ближайшее десятилетие в нашей стране не планируется по­вышение пенсионного возраста. Но в перспективе такой вопрос рано или поздно России придется решать.

Справочно. Для граждан европейских стран характерны различия не только в пенсионном возрасте, но и в продолжительности трудового стажа. Так пенсионный возраст для женщин и мужчин во Франции — 60 лет, в Германии — 65 лет (с 2012 г. — посте­пенное увеличение до 67 лет), в Исландии и Швеции — 67 лет.

Для преодоления тяжелых последствий кризиса Британское правительство, на­пример, подготовило законопроект, отменяющий предельный возраст для выхода на пенсию, который сейчас составляет 65 лет. В результате люди смогут работать столько, сколько они сами посчитают необходимым.

В Европе для получения минимальной государственной пенсии нужно отрабо­тать не менее 30-40 лет (без учета льготных схем). Это связано с увеличением за­трат на содержание растущего числа пенсионеров. Как видим, каждая страна по-своему решает проблему тендерного различия в пенсионном обеспечении своих граждан — в зависимости от сложившихся условий.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в зависимости от группы инвалидности, определяемой по медицинским показаниям, и наличия страхового стажа. Она не зависит от того, наступила ли инвалидность в период работы, до по­ступления на работу или после прекращения работы.

Для приобретения права на трудовую пенсию по инвалидности достаточно подтвердить факт наличия страхового стажа, продолжительность которого может быть минимальной — 1 день.

При полном отсутствии страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Таким образом, инвалидность является основанием для назначения и выплаты трудовой пенсии по инвалидности при наличии страхового стажа либо социаль­ной пенсии по инвалидности при его отсутствии.

Законом также не предусмотрено наличие стажа при назначении пенсий по ин­валидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания и пен­сий по случаю потери кормильца в случае смерти вследствие трудового увечья или профессионального заболевания либо при пенсионном обеспечении инвалидов из числа военнослужащих.

Для этой категории лиц достаточно установить факт работы в момент получения инвалидности или смерти, в период которой лицо под­лежало социальному страхованию, или факт прохождения военной службы.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспо­собным гражданам независимо от продолжительности страхового стажа кормиль­ца, а также от причины и времени наступления его смерти.

Члены семьи умерше­го кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

При полном отсутствии страхового стажа, а также в случае наступления смер­ти кормильца вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого де­яния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, установленных в су­дебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспе­чении в Российской Федерации».

PS. Если материал «Условия назначения трудовой пенсии» оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи и оставьте свой комментарий в конце статьи. Поделитесь с друзьями в социальных сетях. Они будут Вам благодарны.

Колесов Г.Б.,
независимый пенсионный консультант,
эксперт по пенсионному и финансовому планированию

www.ypensioner.ru

Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему трудовых пенсий:

Виды трудовых пенсий и их структура
Виды и условия назначения трудовой пенсии
Документы для назначения трудовой пенсии
Лица, имеющие право на трудовую пенсию
Примеры назначения трудовых пенсий
Условия назначения трудовой пенсии
Виды трудового стажа
Непрерывный трудовой стаж
Общий трудовой стаж
Примеры подсчета трудового стажа
Специальный трудовой стаж
Страховой стаж
Размеры трудовой пенсии по старости
Методика расчета трудовой пенсии по старости
Накопительная часть трудовой пенсии по старости
Страховая часть трудовой пенсии по старости
Трудовая пенсия по старости: Право и Условия назначения
Трудовая пенсия по старости: Принципы формирования
Примеры расчета трудовой пенсии по старости
Размеры трудовой пенсии по инвалидности
Компенсационные выплаты
Накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности
Страховая часть трудовой пенсии по инвалидности
Размеры трудовых пенсий по случаю потери кормильца
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца: Право и условия назначения
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца: Принципы формирования
Страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению
Пенсии федеральных государственных служащих
Пенсионное обеспечение военнослужащих
Пенсии нетрудоспособных граждан
Пенсии индивидуальных предпринимателей
Досрочные трудовые пенсии
Вся правда о досрочных пенсиях
Выплата и доставка пенсии
Защита пенсионных прав в суде
Как оформить выход на пенсию
Механизм перерасчета пенсий
Наследование пенсионных накоплений
Пенсия при смене места жительства
Удержания из пенсий
Выплаты, назначаемые дополнительно к пенсии
Федеральная и региональная социальная доплата к пенсии
Выплаты по уходу за нетрудоспособными
Компенсационные выплаты вместо социальных услуг
Наследование не выплаченных сумм пенсий
Конвертация и валоризация пенсионных прав

  • < Назад
  • Вперёд >

www.ypensioner.ru

Условия назначения трудовых пенсий

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение……………………………………………………………………

§1. Понятие и виды трудовых пенсий……………………………………

§2. Условия назначения трудовой пенсии по старости…………………

§3. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности……………

§4. Условия назначения трудовой пенсии по СПК………………………

Заключение…………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………..

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Одним из важнейших элементов федеральной  системы социального обеспечения  России является пенсионная система. Процесс  формирования этой системы достаточно длительный и болезненный, так как  объективно обусловлен другим глобальным процессом – возрождением российской экономики и созданием в стране ответствующих условий для ее эффективного функционирования. Поскольку  право лишь отражает внутреннюю логику экономических процессов, можно  с уверенностью констатировать, что  российское право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль в общей системе права, переживает на современном этапе свое второе рождение.

     К началу 2002г. в России насчитывалось  около 39 млн. пенсионеров. Подавляющее  большинство из них (свыше 90%) получали пенсию в соответствии с Законом  Российской Федерации «О государственных  пенсиях в Российской Федерации». Все пенсии, которые выплачивались  на основании этого закона именовались  трудовыми пенсиями, так как они  устанавливались в связи с  трудовой деятельностью. Почти для  всех пенсионеров пенсия является основным источником средств к существованию. Все это предопределяло и предопределяет до сих пор повышенную значимость пенсионной системы в России. Без хорошей пенсионной системы, отвечающей интересам населения и гарантирующей достойную жизнь человеку в пенсионный период его жизни, не может эффективно функционировать и развиваться вся система социального обеспечения.

     Целью исследования является рассмотрение  условий предоставления трудовых пенсий.

     В соответствии с целью работы перед  нами стоят следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие и виды трудовых пенсий;
  2. обозначить условия предоставления трудовой пенсии по старости;
  3. рассмотреть условия предоставления трудовой пенсии по инвалидности;
  4. рассмотреть условия назначения трудовой пенсии по СПК.

     Работа  состоит из введения, двух глав, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ 

     Пенсии  как форма социальной защиты нетрудоспособных посредством социального страхования или бюджетного финансирования появились в конце XIX – начале XX в. При этом на первом этапе были введены пенсии по инвалидности, а затем пенсии по старости.1

     Пенсия  – это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных  средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца.

     В Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 трудовая пенсия определена как ежемесячная денежная выплата  для компенсации гражданам заработной платы или дохода, которые получали лица, застрахованные в системе пенсионного  страхования, перед назначением  им трудовой пенсии.

     В соответствии с действующим законодательством  пенсии можно классифицировать на пенсии по государственному пенсионному обеспечению  и трудовые пенсии.2

     Трудовые  пенсии финансируются за счет средств страхователей (работодателей), уплачиваемых в виде части единого социального налога, и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета.

     Базовая часть в структуре трудовой пенсии является государственной гарантией  минимального пенсионного обеспечения  граждан при наличии у них: для пенсии по старости – не менее 5 лет страхового стажа, для пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца – не менее одного дня  страхового стажа.

     Трудовая  пенсия – ежемесячная денежная выплата  в целях компенсации гражданам  заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены их семьи в связи со смертью  этих лиц, и право на которую определено в соответствии с условиями и  нормами, установленными Законом о  трудовых пенсиях.

     Виды  трудовых пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца.3

     Пункты 2 и 3 ст. 5 Закона № 173 – ФЗ определяют структуру трудовой пенсии, устанавливаемой  в соответствии с этим Законом.

     Соответственно, трудовая пенсия по старости и по инвалидности состоит и трех частей:

     — базовой;

     — страховой;

     — накопительной.

     Базовая часть трудовой пенсии является единой федеральной гарантией фиксированного дохода в старости, инвалидности и  при потере кормильца. Размер базовой  части трудовой пенсии определяют исключительно  социальные факторы – жизненные  обстоятельства, а также установленные  государством минимальные гарантии в сфере пенсионного обеспечения.

     Страховая часть трудовой пенсии зависит только от результатов труда конкретного  человека, которые оцениваются на основании накопленных гражданином  пенсионных прав в связи с уплатой  страховых платежей и устанавливается в дифференцированной сумме.

     Накопительная часть трудовой пенсии определяется индивидуальными пенсионными накоплениями застрахованного лица и призвана обеспечит ему в старости высокий уровень материального достатка.

     Трудовая  пенсия по случаю потери кормильца  состоит не из трех, а из двух частей: базовой и страховой.

     В соответствии с п. 12 ст. 9 Закона № 173 – ФЗ в случае, если смерть застрахованного  лица наступила до назначения ему  накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера  этой части указанной пенсии с  учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные с специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения этих средств.

     В соответствие со ст. 3 Закона о трудовых пенсиях право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным  законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Но есть граждане, которые  по каким-либо причинам не приобрели  право на трудовую пенсию. Например, достигли пенсионного возраста, но не имеют пяти лет страхового стажа  и не являются инвалидами.

     Таким гражданам может быть установлена  социальная пенсия в соответствии с  Законом № 166-ФЗ. Для назначения этого  вида пенсии по государственному пенсионному  обеспечению не требуется вообще никакого страхового стажа. Однако условия  установления социальной пенсии являются более жесткими, чем трудовой пенсии.

     Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных  российским законодательством или  международным договором.4 
 
 

§ 2. УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ 

     К общим условиям возникновения права  на трудовую пенсию относят:

     1) наличие российского гражданства,  либо постоянное проживание на  территории российской Федерации  (данное условие необходимо для  возникновения права на трудовую  пенсию у лиц, которые не  имеют российского гражданства);

     2) наличие статуса застрахованного  лица в системе обязательного  пенсионного страхования Российской  Федерации либо нетрудоспособного  члена семьи умершего, который  был застрахован в этой системе;

     3) наличие средств, учтенных в  специальной части индивидуального  лицевого счета застрахованного  лица.

     Для назначения трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на общих основаниях, помимо соблюдения общих условий  предусмотренных ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, необходимо одновременное  выполнение двух специальных условий:

  1. достижение определенного возраста;
  2. наличие определенной продолжительности страхового стажа.5

     Таким образом, пенсия по старости – это  такая пенсия, которая устанавливается  в связи с достижением определенного  возраста и в то же время при  наличии соответствующего трудового  стажа.

     В п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ указан возраст, по достижении которого возможна реализация права  на обязательное пенсионное обеспечение  по старости. Данный возраст определен  в полных годах и называется общеустановленным пенсионным возрастом. Общеустановленный пенсионный возраст дифференцируется по признаку пола и составляет для мужчин 60 лет, для женщин – 55 лет.

     Следует отметить, что общеустановленный  пенсионный возраст в нашей стране остается неизменным на протяжении длительного  времени, несмотря на постоянные дискуссии  среди специалистов и политиков  о необходимости его постепенного повышения по опыту большинства  стран мира.6

     Дело  в том что многие наши соотечественники не доживают до «своего» низкого пенсионного возраста, особенно мужчины. Вместе с тем граждане, вышедшие на пенсию в 60 и 55 лет, живут не дольше, чем граждане, перешедшие на пенсию в других странах в более высоком возрасте (например, в 65 лет мужчины и 60 лет женщины).

     Решать  проблему облегчения пенсионной нагрузки путем повышения пенсионного  возраста в ближайшей перспективе  – это не выход из положения. При  сохранении сложившейся ситуации повышение  возраста лишь временно облегчит пенсионную нагрузку. Выход в другом – в незамедлительном устранении социально-экономических причин, объективно порождающих увеличение пенсионной нагрузки на занятое в народном хозяйстве население.

     В нашей стране действительно низкий пенсионный возраст, но фактически он не ниже, чем в других странах, так  как жизнь у нас короче и  обусловлено это не генетическими  особенностями людей, а сложившимися условиями их жизни.7

     Российский  же законодатель пошел по другому  пути – оставив неизменным традиционный для нашей страны пенсионный возраст 60-55 лет, предусмотрел в дальнейшем существенный стимул для добровольного  выхода на страховую часть трудовой пенсии по старости в более позднем  возрасте, что предусмотрено п. 7 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.8

     В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ застрахованное лицо, которое достигло общеустановленного пенсионного возраста, имеет право  на трудовую пенсию по старости при  наличии у него не менее пяти лет  страхового стажа. Это требование одинаково  как для женщин, так и для  мужчин.

     Если  у лица, достигшего общеустановленного пенсионного возраста и обращающегося за назначением трудовой пенсии по старости, отсутствует необходимая продолжительность страхового стажа, например, имеется только 4 года и шесть месяцев, трудовая пенсия по старости не может быть назначена.

stud24.ru

I.Виды, составные части и условия назначения трудовой пенсии

Ведущее место в российской пенсионной системе принадлежит трудовым пенсиям. Основанием для получения этой разновидности пенсионного обеспечения приобретает подавляющая масса занятых в производственной сфере и обслуживанию.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ (далее Закон о трудовых пенсиях) вступил в действие 1 января 2002 г.

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода. Которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом о трудовых пенсиях.

Лица, имеющие право на трудовую пенсию

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой части закона о трудовых пенсиях, в случаях, предусмотренных статьей 9 Федерального закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Виды трудовых пенсий

Подавляющее число пенсионеров (ны­нешних и будущих) подпадает под действие Закона о трудовых пенсиях. Этим За­коном предусмотрены трудовые пенсии:

— по старости;

— по инвалидности;

— по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

1)базовой части;

2)страховой части;

3) накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:

1) базовой части;

2)страховой части.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам право на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Для назначения трудовой пенсии инва­лидам требуется подтвердить ограничение способности к трудовой деятельнос­ти III, II и I степени. Однако до 1 января 2004 г. на равных основаниях пенсия устанавливается соответственно инва­лидам I, II и III групп.

Отсутствие в Законе трудовой пенсии за выслугу лет не означает, что лица, имеющие длительный профессиональный стаж, утратили право на пенсионное обес­печение. Но теперь такая пенсия имену­ется досрочной пенсией по старости.

Источники и составные части трудовой пенсии

По новому пенсионному законодательству, вступившему в действие с 1 ян­варя 2002 г., трудовая пенсия российского гражданина будет состоять из трех частей — базовой, страховой и накопительной (причем право на последнюю приобретают только более молодые возрастные группы — мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1958 года рождения и моложе).

Эти части существенно различаются между собой по порядку назначения, источникам и способам формирования источников для их финансирования.

Базовая пенсия по сути представляет государственное пособие по старости и утрате дохода в форме заработной платы, назначаемое всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста (по новому законодательству он равен для мужчин, как и ранее, 60 годам, для женщин — 55). Второе, кроме достижения пенсионного возраста, условие назначения базовой пенсии — наличие не менее пяти учтенных в системе пенсионного обеспечения и оплаченных страховых лет. Только в этом случае по новому законодательству у государства возникают обязательства по выплате базовой части пенсии, которые оно обязано выполнять независимо от |того, прекратил застрахованный работать или нет.

Размер базовой пенсии будет утверждаться ежегодно в Законе о федераль­ном бюджете вместе с указанием того объема финансовых ресурсов, которыми должны быть обеспечены необходимые объемы выплат.

Одним из важнейших показателей для назначения трудовой пенсии является в соответствии с Законом страховой стаж, в который включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполненные на территории Российской Федерации , т.е. граждане Российской Федерации, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию и за которых уплачивались обязательные страховые взносы.

При подсчете страхового стажа учитывается то обстоятельство, что он подразделяется на часть стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного и часть стажа после регистрации. Часть стажа, предшествующая регистрации, должна подтверждаться документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателем. После регистрации страховой стаж подтверждается данными индивидуального (персонифицированного) учета.

Источником финансирования базовой пенсии является федеральный налог, собираемый налоговыми органами в федеральный бюджет. По нормам утверждаемым законами о федеральном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда на тот или иной год, собранные таким образом средства перечисляются в бюджет ПФР и становятся источниками финансирования выплат базовой части пенсии. Сегодня механизмом, обеспечивающим сбор и поступление средств на эти цели, является единый социальный налог (ЕСН). Однако обсуждаются возможности выделения из ЕСН прямого пенсионного налога с перспективой уменьшения его и снижения налогового бремени на работодателей, осуществляющих уплату налогов и страховых платежей за своих работников.

Страховая часть пенсии формируется и финансируется в рамках системы государственного пенсионного страхования, ядром которой является Пенсион­ный фонд Российской Федерации.

Источником финансирования страховой части пенсии является страховой платеж, собираемый налоговыми органами и перечисляемый в бюджет Пенси­онного фонда. Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных, фиксируясь в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных счетах. Сами же поступившие средства идут после этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Та­ким образом, на личных страховых счетах будет происходить накопление не непосредственно средств, а обязательств государства перед гражданином.

Размер страхового платежа для разных возрастных групп различен. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1957 года рождения он установлен в размере 14% от размера их заработной платы. Для мужчин. родившихся в интервале от 1953 до 1967 гг., и женщин в интервале от 1958 до 1967 г. он составляет 12 %. И, наконец, для тех, кто родился после 1967 г. тариф платежа предусмотрено в период с 2002 по 2006 гг. снижать по одному процен­ту в год — с 11% в 2002 до 8% в 2006.

В отличие от базовой части пенсии, которая ни в коей мере не связана с тем, сколько зарабатывал пенсионер до выхода на пенсию, страховая часть непос­редственно зависит от размера заработной платы застрахованного. Чем выше размер заработной платы, тем выше страховые платежи с нее и, следовательно, тем выше размер будущей пенсии.

Накопление источников для финансирования страховой части и ее назначение при выходе на пенсию будет происходить следующим образом: страховые платежи поступают на лицевые счета граждан и суммируются там. Получен­ный объем накопленных прав (пенсионный капитал) регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и пенсии нынешних пенсионеров. Это тоже дает прирост пенсионного капитала. К моменту выхода на пенсию образовавшаяся сумма пенсионных обязательств окончательно выверяется и делится на средний расчетный период нахождения на пенсии — новым законодательством он установлен в размере 228 выплатных месяцев. Получившаяся величи­на и составляет размер ежемесячной страховой выплаты будущего пенсионера, которая будет по нормам закона повышаться путем индексации.

В отличие от базовой части, которую государство обязано выплачивать безусловно после достижения работником пенсионного возраста, страховую часть пенсионер по своему выбору может получать в полном или частичном размере, а может вообще отказаться от получения ее. Последнее дает возможность существенно активизировать накопление обязательств на личных счетах и существенное (до 55-60%) увеличение страховой пенсионной выплаты.

Когда законодатель рассматривал эту норму, высказывались серьезные сомнения по поводу того, будут ли пенсионеры пользоваться ею. Как показал опыт первого полугодия пенсионной реформы, уже сегодня в разных регионах от 3 до 5% выходящих на пенсию но новым нормам отказываются от получения страховой ее части. Такой выбор, как правило, делают получатели высоких зарплат, продолжающие после выхода на пенсию работать, т.е. та самая категория, для которой и была задумана данная норма.

Накопительная часть пенсии по сути является разновидностью страховой. Она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из 14-процентного страхового взноса. Но в отличие от страховой части, средства, направляемые на накопление, будут не расходоваться на выплату текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего, в итоге, увеличить размер их пенсий.

Размер тарифа накопительных отчислений для разных возрастных групп различен. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 до 1967 гг., и женщин в интервале от 1953 до 1967 гг. на накопление выделяется 2 % из 14 % страховых платежей, которые делает в их интересах работодатель. Для тех же, кто родился после 1967г., законом предусмотрено постепенное повышение накопительных отчислений с 3 % в 2002 г. до 6 % в 2006 г.

Накопительные отчисления будут поступать на специальную часть лицевого счета застрахованного. Начиная с 2003 г. граждане, имеющие в составе лицевого пенсионного счета накопительную специальную часть, смогут принимать решения об инвестировании своих пенсионных накоплений (которые, впрочем, будут по правовому статусу оставаться в федеральной собственности) в те или иные виды активов, предлагаемые государственными агентами и управляющими компаниями. А с 2004 г. они могут направлять накопительные средства и в проекты, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами1.

На первом этапе пенсионной реформы у россиян, выходящих на пенсию, в ее составе будут только две части — базовая и страховая. Первые пенсионеры, у которых в составе пенсии будет и накопительная часть, появятся только в 2012 году.

Рассмотрим все эти виды трудовой пенсии, их структуру и примеры расчетов подробнее.

studfiles.net

4.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по старости. Пенсия: расчет и порядок оформления

4.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по старости

Трудовая пенсия по старости определяется с учетом пенсионных прав граждан и суммы страховых взносов, перечисленных в ПФ. Право на трудовую пенсию по старости имеют: мужчины в возрасте 60 лет и женщины в возрасте 55 лет при страховом стаже не менее 5 лет. Отдельные категории граждан имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии при условиях, предусмотренных пенсионным законодательством.

Трудовая пенсия, которую работник будет получать при выходе на пенсию, теперь складывается из двух частей: страховой и накопительной для мужчин и женщин моложе 1967 г. р. Для мужчин и женщин старше указанного возраста трудовая пенсия по старости состоит только из страховой части.

Страховая часть пенсии зависит от продолжительности страхового стажа и заработной платы, но ее размеры ограничиваются государственными нормативами.

Накопительная часть – сейчас это 6 % от зарплаты работника, которые ежемесячно накапливаются на именном пенсионном счете, и зависит от величины страховых платежей, накопительных отчислений и дохода от их инвестирования. Чем выше платежи, тем больше пенсия.

Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

П = СЧ + НЧ,

где П – размер трудовой пенсии по старости; СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости; НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Виды и условия назначения трудовой пенсии

Виды и условия назначения трудовой пенсии

Для разных категорий граждан трудовая пенсия начисляется по разным основа­ниям.

Трудовая пенсия по старости назначается при достижении пенсионного воз­раста (мужчины — 60 лет и женщины — 55 лет). Население старше пенсионного возраста условно признается нетрудоспособным.

Если раньше для установления трудовой пенсии по старости всегда требовал­ся общий трудовой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, то сей­час вместо общего трудового стажа требуется страховой стаж, продолжительность которого должна составлять не менее 5 лет, подтвержденный уплатой страховых взносов.

Это требование одинаково как для женщин, так и для мужчин.

Подробнее…

Виды и условия назначения трудовой пенсии

Трудовые пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях», который содержит следующие виды пенсий:

  • трудовая пенсия по старости;
  • трудовая пенсия по инвалидности;
  • трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

В настоящее время трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности может состоять из двух частей: страховой и накопительной — для мужчин и женщин моложе 1967 г. р.

Для мужчин и женщин старше указанного возраста трудовая пенсия по старости состоит только из страховой части.

Размер каждой части исчисляется и изменяется по определенным правилам.

Подробнее…

www.ypensioner.ru