Законы федеральные и региональные – Правовая система Российской Федерации — Википедия

Правовая система Российской Федерации — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 декабря 2017; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 декабря 2017; проверки требуют 3 правки.

Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики.

Источниками права в России являются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы.

Конституция является первоисточником права в России, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы (часть 1 статьи 15 Конституции РФ). Любой акт, противоречащий Конституции, признаётся недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменён, либо изменён.

Несмотря на тот факт, что такое понятие, как правовая система повсеместно используется в юридической литературе, научных исследованиях, правотворчестве, в современной юридической науке нет единого подхода к определению правовой системы и ее структуры. Также существуют различные представления об этой проблеме, как на внутригосударственном, так и на международно-правовом уровнях, поэтому даже в наше время этот вопрос остается достаточно дискуссионным и актуальным для юридической теории. Вопрос понимания правовой системы активно обсуждается в отечественных ученых кругах с 60-х годов прошлого столетия. Ведутся активные споры по поводу критериев правовой системы, которые также довольно часто рассматриваются, как элементы правовой системы, соотношения правовой системы и системы права государства, предмета, объема и содержания понятия прав

ru.wikipedia.org

5. Понятие и система регионального законодательства.

Термин «региональное законодательство» является синонимом термина «законодательство субъектов Российской Федерации». Последний термин является более точным. Тем не менее использование термина «региональное законодательство» оправдано. Субъекты Российской Федерации часто называются регионами даже в официальных документах. Конечно, термин «регион» не имеет эксклюзивной привязки к субъекту Российской Федерации. Регионом можно назвать и территорию Российской Федерации, включающую несколько субъектов Российской Федерации, а в глобальном плане также и часть территории земного шара, включающую несколько государств. И все же, когда говорят о регионах России, чаще всего подразумевают субъекты Российской Федерации. Такая тенденция становится все более отчетливой. Это, кстати, проявляется и в употреблении термина «региональное законодательство», который имеет однозначное толкование (употребление) как «законодательство субъектов Российской Федерации» Самое важное (и трудное) в определении понятия регионального (а равно и федерального) законодательства — установить его состав. Бесспорно, что законодательство вообще и региональное законодательство в частности составляют нормативные правовые акты. Сложнее определить, какие виды нормативных правовых актов входят в состав законодательства: только законы или помимо них также и другие виды нормативных правовых актов. Ответ на этот вопрос важен с практической точки зрения, поскольку термин «законодательство» широко используется в нормативных правовых актах, и для правильного применения правовых норм необходимо знать, какие нормативные правовые акты скрываются под этим термином.

Во-первых, правотворческая и правоприменительная практика не может обойтись без краткого (из одного слова) термина, обозначающего всю совокупность нормативных правовых актов. И эта многолетняя практика не нашла и, видимо, уже не найдет иного термина, кроме как «законодательство». Практика, которая, как известно, является критерием истины, сама ориентирована на использование термина «законодательство» в широком смысле, т.е. как совокупности нормативных правовых актов.

Во-вторых, термин «законодательство» используется в широком смысле в большинстве нормативных правовых актов и прежде всего в Конституции Российской Федерации (в частности, в статьях 5,71, 72).

В-третьих, от широкого понимания законодательства авторитет и значение собственно законов ничуть н уменьшаются (как иногда утверждается в литературе). Юридическая сила закона обеспечивается не терминологией, а четкими1 ясными законодательными положениями. Любой нормативный правовой акт и законодательный, и подзаконньий — должен 6ЫТЬ авторитетным и должен исполняться.

В-четвертых, известная условность термина «законодательство» при его широкой трактовке не должна сi1ущать. Сам термин «закон» имеет как узкое значение (нормативный правовой акт, принятый органом законодательной власти), так и широкое (нормативный правовой акт вообще). Термин «законодательство» сформировался задолго до того, как в России термин «закон» получил узко специальное значение.

Очень важно, чтобы и наука, и законодатель (сначала наука, а вслед за ней законодатель) скорее выработалi4 и закрепили единое решение проблемы. В тех случаях, когда состаi3 законодательства в целом или какой-либо его части не установлен, при толковании использованного в правовом акте термина «законодательство» следует исходить из смысла и контекста правового акта и состава законодательства соответствующей отрасли права (например, согласно Гражданскому кодексу Российской федерации гражданское законодательство включает только федеральные законы).

studfiles.net

62. Обеспечение верховенства Федеральных законов на территории субъектов рф. Разрешение коллизий законодательства федерации и субъектов рф.

Коллизионное право — это совокупность норм, на основе которых разрешаются противоречия между нормами права различных государств либо их частей. В РФ коллизионные нормы применяются при разрешении коллизий между российским и зарубежным законодат-вом, а также между федеральным законодат-вом и законодат-вом субъектов Федерации. Эти нормы содержатся в международных договорах РФ, а также в актах фед. законодат-ва и в договорах РФ с конкретными ее субъектами.

Порядок разрешения коллизий между федеральным законодат-вом и законодат-вом субъектов Федерации установлен в К. РФ в ст. 76. Эта статья концептуально устанавливает иерархию, т.е. соподчиненность нормативных правовых актов, издаваемых федеральными и региональными органами гос. власти. Она определяет пределы действия федеральных и региональных законов, их виды и соотношение между собой.

Ч. 1 ст. 76 устанавливает, что по предметам ведения РФ, т.е. по тем вопросам, которые на высшем уровне решаются Федерацией, принимаются 2 вида законов: федеральные конституционные и федеральные. Уровень фед. законодат-ва предопределен предметами исключительного ведения России. Фед. конст. законы отличаются от текущих по предмету правового регулирования, т.е. по содержанию, и порядку принятия. Они могут быть приняты только по вопросам, предусмотренным самой К.

Федеральные конст. законы принимаются квалифицированным большинством голосов каждой палаты Фед. Собрания: 2/3 от общего числа депутатов Гос. Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. На эти законы не распространяется президентское вето. Федеральные конст. законы не могут вносить изменения в текст К. Они могут лишь развивать конст. положения.

Фед. законы, в свою очередь, подразделяются на ординарные (текущие, простые) и кодифицированные. К числу кодифицированных относятся все кодексы РФ.

Все федеральные конституционные и фед. законы имеют прямое действие на тер-рии России. Это означает, что не требуется их ратификация, т.е. утверждение парламентами субъектов Федерации. Т.о., вид издаваемого закона определяется предметами ведения Федерации и ее субъектов.

В ч. 2 ст. 76 устанавливается, что по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются как фед. законы, так и принимаемые в соотв. с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. К числу федеральных относятся законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между фед. органами гос. власти и органами гос. власти субъектов РФ (например, Основы законодательства РФ о культуре, о нотариате), а также фед. законы, направленные на реализацию полномочий фед. органов гос. власти.

Ч. 3 ст. 76 устанавливает иерархическую соподчиненность законодательных актов; фед. законы не могут противоречить К., законам РФ о поправках к К. РФ и федеральным конст. законам. Федеральные конст. законы имеют более высокую юр. силу, чем текущие фед. законы.

Ч. 4 ст. 76 определяет пределы собственного правового регулирования субъектов РФ. Республики, края, области, автономная область и автономные округа принимают законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, которые не входят в пределы исключительного ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Это, в частности, конституции и уставы субъектов Федерации; законы о выборах в региональные парламенты; правовой статусе депутатов представительных органов местного самоупр-я и др.

Ч. 5 ст. 76 закрепляет универсальный принцип построения конституционно-правовой системы федеративного гос-тва- верховенство фед. закона по предметам исключительного ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Коллизии между федеральным и региональным законодат-вом разрешает КС РФ.

Ч. 6 ст. 76 закрепляет верховенство регионального закона по предметам исключительного ведения субъектов Федерации.

studfiles.net