Закон о социальной поддержке – О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи», Федеральный закон от 25 декабря 2012 года №258-ФЗ

Содержание

ФЗ-178 «О государственной социальной помощи»

Федеральный закон “О государственной социальной помощи” под номером 178 регламентирует правовые и организационные вопросы, связанные с государственной поддержкой нуждающихся лиц. Предписывается при этом, что ФЗ 178 не регулирует вопросы, связанные с предоставлением льгот и иных мер поддержки малоимущего населения. Возникает актуальный вопрос о том, какие аспекты регулируются данным законом.

Описание закона

Федеральный закон 178 “О государственной социальной помощи» был принят 25 июня 1999 года. Текущая редакция документа включает в себя положения, собранные в следующие главы:

  • основные понятия закона, связь с иными законодательными актами, цели принятия ФЗ 178, полномочия государства и отдельных органов;
  • определение государственной помощи, оказываемой отдельным категориям населения;
  • порядок оказания государственной поддержки за счет бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации.

Краткое содержание Федерального закона “О государственной социальной помощи” показывает, что данный документ регламентирует именно предоставление определенных услуг. Можно выделить следующие

цели ФЗ-178:

  • поддержание уровня жизни малоимущих граждан;
  • адресное использование средств из федерального и региональных бюджетов;
  • усиление направленности оказываемой поддержки в соответствии с законом;
  • создание условий для общего доступа к предоставляемым услугам;
  • снижение показателей в материальном неравенстве граждан;
  • повышение благосостояния граждан.

С момента принятия в документ был внесен ряд поправок, касающихся редакции отдельных формулировок и введения новых положений. Последние изменения в Закон “О государственной социальной помощи” были внесены в июле 2017.

Скачать

Скачать Федеральный закон “О государственной социальной помощи” можно по следующей ссылке.

Текст представлен в актуальной редакции текущими изменениями на июль 2017 года. Ряд введенных поправок предполагает определенные изменения, которые вступят в силу с началом 2018 года. Скачать текст статьи с изменениями Федерального закона 178 на 2018 год можно здесь.

Последние изменения Закона «О государственной социальной помощи»

Последние изменения в Федеральный закон “О государственной социальной помощи” были внесены 1 июля 2017 года. Они коснулись статьи 12.1 ФЗ 178 о доплатах гражданам к пенсии и внесли следующие поправки:

  • в части 13 слова “федеральных органов исполнительной власти” были дополнены “и федеральных государственных органов”;
  • аналогичные изменения были введены в часть 14 ст 12.1 — слова “федеральных органов исполнительной власти,” дополнились словами “федеральных государственных органов”.

Статья 12.1 ФЗ 178 подвергалась изменениям и в 2016 году. Были отредактированы отдельные формулировки, части 8 и 13 изложены в новой редакции.

Изменения в 2018 году

Ряд изменений за 2015 год коснулся поправок, которые вступают в силу

с 1 января 2018 года. Первый абзац преамбулы дополняется словами «, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами«. Второй абзац утрачивает силу.

В соответствии с новой редакцией с 2018 года Закон “О государственной социальной помощи” дополняется главой 2.1

. Она регулирует создание единой государственной информационной системы социального обеспечения и помощи. Согласно внесенным поправкам новые статьи регламентируют следующие вопросы:

  • назначение создаваемой системы, условия и общие требования к ней;
  • полномочия оператора организуемой системы и оператора инфраструктуры, которая обеспечивает ее функционирование;
  • регулирование прав и обязанностей участников информационной системы.

Система создается с целью информирования граждан о мерах предпринимаемой помощи, услугах, гарантиях и выплатах, направленных на поддержку малоимущих категорий граждан.

Информационная система призвана решить следующие задачи

:

  • классификация мер, направленных на обеспечение помощи гражданам, а также перечня лиц, имеющих право на ее получение;
  • информирование соответствующих категорий граждан о праве на получение помощи от государства и иных услугах, направленных на улучшение благосостояния малоимущих;
  • контроль над соблюдением предписанных норм и предоставлением указанных услуг населению.

Основным аспектом информационной системы становится сбор и анализ данных о гражданах, обладающих правом на социальную помощь. Все данные систематизируются и распределяются в соответствии с предписанными законом приоритетами.

Еще одним важны ФЗ является 122 о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.

Похожие законы

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

210fz.ru

Федеральный Закон РФ «О государственной социальной помощи»

17 июля 1999 года N 178-ФЗ

 

Российская Федерация

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Принят

Государственной Думой

25 июня 1999 года

Одобрен

Советом Федерации

2 июля 1999 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов

от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 25.11.2006 N 195-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ,

от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ,

от 22.12.2008 N 269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ,

от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009),

от 25.12.2009 N 341-ФЗ, от 08.12.2010 N 345-ФЗ,

от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ,

от 25.12.2012 N 258-ФЗ, от 07.05.2013 N 99-ФЗ,

от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,

от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ,

от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. Обзор изменений данного документа)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

Статья 1. Основные понятия

 

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом;

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

социальная доплата к пенсии — предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии;

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009))

социальный контракт — соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации;

(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 258-ФЗ)

программа социальной адаптации — разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 258-ФЗ)

 

Статья 2. Законодательство о государственной социальной помощи

 

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Статья 3. Цели оказания государственной социальной помощи

 

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного использования бюджетных средств;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

снижения уровня социального неравенства;

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

повышения доходов населения.

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

Статья 4. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи

 

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Статья 4.1. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

(введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

 

1. К полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2010 N 345-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2009 N 341-ФЗ, от 08.12.2010 N 345-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

3. Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2009 N 341-ФЗ, от 08.12.2010 N 345-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, устанавливаемого ежегодно федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

(в ред. Федеральных законов от 22.12.2008 N 269-ФЗ, от 25.12.2009 N 341-ФЗ, от 08.12.2010 N 345-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

5. Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

6. В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения:

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий;

2) издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;

3) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

4) устанавливает целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий;

5) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

1) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными частью 7 настоящей статьи;

2) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей, а также иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, Счетной палатой Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 25.12.2012 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

(часть 3 введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

Статья 6. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

 Друзья! Если статья оказалась полезной, ПОЖАЛУЙСТА, поделитесь ею с друзьями в любой социальной сети, чтобы как можно больше военнослужащих знали о своих правах! 

doblest-chest.ru

Комментарий к федеральному закону от 17 07 1999 n 178-фз &quot о государственной социальной помощи&quot — Закон

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 17.07.1999 N 178-ФЗ

«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ»

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 ноября 2007 года

Е.А. ЧЕРЕШЕВА

Черешева Екатерина Анатольевна — юрисконсульт ЗАО «Современные технологии», начальник отдела автоматизированных информационных систем Министерства здравоохранения и социальной поддержки населения области, стаж работы более 7 лет.

В издании дается комментарий каждого пункта статей Федерального закона «О государственной социальной помощи», в котором освещены вопросы государственного управления социальной помощью, специфика действия финансовых механизмов в данной сфере. Подробно рассмотрен набор социальных услуг, предоставляемых гражданам в виде социальной помощи государством.

Данный Комментарий предназначен для применения в сфере оказания социальных услуг, для работников контролирующих органов.

При подготовке настоящего издания использовались нормативно-правовые акты по состоянию на 1 ноября 2007 года.

17 июля 1999 года N 178-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

(в ред. Федеральных законов

от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 25.11.2006 N 195-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

Комментарий к преамбуле

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» был принят Государственной Думой 25 июня 1999 года, одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года и подписан Президентом Российской Федерации 17 июля 1999 года. Целями принятия этого Закона являются оказание адресной социальной помощи, повышение доходов населения; обеспечение доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижение уровня социального неравенства.

Необходимость принятия комментируемого Закона вытекает из положений, закрепленных в Федеральном законе от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», согласно которому семья (одинокий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

В преамбуле говорится о том, что комментируемый Закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Практически о любой норме комментируемого Закона можно сказать, что она устанавливает правовые основы оказания социальной помощи. Например, статьи 6.1 и 6.7 перечисляют категории граждан, которым гарантировано предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Что касается организационных основ оказания помощи, то к таким нормам относятся статья 8, в которой определены основы порядка назначения государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам; статья 6.3, регламентирующая предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Вторая часть преамбулы говорит, что комментируемый Закон не регулирует отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, т.е. Закон не является универсальным. Поэтому при решении вопросов о назначении таких видов социальных выплат, как пособия по безработице, пособия гражданам, имеющим детей, следует руководствоваться соответствующими законодательными актами. Так, предоставление ежемесячного пособия на ребенка регламентируется Федеральным законом N 81-ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который «устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства».

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Комментарий к статье 1

1. В комментируемой статье впервые дано правовое определение понятию «государственная социальная помощь». Итак, государственная социальная помощь — это предоставление социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров категориям лиц, определенных в комментируемом Законе. К категориям лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, относятся:

малоимущие одиноко проживающие граждане;

малоимущие семьи.

Основным показателем выделения нуждающихся в государственной социальной помощи является признак малоимущественности. Статья 7 комментируемого Закона определяет, что гражданин или семья будут признаны малоимущими, если по независящим от них причинам их доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в месте их проживания. Величина дохода семьи или одиноко проживающего гражданина может изменяться из месяца в месяц, поэтому для признания семьи или гражданина малоимущими используется среднедушевой доход. Среднедушевой доход является расчетной величиной, характеризующей среднюю величину месячных доходов семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме. Порядок расчета среднедушевого дохода установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Прожиточный минимум является денежной величиной, характеризующей размер необходимых доходов для обеспечения жизнедеятельности граждан. Прожиточный минимум включает в себя стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, минимального набора непродовольственных товаров, минимальный набор услуг, а также обязательные платежи и сборы. Правовые основы для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при осуществлении мер социальной защиты граждан установлены в Федеральном законе от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Однако величина прожиточного минимума не является одинаковой для всех регионов Российской Федерации. Она зависит от природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Для учета всех различий субъекты Российской Федерации рассчитывают свои величины прожиточного минимума, действующие на их территории.

2. Государственная социальная помощь предоставляется в форме социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджетная система представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации, ее субъектов и муниципального образования. Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации и регулируется нормами права.

Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, перечень которых определен в части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации.

Местные бюджеты — это бюджеты муниципальных образований. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет виды муниципальных образований — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение — город или поселок, где местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которых местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Государственный внебюджетный фонд — форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

С правовой точки зрения бюджет — это юридический документ, составляемый, утверждаемый и исполняемый органами власти российской Федерации, ее субъектов и органов власти муниципальных образований соответственно. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации — в форме законов субъектов Федерации, местные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

3. Субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. Примером субсидии может служить оплата проезда к месту лечения и обратно для категории граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг. Отличительным признаком субсидии от социального пособия является ее целевой характер, т.е. ее невозможно использовать на другие нужды. Предоставление субсидий допускается:

из федерального бюджета — в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;

из бюджетов субъектов Российской Федерации — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;

из местных бюджетов — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.

В случае неиспользования в установленный срок или нецелевого использования субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Социальные услуги — это действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации помощи, предусмотренной действующим законодательством.

Получатели социальных услуг — это граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с ней в получении государственной социальной помощи. Тяжелая жизненная ситуация — это ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность граждан (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное) и которую они не могут преодолеть самостоятельно. Предоставляют социальные услуги социальные службы (предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица).

4. Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены существенные изменения в комментируемый Закон. В частности, был добавлен новый вид государственной социальной помощи — набор социальных услуг.

Набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с главой 2 комментируемого Федерального закона. Статья 6.2 дает развернутое определение состава набора социальных услуг — это:

дополнительная бесплатная медицинская помощь;

бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Получателями набора социальных услуг являются граждане из категорий, указанных в статьях 6.1 и 6.7 комментируемого Закона.

Статья 2. Законодательство о государственной социальной помощи

Комментарий к статье 2

1. Законодательство о государственной социальной помощи — это совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы права, регулирующие отношения между государством и физическими лицами, возникающие при оказании государственной социальной помощи. Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В соответствии с Конституцией Российской Федерации регулирование вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому законодательство о государственной социальной помощи состоит из федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации.

Все законодательство о государственной социальной помощи базируется на положениях, зафиксированных Конституцией Российской Федерации. Статья 7 Конституции устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, задачами которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство обязано заботиться о социальной справедливости и благополучии своих граждан путем:

охраны труда и здоровья;

гарантии минимального размера оплаты труда;

государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

развития системы социальных служб;

установления государственных пенсий, пособий.

Государственная социальная помощь — это материальное обеспечение, предоставляемое государством социально слабо защищенным слоям населения, таким, как малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи, инвалиды, участники Великой Отечественной войны и иные категории граждан, указанные в комментируемом Федеральном законе.

Статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение категориям лиц, которые не могут обеспечить свое существование самостоятельно в виду наступления определенного возраста, инвалидности, болезни, в иных случаях, установленных законодательством. Государство создает систему обеспечения их материальными благами за счет средств государства.

2. Нормативно-правовые акты, предметом регулирования которых является предоставление государственной социальной помощи, подразделяются по юридической силе на законы и подзаконные акты. К законам относятся:

Конституция Российской Федерации, которая обладает высшей юридической силой на территории Российской Федерации, определяет основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство и другие основополагающие принципы. Все принимаемые нормативно-правовые акты не должны противоречить положениям Конституции.

Федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам определенным Конституцией Российской.

Федеральные законы, которые принимаются Федеральным Собранием в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, которые действуют на соответствующей территории, не должны противоречить федеральному законодательству.

К подзаконным актам относятся:

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, которые действуют на всей территории Российской Федерации. Указ — это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу лиц, а распоряжение — это правовой акт индивидуального характера. Акты Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, которые носят обязательный характер и действуют на всей территории Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам и указам и распоряжениям Президента. В случае расхождения этих актов с актами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения предпочтение отдается актам Правительства Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства субъектов Российской Федерации, которые принимаются Правительствами субъектов Федерации. Эти акты носят обязательный характер на территории соответствующего субъекта. Они не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам, нормативным правовым актам Президента и Правительства Российской Федерации и законам, принимаемым соответствующим субъектом.

По времени действия нормативно-правовые акты подразделяются на бессрочные (принятые на неопределенный срок) и временные (дата окончания действия закона указывается в нем явно).

Нормативно-правовые акты по сфере действия подразделяются на акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и на акты, действующие на части ее территории.

К актам, действующим на всей территории Российской Федерации, относятся федеральные акты (Конституция, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты министерств и ведомств).

Акты, действующие на части территории Российской Федерации, подразделяются на:

акты субъектов Российской Федерации, действующие только на территории принявшего его субъекта;

акты органов местного самоуправления, действующие на территории соответствующего местного образования;

локальные акты, принимаемые в организациях, на предприятиях и действующие только на них.

Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления принимают нормативно-правовые акты в рамках своей компетенции. Акты, принимаемые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить общефедеральным нормативно-правовым актам. Акты, принимаемые органами местного самоуправления, не могут вступать в противоречие с нормативно-правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующего субъекта Российской Федерации и общефедеральному законодательству. Локальные акты принимаются в соответствии с действующим законодательством в месте нахождения предприятия, организации.

Комментируемый Федеральный закон определяет понятие государственной социальной помощи, ее виды, порядок назначения, определяет круг лиц, имеющих право на ее получение, а также разграничивает полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области оказания государственной социальной помощи. Законодатель устанавливает зависимость получения государственной социальной помощи от низкого уровня дохода субъекта по сравнению с установленным прожиточным минимумом. Поэтому комментируемая статья выделяет в качестве источников законодательства о государственной социальной помощи Федеральный закон от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Данный Закон регулирует порядок определения прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и его учет при осуществлении мер социальной защиты граждан. Величина прожиточного минимума, определяемая на основе этого Закона, является определяющей величиной при решении вопросов о предоставлении государственной социальной помощи. Российская Федерация как социальное государство гарантирует достойную жизнь своим гражданам, в том числе и социально незащищенным слоям населения. К таким слоям относятся инвалиды, ветераны, люди пожилого возраста, малоимущие граждане и другие категории лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуацией по независящим от них причинам. Прожиточный минимум, устанавливаемый в целом по Российской Федерации, используется для определения минимального размера оплаты труда, расчета пенсий, стипендий и т.д. Законы субъектов Российской Федерации «О прожиточном минимуме», принятые в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», устанавливают порядок определения прожиточных минимумов соответствующих субъектов, размеры которых используются для расчетов величины государственной социальной помощи.

К законодательству о государственной социальной помощи можно отнести Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Этот Закон определяет порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина.

3. В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные нормативно-правовые акты и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с федеральным законодательством. Региональное законодательство не должно противоречить федеральному. В противном случае будет действовать федеральный закон, регулирующий отношения в этой же сфере.

Например, Закон Саратовской области от 22 декабря 2004 года N 68-ЗСО «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам», принятый в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи», устанавливает порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи и малоимущего одиноко проживающего гражданина, размеры и периоды оказания государственной социальной помощи нуждающимся лицам, проживающим в Саратовской области. В соответствии с этим Законом Правительством Саратовской области в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 98-П конкретизировало порядок назначения и организации выплаты государственной социальной помощи малоимущим гражданам и семьям.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии с ним принят Закон Саратовской области от 22 декабря 2004 г. N 66-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области», который устанавливает меры социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

4. Подзаконные акты более детально по сравнению с законами регламентируют тот или иной вопрос оказания государственной социальной помощи. В качестве примеров подзаконных актов можно привести следующие документы:

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 601 от 28.09.2005 «Об утверждении Перечня лекарственных средств»;

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 110 от 12.02.2007 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания»;

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 1 от 09.01.2007 «Об утверждении Перечня изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи»;

textarchive.ru

«Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
(в ред. Федеральных законов
от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 25.11.2006 N 195-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ,
от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ,
от 22.12.2008 N 269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ,
от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009), от 25.12.2009 N 341-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
Комментируемый Закон в соответствии с преамбулой регламентирует правовые и организационные основы адресной государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с настоящим Законом. Нормы, устанавливаемые данным Федеральным законом, тесно взаимосвязаны с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», другими нормативными актами, устанавливающими основы государственной социальной помощи. При этом Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», как и отражено в его названии, устанавливает порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с комментируемым Законом и Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В свою очередь, Федеральный закон от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.
В преамбуле комментируемого Закона также указано, что предметом его регулирования не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, то есть конкретные адресные льготы и меры социальной поддержки регламентируются специальными законодательными и нормативными актами. К примеру, социальные гарантии Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы». Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Государственная политика в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, определяется Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите гражд ан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Комментарий к статье 1
1. В первой из комментируемых статей настоящего Закона приведено четыре основных правовых понятия, используемых в Законе. Это «государственная социальная помощь», «социальное пособие», «субсидия» и «набор социальных услуг». Рассмотрим каждое из этих понятий.
Как определил Закон, государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров, а также предоставление нового вида социальной помощи — социальных доплат к пенсии.
Во-первых, в указанном определении поименованы категории, имеющие право на получение государственной социальной помощи. Это малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и некоторые иные категории, предусмотренные законом. Так, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии со ст. 6.1 комментируемого Закона, предусмотрено в отношении следующих категорий граждан:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) ветераны боевых действий из числа:
— военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны РФ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
— военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
— военнослужащих автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
— военнослужащих летного состава, совершавших с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
8) инвалиды;
9) дети-инвалиды.
Более подробно указанные категории мы будем рассматривать в комментарии к ст. 6.1 настоящего Закона.
Кроме того, право на получение государственных социальных услуг в соответствии со ст. 6.7 настоящего Закона имеют лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан. Данный вопрос мы также будем рассматривать подробно в комментариях к соответствующей статье.
Вопросы, касающиеся определения среднедушевого дохода и прожиточного минимума, мы также будем рассматривать позже, в комментарии к ст. 7 настоящего Закона.
2. Видами государственной социальной помощи являются социальные пособия, субсидии, социальные услуги, а также социальные доплаты к пенсии.
Социальное пособие определено Законом как безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты, в том числе:
— бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
— бюджеты городских и сельских поселений.
Вся бюджетная система РФ основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ и регулируется законодательством РФ.
Федеральный бюджет принимается на очередной финансовый год и плановый период и утверждается в виде федерального закона. Так, федеральный бюджет на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов утвержден Федеральным законом от 24 ноября 2008 года N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов».
Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты утверждаются соответствующими законами.
Субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, округа, автономные области и автономные округа, а также города федерального значения Москва и Санкт-Петербург.
Субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. Отличие субсидии от социального пособия заключается в ее целевом характере и невозможности использования ее гражданином по своему усмотрению.
Субсидии выплачиваются из федерального бюджета, из бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
В случае использования субсидии не по целевому назначению, соответствующие денежные средства взыскиваются в бюджет, из средств которого была выплачена субсидия, в установленном порядке.
Набор социальных услуг — это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с комментируемым Законом. Ранее мы говорили о том, что категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, перечислены в ст. ст. 6.1 и 6.7 настоящего Закона.
Социальные услуги в широком понимании — это меры, направленные на повышение уровня жизни лиц, которые нуждаются в получении социальной поддержки от государства.
В числе иных нормативных актов правовой основой социальных услуг является статья 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г., которая гласит, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
Перечень набора социальных услуг приведен в ст. 6.2 комментируемого Закона. В указанный перечень включены такие услуги, как дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Более подробно о перечне социальных услуг мы будем говорить в комментариях к ст. 6.2 настоящего Закона.
Социальная доплата к пенсии — абсолютно новый вид государственной социальной помощи, а также новое правовое понятие, которое введено Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Для наиболее полного понимания внесенных в комментируемый Закон изменений скажем несколько слов о Федеральном законе от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», принятом Государственной Думой ФС РФ 17 июля 2009 года.
С 1 января 2010 года происходит замена единого социального налога страховыми взносами, которые вносятся напрямую в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Предусмотрено, что изменения будут проходить поэтапно, и 2010 год является переходным периодом, в течение которого сохранятся действующие ставки страховых взносов во все вышеуказанные фонды. Напомним, что как в настоящее время, так и в течение 2010 года ставка страховых взносов в Пенсионный фонд РФ составляет 20%, в Фонд социального страхования — 2,9% и в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3,1%. С 2011 года ставка страховых взносов в фонды составит в общей сумме 34%, в том числе 26% будет направляться в Пенсионный фонд РФ, 2,9% — в Фонд социального страхования РФ, 4,1% — в Федеральный и территориальные

‘Оценочные понятия гражданского права: разумность, добросовестность, существенность’ (Лукьяненко М.Ф.) (‘Статут’, 2010)  »

www.lawmix.ru

ФЗ 178 «О государственной социальной помощи с последними изменениями»

Государственная социальная помощь — предоставление социальных пособий малоимущим семьям, гражданам и иным категориям, которые указываются в настоящем Федеральном законе.

Под социальным пособием понимается безвозмездное предоставление гражданам денежных средств за счет инвестирования бюджетов РФ. Под субсидией понимается часть или полная оплата услуг гражданам.

Общие положения 178 ФЗ

Федеральный закон № 178 «О государственной социальной помощи» был принят Государственной Думой 25 июня 1999 года, а одобрен 2 июля того же года. Последние изменения в Федеральный закон были внесены 1 июля 2017 года. Также в это время вносились коррективы в новый ФЗ 61. Подробнее об этом здесь:

Краткое содержание ФЗ 178:

  • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего Федерального закона.
  • Глава 2 — Перечисляет способы оказания государственной социальной помощи в виде предоставления гражданам набора социальных услуг.
  • Глава 3 — Описывает способ оказания государственной соц помощи за счет денежных средств бюджетов муниципалитетов РФ.
  • Глава 4 — Перечисляет заключительные и переходные положения действующего ФЗ.

О последних изменениях в 101 фз об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2018 читайте здесь:

Последние поправки

Как уже было сказано в статье, последние изменения в Закон №178 были внесены 1 июля 2017 года. В частности, изменение претерпела часть 13 статьи 12.1:

В этой части говорится о том, что уполномоченный орган, который несет ответственность за индексацию социальных пособий, должен в незамедлительном порядке извещать об этом все территориальные органы. Уполномоченные органы федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, которые выделяют пенсионные денежные средства отдельным категориям граждан (сотрудникам внутренних дел, пожарникам и другим сложным профессиям) также обязаны извещать территориальные органы о внесенных изменениях, индексации, увеличенных размерах денежных средств.

Читайте также о ФЗ 79 в новой редакции здесь:

Изменения 14 части статьи 12.1 Закона №178

В ней говорится о том, что уполномоченные органы, которые выделяют денежные средства из пенсионного фонда для выплаты особым категориям граждан, имеют право самостоятельно устанавливать доплаты людям за заслуги. Для осуществления данной процедуры собирается соответствующая информация о конкретном человеке в электронной или письменной форме. Для этого применяются отдельные виды закона.

Ст 6

В статье 6 закона описывается набор социальных услуг. Таковыми являются:

  • Проявление незамедлительной помощи медицинским работником и важными лекарственными препаратами;
  • При наличии особых медицинских показаний предоставление путевки в санитарно-курортные учреждения;
  • Льготы на проезд на поезде, а также между городами, при условии, что они посещаются для проведения лечения.

Ст 7

В статье 7 описывается, что получателями социальной помощи могут быть семьи с низким уровнем заработной платы, а также одиноко живущие граждане. Прожиточный минимум малоимущей семьи или одного человека определяется субъектами Российской Федерации. Если субъект не имеет своих значений по прожиточному минимуму, цифра определяется на основании величин, которые используются и устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ст 8

В этой статье описывается порядок назначения государственной социальной помощи. Согласно положениям статьи, орган соц защиты самостоятельно назначает величину положенных льгот и пособий. Для принятия решения уполномоченное лицо собирает информацию о малоимущей семье или о малоимущем одиноком гражданине.

Для того чтобы была назначена социальная выплата, в орган социальной защиты предоставляется специальный документ (в письменной или электронной форме) посредством многофункционального центра. Заявление подается собственноручно гражданином.

После подачи заявления через определенный срок заявитель получит уведомление от органа социальной защиты. В нем будет написано о назначении, размере и дате ежемесячного пособия. В ином случае гражданин РФ получит отказ. Причина отказа будет находиться в теле документа. Срок получения уведомления — не более 10 дней.

В случае, если органам гос власти потребуется провести дополнительную проверку кандидата, они вправе запросить у него дополнительные документы об уровне дохода. Чтобы провести тщательный анализ, орган соц защиты формирует комиссию. Об этих действиях заявитель должен быть уведомлен заранее.

Ст 9

В статье 9 идет речь об отказе в назначенной государственной социальной помощи. Такой вариант возможен при условии, если заявитель предоставит недостоверную информацию о составе семьи и о своих реальных доходах. Если гражданин Российской Федерации не согласен с этим решением, он может обратиться в вышестоящий орган социальной защиты населения или в суд.

Текст закона с последними изменениями

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» описывает правовые и организационные вопросы в сфере оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан. Скачать закон в последней редакции можно по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

lawlinks.ru

Федеральный закон “О государственной социальной помощи” /N…

Действующий

17 июля 1999 года N 178-ФЗ

Принят Государственной Думой25 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации2 июля 1999 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;

социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;

набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом;

социальная доплата к пенсии — предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.

Статья 2. Законодательство о государственной социальной помощи

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Цели оказания государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного использования бюджетных средств;

усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

снижения уровня социального неравенства;

повышения доходов населения.

Статья 4. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг;

установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 4.1. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. К полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:

1) организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;

3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

2. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

3. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:

1) численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

2) норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, устанавливаемого ежегодно федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

4. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

5. Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

6. В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития:

1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий;

2) издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;

3) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

4) устанавливает целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий;

5) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

9. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

1) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными частью 7 настоящей статьи;

dokipedia.ru

понятие, виды. Социальное обслуживание населения. Закон о социальной защите инвалидов

Социальные законы являются выражением необходимой, существенной связи общественных явлений. Они определяют отношения между индивидами и их объединениями, проявляющиеся в деятельности. Социальные законы распространяются на все сферы жизни человека. Рассмотрим их особенности.

Общие сведения

Социальное обеспечение и социальная защита выступают одними из ключевых направлений государственной политики. В их рамках предоставляется помощь нуждающимся гражданам. Государство выступает в качестве гаранта сохранения и реализации прав каждого члена общества. Социальное обеспечение и социальная защита регламентируются специальными нормативными актами. В них определяется круг субъектов, которым оказывается помощь, условия и порядок ее получения.

Признаки нормативных актов

Социальные законы обладают общими и специфическими характеристиками. В частности, нормы вступают в силу только при строго оговоренных, определенных условиях. При их наступлении социальные законы действуют без исключений и ограничений во времени. Вместе с этим сами условия реализуются приблизительно и частично.

Понятие социальных законов

Принципиальная схема регулирования отношений в обществе достаточно проста и вполне различима. Между тем эксперты сходятся во мнении, что социальные законы обнаружить и исследовать довольно сложно. Обусловливается это наличием множества условий, их спецификой, их переплетением и наложением друг на друга. Люди в соответствии с законами формируют условия своей жизни и деятельности, применяют нормы под воздействием новых обстоятельств. Повторяемость реализуется вследствие специфики каждой отдельной ситуации, возникающей в обществе.

Классификация

Законы различают в зависимости от времени действия. Общие нормы распространяются на все общественные системы. Специфические нормы ограничиваются одной либо несколькими социальными структурами. Нормы также отличают по степени общности. Так, например, существуют законы, которые характеризуют становление соцсферы в целом. Есть нормы, которыми определяется развитие отдельных компонентов системы (наций, групп, классов и пр.). Также законы дифференцируются по способу проявления. Они могут быть статистическими или динамическими.

Характеристика

Динамическими законами определяются формы, факторы, направления социальных изменений. Они фиксируют однозначную, жесткую связь событий при конкретных обстоятельствах. Статистические законы отражают ключевые направления изменений процесса при сохранении в системе стабильности. Эти нормы обусловливают связь явлений и событий не жестко, а с некоторой долей вероятности.

Типы

Динамические законы могут быть функциональными и причинными. Последние закрепляют строго детерминированные связи развития общественных явлений. Функциональные законы выражают наблюдаемые и повторяемые взаимозависимости между событиями. Статистические нормы также могут быть различными. В частности, выделяют законы развития. Они регламентируют отношения, связанные с удовлетворением возрастающих культурных и материальных потребностей, формированием самоуправления и пр. К статистическим относят и законы функционирования.

Одним из ключевых правовых актов в сфере оказания помощи нуждающимся гражданам выступает Закон «Об основах социального обслуживания» (ФЗ № 442). В этом документе определены основные правила оказания помощи нуждающимся, обязанности и права лиц и уполномоченных органов. Кроме этого, в РФ действует Закон «О социальной защите инвалидов». Эта категория граждан входит в группу риска, в связи с чем реализация и охрана их прав находятся под пристальным вниманием государства. Закон «О социальной защите инвалидов» регламентирует порядок приобретения соответствующего статуса, устанавливает перечень льгот и материальной помощи, определяет условия их получения. На территории страны действует также Закон о социальной поддержке многодетных семей. В нормативном акте также устанавливаются условия получения статуса, правила получения помощи. Эти и другие документы направлены на поддержание надлежащего качества жизни незащищенных слоев граждан.

Принципы

Социальное обслуживание населения базируется на соблюдении интересов и прав человека, уважении чести и достоинства личности. Оно обладает гуманным характером. Социальное обслуживание населения осуществляется при реализации следующих принципов:

  1. Предоставление свободного и равного доступа граждан к услугам вне зависимости от пола, возраста, расы, вероисповедания, места проживания, принадлежности к общественным группам и прочих обстоятельств.
  2. Адресность оказания помощи.
  3. Приближенность поставщиков услуг к месту проживания их получателей, достаточность количества организаций, финансовых, кадровых, материально-технических и информационных ресурсов для удовлетворения нужд граждан.
  4. Обеспечение сохранения пребывания людей в привычных благоприятных условиях.
  5. Конфиденциальность.
  6. Добровольность.

Признание лица нуждающимся

Гражданин получает соответствующий статус при наличии обстоятельств, способных ухудшить или ухудшающих условия его жизни и деятельности. К таким факторам относят:

  1. Частичную или полную потерю возможности/способности самостоятельно передвигаться, осуществлять самообслуживание, удовлетворять свои ключевые потребности ввиду травмы, возраста, заболевания, инвалидности.
  2. Наличие в семье нетрудоспособных лиц, в том числе несовершеннолетних, нуждающихся в постоянном уходе. Речь, в частности, об инвалидах, детях с ОВЗ.
  3. Отсутствие работы и денежных средств для удовлетворения первостепенных нужд.
  4. Наличие несовершеннолетних, находящихся под попечительством/опекой в том числе, испытывающих сложности с адаптацией в обществе.
  5. Отсутствие возможности осуществлять уход (временный или постоянный) за детьми/ребенком, инвалидом.
  6. Наличие насилия или конфликта внутри семьи, в том числе с лицами с алкогольной/наркотической зависимостью, имеющими пристрастие к азартной игре, страдающими психическими нарушениями.
  7. Отсутствие места проживания, в том числе у гражданина, не достигшего 23 лет и окончившего пребывание в учреждении для сирот и детей, оставшихся без родительского попечения.
  8. Наличие прочих обстоятельств, которые в соответствии с нормативными актами РФ считаются способными ухудшить или ухудшающими условия жизни и деятельности людей.

Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании осуществляется уполномоченным органом региональной власти. О принятом решении заявитель должен быть уведомлен в пятидневный срок с даты подачи обращения. Субъекту может быть отказано в удовлетворении заявления. Гражданин, в свою очередь, вправе обжаловать такое решение в суде.

Виды услуг

Граждане, признанные нуждающимися, могут получить следующую помощь:

  1. Социально-бытовую. Она направлена на сохранение надлежащего уровня жизни и быта.
  2. Социально-медицинскую. Она ориентирована на сохранение здоровья граждан. Такая помощь реализуется путем оказания содействия при проведении профилактических мероприятий, организации ухода, систематического наблюдения за лицом для своевременного обнаружения нарушений и расстройств здоровья.
  3. Социально-психологическую. Такая помощь предусматривает мероприятия, направленные на коррекцию психического состояния граждан для адаптации в обществе. Она может оказываться анонимно по телефону доверия.
  4. Социально-педагогическую. Данный вид помощи направлен на профилактику отклонений развития и поведения личности, формирование позитивного интереса.
  5. Социально-трудовая. Она направлена на привлечение граждан к труду, решение различных проблем, возникающих в профессиональной сфере.

В зависимости от конкретных нужд субъекта ему могут оказываться и иные виды помощи.

fb.ru