Закон о пфр – Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского…

Федеральный закон от 21.03.2005 N 18-ФЗ

21 марта 2005 года                                                   N 18-ФЗ
 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О СРЕДСТВАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА,

ВЫДЕЛЯЕМЫХ ПЕНСИОННОМУ ФОНДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ВОЗМЕЩЕНИЕ РАСХОДОВ ПО ВЫПЛАТЕ СТРАХОВОЙ ЧАСТИ

ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ, ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ

ПО ИНВАЛИДНОСТИ И ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ

КОРМИЛЬЦА ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН

 

Принят

Государственной Думой

4 марта 2005 года

 

Одобрен

Советом Федерации

11 марта 2005 года

 

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 146-ФЗ,

от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

 

Преамбула утратила силу. — Федеральный закон от 22.07.2008 N 146-ФЗ.

 

Статья 1

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 146-ФЗ)

1. Настоящий Федеральный закон в целях реализации статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определяет порядок выделения Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж указанных в подпунктах 1, 3, 6 — 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода прохождения военной службы по призыву, периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, периода ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, периода проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, периода проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации (далее — нестраховые периоды), и порядок расчета объема этих средств.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

2. Выделение Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов производится за следующие нестраховые периоды:

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

1) период прохождения военной службы по призыву;

2) период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

3) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

4) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

5) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, но не более пяти лет в общей сложности.

3. При подсчете продолжительности нестраховых периодов, за которые предусматривается выделение Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, не учитываются периоды, включенные при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

4. При выделении Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов суммарная продолжительность нестраховых периодов, имевших место до 1 января 2002 года, с учетом продолжительности других периодов, включенных в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав застрахованного лица, не должна превышать продолжительность общего трудового стажа, дающего право на применение предельного стажевого коэффициента, с учетом которого определяется расчетный размер трудовой пенсии в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

 

Статья 2

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 146-ФЗ)

1. Сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, определяется путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца стоимости страхового года на продолжительность нестраховых периодов, учитываемую в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона. При этом период продолжительностью один месяц считается как одна двенадцатая года, а период продолжительностью один день считается как одна тридцатая месяца.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

2. Стоимость страхового года ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации.

 

Статья 3

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 146-ФЗ)

Сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, исходя из которого ему исчисляется страховая часть трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

 

Статья 4

1. Ежемесячный объем средств федерального бюджета, подлежащий выделению Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, определяется путем деления суммы средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за это лицо, на ожидаемую продолжительность периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 21 статьи 14, пункт 1 статьи 15, пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») на день установления страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 146-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

2. Годовой объем средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, включая расходы на доставку трудовых пенсий, утверждается федеральными законами о федеральном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год.

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 146-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

 

Статья 5

1. Установить, что в 2005 году финансирование расходов на реализацию настоящего Федерального закона, в том числе в связи с пересчетом размеров ранее установленных трудовых пенсий, осуществляется за счет средств резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением за счет средств федерального бюджета.

2. Финансирование расходов, связанных с выплатой страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, возмещаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, при установлении трудовых пенсий предусматривается федеральными законами о федеральном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период.

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 146-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

 

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль
21 марта 2005 года
N 18-ФЗ
 

pfr.kirov.ru

Федеральный закон от 16 октября 2010 года N 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

от 16 октября 2010 года N 272-ФЗ 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ» И СТАТЬЮ 33
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ
СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Принят
Государственной Думой
8 октября 2010 года

Одобрен
Советом Федерации
13 октября 2010 года

 

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3738; Российская газета, 2010, 30 сентября) следующие изменения:
1) часть 5 статьи 8 изложить в следующей редакции:
«5. Установленная частью 4 настоящей статьи предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством Российской Федерации. Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 рублей и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 рублей отбрасывается.»;
2) в части 2 статьи 12:
а) в пункте 3 слова «2,1 процента» заменить словами «с 1 января 2011 года — 3,1 процента, с 1 января 2012 года — 5,1 процента»;
б) в пункте 4 слова «3 процента» заменить словами «с 1 января 2011 года — 2,0 процента, с 1 января 2012 года — 0,0 процента»;
3) статью 33 дополнить частями 5 и 6 следующего содержания:
«5. В целях контроля за обоснованностью применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 4 части 2 статьи 57 и пунктах 4 и 6 части 1 статьи 58 настоящего Федерального закона, налоговые органы по запросу органов контроля за уплатой страховых взносов:
1) предоставляют органам контроля за уплатой страховых взносов информацию, необходимую для проверки соблюдения требований, установленных пунктом 2 части 2.1, пунктом 2 части 2.2 статьи 57 и пунктом 2 части 4 статьи 58 настоящего Федерального закона;
2) участвуют вместе с органами контроля за уплатой страховых взносов в проводимых органами контроля за уплатой страховых взносов выездных проверках в части контроля за соблюдением требований, установленных пунктом 2 части 2.1 и пунктом 2 части 2.2 статьи 57 настоящего Федерального закона.
6. Информация, предусмотренная частью 5 настоящей статьи, передается налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов в электронной форме в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене, заключенным между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Пенсионным фондом Российской Федерации, а также соглашением об информационном обмене, заключенным между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Фондом социального страхования Российской Федерации.»;
4) в статье 57:
а) часть 2 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
«4) для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных:

Пенсионный Фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

14,0 процента

0,0 процента

0,0 процента

0,0 процента

б) дополнить частями 2.1 — 2.5 следующего содержания:»2.1. Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, и вновь созданных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий), применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные пунктом 4 части 2 настоящей статьи, при выполнении ими следующих условий:
1) организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 настоящей статьи, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;
3) средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 настоящей статьи, составляет не менее 50 человек.
2.2. Вновь созданные организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные пунктом 4 части 2 настоящей статьи, при выполнении ими следующих условий:
1) организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;
3) среднесписочная численность работников за отчетный (расчетный) период составляет не менее 50 человек.
2.3. В целях частей 2.1 и 2.2 настоящей статьи сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса Российской Федерации.
2.4. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно условие, установленное частями 2.1 и 2.2 настоящей статьи, а также в случае лишения ее государственной аккредитации такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные пунктом 4 части 2 настоящей статьи, с начала периода, в котором выявлено несоответствие установленным условиям и (или) аннулирована государственная аккредитация.
2.5. Контроль за соблюдением требований, установленных пунктом 2 части 2.1 и пунктом 2 части 2.2 настоящей статьи, осуществляется в том числе на основании отчетности, предоставляемой организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.»;
5) статью 58 изложить в следующей редакции:
«Статья 58. Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2019 годов
1. В течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:
1) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
2) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;
3) для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, — в отношении указанных выплат и вознаграждений, для общественных организаций инвалидов, для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;
4) для хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Реестр учета уведомлений о создании хозяйственных обществ ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и передается в орган контроля за уплатой страховых взносов не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
5) для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;
6) для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.
2. В течение 2011 — 2014 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 1 — 3 части 1 настоящей статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов:

Наименование

2011 год

2012 год

2013 – 2014 год

Пенсионный Фонд Российской Федерации

16,0 процента

16,0 процента

21,0 процента

Фонд социального страхования Российской Федерации

1,9 процента

1,9 процента

2,4 процента

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

1,1 процента

2,3 процента

3,7 процента

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

1,2 процента

0,0 процента

0,0 процента

3. В течение 2011 — 2019 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 4 — 6 части 1 настоящей статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов:

Наименование

2011 год

2012 – 2017 годы

2018 год

2019 год

Пенсионный Фонд Российской Федерации

8,0 процента

8,0 процента

13,0 процента

20,0 процента

Фонд социального страхования Российской Федерации

2,0 процента

2,0 процента

2,9 процента

2,9 процента

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

2,0 процента

4,0 процента

5,1 процента

5,1 процента

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

2,0 процента

0,0 процента

0,0 процента

0,0 процента

4. Указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи плательщики страховых взносов применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, при выполнении ими следующих условий:
1) осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности. Под научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами подразумеваются работы по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности изобретательство;
2) применение упрощенной системы налогообложения.
5. Указанные в пункте 6 части 1 настоящей статьи плательщики страховых взносов применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, при выполнении ими условий, установленных частями 2.1 и 2.2 статьи 57 настоящего Федерального закона. Контроль за соблюдением требований, установленных пунктом 2 части 2.1 и пунктом 2 части 2.2 статьи 57 настоящего Федерального закона, осуществляется в том числе на основании отчетности, предоставляемой организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
6. В 2011 — 2019 годах выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов плательщикам страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с тарифами, установленными частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате ими в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, и устанавливается на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.».

Статья 2

Внести в статью 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4832; 2004, N 30, ст. 3088; 2009, N 30, ст. 3739; Российская газета, 2010, 30 сентября) следующие изменения:
1) пункт 2 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
«4) для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны:

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

для лиц 1966 года рождения и старше

для лиц 1967 года рождения и моложе

для лиц 1967 года рождения и моложе

14,0 процента

14,0 процента

8,0 процента

6,0 процента

2) пункт 4 изложить в следующей редакции:»4. В течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для следующих категорий страхователей из числа страхователей, которые указаны в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона:
1) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
2) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;
3) для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений, для общественных организаций инвалидов, для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением страхователей, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;
4) для хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
5) для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;
6) для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны.»;
3) в пункте 5 слова «указанных в пункте 4″ заменить словами «указанных в подпунктах 1 — 3 пункта 4»;
4) дополнить пунктами 7 и 8 следующего содержания:
«7. В течение 2011 — 2019 годов для страхователей, указанных в подпунктах 4 — 6 пункта 4 настоящей статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов:

Период

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

 

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

для лиц 1966 года рождения и старше

для лиц 1967 года рождения и моложе

для лиц 1967 года рождения и моложе

2011 – 2017 годы

8,0 процента

8,0 процента

2,0 процента

6,0 процента

2018 год

13,0 процента

13,0 процента

7,0 процента

6,0 процента

2018 год

20,0 процента

20,0 процента

14,0 процента

6,0 процента

8. Страхователи, указанные в подпункте 4 пункта 2 и подпунктах 4 и 6 пункта 4 настоящей статьи, применяют тарифы страховых взносов в соответствии с настоящей статьей при выполнении этими страхователями условий, установленных Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».».

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
2. Пункт 1 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2011 года.
3. Действие положений пункта 4 части 2, частей 2.1 — 2.5 статьи 57 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в редакции настоящего Федерального закона) и подпункта 4 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль
16 октября 2010 года
N 272-ФЗ

www.pfrf.ru

Новый закон о пенсиях: взаимодействие ПФР и работодателей

С 1 января 2015 г. вопросы пенсионного обеспечения абсолютного большинства граждан нашей страны будут регулироваться Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), который придет на смену действующему в настоящее время Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Новый пенсионный закон не только вводит иную пенсионную формулу (это тема для отдельного обстоятельного разговора), но и содержит ряд других важных нововведений. Подробнее об изменениях читайте в комментарии Чиркова С.А., начальника Департамента организации, назначения и выплаты пенсий ПФР, к.ю.н.

Содержание


Изменения в порядке обращения за пенсией

В Законе № 400-ФЗ сохранено известное всем правило: граждане самостоятельно обращаются с заявлениями об установлении, о выплате и доставке пенсии в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Вместе с тем часть 3 статьи 21 Закона № 400-ФЗ содержит важную новеллу в части порядка обращения за пенсией, а именно устанавливает, что работодатель вправе обращаться за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях с ним, с их письменного согласия.

Нельзя не отметить, что данная новелла как раз тот самый случай, когда все новое – это хорошо забытое старое. Напомним, что в не столь уж давние советские времена будущие пенсионеры обращались за оформлением пенсии в администрацию организации по месту последней работы, которая совместно с местным комитетом профсоюза была обязана подготовить документы и представить их в определенный срок в отдел социального обеспечения. Действовали две формы представления администрации и профкома: первая – для представления к назначению пенсии по старости и инвалидности, вторая – для представления к назначению пенсии по случаю потери кормильца[1]. Так что традиции взаимодействия и сотрудничества работодателей и органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, в части оформления пенсий достаточно богаты. Взаимодействие есть и сейчас и для него также имеются все необходимые основания.

Поэтому сегодня хотелось бы рассказать читателям об очень важной совместной работе Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР или Фонд) и работодателей, направленной на улучшение обслуживания граждан при установлении им пенсий.

Примечание: [1] См.: пункт 1 Постановления Совмина СССР от 9 апреля 1969 г. № 263 «О внесении изменений в Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», пункт 141 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. № 590.

Электронное взаимодействие между ПФР и работодателем

Фонд – один из крупнейших государственных институтов, к сфере ведения которого относятся, пожалуй, самые социально значимые услуги, в первую очередь, по установлению и выплате пенсий и иных выплат, имеющих пенсионный характер. Исключительная важность пенсионного обеспечения для нетрудоспособных лиц обусловлена тем, что пенсия, как правило, является единственным источником их дохода. Поэтому качественное и эффективное предоставление названных услуг всегда будет являться приоритетной задачей Фонда. От успешного выполнения данной задачи зависит, как бы громко на первый взгляд это не звучало, и социальная стабильность в обществе, и уровень доверия населения нашей страны к власти.

Не секрет, что пенсионное будущее гражданина во многом зависит от действий работодателя. Это, по нашему мнению, касается как исполнения страхователем установленных законодательством обязанностей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц в территориальные органы ПФР, так и оказания работникам содействия в оформлении пакета документов, необходимых для назначения пенсии.

В этой связи Фондом осуществляется работа по организации электронного взаимодействия территориальных органов ПФР с работодателями по представлению на граждан, состоящих с ними в трудовых отношениях, документов для назначения пенсии.

Данное взаимодействие осуществляется Фондом в рамках проведения так называемой заблаговременной работы – комплекса мер по обеспечению полноты и достоверности сведений о пенсионных правах застрахованных лиц, учтенных в территориальных органах ПФР и необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий.

Страхователь может быть надежным партнером ПФР в деле улучшения качества обслуживания граждан при осуществлении пенсионного обеспечения.

В чем состоит суть предлагаемой работы?

Если совсем коротко, то в достижении договоренности территориального органа Фонда со страхователями о представлении ими в электронном виде в органы ПФР документов, необходимых для назначения пенсии работающим у них гражданам, по защищенным каналам связи, для их обработки, правовой оценки и, в конечном счете, формирования макетов электронных выплатных дел соответствующих правомочных лиц.

В Пенсионном фонде России под макетом электронного выплатного дела понимается электронное выплатное дело до принятия территориальным органом ПФР решения об установлении пенсии и (иной) выплаты, в том числе сформированное территориальным органом ПФР в целях организации заблаговременной работы в отношении лиц, выходящих на пенсию.

Здесь сразу возникает вопрос, а по каким каналам связи следует представлять указанные документы, не потребуется ли организация работодателем какого-либо дополнительного источника обмена данными с Фондом? Отвечаем – нет, поскольку уже все создано и в этих целях можно использовать защищенные каналы связи и программные средства, которые эксплуатируются при передаче страхователями в орган ПФР отчетности по уплате страховых взносов и представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета на работающих у них застрахованных лиц (так называемый бесконтактный способ представления отчетности в ПФР).

Напомним, что на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» представлять сведения на 50 и более работающих застрахованных лиц, включая заключивших договоры гражданско-правового характера, нужно в электронной форме. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 50 работающих у него граждан. Теперь это общепринятая практика, которая охватывает большинство работодателей.

При таком подходе решаются вопросы, связанные с допуском работодателей в систему электронного документооборота ПФР, обеспечением защиты персональных данных при передаче информации, использованием электронной подписи, признанием равнозначности электронных документов, подписанных в установленном порядке участниками электронного информационного взаимодействия, и документов на бумажном носителе, подписанными собственноручной подписью и заверенным печатью организации.

Порядок подачи документов работодателем для назначения пенсии

Для организации работы по представлению документов для назначения пенсии между органом ПФР и работодателем заключается соответствующее соглашение (это может быть и дополнение к действующему соглашению об обмене электронными документами при представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета и расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование), а также согласовывается порядок (регламент) рассматриваемого электронного информационного взаимодействия.

Страхователь может представлять не только документы, предъявляемые гражданином при заключении трудового договора и поэтому имеющиеся в распоряжении кадровой службы предприятия (паспорт, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, трудовая книжка и др. [1]), но и иные документы, предусмотренные действующим законодательством для назначения того или иного вида пенсии [2], например, свидетельство о рождении ребенка или свидетельство о браке. Вообще, как мы понимаем, это идеальный случай, когда страхователь оказывает максимально возможное содействие своему работнику в подготовке требуемых документов.

Необходимые документы целесообразно представлять в сроки, согласованные с территориальным органом ПФР, но не позднее, чем за девять месяцев до возникновения права на пенсию, в соответствии со списком работников, выходящих на пенсию в ближайшие 12 месяцев, в виде электронных образов документов, подписанных электронной подписью уполномоченного сотрудника страхователя, по телекоммуникационным каналам связи.

Оптимально, когда страхователи формируют электронные образы документов, необходимых для назначения пенсии, на каждое застрахованное лицо в отдельный пакет документов с указанием его инициалов (ФИО) и адреса регистрации. Документы сканируются в расширении 300 точек на дюйм (300 dpi), в цветном изображении. Каждый документ целесообразно сканировать отдельно. На каждое застрахованное лицо к каждому пакету документов прилагается реестр направляемых документов. Каждый документ, содержащийся в пакете документов, подписывается электронной подписью уполномоченного сотрудника страхователя.

Исключительно важно, что работодатель представляет документы только с согласия заинтересованного лица, что обуславливается требованиями нормативных правовых актов по защите персональных данных, а также основано на волевом, сознательном характере пенсионных правоотношений и заявительном принципе обращения за пенсией. Здесь отметим, что Законом № 400-ФЗ в отношении граждан, добровольно отложивших выход на пенсию, предусмотрены достаточно серьезные бонусы, направленные на увеличение размера пенсии таких лиц.

Страхователи могут представлять в изложенном порядке и документы, направленные на повышение результативности заблаговременной работы в отношении застрахованных лиц, выходящих на пенсию, к примеру, списки работников – будущих пенсионеров, а также перечни рабочих мест, профессий, должностей, занятость в которых дает гражданам право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Обратим внимание, что документы, направленные работодателем в территориальный орган ПФР в изложенном порядке, подлежат обязательной обработке и регистрации. Специалисты территориальных органов ПФР, ответственные за проведение заблаговременной работы, при получении электронных документов формируют расписку о получении, подписывают ее электронной подписью и направляют страхователю по каналам связи. О недостающих документах страхователю направляется уведомление.

Примечание: [1] См.: статья 65 Трудового кодекса Российской Федерации. 

Примечание: [2] См.: Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденный постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 № 16/19па; Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2011 г. № 1521н.

Подача документов через доверенное лицо

Допустим, между территориальным органом ПФР и работодателем заключено соглашение о представлении в электронном виде документов для назначения пенсии. В этом случае, на наш взгляд, логично организовать работу таким образом, чтобы при наступлении срока, определенного для обращения за пенсией, заявление и требуемые документы также мог подать в территориальный орган Фонда уполномоченный сотрудник страхователя, то есть обеспечить обращение за пенсией уже фактически известных Фонду граждан через доверенное лицо (на основании доверенности застрахованного лица на представление его интересов в территориальном органе ПФР). На этом вопросе остановимся чуть подробнее.

Согласно пункту 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Изложенное положение еще раз повторяется и конкретизируется в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2011 г. № 1521н. На основании пункта 4 указанного нормативного правового акта гражданин может воспользоваться государственной услугой через законного представителя (родителей, усыновителей, опекунов и попечителей) и представителя организаций, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также через доверенных лиц (лица, которые на основании доверенности уполномочены гражданином обращаться в территориальный орган ПФР за предоставлением государственной услуги).

Исходя из понятия доверенности, закрепленного в статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Важно, что истребование нотариальной формы доверенности, выдаваемой одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами, допускается в случаях, установленных законом. При этом действующим законодательством Российской Федерации необходимость представления нотариально удостоверенной доверенности при подаче заявления о назначении пенсии представителем гражданина не предусмотрена.

Тем самым гражданин вправе выдать доверенность на представление его интересов в территориальном органе ПФР при подаче заявления о назначении пенсии другому физическому лицу. В доверенности должны быть оформлены все полномочия на совершение действий по представлению заявления о назначении пенсии и прилагаемых к нему необходимых документов. В частности, указываются паспортные данные доверителя и доверенного лица, дата совершения доверенности, предоставляемые полномочия, конкретный перечень действий по осуществлению данного поручения, срок действия доверенности. К примеру, доверенное лицо может представлять заявление доверителя о назначении пенсии по старости и его документы, а также получать расписку-уведомление о приеме документов в территориальном органе ПФР и пенсионное удостоверение. Естественно, что доверенным лицом может быть и представитель работодателя. Здесь также обратим внимание, что в соответствии с пунктом 7 указанных выше Правил заявление о назначении пенсии и требуемые документы могут представляться в территориальный орган ПФР не ранее чем за месяц до наступления пенсионного возраста. 

Преимущества взаимодействия страхователей и ПФР в части назначения пенсий

Плюсы рассматриваемого взаимодействия с точки зрения интересов граждан и назначения им пенсий в кратчайшие сроки очевидны. Предпосылки к организации электронного сотрудничества также имеются. К ним можно отнести наличие и успешную эксплуатацию защищенного электронного документооборота ПФР, участниками которого является большинство страхователей, а также правовую и техническую возможность ведения пенсионных (выплатных) дел в электронной форме.

Конечно, можно сказать, что, в отличие от советского времени, у работодателя такой обязанности не существует, а в Законе № 400-ФЗ говорится только о его праве обратиться за пенсией собственных сотрудников, и поэтому усердствовать в части организации электронного взаимодействия с Фондом не надо. Вместе с тем полагаем, что организация электронного взаимодействия по представлению документов для назначения пенсий положительно скажется на имидже любой компании, выгодно обратит внимание на ее социальную ответственность. Кроме того, следует помнить, что работодатель вынужден отпускать, часто в рабочее время, своих сотрудников, приближающихся к пенсионному возрасту, для сбора и подачи документов на пенсию, в связи с чем несет издержки.

Надо отметить, что имеющийся опыт показывает, что многие страхователи, сознавая важность предлагаемого взаимодействия для своих работников, охотно участвуют в этом проекте. По состоянию на 1 сентября 2014 г. количество страхователей, с которыми достигнута договоренность о рассмотренном электронном взаимодействии, превысило 240 тысяч.

В ряде субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти, заинтересованные в высоком качестве предоставления государственных услуг на их территории, поддерживают такие инициативы не только морально, но и путем принятия нормативных актов.

Так, на Белгородчине принято распоряжение Правительства Белгородской области от 21 января 2013 г. № 27-рп «О дополнительных мерах по взаимодействию территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области со страхователями», согласно которому организациям всех форм собственности рекомендовано обеспечить направление в территориальные органы ПФР сканированных образов документов застрахованных лиц за 12 месяцев до даты наступления права на пенсию и заключить соответствующие дополнения к соглашениям об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи.

В Татарстане действует постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 мая 2013 г. № 330 «Об организации подготовительной работы по назначению пенсий в электронной форме». Данным постановлением утвержден Регламент информационного взаимодействия по подготовке электронных образов документов для назначения пенсий. При этом исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан и подведомственным им организациям предписано обеспечить представление в территориальные органы Отделения ПФР по Республике Татарстан электронных образов документов работающих граждан за один год до возникновения права на пенсию, а руководителям иных предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности предложено организовать данную работу.

На федеральном уровне Пенсионный фонд России договаривается об электронном взаимодействии с крупными страхователями, имеющими развитую региональную сеть своих представительств. Например, в субъекты Российской Федерации направлено совместное письмо ПФР и ОАО «РЖД» от 21 августа 2013 г. с рекомендациями провести рабочие встречи представителей служб управления персоналом ОАО «РЖД» и территориальных органов ПФР и, по мере готовности, организовать информационное взаимодействие с учетом положений согласованного сторонами Примерного порядка организации электронного информационного взаимодействия территориальных органов ПФР с подразделениями ОАО «РЖД» по представлению документов, необходимых для назначения пенсии. Аналогичный документ действует в отношениях между ПФР и ОАО «Газпромбанк».

В заключение выразим надежду, особенно принимая во внимание часть 3 статьи 21 Закона № 400-ФЗ, закрепившую право работодателя обращаться за пенсией лицам, состоящих с ним в трудовых отношениях, что к рассмотренной в настоящей статье системе электронного информационного взаимодействия будет присоединяться все больше и больше страхователей. Пенсионный фонд России полностью открыт для работы на данном направлении и приглашает к взаимовыгодному сотрудничеству всех социально ответственных и неравнодушных работодателей.

buh.ru