Закон о металлоискателях – нюансы и тонкости. Данный текст не больше и не меньше, чем наши рассуждения о новых поправках. Они не носят рекомендательного характера и не являются официальными комме

Содержание

Штраф за металлоискатель в 2018 году

Если вашим хобби является приборный поиск, то вы знаете, что данная деятельность с 2013 года регулируется новым законом. В народе он называется «Закон о металлоискателях», №245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии». Он не запрещает использование металлоискателя, а ужесточает ответственность за разрушение культурных слоев и бесконтрольное изъятие археологических ценностей.

Фактически закон определяет штрафы за металлоискатели и вообще за «черную археологию», и конкретизирует ранее весьма размытое понятие «культурный слой». Ранее наказание предусматривалось за изъятие «следов существования человека в предыдущих эпохах». Теперь же места, где можно и нельзя копать строго определены: нельзя там, где культурный слой насчитывает «более ста лет». Это значит, что искать и изымать предметы на пляже, на поле и пр. можно. Теоретически не возбраняется делать это и в других местах, где нет следов жизнедеятельности людей. Но если выкопанный вами предмет имеет археологическую значимость, его нужно сдать государству.


Наказания, предусмотренные «Законом о металлоискателях»

  1. Уничтожение или повреждение вещей, являющихся особо ценными памятниками истории и культуры народов России, может окончиться уголовным сроком в 6 лет лишения свободы или выплатой штрафа в 5 млн. рублей. Или придется выплатить сумму дохода за 5 лет, или отработать 480 часов обязательных работ. УК РФ ст. 243.

  2. Уничтожение культурного слоя «старше 100 лет» при поиске и выемке ценных предметов (менее ценных памятников культуры) грозит сроком в 3 года, либо штрафом в 3 млн. руб. Также может быть присуждена выплата в пользу государства дохода за 3 года, принудительные работы на 400 часов. УК РФ ст. 243.

  3. Повреждение или нарушение объектов культурного наследия, произошедшее по неосторожности, влечет за собой штраф в 1 млн. руб. либо обязательные работы на 360 часов. Возможно также лишение свободы на 1 год. УК РФ ст.243 п.1.

  4. Незаконная (без разрешения) археологическая разведка, и последующие раскопки с применением металлоискателей и прочих приборов – штраф в 500 тыс. руб. (или доходы за 18 месяцев), конфискация всех изъятых из земли или воды предметов. Либо ограничение свободы до 2 лет, исправительные работы на 1 год. УК РФ ст.243 п.2.

  5. То же, что в предыдущем пункте, но на территории зарегистрированного объекта культурного наследия – 700 тыс. руб. штрафа или лишение свободы до 4 лет. УК РФ ст.243 п.2

  6. То же, но в группе, с применением спецтехники (землеройных машин, радаров, металлоискателей) — наказание в 1 млн. руб. штрафа, или изъятием дохода за 5 лет в пользу государства, или тюремным сроком на 6 лет. УК РФ ст.243 п.2.


Штраф за металлоискатели — как его избежать

Закон ФЗ №245, несмотря на его строгость, является довольно сырым. Чтобы привлечь человека к ответственности по нему, следует доказать что вы умышленно использовали металлоискатель для предметного поиска археологических находок. Если вы попали в затруднительную ситуацию при использовании металлоискателя, обратитесь к юристам нашей компании за эффективной правовой защитой.

скачать dle 11.3

Дата обновления

15.03.2017

+5

Проголосовало 9

myfine.ru

Закон о запрете металлоискателей (закон о кладоискательстве)

Например, в новом законе дано понятие культурного слоя, под которым понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы. Учитывая, что большая часть территории России имеет следы существования человека, а наличие археологических предметов нельзя определить без проведения археологической разведки и раскопок, то фактически любой кладоискатель, который занимается, например, поисками металлолома, может повредить «культурный слой», о котором он может просто не знать.  К тому же не секрет, что в ходе любых поисков с металлоискателем в виде «сопутки» могут быть случайно найдены «археологические предметы». При этом в ряде интервью с археологами и статьях в СМИ упоминается, что доказывать умысел никто не собирается, что любые поиски с металлоискателем приравниваются как минимум к археологической разведке, а если при вас будут найдены археологические предметы, тогда вы будете наказаны за повреждение культурного слоя.

Следующий термин, который не дает покоя, это «археологические предметы». Под этим термином в законе понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок. Именно эти предметы запрещается искать и изымать без разрешения. Определение столь неконкретно, что некоторые археологи смеют утверждать, что практически любой предмет оказавшийся на земле можно будет при желании назвать «археологическим предметом».

Таким образом, использование таких размытых формулировок делает возможным при желании практически любого кладоискателя обвинить в совершении преступления. Правда, скорее всего при этом будет отсутствовать умысел. Возможно, что в суде удастся доказать, что умысла на поиски археологических предметов и археологическую разведку не было. Но каждый ли кладоискатель готов пройти всю процедуру от задержания до суда? Лично я – нет!

Археологи согласны, что законопроект не доработан. Многие специалисты также согласны, что по этому законы могут пострадать не виновные лица, поэтому они советуют отказаться от этого хобби, чтобы не стать жертвой нового закона. Большая часть кладоискателей выбрала позицию «посидим- посмотрим». Кто-то решил временно воздержаться от поисков с металлоискателем, другие занимаются кладоискательством подальше в лесу, где нет риска быть замеченным. Хотя есть и такие кто по-прежнему продолжают поиски с металлоискателем, не обращая внимание на «закон о запрете кладоискательства».

Стоит отметить, в настоящее время в сети появилось много статей с рекомендациями «анонимных юристов», которые пишут, что поиски вне памятников археологии не запрещены и так далее. Но, читая все эти многочисленные советы, всегда помните, что, если вы попадетесь в поле с металлоискателем, то рядом с вами этих «помощников» уже не окажется. Поэтому занимайтесь поисками с металлоискателем, только в том случае, если вы уверены, что сможете доказать свою правоту.

P. S. Кстати на подходе еще один «интересный» закон, так называемый закон Левичева о лицензировании металлоискателей. Посмотрим, что ждет нас дальше.

Видео по теме:

Другие статьи о поиске кладов:
Места поиска кладов

В статье рассмотрены разные виды кладов, а также дана полезная информация по их поиску.

Поиски с металлоискателем в лесу

Опыт кладоискателя по ведению поисков с металлоискателем в лесу. Вы узнаете, что можно найти и насколько это перспективное занятие.

Поиск монет и кладов в старых домах

Советы по поиску монет и кладов в старых, оставленных своими хозяевами домах.

О ненайденных кладах России

Видеосюжет Первого канала, который посвящен ненайденным кладам России. Из видео вы узнаете о сокровищах Степана Разина, кладе Кудеяра, утерянных золотых воротах Владимира и многих других ценных реликвиях, которые кладоискатели разыскивают по сей день.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


10hobby.ru

Законность копа и поиска кладов в России 2018

Содержание статьи:

Вопрос по поводу использования металлоискателя

Если человек ходит в лесу с металлоискателем (это законом не запрещено ?) и нашел монеты старше 100 лет что ему необходимо делать, чтобы не попасть под уголовные или административные статьи ?

Какой порядок действия? Можно ли не являясь историком получить открытый лист ? или открытый лист надо только для земель которые отнесены к памятникам истории, земель признанных объектами культурного наследия?

 

Если монетам меньше 100 лет что необходимо делать? можно ли их оставить себе?

Если человек нашел любые непонятные ему предметы ножики, кресты, плуги, тяпки итп? что с ними надо делать? сообщать ли куда-то чтобы помочь государству ? или оставить их там же?

Можно ли забирать себе любые вещи (даже старше 100 лет) найденные на землях сельхоз назначения(земли которые постоянно возделываются, и на них что-либо выращивают? если владелец данной земли не против?
Согласно Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

То есть согласно данной норме заниматься метало поискам можно в любых местах которые не отнесены к объектам археологического наследия ? И соответственно можно свободно ходить с металлоискателем вне данных земель?

5)Из закона:
Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

Закон распространяется только на земли которые установлены законом как объекты культурного наследия? или на все земли ?

Прошу разъяснить как определить что предмет который я нашел в поле имеет возраст более 100 лет? Можно ли его куда либо отнести? или необходимо оставить его лежать в земле?

Прошу дать максимально расширенные ответы на мои вопросы, в целях соблюдения мной действующего законодательства.

Ваши обращения от 23.04.2017 и 04.05.2017 по вопросу изъятия археологических предметов из мест залегания с помощью металлоискателя в Департаменте культурного наследия рассмотрены.

Информируем, что в соответствии с п.1 ст.45.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73—ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее _ Федеральный закон) под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет‚ включающий археологические предметы.

Пунктом 3 ст. 49 Федерального закона установлено, что объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.

Согласно ст.45.2 Федерального закона использование специальных технических средств поиска (в том числе металлоискателей, радаров, магнитов) и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможно

исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа). Разрешение (открытый лист) — документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения

Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ (п.2 ст.45.1 Федерального закона).

В соответствии с п.4 ст. 45.1 Федерального закона разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам — гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, И (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

Порядок выдачи разрешений (открытых листов) установлен Правилами выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 № 127.

Любые раскопки и разведки с последующим изъятием археологических предметов без выданного в установленном порядке разрешения (открытого листа) считаются в соответствии с действующим законодательством НЕЗАНКОННЫМИ.

Поиск археологических предметов непрофессионалами влечет уничтожение объектов археологического наследия и препятствует выявлению новых объектов археологического наследия, так как утрачивается научная ценность обнаруженных археологических предметов без их взаимосвязи с местом обнаружения, а сами напластования, представляющие историко культурную ценность, уничтожаются в виду того, что непрофессионалы не обладают сведениями о методике изъятия археологических предметов при

проведении археологических полевых работ. Порядок передачи археологических предметов определен приказом Минкультуры России от 27.11.2015 № 2877 «О порядке передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73—ФЗ «Об объектах  культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ», зарегистрирован вМинюсте России 31.12.2015 № 40437.

Порядок
передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ

 

1. Археологические предметы, обнаруженные физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 23, ст. 2203; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 27, ст. 3213; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5554; 2008, N 20, ст. 2251; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 51, ст. 6150; 2010, N 43, ст. 5450, N 49, ст. 6424, N 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4563, N 45, ст. 6331, N 47, ст. 6606, N 49 (ч. I), ст. 7015, ст. 7026; 2012, N 31, ст. 4322, N 47, ст. 6390, N 50 (ч. V), ст. 6960; 2013, N 17, ст. 2030, N 19, ст. 2331, N 30 (ч. I), ст. 4078; 2014, N 43, ст. 5799, N 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, N 10, ст. 1420; N 29 (ч. I), ст. 4359) (далее — Закон N 73-ФЗ) работ по использованию лесов и иных работ, подлежат передаче государству для последующего включения в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.

2. В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее — предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее — региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.

3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения.

4. Региональный орган охраны на основании заявления организует работу по изъятию предметов из места залегания в соответствии с нормами статей 36 и 45.1 Закона N 73-ФЗ:

4.1. Изъятие предметов из мест залегания может производиться исключительно в составе археологических полевых работ на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого Минкультуры России.

4.2. Исполнитель археологических полевых работ — физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать все изъятые предметы, обладающие историко-культурной ценностью, в государственный музей для последующего включения в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2591; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3213; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 9, ст. 1206).

5. В случае, если исполнителем археологических полевых работ, указанным в подпункте 4.2 Порядка, обнаруженные предметы признаны предметами, не имеющими историко-культурной ценности, он обязан в течение 10 рабочих дней со дня изъятия предметов из мест залегания письменно проинформировать региональный орган охраны об отсутствии у данных предметов историко-культурной ценности.

6. Региональный орган охраны в течение трех рабочих дней со дня поступления от исполнителя археологических полевых работ письменной информации об отсутствии историко-культурной ценности у изъятых из мест залегания предметов, направляет разрешение на возобновление работ лицам, указанным в пункте 1 Порядка.

7. Изъятые из мест залегания предметы, не имеющие историко-культурной ценности, подлежат возврату лицам, указанным в пункте 1 Порядка, в течение 30 рабочих дней с момента поступления письменной информации от исполнителя археологических полевых работ об отсутствии историко-культурной ценности, если такие лица выразили соответствующее желание.

В целях противодействия лицам, проводящим несанкционированные археологические раскопки и усиления ответственности за повреждение и уничтожение объектов археологического наследия и незаконный оборот археологических предметов, был принят Федеральный закон от 23.07.2013

№ 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», внесший изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс (дополнен некоторыми статьями, в том числе ст. 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из

мест залегания), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 73-ФЗ, а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от. 7.151. Незаконный оборот археологических предметов).

Статьей 7.15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконный оборот археологических предметов.

Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов. Необходимо отметить, что в соответствии с распределением полномочий в области сохранения, использования, популяризации и

государственной охраны объектов культурного наследия, установленного статьями 9.1, 9.2 Федерального закона, государственная охрана объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в том числе государственный учет объектов, обладающих

признаками объекта культурного наследия, установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, отнесены к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Для сведения сообщаем, что Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с производством сельхоз работ на личных приусадебных участках, за исключением случаев, когда такие работы сопряжены с обнаружением археологических предметов.

Обращаем внимание, что несанкционированный поиск археологических предметов вне зависимости от места его осуществления запрещен в Российской Федерации под угрозой привлечения к административной ответственности согласно ст. 7.15 Кодекса Российской

Федерации об административных правонарушениях или уголовной ответственности в соответствии со ст. 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации в зависимости от характера противоправных деяний. В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской

Федерации, утвержценным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, Минкультуры России не наделено полномочиями по официальному толкованию норм законодательства Российской Федерации, в связи с чем, разъяснения Минкультуры России по

вопросу реализации норм закона не влекут последствий для правоприменительной практики И не носят характер общеобязательных.



25.05.2017 направил следующее письмо:

Получил ответ на свое предыдущее обращение. Но по сути оно было в форме отписки. И не каких конкретных ответов на свои вопросы я не получил.

1) Везде говорится про «археологические предметы» но определения данного понятия нет. И нет понимания как на месте человек должен определить является ли предмет археологическим. Поэтому прошу дать разъяснение.
2)Порядок передачи как я понял допускает 3 дня на информировании органов гос власти? то есть если я найду любой предмет то должен сообщить в ближайшие 3 дня? нет обязанности вызывать органы гос власти на место нахождения предмета?
Выдержка из закона
«В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее — предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее — региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.
3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения. »

3)Есть сайт :
http://wolmar.ru/
http://ucoins.ru/
Они продают монеты подпадают ли 7.15.1 коап рф ? многим монетам которые там продают больше 100 лет, и явно имеют историческую ценность. Можно ли мне там покупать монеты, книги, ложки ?

4)Относятся ли монеты к предметам археологической ценности ведь по определению 233 ГК РФ это деньги ? по сути они утеряны или зарыты прежним владельцем.
Объясните грань между поиском денег и археологических предметов ?

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

Если вы не можете ответить на данные вопросы сообщите кто может на них ответить, и разъяснить по пунктам, для всего огромного сообщества владельцев металлоискателей которые занимаются поиском монет, и хотят это делать по закону.

 

Получен ответ из МВД :

aae.su

Закон об использовании металлоискателей | Копать или нет

Итак, относительно недавно, а именно 23 июля 2013 года, в силу вступили изменения в отдельные законодательные акты РФ в части пресечения незаконной деятельности в области археологии. Всем кладоискателям эти поправки больше известны как «закон об использовании металлоискателей» или Федеральный Закон от 23/07/2013 №245-ФЗ.

Прошло уже три года, а до сих многие искатели кладов задаются вопросом, какие же ограничения накладывает на их деятельность данный законодательный акт? Где теперь можно копать или можно вообще? Какая ответственность предусмотрена и как не перейти черту? Были ли какие-то изменения в последующие годы (2014-2016)? Попытаемся разобраться вместе с этими и другими вопросами.

Можно ли заниматься поиском артефактов?

На сегодняшний день, в России наше хобби – кладоискательство регламентируется/оценивается/наказывается (нужное подчеркнуть) с точки зрения статьи 243-2 УК РФ «Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания».

Согласно этой статье заниматься поиском и копать могут только люди, имеющие специальное разрешение (открытый лист) на проведение подобных работ:

«Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, наказывается…».

Следовательно, по закону получается, что копать вы можете, но нужно разрешение и нельзя повреждать культурный слой. Что же такое культурный слой? Определение культурного слоя предлагает нам все тот же самый Федеральный закон №245-ФЗ:

«Для целей настоящей статьи под

культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.»

Пример простой. Вышли вы в чисто поле с металлоискателем на прогулку. В поле этом ни деревень, ни сел, никаких других объектов отродясь не было. Скажем, была там всегда пашня. Идете себе, позваниваете прибором, сигнал. Выкапываете, шестеренка от дореволюционного трактора, возрастом 101 год. Всё, вы повредили культурный слой, который «образовался» внезапно вокруг места залегания ржавой шестерни, вы нарушили закон и за это вам полагается:

«…наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

»

Хотя нет! Вы же злостный нарушитель, вы пошли копать с металлоискателем. А это уже немного другой пункт:

«3. Те же деяния, совершенные:
а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;…
…наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

»

И для полноты понимания, рассмотрим, что же понимается под специальными техническими средствами поиска:

«Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.»

Т.е. и металлоискатели, и поисковые магниты, и глубинники и т.п. все это является специальными средствами поиска, а значит только усугубляет вашу вину.

В сухом остатке мы имеем, что копать вы можете только там, где попадаются находки возрастом не более 100 лет. Нашел гнилую полушку, неважно где. На пляже, на поле, в лесу, где угодно. Ты – преступник! Нашел с металлоискателем, преступник вдвойне.

Объект археологического наследия

Кроме этого, Федеральный закон №245-ФЗ подразумевает внесение правок в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и вводит такое определение как объект археологического наследия:

«Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои. »

И опять, мы сталкиваемся с тем факт, что, по сути Россия – это один огромный объект археологического наследия. Где прошел сто лет назад человек, где обронил пуговицу, там и вырос культурный слой.

Оборот археологических предметов

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях появляется новая статья 7.15-1. «Незаконный оборот археологических предметов», которая гласит:

«Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, наказывается…»

В свою очередь, «Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.»

Итак, друзья-кладоискатели, кто в детстве начитался книжек про пиратов, теперь вы все потенциальные преступники, джентльмены удачи. По сути, мы уже не только искать и копать не можем, но и даже коллекционировать. Нет, конечно, коллекционировать то можно, но по установленным правилам.

narkop.ru

Где можно копать с металлоискателем по новому закону

Кладоискательство — хобби, которым увлекаются некоторые россияне, и металлоискатель при этом является почти необходимым помощником. Некоторые кладоискатели очень успешны и зарабатывают на своем хобби, однако возникает вопрос с законностью раскопок. Уголовный кодекс предусматривает довольно суровые наказания за нарушение правил кладоискательства, поэтому знать нюансы законодательства, отправляясь на поиски артефактов, обязательно нужно. Где можно копать с металлоискателем по новому закону, какие наказания предусмотрены в 2018 году за нарушение законодательства о кладоискательстве.

Разрешает ли закон кладоискательство в принципе?

С этим нужно разобраться более детально. С одной стороны, закон допускает кладоискательство как таковое, но при этом он накладывает такие ограничения на подобные занятия, при которых фактически большинство кладоискателей нарушают уголовный кодекс и рискуют довольно сильно.

Ориентироваться при занятии кладоискательством нужно на статью 243.2 уголовного кодекса РФ, согласно которой человек, если он не профессиональный археолог или человек другой профессии, которому был выдан специальный документ — разрешение, или открытый лист — не имеет права повреждать или уничтожать культурный слой.

Весь вопрос в том, что считается в данном случае культурным слоем. Согласно российскому законодательству, культурный слой — это слой в земле или под водой, который содержит следы существования человека, возраст которых превышает 100 лет.

В этом смысле российский закон более конкретен, чем советский, который туманно говорил о предыдущих эпохах, но не приводил конкретной черты, за которой наступают эти эпохи в понимании законодателя.

Таким образом, вы имеете право проводить поиски только там, где однозначно не может быть никаких следов человеческой деятельности, которым больше ста лет. А таких мест не так и много. Ими могут быть:

  • используемой в сельском хозяйстве поле, которое вспахивается ежегодно и где не осталось никакого культурного слоя,
  • общественный пляж, где также нет культурного слоя, поэтому находки не являются археологическими предметами,
  • другие места, где однозначно не зафиксированы человеческие поселения и другие следы человеческой деятельности более чем столетней давности.

В последнем случае стоит понимать, что если вы все же обнаружили какую-то находку, которой больше ста лет, по закону вы обязаны сдать ее государству, потому что все, что находится в культурных слоях и все археологические предметы по закону являются собственностью именно государства.

Какое наказание предусмотрено за нарушение закона

Та же статья уголовного кодекса — 243.2 — предусматривает достаточно суровые наказания за нарушение культурного слоя и за поиск артефактов, которым исполнилось более ста лет. В данном случае металлоискатель в ваших руках выступает как отягчающее обстоятельство, поэтому вам может грозить одна из следующих санкций:

  • штраф до 1 миллиона рублей,
  • штраф в размере доходов нарушителя за 5 лет,
  • лишение права работать на определенных должностях до 5 лет,
  • принудительные работы до 5 лет,
  • лишение свободы до 6 лет.

Фактически, любая ваша находка, совершенная в 2018 году, может подвести вас под статью, если она относится к более ранним эпохам, чем начало гражданской войны в России.

Культурным слоем по российскому закону называется любая безделушка, которую обронил какой-нибудь крестьянин больше ста лет назад. Отыщете под землей ржавую подкову для лошади, отвалившуюся до революции — рискуете стать обвиняемым по уголовному делу.

bankiclub.ru

Полный текст нового закона с комментариями юристов о правомерности использования металлоискателей. Статья 243 и 7.15

********** Статья 243 ************

«Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей.

1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей —

наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия,

— наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.»;

КОММЕНТАРИЙ:

Статья 243 подразумевает уничтожение или повреждение объектов культурного наследия. Тут понятно все без комментариев, НЕ ВЕДИТЕ ПОИСК НА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКАХ и не разрушайте объектов культурного наследия.В законе чётко говорится о «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) … взятых под охрану государства».

Перед тем как взять руки лопату, узнайте, является ли место предполагаемого поиска археологическим объектом. Если ваш умысел  был направлен на уничтожение или повреждение объектов культурного наследия и т.д., то отвечать будете по данной статье, вплоть до лишения свободы.

********** Статья 243.1 ************

«Статья 2431. Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия.

Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Повреждением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия в крупном размере в настоящей статье признается причинение вреда, стоимость восстановительных работ для устранения которого превышает пятьсот тысяч рублей, а в отношении объектов археологического наследия — стоимость мероприятий, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сохранения объекта археологического наследия, превышающая пятьсот тысяч рублей.»;

КОММЕНТАРИЙ:

В статье 243.1 говорится о нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия…. Данная статья относится к владельцам объектов культурного наследия, музейным работникам, археологам которые хранят или используют объекты культурного наследия.

 

********** Статья 243.2 ************

«Статья 2432. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания.

1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, —

наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Те же деяния, совершенные:

а) с использованием специальных технических средств (металлоискателей) поиска и (или) землеройных машин;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Примечания. 1. Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.»;

КОММЕНТАРИЙ:

Скорее, тут больше вопросов, чем ответов. Самая важная статья 243.2 в которой говорится о «Поиск и (или) изъятие АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ…. ПОВЛЕКШИЕ повреждение или уничтожение культурного слоя».

 

Тут сразу возникает вопрос: А если мы ищем не археологические предметы? К статье имеется примечание 1, определяющее, что является культурным слоем. Культурный слой — слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает 100 лет, включающий археологические предметы.

 

Если ведем поиск и изъятие предметов на лугу или пашне, не являющейся зарегистрированном или выявленным археологическим объектом, и ищем и (или) изымаем только предметы, которым менее 100 лет, то по логике, не нарушаем законодательство, так как не нарушаем культурный слой, вынимая предметы, не относящиеся к культурному слою. В наших действиях нет состава административного правонарушения или преступления.

 

Пашня и места, которые были распаханы: можно ли вести поиск и (или) изъятие предметов из этого слоя? Ведь данные территории подверглись многократному разрушению сельхозтехникой, и культурный слой был здесь полностью уничтожен? Применение металлоискателя в таких местах скорее можно расценивать не как преступление, а как спасательные работы.

 

Там где нет археологических объектов или выявленных объектов вести поиск и изъятие предметов из земли, которым менее 100, по логике, не запрещено. Но прежде чем делать выводы, нужно дождаться официальных комментариев от министерства юстиции которые должны быть опубликованы после вступления закона в силу 25 августа 2013. С соответствующим письмом мы обратились в министерство юстиции. Текст письма будет приведен на сайте клуба кладоискателей www.clubklad.ru

********** Статья 243.3 ************

«Статья 2433. Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере

 

1. Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству в соответствии с законодательством Российской Федерации обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

Примечание. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.».

КОММЕНТАРИЙ:

Данная статья 243.3 только для лиц, получивших открытый лист.

********** Статья 7.15 ************

Статья 7.15.Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения.

1. Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц — от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.

3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на должностных лиц — от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.»;

Примечание. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

КОММЕНТАРИЙ:

Если у вас нет умысла вести археологическую разведку или раскопки, то статья к вам не относится. Поиск и (или) изъятие предметов из земли не является умыслом вести археологическую разведку или раскопки. Нужно доказать, что вы ведете именно археологическую  разведку, а не ищите монетки времен СССР с помощью металлоискателя и лопаты.

**********  ЗАКЛЮЧЕНИЕ:  ************

 

Мы прокомментировали данные положения закона, руководствуясь нашим пониманием после консультации с профессиональными юристами. Напомним, что уголовная ответственность, и административная за разрушения памятников – были всегда.

 

Обратите внимание на то, что ответственность почти не изменилась, и как нельзя было вести арх разведку или раскопки  без разрешения государственных органов, так и сейчас нельзя, как была уголовная ответственность в виде лишения свободы, так и осталась, как был штраф по административный 2 500 руб. с конфискацией металлоискателя и находок, так и остался.  Все те же 243 УК РФ и 7.15 КоАП РФ.

 

В новых поправках к закону  уточнено понятие культурного слоя, который нарушать нельзя, возраст которого более 100 лет. В старом законе, культурный слой приравнивался к «следы существования человека в прошлых эпохах», что позволяло привлечь к ответственности за поиск даже современных монет.

 

Использование металлоискателей не запрещено и не приравнены к автомату «Калашникова», а значит необходимо ждать пояснения от министерство юстиции. С соответствующим письмом мы обратились в министерство юстиции. Текст письма приведен на сайте клуба кладоискателей www.clubklad.ru

Председатель ФППР, Рудольф Кавчик

 

clubklad.ru

закон о поиске кладов Информация

Юридические аспекты кладоискательства в России. Что делать, где можно копать.

Согласно новым поправкам запрещено РАЗРУШАТЬ культурный слой старше 100 лет, а также вести поиск АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ предметов. Доказать факт разрушения (именно полного разрушения) культурного слоя почти невозможно, если конечно вы не вскопали гектар земли. К тому же надо еще доказать, что был разрушен культурный слой именно старше 100 лет, а не советского периода с пробками и гильзами. Археологические предметы — те предметы информация о которых берется в результате археологических раскопок. Информация о монетах берется из письменных источников, так же как и об иконках 19 века, например, или о мундирных пуговицах итд … А вот если вы нашли амулет 11 века или боевой топор 9 века, то это уже археологические предметы, потому как узнали мы о них только в результате археологических раскопок.

Чтобы задержать и завести дело необходимы основания. Основанием могут являться выкопанные предметы. Полицейские конечно не разбираются в нюансах законодательства и специальных терминах типа «археологический предмет». Поэтому наша задача лишить полицейских любых оснований к задержанию:

— При приближении человека выбрасываем ВСЕ из карманов, даже пивные пробки. Чтобы в протоколе задержания было написано, что никаких предметов при досмотре не обнаружено.

— Ретируемся подальше от ямок, чтобы в протоколе задержания было написано: «на месте задержания следов раскопа не обнаружено».

— Не мешаем полицейским составлять протокол досмотра без участия панитых, а в объяснениях пишем, что панитые не присутствовали. В графе для панитых ставим прочерки или «не присутствовали». Досмотр без участия панитых считается недействительным.

— В результате у полицеских нет никаких оснований к задержанию.

— На вопросы типа «что делаешь» — отвечаем все что угодно кроме слов «веду поиск, ищу, исследую» итд. Говорим, что тестируем прибор. «Зачем лопата» — от диких собак отбиваться. «Я видел, что ты копал» — я не копал, я увидел змею и ударил ее лопатой, потом закопал … кстати она меня кажется укусила и мне срочно нужна медицинская помощь )) вы же не откажите мне в медицинской помощи и отвезете в областную больницу?

Пара советов:

1) Не копайте на полях вдоль оживленных дорог, да и вообще в пределах видимости с дорог не копайте.

2) Как и раньше и всегда — не приближайтесь к арх памятникам (городищам, курганным комплексам итд итп).

3) На пляжай копайте только на общественных. То есть не надо копать на берегу Тигоды в тихом месте, где народ никогда не купается.

П.С.: полицейские не заинтересованы в задержании копателей, так как доказать что-то очень затруднительно, если человек сам себя не оговорит, мол «здесь было городище в 13 веке, вот я и копаю ищу всякую старину». Доказать наличие культурного слоя — надо провести экспертизу, доказать факт разрушения — еще одна экспертиза, и еще надо доказать, что это именно ваши ямки. Доказать что находки являются археологическими — еще одна экспертиза, а еще надо доказать, что эти предметы были добыты именно вами и именно здесь. Все полицейские с которыми я общался заявляли, что доказать это невозможно и им лучше воров да грабителей или наркоманов ловить.

И самое главное — берегите нашу историю, не разрушайте археологические памятники, оставьте их профессиональным археологам! Наш удел это «монетки и пуговки», а также золото на пляжах.


Ответное письмо из Министерства Культуры на запрос одного из кладоискателей под ником maharishi.

  

  


О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии

Данный текст не больше и не меньше, чем наши рассуждения о новых поправках. Они не носят рекомендательного характера и не являются официальными комментариями. Это просто частное мнение некоторых людей, далеких от юриспруденции.

Что новые поправки 2013 года нам готовят:

1) Нельзя копать на археологических объектах, внесенных в реестр. Это положение не меняется, только ужесточается наказание.

2) Коп на местах бывших поселений, возраст которых более 100 лет — спорный момент, нужно дождаться комментариев профессиональных юристов. Но скорее всего лучше там не копать.

3) Коп на местах, где поселений не было зафиксировано, а также других следов деятельности человека старше 100 лет — копать можно. В случае обнаружения там археологических предметов — их необходимо сдать государству. Что считать арх предметом? — это вопрос, нужны комментарии юристов. Обычные монеты скорее сего не подпадают под это. А вот украшения, пластика, древнее оружие — все то, о чем мы изначально узнали из археологических раскопок, а не из письменных источников — это под запретом и считается арх предметом.

4) Коп на общественных пляжах — можно. Так как культурный слой меньше 100 лет и все находки — не арх предметы.

5) Коп по местам сражений ВОВ — можно на прежних условиях.

vseopoiske.ru