Указ президента о переселении граждан из ветхого и аварийного жилья – О МУНИЦИПАЛЬНОЙ АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЕ «ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ПРИЗНАННЫХ НЕПРИГОДНЫМИ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И ПОДЛЕЖАЩИХ СНОСУ, НА 2014

Содержание

Поручения и их выполнение — Правительство России

Работа Правительства: факты и цифры. Всего с 2014 года по состоянию на 1 марта 2016 года расселено 356,71 тыс. человек, проживавших в 5,56 млн кв. м аварийного жилья, что составляет 48,8% объёма аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению в период с 2014 по 2017 год.

Правительство сообщило о ходе работы по исполнению поручения Президента России, содержащегося в Указе от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (подпункт «е» пункта 2) и поручения от 18 января 2014 года №Пр-83 (подпункт «а» пункта 7) о переселении граждан из аварийного жилья, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года. 

В соответствии с распоряжением Правительства от 26 сентября 2013 года №1743-р площадь аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года и требующего расселения в 2015 году, составляла 2,76 млн кв. м, в которых проживало 177,72 тыс. человек.

Согласно данным оперативных отчётов, представленных субъектами Федерации в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, по состоянию на 1 марта 2016 года расселено (с учётом перевыполнения целевого показателя 2014 года) 2,95 млн кв. м аварийного жилищного фонда (достижение целевого показателя 2015 года – 107,1%), переселено 185,52 тыс. человек (достижение целевого показателя 2015 года – 104,4%). Также необходимо отметить, что по состоянию на 1 марта 2016 года в стадии оформления находятся документы для переселения 20,8 тыс. человек из 0,32 млн кв. м аварийного жилья.

Всего с 2014 года по состоянию на 1 марта 2016 года расселено 356,71 тыс. человек, проживавших в 5,56 млн кв. м аварийного жилищного фонда, что составляет 48,8% объёма аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению в период с 2014 по 2017 год.

Заявки всех субъектов Федерации, участвующих в реализации программ переселения в 2015–2016 годах, на сумму 43,86 млрд рублей одобрены Фондом ЖКХ в 2015 году. На выполнение соответствующих планов субъектам Федерации по состоянию на конец марта 2016 года предоставлены средства Фонда ЖКХ на сумму 32,36 млрд рублей (73,78% суммы одобренных Фондом ЖКХ заявок).

По состоянию на 1 марта 2016 года контракты на строительство и приобретение жилых помещений в строящихся жилых домах субъекты Федерации заключили на 86,5% необходимой потребности в жилых помещениях для выполнения целевого показателя 2016 года.

government.ru

Путин на Госсовете обсудил «майские указы», МФЦ и расселение ветхого жилья

МОСКВА, 4 мая — РИА Новости. Вопросы исполнения «майских указов», предоставление государственных и муниципальных услуг через сеть многофункциональных центров (МФЦ), независимая оценка качества услуг в социальной сфере и расселение граждан из аварийного жилья — таковы основные темы прошедшего в четверг совместного заседания Госсовета и комиссии по мониторингу целевых показателей социально-экономического развития страны.

Путин рассказал о реализации «майских указов»

На заседании президент РФ Владимир Путин поручил правительству РФ и регионам с 1 января 2019 года ввести постоянный механизм переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Кроме того, глава государства заявил о необходимости поощрять соцучреждения, откликающиеся на запросы граждан, а также похвалил проект МФЦ, но призвал не останавливаться на достигнутом.

Выполнение майских указов

На заседании Путин обратился к главе Счетной палаты Татьяне Голиковой и руководителю исполкома Общероссийского народного фронта (ОНФ) Алексею Анисимову с просьбой озвучить свои оценки, касающиеся реализации майских указов.

В ОНФ сообщили, сколько поручений из «майских указов» Путина было выполнено

Как сообщил Анисимов, из 179 поручений в рамках исполнения «майских указов» президента ОНФ считает исполненными 35, 100 поручений исполнены частично и требуют доработки, не исполнены 44 поручения.

Президент РФ подписал «майские указы» в день своего вступления в должность главы государства 7 мая 2012 года. Указы содержали параметры, на которые экономика РФ должна выйти в течение его президентского срока.

Переселение из ветхого жилья

Одним из вопросов, обсуждавшихся на заседании Госсовета, стало расселение ветхого и аварийного жилья. К 1 сентября 2017 года в России должна завершиться программа расселения жилья, признанного аварийным на 1 января 2012 года. Всего, по данным на 1 апреля этого года, в России, начиная с 2008 года, было расселено более 860 тысяч человек из более чем 13 миллионов квадратных метров жилья, что соответствует 73% выполнения плана по расселению, говорится в материалах к Госсовету. В настоящее время 20 российских регионов отстают от плановых показателей по расселению аварийных домов.

Путин: важно учитывать качество новых домов при расселении из ветхого жилья

Глава государства поручил правительству РФ и регионам с 1 января 2019 года ввести постоянный механизм переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. При этом на переходный период до 2019 года должно быть продлено действие фонда ЖКХ, который доказал свою эффективность, отметил президент.

Президент также заявил о необходимости разобраться с ситуациями, когда по формальным и надуманным причинам люди не были включены в программу переселения. Путин также подчеркнул, что при расселении россиян из ветхого и аварийного жилья важны не только сроки, но и качество предоставляемых квартир.

«Одновременно хочу предостеречь тех, кто в погоне за соблюдением сроков пытается навязать людям дома, где крыши текут, штукатурка осыпается, то есть по принципу «возьми, боже, что нам негоже», ну и просто, чтобы отчитаться. Хочу повторить: важны не только сроки, но и качество жилья», — заявил он.

В свою очередь министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень, давая свою оценку текущей ситуации, заявил, что ведомство ожидает увеличения объемов аварийного жилья в стране.

«Дело в том, что почти половина жилого фонда в нашей стране была построена до 1970 года», — напомнил он.

Мень предложил финансово поощрить субъекты РФ, досрочно расселившие аварийные дома. В пример Мень привел Калининградскую область и Ингушетию, первыми завершивших расселение аварийное жилья — еще в 2015 году — и получивших финансовую поддержку решением председателя правительства. Это позволило данным регионам направить дополнительные средства на расселение вновь образовавшегося аварийного фонда, отметил министр.

Глава Чувашии Михаил Игнатьев выступил с предложением при расселении аварийного жилья учитывать социальный статус проживающих. Игнатьев предложил реализовать пять механизмов расселения аварийного жилья с учетом этого фактора.

По его словам, первый механизм – это развитие застроенных территорий. Второй – развитие рынка арендного жилья. Третий – создание правового и организационного механизма реализации инициатив собственников помещений в многоквартирных домах по самостоятельной реализации проектов реконструкции аварийного жилья, строительство нового жилья на земельном участке, который высвобождается после сноса аварийного дома. Четвертый – введение нового вида жилищного фонда – специализированного жилищного фонда для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Пятый — выдача государственных или муниципальных жилищных сертификатов для граждан, переселяющихся из аварийного жилья.

Он также отметил, что для реализации данных механизмов на уровне РФ необходимо разработать новую нормативно-правовую базу.

Услуги в социальной сфере

Остановившись на теме оценки качества социальных услуг, глава государства заявил о необходимости поощрять соцучреждения, которые прислушиваются к гражданам, и применять жесткие меры к тем, кто не отвечает на запросы граждан.

Путин призвал проработать развитие системы оценки соцучреждений

Он напомнил, что в рамках реализации «майских указов» начато внедрение независимой оценки качества работы организаций социальной сферы. Как отметил Путин, «полученные результаты не должны подшиваться в папку, ложиться под сукно».

При этом президент заявил, что необходимо исключить конфликт интересов при оценке деятельности учреждений социальной сферы, для этого нужно расширить участие в ее проведении Общероссийского народного фронта, социально ориентированных НКО, общественных палат в регионах

«Принципиально важно обеспечить полную независимость оценки. Сейчас еще встречаются случаи, когда бюджетные организации устраивают так называемый «междусобойчик», опрашивают и оценивают сами себя, а потом получается, что у поликлиник, например, формально высокая оценка, а на деле там ни к специалистам не попасть, и, вообще, уровень обслуживания достаточно низкий», — сказал Путин.

Он пояснил, что независимая оценка нужна «не для галочки», она представляет собой реальную возможность влиять на жизнь людей.

В свою очередь глава Минтруда Максим Топилин, высказываясь по данному вопросу, отметил, что независимая оценка всех учреждений социальной сферы по оказанию услуг должна быть завершена в 2017 году. При этом, по его мнению, уже с 2018 года нужно изменить формат проведения независимой оценки.

Топилин отметил, что для улучшения ее качества стоит рассмотреть законодательное закрепление обязательного отчета о результате независимой оценки.

«В ходе обсуждения и подготовки к Госсовету пришли к выводу, что, наверное, было бы целесообразно в законодательстве закрепить, чтобы органы исполнительной власти выступали с публичным отчетом по результатам независимой оценки в своих законодательных собраниях. Это могло бы серьезным образом повысить и ответственность, и публичность этих мероприятий, и контроль за тем, насколько они будут использоваться», — добавил министр.

МФЦ

Одной из тем Госсовета также стал проект по созданию многофункциональных центров. Путин назвал его успешным, отметив, что по всей стране работают 3 тысячи МФЦ, число обращений в которые в прошлом году превысило 60 миллионов. При этом он подчеркнул, что на достигнутом останавливаться нельзя, мнения и пожелания людей должны стать основой для дальнейшего совершенствования.

Глава государства напомнил, что еще несколько лет назад российские граждане, чтобы получить справку или документ, были вынуждены практически везде без всякого исключения «простаивать в очередях, обивать пороги различных контор, платить деньги посредникам».

«Да, действительно, и сейчас еще много проблем подобного рода, но все-таки ситуация в целом начинает меняться. Сегодня многие люди приходят в многофункциональные центры, где можно оформить сертификат на материнский капитал, свидетельство индивидуального предпринимателя, зарегистрировать собственность, получить другие услуги», — сказал он.

Президент отметил, что необходимо создать условия, при которых граждане смогут обратиться в любой МФЦ независимо от места своего проживания и регистрации.

Глава Ростовской области Василий Голубев, комментируя вопрос работы МФЦ, отметил, что граждане и бизнес должны иметь возможность оценивать качество региональных и муниципальных услуг, которые они получают. По его словам, система оценки оказываемых услуг должна стать еще более персонифицированной.

«Как минимум, должна появиться возможность анализа причин низких оценок. Их доля в настоящий момент не очень велика. Но они по-прежнему остаются индикатором проблемы. Важно точно знать причины неудовлетворенности заявителя», — сказал Голубев.

Сто билетов на танцы

В своем выступлении председатель ЛДПР Владимир Жириновский, также принимавший участие в заседании, неожиданно затронул проблему нехватки мест досуга — он посетовал на отсутствие танцевальных площадок для молодежи или людей старшего возраста.

«Поликлиники есть, школы есть – все есть. Для досуга что есть? Площадка для выгула собак, автостоянка, детская площадка (есть). А вот взрослым от 15-20 лет до 90, у них где досуг будет проходить? Сегодня, 4 мая, столица нашей Родины, давайте, куда можно пойти потанцевать, вот просто так? Не ресторан, просто пойти отдохнуть человек хочет, ни есть, ни пить, ничего… Нету!» — сказал председатель партии.

Президент РФ Владимир Путин в связи с этим спросил у мэра столицы: «Куда пойдем на танцы?».

«Владимир Владимирович, по поводу Владимира Вольфовича беспокойства по танцплощадкам — в каждом парке танцплощадки существуют. Поэтому мы сотню приглашений ему пришлем для того, чтобы у него был выбор», — ответил Сергей Собянин.

ria.ru

Совещание по вопросам переселения граждан из аварийного жилья

Глава государства констатировал, что в настоящее время десятки тысяч российских семей вынуждены проживать в домах, не соответствующих требованиям комфортности и безопасности. Скорейшее расселение таких трущоб – принципиальная задача властей, подчеркнул Владимир Путин.

Президент выступил с жёсткой критикой в адрес губернаторов в связи с нарушением сроков подготовки региональных программ по расселению людей из аварийного жилья, рассчитанных на ближайшие три года. Срок утверждения программ субъектами Федерации истёк 15 апреля.

Владимир Путин поставил задачу в ближайшее время переселить всех жителей аварийных домов в новые квартиры. При установлении очерёдности переселения должен учитываться срок проживания в аварийном доме.

Перед началом совещания глава государства осмотрел один из ветхих домов, подлежащих расселению, а также новый, недавно построенный многоквартирный дом.

Стенографический отчёт о совещании

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы продолжаем серию совещаний по ключевой социально-значимой теме. Речь идёт об обеспечении граждан доступным и комфортным жильём, о повышении качества жилищно-коммунальных услуг.

Сегодня обсудим реализацию наших планов по переселению людей из аварийного жилищного фонда. Я уже неоднократно был в таких, с позволения сказать, «жилых домах». И сегодня мы тоже побывали с руководителем Калмыкии, с Алексеем Маратовичем [Орловым], посмотрели, как здесь люди живут, в таких, ещё раз скажем, с позволения, «домах жилых».

Вам всем тоже, наверное, говорить не нужно, все вы занимаетесь этим предметно и профессионально, это нечеловеческие условия. И жить в таких условиях российские граждане не должны. Ещё раз хочу повторить то, что говорил уже неоднократно: это наша прямая задача и обязанность – вытащить наших людей из такого, с позволения сказать, «жилья», из этих трущоб вытащить.

Сейчас таковым официально являются 0,5 процента многоквартирных домов, вот таким жильём, аварийным. Это примерно 13,1 миллиона квадратных метров жилья. Повторю, это только официальные цифры, и картину они отражают далеко не полностью. Десятки тысяч российских семей вынуждены проживать в домах, которые не выдерживают никаких требований ни по комфортности, ни по безопасности, что самое главное. Скорейшее расселение, ликвидация таких трущоб – наша, как я уже сказал, принципиальная задача.

Смотрите также

За предыдущие пять лет на эти цели из федерального бюджета было направлено 159 миллиардов рублей, новые квартиры получили более 343 тысяч человек, расселено свыше 5,1 миллиона квадратных метров аварийного жилья. Теперь нам предстоит сделать следующий, ещё гораздо более сложный шаг: все граждане, которые признаны по состоянию на 1 января 2012 года нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с аварийным состоянием жилья, должны получить новые квартиры. В общей сложности нужно будет расселить около 720 тысяч жильцов многоквартирных аварийных домов. Таким образом, в ближайшие годы предстоит ликвидировать объём аварийного жилья в два раза больший, чем за предыдущие пять лет. Соответствующая задача поставлена в майских указах прошлого года.

Предлагаю в рамках сегодняшнего совещания обсудить, как идёт работа по этому направлению; какие проблемы здесь возникают, и какие меры необходимо принять для того, чтобы эта задача была решена. Конечно, для успешного выполнения поставленной цели нужны энергичные и согласованные действия всех уровней власти. И главная роль здесь отводится регионам Российской Федерации. Региональные программы по расселению людей из аварийного жилья, рассчитанные на ближайшую трёхлетку, уже должны быть утверждены субъектами Российской Федерации. Соответствующий срок был поставлен до 15 апреля 2013 года. Однако таких программ пока утверждено всего три. Это почему? Я хочу обратиться и к нашим коллегам из регионов, которые здесь сегодня находятся, ну и, надеюсь, меня услышат и другие руководители субъектов Российской Федерации. Почему три‑то всего? Сегодня у нас какое число? 16-е? Где программы?

И мы сейчас поговорим о проблемах. Я их знаю, мы их и в Москве многократно обсуждали, и вот сейчас только на мини-совещании здесь, с членами Правительства говорили об этом. Я прекрасно знаю о проблемах, в том числе финансового характера. Ну и что? Вы же подписали с Минфином соответствующее соглашение, где программы?

В свою очередь, до 15 мая текущего года фонд ЖКХ должен заключить с регионами соглашения, предусматривающие федеральное софинансирование этих программ, сейчас заключено более 40 таких соглашений. Всего на ближайшие три года из федерального бюджета будет выделено 126,6 миллиарда рублей на ликвидацию аварийного жилья. Здесь хотел бы остановиться на очень важном моменте, с 2013 года по предложению Правительства России доля региональных средств на расселение аварийного жилья должна существенно возрасти в среднем с 30 до 64 процентов. При этом хотел бы обратить внимание Правительства на то, что примерно 60 процентов аварийного жилья находится в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью и главным образом в тех муниципалитетах, где сохраняются острые экономические проблемы, в том числе речь о наших моногородах и посёлках городского типа. В этой связи я просил бы сегодня поделиться своими соображениями о том, как рост нагрузки на региональные бюджеты отразится на выполнении программ по расселению аварийного жилья.

Также предлагаю отдельно остановиться на результатах программ за прошлый, 2012 год. Знаю, что здесь возникли определённые сложности из‑за нарушения регионами сроков обязательств по расселению и софинансированию. Фонд ЖКХ по этим соображениям, по этим причинам не утвердил ряд отчётов субъектов Федерации и приостановил выделение средств. Нужно разобраться, в чём дело здесь: имеют место объективные проблемы или что‑то просто упущено. Конечно, каждый случай должен рассматриваться отдельно, но нужно провести системный анализ всей ситуации. Люди, которые рассчитывают на скорейшее переселение из аварийного жилья и имеют на это право, не должны становиться заложниками бездействия или сбоев в работе различных органов власти.

И в заключение ещё один вопрос, который я хотел бы отметить. Речь об очерёдности расселения людей. Накопление аварийного жилищного фонда происходило многие годы. Собственно говоря, это не проблема даже 90-х годов, а эта проблема накапливалась практически сразу после Великой Отечественной войны, если не раньше: 40-е, 50-е, 60-е годы. Сейчас этот аварийный фонд примерно на треть состоит из многоквартирных домов, признанных аварийными ещё до 1 января 2007 года. При этом очерёдность расселения, исходя из давности отнесения домов к этой категории, в региональных программах не предусматривается.

Десятки тысяч российских семей вынуждены проживать в домах, которые не выдерживают никаких требований ни по комфортности, ни по безопасности. Скорейшее расселение, ликвидация таких трущоб – наша принципиальная задача.

Мы сейчас были вместе с руководителем региона и вместе с мэром города, с Артуром Терековичем [Дорджиевым], и я у людей просто спрашивал, кто сколько живёт. Не случайно спрашивал. Кто‑то живёт уже по 20 лет, кто‑то по 40 лет. Но вот в региональных программах по расселению эта компонента, а именно время, проведённое в таких трущобах, не учитывается. На мой взгляд, это не очень справедливо, или совсем несправедливо. Прошу исходить из того, чтобы для каждого конкретного дома были определены чёткие и реальные сроки расселения, чтобы люди знали об этих сроках, а органы власти обеспечили их выполнение.

Надо сказать, что меня порадовало сегодня, когда одна из женщин сказала: «Да, мы ждём, что в сентябре нас переселят, и мы ездим уже, смотрим, как строятся наши дома, в которые мы должны переехать». Вот это в принципе нормально, так и должно быть, так и должна быть налажена работа.

Давайте перейдём к обсуждению этих проблем. Слово Игорю Николаевичу Слюняеву, Министру регионального развития.

Пожалуйста.

И.Слюняев Слюняев Игорь Николаевич : Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые коллеги!

Реализация программ переселения граждан из аварийного жилого фонда возложена на фонд реформирования ЖКХ с 2008 года. Общий объём финансирования программы за период с 2008 по 2012 год составил более 160 миллиардов рублей. В последние годы программы переселения финансировались из региональных и местных бюджетов, точнее, софинансировались в соотношении 30 на 70: 30 процентов – региональные и местные бюджеты, 70 процентов – федеральная составляющая. В результате инвентаризации аварийного жилого фонда (мы проводили такую инвентаризацию по состояние на 1 января 2013 года) общий объём аварийного жилого фонда в Российской Федерации составляет 10 миллионов 770 тысяч квадратных метров. В этом аварийном фонде проживают 720 тысяч жителей, и на переселение этих жителей необходимо 355 миллиардов рублей.

Предусмотренный бюджетом общий объём финансирования программы на 13–15‑й годы составляет 139 миллиардов рублей. Это с учётом имущественного взноса в фонд реформирования ЖКХ в объёме 20 миллиардов рублей. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 147 из указанных средств на программу капитального ремонта многоквартирных домов будет направлено 18 миллиардов рублей, на финансирование приведения в нормативное состояние наружной инженерной инфраструктуры – 15 миллиардов рублей и на капитальный ремонт жилого фонда – ещё 18 миллиардов рублей. На программы переселения граждан из аварийного жилого фонда может быть направлено 126 миллиардов рублей. При этом субъекты Российской Федерации должны обеспечить софинансирование в рамках принятых обязательств в соответствии с установленными требованиями закона 228 миллиардов рублей. Это без учёта дополнительных расходов на превышенные площади в аварийных домах, так как есть санитарно-эпидемиологические, социальные требования. Порядка 12 процентов, или 42 миллиарда, субъекты Российской Федерации дополнительно направляют на программы переселения из аварийного жилого фонда.

Средний объём софинансирования из двух источников: федерального бюджета и региональных бюджетов – составляет примерно 64 процента, и эта цифра приходится на долю бюджетов субъектов Российской Федерации. Для 17 регионов России доля, или объём, софинансирования программ переселения уже в текущем году превысит 70 процентов. Регионы выражают беспокойство из‑за высокой доли софинансирования и очень жёстких сроков реализации программ.

Министерство регионального развития считает целесообразным рассмотреть следующие предложения с Вашим участием, уважаемый Владимир Владимирович. Во‑первых, увеличить объёмы финансирования программ переселения за счёт средств федерального бюджета. Во‑вторых, с учётом финансирования мероприятий по переселению в 2016 году продлить срок реализации региональных адресных программ ликвидации аварийного жилого фонда на один, может быть, два года, а также определить перечень очерёдности, или очерёдность, переселения граждан из аварийных жилых домов с учётом срока признания домов аварийными. Вы об этом сказали в своём вступительном слове. Это обеспечит и социальную справедливость, и объективность наших подходов в вопросе переселения граждан из аварийного жилого фонда. Важно также поручить субъектам Российской Федерации принять меры, направленные на повышение эффективности региональных программ. Мы видим три таких основных направления.

Первое направление – использовать средства от реализации земельных участков после сноса аварийных жилых домов и направить их на цели переселения.

Во‑вторых, большой резерв при использовании проектов повторного применения.

И, в‑третьих, мы считаем, что надо больше внимания уделять быстровозводимым конструкциям, при этом понимая, что не должно пострадать качество и комфортность для будущих жителей жилых домов.

Все граждане, которые признаны по состоянию на 1 января 2012 года нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с аварийным состоянием жилья, должны получить новые квартиры. В общей сложности нужно будет расселить около 720 тысяч жильцов многоквартирных аварийных домов.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Программа переселения из аварийного жилого фонда чрезвычайно популярна как у граждан Российской Федерации, так и во всех субъектах Российской Федерации. Она доказала свою эффективность, поскольку является реальной поддержкой реального сектора экономики. Считаю, что такая программа и далее необходима России.

Спасибо за внимание.

В.Путин: Спасибо.

Пожалуйста, Силуанов Антон Германович.

А.Силуанов Силуанов Антон ГермановичПервый заместитель Председателя Правительства – Министр финансов : Уважаемый Владимир Владимирович!

Хотел бы остановиться на финансовой ситуации с исполнением бюджетов субъектами Российской Федерации за период с начала года.

У нас уже есть первые данные за I квартал. Хочу сказать, что ситуация непростая. Прогноз, который мы изначально планировали на текущий год, пока не подтверждается. Мы планировали налоговые доходы с ростом на 10 процентов, а сейчас пока субъекты Российской Федерации выросли по налоговым и неналоговым доходам на 5 процентов, притом что основной налог, один из основных доходов бюджетов регионов – это налог на прибыль, – сократился на 5 процентов по сравнению с уровнем прошлого года. Поэтому обязательства регионов тем не менее в текущем году выросли. И мы видим в первую очередь, за счёт чего – за счёт того, что исполняются требования по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы, расходы на заработную плату выросли на 8 процентов. Это хорошо, то есть идёт исполнение этих обязательств. Тем не менее расходы на инвестиционные цели подсократились по сравнению с уровнем прошлого года на 7 процентов. То есть что происходит? Регионы перераспределяют свои ресурсы на самые первоочередные обязательства.

Поэтому, конечно, тот уровень участия регионов при реализации программы фонда ЖКХ – в этом году этот уровень 64 процента – достаточно высокий, Владимир Владимирович. В прошлые годы уровень участия регионов составлял 30 процентов, а 70 процентов – это Федерация. Сейчас наоборот получилось: то, что регионы должны на себя взять большую долю ответственности в решении этого вопроса – 70 процентов, а Федерация всего 30 процентов. Поэтому какое предложение? Действительно, может быть, нам посмотреть возможность по сдвижке, что называется, на более поздние сроки реализации этой задачи по переселению, имея в виду, что определить очерёдность решения этой задачи, в первую очередь переселять те дома, которые попали в списки домов, требующих переселения из них граждан, до 2007 года, и потом двигаться уже постепенно. Что это даст? Если мы сдвинем возможности реализации этой программы ещё на два года, то это даст дополнительное высвобождение субъектам Российской Федерации в 2013 году 43 миллиардов рублей, в 2014‑м – 56 миллиардов рублей. Эти средства могли бы быть направлены на реализацию также решений, которые содержатся в указах от мая прошлого года.

Владимир Владимирович, мы проанализировали ситуацию в отдельных регионах, и могу доложить. Предположим, доля участия в софинансировании из фонда ЖКХ таких субъектов Российской Федерации, как, предположим, Белгород, составляет сегодня 72 процента, Тула – 63 процента, Якутия – 52 процента. Если мы сдвинем решение задачи на два года при сохранении объёмов федерального финансирования, предусмотренных в бюджете, то уровень участия таких регионов, как Тула, снизится с 63 процентов до 43 процентов, что посильно уже становится региону; Белгород – с 72 до 53; Якутия – с 52 до 30. Поэтому есть такая необходимость у нас всё‑таки ослабить давление на бюджет, на бюджетные обязательства, которые субъектам Российской Федерации необходимо выполнять, и ситуация с экономикой показывает, что пока не выходим мы на запланированный тренд по наполняемости доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации. Мы бы просили Вас рассмотреть вопрос, рассмотреть возможность по снижению нагрузки на расходные обязательства субъектов Российской Федерации и продление действия программы с приоритизацией соответствующих расходов на те объекты, на те жилые дома, которые поставлены были на учёт в самые ранние сроки. Таким образом, мы снизим нагрузку на бюджеты регионов и более чётко определим приоритеты, с тем чтобы шаг за шагом двигаться к решению задач, определённых в указах.

Спасибо.

В.Путин: Спасибо.

Пожалуйста – я губернаторов попросил бы высказаться – Владимир Сергеевич.

В ближайшие годы предстоит ликвидировать объём аварийного жилья в два раза больший, чем за предыдущие пять лет. Соответствующая задача поставлена в майских указах прошлого года.

В.Груздев Груздев Владимир Сергеевич : Коллеги, несколько цифр. За предыдущие пять лет в Тульской области было построено 64 тысячи метров жилья, которое было предназначено для переселения из ветхого, аварийного жилья. Задачи, которые стоят сегодня на ближайшие годы, – это увеличить объём строительства почти в шесть раз, то есть почти до 350 тысяч квадратных метров. В принципе коллеги – и Игорь Николаевич, и Антон Германович – высказали наши опасения. Основная задача – это, конечно, мы понимаем, что нужно выполнять указ № 600, Ваш, Владимир Владимирович, и мы приложим для этого все усилия. Но на сегодняшний день, безусловно, софинансирование в размере почти 64 процентов со стороны области – достаточно сложное софинансирование, и оно возможно только за счёт увеличения долговой нагрузки. Поэтому мы бы просили поддержать предложение Антона Германовича об увеличении срока программы и, безусловно, об увеличении объёмов финансирования со стороны фонда развития ЖКХ.

А.Жилкин Жилкин Александр Александрович : Спасибо.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Вы нашу проблему ветхости знаете, она историческая и состоит из двух составляющих, что усугубляет её решение в короткий промежуток времени. Я сразу поддерживаю Антона Германовича и Игоря Николаевича: мы можем просто физически не успеть, объясню почему. Потому что при Вашей личной поддержке – в 2008 году, когда началась вся программа, – нам удалось снизить в два раза ветхость, особенно по региону, с восьми процентов до четырёх, но Вы правы, что цифры, которые называются по ветхому и аварийному жилью, неточны, потому что они касаются только многоквартирного жилого фонда, а Астрахань, весь центр, – это индивидуальное ветхое жильё, которому 250 лет и в котором проживают люди, которые надеются и ждут, что их переселит именно государство. Об этом спорить, дискутировать не будем, это частное жильё, но у меня миллион квадратных метров на сегодняшний день ветхого и аварийного, это в основном город Астрахань. Сельская местность, мы с фондом фактически за эти годы, в этом году заканчиваем, там будет всё полностью, а официально по фонду я сейчас защитился только на 164 тысячи квадратных метров, у меня выпадает фактически 800 тысяч квадратных метров. И сегодня пришлось формировать пять программ одновременно, как это решать.

Конечно, по фонду, учитывая федеральный закон, мы обойтись не можем индивидуальным жильём, мы находим решение своё. Конечно, если нужно будет сейчас за три года решить и долю софинансирования выдержать в 70 процентов, то я честно могу сказать, что бюджет региона, несмотря на то что мы активно и кредитными ресурсами пользуемся, просто не выдержит. Просил бы продлить срок исполнения программы и всё‑таки добавить федеральную составляющую, как бы ни было сложно федеральному бюджету. При этом мы берём на себя обязательства активизировать ещё. Тем более в прошлом году мы построили 540 тысяч квадратных метров жилья, в этом году задачу перед собой поставили, её выполним, у нас будет построено 650 тысяч. Но накладывается ещё проблема необходимости закрыть в текущем и следующем году – такое решение мы приняли, это переданные мандаты от муниципалитетов – по детям-сиротам. 1,5 тысячи квартир, допустим, я должен решить в этом и следующем годах.

Но в целом же, конечно, мы обсуждали тему. И я просил бы Вас тоже поручение дать Минрегиону и Минэкономики посмотреть одну из форм решения этой проблемы – разрешение органам власти, может быть, муниципальным или региональным, строить жильё, для того чтобы переселять из ветхого и аварийного, но не наделяя правом собственности, даже не социальное, а как бы такое некоммерческое кредитное жильё. Потому что когда один в один – например, я касаюсь квартир – у них 12 квадратных метров, он говорит: я не согласен. Значит, нам приходится доплачивать, а мы можем предложить, пожалуйста, заходите в это жильё, оно муниципальное, оно не будет приватизировано, но вы будете за лишние метры просто платить какую‑то определённую, энную сумму, тем более что это жильё муниципальное будет, некоммерческого плана. Так называемые долговые дома. Мы у себя в регионе это проработали, вроде бы есть логика, поэтому можно было бы совместно тоже его посмотреть.

В целом же проблема очень остра, но я Вам докладываю, что снижение идёт, но за этот период просто с масштабностью, особенно индивидуальных домов, конечно, мы можем просто здесь не поместиться. И я тогда к Вам обращался, что в принципе для решения проблемы регион просит поддержать только на инфраструктуру, а остальное – мы уже нашли механизм решения для индивидуальщиков, которые ждут поддержки государства.

Спасибо.

В.Путин: Алексей Маратович, пожалуйста.

А.Орлов Орлов Алексей Маратовичглава Республики Калмыкия : Уважаемый Владимир Владимирович, я полностью поддерживаю коллег по основным поднятым вопросам, по увеличению объёмов финансирования, по срокам реализации. Мы внесём, уже с завтрашнего дня начнём работу по теме, обозначенной в Вашем выступлении, потом – отмеченной Игорем Николаевичем Слюняевым, я имею в виду очерёдность. Что касается соглашения, которое должно быть подписано до 15 мая, буквально вчера с Константином Георгиевичем Цициным мы это сделали, он приехал на день раньше, так что соглашение такое между республикой и Фондом работает.

Люди, которые рассчитывают на скорейшее переселение из аварийного жилья и имеют на это право, не должны становиться заложниками бездействия или сбоев в работе различных органов власти.

По проблемному моменту, который в республике есть на сегодняшний день, – это 108‑квартирный дом, переселения куда ждут жильцы, и, собственно, мы побывали с Вами сегодня на одном из них с прошлого года. В настоящий момент сроки сдачи ввода в эксплуатацию этого жилого дома, куда переселятся жильцы из семи зданий ветхого и аварийного жилья, согласованы, – это 28 сентября текущего года.

Вот, собственно, и всё.

В.Путин: Вячеслав Владимирович.

В.Наговицын Наговицын Вячеслав Владимирович : Уважаемый Владимир Владимирович!

У нас с 2008 года построено 36 тысяч квадратных метров жилья, Около 900 семей получили жильё. И на самом деле это сегодня социально значимая программа, поддерживаемая всем населением. Мы на сегодняшней день, в справке у Игоря Николаевича показано, что у нас 234 тысячи квадратных метров надо расселить.

Но Вы знаете, что так уж получилось исторически, что мы участвуем в двух программах: это программа по 185-му закону и программа по БАМу. По БАМу у нас 363 тысячи квадратных метров. Если сложить, то получается, по табличке, у нас, в России, самая высокая нагрузка по аварийному и ветхому жилью. Но так объективно сложилось: БАМ строился, и в основном инвентарное ветхое жильё было построено на территории Республики Бурятия. Поэтому, если говорить сегодня об этом соотношении, 64,4, и нагрузке с учётом бюджетной обеспеченности Республики Бурятия, то видно, что Республика Бурятия просто не в состоянии обеспечить такое софинансирование. Значит, мы, как порядочные люди, не можем принимать участие, потому что мы просто обманем. А вот этого не хотелось бы делать. Поэтому у нас программа, безусловно, разработана. Но, поскольку мы не видим, каким образом сбалансируемся и обеспечим, за счёт какого источника сможем обеспечить, мы не можем её подписать.

Сегодня бюджет находится в достаточно серьёзном, напряжённом состоянии, поэтому я, безусловно, поддерживаю коллег своих. И, Владимир Владимирович, просьба посмотреть всё‑таки. У субъектов разная бюджетная обеспеченность. У нас сегодня 48 процентов – это доходы бюджета, 52 – Минфин нам дотации даёт. И, конечно, нам тяжело на уровне со всеми абсолютно субъектами иметь одинаковое софинансирование. Если есть такая возможность – рассмотреть, субъекты по группам разделить, чтобы это подъёмно, чтобы все в равной степени участвовали, чтобы это на самом деле было с учётом бюджетной обеспеченности соответствующего субъекта, чтобы мы не оказались на задворках, из‑за того что мы просто финансово не можем обеспечить.

Спасибо.

В.Путин: Есть желающие что‑то добавить? Пожалуйста, Андрей Рэмович.

А.Белоусов Белоусов Андрей Рэмовичпомощник Президента : Спасибо.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Я хотел бы продолжить то, что сказал Александр Александрович Жилкин, может быть, даже немножко обострить, потому что, с нашей точки зрения, без введения арендного жилья мы проблему не решим. Мы сегодня по сути дела свели проблему ликвидации аварийного жилья к проблеме строительства нового жилья и финансированию этого строительства. Но там есть ещё как минимум два аспекта. Это, во‑первых, то, что мы всё‑таки переселяем людей и семьи, и нам важно понимать, в какие условия мы эти семьи переселяем. И второе, мы должны сам механизм появления аварийного жилья откорректировать.

Я начну со второй темы, у нас сегодня ситуация выглядит, как сообщающиеся сосуды. Аварийного жилья у нас, по данным Росстата, примерно 20 миллионов квадратных метров, это с учётом индивидуального фонда, это примерно 6 миллионов метров. Ветхого жилья у нас в четыре раза больше – почти 80 миллионов квадратных метров. И перевод из ветхого жилья в аварийное определяется субъектами Российской Федерации в зависимости от того, сколько у них есть денег. Чем больше у них будет денег, тем больше у них будет аварийного жилья. Но за этими 80 миллионами квадратных метров у нас ещё стоит 300 миллионов метров жилья, которое нуждается в капитальном ремонте, и ещё 250, которое нуждается в реконструкции. Вот такая связка.

Прошу исходить из того, чтобы для каждого конкретного дома были определены чёткие и реальные сроки расселения, чтобы люди знали об этих сроках, а органы власти обеспечили их выполнение.

Теперь дальше. Мы сегодня сделали изъятие, у нас 89‑я статья Жилищного кодекса. Мы расселяем аварийное жильё даже не по социальным нормам. У нас сегодня социальная норма в Москве – 18 метров на человека, в регионах где‑то она колеблется от 15 до 18 метров. Простой расчёт: умножая эти 720 тысяч человек на где‑то 16–17 метров, средняя социальная норма, даёт нам не 10 миллионов, а 12. Но это 720 тысяч, а их наверняка будет гораздо больше, может быть, на порядок больше людей, мы с этой ситуацией уже много раз сталкивались.

Какой выход из этой ситуации? Выход – на самом деле создать в регионах оборотный фонд жилья. Это ровно то, о чём говорил Александр Александрович Жилкин. У нас сейчас в Думе находится закон, который принят в первом чтении. Это закон о некоммерческом найме жилья. Как только мы этот закон примем – я просто предлагаю принять решение о том, чтобы ускорить принятие этого закона, – у нас появится возможность, может быть, дать людям даже самостоятельный выбор: тот, кто хочет получить жильё по социальной норме, то есть не менее 15 или 18 метров в зависимости от того, что действует в регионе, может идти в арендуемое жильё. Мы получим экономию денег, финансирования, и достаточно существенную.

В.Путин: На каких условиях? На каких условиях пойти в арендуемое жильё?

А.Белоусов: Он будет платить аренду, но там не коммерческая аренда, не коммерческие ставки.

Те, кто не захочет идти, могут действовать на сегодняшних условиях, но по крайней мере добровольно. Он получит свои, условно говоря, 10 метров, но метр в метр.

В.Путин: Андрей Рэмович, мы с Вами понимаем, что нужно дополнительные деньги выделить на строительство этого жилья, которое будет даваться в аренду.

А.Белоусов: Во‑первых, там ГЧП может быть использовано, закон этот тоже сейчас находится в Думе. Во‑вторых, у нас есть возможности, это не дополнительное жильё, потому что это жильё частично заместит то жильё, которое мы сейчас строим.

Владимир Владимирович, у нас сейчас нет жилья нормального, которое мы строим под расселение, когда две семьи в малогабаритной квартире, в которой одна кухня и один туалет, и мы туда, исходя из модели метр в метр, сажаем две семьи. Мы такое жильё не строим.

В.Путин: Вот, кстати, сейчас граждане, где я был, как раз этот вопрос тоже задают. Это правда, абсолютно.

А.Белоусов: Так вот те, кто не хочет жить в таких условиях, должны иметь возможность выбора. На самом деле это всё укладывается примерно в те деньги, которые мы и так сейчас тратим на софинансирование строительства обычного жилья, особенно с учётом того, что предложил Антон Германович, чтобы сроки немножко удлинить.

И ещё я хочу тоже, второй момент, на который я тоже хотел обратить внимание. Нам надо всё‑таки принять закон о финансировании капитального… точнее, он принят в конце прошлого года, но субъекты Российской Федерации должны принять законы субъектов. И это нужно сделать до 1 июля. Пока эти законы не приняты, у нас вся эта проблема с капитальным ремонтом не решается, и мы этот ветхий фонд будем просто возобновлять, мы будем генерировать всё больше и больше.

И ещё одну вещь я хотел сказать. У нас есть ещё один тип жилья, о котором мы вообще практически ничего сегодня не знаем, – это федеральное жильё, федеральный жилищный фонд, который у нас образовался в результате приватизации предприятий. У нас в советское время очень много предприятий имело свой жилой фонд. Когда эти предприятия приватизировались в 90‑е годы – у нас большое количество этого фонда, а это жилой фонд и общежития, – они оказались, по сути дела, брошены. Причём муниципалитеты не хотят их брать себе, поскольку они, как правило, находятся в аварийном состоянии на самом деле или в ветхом состоянии по крайней мере. Они все болтаются в казне, сколько там живёт людей – никто не знает, инвентаризации никто не проводил. И решая проблему с ликвидацией аварийного жилья, мы об этом фонде не должны забывать, тем более это наше прямое федеральное обязательство.

Я просил бы сейчас дать поручение на самом деле провести инвентаризацию этого фонда. Это длительная процедура, она, наверное, займёт год, но это надо в конце концов начинать.

Спасибо.

В.Путин: Спасибо большое.

Ещё кто‑то?

А.Жилкин: Владимир Владимирович, просто одну ремарочку: если это будет принято и поддержано законом – об арендных домах, – то хотелось бы, чтобы тогда не сыграл закон приватизации, потому что он уже продлён сейчас. И мы сейчас сделаем, вселим, и он обязательно скажет: закон действует, я заявление пишу. Мы можем оборотный фонд потерять. Но это очень хорошая вещь.

В.Путин: Это в законе можно оговорить изначально. Это даже можно не связывать со сроками действия решения о продлении права на приватизацию, можно в законе об этом арендном жилье всё прописать. Это можно там сделать.

Что хотелось бы сказать, уважаемые коллеги, друзья.

В указах Президента от 7 мая прошлого года о расселении ветхого и аварийного жилья – аварийного прежде всего жилья – об этой проблеме говорится как об очень важной социальной задаче, социальной и моральной. И я думаю, что возражений против этого ни у кого нет. Достаточно прийти в дом, в котором я сегодня был, чтобы понять, насколько это важная задача. Это стыдоба просто. Нам всем должно быть стыдно. Да, это, конечно, копилось десятилетиями, но то, что задача до сих пор не решена, должно висеть над нами всё время, как дамоклов меч. Не могут граждане России жить в таких нечеловеческих условиях. Это наша обязанность – решить как: или с помощью прямой постройки и расселения, либо с помощью строительства жилья, которое может использоваться в другом режиме, как арендуемое. Но, кстати говоря, мы об этом говорим давно. Мы уже года три об этом говорим. Это находится целиком и полностью в компетенции Правительства. Надо просто это делать, надо двигаться вперёд по этому направлению.

Но если вернуться опять непосредственно к той теме, о которой я говорил, я бы хотел отреагировать на Ваше предложение. Итак, в указах, о которых я говорил, о которых я сейчас вспомнил, действительно, нет срока решения этой проблемы. Но этот срок определён в соответствующих Правилах расселения аварийного жилья, которые утверждены Правительством – это утверждение прошло в виде поручения Председателя Правительства – и в соответствующем законе, который был принят и в соответствии с которым этот срок определён как 2015 год.

Совсем недавно, только что, в марте, подписаны соответствующие договоры на основе этих решений между субъектами Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Сейчас практически все вы, и представители Правительства, и представители субъектов Российской Федерации, просите изменить эти условия. У меня возникает вопрос: как же вы прорабатывали до сих пор эти вопросы, если через месяц после подписания просите изменить условия этих соглашений? Уважаемые друзья и коллеги! Это говорит о том, что принимаемые решения не проработаны должным образом. Это свидетельствует о низком уровне управления, причём как на региональном, так и на правительственном уровне. Я знаю о том, что регионы «поджимали». Не надо соглашаться с тем, что поджимали! А Правительству не надо поджимать, если Правительство видит и чувствует, что это неисполнимое требование. Я обращаю на это внимание.

Теперь, если подвести итог нашей дискуссии. Исходя из реалий, которые складываются на сегодняшний день, – есть, конечно, объективные вещи, касающиеся макроэкономики, с этим я тоже не могу не согласиться, – считаю возможным раздвинуть эти сроки с 2015‑го, но не на два года, а до 30 сентября 2017 года. Это первое.

Второе. Это нужно будет сделать одновременно с изменением соотношения софинансирования между регионами и федеральным бюджетом в сторону увеличения нагрузки, конечно, на федеральный бюджет, но делать это не огульно, не «всем сёстрам по серьгам», а делать это, как здесь коллеги из регионов предлагали, исходя из бюджетной обеспеченности каждого конкретного субъекта Российской Федерации. Думаю, это Минфину посчитать нетрудно, мы с Министром финансов об этом только что говорили, и в целом он с этим тоже согласен. Эти объёмы должны быть определены. Мы приблизительно знаем эти суммы, имея в виду то, сколько было расселено до сих пор, сколько было израсходовано денег на эти цели, и сколько предстоит расселить и сколько должно быть в этой связи израсходовано.

Мы понимаем и можем посчитать, что означает эта сдвижка по срокам, это для региональных бюджетов известная экономия, это значит, вы сможете планировать по‑другому свои деньги, но тем не менее я согласен с руководителями региона в том, что без какой‑то добавки из федерального бюджета не обойтись, это нужно будет сделать. Но сколько сделать – это федеральное Правительство должно будет посчитать и определить, но надо будет это сказать вслух, в том числе и в ходе бюджетного процесса.

Далее. Правила расселения, которые сегодня действуют на основе поручения Председателя Правительства, должны быть утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, с тем чтобы они приобрели форму нормативного акта. Нужно будет, придётся внести соответствующие изменения и в действующий федеральный закон соответствующий, в том числе и с целью продления действия функционирования самого фонда ЖКХ за рубежом 2015 года.

<…>

Дополнительно

www.kremlin.ru

Поручения и их выполнение — Правительство России

Работа Правительства в цифрах и фактах. В течение 2014 года расселено 2,964 млн кв. м аварийного жилищного фонда, переселено 191,86 тыс. человек.

Правительство сообщило о ходе работы по выполнению поручения Президента России, содержащегося в Указе от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (подпункт «е» пункта 2), а также в перечне поручений Президента России от 18 января 2014 года №83 (подпункт «а» пункта 7), о переселении граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года, в том числе по программам, реализуемым без участия государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (фонд ЖКХ).

Мониторинг и контроль выполнения субъектами Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (программа переселения) осуществляются исходя из установленных Правительством параметров исполнения таких программ – по расселённой площади и по количеству переселённых граждан.

В соответствии с распоряжением Правительства от 26 сентября 2013 года №1743-р площадь аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года и требующего расселения в 2014 году, составляла 2,87 млн кв. м.

Общий объем средств на реализацию в 2014 году программ переселения составил 91,28 млрд рублей (в том числе средства государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства  — 41,03 млрд рублей; средства субъектов Федерации — 50,25 млрд рублей).

По данным Минстроя России по состоянию на 1 января 2015 г. расселено 2,964 млн кв. метров аварийного жилья (достижение целевого показателя за 2014 год — 113%), переселено 191,86 тысяч человек (достижение целевого показателя за 2014 год -112%).

В полном объеме достигли годового целевого показателя 71 субъект Российской Федерации, не выполнили целевые показатели — 12 субъектов Российской Федерации.

Для повышения качества планирования, усиления контроля за ходом выполнения программ переселения, установления конкретных сроков реализации их основных этапов и мероприятий субъектами Российской Федерации утверждаются графики реализации программ переселения.

По состоянию на 19 февраля 2015 года утверждены графики в 72 субъектах Федерации, при этом 10 субъектов Федерации завершают работу по подготовке графиков, а в трёх субъектах Федерации утверждение графиков реализации программ переселения не требуется.

По состоянию на 19 февраля 2015 года 79 субъектами Федерации заключены дополнительные соглашения, предусматривающие финансовые санкции для регионов за просрочку исполнения обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (дополнительные соглашения), один субъект Федерации завершает работу по заключению и в пяти субъектах Федерации заключения дополнительного соглашения не требуется в связи с реализацией региональных программ переселения граждан без финансовой поддержки фонда ЖКХ.

В целях обеспечения более жёсткого и точечного контроля исполнения субъектами Федерации задачи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда распоряжением Правительства от 6 мая 2014 года №761-р утверждены целевые показатели реализации программ переселения, реализуемых  как с участием средств фонда ЖКХ, так и без указанных средств в разрезе субъектов Федерации, с учётом необходимости завершения реализации программ переселения до 1 сентября 2017 года. Утверждение целевых показателей позволило, с одной стороны, сформулировать перед субъектами Федерации чёткий и понятный план решения задачи на период 2014–2017 годов, а с другой стороны, организовать систему мониторинга и контроля, позволяющую в текущем режиме получать информацию о степени достижения целевых показателей, своевременно выявлять и решать проблемы реализации программ переселения.

В 2014 году Федеральным законом от 28 июня 2014 года №200-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были оптимизированы порядок и условия предоставления финансовой поддержки субъектам Федерации на реализацию мероприятий по программам переселения, в том числе сокращены с 30 до 10 дней сроки рассмотрения фондом ЖКХ заявок субъектов Федерации, минимизированы условия предоставления финансовой поддержки за счёт средств фонда ЖКХ, уточнены условия принятия решений о приостановлении предоставления поддержки в отношении конкретного муниципального образования, допустившего нарушение, а не в целом по субъекту Федерации.

В целях повышения качества контроля и снижения рисков нарушения обязательств со стороны подрядчиков и (или) поставщиков в рамках реализации программ переселения граждан из аварийного жилья утверждены типовые формы государственных (муниципальных) контрактов, гражданско-правовых договоров и методические рекомендации по их заключению.

В системе федерального мониторинга реализации программ переселения на сайте «Реформа ЖКХ» с 1 ноября 2014 года дополнительно функционирует горячая линия по вопросам, связанным с переселением из аварийного жилищного фонда.

Организовано взаимодействие с общероссийским общественным движением «Народный фронт “За Россию”», региональными центрами общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части выявления и реагирования на случаи предоставления некачественного жилья в рамках реализации программ переселения.

Таким образом, Правительство  реализует все меры направленные на безусловное решение задачи по расселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года.

government.ru

«Тайна» ветхого жилья

26.12.2013

«Тайна» ветхого жилья

Президент готов карать федеральных и региональных чиновников за саботаж одного из самых «наболевших» его указов – о переселении граждан из ветхого и аварийного жилья.

Из основных социальных вопросов, которые рассматривались на последнем заседании Госсовета, Владимира Путина больше всего встревожила плачевная ситуация с переселением граждан из ветхого и аварийного жилья. Соответствующая программа была принята давно, но почти не работала, а один из майских указов президента подразумевал ее форсирование. По его словам, план на 2013 год выполнен только на 4 процента, переселены чуть более полутора тысяч человек из запланированных 42 тысяч. Более того, за несколько лет не была даже разработана единая нормативная база для реализации программы. Но никто из чиновников не смог объяснить причины провала.

«Поможем чем не сможем»

«Хочу услышать и от регионов, и от правительства, что мешает нормально наладить работу по расселению из аварийного жилья, какие решения нужно еще оперативно принять, — потребовал президент. — Мы же договорились и о средствах, которые должны быть дополнительно выделены. И вообще, я уже сто раз об этом сказал: нужно уметь концентрироваться на наиболее важных вопросах, концентрировать и финансовые, и административные ресурсы».

Но внятного ответа на свой вопрос президент в тот день не услышал ни от губернаторов, ни от министров. Не помог ему в этом и глава недавно созданного Министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень. В качестве министра он, возможно, еще не успел изучить общую ситуацию «сверху», но как бывший глава Ивановской области казалось бы мог знать суть проблемы. Вместо разъяснений он лишь попенял своим же бывшим коллегам:

«Я хотел бы обратиться к руководителям регионов. Мы будем всячески помогать, но у нас, к сожалению, есть регионы, которые не просто пробуксовывают, а даже в текущем году не взяли средства из Фонда на реализацию этой задачи. В данном случае министерству, в общем, нечем даже помогать. Я прошу руководителей регионов обратить на это внимание, потому что задачи по времени очень сжатые и серьезные».

Два в одном

Но это не значит, что Мень готов просто умывать руки в деле переселения из ветхого жилья. Как оказалось, для решения проблемы министерство уже изобрело новый метод контроля над регионами:

«…Будем видеть не только введенные квадратные метры, но и факт заселения человека в новое жильё и степень его удовлетворённости решением этой проблемы», — пояснил новый министр.

Забота о человеке не может не радовать, только не понятно, как дополнительный контроль поможет одним регионам ускорить, а большинству – вообще начать строительство новых домов для расселения бараков.

 

Второй, и видимо последний «стимул» для регионов в этом вопросе, о котором сказал Михаил Мень – это «синхронизация» программы расселения из ветхого жилья с новой госпрограммой строительства домов эконом-класса «Жильё для российской семьи».
«Это обеспечит необходимый синергетический эффект, в том числе снизит затраты на подготовку инженерной инфраструктуры»,  — сказал Михаил Мень, но так и не прояснил, в чем суть эффекта и экономия. Возможно, речь идет о том, чтобы строить дома по двум программам в одном месте. А может и вовсе один дом вписать в две программы.

Из программы выпали миллионы

Впрочем, масштаб задачи Михаил Мень понимает: «… До конца 2017 года при участии Фонда содействия реформированию ЖКХ следует снести 10,7 миллиона квадратных метров аварийного жилья. Из них 2 млн квадратных метров уже в следующем году», — сказал министр и, похоже, ошибся.

«Вы сказали о том, что нужно расселить 10,7 миллиона квадратных метров аварийного жилья, а на самом деле его больше – 13 с лишним. Куда делось 2,4 миллиона?» – обратился президент к министру.

«По тем документам, которые у нас сегодня имеются, оставшиеся квадратные метры планируется расселить за счет региональных программ», — еще больше напустил туману Михаил Мень. В самом деле, если регионы не справляются даже при участии (или возможном участии) госфонда, то с чего им справиться самим?

«2,4 миллиона сделают регионы, и делайте, как хотите? Если вы считаете, что они могут это сделать, тогда покажите им, за счет чего… Да у них не так уж и много свободных денег», — пытался все же прояснить суть многолетней проблемы президент.
Судя по всему, по самому трудному в повестке Госсовета вопросу Владимир Путин все же поставил новому министру «удовлетворительно» — видимо потому, что «еще не успел выучить задание»:

«Михаил Александрович, вы министром назначены недавно, и поэтому, естественно, ожидания большие. И за то, что что-то не сделано, к вам и претензии нельзя предъявить. Но если в этой сфере мы будем наблюдать то, что происходит сейчас, то эти претензии быстро появятся… Я хочу, чтобы у вас был ясный, понятный, реалистичный план решения этой проблемы, я имею в виду в данном случае расселение аварийного жилья»… — заявил Владимир Путин, отчаявшись дознаться от министра, в чем же загадка ветхого жилья, план по которому выполнен лишь на 4 процента.

Регионы «прячут» бараки

Объяснить ситуацию отчасти попыталась глава Счетной палаты Татьяна Голикова. По ее словам, проблематично будет выполнить указ президента в полной мере, поскольку регионы занижают количество ветхого жилья ввиду банальной нехватки денег на софинансирование.

Проблема отчасти в том, что строительство новых домов по программе переселения обходится слишком дорого, поскольку используются дорогие стройматериалы (строительство на госсредства следует вести в строгом соответствии с действующими требованиями к стройматериалам и технологиям).

«Поэтому предлагаем срочно внести изменения в Градостроительный кодекс и отдельные акты, в систему ценового нормирования. Это же позволит и привлекать инвестиции к инженерной подготовке территорий», — выступила с инициативой Татьяна Голикова.

Без власти никак – и с властью не так

Идею о том, как же регионы могут все-таки справиться с проблемой сами, предложил губернатор Новосибирской области Василий Юрченко – с помощью частных инвесторов. Речь идет о схеме, которую некоторые регионы давно предлагают бизнесу: строить дом вскладчину – так всем выгоднее и быстрее. Инвестор свою часть продает на открытом рынке, а регионы заселяют настрадавшихся обитателей бараков, обходясь меньшими затратами. Инвесторы поначалу интересовались предложением, поскольку сотрудничество с властью сулило снижением административных барьеров, но потом охладевали.

Речь идет о случаях, когда Минрегионразвития (ранее курировал исполнение программы переселения) готов был выделять средства только при полной готовности земельных участков. А оформление их почти всегда затягивается из-за долгих судебных процессов с гражданами.

«Сегодня при изменении законодательства, в частности, возможно привлечь очень серьёзные частные инвестиции, — считает Юрченко. — Наверное, настало время изменить норму земельного законодательства, когда строить новое жильё на застроенных территориях можно не когда полностью будет расселён квартал, а когда будет поэтапно подготовлено два-три дома. Тем самым сократить сроки расселения и заинтересовать застройщиков во вложении частных средств в эту проблему».

… Либо обстоятельства коррупционного характера

Это отчасти вопрос той самой недоработанной единой нормативной базы, о которой говорил президент. И главная проблема здесь в том, что мало кто знает, как считать в таких случаях эквивалент новых квадратных метров и старых – либо по числу живущих в квартире людей, либо по числу прописанных. Некоторые чиновники на местах вовсе опирались на эквивалент 1:1, что жителей бараков без санузлов и кухонь не устраивало.

Помимо долгих споров с жильцами региональные чиновники отмечают зачастую и сложные отношения с Фондом содействия реформированию ЖКХ, а точнее с его бывшим куратором – Минрегионразвития (теперь Минстрой). Если обратиться к цифрам, то видно, что в этом году, по данным самого Фонда, по 102 заявкам 76-ти субъектов Российской Федерации приняты решения о предоставлении финансовой поддержки на общую сумму 50,6 млрд рублей. С учетом доли регионов сумма должна была вырасти до 79,3 млрд рублей, что позволило бы расселить 10 223 аварийных дома общей площадью 2,6 млн кв. м, где проживают 168,1 тысяч человек. Но это только «принятое решение», исполнение которого может тянуться годами по разным причинам:

«Либо регионы и муниципалитеты не подтверждают выделения заявленного софинансирования, вносят изменение в свои бюджеты, — пояснил «Эксперт Online» Аркадий Дроздовский, генеральный директор «Инжиниринговой компании «2К». — Либо списки расселяемых домов оказываются недостоверны и спорны из-за судов с гражданами или некомпетентностью чиновников, путаницей. Отвечать никто не хочет, поэтому «наверху» подолгу все перестраховываются. Либо, что не редкость – включаются так называемые обстоятельства коррупционного характера».

В итоге, по данным опять же самого Фонда, «по заявкам текущего года уже переселено и находятся в стадии оформления 3 829 человек в 54,0 тысяч кв. м». Впрочем, и эта цифра расходится с той, что легла на стол президенту почти вдвое. Видимо, ему доложили только о тех полутора тысячах человек, которые уже прошли «стадию оформления».

Выводы сделают через год

Расхождение планов с реалиями – вообще характерно для всей сферы ЖКХ, но в части переселения из ветхого жилья крушение планов достигает десятикратных и стократных масштабов, что и раздражает президента. Согласно федеральной целевой программе «Жилище», в 2011 — 2012 годах следовало расселить 480 тысяч семей, то есть более миллиона человек. Реально же расселяли по несколько тысяч в год максимум.

«Мы в течение следующего года будем возвращаться к отдельным аспектам, но на один я хотел бы обратить особое внимание – это жилищная программа… Если я увижу, что в некоторых местах происходит то, что мы сегодня фиксировали, как: 25 процентов федеральных средств, выделенных на программу жилья, не реализовано… Что это такое? Это значит, как мы работаем? Эти средства поступят в федеральный бюджет назад, не будут реализованы, будут перераспределены дальше, а программа останется там, где она была. А между тем это одна из самых острых проблем нашей страны. Так вот, мы посмотрим, что и как сделано в мае, а потом второй раз вернемся к этой позиции в ноябре следующего года. Просто мне нужно, чтобы работа была, чтобы выполнялись задачи, которые поставлены и сформулированы. Это касается и федеральных органов власти, это касается и региональных. И в конце ноября будем принимать определенные решения, в том числе административного характера», — таким предупреждением завершил заседание госсовета Владимир Путин.

автор: Александр Лабыкин, Эксперт

просмотры: 1570

Теги: аварийное жилье Путин

www.proural.info

«Тайна» ветхого жилья — ЭкспертРУ

Президент готов карать федеральных и региональных чиновников за саботаж одного из самых «наболевших» его указов – о переселении граждан из ветхого и аварийного жилья.

Из основных социальных вопросов, которые рассматривались на последнем заседании Госсовета, Владимира Путина больше всего встревожила плачевная ситуация с переселением граждан из ветхого и аварийного жилья. Соответствующая программа была принята давно, но почти не работала, а один из майских указов президента подразумевал ее форсирование. По его словам, план на 2013 год выполнен только на 4 процента, переселены чуть более полутора тысяч человек из запланированных 42 тысяч. Более того, за несколько лет не была даже разработана единая нормативная база для реализации программы. Но никто из чиновников не смог объяснить причины провала.

«Поможем чем не сможем»

«Хочу услышать и от регионов, и от правительства, что мешает нормально наладить работу по расселению из аварийного жилья, какие решения нужно еще оперативно принять, — потребовал президент. — Мы же договорились и о средствах, которые должны быть дополнительно выделены. И вообще, я уже сто раз об этом сказал: нужно уметь концентрироваться на наиболее важных вопросах, концентрировать и финансовые, и административные ресурсы».

Но внятного ответа на свой вопрос президент в тот день не услышал ни от губернаторов, ни от министров. Не помог ему в этом и глава недавно созданного Министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень. В качестве министра он, возможно, еще не успел изучить общую ситуацию «сверху», но как бывший глава Ивановской области казалось бы мог знать суть проблемы. Вместо разъяснений он лишь попенял своим же бывшим коллегам:

«Я хотел бы обратиться к руководителям регионов. Мы будем всячески помогать, но у нас, к сожалению, есть регионы, которые не просто пробуксовывают, а даже в текущем году не взяли средства из Фонда на реализацию этой задачи. В данном случае министерству, в общем, нечем даже помогать. Я прошу руководителей регионов обратить на это внимание, потому что задачи по времени очень сжатые и серьезные».

Два в одном

Но это не значит, что Мень готов просто умывать руки в деле переселения из ветхого жилья. Как оказалось, для решения проблемы министерство уже изобрело новый метод контроля над регионами:

«…Будем видеть не только введенные квадратные метры, но и факт заселения человека в новое жильё и степень его удовлетворённости решением этой проблемы», — пояснил новый министр.

Забота о человеке не может не радовать, только не понятно, как дополнительный контроль поможет одним регионам ускорить, а большинству – вообще начать строительство новых домов для расселения бараков.

Второй, и видимо последний «стимул» для регионов в этом вопросе, о котором сказал Михаил Мень – это «синхронизация» программы расселения из ветхого жилья с новой госпрограммой строительства домов эконом-класса «Жильё для российской семьи».
«Это обеспечит необходимый синергетический эффект, в том числе снизит затраты на подготовку инженерной инфраструктуры»,  — сказал Михаил Мень, но так и не прояснил, в чем суть эффекта и экономия. Возможно, речь идет о том, чтобы строить дома по двум программам в одном месте. А может и вовсе один дом вписать в две программы.

Из программы выпали миллионы

Впрочем, масштаб задачи Михаил Мень понимает: «… До конца 2017 года при участии Фонда содействия реформированию ЖКХ следует снести 10,7 миллиона квадратных метров аварийного жилья. Из них 2 млн квадратных метров уже в следующем году», — сказал министр и, похоже, ошибся.

«Вы сказали о том, что нужно расселить 10,7 миллиона квадратных метров аварийного жилья, а на самом деле его больше – 13 с лишним. Куда делось 2,4 миллиона?» – обратился президент к министру.

«По тем документам, которые у нас сегодня имеются, оставшиеся квадратные метры планируется расселить за счет региональных программ», — еще больше напустил туману Михаил Мень. В самом деле, если регионы не справляются даже при участии (или возможном участии) госфонда, то с чего им справиться самим?

«2,4 миллиона сделают регионы, и делайте, как хотите? Если вы считаете, что они могут это сделать, тогда покажите им, за счет чего… Да у них не так уж и много свободных денег», — пытался все же прояснить суть многолетней проблемы президент.
Судя по всему, по самому трудному в повестке Госсовета вопросу Владимир Путин все же поставил новому министру «удовлетворительно» — видимо потому, что «еще не успел выучить задание»:

«Михаил Александрович, вы министром назначены недавно, и поэтому, естественно, ожидания большие. И за то, что что-то не сделано, к вам и претензии нельзя предъявить. Но если в этой сфере мы будем наблюдать то, что происходит сейчас, то эти претензии быстро появятся… Я хочу, чтобы у вас был ясный, понятный, реалистичный план решения этой проблемы, я имею в виду в данном случае расселение аварийного жилья»… — заявил Владимир Путин, отчаявшись дознаться от министра, в чем же загадка ветхого жилья, план по которому выполнен лишь на 4 процента.

Регионы «прячут» бараки

Объяснить ситуацию отчасти попыталась глава Счетной палаты Татьяна Голикова. По ее словам, проблематично будет выполнить указ президента в полной мере, поскольку регионы занижают количество ветхого жилья ввиду банальной нехватки денег на софинансирование.

Проблема отчасти в том, что строительство новых домов по программе переселения обходится слишком дорого, поскольку используются дорогие стройматериалы (строительство на госсредства следует вести в строгом соответствии с действующими требованиями к стройматериалам и технологиям).

«Поэтому предлагаем срочно внести изменения в Градостроительный кодекс и отдельные акты, в систему ценового нормирования. Это же позволит и привлекать инвестиции к инженерной подготовке территорий», — выступила с инициативой Татьяна Голикова.

Без власти никак – и с властью не так

Идею о том, как же регионы могут все-таки справиться с проблемой сами, предложил губернатор Новосибирской области Василий Юрченко – с помощью частных инвесторов. Речь идет о схеме, которую некоторые регионы давно предлагают бизнесу: строить дом вскладчину – так всем выгоднее и быстрее. Инвестор свою часть продает на открытом рынке, а регионы заселяют настрадавшихся обитателей бараков, обходясь меньшими затратами. Инвесторы поначалу интересовались предложением, поскольку сотрудничество с властью сулило снижением административных барьеров, но потом охладевали.

Речь идет о случаях, когда Минрегионразвития (ранее курировал исполнение программы переселения) готов был выделять средства только при полной готовности земельных участков. А оформление их почти всегда затягивается из-за долгих судебных процессов с гражданами.

«Сегодня при изменении законодательства, в частности, возможно привлечь очень серьёзные частные инвестиции, — считает Юрченко. — Наверное, настало время изменить норму земельного законодательства, когда строить новое жильё на застроенных территориях можно не когда полностью будет расселён квартал, а когда будет поэтапно подготовлено два-три дома. Тем самым сократить сроки расселения и заинтересовать застройщиков во вложении частных средств в эту проблему».

… Либо обстоятельства коррупционного характера

Это отчасти вопрос той самой недоработанной единой нормативной базы, о которой говорил президент. И главная проблема здесь в том, что мало кто знает, как считать в таких случаях эквивалент новых квадратных метров и старых – либо по числу живущих в квартире людей, либо по числу прописанных. Некоторые чиновники на местах вовсе опирались на эквивалент 1:1, что жителей бараков без санузлов и кухонь не устраивало.

Помимо долгих споров с жильцами региональные чиновники отмечают зачастую и сложные отношения с Фондом содействия реформированию ЖКХ, а точнее с его бывшим куратором – Минрегионразвития (теперь Минстрой). Если обратиться к цифрам, то видно, что в этом году, по данным самого Фонда, по 102 заявкам 76-ти субъектов Российской Федерации приняты решения о предоставлении финансовой поддержки на общую сумму 50,6 млрд рублей. С учетом доли регионов сумма должна была вырасти до 79,3 млрд рублей, что позволило бы расселить 10 223 аварийных дома общей площадью 2,6 млн кв. м, где проживают 168,1 тысяч человек. Но это только «принятое решение», исполнение которого может тянуться годами по разным причинам:

«Либо регионы и муниципалитеты не подтверждают выделения заявленного софинансирования, вносят изменение в свои бюджеты, — пояснил «Эксперт Online» Аркадий Дроздовский, генеральный директор «Инжиниринговой компании «2К». — Либо списки расселяемых домов оказываются недостоверны и спорны из-за судов с гражданами или некомпетентностью чиновников, путаницей. Отвечать никто не хочет, поэтому «наверху» подолгу все перестраховываются. Либо, что не редкость – включаются так называемые обстоятельства коррупционного характера».

В итоге, по данным опять же самого Фонда, «по заявкам текущего года уже переселено и находятся в стадии оформления 3 829 человек в 54,0 тысяч кв. м». Впрочем, и эта цифра расходится с той, что легла на стол президенту почти вдвое. Видимо, ему доложили только о тех полутора тысячах человек, которые уже прошли «стадию оформления».

Выводы сделают через год

Расхождение планов с реалиями – вообще характерно для всей сферы ЖКХ, но в части переселения из ветхого жилья крушение планов достигает десятикратных и стократных масштабов, что и раздражает президента. Согласно федеральной целевой программе «Жилище», в 2011 — 2012 годах следовало расселить 480 тысяч семей, то есть более миллиона человек. Реально же расселяли по несколько тысяч в год максимум.

«Мы в течение следующего года будем возвращаться к отдельным аспектам, но на один я хотел бы обратить особое внимание – это жилищная программа… Если я увижу, что в некоторых местах происходит то, что мы сегодня фиксировали, как: 25 процентов федеральных средств, выделенных на программу жилья, не реализовано… Что это такое? Это значит, как мы работаем? Эти средства поступят в федеральный бюджет назад, не будут реализованы, будут перераспределены дальше, а программа останется там, где она была. А между тем это одна из самых острых проблем нашей страны. Так вот, мы посмотрим, что и как сделано в мае, а потом второй раз вернемся к этой позиции в ноябре следующего года. Просто мне нужно, чтобы работа была, чтобы выполнялись задачи, которые поставлены и сформулированы. Это касается и федеральных органов власти, это касается и региональных. И в конце ноября будем принимать определенные решения, в том числе административного характера», — таким предупреждением завершил заседание госсовета Владимир Путин.

expert.ru

Ликвидация аварийного жилья | Минстрой России

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда — одна из приоритетных задач Минстроя России. До 1 сентября 2017 года, согласно Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина, необходимо расселить более 11 миллионов квадратных метров аварийного жилья. На этой площади сейчас проживает 777 тысяч человек.

6 мая 2014 года утвержден обновленный Комплекс мер по ликвидации аварийного жилфонда. Для каждого субъекта Российской Федерации утверждены четкие показатели по общей площади и количеству граждан, подлежащих расселению. Создана сквозная система контроля и мониторинга реализации программ переселения — начиная с момента подачи регионом заявки в Фонд ЖКХ и завершая фактическим переселением.

Также перед Минстроем стоит задача создания новых механизмов переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года. 

Протокол от 21 марта 2018 г. № 180-ПРМ-АЧ всероссийского совещания по вопросам реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и реализации законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами в рамках очередного заседания Смотреть Скачать (9.66 МБ) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направило запрос  в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии об оказании содействия в ускорении процедуры регистрации прав собственности на жилые помещения в рамках завершения программ переселения Смотреть Скачать (990 КБ) Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании части 6 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 2017 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» внесен в Правительство Российской Федерации проект распоряжения Правительства Российской Федерации, предусматривающий внесение изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года № 1743-р. Смотреть Скачать (16.13 МБ) Протокол Минстроя России от 27 апреля 2017 года № 427-ПРМ-АЧ Всероссийского селекторного совещания в режиме видеоконференции под председательством заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса по вопросам реализации в субъектах Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года. Смотреть Скачать (4.47 МБ) Приказ Минстроя России от 5 марта 2015 года №159/пр «Об утверждении рекомендаций по определению форматов предоставления сведений о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Смотреть Скачать (184.69 КБ) Приказ Минстроя России от 23 декабря 2014 года №35 «Об организации работы по приему и рассмотрению обращений граждан по реализации региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда посредством «горячей линии» государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» Смотреть Скачать (4.43 МБ) Приказ Минстроя России от 3 сентября 2014 года № 522/пр «О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2014 г. № 205/пр «О формах мониторинга и отчетности реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонд» Смотреть Скачать (2.21 МБ)

Переселение граждан из аварийного жилья

Реестр подрядных организаций, нарушающих сроки выполнения муниципальных контрактов, заключенных в рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья

Реестр обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда

www.minstroyrf.ru