Учеба бесплатно для пенсионеров – Чему обучают российских пенсионеров бесплатно — Российская газета

Чему обучают российских пенсионеров бесплатно — Российская газета

Пенсионерам не светит спокойная старость. Ряд национальных и региональных проектов нацелен на поощрение социальной активности пожилых.

Седина в бороду — бегом за парту

С недавних пор государство занялось образованием пожилых. Учеба бесплатная, а программы разработаны с учетом возможностей седых студентов. Узнать о том, какое и где именно получить образование, можно в своем территориальном органе соцобеспечения. Сориентироваться помогут и в региональном отделении «Союза пенсионеров России» (сайт www.rospensioner.ru, телефоны центрального офиса в Москве: 651-38-69, 651-38-68).

— Страна стареет, и государство открывает новую страницу отношения к пенсионерам, — поясняет руководитель Союза пенсионеров России, депутат Госдумы Валерий Рязанский. — На пенсии человека нельзя оставлять один на один с мыслями и таблетками.

Формы, факультеты и методы увода от печальных мыслей в каждом регионе разные. Например, в Челябинске 60-70-летние студенты народного университета общества «Знание» постигают компьютерную грамотность в областной библиотеке. Как, кстати, и в Москве. В Коломне, в народном университете пожилого человека обучаться можно в течение всей жизни. Самому старшему слушателю — 87 лет, преобладают дамы.

В центре атомного судостроения в Северодвинске пенсионеров обучают в университете Сеньоров (не улыбайтесь, это официальное название) «Золотой возраст». Северных сеньоров учат искусству вязания крючком, плетения гобеленов, хоровому пению, финансовой грамотности. При желании бывшие строители субмарин могут получить навыки карвинга. Что такое карвинг? Представьте себе: искусство художественной нарезки овощей и фруктов.

Ноутбук против морщин

Проект «Компьютерная академия для пенсионеров» создал военный пенсионер Сергей Авдевнин. По профессии он врач, родился в Волгоградской области, служил в Забайкалье, в Монголии, участник боевых действий в составе контингента ООН и ликвидатор-чернобылец. Сейчас живет в Донецке. Ветеран освоил сайтостроение и бесплатно учит пожилых.

На сайте компьютерного ликбеза (www.pc-pensioneru.ru) доходчиво объясняет, что такое браузер и текстовый редактор, как зарегистрировать почтовый ящик, вести личную переписку. И вообще — учит, как подзаработать в Интернете вместо банальной работы ночным сторожем.

Кстати, в Курской области решили обучить 3000 пенсионеров в университетах для пожилых, предоставив на выбор шесть факультетов: информатика, огородничество, здоровье, культура и искусство, право, духовное возрождение.

Думаете, пожилые поголовно выстроились в очередь на садоводство? Отнюдь. Огородничество заняло лишь третье место в рейтинге предпочтений стариков. На втором — духовное возрождение. А большинство рвануло на факультет информатики.

Тяга пожилых к высоким технологиям — полезная тенденция. Пожалуй, первый адрес, который должен запомнить человек, выходящий на пенсию — портал государственных и муниципальных услуг: www.gosuslugi.ru/ru. Начинать надо с раздела «Выход на пенсию» и далее по всем интересующим ресурсам: получение справок, лекарства, льготы.

На заслуженный отдых

Кроме перечня положенных государством льгот есть немало возрастных дисконтных программ.

В каждом городе и регионе свои предложения. А это значит, что придется самостоятельно выяснять, в какие дни и в каких именно театрах и кинотеатрах билеты продаются со скидкой. Музеи тоже предлагают скидки для пенсионеров.

Например, обычный входной билет в Третьяковку стоит 300 рублей. Для пенсионера посещение комплекса в Лаврушинском переулке обходится всего в 70 рублей. В выставочные залы Инженерного корпуса вход чуть дороже — 80 рублей.

Билет в Главный музейный комплекс Эрмитажа — 400 рублей. А пенсионеров пускают бесплатно.

Многие турфирмы, судовые компании и авиаперевозчики предлагают скидки пожилым путешественникам. Часто это способ привлечения клиентов в т.н. «низкий сезон», и, по словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, массового пенсионного туризма — в том смысле, каким его понимают в США и в Евросоюзе — в России пока почти нет. В качестве приятного исключения в РСТ приводят программу «Зима в Тунисе» (nuveltrans.com/tunisia-tours-menu-main.html).

— Их предлагает московская компания «Нувель Транс», крупный российский оператор по Тунису, — поясняет Ирина Тюрина.

Фирма договорилась с тремя четырехзвездочными отелями в Суссе и Хаммамете. Зимой здесь 15-20 градусов в тени, свежие овощи и фрукты, неплохой уровень местной медицины. Туры рассчитаны на отдых до 85 дней, стоимость самого дорогого тура при двухместном размещении в номере — 2300 долларов. Включены перелет, двухразовое питание. Если выбираете короткий (до месяца) отдых, то виза не нужна.

В качестве бонуса фирма дарит сим-карты местной телефонной компании, по которым стоимость 30-минутного разговора с Россией обходится в 300 рублей, а все входящие звонки бесплатны.

Впервые такие туры предложили три года назад, с тех пор зиму в Африке провели больше тысячи россиян в возрасте от 60 до 85 лет. В компании говорят, что большинство клиентов это интеллигентные пенсионеры — бывшие учителя, институтские преподаватели, профессора. Раньше возили пенсионеров чартерами и «Турецкими авиалиниями», теперь летают лайнерами «Эр-Франс» и «Алиталия»: перелет со стыковкой в Париже или Риме занимает пять часов.

Для пенсионера почти 70 тысяч рублей — деньги приличные, но выручают дети и внуки. Кстати, освоив компьютер и подучив английский язык, можно самостоятельно, без помощи турфирм находить скидки и бронировать отели по всему миру. За меньшие деньги вполне реально безбедно провести зиму в Таиланде или Венесуэле.

Да и вообще, кто сказал, что российский пенсионер — это обязательно бедный и больной человек? Автор этих строк встретил в Португалии супружескую чету: москвичи, живут на даче, городскую квартиру сдают и на доходы 3-4 раза в год летают в разные уголки планеты. Объездили полмира. В промежутках между путешествиями живут как все — честно и скромно, и исключительно на пенсию.

А как у них

В каждой стране есть отели и сезоны, когда пожилым предоставляют солидные скидки. Февраль на Бермудах — для тех, кому за 50. В Швейцарии сезон для пенсионеров (женщины старше 62 лет и мужчины старше 65 лет) — с октября по март.

Вооружены и голосисты

Некоторые не ждут милости сверху и бьются с морщинами всеми доступными средствами.

Гардеробщица городского бассейна из Сасова (Рязанская область) Галина Чувина после выхода на пенсию увлеклась спортивным метанием ножей. И установила два мировых рекорда.

Самым старым диджеем планеты был наш человек: участник дуэта DJ s Krugozory Борис Караулов. Карьеру диджея начал за 60. Вставал каждый день в 4.00, отводил два часа на физкультуру. Самая известная композиция: «Все не кончится старость». Умер в прошлом году от инсульта в возрасте 72 лет.

Пенсионер в цифрах

В стране 30,7 млн граждан в возрасте старше трудоспособного (22,1 млн женщин и 8,6 млн мужчин). Из них, по данным минэкономразвития, 8 млн работают, 12 млн готовы выйти на работу.

Среднестатистический заработок работающего мужчины-пенсионера в прошлом году -19,6 тыс. рублей, женщины — 13,7 тыс. Пенсия — 6,5 и 6 тыс. соответственно.

Пенсионер страдает одновременно 5-7 хроническими заболеваниями. Из 100 стариков 8 никогда не выходят из своих домов и квартир, а 5 прикованы к постели.

rg.ru

Пенсионеры, обучение и геронтогогика

Непрерывное образование — не просто модное словосочетание, а суровая необходимость в мире постоянных технологических и социальных изменений. И это касается всех возрастов. Пожилым людям, шагнувшим в XXI век, стоит осознать: от готовности учиться новому напрямую зависит качество их жизни.  

Недавно мы писали о том, как привычка и возможность учиться помогают людям третьего возраста оставаться социально и экономически активными: быть конкурентоспособными на рынке труда, пользоваться современными технологиями и сохранять здоровье.   

Не стоит думать, что с возрастом у человека не остаётся ничего, кроме воспоминаний.

(источник: cdn.pixabay.com)

Россия тоже взяла на себя обязательства по выполнению Мадридского плана, и в 2016 году у нас появилась своя Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года. В ней есть пункт, посвящённый обучению пожилых людей. Там отмечается, что пожилым людям должны быть предоставлены возможности для профессионального образования, обучения по использованию информационных ресурсов и развития неформального образования в клубах по интересам и народных университетах. 

При этом авторы стратегии признают, что система непрерывного образования в России только начинает формироваться. Похоже, у государства нет в этом направлении чёткой политики.    

Но готовы ли сами пожилые учиться? На этот вопрос отвечает информационный бюллетень НИУ ВШЭ «Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны», опубликованный в марте 2017 года.   

Согласно данным опросов, в непрерывном образовании участвуют 30% населения России от 25 до 64 лет. Ключевые мотивы участия — профессиональные, связанные с желанием сохранить текущую работу или сделать карьеру на нынешнем рабочем месте.   

Люди предпенсионного и пенсионного возраста, не помышляющие о карьере, теряют заинтересованность в том, чтобы чему-либо учиться. Если возрасте от 25 до 34 лет в непрерывном образовании участвует 23% взрослого населения, постепенно этот показатель снижается: в 35-54 года он составляет 18-19%, в 55-64 года — всего 8%. В странах Евросоюза показатели гораздо выше: согласно опросу 2011 года, в непрерывное образование вовлечены 27% населения в возрасте 55-64 года .  

Главной причиной неучастия россиян в непрерывном образовании оказались вовсе не материальные барьеры или нехватка времени, а отсутствие сформированной потребности и осознанной необходимости в обучении.

«Лично мне это вообще не нужно для моего развития», — сказали 34% тех, кто не занимается своим образованием во взрослом возрасте. Ещё 27% считают, что у них просто не было предпосылок и нужды по работе учиться чему-то новому. И эти объяснения одинаково распространены как у молодых, так и у пожилых.  

Компьютерные курсы неизменно пользуются популярностью среди пожилых людей в Европе и России.  

(источник: commons.wikimedia.org)

Получается, что отсутствие внутренней мотивации учиться у россиян старшего возраста — не меньшая проблема, чем несформированная государственная политика по этому направлению.  

Но обратимся к практикам — людям, кто, не взирая на вышеперечисленное, создаёт для старшего поколения возможности учиться и наполнять свою жизнь новыми смыслами. Тем более что практики уверены: потребность учиться есть у всех — только не все о ней догадываются. 

В Советском союзе была своя система непрерывного образования. В 1947 году по инициативе учёных было создано Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, которое в 1963 году было переименовано во Всесоюзное общество «Знание». 

Целью общества была «передача передовых научных знаний от специалистов к народу». Для этого в разных уголках страны действовали отделения, которые организовывали образовательно-просветительские лекции для взрослых людей. Активисты сотрудничали с советскими предприятиями, на базе которых и проходили лекции, поэтому с аудиторией проблем не было.

Так получилось, что после распада Советского Союза именно региональные организации общества «Знание» взяли на себя роль просветителей среди пожилых. Одним из первопроходцев в этом деле стала руководитель региональной организации в городе Орёл Татьяна Михайловна Кононыгина.

Татьяна Михайловна рассказывает, что в 1990-е годы пожилые люди оказались в особенно уязвимом положении: происходящие в стране изменения никак не вписывались в их картину мира, а они сами с трудом находили себе место в новой стране, не имея знаний по экономике, праву, предоставленные сами себе. Чтобы как-то им помочь, в 1997 году орловское «Знание» открыло Университет третьего возраста — курсы, которые могли бы дать пожилым людям опору в интересных и необходимых для них сферах.  

Университет оказался неожиданно популярным среди целевой аудитории: по одному объявлению в местной газете отозвалось 700 потенциальных «студентов». Запросы у них были предсказуемые: обучение компьютерной грамотности, садоводству (так как многих «кормили» свои участки) и, главное, — общение.

Татьяна Кононыгина говорит, что сферы интересов пожилых людей за 21 год работы курсов немного изменились: прежней популярностью пользуется только компьютерная грамотность, а место садоводства заняли английский, живопись и танцы. Но осталось главное — желание общаться и потребность в учёбе как таковой. И потребность эта не зависит от возраста и состояния здоровья. Самой старшей слушательнице курсов 90 лет.

Подобные Университеты третьего возраста появились и в других городах России, их организаторы во многом вдохновлялись опытом Немецкой ассоциации народных университетов, существующей с 1953 года и ведущей активную международную деятельность.   

Свой практический опыт Татьяна Михайловна решила подкрепить научными аргументами. В 2004 году она защитила кандидатскую диссертацию «Управление геронтообразованием: становление, функционирование, перспективы», в которой исследовала опыт других стран и перспективы развития этого направления в России. Кроме того, она предложила свой проект Концепции геронтообразования в Российской федерации, который был одобрен участниками первого Всероссийского форума «Образование пожилых людей», прошедшего в Орле в 2005 году.  

Татьяна Кононыгина подчёркивает, что организация образования среди пожилых людей требует междисциплинарные знания по психологии, медицине, геронтологии. Даже для того, чтобы создать эффективные компьютерные курсы для старшего поколения, нужен системный подход: понимание особенностей усвоения новой информации (вряд ли будут эффективными трёхдневные курсы), физических особенностей (может понадобиться специальная техника, учитывающая особенности зрения, мелкой моторики), психологии и так далее.

Особенность образования для пожилых людей в том, что они сами должны задавать вектор, чему и как учиться: они обладают для этого достаточным жизненным опытом и пониманием своих целей.

(источник: pixabay.com)

Отсутствие системного подхода — главная проблема различных государственных инициатив по образованию для пожилых. Все эти инициативы оказываются «на плечах» социальных служб, у которых в регионах нет подготовленных кадров для такой работы.  

Целенаправленно герагогов (специалистов по обучению пожилых людей, по аналогии с педагогами и андрагогами) никто в России не готовит. Но энтузиасты из общества «Знание» и Университетов третьего возраста активно делятся своим практическим опытом на конференциях и в Интернете.

Опыт Университетов третьего возраста показывает, что пожилые люди имеют потребность не только получать новые знания, но и делиться своими.

Поэтому большая часть преподавателей здесь — из числа пенсионеров, и участники сообщества постоянно меняются ролями учеников и учителей. Каждому есть, чему поучить других: английскому, правовой грамотности, рукоделию и так далее.  

Орловские активисты понимают, что образование может быть прекрасной почвой для неформального, живого диалога поколений. Общение с молодёжью для «стариков» — это возможность быть в курсе актуальных процессов, освоить новые технологии, и, что важно, делиться своими воспоминаниями. А для молодёжи пожилые люди — это обладатели большого профессионального и биографического опыта, а ещё совсем другого опыта общественной деятельности. Поколениям есть чему поучиться друг у друга, но для этого нужно, чтобы их встречи происходили на подходящих для диалога площадках. Время официальных мероприятий в актовых залах прошло. Им на смену должны прийти совместные праздники, разговорные кафе, обучающие курсы.

Людям разных поколений всегда есть, что рассказать друг другу и чему друг друга научить. Но для этого нужно уметь общаться.

(источник: maxpixel.freegreatpicture.com)

В России наблюдается скорее даже не конфликт «отцов и детей», а пропасть между поколениями. Общению друг с другом надо учиться, но у российских молодых людей нет никакого представления о преклонном возрасте. «Стареть нас никто не учит. Все говорят, что за молодыми — будущее. Но ведь на самом деле наше будущее — старость. Только культуры старости у нас нет», — говорит Татьяна Кононыгина. Со своей стороны преподаватели Университета третьего возраста стараются проводить образовательные мероприятия в школах города, чтобы открыть детям ценность опыта старшего поколения, организуют встречи молодых и старых, тренируются со своими «студентами» в искусстве воспоминаний. Да-да, вспоминать и рассказывать о своей жизни так, чтобы другим было интересно тебя слушать — тоже большое искусство.

Как бы то ни было, как практик Татьяна Кононыгина видит, насколько образование в зрелом возрасте важно для самих пожилых людей. Они приходят учиться исключительно по своей инициативе и для своего удовольствия — и этот самостоятельный выбор очень важен в ситуации, когда общество видит в пожилых пассивных получателей пенсий и помощи от близких. Обучение даёт возможности для общения, для преодоления социальной изоляции. Интеллектуальная и физическая активность оказываются эффективными средствами в борьбе со старческими недугами.

Сама Татьяна Михайловна, имея полное право уйти на пенсию, не готова расстаться со своим детищем-университетом и продолжает работать. К слову, желание работать — вовсе не редкость среди людей пенсионного возраста.  

Уязвимое положение людей старше 45-50 лет на рынке труда оказывается в фокусе различных социальных проектов. И один из способов улучшить ситуацию — продвижение идей и создание возможностей образования для взрослых.  

Согласно законодательству, человек пенсионного возраста, уволенный по сокращению, не может встать на учёт на Биржу труда как безработный и не может быть направлен от центра занятости на учёбу для получения дополнительного профессионального образования. А самостоятельно оплатить обучение, имея в качестве дохода только пенсию, способны немногие.

  Пенсионеры, желающие работать, не всегда могут «обновить» свои профессиональные компетенции или овладеть новой профессией, в которой они хотели бы себя реализовать.  

На эту проблему обращает внимание АНО «Центр развития социальных технологий». Один из проектов этой некоммерческой организации — Центр новых возможностей, — направлен на содействие в трудоустройстве людей пенсионного и предпенсионного возраста. 

Директор «Центра развития социальных технологий» Алла Рекова говорит, что именно необходимость профессиональной переподготовки часто становится камнем преткновения для успешной карьеры пожилых людей. Для того, чтобы решить эту проблему, в Центре стали подходить к вопросу профподготовки предельно индивидуально. Соискателю помогают определиться с его потребностями и заключают договор о прохождении обучения с конкретной организацией, которая готова подготовить конкретного человека, да ещё и стать в будущем его работодателем. Обучение пожилого человека оплачивает Центр. На реализацию программы «Комплексный подход к обеспечению занятостью пенсионеров и людей пенсионного возраста» в 2018 году был получен президентский грант, предполагается, что за год Центр отправит на дополнительное профессиональное образование около 100 человек.  

По наблюдениям Анны Арзамасовой, координатора исследовательской программы «Больше, чем трудоустройство» центра социальных инициатив Impact Hub Moscow, количество дипломов об образовании, полученных в молодости, никак не спасает от безработицы в предпенсионном возрасте. Исключения составляют лишь сферы, в которых традиционно ценятся опыт, приобретаемый с возрастом, и квалификация: медицина, академическая деятельность, некоторые отрасли промышленности.  

Если ваша профессия не предполагает наличие докторской степени, чтобы идти в ногу со временем — полученный 30 лет назад диплом о высшем образовании вряд ли защитит вас от эйджизма работодателя.

А вот готовность учиться в зрелом возрасте — необходимое условие для того, чтобы работать на любимой работе, пока есть силы и собственное желание, или освоить совершенно новый вид деятельности. 

Исследовательская группа программы «Больше, чем трудоустройство» отмечает, что проблема вовлечения пожилых людей в активную деятельность, — будь то образовательную или трудовую, — требует комплексного подхода. Пожилым людям так называемого «поколения сэндвич», зажатым между необходимостью поддерживать выросших детей и ухаживать за престарелыми родственниками, для образования или работы необходимо свободное время, которого у них зачастую нет. Никакие образовательные программы им не помогут, если не развиты патронажные службы, которые возьмут заботу о немощных родных на себя. Если в обществе сам факт старости и проблемы, связанные с возрастом, стигматизируются, сложно ожидать открытой среды для самореализации людей преклонных лет.   

Чтобы больше пожилых людей могло выучить иностранный язык, освоить новые технологии или вдруг заняться творчеством, обществу нужно комплексно подходить к решению проблем.(источник: pxhere.com)

 

Тем не менее, наблюдается интересная тенденция: последнее время некоммерческие проекты, направленные на поддержку старшего поколения, инициируются весьма молодыми людьми, при этом опытные деятели непрерывного образования полны энтузиазма и готовы делиться знаниями. Можно надеяться, что личного желания и взаимного интереса представителей разных поколений хватит для того, чтобы сделать единичные успехи массовым явлением.  

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Серебрянный университет для пенсионеров — Московский Пенсионер

С 1 ноября 2017 г. в Москве открылся «Серебрянный университет» для пожилых людей

В этом университете можно бесплатно изучать иностранные языки, освоить компьютер или получить рабочую специальность. Также в этом университете можно обучиться профессии няни, пройти курсы по изготовлению кукол, а также одежды и обуви для них, курсы по озеленению городских территорий. Поступить в «Серебряный университет» могут москвичи пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет. Заявки на бесплатное обучение принимают территориальные центры социального обслуживания населения.

Программа обучения разработана совместно с Московским городским педагогическим университетом. При ее создании специалисты основывались на опросах, проведенных в ТЦСО среди пожилых людей. Такой мониторинг помог определить сферу интересов столичных пенсионеров.

Занятия будут проходить как непосредственно в центрах социального обслуживания по месту жительства, так и на площадках Московского городского педагогического университета. Они расположены в восьми столичных округах — Западном, Юго-Западном, Центральном, Восточном, Северо-Восточном, Северном, Северо-Западном и Зеленоградском. В каждой группе будет по 15–20 человек. Ожидается, что до конца года обучение в университете пройдут 2600 пенсионеров.

Студенты преклонного возраста смогут поступить на один из пяти факультетов: гуманитарный, массовых коммуникаций и информатики, культуры и творчества, здоровья и безопасности или психологической поддержки личности. На гуманитарном факультете пожилые люди будут изучать азы разговорного английского и немецкого языков, историю и культуру Москвы, а также познакомятся с особенностями волонтерской работы. На этом же факультете пройдет обучение такой профессии, как рабочий зеленого хозяйства.

Во время занятий на факультете массовых коммуникаций и информатики пенсионерам объяснят, как устроено современное информационное пространство, научат их пользоваться гаджетами и расскажут об основах журналистики. На факультете культуры и творчества будут проходить практические занятия по танцам и рукоделию. Здесь же можно будет освоить профессию изготовителя кукол.

Студенты факультета здоровья и безопасности пройдут курсы «Основы финансовой и правовой грамотности», «Оздоровительное плавание» и «Еда вместо лекарств». А на психологическом факультете пожилые люди научатся предупреждать и разрешать конфликты, а также преодолевать психологические барьеры в общении. Здесь же пенсионеры смогут получить профессию няни.

Длительность общеобразовательных программ составит от 24 до 36 часов. На обучение рабочим специальностям отведено до 160 часов. Уроки будут проходить не менее двух раз в неделю по два академических часа. Помимо теоретических и практических занятий, студенты смогут посещать тренинги и мастер-классы специалистов в конкретных областях. Кроме того, в университете будут проводиться фестивали, творческие вечера и вечера отдыха.

В конце обучения выпускникам выдадут сертификаты о прохождении образовательного курса. Это не дипломы государственного образца, но эти документы подтверждают полученные знания и навыки.

Адреса, где будут проходить занятия в рамках проекта «Серебряный университет»

ТЦСО и филиалы по УСЗН АО

Структурные подразделения МГПУ

Округ

Наименование учреждения

Адрес

Наименование учреждения

Адрес

ВАО

ГБУ ТЦСО «Вешняки»

Улица Реутовская,

дом 6а

ГАОУ ВО МГПУ (ИСПО, колледж «Измайлово»

 

ГАОУ ВО МГПУ (ИМИиЕН)

Измайловский бульвар, дом 19

 

Улица Чечулина,

дом 1

ЗАО

ГБУ ТЦСО «Можайский»

Рублевское шоссе,

дом 28, корпус 3

ГАОУ ВО МГПУ (ИСПО, колледж «Дорогомилово»

ГАОУ ВО МГПУ (ИСПО, колледж «Арбат»)

Поклонная улица, дом 2

 

Переулок Каменная Cлобода, дом 4

ЗелАО

Филиал «Солнечный» ГБУ ТЦСО «Зеленоградский»

Зеленоград, корпус 826

ГАОУ ВО МГПУ (ИППО, Зеленоградское отделение)

Зеленоград,

корпус 1140

(корпус 3)

САО

ГБУ ТЦСО «Бескудниково»

ГБУ ТЦСО «Тимирязевский»

Дубнинская улица,

дом 31

Улица Тимирязевская, дом 10/12

ГАОУ ВО МГПУ (ИПСиСО)

 

ГАОУ ВО МГПУ (ИМИиЕН)

Петровско-Разумовский проезд, дом 27

Улица Шереметьевская,

дом 29

СВАО

ГБУ ТЦСО «Бибирево»

1-я Северная линия,

дом 3

ПИФКиС «Школа водных видов спорта»

ГАОУ ВО МГПУ (ИСПО, колледж «Медведково»

ГАОУ ВО МГПУ (ИМИиЕН)

Улица Касаткина, дом 23

 

Улица Грекова,

дом 3, корпус 1

 

Улица Шереметьевская, дом 29

СЗАО

ГБУ ТЦСО «Тушино»

Улица Новопоселковая, дом 5б

ГАОУ ВО МГПУ (ИГНиУ)

 

ГАОУ ВО МГПУ (ИПиПО)

Улица Фабрициуса, дом 21

Столярный переулок, дом 16, строение 1

ЦАО

ГБУ ТЦСО «Мещанский»

ГБУ ТЦСО «Таганский», филиал «Хамовники»

Переяславский переулок, дом 6

Улица Тимура Фрунзе, дом 3, строение 4

ГАОУ ВО МГПУ (Центр проектного творчества «Старт-ПРО» ИНО)

ГАОУ ВО МГПУ (ИПиПО)

Протопоповский переулок, дом 5

 

Улица Садовая-Самотечная, дом 8

ЮВАО

ГБУ ТЦСО «Марьино»

Люблинская улица,

дом 159

ГАОУ ВО МГПУ (ИНО)

ГАОУ ВО МГПУ (ИНО)

2-й Тульский переулок, дом 4

Новокузнецкая улица, дом 16

ЮЗАО

ТиНАО

ГБУ ТЦСО «Зюзино»

улица Одесская,

дом 9, корпус 1

ГАОУ ВО МГПУ (ИКИ)

ГАОУ ВО МГПУ (ИСПО, колледж «Черемушки»)

Улица Марии Ульяновой, дом 21

Улица Цюрупы, дом 14б

ЮАО

ТиНАО

ГБУ ТЦСО «Царицынский»

Веселая улица, дом 11

ГАОУ ВО МГПУ (ИНО)

ГАОУ ВО МГПУ (ПИФКиС)

 

ГАОУ ВО МГПУ (ИСОиКР)

2-й Тульский переулок, дом 4

Балаклавский проспект, дом 32, корпус 4

Улица Панферова, дом 8, корпус 2

pensioner.moscow

как работают университеты для пожилых людей — Учёба.ру

Мозг и морщины

В середине «нулевых» ученые из Университета Вирджинии испугали мир сообщением, что пик активности мозга приходится на 22 года. Не самая приятная перспектива для тех, кто только что выпустился из университетов — но, к счастью, дальнейшие исследования показали, что все не так просто, и выводы во многом зависят от того, что именно считать пиком активности.

В 2013 году ученые из Медицинского центра университета имени Джорджа Вашингтона взяли за основной критерий не скорость обработки информации (которая с возрастом действительно снижается), а пластичность нейронных связей — и пришли к выводу, что расцвет сил для мозга приходится где-то на 60-й год жизни человека. А все потому, что со временем в мозге увеличивается количество миелина — вещества, которое заставляет сигнал быстрее проходить между нейронами. Это означает, что разные части мозга у пожилого человека работают как более слаженный оркестр, что позволяет решать более сложные задачи.

Это вдохновляет, но у студентов «третьего возраста» остаются «челленджи», связаные с памятью. Во-первых, со временем становится сложнее держать в уме несколько информационных единиц одновременно — многозадачность начинает страдать. Во-вторых, к 70-м годам примерно на 30% снижается визуальная память. Кроме того, людям становится сложнее отсеивать нерелевантную информацию, поэтому им трудно осваивать учебную программу при любом отвлекающем «шуме».

Так или иначе, учиться в пожилом возрасте очень полезно. Отчасти чисто по социальным причинам — можно освоить новую профессию и поднять свой уровень дохода (в России эта опция особенно актуальна), получить свежие впечатления, поднять самооценку, найти новых знакомых и не чувствовать себя выключенным из социума. Отчасти — и по физиологическим: в научном мире еще не накопилось достаточного количества исследований по результатам когнитивных тренировок, но уже сейчас врачи предполагают, что регулярная умственная нагрузка замедляет неизбежный возрастной спад мыслительных способностей. А значит, жизнь будет оставаться более насыщенной, активной и полноценной.

История вопроса

Первый университет для пожилых появился в 1973 году — его основал во Франции профессор Пьер Велла. Учебный процесс шел параллельно с исследованиями — ученые выясняли, насколько пенсионеры восприимчивы к новой информации. Инициативу подхватили другие европейские страны — впрочем, не только из гуманных, но и из чисто практических соображений: пожилые студенты могли уравновесить молодежные бунтарские настроения в университетах 1970-х, и, кроме того, они платили за обучение, что помогало сохранять широкий штат профессоров.

В 1980-х выяснилось, что пожилые люди способны и организовывать себе edutainment самостоятельно — в Британии появилось «Общество третьего возраста». Получение новых знаний там сочеталось с общественно полезной деятельностью и занятиями спортом. В США получил распространение другой формат, Elderhostel — что-то вроде «учебного отпуска», в течение которого пожилой человек путешествует по интересным местам и во время остановок слушает лекции, подготовленные сотрудниками вузов. Спектр вариантов на сегодняшний день огромен — около 90 стран. Можно проплыть по Дунаю, а можно отправиться в Непал. Постоянные системы образования для пожилых существуют на государственной основе и в Нидерландах, Польше, Германии и других странах.

Где учиться

В России университеты для пожилых еще не стали повсеместным логическим продолжением государственной системы образования — это требует и больших финансовых вливаний, и разработки специальных программ и подготовки большого числа методистов и учителей, ориентированных на специфику восприятия немолодых учеников. Тем не менее, и в Москве (в разных районах города, в основном при центрах социального обслуживания — их поддерживает Департамент образования Москвы), и в регионах уже работают такие учебные заведения. Часть из них больше похожа на кружки по интересам, чем на настоящие университеты, — там программа ограничивается в основном разными видами рукоделия и базовыми курсами компьютерной грамотности. Но встречаются и более солидные инициативы, с курсами по экономике, психологии и иностранным языкам. Ниже — несколько примеров уже существующих университетов, куда можно поступить бесплатно. Но это далеко не все — стоит поискать подобные заведения при социальных службах в своем регионе.

  • Онлайн-университет третьего возраста ИТМО. Портал предлагает набор полноценных университетских курсов по разным направлениям. Есть прикладные программы: например, финансовая безопасность, работа с интернетом и электронным правительством, — но хватает и творческих вариантов: история русского театра, классическая малая проза, основы фотографии и архитектуры. Видеоматериалы сочетаются с текстовыми лекциями и заданиями для самостоятельной работы. Правда, исходные размеры шрифтов на сайте оставляют желать лучшего, но это можно поправить в браузере, изменив масштаб.
  • Университет третьего возраста в Воронеже. Этот проект запущен организацией инвалидов «Домашняя академия». Организаторы планируют «вооружать» студентов новыми знаниями в области декоративно-прикладного и народного творчества, давая мастер-классы по лозоплетению, выжиганию по шелку, пэчворку и другим видам рукоделия.
  • Университет третьего возраста в Казани. Учебное заведение, созданное «Союзом пенсионеров России» в республике Татарстан, предлагает интересный спектр учебных программ: экономика и право, философия, психология, татарский и немецкий языки, история, танцевальная терапия и т. д. Большинство курсов бесплатны, но есть две коммерческие программы — по фото- и киносъемке и художественному творчеству. Слушатели, прошедшие обучение, получают сертификат Института непрерывного образования Казанского федерального университета.
  • Университет искусств третьего возраста (Москва). Проект, созданный арт-сообществом «Ходынка», рассчитан одновременно на психотерапевтическую помощь пенсионерам и их приобщение к искусству. Двухгодичная программа включает занятия по литературе, музыке, изобразительному и сценическому искусству.
  • Университет «Серебряный возраст» (Санкт-Петербург). Здесь используются разные формы обучения: лекции, семинары, диспуты, экскурсии, творческие работы и ролевые игры, а также встречи со специалистами здравоохранения, права, политиками, депутатами и различными специалистами. В числе специализаций — английский язык, графика и дизайн, танцевальная терапия, экономическая грамотность и «петербурговедение».

www.ucheba.ru