Трудовая пенсия – Трудовая пенсия по старости — что это такое, кому положена и условия назначения, виды и размеры, как рассчитать и оформить

Понятие пенсии, виды трудовых пенсий и их структура

Пенсии как форма социальной защиты нетрудоспособных посредством социального страхования или бюджетного финансирования появились в конце XIX – начале XX в. При этом на первом этапе были введены пенсии по инвалидности, а затем пенсии по старости.

Пенсия — это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца.

В Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 трудовая пенсия определена как ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или дохода, которые получали лица, застрахованные в системе пенсионного страхования, перед назначением им трудовой пенсии.

В соответствии с действующим законодательством пенсии можно классифицировать на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.

В зависимости от источника финансирования пенсии подразделяются на два вида: трудовые пенсии и пенсии по государственному обеспечению.

Трудовые пенсии финансируются за счет средств страхователей (работодателей), уплачиваемых в виде части единого социального налога, и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета.

Базовая часть в структуре трудовой пенсии является государственной гарантией минимального пенсионного обеспечения граждан при наличии у них: для пенсии по старости – не менее 5 лет страхового стажа, для пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца – не менее одного дня страхового стажа.

Пенсионная система РФ

(источники финансирования)

Пенсионное страхование

Пенсионное обеспечение

Трудовые пенсии

Государственные пенсии

— По старости

— По инвалидности

(состоят из трех частей: базовой, страховой, накопительной)

— По случаю потери кормильца

(состоит из двух частей: базовой и страховой)

— По старости

— По инвалидности

— По случаю потери кормильца

— За выслугу лет

— Социальные пенсии

Финансирование

Государственные пенсии финансируются за счет средств федерального бюджета

Базовая часть трудовой пенсии за счет сумм ЕСН

Страховая и накопительная части за счет средств бюджета ПФРФ

Рис. 1. Структура пенсионной системы РФ

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о пенсионном обеспечении, и которая предоставляется либо в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости, инвалидности, либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы в результате радиационных или техногенных катастроф, случае наступления инвалидности или потере кормильца при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления средств к существованию.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению подразделяются:

— на пенсии за выслугу лет;

— пенсии по старости;

— пенсии по инвалидности;

— социальные пенсии.

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены их семьи в связи со смертью этих лиц, и право на которую определено в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о трудовых пенсиях.

Виды трудовых пенсий:

— по старости;

— по инвалидности;

— по случаю потери кормильца.

Пункты 2 и 3 ст. 5 Закона № 173 – ФЗ определяют структуру трудовой пенсии, устанавливаемой в соответствии с этим Законом.

Соответственно, трудовая пенсия по старости и по инвалидности состоит и трех частей:

— базовой;

— страховой;

— накопительной.

Базовая часть трудовой пенсии является единой федеральной гарантией фиксированного дохода в старости, инвалидности и при потере кормильца. Размер базовой части трудовой пенсии определяют исключительно социальные факторы – жизненные обстоятельства, а также установленные государством минимальные гарантии в сфере пенсионного обеспечения.

Страховая часть трудовой пенсии зависит только от результатов труда конкретного человека, которые оцениваются на основании накопленных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой страховых платежей и устанавливается в дифференцированной сумме.

Накопительная часть трудовой пенсии определяется индивидуальными пенсионными накоплениями застрахованного лица и призвана обеспечит ему в старости высокий уровень материального достатка.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит не из трех, а из двух частей: базовой и страховой.

В соответствии с п. 12 ст. 9 Закона № 173 – ФЗ в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные с специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения этих средств.

В соответствие со ст. 3 Закона о трудовых пенсиях право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Но есть граждане, которые по каким-либо причинам не приобрели право на трудовую пенсию. Например, достигли пенсионного возраста, но не имеют пяти лет страхового стажа и не являются инвалидами.

Таким гражданам может быть установлена социальная пенсия в соответствии с Законом № 166-ФЗ. Для назначения этого вида пенсии по государственному пенсионному обеспечению не требуется вообще никакого страхового стажа. Однако условия установления социальной пенсии являются более жесткими, чем трудовой пенсии.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных российским законодательством или международным договором.

studfiles.net

Трудовая пенсия по старости — отличие от других видов пенсий

Выработав трудовой стаж, граждане вправе получать заслуженную пенсию по старости. Законодательно установлено, что пенсия – это вид выплаты, положенной ежемесячно, которая служит своего рода компенсацией заработной платы, утраченной в связи с наступлением определенного законодательством возраста, а именно: для женщин – 55 лет, а для мужчин 60 – лет.

Понятие и размеры трудовой пенсии по старости

Трудовая пенсия каждый месяц выплачивается гражданам. Право на получение такой выплаты есть у всех граждан РФ, которые застрахованы. Получать ее могут не только россияне, но и иностранцы, лица без гражданства, но при условии, что они проживают на законных условиях на территории нашей страны.

Право на денежные выплаты имеют мужская половина населения в возрасте 60 лет и женщины в возрасте 55 лет. Существует и непременное условие для начисления таких денежных средств – выработанный страховой стаж, данное правило является основным для начисления трудовой пенсии по старости.

Для каждой категории данный порог определен в законодательных документах. Так:

  • выплаты назначаются для женщин в возрасте от 55 лет, а для мужчин – от 60 лет;
  • назначаются работникам, имеющим страховой стаж, размер которого оговорено в законе;
  • положены сотрудникам, имеющим пожизненное право на их получение.

На размер трудовой пенсии влияют индивидуальные данные гражданина, а именно должность на которой он проработал, зарплата, которую получал за несение служебных обязанностей, наличие инвалидности и прочие параметры.

Важно! Согласно данным, предоставленным ПФ РФ, средние размеры выплат в настоящее время составляют 13700 рублей. Минимальная же трудовая пенсия составляет 8803 рубля, следует уточнить, что это трудовая пенсия по старости, назначаемая на общих основаниях.

Основные отличия от других видов

Виды данных денежных выплат регламентированы ФЗNo166 от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Существует два вида денежных средств, которые выплачиваются гражданам:

  1. Выплаты за выслугу лет. В число получателей входят сотрудники МВД, моряки, космонавты.
  2. Компенсация по старости.

Как стало уже понятно, право на получение выплат имеют граждане, достигшие преклонного возраста. При выплате также учитывается и страховой стаж. С 2015 года минимальный показатель страхового стажа – 5 лет, но эта цифра постоянно будет повышаться, пока, в конечном счете, к 2025 году не достигнет отметки в 25 лет.

Право на досрочный выход на отдых имеют граждане, чей труд, в соответствии с законодательством, подходит под классификацию труда людей, чья деятельность ежедневно связана с физическими и умственными нагрузками:

  1. Люди, непосредственно связанные с выполнением работы с риском для жизни и здоровья. В данную категорию попадают граждане, выполняющие свою трудовую деятельностью под землей, на шахтах и рудниках, в лесополосах и горячих цехах.
  2. Женщины, трудящиеся на текстильных заводах, занятые в некоторых видах сельского хозяйства; иные профессии, где труд связан с непосильными нагрузками, особенно для женского организма.
  3. Работники службы спасения, пожарных служб и сотрудники, выполняющие работу в местах лишения свободы, а именно сотрудники конвоя и иные.
  4. Сотрудники летного состава гражданской авиации и те, кто осуществляет руководство полетами.
  5. Уйти ранее положенного срока вправе и работники флота, а также рыбной промышленности.
  6. Сотрудники, работающие водителями общественного транспорта, также имеют право на преждевременный уход.
  7. Педагоги также вправе уйти на почетный отдых раньше пенсионного возраста, при этом их возраст не учитывается – необходимо лишь, чтобы стаж составлял 25 лет.
  8. Сотрудники сферы охраны здоровья могут также преждевременно уйти на отдых, но для этого их страж должен составлять 25 или 30 лет – зависит от местности, в которой они проработали.
  9. Сотрудники театра вправе уйти на пенсию после 15-30 лет работы на сцене.

Какие документы потребуются?

При наступлении пенсионного возраста и при соответствии требований назначения трудовой пенсии по старости, гражданину необходимо обратиться в ПН РФ с заявлением, к которому потребуется приложить пакет документов, которые сотрудники будут рассматривать в течение одного месяца.

При обращении потребуется предоставить пакет бумаг:

  1. Документ, подтверждающий право на получение выплаты.
  2. Справка о размере зарплаты и страхового стажа.
  3. Идентификационный номер.
  4. Данные об адресе проживания пенсионера.
  5. Если человеку присвоен особый статус, то подтверждающие документы (к примеру, речь идет об участниках боевых действия и т. д.).
  6. При ликвидации или реорганизации предприятия также потребуется предоставить документы.

После рассмотрения заявления и пакета документов гражданину будет определен размер выплаты и начислен минимальный размер оплаты.

Процедура оформления

Хотя законодательно и закреплено, что денежные средства положены к выплате при наступлении преклонного возраста, выплата данных средств автоматически не начисляется. Для реализации данного права потребуется обратиться в орган ПФ РФ.

Важно! Для того чтобы получать денежные средства, потребуется оформить заявление и передать его в орган ПФ РФ; срок рассмотрения составляет месяц. Если гражданин, при достижении возраста, своевременно не подаст заявление в орган, то выплаты будут начисляться ему только с момента подачи документа.

Месяцы, в которые гражданин не обратился с заявлением, ему компенсированы не будут. Именно поэтому требуется заблаговременно подумать о данном вопросе и подготовить заявление, с которым впоследствии требуется прийти в ПФ РФ до наступления дня исполнения 55 или 60 лет.

Вывод

Итак, анализируя информацию, представленную в статье, становится ясно, что трудовая пенсия по старости положена работникам, достигшим преклонного возраста, и ее размер зависит от многих индивидуальных особенностей труда.

Не нашли ответа? Бесплатная консультация

pensiolog.ru

Трудовая пенсия

Многие только начиная свой трудовой путь уже задумываются, что будет с ними в старости, на что они будут жить и как сделать так, чтобы пенсионные выплаты в пожилом возрасте радовали, а не печалили. В этой рубрике мы ответим на следующие вопросы:

Что такое трудовая пенсия?
Для чего она нужна и кому она полагается?
Почему стоит работать официально и иметь «белую» зарплату?

Что такое трудовая пенсия?

Что такое трудовая пенсия и от чего она зависит?

Итак, трудовая пенсия – денежная выплата, которая выплачивается каждый месяц. Трудовая пенсия — это компенсация.
«Бывшие» служащие, рабочие, учителя и так далее получают ее вместо заработной платы или другого дохода. Это должны быть или лица застрахованные, или утратившие трудоспособность родственники застрахованных лиц в случае их гибели.
Уточнение: право на то, чтобы получать трудовую пенсию определяют в соответствии с условиями и нормами, установленными законом.
В России возраст, когда начинают платить трудовую пенсию не изменился с «советских норм»: до сих пор мужчины ее начинают получать с 60-ти лет, женщины с 55 лет. И хотя каждый год снова и снова запускаются слухи о поднятии пенсионного возраста, разговоры так и остаются разговорами.
Кто имеет право на пенсионную «компенсацию»?

На какие виды подразделяется трудовая пенсия?

Граждане Российской Федерации, которые застрахованы в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;

Если застрахованный гражданин Российской Федерации погиб, а после его смерти остались недееспособные члены семьи, которых он материально содержал, то они могут получать трудовую пенсию вместо него. Это же касается если отсутствующий кормилец, без вести пропал. Тогда положение семьи приравнивается к ситуации, как если бы кормилец умер.
Также трудовую пенсию могут получать иностранные граждане и лица без российского гражданства, которые постоянно проживают в России,

Трудовая пенсия может быть у людей достигших пожилого, так называемого пенсионного, возраста, по инвалидности и при потере (смерти, исчезновении), кормильца.
Отметим, что достижения «нетрудоспособного» возраста для того, чтобы получать трудовую пенсию в полном объеме недостаточно. Важное условие: трудовой стаж. Минимальный страховой стаж: пять лет труда. В этом случае можно рассчитывать на минимальную пенсию по возрасту.
Конечно, чтобы получить полноценную трудовую пенсию пяти лет мало. 25 лет должны проработать мужчины и 20 лет — женщины.

Важно! В конечном итоге учитывают только официальный стаж, потому что когда человек работает официально из его зарплаты удерживаются взносы в пенсионный фонд. Именно поэтому имеет значение какую зарплату вы получаете: «белую» или «серую».

Во-первых, «серая» зарплата или зарплата «в конвертах» попросту незаконна, компания, в целом, и сотрудник, в частности, таким образом нарушает Российское законодательство. Во-вторых, сотрудник такой компании лишает себя достойной пенсии.
Из чего «складывается» пенсия

Трудовая пенсия состоит из трех частей

Трудовая пенсия складывается из нескольких компонентов.

Размер трудовой пенсии прямо зависит от той суммы, которая лежит на лицевом счете человека, поступающая туда за всю его трудовую деятельность.
В Пенсионном фонде на каждого застрахованного гражданина открыт индивидуальный лицевой счет (СНИЛС), на который и поступают ежемесячные взносы от работодателя.

Это можно сравнить с банковским вкладом, хотя разница конечно есть, так как деньги с лицевого счета пенсионного фонда невозможно снять, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал просто каждый год индексируется. Но государство несет гарантию, что после достижения гражданами пенсионного возраста оно возвратит им деньги в виде ежемесячной пенсии.
Можно также самостоятельно дополнительно перечислять на накопительную часть своей будущей пенсии: не менее двух тысяч рублей и не более двенадцати тысяч рублей в год.
Исключение

Уход за пожилыми людьми либо инвалидами также может входить в трудовой стаж

В жизни бывают разные обстоятельства, — беременность, уход за пожилыми родителями, безработица — когда работать нет возможности. Что делать в таких случаях?
Если мы обратимся к закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то мы почерпнем из него, что в страховой стаж трудоспособного гражданина включают:

уход за ребенком до одного с половиной года.
Получение материальной компенсации по безработице.
Уход за инвалидом первой группы.
Уход за ребенком, имеющим какую-либо группу инвалидности.
Уход за человеком, перешагнувшим восьмидесятилетний рубеж.

Важно! Все вышеперечисленные исключения учитываются только в том случае, если есть какой-нибудь другой трудовой стаж.

Чтобы эти периоды были занесены в трудовой стаж необходимо подтвердить их соответствующими документами.
Пенсия по возрасту и пенсия по инвалидности могут включать в себя:

базовую часть. Сейчас, фиксированный базовый размер трудовой пенсии, входит в страховую часть. С первого февраля этого года ее повысили до четырех тысяч восемьсот пять рублей одиннадцать копеек.
Страховую часть.
Накопительную часть.

При потери кормильца трудовая пенсия включает в себя следующие части:

Трудовая по потере кормильца включает только страховую и накопительную

страховая часть.
накопительная часть 

Средняя и минимальная трудовая пенсия
Минимальная трудовая пенсия не может быть меньше уровня прожиточного минимума человека в том регионе, в котором он живет. В случае, если размер трудовой пенсии все-таки меньше установленного прожиточного минимума, производится социальная доплата.
 

Страница 1 из 212»

posobie.help

Трудовая пенсия по старости

Работа тему:

Трудовая пенсия по старости

2006

Содержание

Введение. 3

1. Понятие трудовой пенсии по старости. 3

2. Размер базовой части трудовой пенсии. 3

3. Общие основания, определяющие право на пенсию по старости. 3

4. Размеры трудовых пенсий по старости. 3

Заключение. 3

Список литературы.. 3

Подготовленный Министерством экономического развития и торговли РФ Федеральный закон «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» предполагает установить правовые, организационные и экономические основы для создания и функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации. [1]

Целью создания обязательных профессиональных пенсионных систем является накопление, сбережение и выплата застрахованным в ней лицам досрочных пенсий в льготный пенсионный период. При этом под льготным пенсионным периодом понимается период с момента возникновения права застрахованного лица на получение выплаты из профессиональной пенсионной системы до достижения им возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом у «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». [2]

Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы будут иметь лица, работавшие на рабочих местах с особыми условиями труда, в пользу которых работодателем уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.

Выделение льготных профессиональных пенсий в самостоятельную пенсионную систему с автономным финансированием порождает дополнительные проблемы для получателей этого вида пенсий при достижении общеустановленного пенсионного возраста, то есть в то время, когда начинается выплата пенсий по старости.

Расчеты показывают, что размеры пенсий по старости для участников обязательной профессиональной пенсионной системы, т.е. для работающих на предприятиях с особыми условиями труда, относительно получаемой ими заработной платы в течение трудовой деятельности, будут значительно ниже, чем у работников, не участвующих в обязательной профессиональной пенсионной системе, т.е. работающих в обычных условиях труда. Связано это прежде всего с меньшей продолжительностью периодов трудовой деятельности застрахованного лица на рабочих местах с особыми условиями труда, в течение которых в его пользу уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.

В данной работе рассмотрим основные моменты и положения, касающиеся пенсиям по старости.

Трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами.[3]

Во-первых, она назначается пожизненно.

Во-вторых, право на нее обусловливается трудовым стажем, который по мере реализации пенсионной реформы будет заменен страховым.

В-третьих, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.

С учетом названных признаков можно сформулировать понятие пенсии по старости.

Трудовая пенсия по старости — это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ и служащая основным источником средств существования для лиц, достигших установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж.

Разработчики Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» исходили из концепции «заработанной пенсии», поэтому они закрепили правило, в соответствии с которым работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.

Этот вопрос остается дискуссионным. Существует мнение, что право на одновременное получение пенсии и заработной платы противоречит целевому назначению пенсии. Пенсия должна служить основным источником средств существования в тот период, когда человек уже не может или не хочет трудиться в связи с достижением установленного возраста. Такой подход довольно четко прослеживается в Концепции и Программе пенсионной реформы.

Однако помимо прямого запрета, можно создать более гибкие механизмы. Задача заключается в том, чтобы пенсионер был экономически заинтересован в отказе от получения пенсии в случае продолжения работы. Одним из возможных вариантов является увеличение размера пенсии за каждый год работы после достижения пенсионного возраста без получения заработной платы.

Вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет виды трудовых пенсий и устанавливает основания и условия их назначения, правила исчисления, перерасчета и индексации. В нем не содержится понятия «досрочные пенсии», однако основания и условия назначения досрочных пенсий сохранены. [4]

Как и ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Законом о трудовых пенсиях предусматривается три вида трудовых пенсий: [5]

— о старости;

— по инвалидности;

— по случаю потери кормильца (статья 5 Закона).

Прежним остался и возраст выхода на пенсию: для женщин — 55 лет; для мужчин — 60 лет.

Трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из трех частей: [6]

— базовой;

— страховой;

— накопительной.

2. Размер базовой части трудовой пенсии

Размер базовой части трудовой пенсии по старости определен непосредственно Законом о трудовых пенсиях в сумме 450 рублей в месяц (статья 14). Вместе с тем для некоторых категорий базовая часть пенсии повышается. Так лицам в возрасте 80 лет и старше и инвалидам, имеющим ограниченную способность к трудовой деятельности 3 степени, базовая часть составляет 900 руб. [7]

Увеличенная базовая часть пенсии полагается также пенсионеру по возрасту, имеющему нетрудоспособных иждивенцев (1 иждивенец — 600 руб., 2 — 750 руб., 3 и более — 900 руб.). Лицам в возрасте 80 лет и старше и инвалидам, имеющим ограниченную способность к трудовой деятельности 3 степени, и имеющим 1 иждивенца — 1050 руб., 2 — 1200 руб., 3 и более 1350 руб. (статья 14).

Страховая часть пенсии определяется путем деления суммы расчетного пенсионного капитала соответствующего лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, установленного Законом о трудовых пенсиях в 19 лет (228 месяцев). При этом данный срок установлен одинаковый и для мужчин и для женщин, несмотря на то, что пенсионный возраст у них разный (пункт 5 статьи 14). [8]

Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» предусматривает общие и льготные основания для получения пенсии по старости.

На общих основаниях трудовая пенсия назначается: мужчинам — по достижении 60 лет, при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.[9]

Концепция пенсионной реформы прямо не предусматривает увеличения пенсионного возраста. В ней лишь подчеркнута объективная тенденция — старение населения.

Эта тенденция наблюдается во всех странах мира. В 90-х годах в ряде стран ЕЭС пенсионный возраст был повышен (например, в Греции для мужчин и женщин до 65 лет с 1992 г., в Италии с 1995 г. с 55 лет до 57 лет для женщин, с 60 до 62 лет для мужчин и др.)

В Великобритании постепенное увеличение возраста ухода на пенсию для женщин с 60 до 65 лет запланировано с 2010 г. до 2020 г.; в Германии повышение для мужчин с 63 лет до 65, для женщин с 60 лет до 65 будет осуществляться с 2001 г. до 2012 г.[10]

В большинстве экономически развитых стран пенсионный возраст на 57 лет выше, чем в России. Однако установление императивной нормы, увеличивающей пенсионный возраст, приведет к тому, что многие граждане России фактически не смогут реализовать свое право на пенсию в связи с сокращением средней продолжительности жизни в стране. В частности, уже сегодня средняя продолжительность жизни мужчин составляет только 57 лет.

В случае введения накопительного механизма финансирования пенсий по старости величина пенсии будет определяться путем деления условного капитала, отраженного на условно-накопительном счете в ПФР, на ожидаемую продолжительность жизни в месяцах после достижения пенсионного возраста.

Таким образом, женщины, достигшие 55 лет, будут получать значительно меньше, чем 60-летние мужчины, а следовательно, у них возникнут стимулы для отсрочки фактического ухода на пенсию. Таким образом, без изменения законодательной нормы на практике произойдет выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин.

Однако в таком подходе содержится элемент дискриминации по признаку пола. «Ожидаемая» продолжительность жизни является слишком неопределенным среднестатистическим показателем, тогда как речь идет о субъективном праве на пенсию конкретного лица. Женщины и мужчины одинакового возраста, имеющие одинаковую сумму пенсионных накоплений, должны получать одинаковую по размеру пенсию. Но на практике женщины вряд ли смогут приобрести одинаковый с мужчинами объем накоплений, так как средняя заработная плата у женщин ниже чем у мужчин. Продолжительность их страхового стажа также в большинстве случаев будет меньше чем у мужчин из-за перерывов в работе, связанных с уходом за малолетними детьми. Следовательно, размер пенсии женщин в среднем будет ниже чем у мужчин и ;без учета «ожидаемой» продолжительности жизни.[11]

Думается, что ставить точку в дискуссии о пенсионном возрасте преждевременно. Заслуживает внимания и детального изучения опыт стран, в которых действует гибкий пенсионный возраст. Он позволяет уходить на пенсию в установленном временном промежутке, например, от 60 до 65 лет с сокращением размера пенсии пропорционально количеству недоработанных лет.

mirznanii.com

Трудовая пенсия: виды, условия назначения

Трудовая пенсия – самый распространенный вид в России. Ее назначает и выплачивает Пенсионный фонд из средств своего бюджета. Формируется этот вид пенсий за счет уплаты страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования. Размер трудовой пенсии устанавливается индивидуально для каждого гражданина России.

Трудовые пенсии могут быть назначены по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60-летнего возраста, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

По инвалидности трудовая пенсия устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами 1, 2, 3 группы и имеющим хотя бы 1 день страхового стажа.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении при наличии у умершего кормильца хотя бы 1-го дня страхового стажа.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. А также иные периоды – военная служба, временная нетрудоспособность, уход за ребенком до достижении им возраста полутора лет, период получения пособия по безработице, уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет. Также в страховой стаж включается период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ и другие учреждения. Иные периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовала и (или) за ними следовала работа.

Все, у кого права на получение трудовой пенсии не возникло, получают пенсию по государственному пенсионному обеспечении

0  (Всего проголосвавших: 0)

doorinworld.ru

Трудовые пенсии

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………..2

I. Предпосылки реформирования пенсионной системы……………………5

II.Виды, составные части и условия назначения трудовой пенсии……….14

2.1.Пенсия по старости………………………………………………..20

—установление, исчисление, выплата

—структура (базовая, страховая, накопительная)

2.2.Особенности назначения льготных(досрочных) пенсий……….25

— досрочная пенсия по старости ( за выслугу лет)

— за вредные условия труда

2.3. Пенсия по инвалидности ………………………………………..33

—установление, исчисление, выплата

—структура (базовая, страховая, накопительная)

2.4.Пенсии по случаю потери кормильца………………………….43

—структура (базовая, страховая)

—установление, исчисление, выплата

2.5. Конвертация и индексация трудовых пенсий………………..53

III. Проблемы и перспективы пенсионного законодательства………..62

Заключение……………………………………………………………….70

Список использованной литературы……………………………………74

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В декабре 2001 года были приняты важней­шие законодательные акты, способствующие обеспе­чению устойчивости, всемер­ному укреплению и дальней­шему развитию трудовых от­ношений.

С 1 января 2002г. Вступили в действие 4 федеральных закона, относящиеся к пенсионной реформе: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.201г. №166-ФЗ; «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. №167-ФЗ; «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ; «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 31 декабря 2001г. №198-ФЗ.

Соответственно с момента вступления в действие новых законов утратили силу закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990г. и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий от 21 июля 1997г. Другие принятые до 1 января 2002г. Федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения , применяются лишь в части , не противоречащей закону о трудовых пенсиях от 17.12.2001г. (п.2 ст.31 этого Закона). Сказанное не означает, что теперь все вопросы пенсионного обеспечения решаются абсолютно по новому . Значительная часть норм старых законов в прежнем либо несколько измененном виде воспроизведена и в новых. Некоторые новые нормы сформулированы таким образом, чтобы большая часть пенсионеров получала пенсию в полном объеме.

Принимая вместо одного пенсионного закона 1990г. два ( о государственном пенсионном обеспечении и о трудовых пенсиях), законодатель избрал критерием для этого источник финансирования пенсий: выплачиваются ли они только из средств федерального бюджета либо также и за счет страховых взносов. Отмечу, что новое деление пенсий – на трудовые и государственные – условное, поскольку рудовые пенсии не утратили характера государственных.

Подавляющее число пенсионеров ( нынешних и будущих) попадает под действие Закона о трудовых пенсиях.

Именно поэтому я избрал эту тему для исследования в своем дипломном проекте.

В работе исследуются основные критерии , параметры, расчетов и источники для всех категорий пенсионеров, получающих свои пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Первая часть работы посвящена общим вопросам по проблеме реформирования пенсионной системы в нашей стране. Зачем необходима вообще была пенсионная реформа, каковы предпосылки реформирования, какие проблемы в пенсионном обеспечении решили новые законодательные акты и что возможно еще сделать для улучшения работы пенсионной системы в Российской Федерации. Все эти вопросы раскрываются в первой части.

Вторая часть работы посвящена непосредственно трудовым пенсиям . Законом предусмотрены трудовые пенсии:

—по старости;

—по инвалидности;

—по случаю потери кормильца.

Пенсии по старости и инвалидности состоят из трех частей: базовой , страховой и накопительной. Пенсия по случаю потери кормильца только из двух—базовой и страховой.

Каждый из видов трудовых пенсий имеет свою категорию получающих ее пенсионеров, составные части каждого из видов трудовых пенсий рассчитываются по различным формулам и имеют несколько отличные составные части.

Формирование пенсий для лучшего восприятия приведены с конкретными примерами по расчетам каждой из составных частей.

В третьей части подведены общие итоги работы. Также в третьей части обозначены основные проблемы и дальнейшие тенденции развития пенсионного законодательства в Российской Федерации.

I . ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

В течение последних двух лет тема дальнейшей судьбы пенсионного обеспечения ши­роко обсуждалась в средствах массовой информации. Спектр мнений был очень широк: от призывов «ничего не менять и оставить систему как она есть» до крайне радикальных взгля­дов — полностью отказаться от существующей солидарной системы, действующей на рас­пределительной основе, и пе­рейти к накопительной, что фактически означало привати­зацию государственных обяза­тельств перед будущими и нынешними пенсионерами.

Такие разнополюсные точ­ки зрения, на мой взгляд, не учитывали всю гамму проблем исторических, экономических, демографических, психологи­ческих и в конечном счете по­литических аспектов жизни российского общества на со­временном этапе его развития.

На протяжении 30 лет в бывшем СССР в области пен­сионного обеспечения важнейшими актами являлись два закона «О государственных пенсиях» (Закон СССР от 14 мая 1956 г.) и «О пенсиях и пособиях членам колхозов» (Закон СССР от 15 июля 1964 г.). В соответствии с первым актом осуществлялось пенсионное обеспечение рабочих, служащих и некоторых других категорий граждан. Именно этим законом пенсия по старости на общих основаниях рабочих и служащих устанавливалась по достижении необходимого пенсионного возраста (для женщин — 55 лет и для мужчин — 60 лет) при наличии общего трудового стажа — 20 и 25 лет соответственно для женщин и мужчин. Размер пенсии определялся в процентах к заработной плате и не мог быть ниже или выше сумм, установленных законом. По выбору обратившегося за пенсией заработок мог подсчитываться исходя из короткого или длительного периода работы. Если был выбран короткий период, то среднемесячный заработок под­считывался за последние 24 месяца работы перед ее прекращением. При выборе длительного периода для подсчета среднемесячного заработка брались любые 5 лет подряд из последних 10 лет пе­ред обращением за пенсией.

Следует отметить, что именно в этот период и не­сколькими годами позже скла­дывается устойчивое понятие специального трудового стажа как суммарная продолжитель­ность работы в определенных условиях (или на соответству­ющих работах) либо в определенных районах. С учетом та­кого стажа предоставлялось льготное пенсионное обеспе­чение. Оно распространялось на подземные работы, на ра­боты с вредными и тяжелыми условиями труда и в горячих цехах. По местностям, где про­текала трудовая деятельность, выделялся стаж работы в рай­онах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к этим районам.

Пенсионное обеспечение членов колхозов, а также чле­нов их семей осуществлялось по второму законодательному акту. Пенсия по старости на общих основаниях колхозни­кам назначалась на тех же условиях, что рабочим и слу­жащим. Однако заработок для исчисления пенсии брался за один пятилетний период рабо­ты в общественном хозяйстве колхоза. В заработок включа­лась оплата труда во всех ее видах, в том числе и в нату­рально-вещественной форме.

Финансовое обеспечение двух названных законов было многоканальным с характер­ным применением «страхово­го метода» образования средств: начисления за всех рабочих и служащих страхо­вых взносов, исходя из разме­ра установленных отраслевых тарифов, и внесения их в бюд­жет государственного социаль­ного страхования; для колхо­зов также устанавливались обязательные отчисления (пла­тежи) в централизованные со­юзные фонды социального обеспечения и социального страхования колхозников. Ра­ботающие пенсионеры полу­чали пенсию на предприятиях и в организациях (за счет средств социального страхова­ния), а неработающие пенси­онеры в органах социального обеспечения — по месту жи­тельства (за счет бюджетов со­юзных республик). Однако, не­смотря на обилие финансовых источников, они не покрывали все расходы на пенсии совет­ских граждан. В связи с этим основная тяжесть по пенсион­ному обеспечению (более 85% от всех расходов на со­циальное обеспечение) прихо­дилась на государственный союзный бюджет.

К концу 70-х годов темпы роста пенсий резко замедли­лись и стал увеличиваться раз­рыв между доходами работа­ющего населения и пенсионе­ров. Кроме того, все яснее ста­ли проявляться глубинные про­тиворечия двух пенсионных законов, экономическая сущ­ность которых была построе­на на наличии господствую­щих тогда двух форм собствен­ности. Пенсионное обеспече­ние занятых в коллективном хозяйстве было ниже, чем ра­бочих и служащих, работаю­щих на государственных пред­приятиях, в 2,5-3 раза.

К началу 80-х годов воз­никла объективная необходи­мость осовременивания суще­ствующего пенсионного законодательства, которое соот­ветствовало бы социальным и экономическим реалиям того времени.

Однако принятие оконча­тельного решения затянулось на многие годы в основном из-за поиска дополнительных фи­нансовых источников, необхо­димых для таких преобразований. Только в мае 1990 года принимается союзный закон о пенсионном обеспечении со­ветских граждан, а чуть позже -Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. №340-1″О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Кок в союзном, так и в рос­сийском законах повторились ранее действовавшие основа­ния, определяющие право на пенсию по старости, — возраст и общий трудовой стаж (со­ответственно для женщин — 55 лет и 20 лет, для мужчин — 60 лет и 25 лет). Однако соотно­шение между минимальным и максимальным размерами пен­сий было выше и составляло 1:3 (3,5), вместо 1:2 (2,5), при­менявшегося ранее.

mirznanii.com