Социально значимые услуги – Перечень востребованных социально значимых региональных и муниципальных услуг, порядок оказания кажд (приложение N 14 к протоколу заседания подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 20.12.2017 N 593пр)

Содержание

Перечень востребованных социально-значимых региональных и муниципальных услуг

Приложение N 11

к протоколу заседания подкомиссии

по использованию информационных

технологий при предоставлении

государственных и муниципальных услуг

Правительственной комиссии

по использованию информационных

технологий для улучшения качества

жизни и условий ведения

предпринимательской деятельности

от 6 февраля 2018 г. N 56пр

Одобрено

подкомиссией по использованию

информационных технологий

при предоставлении государственных

и муниципальных услуг

Правительственной комиссии

по использованию информационных

технологий для улучшения качества

жизни и условий ведения

предпринимательской деятельности

(протокол от 6 февраля 2018 г. N 56пр)

ПЕРЕЧЕНЬ

ВОСТРЕБОВАННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

N п/п

Наименование государственной и муниципальной услуги

1

Подготовка и выдача разрешений на строительство

2

Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию

3

Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение

4

Прием заявлений и выдача документов о согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

5

Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

6

Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

7

Выдача охотничьих билетов единого федерального образца

8

Предоставление социальных пособий малоимущим гражданам

9

Назначение и выплата пособий гражданам, имеющим детей, в случаях, когда выплата таких пособий отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации или к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

10

Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций

11

Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)

12

Прием заявок (запись) на прием к врачу

13

Зачисление детей в общеобразовательные учреждения субъектов Российской Федерации или муниципальные общеобразовательные учреждения

14

Государственная регистрация заключения брака

15

Государственная регистрация расторжения брака

16

Государственная регистрация рождения

17

Государственная регистрация усыновления (удочерения)

18

Государственная регистрация смерти

19

Государственная регистрация установления отцовства

20

Получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния

21

Предоставление лицу сведений, содержащихся в записях актов гражданского состояния, составленных в отношении него самого и в отношении каждого из его детей, не достигших совершеннолетия

22

Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости

23

Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников

24

Назначение и выплата компенсации части платы, взимаемой с родителей за содержание детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

25

Назначение и выплата ежемесячного пособия многодетным семьям, воспитывающим трех и более детей

26

Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов

27

Выдача и переоформление разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси

28

Назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка

Единые требования к порядку работы сотрудников органов

и организаций с информационными системами, с использованием

которых происходит обработка заявлений на получение услуг

в электронной форме

Уполномоченным на предоставление государственных и муниципальных услуг федеральным органам исполнительной власти, органам государственных внебюджетных фондов, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям (далее — уполномоченные органы) рекомендуется утвердить порядок работы сотрудников органов и организаций с информационными системами, с использованием которых происходит обработка запросов на получение государственных и муниципальных услуг, который должен соответствовать следующим требованиям:

1. Сотрудники при предоставлении государственных или муниципальных услуг (далее — услуги) должны использовать программно-технические средства, обеспечивающие автоматизацию выполнения ими необходимых действий при предоставлении услуг (далее — ведомственная информационная система).

2. Каждой услуге должен соответствовать свой технологический процесс ее предоставления в ведомственной информационной системе, состоящий из этапов, соответствующих процедурам при предоставлении услуги (далее — технологический процесс предоставления услуги).

3. Технологический процесс предоставления услуги основывается на разрабатываемых технологических картах предоставления услуг с использованием ведомственных информационных систем и должен отражать все процедуры предоставления услуги.

4. В отношении каждой процедуры предоставления услуги определяются ответственные сотрудники органа или организации, обеспечивающие реализацию процедур и несущие ответственность за актуальность и достоверность сведений, внесенных ими в ведомственную информационную систему, в том числе за соответствие сведений, внесенных в информационную систему, сведениям, полученным в результате направления межведомственных и внутриведомственных запросов.

5. В ведомственной информационной системе должны фиксироваться все совершенные в отношении принятого заявления действия и все принятые при предоставлении услуги решения, а также храниться соответствующие сведения и документы (электронные копии документов), кроме случаев, когда такое хранение запрещено законодательством Российской Федерации.

6. Срок хранения в ведомственной информационной системе всех сведений (документов) о предоставлении услуги должен составлять не менее 10 лет, если иной срок не установлен нормативными правовыми актами, при этом указанный срок не должен быть менее срока действия результата услуги. При нарушении сроков процедур предоставления или сроков ответа на запросы ответственные сотрудники органа или организации должны обеспечить информирование руководителя соответствующего подразделения с использованием функционала ведомственных информационных систем.

7. Внесение сведений в ведомственную информационную систему ответственным сотрудником должно осуществляться незамедлительно по завершении соответствующей процедуры, а при невозможности незамедлительного внесения сведений — не позднее одного рабочего дня после завершения соответствующей процедуры, если иные сроки не установлены нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления услуги.

8. Действия сотрудников органа или организации, не соответствующие технологическому процессу предоставления услуги, либо действия без внесения соответствующих процедуре сведений в ведомственную информационную систему не считаются действиями сотрудников по предоставлению услуги.

9. В случае, если сведения внесены в ведомственную информационную систему в связи с получением запроса в электронной форме о предоставлении услуги, запрещается повторно запрашивать у заявителя предоставление таких сведений на бумажном носителе, в том числе повторное заполнение запроса о предоставлении услуги.

10. Для каждого этапа предоставления услуги устанавливаются соответствующие сроки, мониторинг исполнения которых должен быть предусмотрен в ведомственной информационной системе, а обязанность по контролю сроков должна быть возложена на руководителей соответствующих подразделений органа или организации.

11. Для каждого технологического процесса предоставления услуги должен быть установлен перечень межведомственных и внутриведомственных запросов в электронной форме, при этом в ведомственной информационной системе должны быть предусмотрены средства мониторинга сроков ответа на запрос.

rulaws.ru

Перечень востребованных социально значимых региональных и муниципальных услуг, порядок оказания кажд (приложение N 14 к протоколу заседания подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 20.12.2017 N 593пр)

Приложение N 14

к протоколу заседания подкомиссии

по использованию информационных

технологий при предоставлении

государственных и муниципальных услуг

Правительственной комиссии

по использованию информационных

технологий для улучшения качества

жизни и условий ведения

предпринимательской деятельности

от 20 декабря 2017 г. N 593пр

Одобрено

подкомиссией по использованию

информационных технологий

при предоставлении государственных

и муниципальных услуг

Правительственной комиссии

по использованию информационных

технологий для улучшения качества

жизни и условий ведения

предпринимательской деятельности

(протокол от 20 декабря 2017 г. N 593пр)

ПЕРЕЧЕНЬ

ВОСТРЕБОВАННЫХ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ, ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ КАЖДОЙ ИЗ КОТОРЫХ

ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРИВЕДЕН К ЕДИНОМУ ОБЩЕРОССИЙСКОМУ СТАНДАРТУ

С ПОМОЩЬЮ УСТАНОВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ФОРМЫ НА ЕДИНОМ ПОРТАЛЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ (ФУНКЦИЙ)

ИСКЛЮЧЕНИЯ ДУБЛИРОВАНИЯ ТАКОЙ ФОРМЫ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ

ПОРТАЛАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

И ИНЫХ САЙТАХ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

Перечень востребованных социально значимых региональных и муниципальных услуг, порядок оказания каждой из которых должен быть приведен к единому общероссийскому стандарту с помощью установления единой формы на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и исключения дублирования такой формы на региональных порталах государственных и муниципальных услуг и иных сайтах в сети «Интернет» (далее — Перечень), предназначен для принятия решения о разработке и размещении на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) единых интерактивных форм государственных и муниципальных услуг.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, предоставляющие указанные в Перечне услуги, вправе при размещении на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) соответствующих единых интерактивных форм, осуществить интеграцию своих информационных систем с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (функций).

N N п/п

Наименование государственной и муниципальной услуги

1

Подготовка и выдача разрешений на строительство

2

Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию

3

Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение

4

Прием заявлений и выдача документов о согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

5

Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

6

Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

7

Назначение и выплата пособия на оплату проезда на общественном транспорте

8

Выдача охотничьих билетов единого федерального образца

9

Предоставление социальных пособий малоимущим гражданам

10

Назначение и выплата пособий гражданам, имеющим детей, в случаях, когда выплата таких пособий отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации или к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

11

Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций

12

Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)

13

Прием заявок (запись) на прием к врачу

14

Предоставление информации о результатах государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования

15

Прием и выдача документов о государственной регистрации заключения брака

16

Прием и выдача документов о государственной регистрации расторжения брака

17

Прием и выдача документов о государственной регистрации рождения

18

Прием и выдача документов о государственной регистрации усыновления (удочерения)

19

Прием и выдача документов о государственной регистрации смерти

20

Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости

21

Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников

22

Назначение и выплата компенсации части платы, взимаемой с родителей за содержание детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

23

Назначение и выплата ежемесячного пособия многодетным семьям, воспитывающим трех и более одновременно родившихся детей

24

Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов

25

Выдача и переоформление разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси

Единые требования к порядку работы сотрудников органов и организаций с информационными системами, с использованием которых происходит обработка заявлений на получение услуг в электронной форме

Уполномоченным на предоставление государственных и муниципальных услуг федеральным органам исполнительной власти, органам государственных внебюджетных фондов, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям (далее — уполномоченные органы) рекомендуется утвердить порядок работы сотрудников органов и организаций с информационными системами, с использованием которых происходит обработка запросов на получение государственных и муниципальных услуг, который должен соответствовать следующим требованиям:

1. Сотрудники при предоставлении государственных или муниципальных услуг (далее — услуги) должны использовать программно-технические средства, обеспечивающие автоматизацию выполнения ими необходимых действий при предоставлении услуг (далее — ведомственная информационная система).

2. Каждой услуге должен соответствовать свой технологический процесс ее предоставления в ведомственной информационной системе, состоящий из этапов, соответствующих процедурам при предоставлении услуги (далее — технологический процесс предоставления услуги).

3. Технологический процесс предоставления услуги основывается на разрабатываемых технологических картах предоставления услуг с использованием ведомственных информационных систем и должен отражать все процедуры предоставления услуги.

4. В отношении каждой процедуры предоставления услуги определяются ответственные сотрудники органа или организации, обеспечивающие реализацию процедур и несущие ответственность за актуальность и достоверность сведений, внесенных ими в ведомственную информационную систему, в том числе за соответствие сведений, внесенных в информационную систему, сведениям, полученным в результате направления межведомственных и внутриведомственных запросов.

5. В ведомственной информационной системе должны фиксироваться все совершенные в отношении принятого заявления действия и все принятые при предоставлении услуги решения, а также храниться соответствующие сведения и документы (электронные копии документов), кроме случаев, когда такое хранение запрещено законодательством Российской Федерации.

6. Срок хранения в ведомственной информационной системе всех сведений (документов) о предоставлении услуги должен составлять не менее 10 лет, при этом указанный срок не должен быть менее срока действия результата услуги. При нарушении сроков процедур предоставления или сроков ответа на запросы ответственные сотрудники органа или организации должны обеспечить информирование руководителя соответствующего подразделения с использованием функционала ведомственных информационных систем.

7. Внесение сведений в ведомственную информационную систему ответственным сотрудником должно осуществляться незамедлительно по завершении соответствующей процедуры, а при невозможности незамедлительного внесения сведений — не позднее одного рабочего дня после завершения соответствующей процедуры, если иные сроки не установлены нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления услуги.

8. Действия сотрудников органа или организации, не соответствующие технологическому процессу предоставления услуги, либо действия без внесения соответствующих процедуре сведений в ведомственную информационную систему не считаются действиями сотрудников по предоставлению услуги.

9. В случае, если сведения внесены в ведомственную информационную систему в связи с получением запроса в электронной форме о предоставлении услуги, запрещается повторно запрашивать у заявителя предоставление таких сведений на бумажном носителе, в том числе повторное заполнение запроса о предоставлении услуги.

10. Для каждого этапа предоставления услуги устанавливаются соответствующие сроки, мониторинг исполнения которых должен быть предусмотрен в ведомственной информационной системе, а обязанность по контролю сроков должна быть возложена на руководителей соответствующих подразделений органа или организации.

11. Для каждого технологического процесса предоставления услуги должен быть установлен перечень межведомственных и внутриведомственных запросов в электронной форме, при этом в ведомственной информационной системе должны быть предусмотрены средства мониторинга сроков ответа на запрос.

rulaws.ru

15.08.2014), Постановление Правительства Мурманской области от 12 мая 2010 года №212-ПП

О ПЕРЕЧНЯХ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ И ПРИОРИТЕТНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (с изменениями на: 15.08.2014)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2016 года на основании постановления Правительства Мурманской области от 16.11.2015 N 521-ПП.
____________________________________________________________________

(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 15.08.2014 N 427-ПП/11)

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Мурманской области от 27.05.2008 N 977-01-ЗМО «О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области», в целях предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства государственной имущественной поддержки Правительство Мурманской области

постановляет:

(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 15.08.2014 N 427-ПП/11)

1. Утвердить прилагаемые:

— Перечень социально значимых видов деятельности и услуг населению для предоставления государственной имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

— Перечень приоритетных видов деятельности для предоставления государственной имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

(п. 1 в ред. постановления Правительства Мурманской области от 15.08.2014 N 427-ПП/11)

2. Признать утратившими силу:

— постановление Правительства Мурманской области от 19.02.2009 N 76-ПП/3 «О перечнях приоритетных видов деятельности и социально значимых услуг, осуществляемых субъектами малого и среднего предпринимательства»;

— пункт 2 постановления Правительства Мурманской области от 07.08.2009 N 366-ПП «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Мурманской области».

Губернатор
Мурманской области
Д.В.ДМИТРИЕНКО

ПЕРЕЧЕНЬ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


Утвержден
постановлением
Правительства Мурманской области
от 12 мая 2010 года N 212-ПП

(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 15.08.2014 N 427-ПП/11)

Код

Наименование видов деятельности <*>/услуг населению <**>

01.1 <*>

Растениеводство (за исключением: 01.11.4 Выращивание табака и махорки)

01.2 <*>

Животноводство

15 <*>

Производство пищевых продуктов, включая напитки (за исключением:
15.91 Производство дистиллированных алкогольных напитков.
15.92 Производство этилового спирта из сброженных материалов.
15.93 Производство виноградного вина.
15.94 Производство сидра и прочих плодовых вин.
15.95 Производство прочих недистиллированных напитков из сброженных материалов.
15.96 Производство пива)

18 <*>

Производство одежды; выделка и крашение меха

19 <*>

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

20 <*>

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели

24.42.2 <*>

Производство прочих фармацевтических продуктов и изделий медицинского назначения

25 <*>

Производство резиновых и пластмассовых изделий

28.75 <*>

Производство прочих готовых металлических изделий

33 <*>

Производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов

36.63.8 <*>

Производство изделий народных художественных промыслов

37 <*>

Обработка вторичного сырья

52.31 <*>

Розничная торговля фармацевтическими товарами (эта группа также включает изготовление аптеками лекарственных средств)

72 <*>

Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий

73 <*>

Научные исследования и разработки

80.10.1 <*>

Дошкольное образование детей (предшествующее начальному общему образованию)

80.10.3 <*>

Дополнительное образование детей

85.1 <*>

Деятельность в области здравоохранения

85.31 <*>

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

85.32 <*>

Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания

90 <*>

Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность

92 <*>

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта, за исключением:
92.71 Деятельность по организации азартных игр

012000 <**>

Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий

013000 <**>

Ремонт и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий

130000 <**>

Социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания

131400 <**>

Организация получения образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей

132300 <**>

Содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями

135300 <**>

Содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями: создание условий для дошкольного воспитания детей и получения образования по специальным программам

053100 <**>

Услуги музыкальных, художественных и хореографических школ

011100 <**>

Ремонт обуви

015000 <**>

Химическая чистка и крашение, услуги прачечных

018100 <**>

Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий

052104 <**>

Выставки произведений и изделий самодеятельных художников:

052105 <**>

мастеров декоративно-прикладного искусства

052106 <**>

членов любительских клубов и студий

052107 <**>

Организация ярмарок народного творчества

061100 <**>

Услуги туроператора по организации внутреннего туризма

061300 <**>

Услуги туроператора по организации въездного туризма

070000 <**>

Услуги физической культуры и спорта

122100 <**>

Услуги питания
(за исключением: 122101 Услуги питания ресторана; 122105 Услуги питания бара)

019738<**>

Услуги по присмотру за детьми и больными

019739<**>

Услуги «Службы семьи» (по системам)

________________

<*> Код и наименование видов деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов деятельности «ОК 029-2001», принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

<**> Код и наименование услуг населению указаны в соответствии с общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИОРИТЕТНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(введен постановлением Правительства Мурманской области от 15.08.2014 N 427-ПП/11)

Код

Наименование видов деятельности <*>

52 <*>

Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования (за исключением:
52.25 Розничная торговля алкогольными и другими напитками 52.25.1 Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво
52.25.11 Розничная торговля алкогольными напитками, кроме пива
52.25.12 Розничная торговля пивом)

________________

<*> Код и наименование видов деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов деятельности «ОК 029-2001», принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

docs.cntd.ru

Понятие социальных услуг

Новые рефераты:

  • Повышение пенсионного возраста.
  • Безработица и её социально-экономические последствия.
  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.

    Главная » Право социального обеспечения учебник. Часть 2 » 16. Понятие социальных услуг



    16. Понятие социальных услуг

    В теории, законодательстве и правоприменительной практике в настоящее время отсутствует общепринятое и обобщенное понятие для характеристики довольно разнообразных мер социальной помощи и поддержки, мероприятий, осуществляемых профессиональными социальными работниками по социальному обслуживанию на дому и в стационарных учреждениях, а также общественными объединениями и добровольцами, участвующими в социальной работе не только с детьми, инвалидами, лицами пожилого возраста, но и лицами, к примеру, с криминальным настоящим или прошлым. Вместе с тем не только в теории, но и в законодательстве большое распространение получило понятие социальных услуг. Как правило, такие услуги в социологической литературе определяют как услуги, соответствующие социальным потребностям населения и потребностям в обслуживании и уходе.
    В актах международного права употребляется понятие «гуманитарные услуги», которые включают услуги в таких социальных сферах, как образование, здравоохранение, психотерапия, благотворительность, профессиональная реабилитация и др. Услуги, предназначенные для защиты или восстановления благополучия граждан, обычно дополняют помощь семье и рыночные механизмы их получения. Как универсальные услуги, так и услуги для отдельных групп с различными потребностями определяются как гуманитарные. Обычно понятия «гуманитарные услуги», «социальные услуги» и «гуманитарные ресурсы» используются как однородные. Профессионалы, занятые в любой из этих сфер, именуются работниками в сфере гуманитарных услуг.
    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об основах социального обслуживания 2013 г.) под социальной услугой понимает действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. С использованием конкретного перечня и определения их содержания дается определение социальной услуги в государственных стандартах предоставления таких услуг различным категориям лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также в определенных сферах социальной деятельности, в частности социальном обслуживании населения.
    Понятие услуг, в том числе и социальных, используется в гражданском законодательстве для обозначения объекта гражданских прав наряду с вещью (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права), работой, результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации (интеллектуальной собственностью), нематериальными благами. Оказание услуг широко регулируется гражданско-правовыми договорами.
    Понятие социальных услуг как государственных и муниципальных вошло в законодательство, регулирующее управленческую деятельность. Такое законодательство включает прежде всего законы, регулирующие организацию государственной и муниципальной службы (федеральные законы от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»), организацию деятельности органов государственной и муниципальной власти (в частности, федеральные законы от 6 октября 1999г№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), а также организацию предоставления государственных и муниципальных услуг. В последнем случае это Федеральный закон от27 июля 2010 г. №210-ФЗ (вред, от 21 июля 2014г.) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в котором определяется:
    • государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Федерации, представляющая собой деятельность по реализации функций соответствующего органа публичной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных законодательством полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;
    • муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, есть деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
     Таким образом, социальные услуги — это содержательная часть деятельности, направленной на социальную помощь и поддержку, социальное обслуживание, социальную защиту и социальное обеспечение лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации и нуждаются в них.
    Система социальных услуг, определяя содержание социальной работы, включает предоставление услуг, связанных в первую очередь с социальным обслуживанием. В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» перечень таких услуг представлен социальными услугами и включенными в их состав срочными услугами:
    1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
    2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
    3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
    4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
    5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
    6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
    7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, втом числе детей-инвалидов;
    8) срочные социальные услуги, которые включают в себя:
    • обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
    • обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
    • содействие в получении временного жилого помещения;
    • содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
    • содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей, а также иные социальные услуги.
    Более подробно социальные услуги конкретизируются другими федеральными законами и законами субъектов Федерации, регулирующими порядок социальной защиты, помощи и поддержки, социального обеспечения.
    Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) «О государственной социальной помощи» устанавливает право на получение государственной социальной помощи в виде набора следующих социальных услуг:
    • обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
    • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
    • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица. Правительство РФ утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов. Длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортной организации составляет 18 дней, для детей-инвалидов — 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга — от 24 до 42 дней.
    Понятие социальной помощи и поддержки дополняется и конкретизируется законодательством субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с Уставом города Севастополя от 14 апреля 2014 г. № 1-ЗС Правительство города федерального значения разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития города, в том числе участвует в проведении единой государственной политики в области социального обеспечения. Для выявления основных категорий населения, находящихся втрудной жизненной ситуации, был разработан и принят Закон города Севастополя от 11 июня 2014 г. № 26-ЗС «О прожиточном минимуме в городе Севастополе».
    Социальный кодекс Санкт-Петербурга от 9 ноября 2011 г. № 728-132 (вред, от 29 октября 2014 г.) дает определение таким понятиям, как:
    • социальная поддержка, понимая под ней систему мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, за исключением пенсионного обеспечения, и предоставляемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в виде денежных выплат или натуральной помощи, а также финансирования расходов, связанных с предоставлением услуг, товаров с целью повышения качества жизни отдельных категорий граждан;
    • социальная помощь как помощь, предоставляемая исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга гражданам в виде денежных выплат или натуральной помощи.
     

    Понятие кризисной жизненной ситуации


    Для конкретизации социальных услуг определенным категориям лиц социальный кодекс вводит также понятие кризисной жизненной ситуации, возникшей в результате происшествий и обстоятельств, угрожающих жизни или здоровью жителей Санкт-Петербурга и требующих немедленного оказания помощи, не связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера или террористическим актом (в результате потери кормильца; необходимости использования дорогостоящих видов медицинских услуг по жизненным показаниям; необходимости применения дорогостоящих лекарственных препаратов; утраты всего или значительной части имущества в результате возникновения пожара; утраты всего или части имущества в результате аварий тепло-, газо-, водо-, электроснабжения). В этой ситуации предоставляется экстренная социальная помощь гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге и не способным преодолеть самостоятельно такую ситуацию. Она включает социальное пособие и (или) денежную компенсацию.
    При рассмотрении социальных услуг могут использоваться и иные подходы, например с учетом конечной цели социальной работы, направленной на преодоление социальной эксклюзии, состояния исключенности человека из социальной жизнедеятельности (или представления о такой исключенности). В частности, в современных условиях возрастает значение социальных услуг, направленных на социальную адаптацию. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) «О государственной социальной помощи» (далее — Федеральный закон о государственной социальной помощи 1999 г.) под такой программой понимает разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
     

    Формы социальных услуг


    Социальные услуги могут предоставляться в различных формах, основными из которых являются:
    • на дому;
    • полустационарное социальное обслуживание;
    • стационарное социальное обслуживание;
    • предоставление социальных услуг в иных формах (в образовательных и медицинских, пенитенциарных и других учреждениях, детских лагерях для детей из групп риска, временных лагерях для беженцев).
    Принимая но внимание многообразие социальных услуг, а также то, что они предоставляются разными органами, социальными службами и другими организациями, различным категориям лиц, важное значение приобретает их стандартизация. Под стандартом социальной услуги, в частности. Федеральный закон об основах социального обслуживания 2013 г. понимает основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг. Такая работа предусматривает разработку общих требований к деятельности государственных, муниципальных, частных и иных учреждений, предоставляющих различные виды социальных услуг, на основе государственных стандартов социального обслуживания и системы оценки качества выполнения социальных программ; использование наряду с государственным финансированием частных благотворительных средств; развитие самоокупаемости социальных услуг в сферах, где для этого существуют необходимые предпосылки. Стандарт социальной услуги включает в себя:
    • описание социальной услуги, в том числе ее объем;
    • сроки предоставления социальной услуги;
    • подушевой норматив финансирования социальной услуги;
    • показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги;
    • условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также иные необходимые для предоставления социальной услуги положения.
     

    Стандарты в сфере социального обслуживания населения


    Разработаны и действуют следующие стандарты в сфере социального обслуживания населения: ГОСТ Р 53058-2013 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста»; ГОСТ Р 52888-2013 «Социальные услуги детям»; ГОСТ Р 52885-2013 «Социальные услуги семье»; ГОСТ Р 53059-2014 «Социальные услуги инвалидам» и др. Например, ГОСТ Р 53058-2013 распространяется на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста государственными или иных форм собственности учреждениями социального обслуживания населения, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица. Это услуги:
    • социально-бытовые, направленные на поддержание или обеспечение привычной социальной среды;
    • социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение состояния здоровья инвалидов, не предполагающие медицинского вмешательства и имеющие самостоятельное законченное решение;
    • социально-психологические, предусматривающие улучшение состояния психического здоровья граждан для их адаптации в обществе;
    • социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений и аномалий в поведении граждан, формирование у них позитивных интересов, решение других социально-педагогических проблем;
    • социально-правовые, направленные на защиту законных прав и интересов граждан, содействие в решении других социально-правовых проблем.
    Особое внимание в данном стандарте уделено социальным услугам, направленным на обеспечение экономической устойчивости и социальной безопасности граждан, заключающейся в осуществлении необходимых превентивных мер по их защите от нежелательных жизненных факторов, определяемых как трудная жизненная ситуация и характеризуемых возможной бедностью, болезнью, бездомностью, одиночеством, опасностью криминального характера и другими негативными факторами.
     
    Лекция, реферат. 16. Понятие социальных услуг — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть


     

    Похожие работы:

    Выявление основных закономерностей конструирования социальной проблемы наркомании СМИ

    12.08.2015/дипломная работа

    ВВЕДЕНИЕ

    ГЛАВА 1. КОНСТРУКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.

    §1. Понятие социальной проблемы с точки зрения конструкционистского подхода

    §2. Конструкционистский подход к изучению социальной проблемы наркомании

    ГЛАВА 2. СМИ КАК АГЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.

    §1. Факторы и эффекты представления социальных проблем средствами массовой информации

    §2. Представление ситуации с наркоманией средствами массовой информации в российском обществе: обзор результатов социологических исследований

    ГЛАВА 3. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ.

    §1. Программа исследования «Конструирование проблемы наркомании в прессе Республики Карелия»

    §2. Анализ результатов эмпирического исследования

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1: таблица информативных для контент-анализа номеров прессы. 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2: классификатор контент-анализа прессы.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3: диаграммы распределения категорий и единиц контент-анализа.

    Понятие и виды социальных пенсий

    26.02.2018/курсовая работа

    Содержание

    Введение

    Глава 1. Понятие социальных пенсий и круг лиц их получающих

    1.1 Понятие социальных пенсий

    1.2 Круг лиц, имеющих право на получение социальной пенсии

    Глава 2. Характеристика основных видов социальных пенсий

    2.1 Классификация социальных пенсий

    2.2 Особенности различных видов социальных пенсий

    Заключение

    Список литературы

    Понятие и виды социальных пенсий

    26.03.2018/курсовая работа

    Содержание

    Введение

    Глава 1. Понятие социальных пенсий и круг лиц их получающих

    1.1 Понятие социальных пенсий

    1.2 Круг лиц, имеющих право на получение социальной пенсии

    Глава 2. Характеристика основных видов социальных пенсий

    2.1 Классификация социальных пенсий

    2.2 Особенности различных видов социальных пенсий

    Заключение

    Список литературы


     

referatwork.ru

Социально-значимые товары и услуги

26.10.2018

Постановление № 227 от 26.10.2018 «О внесении изменений в постановление РСТ Ивановской области от 02.06.2010 № 278»

06.10.2017
Постановление от 06.10.2017 № 158

Об установлении повышающего коэффициента к отпускным ценам прейскуранта на услуги по технической инвентаризации жилищного фонда на территории Ивановской области.

Прикрепленные файлы:


03.02.2017
Постановление от 03.02.2017 № 132-с

О признании утратившим силу постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 23.01.2015 № 1-с/2.

Прикрепленные файлы:


02.03.2016
Постановление от 26.02.2016 № 71

О внесении изменений в постановление РСТ Ивановской области от 02.06.2010 № 278

Прикрепленные файлы:

25.09.2015
Постановление от 18.09.2015 №42

Об установлении повышающего коэффициента к отпускным ценам Прейскуранта на услуги по технической инвентаризации жилищного фонда на территории Ивановской области

Прикрепленные файлы:


24.04.2015
Постановление от 17.04.2015 № 15

Об утверждении прейскуранта на оказание услуг по подготовке и выдачи выписки из технического паспорта многоквартирного дома о составе его общего имущества

Прикрепленные файлы:


09.04.2015
Постановление от 20.03.2015 № 8

О внесении изменений в постановление РСТ Ивановской области от 25.07.2013 № 552

Прикрепленные файлы:

09.04.2015
Постановление от 23.01.2015 № 1-с/2

Об установлении предельных торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), реализуемые на территории Ивановской области

Прикрепленные файлы:


09.04.2015
Постановление от 23.01.2015 № 1-с/1

Об установлении предельной наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях

Прикрепленные файлы:


det.ivanovoobl.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ БЫТОВЫХ УСЛУГ — Периодика — Статьи — Статьи

К вопросу государственного регулирования рынка социально значимых бытовых услуг.

 

В течение последних нескольких лет в обществе ведется бурная дискуссия о социальной ответственности бизнеса, которая, так или иначе затронула коммерческие интересы членов нашей Региональной Ассоциации МультиСервиса. Безусловно, члены Ассоциации не только осознают свою персональную ответственность, но в меру своих сил самостоятельно организуют и активно участвуют в социально ориентированных проектах и акциях. Однако, позиция Ассоциации по данному вопросу заключается в том, чтобы обратить общественное внимание на формирование целостной системы государственных гарантий, в рамках которой бизнес сферы бытового обслуживания мог обеспечить минимальную доступность бытовых услуг, прежде всего, в интересах незащищенных категорий граждан. Разовые акции или проекты, безусловно, нужны и играют важную роль, но они, как правило, слишком завязаны на отдельные личности и скорее носят эпизодическую направленность. В качестве дополнения к государственной системе они, несомненно, позволяют решить проблемы отдельного человека или небольшой группы лиц, но создать базис, на котором будет основываться система, направленная на удовлетворение различных запросов всех незащищенных категорий граждан, они не могут. Обеспокоенность предпринимательского сообщества вызывает то, что на сегодняшний момент до конца так и не решен вопрос государственного регулирования рынка социально значимых бытовых услуг. Судя по прогнозам экспертов, в России продолжается сокращение экономически активного населения. К середине столетия в нашей стране будет проживать более 40 млн. пенсионеров и государству будет всё сложнее выполнять взятые на себя социальные обязательства. При этом, никто не ставит под сомнение, что люди пожилого возраста заслуживают уважения и поддержки, как со стороны государства, так и общества. Реально оценивая складывающуюся ситуацию, тем не менее, решение социальных вопросов в интересах пожилых людей органами исполнительной власти решается слишком прямолинейно и упрощенно. Вместо адресной поддержки тех, кто действительно нуждается в помощи, средства распределяются на всех, в том числе и тем, кто вполне может обойтись без такой помощи. «Размазывая масло по хлебу» мы создаем видимость решения проблемы, а она, вместе с тем, лишь усугубляется, что влечет обострение социальной напряженности. Хорошим индикатором этой напряженности является пассивность электората на прошедших выборах, как в Государственную Думу, так и на уровне регионов или муниципалитетов. Не для кого не секрет, что большую часть активных избирателей составляют именно люди пожилого возраста и другие льготные категории граждан. «Латание Тришкиного кафтана» вместо формирования на уровне региона прозрачной и всеми принятой системы поддержки нуждающихся категорий граждан чревато крайне резким проявлением недовольства, что повлечет за собой нестабильность . Современный рынок социально значимых бытовых услуг развивается дискретно, порою – просто хаотично. Бытовое обслуживание традиционно относится к социально ориентированным секторам экономики и имеет огромный потенциал не только в оказании различных видов услуг, но и в рамках продвижения самозанятости людей пожилого возраста, что, отчасти, в будущем, позволит смягчить негативные последствия демографического кризиса. Уже сейчас во многих регионах успешно продвигаются такие проекты, как «Народный Университет третьего возраста», программа «Пятьдесят +», и др. Однако, крайне мало проектов, в рамках которых пенсионеры могли бы оказывать реальные повседневные услуги таким же пенсионерам. Именно в этом, как мне кажется, должна заключается цель такого рода проектов. Сейчас же большинство программа нацелено лишь на оказание образовательных услуг, что без последующего трудоустройства является бессмысленной тратой бюджетных средств. Отдельные попытки, предпринимаемые в рамках некоторых из программ, разрешить вопрос трудоустройства пенсионеров так же вызывает недоумение, поскольку на сегодняшний день никто не препятствует руководителям предприятий принимать на работу пенсионеров. А создавая для них особые условия, тем самым мы противопоставляем их молодежи, что в корне неверно. Выход видится в следующем: используя жизненный опыт пенсионеров и их профессиональные навыки необходимо создавать специализированные центры, в которых они могли бы не только общаться со своими ровесниками, но в тоже время, привлекать к такому общению молодежь, делиться с ними жизненной мудростью, опытом семейной жизни. Сейчас беспокойство общества вызывает всё нарастающая волна разводов. Большое число детей воспитывается одним из родителей. Неужели опыт семейных пар, отметивших серебряную или золотую свадьбы не интересен и не заслуживает к себе внимания? В рамках такого центра нужно организовать службу по оказанию поддержки нуждающимся, в том числе, путем предоставления бытовых услуг. Разве пенсионер-парикмахер утратил свою квалификацию? Или швея-пенсионерка забыла как надо подшить брючину, поставить латку? Предложенная идея, несомненно, интересна и не требует значительных ресурсов для реализации. Но она лишь отчасти позволяет решить проблему социальной адаптации людей пожилого возраста в современном мире и продлить их жизненную и профессиональную активность в рамках самозанятости. Решить проблему в целом, от Владивостока до Калининграда, вне зависимости от территории проживания возможно только при содействии государства, в рамках государственной политики социальной направленности. На сегодняшний день назрела необходимость в новом взгляде, как на саму процедуру предоставления социально значимых услуг, так и на хозяйствующие субъекты, которые оказывают такого рода услуги. Обсуждение проблемных вопросов связанных с предоставлением социально значимых услуг состоялось 14 сентября в рамках заседания Подкомитета по развитию бытового обслуживания Торгово-промышленной палаты России, а затем было продолжено 25 октября в формате «круглого стола» в Общественной палате Российской Федерации. При этом инициатором мероприятий явилась наша Ассоциация. Отчасти, в рамках обсуждений удалось выявить и обобщить наиболее острые вопросы, тревожащие предпринимательское сообщество, а также выработать единство взглядов на подходы, направленные на их решение. Анализ открытых источников, связанных с вопросами оказания социально значимых услуг позволил выявить интересную закономерность. Например, в период начала и середины 2000-х годов в большинстве субъектов Федерации, а также на уровне отдельных муниципалитетов были разработаны и утверждены нормативно – правовые акты, направленные на обеспечение льготных категорий населения доступными социально значимыми услугами. В качестве примера, представляет интерес ознакомиться с Постановлением от 3 ноября 2009 г. № 430 Администрации города Красноярска «Об аккредитации социально ориентированных предприятий розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания города Красноярска»; муниципальным правовым актом Думы Арсеньевского городского округа от 05.05.2008 года № 103- МПА «Положение об аккредитации социально ориентированных предприятий бытового обслуживания населения на территории Арсеньевского городского округа»; Постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2005 года № 200-ПП, которым было утверждено «Положение о проведении аккредитации социальных предприятий бытового обслуживания населения города Москвы» и др. Более того, в этот же период по данной тематике было подготовлено несколько научных работ и даже диссертаций, что подтверждает интерес и значимость этой проблемы в обществе. На сегодня, к сожалению, большинство документов утратили свою актуальность и настоятельно требуют кардинального пересмотра. В результате сравнительного анализа документов было установлено, что практически все они носили декларативный характер, где одному из основных вопросов — механизму государственного регулирования рынка социально бытовых услуг должного внимания уделено не было. Мотивация предпринимательского сообщества носила формальный характер и не представляла реального интереса, что, собственно говоря, впоследствии отразилось самым негативным образом. Даже принятие в 2006 году национального стандарта – ГОСТ Р 52492-2005 «Услуги бытовые. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И НОРМАТИВЫ К УСЛУГАМ» не оказало существенного влияния на эти процессы. Документы, направленные на решение вопросов обеспечения социально значимыми услугами незащищенных категорий граждан, удовлетворение их повседневных бытовых запросов, давно требуют кардинальных процедурных изменений и дополнений в рамках государственного регулирования. В качестве одного из регуляторов может стать государственный муниципальный социальный заказ. Рассмотрим этот вопрос более подробно. Чтобы создать прозрачную и всеми принимаемую систему, необходимо определиться с целями, ради которых такая система создается и индикаторными точками, позволяющими оценить эффективность и результативность функционирования системы. Прежде всего, надо оценить количественные показатели в отношении льготных категорий граждан, а затем возможности предпринимательского сообщества, готового предоставлять услуги такого рода потребителям. Третьим индикатором являются затраты со стороны муниципалитетов, направленные на обеспечение этого процесса и экономическая отдача от него. Незащищенные категории граждан, в интересах которых предоставляются социально значимые услуги, состоят на учете в органах социальной защиты населения. Таким образом, проблем с получением количественных показателей нуждающихся граждан нет. Не составляет проблемы и учет потенциальных исполнителей услуг. Основываясь на минимальных нормах потребления утвержденных ГОСТом или иными локальными нормативно-правовыми актами можно спрогнозировать размеры бюджетных ассигнований необходимых для компенсации затрат понесенных предпринимателями. Таким образом, в рамках муниципального социального заказа решается вопрос гарантированной минимальной обеспеченности и доступности социально значимых бытовых услуг в интересах льготных категорий граждан, а также вопрос мотивации предпринимателей, намеревающихся оказывать такие услуги. При этом, муниципалитеты решают не только вопрос обеспечения населения бытовыми услугами, но также получают действенные рычаги, позволяющие регулировать рынок бытовых услуг, поддерживая его на таком уровне, который позволяет минимизировать возможные негативные последствия вследствие изменения внешней конъюнктуры или наступления неблагоприятных внешних факторов. Остальные предприятия сферы бытового обслуживания, не пожелавшие оказывать услуги в рамках социального заказа, будут функционировать в рамках открытого рынка и цивилизованной конкуренции. Конечно, журнальный формат не позволяет изложить в полном объеме весь механизм регулирования рынком, но получить общее представление и при необходимость приспособить предложенные идеи у себя на месте, вполне можно. Региональная ассоциация МультиСервиса всегда готова к плодотворному сотрудничеству. Исполнительный директор Региональной Ассоциации МультиСервиса Михаил Сергеевич Переславцев. [email protected] 8 (906) 716 56 28

tpprf-byt.ucoz.ru

Экономическое обеспечение системы предоставления социально значимых услуг потребителям

На правах рукописи

Ченцова Наталья Михайловна
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ УСЛУГ

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.05 – Экономика и управление

народным хозяйством: экономика, организация и управление

предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Тольятти 2009

Работа выполнена на кафедре «Экономика и управление» Поволжского государственного университета сервиса.

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Ерохина Лидия Ивановна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Гагаринская Галина Павловна
кандидат экономических наук, доцент

Калышенко Валентина Николаевна

Ведущая организация: Институт экономики и социальных

отношений, г. Москва

Защита состоится 2 июля 2009 г. в 14.30 на заседании диссертационного совета Д 212.331.01 при Поволжском государственном университете сервиса по адресу: 445677, Самарская обл., г. о. Тольятти, ул. Гагарина, 4, ауд. Г-302.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поволжского государственного университета сервиса.

Автореферат разослан 1 июня 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат экономических наук,

доцент


Ю. Р. Шнякина

Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Одной из глобальных тенденций в современной экономике является активный рост предоставляемых услуг. Сфера услуг является составной частью народнохозяйственного комплекса, она участвует в общей системе экономических отношений и подчиняется общим экономическим законам, действующим в данном обществе. Превращение сферы услуг в ведущий сектор общественного хозяйства определяет степень развития и конкурентоспособности национальной экономики. Сфера услуг занимает около 65% в создании ВВП, обеспечивает около 70% занятости населения. Услуги чрезвычайно многолики, неразрывно связаны с производством и движением физических товаров, они пронизывают все сферы социально-хозяйственной деятельности, что обусловливает их активное и динамичное развитие и ведущую роль в хозяйстве и социально-экономической жизни.

Все большее значение в развитии общественного производства приобретают отрасли социальной сферы. Социально-экономическая политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической и политической ситуацией.

В условиях расширения и совершенствования рыночных отношений экономические проблемы предоставления социально значимых услуг приобретают все большее теоретическое и практическое значение как в России, так и за рубежом. Производство социально значимых услуг является одним из решающих факторов роста производительности труда в материальном производстве. Сегодня очевидно, что не только социально-экономические условия влияют на социально значимые услуги, но и потребности населения в социально значимых услугах оказывают влияние на экономику общества. Ежегодный средний прирост потребления социально значимых услуг составляет от 2 до 8%. Однако в силу специфичности данного вида услуг в отдельных случаях не удовлетворяется и половина потребностей в них. В то же время социально значимые услуги занимают невысокую долю в создании ВВП: услуги здравоохранения – около 4,24%, образования – около 4,39%, услуги социальной поддержки населения – около 4,38%, жилищно-коммунальные услуги – 4,53%, культуры – в пределах 1,08%.

Большую актуальность приобретают задачи продвижения некоммерческих услуг, ориентации на социально значимые потребности общества, диверсификации деятельности, привлечение дополнительных источников экономического обеспечения. Развитие социально значимых услуг позволяет создавать фундамент для поддержания социально-экономических прав и гарантий населения в благополучном государстве. Важнейшей задачей в сфере предоставления социально значимых услуг является изучение потребностей населения, выявление экономического потенциала по их удовлетворению в соответствии с обоснованными нормами и экономическими возможностями общества. Поэтому усиливается необходимость совершенствования системы предоставления социально значимых услуг населению, повышения ее экономического обеспечения и эффективности.

Развитие теоретических и прикладных аспектов исследуемой темы позволит углубить анализ условий экономического развития в целом, расширить представления о роли социально значимых услуг в общественном производстве, а также оценить их значение в повышении народного благосостояния и участие в других воспроизводственных процессах.

Степень научной разработанности проблемы. Изучением проблемы обоснования экономического обеспечения системы предоставления социально значимых услуг занимались отечественные и зарубежные ученые.

Важное значение для диссертационной работы представляют научные труды, посвященные изучению вопросов развития сферы услуг таких зарубежных ученых, как Ф. Котлер, К. Лавлок, К. Гренроос, К. Хаксевер, а также отечественных ученых: Т. Н. Третьяковой, В. В. Пациорковского, Т. И. Зворыкиной, Н. А. Платоновой, Н. А. Восколович, Л. И. Ерохиной, Е. В. Башмачниковой, О. И. Васильчук, О. М. Горелик, А. П. Гориной, Ш. З. Валиева, В. К. Романович, Г. П. Гагаринской, В. Н. Калышенко.

Изучению проблем оценки влияния социально значимых услуг на общество посвящены работы зарубежных авторов: Л. Ч. Шульца, К. Г. Абрахама, Дж. Хаусмана и отечественных авторов: Л. П. Владимировой, Е. А. Черныша, И. И. Елисеевой, И. Б. Даниловой и др.

В настоящее время вопросами изучения особенностей предоставления социально значимых услуг населению занимаются такие ученые, как Д. В. Валовой, Н. А. Волгин, О. В. Ромашов, В. Н. Ковалев, Е. К. Комаров, Е. И. Холостова, Г. В. Сулейманова, Л. Г. Судас, В. Н. Иванов, Е. Е. Мачульская, А. Н. Савинов, Т. Ф. Зарембо, Г. И. Романов, К. Н. Гусов, Т. С. Зубкова.

Проблемы экономического обеспечения и его совершенствования затрагивают П. Д. Павленок, Л. С. Алексеева, П. В. Бобкова, М. О. Буянова, Т. С. Пантелеева, Г. Э. Слезингер, С. В. Шишкин, С. А. Ананенко и др.

Детальное изучение научных работ указанных авторов позволило сделать вывод о том, что многообразие подходов к рассмотрению проблемы обоснования экономического обеспечения системы предоставления социально значимых услуг не затрагивает аспекты социально-экономической эффективности. Кроме того, наиболее сложными по-прежнему остаются вопросы поиска решений экономических и организационных проблем оказания социально значимых услуг населению. В силу данных аспектов возникает необходимость разработки новых подходов к совершенствованию системы предоставления социально значимых услуг потребителям. Представленные в работе положения направлены на решение проблем экономического обеспечения системы предоставления социально значимых услуг потребителям и восполнение существующих пробелов в теоретико-методической и практической базе исследования сферы услуг.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических рекомендаций по совершенствованию экономического обеспечения системы предоставления социально значимых услуг потребителям.

Постановка цели предопределяет необходимость решения следующих задач:

1. Определение сущности и специфики социально значимых услуг, а также систематизация признаков классификации.

2. Изучение содержания системы предоставления социально значимых услуг потребителям.

3. Выявление особенностей экономического обеспечения системы предоставления социально значимых услуг потребителям.

4. Экономическая диагностика состояния и проблем обеспечения системы предоставления социально значимых услуг потребителям.

5. Разработка методики оценки комплексности экономического обеспечения системы предоставления социально значимых услуг потребителям.

6. Построение модели вариативного прогнозирования экономического обеспечения системы предоставления социально значимых услуг.

7. Апробация научно-методических рекомендаций по совершенствованию экономического обеспечения системы предоставления социально значимых услуг потребителям.

Объектом диссертационного исследования выступают социально значимые услуги, оказываемые предприятиями и учреждениями различных организационно-правовых форм собственности.

Предметом диссертационного исследования является совокупность социально-эко-номических отношений, объективно складывающихся в процессе оказания социально значимых услуг потребителям.

Теоретической и методологической основой исследования поставленных проблем явились фундаментальные и прикладные научные труды российских и зарубежных специалистов в области организации деятельности социально-экономических систем, в том числе системы предоставления социально значимых услуг, изучения процессов обслуживания населения, а также математического моделирования социально-экономических процессов. Для проведения настоящего диссертационного исследования были использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, методы аналитического и прогностического моделирования, системный и программно-целевой подходы, методы сравнительного статистического и экономического анализа.

Информационную основу диссертационной работы составили законодательные акты Российской Федерации, нормативные и распорядительные документы правительства Самарской области, данные всероссийской и областной статистики, публикации по данной теме в отечественной и зарубежной печати, материалы конференций, форумов и совещаний, статистические данные хозяйствующих субъектов.

Проведенное исследование, выводы и предложения диссертации соответствуют следующему пункту специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» в области «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг» Паспорта специальности ВАК «Экономические науки»: 15.108. Социально-экономическая эффективность и качество обслуживания населения в отраслях сферы услуг.

Научная новизна диссертационной работы состоит в комплексном исследовании процесса предоставления социально значимых услуг для социально-экономического развития региона.

Научная новизна подтверждается следующими наиболее существенными научными результатами, выносимыми на защиту:

– введено в научный оборот понятие «социально значимые услуги», позволяющее упорядочить и идентифицировать их классификацию, необходимую для изучения степени участия социально значимых услуг в экономическом развитии; представлена специфика и особенности социально значимых услуг;

– аргументирована целесообразность построения системы предоставления социально значимых услуг потребителям, которая позволяет рассматривать социально значимые услуги как целостную, сложную совокупность взаимосвязанных элементов в целях развития теоретических представлений об экономическом обеспечении социально значимых услуг;

– предложено определение «экономического обеспечения системы предоставления социально значимых услуг потребителям», основанное на поддержании реальных возможностей потребления населения, а также разработан комплекс показателей, позволяющий оценить степень полноты предоставления социально значимых услуг;

– разработана методика оценки комплексности экономического обеспечения социально значимых услуг, которая является основой для расчета показателей социально-эконо-мической эффективности обеспечения социально значимых услуг;

– построена модель вариативного прогнозирования экономического обеспечения системы предоставления социально значимых услуг, позволяющая рассмотреть различные варианты экономического обеспечения социально значимых услуг и обосновать выбор наиболее оптимального из них, способствующего повышению уровня реальных возможностей потребления общества и его социально-экономическому развитию.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности применения его выводов и обобщений при решении проблемы экономического обеспечения системы предоставления социально значимых услуг потребителям.

Научную ценность имеет обобщение и систематизация различных точек зрения на исследуемую проблему, которые могут быть использованы в преподавании дисциплин экономического цикла. Научно-теоретической и методологической ценностью обладает методика оценки комплексности экономического обеспечения системы предоставления социально значимых услуг.

Полученные в ходе исследования выводы и обобщения могут служить исходным материалом для дальнейших научных изысканий по проблеме экономического обеспечения системы предоставления социально значимых услуг потребителям г. о. Тольятти и Самарской области.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования результатов проведенного исследования в работе предприятий и учреждений, оказывающих социально значимых услуги потребителям, при оценке социально-экономической эффективности их предоставления, при подготовке комплексных программ социально-экономического развития г. о. Тольятти и Самарской области.

Отдельные положения работы могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов «Экономика сферы обслуживания», «Муниципальное планирование», «Экономическая оценка инвестиций», «Бюджетная система РФ», «Государственное и муниципальное управление».

Апробация и реализация результатов работы. Сформулированные в диссертации научно-теоретические и методические разработки, выводы и предложения апробированы, что подтверждается справками о внедрении. Основные теоретические и практические положения диссертационного исследования опубликованы в печати в виде статей, обсуждались на международных и всероссийских научно-практических конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в области сервиса» (г. о. Тольятти, 2006 г.), Международная научно-техническая конференция «Синергетика природных, технических и социально-экономических систем» (г. о. Тольятти, 2007 г.), Вторая международная научно-практическая конференция «Наука – промышленности и сервису» (г. о. Тольятти, 2007 г.). Получено 1 свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ Social Support+ № 2009610910.

Публикации. За время выполнения диссертационного исследования было опубликовано 16 научных работ объемом 8,02 п. л., из них лично авторских 7,22 п. л. (в том числе 4 работы опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК).

Структура и содержание работы. Диссертационная работа изложена на 155 страницах машинописного текста, включает 42 рисунка, 18 таблиц, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 142 наименования, и 21 приложение.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы его цели и задачи, определена научная и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретические аспекты экономического обеспечения системы предоставления социально значимых услуг потребителям» выявлены сущность и особенности социально значимых услуг, предоставляемых потребителям; раскрыто содержание системы предоставления социально значимых услуг; определены основные элементы экономического обеспечения системы предоставления социально значимых услуг потребителям.

Во второй главе «Состояние и экономическая диагностика обеспечения системы предоставления социально значимых услуг потребителям» приведена характеристика основных проблем экономического обеспечения и оценки эффективности системы предоставления социально значимых услуг потребителям, выявлены основные тенденции экономического обеспечения данного вида услуг в г. о. Тольятти; проведен анализ полноты и целенаправленности экономического обеспечения системы предоставления социально значимых услуг потребителям г. о. Тольятти; разработана методика оценки комплексности экономического обеспечения системы предоставления социально значимых услуг потребителям.

В третьей главе «Формирование методических рекомендаций и методического инструментария в целях совершенствования экономического обеспечения системы предоставления социально значимых услуг потребителям» апробирована методика оценки комплексности экономического обеспечения системы предоставления социально значимых услуг потребителям; разработана и апробирована модель вариативного прогнозирования экономического обеспечения системы предоставления социально значимых услуг; представлен прогноз оценки социально-экономической эффективности системы предоставления социально значимых услуг потребителям.

В заключении изложены наиболее важные результаты проведенного исследования, содержатся соответствующие выводы и рекомендации.

topreferat.znate.ru