Правовой статус пфр – 1.1 Характеристика, цель и задачи Пенсионного Фонда. Правовой статус Пенсионного Фонда Российской Федерации

Содержание

1.4. Правовой статус Пенсионного фонда рф, его задачи и функции в пенсионной системе рф

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде России, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. от 5 августа 2000 г.).8

Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению пенсий. Такие полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.9

В основные задачи ПФ входят:

  1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном порядке;

  2. финансирование выплаты пенсии, а также других расходов в соответствии с назначением ПФ;

  3. контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

  4. капитализация средств ПФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц.10

Функции Пенсионного фонда РФ:

  1. фискальная – аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения;

  2. перераспределительная – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением;

  3. контрольная – отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.

Также можно выделить ряд социально значимых функций, выполняемых Пенсионным фондом, в т.ч.:

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

  • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.;

  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

  • взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

  • реализация Программы государственного софинансирования пенсии.11

Таким образом, Российская пенсионная система в настоящее время носит смешанный (распределительно-накопительной) характер по источникам финансирования. Распределительная составляющая основывается на системе условно-накопительных счетов, а накопительная — за счет накопительных взносов, уплачиваемых работодателем (и работниками) в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пенсионный фонд РФ является неотъемлемой частью пенсионной системы России. Он был создан для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Сущность Пенсионного фонда проявляется через его функции:

  1. фискальная – аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения;

  2. перераспределительная – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением;

  3. контрольная – отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.

Особое значение имеет законодательное обеспечение пенсионной системы. Должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров.

studfiles.net

2.2. Правовой статус Пенсионного фонда рф

Пенсионный фонд России был создан 27 декабря 1991г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Его основными функциями в тот период являлись целевой сбор и аккумуляция пенсионных взносов и финансирование трудовых, социальных и некоторых других видов пенсий и пособий.

Для их осуществления он получил организационно-правовой статус самостоятельного финансово-кредитного учреждения и полномочия налоговых органов при сборе пенсионных взносов.

Первоначально ПФР являлся субъектом финансовой деятельности и финансовых правоотношений. Кроме того, в связи с необходимостью капитализации временно свободных средств он производил инвестиции и предоставлял кредиты, т.е. участвовал в гражданско-правовых отношениях.

Во исполнение Федерального Закона РФ от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» на Пенсионный фонд России были возложены функции организации и ведения учета сведений о каждом застрахованном лице в системе государственного пенсионного страхования (персонифицированного учета).

С сентября 2000г. за Пенсионным фондом и его территориальными органами были закреплены полномочия по предоставлению различных видов пенсий. Это означает, что фонд фактически переданы государственные функции по назначению и выплате трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также социальных пенсий, и он является участником соответствующих правоотношений.

При осуществлении своей деятельности Пенсионный фонд России становится участником различных комплексов правоотношений, возникающих в рамках государственной пенсионной системы. Эти правоотношения значительно отличаются друг от друга. Для получения достоверных результатов исследования необходимо их четкое разграничение.

Пенсионный фонд Российской Федерации является субъектом различных групп правоотношений, возникающих в рамках государственной системы. Так, правоотношения по созданию финансовой базы пенсионного обеспечения отличаются от отношений по распределению собранных средств по содержанию, субъектам и ряду других существенных признаков.

Правоотношения по сбору средств на пенсионное обеспечение регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами о налогах и сборах. По своей экономико-правовой природе указанные правоотношения являются налоговыми.

Возмездные начала современной пенсионной системы заключаются в том, что занятые лица (наемные работники, индивидуальные предприниматели и др.) принимают непосредственное участие в создании финансовой базы пенсионного обеспечения. В связи с введением с 01.01.2002г. накопительных элементов в обязательное пенсионное страхование возмездная составляющая приобретает ярко выраженный характер.

В отличие от трудовых пенсий, все виды социальных пенсий предоставляются нетрудоспособным лицам за счет средств федерального бюджета. Это означает, что право на них не зависит от участия человека в прошлом в какой-либо профессиональной деятельности и от уплаты единого социального налога и обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд России. Следовательно, правоотношения по их предоставлению для получателей являются алиментарными.

Самостоятельную группу материальных правоотношений образуют правоотношения по предоставлению особым субъектам пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца с учетом специфического характера их деятельности.

К таким субъектам относятся федеральные государственные служащие военнослужащие, служащие органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и члены их семей, участники Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, а также прокуроры и некоторые другие категории занятых лиц. Финансирование указанных пенсий осуществляется за счет прямых ассигнований из федерального бюджета.

С юридической точки зрения все виды материальных правоотношений являются публично-правовыми обязательствами. При соблюдении установленных законом условий физическое лицо (или семья) приобретает право на получение трудовой или социальной пенсии, а уполномоченный государством орган (или учреждение) обязан ее предоставить. С 01.01.2002г. обязанность по выплате и доставке трудовых и социальных пенсий возложена на Пенсионный фонд, получивший статус государственного учреждения.

В одностороннем порядке или по соглашению сторон содержание пенсионных прав и обязанностей изменить невозможно. Поэтому в рамках государственной системы большинство правоотношений имеют недоговорный характер. Исключение будут составлять лишь правоотношения по обязательному профессиональному пенсионному страхованию. Они будут возникать в результате заключения договора между Пенсионным фондом и страхователем (работодателем), а в индивидуальных трудовых договорах на него будет даваться ссылка1.

Процедурные правоотношения могут не только предшествовать, но и сопутствовать, а также следовать за материальными правоотношениями по предоставлению различных видов государственных пенсий. С их помощью осуществляется регулятивная функция права.

Процедурные правоотношения по установлению пенсий — это публично-правовые обязательства, в которых реализуются права и обязанности Пенсионного фонда России и других органов (или учреждений) по проверке юридических фактов, определяющих право на различные виды пенсий, а также по исчислению (перерасчету) их размеров и принятию решений об их назначении.

Объектами материальных правоотношений являются различные виды пенсий, а объектами процедурных правоотношений — акты уполномоченных органов (или учреждений), без которых невозможна реализация права на пенсию.

Отличительные особенности пенсий достаточно подробно исследованы отечественными учеными. Причем каждый из них предлагал собственную формулировку данного понятия.

Однако, по мнению автора, излишняя множественность определений такого базового понятия как пенсия значительно затрудняет законотворческую деятельность.

Особое внимание уделено проекту перевода льготных пенсий в связи с особыми условиями труда или природно-климатическими зонами в профессиональные пенсионные системы. Автор полагает, что в интересах лиц, занимающихся особыми видами профессиональной деятельности, работающих в особых условиях труда и природно-климатических зонах, Пенсионный фонд должен принимать самое активное участие в профессиональном пенсионном страховании. Это целесообразно со всех точек зрения.

Во-первых, территориальная структура фонда уже создана и успешно функционирует во всех субъектах РФ. А среди отраслевых негосударственных пенсионных фондов нет таких, которые имели бы филиалы или отделения во всех субъектах РФ.

Во-вторых, Пенсионный фонд России имеет универсальные программы для ведения необходимых учетных операций.

Объективно оценивая ситуацию, можно уверенно утверждать, что фонд станет самым крупным страховщиком в системе профессионального пенсионного страхования. А это означает, что возникнет новая группа материальных правоотношений по выплате профессиональных пенсий, субъектом которых будет Пенсионный фонд России.

Поскольку источником финансирования профессиональных пенсий будут дополнительные пенсионные взносы работодателей, а ее размер будет прямо зависеть от величины накоплений и ожидаемого периода выплаты, то, с экономической точки зрения, это будут возмездно-эквивалентные правоотношения по пенсионному обеспечению.

С юридической точки зрения их можно рассматривать как договорные обязательства, поскольку они будут возникать на основании договоров между страхователями (работодателями, индивидуальными предпринимателями) и ПФР о финансировании профессиональных пенсий.

Что касается правоотношений по выплате дополнительных (корпоративных) пенсий из негосударственных пенсионных фондов (НПФ), то, по мнению автора, их не следует включать в государственную систему. Этот вывод прямо следует из содержания ст.2 Федерального Закона от 07.05.1998г. «О негосударственных пенсионных фондах».

Фонды производят выплаты негосударственных пенсий участникам независимо от государственного пенсионного обеспечения населения. НПФ служат целям повышения уровня жизни нетрудоспособного населения в дополнение к государственному обеспечению.

Дополнительные (корпоративные) пенсии назначаются в соответствии с пенсионными схемами, создаваемыми на основании коллективных договоров, правил добровольного пенсионного страхования и других локальных нормативных актов, а также трудовых договоров.

Государство не отвечает по обязательствам фондов перед участниками дополнительного (корпоративного) пенсионного страхования. По своей юридической природе пенсионные правоотношения, возникающие в связи с назначением и выплатой пенсий за счет средств НПФ, представляют собой частно-правовые обязательства, попадающие в сферу гражданского права.

По Закону РФ от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсионное обеспечение осуществлялось органами социальной защиты населения (ст. 117). Однако Закон не разграничивал полномочия между различными уровнями органов социальной защиты населения.

После введения в действие Федерального Закона от 28.08.1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» встал вопрос о разделении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в области пенсионного обеспечения1.

Острота проблемы определялась в первую очередь необходимостью распределения финансовых ресурсов. Как известно, финансовые средства, направляемые на выплату пенсий, являлись федеральной собственностью, а решения по поводу их использования в некоторых субъектах РФ принимались органами местного самоуправления. Естественно, что такая система управления не могла быть эффективной.

Фактически в субъектах РФ применялось три варианта организации системы управления пенсионным обеспечением населения. При первом варианте в соответствии с п.4 ст.6 Федерального Закона от 28.08.1995г. органы местного самоуправления наделялись государственными полномочиями по назначению и выплате пенсий. Такое решение влекло за собой передачу им необходимой материальной и финансовой базы. Но при этом возникала проблема собственности передаваемых средств.

Указом Президента РФ от 29.05.1993г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации» было признано целесообразным создание в системе органов исполнительной власти Федеральной пенсионной службы России, но лишь после внесения соответствующих изменений в законодательство. На данную службу предлагалось возложить не только функции назначения, выплаты и доставки пенсий, но и сбора и аккумуляции целевых финансовых средств.

Согласно Указу Президента РФ от 27.09.2000г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» Указ Президента РФ от 29.05.1993. № 787 утратил силу, а государственная система пенсионного обеспечения была кардинальным образом реорганизована. Полномочия по выплате трудовых пенсий были закреплены за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами.

Таким образом, Пенсионный фонд России законодательно получил статус государственного учреждения, осуществляющего назначение и выплату трудовых пенсий. Автор полагает, что государство может поручать выполнение данной функции не только государственным учреждениям, но и негосударственным структурам при жестком контроле за правильным назначением пенсий и своевременной их выплатой. Такая практика не противоречит ни зарубежному, ни отечественному опыту.

В частности, управление государственными (обязательными) пенсионными системами носит общественный характер в Германии, Канаде и большинстве стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). А в Австралии, Голландии, Швейцарии, Швеции, Японии, Чили и многих латиноамериканских странах оно является частным1.

Права Пенсионного фонда состоят в возможности требовать от работодателей, застрахованных лиц и пенсионеров своевременного представления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих возникновение права на пенсию, изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты (в частности, о достижении пенсионного возраста, изменении группы (степени) инвалидности, количества иждивенцев, увеличении трудового (страхового) стажа и др.).

Территориальный орган Пенсионного фонда России (региональное отделение) вправе принять решение о приостановлении выплаты пенсии (или ее части): при неполучении ее пенсионером в течение шести месяцев подряд; при неявке инвалида на переосвидетельствование в орган Государственной службы медико-социальной экспертизы в установленный срок.

Обязанности ПФР в материальных правоотношениях заключаются в выплате пенсий своевременно и в полном размере.

В соответствии с законодательством территориальные органы фонда (региональные отделения) назначают и выплачивают пенсии по старости (или ее части) — бессрочно, пенсии по инвалидности (или их части) — в течение периода инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца — в течение периода нетрудоспособности иждивенцев.

Назначенные пенсии подлежат выплате в установленном размере без каких-либо ограничений всем категориям пенсионеров, в том числе работающим. Территориальный орган Пенсионного фонда России (региональное отделение) производит удержания из трудовой пенсии только в установленных законом случаях на основании: исполнительных документов; своих решений о взыскании сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с несвоевременным извещением о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.

Если удержание осуществляется по решению регионального отделения ПФР, то его размер не может превышать 20% пенсии. В остальных случаях не может быть удержано более 50%. Однако законодательство РФ предусматривает ряд исключений, позволяющих увеличивать размер удержания до 70% пенсии1.

Территориальный орган фонда (региональное отделение) обязан назначить пенсию (или ее часть) со дня обращения застрахованного лица, но не ранее дня возникновения права на пенсию. Следовательно, и выплата пенсии должна производиться со дня обращения. Это означает, что материальные правоотношения по пенсионному обеспечению возникают со дня обращения.

По общему правилу пенсии выплачиваются за текущий месяц по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата трудовой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации.

Специальный порядок выплаты трудовых пенсий применяется в случаях выезда пенсионера на постоянное место жительство за пределы территории РФ, а также при помещении пенсионера в государственное или муниципальное стационарное учреждение социального обслуживания.

Что касается обязанности Пенсионного фонда России выплачивать назначенную пенсию своевременно, то данное предписание закона в средине 90-х годов нарушалось во многих субъектах РФ. Главные причины этого — задержки в уплате пенсионных взносов со стороны работодателей и несвоевременное перечисление средств на выплату пенсий из федерального бюджета (например, пенсий военнослужащим по призыву и их семьям, социальных пенсий, социальных пособий на погребение, пожизненного ежемесячного материального обеспечения Героям СССР, Героям РФ и полным кавалерам ордена Славы — участникам Великой Отечественной войны и др.).

Доставка пенсии по месту жительства или месту пребывания пенсионера осуществляется территориальным отделением ПФР или организацией федеральной почтовой связи, кредитной или иной организацией, с которыми ПФР заключает договор по заявлению пенсионера.

Территориальные органы фонда (региональные отделения) обязаны прекратить выплату трудовой пенсии (или ее части): в случае смерти пенсионера, а также в случае признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим; по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты трудовой пенсии; в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, и др.).

При устранении указанных обстоятельств Пенсионный фонд обязан возобновить выплату трудовой пенсии (или ее части). При восстановлении выплаты трудовой пенсии (или ее части) вопрос о праве на пенсию не рассматривается, но заново определяется ее размер с учетом права заявителя на перерасчет, индексацию или корректировку пенсии.

При рассмотрении документов территориальный орган Пенсионного фонда обязан проверить соответствие представленной информации данным индивидуального (персонифированного) учета. При обнаружении документов, содержащих недостоверные сведения, принимаются необходимые меры по уточнению сведений и привлечению к ответственности виновных лиц.

В связи с ведением индивидуального (персонифицированного) учета могут также возникать процедурные правоотношения между территориальными органами Пенсионного фонда России и самими застрахованными лицами.

Отказ территориального органа Пенсионного фонда России в указанных случаях можно обжаловать в суд.

Пенсионный фонд России может вступать в процедурные правоотношения по проверке юридических фактов, определяющих право на пенсию, с различными органами и учреждениями (в частности, со службой медико-социальной экспертизы, военкоматами, архивными учреждениями, жилищно-эксплуатационными учреждениями и другими).

Так, обоснованность документов, подтверждающих занятость на работах, дающих право на пенсию на льготных основаниях, проверяется в необходимых случаях непосредственно на предприятиях и в организациях с участием территориальных органов государственной экспертизы условий труда.

В установленных нормативными актами случаях государственные органы и учреждения обязаны информировать органы пенсионного обеспечения (с 2001г. территориальные органы Пенсионного фонда России) о принятых решениях, имеющих значение для определения права на пенсию или ее размера.

Процедурные правоотношения между территориальными органами Пенсионного фонда и бюро медико-социальной экспертизы возникают по поводу своевременного представления выписок из актов освидетельствования лиц, признанных инвалидами.

После установления и проверки правообразующих юридических фактов возникают процедурные правоотношения по исчислению размера пенсии.

В соответствии с п.7 ст. 18 Федерального Закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» решения о назначении трудовой пенсии или об отказе в этом, об удержаниях или о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган и (или) в суд. При разрешении споров вышестоящим пенсионным органом будут возникать процессуальные правоотношения.

Таким образом, Пенсионный фонд рассматривается как необходимый обязательный элемент, без которого процесс социального обеспечения граждан страны существенно был бы затруднен. Это легко проследить, так как за своё десятилетнее развитие он превратился из небольшого фонда при государственном бюджете в самостоятельный независимый внебюджетный фонд, по размерам вполне сравнимый с государственным бюджетом, а кое в чем его и превосходящий.

studfiles.net

«Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации»

102

Дипломная работа

Научный руководитель:

Рецензент:

БЕЛГОРОД 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Становление и задачи деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации……………………………………………..…………….10

1.1. История возникновения и развития пенсионного страхования в России……………………………………………………………………………….10

1.2. Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации………………………17

Глава 2. Состояние и пути реформирования Пенсионной системы Российской Федерации…………………………………………………………..23

2.1. Причины и обоснование необходимости реформирования государственной пенсионной системы…….………………………………………………………….23

2.2. Программа пенсионной реформы………………………………………………36

2.3. Современное состояние системы пенсионного страхования……………….43

Глава 3. Анализ состояния пенсионного обеспечения деятельности ПФР

(на примере Государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда по Белгородской области)………………………………………………..48

3.1. Формирование единой Пенсионной службы в Белгородской области, его структура, задачи……………………………………………………………………48

3.2. Анализ деятельности юридического отдела ГУ-ОПФР по Белгородской области……………………….………………………………………………………62

Глава 4. Реформирование Пенсионной службы……………………………….72

4.1. Эффективность деятельности единой Пенсионной службы и положительные аспекты пенсионной реформы………………………………….72

4.2 Проблемы реформирования и предложения по усовершенствованию системы пенсионного страхования………………………………………………..82

Заключение………………………………………………………………………….94Список использованных источников.………………………………………..…98

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломного исследования. Пенсионное обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения нашей страны. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.

Наиболее важным для членов общества направлением преобразований в социальной политике государства является реформирование пенсионной системы, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени. Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы более чем 38,5 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца1.

Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста обеспечена Конституцией Российской Федерации, которой определено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Кроме того, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Ранее действующая пенсионная система, основанная на принципе солидарности поколений, даже частично модернизированная не могла обеспечить достойный уровень жизни нынешним и тем более будущим пенсионерам. В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также ее сложности из-за особенностей, накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его экономической сфере, оказывая значительное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства.

За годы перехода к рыночным отношениям в России существенно поменялась структура доходов населения. Определилась стойкая тенденция к уменьшению удельного веса оплаты труда в общих денежных доходах.

Несмотря на то, что государством предпринимаются попытки повысить, покупательную способность пенсионных выплат падение реальной денежной стоимости получаемых пенсий не может быть легко компенсировано. Значительное повышение пенсий приведет к осязаемому увеличению расходов, которое тяжким бременем ляжет на трудящихся и работодателей из-за отвлечения из их доходов средств, в социальную сферу, что автоматически приведет к снижению уровня жизни работающего населения, подъему стоимости затрат на производство и таким образом увеличению цен.

Учитывая это, основной целью реформы пенсионной системы является реструктурирование, позволяющее установить разумное соотношение между доходами, от активной трудовой деятельности и доходами в пожилом возрасте.

В процессе реформирования пенсионной системы любого государства, как развитого, так и развивающегося, главный вопрос заключается в выборе пути для достижения поставленной цели.

Согласно модели пенсионной реформы утвержденной Правительством, предотвратить углубление кризиса пенсионной системы можно только через постепенный переход к накопительной системе. В связи с этим в 2001-2002г.г. принят ряд Федеральных законов, которые составили нормативно-правовую основу пенсионной реформы. Это 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». В данных законодательных актах подробно изложены пути реформирования системы пенсионного страхования.

Однако необходимо отметить, что исполнительные решения юридических вопросов не всегда находятся в юридической плоскости, иногда подобные вопросы имеют экономические или технические решения. Так, например законодатель четко устанавливает срок информирования застрахованных лиц о состоянии их лицевого счета, но сегодня, когда данное мероприятие зависит от скоординированной работы нескольких служб, остаться во временных рамках можно либо увеличивая численность сотрудников, либо разрабатывая новые технологии.

В то же время нельзя не учитывать, что степень изученности экономических аспектов функционирования пенсионной системы России отстает от потребностей современной отечественной практики. Это не позволяет давать оперативные ответы на запросы практики и принимать конструктивные решения по многочисленным актуальным проблемам развития пенсионной системы.

Исходя из вышесказанного, данная работа посвящена одной из самых актуальных проблем современного общества — реформированию существующей пенсионной системы, ее трансформация в многоукладную пенсионную систему, с целью обеспечения достойной старости нынешнему и будущим поколениям пенсионеров.

Основной целью дипломного исследования является изучение современного состояния российской пенсионной системы на примере деятельности Государственного учреждения — Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области, находящегося в стадии реформы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи дипломного исследования:

  • оценить значение персонифицированного учета в новой системе пенсионного страхования граждан;

  • разработать рекомендации для дальнейшего развития пенсионного страхования.

Объектом исследования являются правоотношения в сфере пенсионного и социального обеспечения, связанные с деятельностью Пенсионного фонда РФ, реформированием пенсионной системы в целом, учетом трудового и страхового стажа, их исчислением, доказыванием и применением.

Предмет дипломного исследования составляют положения российского законодательства, регламентирующие систему обязательного пенсионного страхования, а также положения российской цивилистической доктрины, посвященные проблематике данных институтов.

Большой сложностью для работы в данном направлении является поиск и работа со специальной литературой связанной с вопросами реформирования пенсионной системы, становления накопительной части пенсионного страхования, обобщенного опыта регионов. Реформа только набирает силу и пока, к сожалению, очень мало написано книг по данному вопросу.

Теоретической информационной базой исследования явились следующие источники. Монография доктора экономических наук, профессора кафедры социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Соловьева А.К. «Финансовая система государственного пенсионного страхования в России», в которой изложены организационные и административные механизмы функционирования государственной пенсионной системы1.

В книге Гейнца И.В. «Обязательное социальное страхование. Единый социальный налог» рассматриваются практические вопросы обязательного социального страхования, организации учетно-налогового процесса на предприятиях, в учреждениях, организациях по уплате следующих видов обязательных платежей: единого социального налога; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Сборник докладов под редакцией Баскакова В.Н., А.С. Орлова «Пенсионная реформа в России: оценка специалистов» проводит анализ современного состояния пенсионной реформы и излагает перспективы развития пенсионного страхования в Российской Федерации2.

Научные труды под редакцией Римашевской Н.М. «Гендерные аспекты социальной трансформации в России», «Человек и реформы: Секреты выживания», в которых изложены демографические проблемы3.

Малое количество научной литературы по данному вопросу, частично возмещается обилием журнальных и газетных статей о ходе проведения реформы. Проблема реформирования пенсионной системы в настоящее время является самой дискуссионной. В Российской Федерации издаются такие аналитические журналы, как «Пенсия», и «Пенсионные Деньги». Изучение статей данных периодических изданий способствовало анализу изучаемой проблемы.

Эмпирической базой для написания данной работы использовались материалы ГУ — Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области.

Степень разработанности проблемы дипломного исследования. Исследованию вопросов правомочий субъектов обязательного пенсионного обеспечения посвящены работы таких авторов как: Аммосов А.Е., Баскакова В.Н., Батаев В.С., Батанов Г.Н., Виноградова А.В., Воронин Ю.В., Витрук Н.В., Гейнц И.В., Грабовский И.А., Забелин Л.В., Зайкин А.Ю., Захаров М.Л., Зурабов М.Ю., Соловьев А.К., Тучкова Э.Г., Чеботарева Н.А., Черешева Е.А.

Методологической основой дипломной работы являются логико-юридический, сравнительно-правовой, исторический методы.

При выполнении работы использовались как общенаучные методы познания (анализ и синтез, абстрагирование, дедукция и индукция), так и специальные частно-научные методы (историко-правовой, формально-юридический, метод сравнительного правоведения и системного анализа юридических явлений, метод правового моделирования и др.)

Нормативная основа дипломного исследования. Выводы и предложения, содержащиеся в дипломной работе подготовлены на основе анализа Конституции РФ, законодательства о налогах и сборах, Трудового кодекса РФ с изменениями и дополнениями на 1 апреля 2007 года, Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Структура дипломной работы. Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Введение включает актуальность темы, определение цели, задач и объекта исследования.

В Главе 1 «Становление и задачи деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации» раскрывается история возникновения и развития Пенсионного фонда.

В Главе 2 «Состояние и пути реформирование пенсионной системы России» рассматриваются причины и обоснование необходимости реформирования пенсионной системы, цели и задачи пенсионной реформы, а также программа пенсионной реформы.

В Главе 3 «Анализ состояния пенсионного обеспечения ГУ — Отделения Пенсионного фонда по Белгородской области» раскрыта организационная характеристика анализируемого предприятия, представлен анализ деятельности юридического отдела на примере Белгородской области.

В Главе 4 «Реформирование Пенсионной службы» рассматриваются противоречия пенсионной реформы, а также представлены некоторые рекомендации по усовершенствованию системы пенсионного страхования.

В «Заключении» формируются выводы данной дипломной работы.

studfiles.net

1.1 Характеристика, цель и задачи Пенсионного Фонда. Правовой статус Пенсионного Фонда Российской Федерации

Похожие главы из других работ:

Анализ теоретического аспекта системы обязательного пенсионного страхования России

2.1 Структура Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации — крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ…

Государственные и негосударственные пенсионные фонды и основные направления их деятельности

1.1 Правовое положение, задачи и функции Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд РФ (далее сокращенно — ПФР) был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в связи с принятием Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» [2]…

Государственные и негосударственные пенсионные фонды и основные направления их деятельности

1.3 Структура государственного Пенсионного фонда и его подразделений

Руководство ПФР осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией. В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель…

Деятельность Управления Пенсионного Фонда

1. Общая характеристика Управления Пенсионного Фонда по Первореченскому району г.Владивостока

Деятельность Управления Пенсионного Фонда

1.1 Задачи, функции и организационная структура Управления Пенсионного Фонда

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования в Российской Федерации…

Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: общая характеристика источников и методы формирования

1.1 Сущность, структура и функции Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, Пенсионный фонд РФ, ПФР) — крупнейшая система оказания социально значимых государственных услуг гражданам Российской Федерации…

Организация пенсионного обслуживания в Пензенской области

2.3 Контрольные функции отделения Пенсионного фонда РФ

Отделением ПФР постоянно ведется работа по контролю за деятельностью районных управлений ПФР. В отделении создана комиссия по рассмотрению результатов ревизий финансово-хозяйственной деятельности управлений…

Пенсионное обеспечение нетрудоспособных граждан

5. Анализ деятельности Пенсионного фонда в сфере Пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан за 2012-2014 года в г. Тверь.

Правовое обеспечение трудовых пенсий в Российской Федерации

1.1 Правовая характеристика пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный Фонд Российской Федерации (ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года № 442-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации…

Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации

Глава 1. Становление и задачи деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации

Правовой статус Пенсионного Фонда РФ

1.1 Создание и становление Пенсионного Фонда РФ

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России…

Характеристика деятельности Восточно-Казахстанского благотворительного фонда «Парыз»

1.1 Цель и виды деятельности фонда

Целью создания фонда является оказание социальной, благотворительной помощи нуждающимся и малообеспеченным гражданам и иной общественно-полезной деятельности…

Экономический анализ российских реформ на примере пенсионной реформы

2.1 Финансовое положение Пенсионного фонда РФ в 2002-2005 гг.

В 2000-2001 гг., с началом экономического роста в российской экономике финансовое положение ПФ было относительно благополучным. Удалось преодолеть дефицит и погасить задолженность по выплате пенсий…

Юридические факты назначения пенсии, перевода с одного на другой вид пенсии, сроки индексаций

Глава 1. История Пенсионного фонда, структура, задачи, функции

Создание Пенсионного фонда Российской Федерации произошло в декабре 1990 года на основании постановления Верховного Совета, с целью управления материальными средствами пенсионного обеспечения России…

Юридические факты назначения пенсии, перевода с одного на другой вид пенсии, сроки индексаций

2.1 Основные отделы Пенсионного фонда, их назначение

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением Пенсионного фонда РФ и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией. В состав правления Пенсионного фонда РФ входят по должности председатель…

pravo.bobrodobro.ru

Правовой статус пенсионного фондароссийской федерации

 

Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации регулируется Положением о нем, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 с учетом изменений, внесенных федеральными законами от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ, от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ, от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ) установлены виды трудовых пенсий, их структура, порядок финансирования, условия назначения.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из трех частей — базовой, страховой и накопительной, а трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей — базовой и страховой.

Порядок финансирования частей трудовых пенсий и порядок учета средств на индивидуальном лицевом счете определяются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных федеральными законами от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ, 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ, от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ.

Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм ЕСН, зачисляемых в федеральный бюджет.

Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии — за счет средств бюджета ПФР.

За счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, Пенсионный фонд производит финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии.

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (СЗ РФ, 2001, N 51, ст.4831).

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы действуют на основании федеральных законов «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Пенсионный фонд РФ (страховщик — государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, где нижестоящие органы подотчетны вышестоящим (положения о которых, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением ПФР). Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда перед застрахованными лицами (лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ).

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ. В случаях, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем указанным Федеральным законом, применяются правила этого международного договора.

Объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — это уплачиваемые в бюджет ПФР возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов на его индивидуальном лицевом счете.

Обязательное пенсионное страхование введено с 1 января 2002 года Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Несмотря на то что обязательное пенсионное страхование является разновидностью обязательного страхования, страховые взносы по нему являются по сути дела дополнительным налогом.

Во-первых, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

Во-вторых, объект обложения, база для начисления определяется в порядке, установленном для исчисления объекта налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу.

 

Вопрос: Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 239 Кодекса, от уплаты ЕСН освобождаются организации с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II, III групп.

В соответствии с пунктом 3 статьи 243 Кодекса сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Как в таком случае определяется сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом льготы, предоставляемой по ЕСН, или без учета этой льготы?

Ответ: Организации, имеющие льготы по единому социальному налогу (ст.239 Кодекса), не вправе применять указанные льготы при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не содержит отсылочных норм о льготах по уплате страховых взносов.

В связи с этим страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются на выплаты и вознаграждения, производимые работникам, в том числе являющимся инвалидами I, II, III групп.

Кроме того, следует иметь в виду, что при исчислении единого социального налога в части федерального бюджета для таких организаций налоговый вычет не производится. На выплаты и вознаграждения, производимые такими организациями в пользу работников, единый социальный налог в части федерального бюджета исчисляется по 1/2 ставки налога, установленной пунктом 1 статьи 241 Кодекса.

Подробный расчет сумм единого социального налога организациями, имеющими налоговые льготы, приведен в разделе «Особенности заполнения графы 3 Расчета по авансовым платежам организациями, применяющими налоговые льготы в соответствии со статьей 239 Кодекса» «Порядка заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу», утвержденного приказом МНС России от 1 февраля 2002 г. N БГ-3-05/49.

 

Вопрос: Учитываются ли выплаты, указанные в статье 238 НК РФ, а также налоговые льготы, предусмотренные статьей 239 НК РФ, при определении базы для начисления страховых взносов в ПФ РФ?

Ответ: В настоящее время правоотношения, связанные с уплатой ЕСН, регулируются главой 24 НК РФ. Вместе с тем основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Пунктом 2 статьи 10 этого закона определено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст.238 НК РФ) независимо от формы, в которой осуществляются данные выплаты.

Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ не предусмотрены льготы по уплате страховых взносов. Он также не содержит отсылочных норм на положения Кодекса, устанавливающие налоговые льготы по ЕСН (ст.239 НК РФ).

Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью ЕСН. Они относятся к обязательным платежам и подлежат уплате в порядке, установленном Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ.

 

Вопрос: Какое условие должен соблюсти страхователь, уплачивающий страховые взносы в ПФР, чтобы уплачивать эти взносы по тарифам, установленным в пункте 2 статьи 22 Закона N 167-ФЗ? Должны ли уплачивать страховые взносы страхователи, у которых данное требование не выполняется?

Ответ: В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ, тарифы, предусмотренные пунктом 2 данной статьи, применяются страхователями — лицами, производящими выплаты физическим лицам, в том случае, если соблюдены требования, установленные пунктом 2 статьи 241 НК РФ, а именно: в случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу лицами, производящими выплаты физическим лицам, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., налог уплачивается по максимальной ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 241 НК РФ, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога.

При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) — выплаты в пользу 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Таким образом, если расчетная величина составляет сумму менее 2500 руб., то до конца налогового периода страховые взносы исчисляются и уплачиваются по максимальным ставкам тарифов, определенным статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо.

 

Вопрос: После введения единого социального налога (взноса) должны ли уплачиваться в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы в размере 1% выплат, начисленных в пользу граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам, вознаграждений по договорам гражданско-правового характера на выполнение работ (оказание услуг)? А так же 14% выплат, начисленных в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг)?

Ответ: С введением в действие с 1 января 2001 года части второй Налогового кодекса Российской Федерации взимание страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1% выплат, начисленных в пользу граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам или получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, не производится.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» сверх ставки ЕСН, зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации, установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Плательщики этого взноса — работодатели, использующие труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Размер тарифа — 14 процентов от выплат, начисленных в денежном выражении в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации по всем основаниям, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, независимо от источников финансирования.

Контроль за правильностью исчисления и уплатой этих страховых взносов осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

 

Вопрос: В составе каких расходов — прямых или косвенных следует учитывать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисляемые на заработную плату работников, непосредственно участвующих в процессе производства?

Ответ: Согласно статье 318 Кодекса, в состав прямых расходов входят в том числе расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, и суммы ЕСН, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда.

Порядок исчисления ЕСН определен главой 24 Кодекса.

Так как расходы на обязательное пенсионное страхование сотрудников организации, в том числе участвующих в процессе производства, согласно положениям главы 24 Кодекса, нельзя классифицировать как ЕСН, такие расходы для целей исчисления налога на прибыль могут быть рассмотрены не как налоги, уплаченные организацией, а как прочие расходы. Их учитывают в составе косвенных расходов налогоплательщика.

 

Вопрос: Просьба разъяснить порядок начисления и уплаты ЕСН и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с заработной платы иностранных лиц.

Ответ: В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2003 года утратили силу положения пункта 2 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании указанных положений освобождались от уплаты ЕСН налогоплательщики с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования — в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.

Таким образом, с 1 января 2003 года выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу иностранных граждан, подлежат обложению ЕСН в общеустановленном порядке.

Статьей 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Федеральный закон N 173-ФЗ) предусмотрено, что только иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранными гражданами, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, понимаются иностранные граждане, получившие вид на жительство.

Согласно положениям статей 3 и 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, то есть исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом N 173-ФЗ.

Таким образом, определяющим обстоятельством для установления права иностранных граждан и лиц без гражданства на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации является статус постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Следовательно, на выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу иностранных граждан, не имеющих вида на жительство в Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по Федеральному закону от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ не начисляются.

В соответствии с пунктом 2 статьи 243 Кодекса сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, определяется как разность между суммой, начисленной в федеральный бюджет с учетом ставок, установленных статьей 241 Кодекса, и суммой начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ.

При отсутствии налогового вычета платежи, начисленные в федеральный бюджет, должны быть перечислены по соответствующему коду бюджетной классификации в полной сумме.

Главой 24 Кодекса не установлено каких-либо дополнительных условий для уплаты ЕСН в фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации за иностранных граждан, следовательно, ЕСН в части этих фондов уплачивается за иностранных граждан так же, как и за российских.

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», к застрахованным лицам относятся граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Следовательно, социальное страхование распространяется на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам, независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации, и соответственно на оплату труда (выплаты), производимую этим работникам, начисляется ЕСН, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации.

 

Похожие статьи

www.platinalog.ru

1.3 Правовой статус ПФР. Пенсионный фонд России

Похожие главы из других работ:

Анализ современного рынка электронных денег в России

3.2 Правовой статус электронных денег в России

В законодательстве Российской Федерации в настоящее время не только не прописаны нормы и правила регулирования эмиссии и обращения электронных денег на территории РФ, но и отсутствует само это понятие. Несмотря на то…

Анализ финансового состояния ИЭиУ ГОУ ВПО УдГУ

1.2. Правовой статус, состав и структура ИЭиУ.

Институт экономики и управления является структурным подразделением государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования- Удмуртского государственного университета(УдГУ)…

Анализ финансового состояния на примере филиала «Верхотурский» ГУП СО «ЛХПО»

1.1 Правовой статус предприятия

Филиал «Верхотурский» государственного унитарного предприятия Свердловской области «Лесохозяйственное производственное объединение» (далее Филиал) является обособленным подразделением государственного унитарного предприятия…

Анализ финансовых результатов

1.1 Правовой статус организации

ГУП УЭ 148/10 — государственное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Т.е. это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество…

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

1.1 Местоположение и правовой статус организации

ООО «Восточный» — мясная компания полного цикла, крупнейшее предприятие Удмуртской Республики с полным технологическим циклом от воспроизводства до убоя и переработки мяса…

Анализ эффективности и интенсивности использования капитала организации ОАО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш»

2.1 Организационная структура и правовой статус

ОАО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» был основан в 1969 году под названием «Туймазинский завод химического машиностроения». С первых дней своего становления завод видел свое главное предназначение в выпуске оборудования для нефтегазодобывающей…

Государственные внебюджетные фонды РФ

3.1 Общая характеристика ФСС РФ, задачи, правовой статус

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) — это централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий денежные средства, предназначенные для оказания социальных услуг и социальной помощи…

Оборотные фонды и их использование на ЗАО «ИММАР»

1.1 Правовой статус, состав и структура предприятия

«Иммар» — общество с ограниченной ответственностью, учреждённое физическими лицами в количестве трех человек: 1) Зайнашева Т.М., 2) Закурдаева Л.И., 3) Красноперов О.Г. Местонахождения общества; Россия, Удмуртская Республика, город Ижевск…

Организация деятельности Департамента финансов Администрации муниципального образования Ямальский район

2. Правовой статус и структура департамента финансов

2.1. Департамент финансов обладает правами юридического лица, имеет круглую печать с изображением герба муниципального образования Ямальский район и со своим наименованием, бланки установленного образца, иные соответствующие печати и штампы…

Основные направления и анализ деятельности Счетной палаты РФ

1.1 История формирования и правовой статус Счетной палаты РФ

Прообразом Счетной палаты в России считается Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ), учрежденный 10 марта 1656 г. (23 марта по новому стилю) указом царя Алексея Михайловича…

Оценка финансового состояния предприятия ООО «ВолгаПромСервис»

1.1 Цели и предмет деятельности, правовой статус предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «ВолгаПромСервис» — это предприятие-представитель малого бизнеса, которое было образовано в 2005 году. Всё производство сосредоточено в городе Ульяновск…

Пенсионный фонд России

1.3 Правовой статус ПФР

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1…

Разработка программы финансового оздоровления ОАО «Спиртоводочное объединение У»

1.1. Создание. Правовой статус. Основные направления деятельности

ОАО «СВО» — единственный легальный производитель спирта и ликероводочной продукции в Т4-й области, плательщик 97% акцизов, поступающих в региональный бюджет, работодатель почти 2,5 тыс. человек. Однако…

Роль Счетной палаты РФ в бюджетном процессе

1.2 Правовой статус Счетной палаты РФ

Правовой статус счетной палаты Российской Федерации определен Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», другими законами Российской Федерации…

Теоретические, организационно-правовые основы формирования акционерных обществ

2.2 Организационно-правовой статус предприятия, его краткая характеристика

Форма собственности предприятия — частная. Организационно-правовая форма предприятия — закрытое акционерное общество. Согласно п. 1, ст. 96, §2, Главы 4. Гражданского кодекса Российской Федерации акционерным обществом признается общество…

fin.bobrodobro.ru