Пенсия уз – О дополнительных мерах по повышению эффективности и социальной справедливости системы пенсионного обеспечения граждан

Выплата пенсий

Выплата пенсий

 

Неработающим пенсионерам пенсия выплачивается по месту жительства отделами Пенсионного фонда через объекты, операторов и провайдеров почтовой связи ОАО «Узбекистон почтаси» или по желанию пенсионера через филиал коммерческого банка путем безналичного перечисления денежных средств на депозитные счета граждан.

Пенсионеру, получающему пенсию через филиал коммерческого банка, необходимо каждые 6 месяцев подтверждать свое право на получение сумм пенсии путем явки в отдел Пенсионного фонда, выплачивающий пенсию.

При неявке в установленный срок пенсионера в отдел Пенсионного фонда работники отдела Пенсионного фонда в течение десяти дней осуществляют выезд на место жительства пенсионера для выяснения фактов:

  • нахождения в живых;
  • трудоустройства;
  • смены места жительства или выезда за границу;
  • нахождения в местах отбывания наказания;
  • проживания в домах-интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов.

В случае подтверждения прав пенсионера на получаемую пенсию выплата пенсии продолжается на следующие 6 месяцев.

В случае не подтверждения прав пенсионера выплата пенсии приостанавливается на основании акта, подтверждающего обстоятельства, влияющие на обоснованность выплаты и размер выплачиваемой пенсии, составленного работниками отдела Пенсионного фонда с участием представителей соответствующего органа самоуправления граждан и соседей.

На основании указанного акта отдел Пенсионного фонда принимает соответствующее решение о приостановлении (прекращении) выплаты или изменении размера пенсии.

При возникновении прав на получение доплаты за почетное звание к пенсии пенсионер подает заявление на осуществление доплаты за почетное звание в отдел Пенсионного фонда, выплачивающий пенсию.

К заявлению должно быть приложено удостоверение о присвоении почетного звания.

Выплаты доплат за почетные звания к пенсии осуществляются с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления с приложением копии удостоверения о присвоении почетного звания.

Работающим пенсионерам выплаты доплат за почетные звания производятся по месту работы одновременно с выплатой заработной платы.

При отсутствии у пенсионера постоянной прописки и наличии у него только временной прописки (учета по месту пребывания в городе Ташкенте и Ташкентской области) пенсия выплачивается в течение срока действия временной прописки (учета по месту пребывания в городе Ташкенте и Ташкентской области). Иностранному гражданину или лицу без гражданства, постоянно проживающему в Республике Узбекистан, пенсия выплачивается в течение срока действия вида на жительство.

Одиноким пенсионерам, проживающим в домах-интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов, выплачивается разница между пенсией и стоимостью содержания, но не менее 10 процентов, а инвалидам войны — не менее 20 процентов назначенной пенсии. Пенсионерам, проживающим в домах-интернатах для психически больных, пенсия не выплачивается.

За время нахождения пенсионера в лечебных учреждениях для психически больных пенсия выплачивается по доверенности, оформленной в порядке, установленном законодательством.

Начисленные суммы пенсии, не востребованные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время с учетом повышения размеров пенсий в соответствии с указами Президента Республики Узбекистан, но не более чем за двенадцать месяцев перед обращением за получением пенсии.

Суммы пенсии, не полученные своевременно по вине отдела Пенсионного фонда, выплачиваются за прошлое время с учетом повышения размеров пенсий в соответствии с указами Президента Республики Узбекистан единовременно, без ограничения срока.

Суммы пенсии, причитавшиеся пенсионеру и оставшиеся недополученными в связи с его смертью, не включаются в состав наследства и выплачиваются тем членам семьи, которые относятся к кругу лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца. Родители, супруг (супруга), а также члены семьи, проживающие совместно с пенсионером на день его смерти, имеют право на получение этих сумм и в том случае, если они не входят в круг обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца.

Сумма недополученной пенсии за месяц, в котором наступила смерть пенсионера, выплачивается указанным членам семьи за дни этого месяца по день его смерти.

При обращении нескольких членов семьи причитающаяся им сумма пенсии делится между ними поровну.

Указанные суммы выплачиваются, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев после смерти пенсионера.

Если работающий пенсионер в связи с увольнением недополучил сумму пенсии по месту своей работы, то недополученная сумма пенсии выплачивается отделом Пенсионного фонда в размере, установленном законодательством.

 

Выплата пенсии по доверенности:

 

Выплата пенсии может производиться по доверенности, оформленной в соответствии с законодательством.

При этом доверитель должен подтверждать свои права на назначенную пенсию путем явки не менее одного раза в год в отдел Пенсионного фонда, выплачивающий пенсию. Поверенный обязан сообщать в отдел Пенсионного фонда обо всех фактах, ставших ему известными, которые могут влиять на выплату пенсии.

Доверенность подлежит хранению в соответствующем структурном подразделении почты. При этом структурное подразделение почты обязано в десятидневный срок с даты представления поверенным лицом доверенности выслать в соответствующий отдел Пенсионного фонда копию доверенности, заверенной основной печатью и подписью руководителя структурного подразделения почты.

Незаконно полученная сумма пенсии в связи с несвоевременным извещением отдела Пенсионного фонда о наступлении вышеуказанных обстоятельств подлежит возврату со стороны пенсионера или законного представителя (родителя), а также поверенного (в случае умышленного сокрытия факта смерти пенсионера).

pfru.uz

Узбекистан проведет коренную реформу пенсионной системы

Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz.В Узбекистане в ближайшее время планируется провести коренную реформу пенсионной системы.

Внебюджетный пенсионный фонд в пятницу представил проект «Концепции реформирования системы государственного пенсионного обеспечения». Корреспондент Sputnik разбирался, что ждет узбекистанцев на пенсии и стоит ли овчинка выделки.

Не то реформировали

На сегодняшний день пенсионная система Узбекистана охватывает более 3,3 миллиона граждан или примерно 10% населения страны. Пенсии по возрасту получают свыше 2,5 миллиона человек, по инвалидности — 360,3 тысячи, по случаю потери кормильца — 168,5 тысячи, социальные пособия — 294,1 тысячи.

За последние десять лет правительство предпринимало несколько попыток модернизировать систему и перейти на общепринятые принципы пенсионного страхования. Тем не менее проблем в сфере выше крыши, система пенсионного обеспечения за эти годы стала обезличенной и уравнительной.

Одна из причин — действующий закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» был утвержден в далеком 1993 году, в нем отсутствуют нормы прямого действия, а многие нормы, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения, утверждены указами президента, решениями правительства, что приводит к различному их толкованию.

В стране также сложилась широкая практика применения льготного пенсионного обеспечения, необоснованных надбавок и доплат к пенсиям для отдельных категорий лиц, которая на сегодняшний день фактически не применяется в мировой практике.

Кроме того, механизмы стимулирования граждан в длительном и беспрерывном участии в системе социального страхования остаются сложными и непрозрачными, вследствие чего, порядка 60% трудоспособного населения не охвачены государственным социальным страхованием. По прогнозам экспертов, все это в скором будущем приведет к дисбалансу доходов и расходов Пенсионного фонда, что негативно повлияет на финансирование пенсий и других социальных выплат.

С пенсией придется подождать

Пожалуй, одна их самых «больных» мер для населения — это поэтапное повышение пенсионного возраста с доведением до среднемирового уровня. Давайте разбираться, что же такое среднемировой уровень. Средний пенсионный возраст в мире для мужчин и женщин достигает 62 года, тогда как в Узбекистане данный показатель составляет 57,5 лет.

В странах Центральной Азии, например, в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане право выхода на пенсию по возрасту для мужчин установлено в 63 года, а для женщин — в 58 лет. В Казахстане пенсионный возраст женщин будет доведен до 63 лет, с поэтапным его увеличением на 6 месяцев каждый год. В Туркменистане пенсионный возраст составляет 62 года для мужчин и 57 лет для женщин.

Узбекистан в этом плане самая ранняя пенсионная страна — женщины уходят на пенсию в 55 лет, а мужчины — в 60 лет. Получается, что в среднем время выхода на пенсию в республике может вырасти от 3 до 5 лет.

Каждому по заслугам

Действующая система пенсионного обеспечения предусматривает назначение пенсии лицам, имеющим не менее 7 лет стажа работы. Данная норма дает возможность получать пенсию лицам, проработавшим всего 7 лет и вносившим минимальный вклад в формирование доходов Пенсионного фонда за весь период своей трудоспособности.

К примеру, в настоящее время при среднем уровне заработка разница в размере пенсии мужчины, имеющего 30-летний стаж работы и мужчины, имеющего 10-летний стаж работы составляет всего лишь порядка 200 тысяч сумов. Как говориться, зачем платить государству больше, если итог один.

Поэтому концепция предлагает повысить минимальный требуемый стаж с 7 лет до международных стандартов. Согласно Конвенции Международной организации труда минимальный требуемый стаж для назначения пенсии по возрасту установлен в 15 лет. Во многих странах мира, включая страны СНГ, минимальный требуемый стаж доведен до уровня 10 — 15 лет.

Бюрократию уберут, пенсию прибавят

Разработчики предлагают максимально возможно внедрять информационно-коммуникационные технологии, и, в частности, модернизировать программный комплекс «Пенсия». Это позволит полностью исключить бумажный документооборот, который приводит к образованию очередей и, как следствие, к фактам коррупции и бюрократизма.

При расчете пенсии в базу данных будут приняты сведения персонифицированного учета начисления страховых взносов граждан, формируемых с 2015 года. Кроме того, правительство намерено вернутся к нормам социальной справедливости, которые преспокойно были забыты лет десять назад.

Так, например, всем работающим пенсионерам планируется предоставить право на получение полной пенсии. Сейчас они вправе получать лишь 50% от нее. Также будет увеличен размер выплачиваемой пенсии одиноким пенсионерам, проживающим в интернатах и пансионатах для престарелых и инвалидов, введены пособия в фиксированных размерах лицам с инвалидностью III группы.

Среди других интересных предложений — увеличение размера пенсии за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на 2% от среднемесячного заработка, установление надбавки к пенсиям женщин, имеющих право выхода на пенсию в 54 года, но оформивших пенсию позже общеустановленного возраста.

Правительство также намерено увеличить размер среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии с 8-кратного до 12-кратного минимального размера заработной платы, установленной законодательством на дату, с которой назначается пенсия.

При этом гражданам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим необходимого трудового стажа, планируется предоставить право уплаты в разовом порядке суммы страховых взносов в Пенсионный фонд за каждый недостающий месяц стажа при расчете государственных пенсий. Эта мера, отмечают эксперты, будет очень востребована так как на сегодняшний день порядка 55% новых назначений приходится на пенсии с неполным стажем работы.

Присоединяйтесь к группе «Новости Узбекистана» в «Одноклассниках» и будьте в курсе самых последних новостей и событий.

podrobno.uz

Работающим пенсионерам могут начать выплачивать всю пенсию – Газета.uz

Внебюджетный пенсионный фонд при Министерстве финансов Узбекистана обнародовал для обсуждения проект Концепции реформирования системы государственного пенсионного обеспечения.

Система пенсионного обеспечения сегодня охватывает более 3,3 миллиона граждан, это примерно 10% населения страны. Пенсии по возрасту получают 2,502 миллиона человек, по инвалидности — 360,3 тысячи, по случаю потери кормильца — 168,5 тысячи, социальные пособия — 294,1 тысячи человек.

В документе отмечается, что за счет граждан, имеющих достаточно высокий заработок и продолжительный стаж, выплачиваются пенсии незастрахованного характера, до сих пор действуют неоправданные льготы пенсионного обеспечения и ослаблена связь между размером пенсии и страховым взносом.

«В скором будущем ожидается дисбаланс доходов и расходов Пенсионного фонда, что негативно повлияет на финансирование пенсий и других социальных выплат», — говорится в документе.

Разработчик объясняет это такими причинами. В последние годы в Узбекистане увеличивается нагрузка по пенсионным выплатам на экономически активное население страны. По данным демографического прогноза населения на 2018−2025 годы, ожидается рост доли населения пенсионного возраста на 1,2 миллиона человек, что, соответственно, влияет на адекватное увеличение расходов Пенсионного фонда.

Одним из основных показателей пенсионного обеспечения граждан является пенсионный возраст. Средний пенсионный возраст в мире для мужчин и женщин составляет 62 года, а в Узбекистане — 57,5 лет (для женщин — 55, для мужчин — 60 лет). В Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане возраст выхода на пенсию по возрасту для мужчин установлен в 63 года, для женщин — 58 лет. В Казахстане пенсионный возраст женщин будет доведен до 63 лет, с поэтапным его увеличением на 6 месяцев каждый год. В Туркменистане пенсионный возраст составляет 62 года для мужчин и 57 лет для женщин.

Механизмы стимулирования граждан в длительном и беспрерывном участии в системе социального страхования остаются сложными и непрозрачными, из-за чего примерно 60% трудоспособного населения, или 10,2 миллиона из 17 миллионов человек, не охвачены государственным социальным страхованием, то есть не осуществляют обязательные социальные платежи в Пенсионный фонд.

Значительные суммы расходуются на выплату льготных пенсий, говорится в проекте. Их доля составляет 592,4 тысячи, или 19,5% всех видов пенсий и 23,7% к числу пенсий по возрасту. Средний размер льготных пенсий намного выше, чем средний размер пенсий по возрасту (543,2 тысячи сумов), и может превышать 1 млн сумов.

Ослаблена связь между размером пенсии и трудовым вкладом работника. Пенсии назначаются лицам, имеющим не менее 7 лет стажа работы и вносившим минимальный вклад в формирование доходов Пенсионного фонда за весь период трудоспособности. В то же время согласно Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения», минимальный требуемый стаж для назначения пенсии по возрасту должен составлять 15 лет. Во многих государствах, включая страны СНГ, минимальный требуемый стаж доведен до уровня 10−15 лет.

С учетом вышесказанного Концепция реформирования системы государственного пенсионного обеспечения предусматривает следующие положения.

В сфере повышения социальной справедливости и эффективности системы пенсионного обеспечения:

  • предоставить право на получение всеми работающими пенсионерами пенсий в полном размере;
  • увеличить размер выплачиваемой пенсии одиноким пенсионерам, проживающим в интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов;
  • ввести пособия в фиксированных размерах лицам с инвалидностью III группы.

В сфере внедрения механизмов стимулирующего характера и увеличение связи между размером пенсии и трудовым вкладом работника:

  • предусмотреть увеличение размера пенсии за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на 2% от среднемесячного заработка;
  • установить надбавки к пенсиям женщин, имеющих право выхода на пенсию в 54 года, но оформивших пенсию позже общеустановленного возраста;
  • увеличить размер среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии с 8-кратного до 12-кратного минимального размера заработной платы, установленной законодательством на дату, с которой назначается пенсия.

В сфере применения стимулирующих мер, обеспечивающих добровольное участие в системе социального страхования:

  • предоставить право гражданам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим необходимого трудового стажа, уплаты в разовом порядке сумму страховых взносов в Пенсионный фонд за каждый недостающий месяц стажа при расчете государственных пенсий;
  • предоставить право работающим супругам уплаты из доходов в виде оплаты труда дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд за неработающих жен (мужей) на добровольной основе.

В сфере обеспечения эквивалентности финансового участия поколений:

  • увеличить минимальный требуемый стаж (7 лет) для назначения пенсии по возрасту;
  • поэтапно повысить пенсионный возраст с доведением до среднемирового уровня.

В сфере совершенствования нормативно-правовой базы:

  • разработать и утвердить закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» в новой редакции, предусмотрев в нем больше норм прямого действия, упрощенные и прозрачные механизмы исчисления пенсий с учетом использования современных информационно-коммуникационных технологий, а также конкретные механизмы стимулирующего характера, включая накопительные, прекращения практики предоставления необоснованных льгот и доплат.

В сфере внедрение информационно-коммуникационных технологий в системе пенсионного обеспечения:

  • активное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сфере пенсионного обеспечения, модернизация программного комплекса «Пенсия», позволяющего исключения стереотипов бумажного документооборота, которые приводят к образованию очередей и, как следствие, к фактам коррупции и бюрократизма. При расчете пенсии за базу будут приняты сведения персонифицированного учета начисления страховых взносов граждан, формируемых с 2015 года.

Ознакомиться с полным текстом Концепции реформирования системы государственного пенсионного обеспечения можно на сайте Пенсионного фонда.

www.gazeta.uz

Пенсия на льготных условиях

Пенсия на льготных условиях

Право на пенсию на льготных условиях, имеют отдельные категории граждан работающих в горнодобывающих отраслях, на работах с особо вредными и особо тяжелыми, а также вредными и тяжелыми условиями труда, согласно спискам №№ 1, 2 и 3 производств, учреждений, работ, профессий и должностей, утвержденными постановлением Кабинета Министров от 12 мая 1994 г. № 250.

Право на льготы по выходу на пенсию по возрасту осуществляется при наличии:

а) необходимого стажа работы, предусмотренного Законом,

б) определенных условий,

в) профессий, должностей и производств в данных списках.

Рассмотрим данные условия по отдельности:

а) Например, согласно пункту «б» статьи 10 Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» работники, занятые полный рабочий день непосредственно на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников, если они были заняты на этих работах не менее 25 лет (Список № 1, часть II) имеют право на льготную пенсию независимо от возраста.

Под занятостью в течение полного рабочего дня понимается выполнение работ, предусмотренных Списками, в условиях соответствующих аттестации рабочего времени, в соответствующих отраслях производства не менее 80% рабочего времени, предусмотренного законодательством.

б) В соответствии с пунктом 2 ПКМ № 250 применение Списка № 2, часть 1, Списка № 3, часть 1 производится с учетом аттестации рабочих мест по условиям труда, в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты населения и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан

Согласно Методики оценки условий труда и аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной Министерством труда и социальной защиты населения и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан (рег. №247 от 28.05.1996 г.), аттестация включает в себя обоснование отнесения производства, учреждений, работ, профессии, должностей и показателей к спискам № 1, № 2, № 3 дающим  право на льготное пенсионное обеспечение.

Периодичность аттестации устанавливается самим предприятием, но  не реже одного раза в 5 лет. Ответственность за своевременное и  качественное проведение аттестации возлагается на руководителя (владельца) предприятия, организации.

Право на льготное пенсионное обеспечение по условиям труда определяется таблице №3 к методики:

 

Списки № 1, 2 и 3 с учетом аттестации рабочего места

 

Списки

Класс условий труда

1. Список № 1 производств, учреждений, работ, профессий и должностей дающих право на пенсию независимо от возраста

4

2. Список № 2 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 10 лет

3.4

3. Список № 3 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет

3.3

 

 

  Улучшение условий труда сопровождается снижением оценки класса условий труда. При этом, право на льготное пенсионное обеспечение не предусматривается.

  Например, в случае если по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда у бурильщиков эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ, предусмотренного в подпункте «а» пункта 1 «Бурение» раздела «XIII. Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» части I Списка № 3, оценка класса условий труда установлена 3.2, то рабочие по данной профессии бурильщика не имеют права на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет.

в) Инструкция о порядке применения списков производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию на льготных условиях (рег. № 2337 от 12 марта 2012г.) гласит что, в частях I и II Списка № 1, части I Списка № 2 и части I Списка № 3 предусмотрены списки производств. Под производством в данном случае понимается изготовление предусмотренной Списками продукции независимо от того, занята ли изготовлением данной продукции организация в целом или только часть организации (цех, участок, отделение) (далее — организация). По профессии (должности), которая значится в Списках, пенсию по возрасту на льготных условиях можно назначать только при наличии соответствующего производства. При его отсутствии пенсия по возрасту на льготных условиях не назначается (например: в пункте 2 «Кузнечно-прессовое производство» раздела XI «Металлообработка» части I Списка № 2 значатся «кузнецы ручной ковки». Кузнец, работающий в организации, где отсутствует кузнечно-прессовый цех (участок или отделение), право на льготное пенсионное обеспечение не имеет).

В тех случаях, когда рабочим устанавливались наименования профессий не в соответствии с классификатором основных должностей служащих и профессий рабочих (т. е. они имели местное наименование профессий), тождественность этих профессий с наименованиями профессий, предусмотренных в Списках, устанавливается отраслевыми министерствами и ведомствами на основании подлинных документов о характеристике работ.

Заключение отраслевого министерства (ведомства) об установлении тождественности профессий представляется в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан (с приложением всех материалов, на основании которых принято соответствующее заключение) на утверждение.

Тождественность должностей руководителей и специалистов не устанавливается.

pfru.uz

Пересчитываем пенсии по новому положению

Приказом Министра финансов (рег. № 2963 от 12.01.2018 г.) утверждено Положение о порядке перерасчета пенсий. Оно разработано в соответствии с пунктом 4 Указа Президента от 20.11.2017 года № УП–5245 «О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий».

 

Напомним, с 1 декабря 2017 года были установлены новые минимальные размеры:

  • заработной платы – 172 240 сумов в месяц;
  • пенсии по возрасту – 336 880 сумов в месяц;
  • пособия инвалидам с детства – 336 880 сумов в месяц;
  • пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, – 206 720 сумов в месяц.

 

В приложении к принятому Положению отражены размеры минимальной заработной платы, действовавшие в Республике Узбекистан в период с 1.01.1973 г. по настоящее время. Эти данные применяются для выравнивания заработка, из которого исчисляются вновь назначаемые после 1 декабря 2017 года пенсии с применением индивидуальных коэффициентов заработка.

 

Порядок пересчета заработка, принимаемого для исчисления пенсии, с применением индивидуальных коэффициентов заработка, определен отдельным Положением (прил. № 2 к ПКМ № 252 от 8.09.2011г.).

 

Пенсии, назначенные до 1 декабря 2017 года, перерассчитываются путем увеличения их размера в 1,15 раза.

 

Например, до 1 декабря 2017 года пенсионер получал пенсию по возрасту в размере 521 250 сумов. При пересчете ее с применением коэффициента 1,15 получим ныне действующий размер его пенсии – 599 437,5 сума (521 250 х 1,15). С декабря 2017 года пенсионер будет вправе получать эту пересчитанную сумму пенсии.

 

Для расчета пенсии принимается среднемесячный заработок в сумме не выше 8-кратного МРЗП (172 240 сумов х 8 = 1 377 920 сумов).

 

В случае если размер новой среднемесячной заработной платы, с учетом применения индивидуального коэффициента заработка, составляет 8-кратный МРЗП и выше, перерасчет пенсии осуществляется с заработка в сумме не выше 8-кратного МРЗП путем его умножения на процент, принятый для исчисления пенсии в зависимости от длительности стажа работы.

 

При отсутствии стажа работы, необходимого для установления пенсии (для мужчин – не менее 25 лет, женщин – не менее 20 лет, инвалидов – согласно ст. 17 Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан»), размер пенсии при перерасчете определяется в размере, пропорциональном имеющемуся стажу.

 

Во всех случаях надбавки к пенсиям определяются исходя из действующей минимальной заработной платы (172 240 сумов).

 

Положение согласовано с Министерством занятости и трудовых отношений.

 

Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 12.01.2018 г.

 

С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».

 

Музаффар Мирзаганиев.

www.norma.uz

Пенсионная реформа вынесена на обсуждение

 

Предлагаем ознакомиться с проектом Концепции реформирования системы государственного пенсионного обеспечения, вынесенным на общественное обсуждение.

 

Основные факторы, определяющие необходимость реформирования

системы государственного пенсионного обеспечения граждан

 

Система пенсионного обеспечения предусматривает осуществление комплекса мер экономического, правового, социального и организационного характера, направленных на обеспечение и поддержание жизненного уровня нетрудоспособного населения и малоимущих граждан.

 

Она охватывает более 3,3 млн. граждан или примерно 10 процентов населения страны. Пенсии по возрасту получают 2 502,6 тыс. человек, по инвалидности – 360,3 тыс., по случаю потери кормильца – 168,5 тыс., социальные пособия – 294,1 тыс. человек.

 

В системе государственного пенсионного обеспечения Республики Узбекистан проведены существенные попытки ее модернизации, связанные с введением общепринятых принципов пенсионного страхования. За последние годы сформирована единая база по составу заработка, из которого исчисляются страховые взносы, внедрен механизм осовременения заработка, принимаемого для исчисления пенсий, установлена система индивидуального учета начисленных страховых взносов.

 

Однако все еще не определены реальные меры по достижению социально достойного уровня пенсий. За счет граждан, имеющих достаточно высокий заработок и продолжительный стаж, выплачиваются пенсии незастрахованного характера, до сих пор действуют неоправданные льготы пенсионного обеспечения, ослаблена связь между размером пенсии и страховым взносом.

 

В скором будущем ожидается дисбаланс доходов и расходов Пенсионного фонда, что негативно повлияет на финансирование пенсий и других социальных выплат, вызванных следующими основными факторами.

 

I. Влияние демографических изменений на систему пенсионного обеспечения

 

В последние годы в Республике Узбекистан увеличивается нагрузка по пенсионным выплатам на экономически активное население страны. По данным демографического прогноза населения на период 2018–2025 гг. ожидается рост доли населения пенсионного возраста (на 1,2 млн. человек) что, соответственно, влияет на адекватное увеличение расходов Пенсионного фонда.

 

Так, начиная с 2016 года, в Республике Узбекистан наблюдается рост количества ежегодных обращений за назначением пенсий (ежегодный средний рост – 16 тыс. граждан), и к 2025 году превысит уровень 300 тыс. Основной рост обращений за назначением пенсий по возрасту обусловлен достижением граждан, родившихся в период высокого уровня рождаемости («Беби-бум» 50–60-х годов), общеустановленного пенсионного возраста.

 

www.norma.uz

Документы для назначения пенсий

Документы для назначения пенсий

В отношении работников, приобретающих право на пенсию как на общих, так и на льготных условиях, администрация организации осуществляет предварительную подготовку документов, необходимых для назначения пенсий. При необходимости администрацией организации должны быть приняты меры по истребованию недостающих документов.

На основании всех собранных документов администрация организации оформляет представление к назначению пенсии.

В случае подачи работником заявления о назначении пенсии администрация организации в течение 10 дней с момента регистрации данного заявления окончательно оформляет необходимые документы и представление, с последующим ознакомлением заявителя (под расписку в представлении).

В случае если лицо, имеющего право на пенсию не является работающим, то заявление о назначении пенсии представляется им непосредственно в отдел Пенсионного фонда по месту его жительства.

Документы и представление вместе с заявлением работника направляются в отдел Пенсионного фонда по месту жительства заявителя. В том случае, если администрацией организации собраны не все необходимые для назначения пенсии документы, в отдел Пенсионного фонда сдаются имеющиеся документы.

Днем обращения за пенсией считается день приема заявления со всеми необходимыми документами.

Если заявление пересылается по почте, и при этом прилагаются также все необходимые документы, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле отправления данного заявления.

В тех случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые документы, отдел Пенсионного фонда сообщает администрации организации или заявителю, какие документы должны быть представлены дополнительно. Если они будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения извещения о необходимости представления дополнительных документов, то днем обращения за назначением пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии.

В случае возникновения сомнений в обоснованности и достоверности представленных заявителем документов отдел Пенсионного фонда может вынести решение о проверке представленных документов для назначения пенсии. Проверка производится в организации или в архиве, выдавших подтверждающие документы.

В тех случаях, когда отдел Пенсионного фонда выносит решение о проверке представленных документов для назначения пенсии, то днем обращения за пенсией считается дата первоначального обращения за пенсией, независимо от срока окончания проверки.

pfru.uz