Пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих – Государственное пенсионное обеспечение государственных служащих и муниципальных служащих. Пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих

Содержание

Государственное пенсионное обеспечение государственных служащих и муниципальных служащих. Пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих

Среди всех видов социально-экономического права, важное значение имеет право человека на получение пенсионного обеспечения. Для каждой категории граждан этот вид пособий начисляется индивидуально. Есть лица, для которых разработаны особые требования и особые виды начислений. К таким относят государственное пенсионное обеспечение государственных служащих, в которое входят пособия за выслугу лет.

Пенсия за выслугу

Пенсионное пособие за выслугу представляет собой дополнение к страховому виду пенсии и не может устанавливаться отдельно от нее.

Порядок начисления выплат для госслужащих определены законодательством. Этот вид пособий назначаются всем, кто занят на федеральной гражданской службе, на гражданской службе в субъектах страны, военным, сотрудникам правоохранительных органов.

Независимо от выслуги лет, каждому пенсионеру положена пенсия, если для ее назначения были соблюдены установленные законопроектом минимальные требования.

Государственное пенсионное обеспечение государственных служащих зависит от продолжительности трудовой деятельности, зарплаты. Пособие назначается при стаже пятнадцати с половиной лет. Однако, по новому законопроекту, этот показатель будет ежегодно расти, увеличиваясь на полгода.

Гособеспечение за выслугу назначается в том случае, если соблюдается одно из нижеприведенных условий:

  1. Гражданин был уволен из органов в связи с ликвидацией учреждения, при сокращении штатов, прекращении действия полномочий, по достижении предельного возраста, при проблемах со здоровьем, по собственному желанию, при выходе на пенсию.
  2. Гражданин замещал на должности госслужащего не менее 1 года.
  3. Была назначена пенсия в соответствии с законодательством о страховых пенсиях.

Государственное пенсионное обеспечение государственных служащих назначается со дня, в который была прекращена трудовая деятельность. Пособие за выслугу начисляется совместно с довольствием по старости, оплата производится совместно.

Получать пособие за выслугу не могут те, кто находится на госслужбе. Раньше, таким гражданам полагалась пенсия по старости, но теперь, по новому закону, работающий гражданин не может получать пенсию (при условии, что выход на пенсию должен быть в 2017). До 2017 года, все, кто работал и получал пенсионное обеспечение, так и будут получать и зарплату, и пенсионные выплаты.

Документы для оформления пенсионных пособий за выслугу

Государственное пенсионное обеспечение государственных служащих назначается при подаче пакета документов в пенсионное учреждение.

Для назначения пособия, необходимо подготовить:

  1. Паспорт.
  2. Справку о зарплате за последние полные двенадцать месяцев.
  3. Справку о должности будущего пенсионера и о стаже работы.
  4. Приказ об увольнении (копию).
  5. Трудовую книжку.
  6. Военный билет.

Могут потребоваться иные виды документов, которые включаются в стаж госслужбы и могут пригодиться для назначения обеспечения будущим пенсионерам.

Размер пенсии за выслугу

За выслугу назначается пенсионное обеспечение, рассчитанное в процентном соотношении среднемесячного заработка к стажу. При минимальном стаже (в этом году он составляет пятнадцать с половиной лет), размер довольствия будет 45% от зарплаты. За каждый последующий проработанный год, если не будет назначено пенсионное обеспечение государственных служащих, к размеру пособия прибавляется 3% от среднемесячного оклада. То есть через год после достижения определенного возраста, гражданин будет получать не 45, а 48% от зарплаты. Таким образом, увеличение коэффициента возможно до 75% от оклада.

Порядок назначения

Пенсионное обеспечение государственных служащих назначается в определенном порядке. Этапы работы по назначению пособия следующие:

  1. Определение и учет сотрудников, у которых наступает пенсионный возраст.
  2. Извещение сотрудника о том, что ему может быть назначено пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих.
  3. Если служащий согласен уходить на отдых, то ему необходимо собрать все необходимые документы и предоставить их в организацию, занимающуюся начислением пособия.

Согласно спискам сотрудников, специалисты отдела кадров подготавливают часть документов для оформления пенсии. При этом учитывается весь рабочий стаж, который был у служащего до работы на последнем месте.

При подготовке документов, обязательно уточняется, есть ли в семье нетрудоспособные граждане (иждивенцы). После получения всех указанных законодательством бумаг, дающих право на пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих, выдается специальный документ. Затем в течение месяца принимается решение о назначении пособия и определяется его размер.

Чтобы получить пенсию за выслугу лет, необходимо приложить к пакету документов справку о размере зарплаты, в которой будет расписан доход по месяцам. Также необходим документ, подтверждающий, что гражданин уже на пенсии. Если он только оформляет страховую пенсию, то пособие за выслугу лет можно оформить позже или же сразу подавать заявление на их назначение.

Страховая пенсия

Страховое пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих определен для женщин в пятьдесят пять с половиной лет, а для мужчин установлен возраст в шестьдесят с половиной лет с 2017 года. При этом учитывается страховой стаж будущего пенсионера. Для каждого года выхода на пенсию, определен минимальный стаж. В 2017 году он составляет 16 лет, далее каждый год прибавляет по полгода. К 2025 году стаж должен быть двадцать лет.

В соответствии с ФЗ№400 от 2013 года и с внесенными правка №153 от 2016 года, трудовой стаж пенсионный возраст должен быть для женщин 55.5 а для мужчин чуть больше шестидесяти. При достижении этого возраста, госслужащий может подавать документы для назначения пенсии. Ее рассчитывают по следующей формуле: Р=ИПК х СБ, где Р – это величина будущей пенсии, ИПК – это индивидуальный коэффициент пенсионера, СБ – это стоимость одного балла.

Документы для назначения СП

Чтобы было назначено пособие, необходимо подать в орган, начисляющий пенсию, следующий пакет документов:

  1. Паспорт и его копию.
  2. Документ, подтверждающий должность. В этом случае иногда бывают проблемы пенсионного обеспечения государственных служащих связанные с подтверждением должности.
  3. Справку о зарплате.
  4. Трудовую книжку и ее копию.
  5. Военный билет.

Иногда могут потребоваться другие виды документов. Точный перечень сообщается в каждом конкретном случае выхода на пенсию.

Льготы госслужащим

Пенсионное обеспечение государственных служащих РФ предусматривает льготы и некоторые ограничения. Госслужащие не могут заниматься предпринимательством самостоятельно, а также они не могут разглашать рабочую информацию. Есть и другие запреты, часть из которых сохраняет свое действие даже после выхода на пенсию.

Также для госслужащих разработан ряд льгот, которые дают право на бесплатное лечение, право на жилье, субсидии.

Заключение

Пенсионное обеспечение государственных служащих в России предусматривает сохранение некоторых видов льгот после выхода на пожизненный отдых, к примеру, компенсация за путевки, ритуальные услуги.

Чтобы выйти на пенсию, госслужащий в 2017 году должен иметь стаж на государственной службе не менее шестнадцати лет, а также быть в возрасте чуть старше шестидесяти лет мужчины и пятьдесят пять с половиной — женщины. Эти показатели ежегодно меняются. При соблюдении этих условий, гражданину назначается пособие в размере, установленном законодательством.

fb.ru

Пенсионное обеспечение гражданских государственных служащих

Получить пенсионное обеспечение могут жители РФ, страхование которых происходило в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании РФ». Для начала должны быть соблюдены определенные требования, которые предусматриваются соответствующим Федеральным законом.

Проблемы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих

Несмотря на довольно проблематичную структуру, в действительности государственные обязательства в соответствии с пенсионным обеспечением гражданских работников действуют не всегда эффективно. Кроме того, связь с трудовыми пенсиями создает некоторые проблематичные ситуации.

Важным шагом в жизни каждого человека считается время заслуженного отдыха. Иными словами, государство поддерживает каждого пенсионера. Речь идет не только о представителях власти, но и о простых жителях. Тем не менее, проблемы ожидают вас на каждом шагу. Поэтому прежде чем оформить пенсионное обеспечение, нужно разобраться во всех тонкостях этого процесса.

Виды пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих

Под правительственной выплате по достижению возраста понимается компенсация, которая перечисляется ежемесячно. Все права на нее были установлены в соответствующем Федеральным законе под номером 166. Считается в качестве компенсации заработной платы, начисление которой было прекращено при выходе на пенсию по инвалидности или старости. Также компенсация предоставляется в случае вредной работы, которая нанесла тяжелые последствия здоровью жителей при несении военной службы, по причине техногенных или радиационных аномалий.

Учитывая Федеральный закон, можно установить определенные виды пенсий:

  • По причине потери кормильца;
  • По инвалидности;
  • По старости.

Последний вид трудовой пенсии относится к мужчинам, возраст которых превысил 60 и женщин с возрастом 55 лет.

Финансирование выплат осуществляется за счет денежных средств Федерального бюджета.

Закон о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих в РФ

При учете положения, по Федеральному закону статьи 6 и 7 Об условиях пенсионного обеспечения граждан, которые были трудоустроены в Российской Федерации, а также граждане, которые проходили муниципальную службу, предусмотренную в соответствии с новыми условиями о назначении пенсии за выслугу лет и по старости. Подобные категории устанавливаются гражданскими и федеральными служащими, распространяются на базне назначения пенсии и в соответствии с порядком как с муниципальными и служащими субъектами РФ.

Порядок пенсионного обеспечения

С начала 2018 года были совершены некоторые изменения в порядке пенсионного обеспечения. Так, закон определил, что возраст для чиновников был повышен. Каждый год период трудового стажа будет увеличиваться на 6 месяцев. Это положение определяет назначение и пенсии по выплате по старости лиц, которые занимают муниципальную и государственную должности.

Таким образом, в 2032 году возраст для чиновников мужчин составит 65 лет, а для женщин — 63. Раньше служащие выходили на выплату по общим основаниям. То есть необходимый возраст для мужчины — 60 лет, а для женщины — 55.

Законопроект также объявил о повышении минимального стажа государственным гражданским служащим, который определяет порядок выхода на пенсию по времени. В этом году он составляет 15 с половиной, а затем каждый год будет увеличиваться на 6 месяцев. К 2020 он достигнет 20 лет.

Особенности пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих

По причине возникшей экономической ситуации в стране и в связи с ростом количества людей пенсионного возраста, было создано законодательство, на основании которых совершены некоторые изменения в отношении выхода на пенсию государственных служащих.

Помимо повышения минимального стажа и возраста для чиновников, согласно

статье 25 ФЗ под номером 166 проводится индексация выплат после осуществления надбавок на текущей работе государственных служащих. Исходя из этого, было заморожено увеличения выплат до конца 2018. Поэтому не стоит в этом году надеяться на то, что будет осуществлен перерасчет пенсии и увеличен их текущий размер.

Учитывая вышесказанное, государственные служащие могут претендовать на выплату при достижении определенного стажа, но только после увольнения из государственной службы. В момент расчета пенсии по выслуге учитывается заработная плата с гражданином. К несчастью, трудная система выплаты часто становится причиной споров между органом, который назначает пенсию и пенсионером. В частности, основной проблемой являются дополнительные гарантии, которые предусматриваются местными и региональными законами. Иногда дело доходит до судебных разбирательств. В судебной практике часто решение принимается в пользу потерпевшего.

 

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

www.samso.ru

Пенсионное обеспечение гражданских государственных служащих

Оформление пенсий государственным служащим несколько отличается от стандартной процедуры. Основное отличие заключается в том, что такие пенсионеры могут получает обе выплаты — за выслугу лет на службе и по страховым взносам. В связи с таким положением возникает ряд основных вопросов. Касаются они в основном того, кто имеет право на такие выплаты, а также на каких условиях они могут начисляться. Для решения данных вопросов необходимо обратиться к соответствующему закону.

Закон о пенсионном обеспечении гражданских государственных служащих РФ

Основным законоположением о регулировании пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих является

Федеральный закон под номером 166-ФЗ. Он предписывается основные положения, касающиеся данных аспектов. Для начала необходимо обратиться к статье 4 166-ФЗ О пенсионном обеспечении. Она указывает перечень лиц, которые могут рассчитывать на данные выплаты. К данному списку относятся лица, которые задействованы на федеральной государственной гражданской службе.

Кроме установления основных понятий и положений, которые регулируются данным нормативом, Законом 166-ФЗ предусматриваются также и другие аспекты правового регулирования:

  • условия, по которым пенсионное обеспечение может быть назначено установленному перечню лиц;
  • размеры данных выплат и порядок их расчета;
  • стаж государственной службы, его начисление;
  • порядок начисления выплат, их индексирование.

Данный закон фактически обеспечивает дополнительное денежное пособие госслужащим помимо основного. То есть является еще одной социальной гарантией, на которую может рассчитывать гражданин по достижению требуемого возраста. Актуальным становится вопрос, на каких условиях можно получать такую пенсию.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданским служащим

Структура пенсионного обеспечения федеральных гражданских служащих подразумевает определенные требования для назначения пенсии. Основным из них является достижение минимального стажа труда — изначально он предписывался в 15 лет. Однако последние изменение внесли ряд поправок в данное положение.

При достижении возраста в 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно и при наличии минимального стажа госслужащий может выйти на пенсию за выслугу лет. При этом если он продолжает трудовую деятельность на занимаемой должности, данная пенсионная выплата не назначается. При уходе с должности она будет начисляться с момента увольнения.

Расчет получаемых выплат осуществляется следующим образом:

  • при наличии минимальных 15 лет стажа, госслужащий может рассчитывать на 45% от заработной платы на занимаемой должности;
  • с каждым дополнительным годом данный показатель увеличивается на 3%;
  • общий итог не может превышать 75% от заработка.

То есть наличие 25 лет стажа было достаточно, чтобы получать максимальный уровень пенсионных выплат. При этом следует учитывать, что из среднемесячного заработка, по которому рассчитываются начисления должны быть исключены страховые и иные взносы. Сам среднемесячный заработок при этом рассчитывается за последние 12 месяцев перед прекращением трудовой деятельности.

Правовое регулирование

Правовое регулирование пенсионного обеспечения гражданских государственных служащих основывается на вступлении Закона 166-ФЗ в силу с начала 2002. Данное законоположение устанавливает основные рамки оформления пенсий и порядок их начисления. Подразумевается, что поскольку в данном случае работодателем фактически является государство, то вопросы, связанные с обеспечением прав и ответственности сторон несет на себе Конституция и соответствующие ей нормативы.

Нередко при этом в правовом регулировании данных аспектов возникают сложности. Проблемы пенсионного обеспечения гражданских государственных служащих связаны в основном с условиями его получения и оформления. По мнению экспертов, установленные значения пенсий для госслужащих слишком высоки по сравнению с рядовыми гражданами.

Другие подчеркивают, что речь в данном случае идет скорее наоборот, о низком уровне пенсионного обеспечения остального населения. Правовое регулирование последнего вопроса при этом упирается в ограниченность бюджета. Для решения данной проблемы были проведены реформы и внесены изменения в условия начисления пенсий для госслужащих.

Новое в пенсионном обеспечении гражданских государственных служащих

Новые изменения в пенсионном обеспечении гражданских служащих коснулись главным образом минимального стажа, а также возрастного порога для оформления данных выплат. Изменения предполагают следующие условия:

  • минимальный стаж для выхода на пенсию госслужащих повышается до 20 лет;
  • возраст, позволяющий оформить данное обеспечение составляет 63 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно.

Однако данные изменения вводятся поэтапно. Первое увеличение приходится на 2017 и добавляет 6 месяцев к установленным 15 годам стажа. Далее вплоть до 2026 будет добавляться полугодие до достижения двадцатилетнего показателя.

Аналогичным образом происходит и повышение возрастного порога. В этом случае устанавливается время, в котором госслужащий мог бы выйти на пенсию ранее. Далее к нему прибавляются полугодие за каждый год начиная с 2018. К примеру, женщина достигает возраста для выхода на пенсию в 2019. Однако по новой процедуре она сможет выйти оформиться лишь через 18 месяцев от фактической даты.

С повышением минимального стажа для пенсионного обеспечения гражданских государственных служащих не повышается однако процентный размер начисляемых выплат. Он является фиксированным, и по-прежнему повышается на 3% за каждый год стажа сверх минимального. К примеру, если на 2021 нужный стаж составляет восемнадцатилетний период, то для достижения максимального значения пенсии в 75% от зарплаты необходимо иметь стаж в 28 лет.

Читайте далее

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): Загрузка…

russiansu.ru

Пенсионное обеспечение государственных и муниципальных служащих

Содержание

Введение

1 Пенсионное обеспечение государственных служащих

2 Пенсионное обеспечение муниципальных служащих

3 Пенсионное обеспечение иных категорий государственных служащих

Заключение5

Список литературы


Введение

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации обусловил необходимость проведения пенсионной реформы в целях адаптирования пенсионных отношений к условиям рыночной экономики.

12 декабря 1993 года на всенародном голосовании была принята Конституция Российской Федерации[1] , в статье 7 которой определено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В развитие данной конституционной нормы в рамках пенсионной реформы принят целый пакет федеральных законов, посвященных регламентированию пенсионных отношений.

Правовая регламентация пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих имеет свои особенности. Данные особенности отражены в целом спектре нормативных актов.

Ввиду изложенного исследование правовой регламентации порядка пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих представляется актуальной.

Учитывая специфику данной темы, работа является в основном обобщением целого спектра нормативных актов, в которых содержатся нормы о пенсионном обеспечении государственных и муниципальных служащих.

1 Пенсионное обеспечение государственных служащих

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[2] одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению является пенсия за выслугу лет. Согласно нормам этого же Закона федеральные государственные служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы по следующим основаниям:

· ликвидации федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами РФ;

· увольнению с должностей, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

· достижении предельного возраста, установленного Федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы;

· обнаружившемуся несоответствию замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья, препятствующему продолжению государственной службы;

· увольнению по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.

При этом граждане, уволенные с федеральной государственной службы по основаниям, не связанным с ликвидацией государственного органа и сокращением штата, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[3] , и выплачивается одновременно с ней.

Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной службе, дающей право на эту пенсию.

Условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

В стаж государственной службы входит суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2003 года N 570 «О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом РФ»[4] установлено, что включение в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал государственную должность федеральной государственной службы непосредственно перед увольнением.

Документ, подтверждающий стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, представляется федеральным государственным органом в Пенсионный фонд Российской Федерации для решения вопроса о назначении пенсии.

Периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, подсчитываются и подтверждаются в соответствии с порядком подсчета и подтверждения указанного стажа на основании сведений о трудовой деятельности, трудовом стаже либо стаже государственной службы, содержащихся в трудовой книжке и в иных выданных в установленном порядке документах.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утверждает порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, порядок определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы, некоторым категориям должностей, предусмотренным Перечнем должностей, утвержденным Указом Президента РФ от 17 декабря 2002 года N 1413[5] , включая условия их замещения.

Указом Президента РФ от 17 декабря 2002 года N 1413 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в следующих должностях:

· государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации;

· государственные должности федеральных государственных служащих, предусмотренные Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574[6] ;

· государственные должности федеральной государственной службы, предусмотренные перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, являющимися соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации;

· государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации;

· должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

· должности сотрудников федеральных органов налоговой полиции и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, определяемые в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

· должности сотрудников таможенных органов Российской Федерации, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»[7] ;

· должности прокурорских работников, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»[8] ;

· выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы;

mirznanii.com

Правовое регулирование пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих

(Фомина С. В.)

(«Современное право», N 8, 2002)

Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

С. В. ФОМИНА

С. В. Фомина, государственный советник юстиции 3 класса.

Федеральным законом от 31.07.95 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 07.11.2000; далее — Закон о госслужбе) закреплено право федеральных государственных служащих на пенсионное обеспечение за выслугу лет, по инвалидности, а также в случае потери кормильца на условиях и в порядке, определяемых специальным федеральным законом. До принятия соответствующего закона вопросы пенсионного обеспечения регулировались Указом Президента РФ от 16.08.95 N 854 (в ред. от 13.12.2000) путем установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости или инвалидности. 15 декабря 2001 г. был принят Федеральный закон N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в наст. время — в ред. от 25.07.2002; далее — Закон о пенсионном обеспечении), согласно которому федеральным государственным служащим назначается пенсия за выслугу лет. Таковой признается выплата, устанавливаемая дополнительно к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 25.07.2002; далее — Закон о пенсиях).

Право на пенсию за выслугу лет имеют граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Законом о госслужбе.

Условия, при которых может быть назначена пенсия за выслугу лет:

1) стаж государственной службы не менее 15 лет;

2) увольнение с федеральной государственной службы по основаниям, перечисленным в ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении;

3) замещение должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением;

4) назначение трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Законом о пенсиях.

Следует отметить, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Размер пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим определяется по ст. 14 Закона о пенсионном обеспечении: 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности). Пенсия увеличивается за каждый полный год сверх 15-летней выслуги на 3% среднемесячного заработка. В целом же общая сумма пенсии за выслугу лет и базовой и страховой частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального госслужащего.

Исчисление пенсии за выслугу лет производится из среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения работником возраста, дающего право на трудовую пенсию. Вместе с тем законодательством не установлен исчерпывающий перечень выплат, входящих в состав среднемесячного заработка федеральных государственных служащих. В соответствии со ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении под среднемесячным заработком понимается денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы гражданина, которые учитываются для исчисления размера пенсии, выраженные в денежных единицах РФ и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в выслугу лет или трудовой стаж.

Федеральным государственным служащим в соответствии с действующим законодательством устанавливается денежное содержание, а лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, — денежное вознаграждение. Денежное содержание состоит из должностного оклада, надбавки к этому окладу за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), особые условия государственной службы и выслугу лет, а также из премий по результатам работы. Наряду с денежным содержанием госслужащим производятся иные выплаты, предусмотренные федеральными законами, а также оказывается материальная помощь.

Исходя из смысла статей 2, 14 и 21 Закона о пенсионном обеспечении, среднемесячный заработок федерального государственного служащего следует определять как совокупность всех перечисленных выплат за последние 12 полных месяцев его службы. При этом размер среднемесячного заработка, по которому государственному служащему рассчитывается пенсия за выслугу лет, не может превышать 1,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной государственной службы либо 1,8 должностного оклада, сохраненного по прежней замещавшейся должности федеральной государственной службы.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом РФ (ст. 19 Закона о пенсионном обеспечении). Упоминаемые периоды работы определяются Правительством РФ.

Индексация пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим производится при увеличении их денежного содержания на индекс его увеличения.

Выплата пенсий за выслугу лет осуществляется одновременно с выплатой трудовой пенсии (п. 2 ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении). Однако в период нахождения на государственной службе, дающей право на пенсию за выслугу лет, пенсия не выплачивается.

Назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством РФ, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения и перерасчета ее размера, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Впредь до вступления в силу нормативных правовых актов по вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных служащих назначение, перерасчет и выплата пенсий за выслугу лет этим служащим производятся в порядке, предусмотренном для назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии Положением об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы (Постановление Правительства РФ от 11.11.99 N 1233). Тем самым на 2002 г. закреплен порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет по правилам и условиям назначения, перерасчета и выплаты доплаты к государственной пенсии, производимой до 1 января 2002 г.

Назначение, перерасчет и выплата пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим до вступления в силу специальных нормативных актов в течение 2002 г. производятся Министерством труда и социального развития РФ.

Пенсионное обеспечение членов семей федеральных государственных служащих в случае смерти госслужащего осуществляется в порядке и размерах, установленных Законом о пенсиях.

Однако некоторые правовые проблемы пенсионного обеспечения в действующем законодательстве остались неурегулированными либо противоречащими теории права пенсионного обеспечения. Так, на наш взгляд, законодателем допущено смешение правовых институтов пенсионного законодательства и не учтено, что по своей правовой природе пенсия за выслугу лет является самостоятельной выплатой, зависящей от соответствующего специального стажа и не зависящей от возраста и фактической трудоспособности. В связи с этим вряд ли допустимо — с правовой точки зрения — определение размера пенсии за выслугу лет как дополнительной выплаты к базовой и страховой частям трудовой пенсии по старости (инвалидности).

Нормами Закона о пенсионном обеспечении не предусматривается перерасчет пенсий за выслугу лет в случае увеличения этой выслуги, при последующем после увольнения замещении вышестоящей должности, а также при представлении дополнительных документов — например, о периодах государственной службы и имеющемся заработке. Такой подход законодателя к механизму исчисления пенсий, по нашему мнению, противоречит общим правилам исчисления пенсий за выслугу лет.

Следует отметить, что, в отличие от ранее назначаемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии, размер пенсии за выслугу лет гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяется без применения соответствующего районного коэффициента.

В настоящее время для устранения пробелов в действующем законодательстве по вопросам пенсионного обеспечения как федеральных государственных служащих, так и лиц, проходивших военную службу и службу в правоохранительных органах, а также в целях реализации Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации предполагается разработка законопроекта, предусматривающего общие и соотносимые критерии и принципы пенсионного обеспечения служащих всех видов государственной службы.

——————————————————————

Название документа

center-bereg.ru