Пенсионная реформа в украине в 2018 – последние новости часа, изменения сегодня, самые свежие результаты, формула расчёта

Содержание

Пенсионная реформа в Украине 2018 последние новости

Огромное значение в социальной политике любого государства имеют пенсионные выплаты. Для Украины этот вопрос очень важен. Это связано с кризисным состоянием экономики страны. В 2017 году Верховной Радой Украины было принято ряд законопроектов касательно пенсионной реформы. Так, были предусмотрены изменения в правилах начисления пенсий, нормах и сроках выхода на пенсию. Некоторые из них начали реализовываться в прошлом году, а в нынешнем будут происходить дальнейшие изменения и введение новых правил. Последние новости пенсионной реформы в Украине 2018 году касаются вопросов начисления выплат, терминов выхода на пенсию разных категорий населения страны.

 В новой реформе условно выделяется три уровня:

  1. Первый уровень – это так называемая солидарная система.
  2. Второй уровень – накопительная система. Работодатель делает отчисления денег в накопительный фонд: начиная от двух процентов и до пяти процентов в 2020 году. Ежегодно сумма увеличивается на один процент. На этом уровне такие фонды имеют наполовину государственный, наполовину частный характер.
  3. Третий уровень – в обеспечении пенсионных выплат принимают участие частные накопительные фонды.

Несмотря на множество разговоров об особенностях получения пенсии, перемены в большей мере коснутся тех людей, кто не имеет достаточного стажа. Причина этому то, что было принято закон об поэтапном увеличении показателей назначения пенсии от 59 лет до 63.

Также в Украине продолжается процесс перехода на накопительную систему начисления пенсий. С начала нынешнего года выплаты будут делаться без учета явной заработной платы, выплат из накопительной системы страхования, государственных выплат пенсий, кроме отдельных случаев, обозначенных в Законе. В законопроекте указана норма автоматического перечисления пенсий (в зависимости от показателей инфляции в стране).

myukraina.com.ua

Пенсионная реформа в Украине в 2018 году

Пенсионная реформа в Украине, помимо новых требований к пенсионному возрасту и страховому стажу, привела к комплексным переменам в системе пенсионного обеспечения, в т.ч. изменениям в процедуре начисления и индексации пенсий. Все это привело к возникновению множества вопросов у нынешних и будущих украинских пенсионеров.

Люди хотят знать, чего им ожидать от новой пенсионной реформы. Когда и насколько увеличат пенсии? Какой пенсионный возраст в Украине для мужчин и женщин? Как выйти на пенсию? Сколько нужно стажа? Для того чтобы понять, как изменилась жизнь и доходы пенсионеров, «Юридический портал» разобрался в нововведениях Пенсионной реформы.

Закон Украины №2148-VIII от 03.10.2017 года «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо підвищення пенсій» предусматривает постепенное изменение пенсионной системы в течении следующих 10 лет. По сути, из-за увеличения требований к страховому стажу, украинцы каждый год будут выходить на пенсию по новым правилам.

Чего следует ожидать украинцам

После введения, пенсионная реформа в Украине 2018 будет четко привязана к Пенсионного фонда.Это означает что выплата пособия от государства будет зависеть только от взносов, которые были отчислены в ПФ в течение официальной карьеры гражданина. Достаточно важным вопросом остается минимально необходимый стаж. Граждане, которые официально работали менее 15 лет, пенсия вообще не предполагается. Такие люди будут получать социальную помощь от государства. Размер последней будет зависеть от уровня дохода семьи. Предполагается, что средний размер соц помощи будет составлять 400-500 гривен. Все остальные пенсионеры, которые имеют необходимый страховой стаж, по достижению 60-65 лет получат право на оформление помощи от государства в полном объеме.

Осовременивание пенсий может уменьшить размер предыдущей пенсии. Такой вывод опубликовали сотрудники Института демографии. В своей работе они подсчитали, что средняя пенсия, размер которой составляет 2500 гривен, после модернизации будет составлять 2200 гривен. Однако перечислять выплаты в меньшую сторону не собираются – их просто не повысят.

Пенсия «по-новому»

Новая пенсионная реформа 2018 года в Украине имеет модернизированную формулу расчета ежемесячной выплаты в зависимости от средней заработной платы:

Пенсия= Сз*Ікз*Кс, где:

  • Сз – средняя заработная плата за последние 3 года перед выходом на пенсию;
  • Икз – отношение начисленной заработной платы к фактически получаемой;
  • Кс – множитель общей продолжительности работы человека до величины оценки 1 года страхового стажа.

Важно! С начала 2018 года, коэффициент 1 года страхового стажа равна единице. Это означает, что многим украинцам могут не повысить пенсию.

Обеспечение пенсией отдельных категорий граждан

Некоторые украинцы имеют право на досрочный выход на пенсию. К таким относятся:

  • люди с нарушениями опорного аппарата (лилипуты и карлики) – в 45 лет мужчины и 40 лет женщины;
  • инвалиды по зрению 1-й группы – по достижению 50 и 40 лет для мужчин и женщин соответственно;
  • многодетные женщины (те, которые самостоятельно родили и воспитали 5 и более детей, имеют право выйти на пенсию уже в 50 лет, при условии наличия 15-летнего стажа. Если детей самостоятельно воспитывал отец, то он имеет право оставить карьеру уже в 55 лет;
  • лица, которые относятся к отдельным категориям военнослужащих и другие из этого списка, могут покинуть службу в 55 лет (мужчины) и 50 (женщины). При этом общая выслуга должна быть не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно.

Важно! Пенсионеры могут подать заявление на перерасчет размера своего обеспечения в течение двух лет после вступления в силу пенсионной реформы.

Пенсионный возраст и страховой стаж

Формально возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин остался на прежнем уровне — 60 лет, однако, повысились требования к трудовому стажу. С 2018 года выйти на пенсию при достижении пенсионного возраста могут лишь те украинцы, кто работал и платил взносы 25 и более лет.

С каждым последующим годом требования к количеству необходимого страхового стажа для пенсии будут расти (+ 12 месяцев). Таким образом, к 2028-му нужно будет иметь 35 лет стажа. Те, у кого его не набирается, смогут уйти на заслуженный отдых только в 63 года. Если к 65 годам человек имеет страховой стаж менее 15 лет, пенсию он получать не будет. Вместо нее будет предоставляться социальная помощь, размер которой определяется, исходя из уровня доходов семьи пенсионера.

Кроме того, Пенсионная реформа предусматривает предоставление украинским гражданам в промежуток с 01.01.2018 по 31.12.2020 года временной гос. соцпомощи. Ее назначают неработающим лицам, достигшим установленного пенсионного возраста, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, но не получившим право на пенсионные выплаты. Выдаваться денежная помощь будет на период до приобретения права на пенсию по возрасту в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Во сколько лет женщинам можно выйти на пенсию?

К женщинам новая пенсионная реформа в Украине оказалась более лояльной, поскольку сохранила для них возможность выхода на пенсию до достижения 60 лет. Пенсионный возраст для прекрасной половины населения будет увеличиваться постепенно и шестидесяти лет достигнет только в 2021 году.

Так, например, в 2018 году при наличии соответствующего страхового стажа (см. таблицу выше) на пенсию могут выйти женщины, которым исполнилось 58,5 лет. Соответственно уйти на заслуженный отдых женщины могут после достижения ими такого возраста:

  • в 2019 году — 59 лет (родившиеся с 01.04.1960 по 30.09.1960)
  • в 2020 году — 59,5 лет (родившиеся с 01.10.1960 по 31.03.961)
  • в 2021 году — 60 лет (родившиеся с 01.04.1961 по 31.12.1961)

Что входит в трудовой стаж для начисления пенсии в Украине?

Как известно новая Пенсионная реформа внесла серьезные коррективы в учет трудового стажа для оформления пенсии. В связи с этим у многих украинцев возникает вполне закономерный вопрос: «Входит ли в страховой стаж учеба в институте, служба в армии, декретный отпуск и центр занятости?».

В соответствии с изменениями, внесенными Законом Украины «О повышении пенсий», в страховой стаж для определения права на назначение пенсии, помимо записей в трудовой книжке, включаются следующие периоды:

  • прохождение военной службы (в т.ч. в советской армии) — по 31.12.2017 включительно
  • пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами (декрет) — с 01.01.2004 года по 30.06.2013 включительно
  • обучение в высших учебных заведениях на стационаре (бюджет), а также учеба в аспирантуре и докторантуре — с 01.01.2004 по 31.12.2017 включительно
  • нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 6 лет — с 01.01.2004 до момента введения уплаты страховых взносов (ЕСВ) за женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми до достижения ими трехлетнего возраста

Кроме того, в пенсионный стаж засчитывается период ведения предпринимательской деятельности на упрощенной системе налогообложения или с применением фиксированного налога:

  • с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 включительно — подтверждается справкой о регистрации предпринимателя
  • с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 включительно — при уплате ЕСВ (независимо от размера единого страхового взноса)

Что делать, если не хватает страхового стажа?

Новое пенсионное законодательство предусматривает два варианта решения данной проблемы. Первый — докупить страховой стаж. При этом покупка 1 года стажа обойдется в 16896 гривен. Второй вариант — продолжать работать, зарабатывая недостающий стаж, и выйти на заслуженный отдых позже.

Перерасчет пенсии в Украине

Повышение пенсий в Украине произошло задним числом. Осовременивание ранее назначенных пенсий, в т.ч. и для работающих пенсионеров, проведено по единой формуле, независимо от того, в каком году пенсии были оформлены. За основу взят единый для всех пенсионеров показатель средней заработной платы за последние 3 года (2014-2016) в размере 3764,4 гривен.

После пересчета около 1,3 млн. пенсионеров получили прибавку к пенсии в размере 200 грн./месяц, на сумму от 200 до 500 гривен вырос размер пенсии еще для 1,2 млн. украинцев. Пенсионные выплаты почти 2 млн. людей пополнились дополнительной суммой в пределах 500-1000 гривен. Еще, примерно, для 1,1 млн. граждан пенсии повысились более чем на 1000 гривен.

Также с 1 октября пересмотрен показатель прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан, к которому привязан размер минимальной пенсии в Украине. Теперь сумма минимальных пенсионных выплат составляет 1452 гривны. Для людей, у которых нет необходимого трудового стажа для назначения пенсии, размер социального пособия увеличен до 1373 грн.

Минимальная пенсия для шахтеров увеличилась на 420 гривен и составляет теперь 4356 грн. Надбавка к минимальной сумме пенсионных выплат чернобыльцев составляет: для 1 категории — 399 грн., второй — 357 грн. и 315 гривен для третьей категории пострадавших от аварии на ЧАЭС.

По данным ПФУ минимальная пенсия для участников боевых действий устанавливается на уровне 2 тысяч 395 гривен, что на 231 грн. больше предыдущего уровня. Выросли выплаты и для инвалидов войны: для 1 группы — 4138 грн., для 2 группы — 3702 грн., для 3 группы — 3267 грн.

Перерасчет пенсий производится в автоматическом режиме без дополнительного обращения. Выплата осовремененных (увеличенных) пенсий в Украине началась с октября 2017 года.

Индексация пенсии

Индексация пенсий в Украине будет происходить ежегодно, начиная с 2019 года. Новый механизм индексации предусматривает пересмотр размера пенсии не менее чем на 50% от роста средней зарплаты (дохода) за 3 года и на 50% индекса потребительских цен. С 2021 года планируется автоматический перерасчет пенсионных выплат без дополнительных на то решений Правительства.

Специальные и досрочные пенсии

С 1 января 2018 года в Украине, в рамках реформы, отменяются специальные пенсии для госслужащих, ученых, депутатов, прокуроров, судей, работников дипломатической службы, должностных лиц органов местного самоуправления и других категорий. Все они переходят на общую систему начисления пенсий, но в любое время могут обратиться в органы Пенсионного фонда и вернуться на спецпенсию. Правда размер выплат не будет пересчитываться и индексироваться.

Помимо специальных пенсий была реформирована и частично отменена система назначения льготных и досрочных пенсий. В частности, для медиков, педагогов и работников социальной защиты отменено право на получение пенсии за выслугу лет. Впрочем, для некоторых категорий украинцев возможность досрочно уйти на пенсию сохранена. А именно:

  • артисты (при наличии стажа творческой деятельности 20-35 лет)
  • лица, работавшие в тяжелых и вредных условиях по списку №1 и №2
  • трактористы-машинисты, доярки, свинарки, работницы текстильного производства
  • женщины, родившие и воспитавшие 5-х и более детей или ребенка-инвалида (в 50 лет при 15-летнем стаже)
  • лилипуты и диспропорциональные карлики (мужчины в возрасте 45 лет и стажем 20 лет, женщины 40 лет со страховым стажем 15 лет)
  • водители городского пассажирского транспорта (в 55 лет и при наличии страхового стажа для мужчин — 30 лет, для женщин — 25 лет)
  • отцы, воспитавшие пятерых и более детей или ребенка с инвалидностью (по достижении 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет)
  • инвалиды 1 группы по зрению (слепые) и инвалиды с детства 1 группы (мужчины, достигшие 50 лет + 15 лет стажа, женщины в 40 лет и при наличии 10 лет стажа)
  • военные — участники боевых действий и члены их семей (после достижения мужчинами 55 лет, женщинами — 50 и при наличии страхового стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин)

Пенсии военным и работающим пенсионерам

Пересчет денежных выплат военнослужащим проводится по отдельному закону. Осовременивание военных пенсий начнется с января 2018 года. Повышение размера выплат будет индивидуальным и напрямую зависит от стажа и денежного обеспечения, в среднем пенсии военным увеличатся на 62%.

С работающих пенсионеров снимается ограничение в выплате пенсии, теперь деньги можно получать в полном объеме. Напомним, что ранее пенсии, размер которых превышает 10 прожиточных минимумов, облагались налогом по ставке 18% и военным сбором в размере 1,5%.

 


god2018dog.ru

Пенсионная реформа в Украине в 2018 году

В результате Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий», проделав длительный путь согласований, уточнений, корректировок, был принят депутатами Верховной Рады Украины 3 октября 2017 года. В этой статье изложены основные тезисы, изменения и принципы расчета пенсий для разных категорий граждан в свете новых законодательных новшеств. В чем их суть – речь пойдет ниже.

На сегодняшний день планы по изменению пенсионной системы становятся реальностью. Благодаря принятому Закону, уже в октябре прошлого года стартовала процедура осовременивания пенсий, за которым последуют и другие нормы, прописанные в документе. Принятие этого важнейшего документа является серьезным шагом на пути реформирования как пенсионной системы, так и сферы социального обеспечения в целом.

Население Украины, в частности пенсионеры и те, кто вот-вот перешагнет границу пенсионного возраста, пытаются понять, чего ждать от пенсионной реформы, в чем состоит суть изменений, какие планы государства на этот счет и в какие сроки следует ждать нововведений. Разобраться в сложностях пенсионных реформ поможет эта статья, в которой изложена информация из официальных источников, мнения аналитиков и ответы на самые «горячие» вопросы.

В чем суть пенсионной реформы в Украине

Итак, в 2017 году в Украине стартовал первый этап пенсионной реформы, что неоднократно анонсировалось как на правительственном уровне, так и в средствах массовой информации. Более ранние версии пенсионной реформы оказывались нежизнеспособными, при всей их амбициозности не принесли ожидаемого повышения уровня пенсий и не стали гарантией обеспеченной старости для граждан Украины.

Новые шаги по реформированию стали результатом партнерства Украины с МВФ (International Monetary Fund), с которым был заключен Меморандум о сотрудничестве. В соответствии с принятым документом, Правительство Украины должно предпринять ряд существенных шагов по реформированию пенсионной системы, разработав соответствующую законодательную базу и подготовив условия для администрирования. Как известно, пенсионное обеспечение является показателем благополучности общества и экономической устойчивости государства.

Именно эти условия способствовали разработке и принятию поправок в Закон о пенсиях, за которые проголосовали народные избранники 3 октября 2017 года.

В сфере социальной политики государство обязано заботиться о своих гражданах, достигших преклонного возраста или утративших способность продолжать трудовую деятельность. Эта забота должна заключаться в регулярной выплате пенсий, размер которой обеспечивает насущные потребности лиц преклонного возраста. Как дело обстоит на самом деле, — поговорим чуть позже, а пока перейдем к сути пенсионной реформы.

Реформирование заключается во внедрении трехуровневого пенсионного обеспечения, которое до настоящего дня состоит из солидарной системы и накопительной пенсии. Если первая часть пенсионной системы худо-бедно работает в стране, то накопительные пенсии практически остаются нереализованным сектором.

В планах Правительства Украины – запуск механизма солидарной пенсии в комплексе с добровольным пенсионным страхованием, которое должно стать неотъемлемой частью всей пенсионной системы в стране:

  • солидарная система
  • общая накопительная
  • добровольная негосударственная накопительная

Новости пенсионной реформы

В планах Кабмина и профильных министерств – сокращение дефицита ПФУ, который составляет более 145 млрд грн. Этот разрыв между доходной и расходной частью покрывается средствами Государственного бюджета Украины.

Средний размер пенсий увеличится и это также приведет к росту расходной части бюджета ПФУ. Таким образом, при возросшей расходной части сокращение дефицита ПФУ можно воспринимать как существенный шаг по исправлению ситуации в пенсионном обеспечении.

Статья 26 Закона Украины «Об общем государственном пенсионном страховании», в соответствии с принятыми поправками теперь регламентирует пенсионный возраст 60 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет (см. таблицу).

Право на досрочный выход на пенсию имеют женщины 1961 года рождения и старше, которые имеют необходимое количество лет страхового стажа.

Если у застрахованного лица в возрасте 63 года после 1 января 2018 года нет страхового стажа, но есть таковой за предыдущий период, то назначение пенсии происходит по такой схеме.

В возрасте 65 лет могут выйти на пенсию лица, имеющие на 1 января 2019 года количество лет страхового стажа, указанного в таблице ниже.

Начиная с 1 октября 2017 года, проводится существенное осовременивание пенсий, а работающим пенсионерам предоставляется право получения пенсий в полном объеме. Поправки в Закон отменяют ранее принятый запрет на выплату пенсий работающим пенсионерам до 31 декабря 2017 года. С 1 октября прошлого год пенсионеры, в том числе и военные пенсионеры, получают пенсии и зарплаты в полном объеме.

В чем заключается смысл осовременивания пенсий:

  • Единый показатель средней зарплаты, используемый при назначении пенсии на уровне 3764,4 грн
  • Стоимость показателя страхового стажа – 1%
  • Страховой стаж для женщин – 30 лет, для мужчин – 35 лет.
  • На переходный период для новых пенсий стоимость года страхового стажа останется 1,35%.
  • В 2018 году при расчете пенсии будет использоваться показатель стоимости года стажа 1%.
  • Для усовершенствования расчета пенсий предполагается их автоматический перерасчет.

Если застрахованное лицо имеет стаж 30 лет (женщины) и 35 лет (мужчины), то предусматривается пенсия на уровне прожиточного минимума. Ежегодно будет проводиться индексация пенсий: в 2019-2020 г.г – по решению Кабинета Министров Украины, начиная с 2021 года, — с учетом индекса потребительских цен.

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты не должен превышать 10 прожиточных минимумов для трудоспособных граждан. Такая же норма предусматривается для страховых выплат лицам, утративших кормильца.

Отменяются специальные пенсии для:

  • Государственных служащих
  • Научных деятелей
  • Должностных лиц местного самоуправления
  • Прокуроров
  • Депутатов
  • Журналистов

Пенсии, которые были назначены в более ранние сроки, остаются в прежнем объеме. При недостатке страхового стажа предусматривается его «покупка» с коэффициентом 2 – до 12 месяцев и с коэффициентом 1,5 – до 24 месяцев.

Поправки в Закон о пенсиях также предусматривает целый ряд механизмов совершенствования пенсионных начислений и выплат. Это касается и возможности автоматического перерасчета без обращения в Пенсионный фонд, и упрощение проверок документов о заработной плате, других процедурных вопросов.

Виды пенсий

Пенсии подразделяются на четыре вида:

  • по достижению определенного возраста
  • по получении инвалидности
  • при потере (отсутствию) кормильца
  • военные пенсии

Пенсии, назначаемые по достижению определенного возраста, будут находиться под администрированием ПФУ, Фонд будет аккумулировать денежные средства и производить выплату пенсий.

Пенсии по инвалидности будет выплачивать Фонд социального страхования. Пенсии по утрате кормильца также будет финансировать ФСС – Фонд социального страхования Украины.

Пенсии по выслуге лет останутся только для военнослужащих, имеющих выслугу не менее 25 лет. Выслуга будет фиксированной, но взносы, уплачиваемые с фонда оплаты труда, будут перечисляться в двойном размере. По словам министра социальной политики, пенсионные выплаты военнослужащим до 60 лет будут производиться за счет средств Государственного бюджета, свыше 60 лет – за счет средств Пенсионного фонда.

В связи с увеличением пенсионного возраста в Украине стоит отметить, что наша страна даже после повышения пенсионный возраста остается одним из самых низких в Европе. Например, в ряде стран пенсионный возраст составляет 60-65 лет как для мужчин, так и для женщин, а в Швеции ведется обсуждение вопроса о повышении пенсионного возраста до 75 лет.

Безусловно, не вполне корректно сравнивать социальное обеспечение достаточно благополучной Швеции и только выстраивающей свою национальную экономику Украины. Но постепенный переход на европейские социальные и жизненные стандарты является необходимым условием развития нашего общества на новом качественном уровне.

Цели пенсионного реформирования

Пенсионная реформа, кроме того, что она обусловлена требованиями Меморандума с МВФ, несет в себе механизм поступательного развития социального обеспечения в Украине. Специалисты сходятся во мнении, что пенсионное реформирование принесет ряд положительных результатов, а именно:

  • Обеспечит надежность и стабильность пенсионных выплат
  • Оптимизирует механизм управления средствами, поступающими в ПФУ
  • Стимулирует украинцев отказываться от зарплат в конвертах, чтобы своими взносами обеспечить себе пенсию по возрасту
  • Повышает сознательность граждан в части заботы о своем будущем
  • Повысит уровень жизни пенсионеров, что является самой главной целью пенсионной реформы.

Забота о пенсионном обеспечении

Одной из целей реформирования является развитие у каждого гражданина чувства ответственности за свое будущее. Перекладывать ответственность на государство, надеясь, что оно будет заботиться за человеком в старости, — несколько безответственно. К сожалению, наше государство пока не в состоянии обеспечить достойное денежное обеспечение пожилых людей.

В стране, где экономика подорвана военными действиями на востоке страны, а также олигархическими и политическими распрями, снимать с себя ответственность за собственное благополучие, мягко говоря, неразумно. Говоря словами классика, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Эта мысль опосредованно заключена в третьей составляющей пенсионной системы, — в добровольном пенсионном страховании.

Для справки: на сегодняшний день в Украине 12 млн пенсионеров, на которых приходится 10 млн работающих граждан. Взносы в виде ЕСВ, который удерживается с фонда оплаты труда, являются источником доходной части бюджета ПФУ. Становится очевидным, что выход из «тени» выплат по заработной плате будет способствовать увеличению объема поступлений в ПФУ.

В минувшем году размер единого социального взноса был существенно снижен. Правительство надеялось таким образом ликвидировать дефицит бюджета пенсионного фонда за счет увеличения притока финансирования. К сожалению, этого не произошло, а дефицит бюджета ПФУ увеличился еще больше.

Пенсионная реформа для пенсионеров

Ожидается, что реформирование пенсионной системы принесет пенсионерам стабильность и повышение размера пенсии.

Пенсионная реформа для работающих

Для работающих граждан пенсионная система принесет четкое понимание, что ждать при наступлении пенсионного возраста, в каком возрасте он наступит в зависимости от года рождения. Пенсионное реформирование также даст возможность работоспособным гражданам активно участвовать в добровольном пенсионном страховании, чтобы подготовиться к выходу на пенсию и обеспечить себе благополучную старость.

Со стороны государства для работающих, которые рассматриваются как потенциальные пенсионеры, следует ждать дальнейших шагов по реализации пенсионной реформы, улучшению администрирования финансовых потоков и стимулированию работодателей проводить регулярные отчисления в ПФУ.

maanimo.com

На Украине вступил в силу закон о пенсионной реформе

КИЕВ, 11 окт — РИА Новости. Основные положения закона о пенсионной реформе, в том числе в части повышения с октября пенсий для 9 миллионов человек, вступили в силу на Украине.

Для транша от МВФ: Порошенко подписал закон о пенсионной реформеВерховная рада Украины 3 октября одобрила этот закон, принятие которого является одним из требований для получения очередного транша кредитования от МВФ. В минувшее воскресенье закон подписал президент Петр Порошенко.

Реформа не предполагает повышения пенсионного возраста, однако предусматривает повышение минимально необходимого для выхода на пенсию страхового стажа с 1 января 2018 года с 15 до 25 лет и последующее ежегодное его повышение на 1 год. Закон предусматривает возможность компенсации отсутствия страхового стажа путем взносов в Пенсионный фонд.

Также закон предусматривает повышение пенсий для 9 миллионов человек с октября и отмену налогообложения пенсий для работающих граждан. Ликвидируются спецпенсии для госслужащих, прокуроров, судей и ученых. Единственное исключение — военные.

Азаров раскритиковал подписанный Порошенко закон о пенсионной реформеВсего на Украине насчитывается около 12 миллионов пенсионеров. С 1 января 2018 года планируется отменить право на назначение пенсии за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социальной защиты и других категорий. Таким образом, число пенсионеров будет уменьшено. Закон предусматривает норму о ежегодной автоматической индексации пенсий для защиты от инфляции.

Также документ предусматривает увеличение максимальной суммы, с которой платится единый социальный взнос (ЕСВ) до 15 минимальных размеров заработной платы (на данный момент 48 тысяч гривен, или 1,9 тысячи долларов). Проект предусматривает увеличение размера ставки ЕСВ для предприятий с вредными условиями труда до 37% по первому списку и до 29% по второму списку. Для других работодателей ставка ЕСВ в 22% сохранится.

По словам украинского премьера Владимира Гройсмана, проведение пенсионной реформы было «делом чести».

Суть пенсионной реформы на Украине: люди все еще слишком долго живут»Для меня лично это было делом чести — начать процесс восстановления справедливости и уважения к людям, которые работали всю жизнь и надеялись на то, что в то время, когда выйдут на пенсию, получат хоть какой-то минимум, который даст возможность нормально жить и удовлетворять небольшие необходимости», — сказал Гройсман накануне вступления в силу закона.

Он сообщил, что минимальная пенсия на Украине в рамках принятой Верховной радой пенсионной реформы с 1 октября увеличивается на 10,7% — с 1,312 тысячи до 1,452 тысячи гривен (с 51 до 56 долларов).

Премьер напомнил, что, кроме того, пенсионная реформа предусматривает увеличение с 1 октября выплат пенсионерам пропорционально их стажу. Благодаря этому для 1,3 миллиона пенсионеров выплаты будут повышены на 200 гривен (7,8 доллара), для 1,2 миллиона — от 200 до 500 гривен (от 7,8 до 19 долларов), почти для 2 миллионов — от 500 до 1 тысячи гривен (от 19 до 39 долларов) и более 1,1 миллиона — более чем на 1 тысячу гривен (39 долларов).

Аналитик: на Украине идет процесс уничтожения пенсионеровНаиболее противоречивая норма в пенсионной реформе — это введение обязательного накопительного уровня с 2019 года. Сейчас при кабмине создана рабочая группа, которая должна разработать дорожную карту его запуска. Если правительство пойдет на введение обязательного накопительного уровня пенсионной системы, то в следующем году Украину ждет очередной достаточно серьезный этап пенсионной реформы.

На данный момент на Украине действует солидарная система начисления пенсий. В октябре 2011 года стартовал первый этап пенсионной реформы, главным элементом которого является постепенное увеличение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет на протяжении десяти лет.

Оппозиция обжалует закон

Всемирный банк и МВФ раскритиковали проект пенсионной реформы на УкраинеПенсионная реформа вызвала серьезную критику со стороны оппозиционных партий в Раде. Фракция «Оппозиционный блок» заявила, что принятый закон фактически «повышает пенсионный возраст, нарушает конституцию Украины и ограничивает возможность миллионов граждан получать пенсии». В связи с этим партия намерена инициировать обращение в Конституционный суд Украины с требованием признать неконституционными отдельные положения закона о пенсионной реформе.

«Оппозиционный блок» выступает против этой антинародной псевдореформы. Мы заявляем, что ответственность за последствия на совести власти и ее приспешников. «Оппозиционный блок» будет добиваться отмены пенсионной реформы в ее нынешнем виде», — говорится в заявлении партии. В «Оппозиционном блоке» считают, что ликвидировать дефицит Пенсионного фонда нужно за счет его наполнения, а не сокращения количества пенсионеров.

По состоянию на вторник обращений о признании положений пенсионной реформы в Конституционный суд страны не поступало.

ria.ru

Пенсионная реформа на Украине. Как власть обманула население — 17.10.2018

Поздравил украинцев с этим событием и президент Петр Порошенко. Однако кардинально в жизни пенсионеров ничего не поменялось: большинство людей пожилого возраста на Украине, по расчетам ООН, живут за чертой бедности. На деле реформа привела к увеличению пенсионного возраста и сокращению числа получателей пенсий, а многие граждане вообще рискуют остаться без пенсий.

Не разгуляешься

Как только закон приняли, минимальный размер пенсии составил 1452 гривны (3540 рублей), что на 140 грн больше, чем раньше. Кроме того, ранее назначенные пенсии пересчитали с учетом средней зарплаты за три года (с 2014 до 2016 год), и теперь они составляют 3764 грн (9180 рублей). Начиная с 2019 года пенсии будут назначать, исходя из средней зарплаты за последние три года и стоимости одного года стажа в размере 1%. До пенсионной реформы коэффициент равнялся 1,35%.Олег Устенко: Реформа не спасет украинскую пенсионную систему

Согласно данным Пенсионного фонда Украины, в июле 2018-го средняя пенсия в стране составляла 2562 грн (6250 рублей). В 2019-м должно произойти небольшое повышение: планируется, что средняя пенсия в следующем году составит 2585 грн (6305 рублей). А вот в 2020-м и в 2021-м средняя пенсия будет расти на 200 грн (около 500 рублей).

При этом министр социальной политики Андрей Рева ранее заявлял, что в 2019-м средняя пенсия благодаря индексации может вырасти на 18,5%. Вот только проиндексировать пенсии правительство, нарушая законодательство, намерено лишь в марте, украв у и без того нищих стариков два месяца.

Обвели вокруг пальца

Решив уйти от непопулярного термина, украинское правительство скромно именует «повышение пенсионного возраста» увеличением страхового стажа, то есть количества трудовых лет, за которые человек платил отчисления в Пенсионный фонд. Теперь, чтобы выйти на пенсию в 60 лет, придется отработать от 25 до 35 лет. Более того, тем, кто не отработал хотя бы 15 лет, пенсия и вовсе не светит. Напомним: до реформы можно было получить минимальную пенсию по возрасту, отработав 15 лет.

С 2018 года минимальный страховой стаж (чтобы человек вообще мог претендовать на пенсию) составил 25 лет и за 10 лет будет повышен до 35 лет. Именно это новшество некоторые эксперты называют «скрытым повышением пенсионного возраста». Для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 25 лет страхового стажа. При стаже от 15 до 25 лет на пенсию можно будет выйти в 63 года, при стаже менее 15 лет — в 65 лет. Каждые 12 месяцев до 2028 года нормативы по минимальному страховому стажу будут увеличиваться на один год. Это значит, что в 2028 году для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 35 лет страхового стажа.

Поблажку раннего выхода на пенсию оставили тем, чей стаж 40 лет. Это позволяет уйти на заслуженный отдых в 56 лет. Но эта норма будет внедрена только через десять лет. Если же стажа недостаточно, то его можно купить, но не более пяти лет. Один год стажа стоит 16 896 гривен (41 200 рублей), а пять лет — 84 480 гривен (206 000 рублей). Для тех, у кого нет необходимого стажа, с 65 лет будет назначена государственная соцпомощь, которая для большинства категорий населения составляет 30% от минимальной пенсии. На Украине вступила в силу пенсионная реформа

И годы учебы на стационаре, и декрет засчитываются в трудовой стаж. Также в страховой стаж включается ведение предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения с 1 января 1998 года по 31 декабря 2017 года включительно. Кроме того, в стаж засчитывается военная служба до 31 декабря 2017 года включительно.

Учитывая то, что начиная с 90-х годов многие украинцы потеряли работу или работали без официального оформления, предъявить к 60 годам 35 лет стажа будет для миллионов будущих пенсионеров крайне проблематично. Для лиц, которые по умолчанию нуждаются в социальной помощи, а это больные гипофизарным нанизмом (карликовость), лица с инвалидностью по зрению I группы, слепые и лица с инвалидностью детства I группы, женщины, родившие пятерых и более детей и воспитавшие их до совершеннолетия, матери лиц с инвалидностью с детства, воспитавшие их до 6-летнего возраста, минимальный стаж увеличили с 10 до 20 лет.

Реформаторы отменили и возможность досрочного выхода на пенсию для госслужащих, судей, ученых и прочих категорий граждан, которые имели привилегии. Все они переведены на общую систему начисления пенсий.

Кроме того, отменено право на назначение пенсии за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социальной защиты и прокуратуры. Ранее эти категории могли выходить на пенсию досрочно. Исключение по досрочному выходу на пенсию оставили лишь для военных и сотрудников силовых органов. Особые условия по досрочному выходу на пенсию сохраняются для тех, кто работает на вредных предприятиях по так называемым спискам 1 и 2.

Псевдореформа

Традиционно украинская власть постаралась переложить ответственность за непопулярную реформу на Международный валютный фонд. Дескать, это они требуют сократить количество пенсионеров.

Однако фонд работает совершенно иначе. В МВФ ставят условие для выделения траншей: вы должны уменьшить дефицит Пенсионного фонда. А уже Порошенко-Гройсман предлагают варианты, и, к сожалению, они выбрали именно вариант пенсионного геноцида украинцев. Кстати, в МВФ не считают действия украинской власти по сокращению количества пенсионеров полноценной реформой пенсионной системы и употребляют термин «параметрическая реформа».

Как известно, в мировой практике пенсионные накопления — и основа материального благополучия самих пенсионеров, и большая доля средств в государственном бюджете. Сейчас объем всех пенсионных накоплений в мире составляет почти 41 триллион долларов. В бюджете Украины, напротив, дефицит порядка 5 миллиардов долларов. Дефицит ПФУ продолжает расти, а ситуации с задержками выплаты пенсий, похоже, будут происходить все чаще.Жизнь после Майдана: Четверть населения Украины скатилась в нищету

В ходе пенсионной реформы планировалось, что с июля 2018 года на Украине может быть запущен второй, накопительный, уровень пенсионной системы. В начале второго этапа пенсионной реформы из зарплат молодых украинцев в обязательном порядке будут вычитать 2%, а со временем — до 7%. Отчисления будут обязанностью работодателя.

Эксперты считают такой процент чрезмерным. Работодатель, который захочет привлечь молодежь, будет увеличивать брутто заработной платы, чтобы сумма, которую человек получает на руки, сохранилась. Таким образом, работодатели будут для молодежи увеличивать эти начисления, а для людей преклонного возраста — нет. Получается, что дискриминируются люди старшего возраста, поскольку те, кому больше 35 лет, будут дешевле обходиться работодателям.

Но, похоже, запуск второго уровня пенсионного обеспечения рискует остаться всего лишь в планах. Если на прошлогоднем пересмотре пенсионных правил лично настаивал премьер Владимир Гройсман и пугал всех своей отставкой, если законопроект не примут, в этом году о введении накопительной пенсии в публичной плоскости не вспоминают.

Минсоцполитики после изучения опыта других стран должно было презентовать проект, как обязать украинцев откладывать деньги на вторую пенсию, где они будут храниться, и кто будет ими заниматься. Однако вместо этого в ведомстве предложили ввести «профессиональное страхование» только для тех, чья специальность входит в списки тяжелых и вредных работ.

Успеть до конца года разработать регулирование, обсудить новый законопроект и принять его уже не смогут, уверены эксперты. Фактически обещание накопительной пенсии останется всего лишь обещанием, а пенсионная реформа завершится латанием старой солидарной системы.

Кто прокормит пенсионеров

Кстати, пенсионная реформа, проведенная правительством Гройсмана по наущению МВФ, не решает главной проблемы: низкая рождаемость и массовая эмиграция уже в ближайшее время приведут к тому, что пенсионеров некому будет кормить. Бедность не порок, а средство для латания дыр в бюджете Украины

По данным прошлого года, на Украине на 11,7 млн пенсионеров приходилось 12,8 млн плательщиков единого социального взноса. То есть один работающий содержит одного пенсионера, естественно, что дефицит бюджета Пенсионного фонда только нарастает. А в ситуации, когда примерно четверть из 26 млн граждан трудоспособного возраста (от 18 до 60 лет) не охвачены пенсионными отчислениями, значительно увеличить пенсионные выплаты украинцам практически невозможно.

Демографическая ситуация на Украине не позволяет надеяться на увеличение количества работающих (средний коэффициент рождаемости на одну женщину в стране — 1,506, то есть нет расширенного воспроизводства населения). По прогнозам социологов, до 2050 года население Украины сократится до 36 миллионов человек. В Институте демографии и социальных исследований имени Птухи отмечают, что если Крым и Донбасс не вернутся в состав страны, то количество граждан снизится до 32 миллионов. Такой неутешительный прогноз связан с низкой тенденцией рождаемости, высоким уровнем смертности и большим потоком миграции.

Проблема миграции очень актуальна для Украины, особенно с учетом того, что уезжают в основном люди трудоспособного возраста. Получив образование, иногда и высшее, украинцы выезжают в поисках лучшей жизни в другие страны. Украина по сути стала донором дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы.

Два пути спасения

По мнению исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, чрезвычайно актуален вопрос, кто будет кормить украинских пенсионеров уже через 2-3 года. По его мнению, если в ближайшее время экономика Украины не заработает и не будут проведены структурные реформы, пенсионную систему Украины ждет коллапс. Экономист: Гройсман — это охранитель бедности на Украине

«Каждый год мы будем решать проблему, как отсрочить коллапс пенсионной системы, потому что в такой постановке эта проблема не решается. Я даже не могу назвать это пенсионной реформой, потому что в реальности речь идет о расчистке поля: вопрос сохранить и дать вообще этой системе выжить.

Если не остановить миграционные процессы, коллапс просто неизбежен. А единственная возможность остановить миграцию — показывать высокие темпы экономического роста и на этом фоне улучшать жизненный уровень граждан. И второй, дополнительный, путь — пытаться детенизировать экономику. А это означает проводить структурные реформы.

Иначе при высоких миграционных процессах и стареющем населении будет сохраняться дефицит Пенсионного фонда», — сказал в комментарии Украина.ру Олег Устенко.

И если сегодняшние пенсионеры уже обречены на получение тех нищенских выплат, которые на Украине считаются пенсиями, то специалисты советуют ныне работающим гражданам позаботиться об альтернативе и накапливать сбережения на старость, насколько это возможно. Но, к сожалению, строить индивидуальные инвестиционные стратегии в стране может незначительный процент людей, которые имеют доход выше среднего. Все остальные сегодня заняты выживанием.

ukraina.ru

Как будет рассчитываться пенсия в Украине с 2018 года

В Украине стартовала пенсионная реформа.


Основные положения пенсионной реформы

Самое важное касается стажа, который для этого необходим. Для того, чтобы выйти на пенсию в 60 лет со следующего года нужно будет стаж в 25 лет. Ежегодно он будет расти на год и к 2028 году составит 35 лет.

Для того, чтобы выйти на пенсию в 63 года, понадобится 15 лет в следующем году и 25 лет – в 2028 году. Для того, чтобы претендовать на пенсию с 65 лет, тоже нужно будет отработать минимум 15 лет.

Кстати, если человек дожил до 65 лет и при этом отработал 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, то его минимальная пенсия будет оставлять 40% от минимальной зарплаты, но не менее прожиточного минимума для пенсионеров.

Если человек достиг 65 летнего возраста, но не наработал такой стаж, то размер пенсии устанавливается пропорционально стажу человека относительно прожиточного минимума. То есть, если мужчина отработал 30 лет вместо 35, то он получит 30/35=85,6% прожиточного минимума. Для женщин, которые отработали 25 лет вместо 30, пенсия будет составлять 25/30=83,3% прожиточного минимума.


Социальную помощь будут платить с 65 лет

Плохая новость ждет тех, кто по тем или иным причинам не может претендовать на пенсию по возрасту. Раньше для таких людей была предусмотрена государственная социальная помощь, которая составляет 30% от минимальной пенсии и начинали платить эти выплаты с 63 лет. Деньги, конечно, небольшие – при минималке на уровне 1452 грн, это 435 грн – но кому-то они помогали выживать.

Теперь же возраст получения этого вида государственной помощи решили повысить. График повышения возраста назначения соцпомощи выглядит следующим образом:

63 года 6 месяцев — для родившихся с 1 октября 1958 года по 31 марта 1959;

64 года — для родившихся с 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959;

64 года 6 месяцев — для родившихся с 1 октября 1959 года по 31 марта 1960;

65 лет – для родившихся с 1 апреля 1960 по 31 декабря 1960 года.

То есть, полностью это новшество вступит в силу с 2025 года.


Новая формула

Хорошие новости ждут пенсионеров, которые вышли на пенсию давно. Им должны будут пересчитать пенсию с учетом повышенной средней зарплаты за последние три года. Она сейчас составляет 3764,40 грн.

Размер пенсии будут рассчитывать по старой формуле:

Размер пенсии =(средняя зарплата за три года)*(индивидуальный коэффициент зарплаты)*(индекс трудового стажа)

При этом, для тех, кто выходит на пенсию с 1 октября по 31 декабря этого года, при назначении пенсии применяется средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, исчисленная как средний показатель по 2014, 2015 и 2016 годам с применением величины оценки одного года страхового стажа в размере 1,35%.

С 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 г. при назначении пенсии применяется средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, исчисленная как средний показатель за 2016 и 2017 годы с применением величины оценки одного года страхового стажа в размере 1%. Правда, если пенсия, назначенная по методу 2018 года, окажется меньше пенсии по методу 2017 года, тогда можно будет назначить пенсию по-старому.

В 2019-2020 годах показатель средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, который применяется для перерасчета пенсий, увеличивается на коэффициент, соответствующий 50 процентам показателя роста потребительских цен за предыдущие годы. И только с 2021 года этот показатель будет увеличиваться автоматически.


Накопительная система заработает с 2019 года

Второй уровень страховой системы заработает чуть позже. Перечисление страховых взносов в накопительную систему пенсионного страхования вводится с 1 января 2019 года.

— Участниками накопительной системы пенсионного страхования являются лица, которые по состоянию на 1 января 2019 подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию,- говорится в законе. — Застрахованные лица, которым на 1 января 2019 осталось менее 10 лет до достижения пенсионного возраста имеют право принять решение не платить страховые взносы в накопительную систему пенсионного страхования.

При этом лица, достигшие пенсионного возраста, не могут быть плательщиками страховых взносов в Накопительный фонд, пишет kp.ua

Но вот, каковы будут размеры этих отчислений, пока не ясно. Это должны будут определить отдельным законом. Сейчас в парламенте на рассмотрении находится законопроект, который предлагает ввести ставку 2% в 2019 году и увеличивать ее на 1 % в год до тех пор, пока она не достигнет 7%.


Стаж можно докупить с коэффициентом 2

Пенсионная реформа предусматривает возможность докупить любое количество лет стажа, которых вам будет не хватать для назначения пенсии. В законопроекте хотели ограничить этот срок двумя годами, но в итоговой версии решили, что можно покупать хоть весь пенсионный стаж.

Правда, стаж этот будет рассчитываться по формуле:

Стоимость = Коэффициент (2)* минимальную зарплату*12 месяцев*22%

В этой формуле переменным является только один множитель – сумма минимальной зарплаты. Так, в этом году она составляет 3200 грн, а со следующего года ее планируют поднять до 3723 грн. Несложно посчитать, что в этом году докупить год стажа будет стоить:

2*3200*12*22%=16 896 грн

А в следующем году: 2*3723*12*22% = 19 657 грн.

С ростом минималки, эта сумма будет расти. Правда, по нашим подсчетам докупать страховой стаж практически не будет иметь никакого смысла.


Богатым придется платить больше

Изменятся также максимальные суммы, с которых работники платят ЕСВ. Коснется это, в первую очередь, людей с высокими белыми зарплатами. До пенсионной реформы максимальная величина базы начисления единого взноса была установлена на уровне 25 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц. В 2017 году максимальные размеры зарплаты (дохода), с которой уплачивают единый взнос выглядели так:

январь — апрель. — 40000 грн;

май — сентябрь  — 42100 грн;

Теперь макисмальную сумму привязали к минимальной зарплате, а точнее, к 15-ти ее размерам. Таким образом, до конца этого года ЕСВ будет платиться с суммы до 48 тысяч гривен, а с нового года – до 56 460 грн.


Максимальные пенсии вырастут с 2018 года

Еще одна новость касается максимального размера пенсий. Ограничение в 10700 грн будет действовать до 31 декабря 2017 года. После этого, с 1 января 2018 года максимальная пенсия будет ограничена 10 размерами минимальной.

На сегодня минималка составляет 1452 грн, какой она будет в 2018 году, мы еще не знаем. Скорее всего, не намного выше. Возможно, ее пересчитают не с 1 января. Поэтому пока можно сказать одно — максимальная пенсия вырастет с нового года с 10700 грн как минимум до 14520 грн.

инфографика РИАНОВОСТИ

london.vgorode.ua

Пенсионная реформа в Украине и России: кому повезло больше

Вслед за нашей страной пенсионный возраст решили поднять и у соседей.

Тенденция последних лет показывает, что в большинстве стран приходится поднимать пенсионный возраст. Не успела закончиться украинская пенсионная реформа, как возраст выхода на пенсию поднимают в соседней России, которая так гордится своей сильной экономикой. Видимо, не все так гладко с поступлениями в бюджет, раз приходится идти на такие непопулярные реформы. Мы решили сравнить, чья реформа более жесткая — украинская или российская.

Что придумали соседи

В России уже давно обсуждали возможность повышения пенсионного возраста, но решились на такой шаг только после очередных выборов Владимира Путина на пост главы государства. При этом эксперты обсуждали несколько вариантов повышения. И мягкие, и жесткие. Но власть остановилась в итоге на самом болезненном. Женщинам пенсионный возраст хотят повысить с 55 до 63 лет, а мужчинам — с 60 до 65 лет. Естественно, рост не будет одномоментным. Пенсионный возраст будут увеличивать постепенно, но тоже довольно быстро — в среднем на полгода каждый год. По принципу, как это было принято у нас при повышении пенсионного возраста для женщин.

Обоснование у правительства простое. Мол, страна погружается в демографическую яму. В ближайшие 10- 15 лет рождаемость в России будет меньше смертности. Это связано с тем, что заводить детей в этот период станет малочисленное поколение, родившееся в 90-х. При этом на пенсию будут уходить «беби-бумеры» 60-х. В итоге число работоспособных граждан станет сокращаться, а число получающих пенсии — расти. В таких условиях, даже чтобы сохранить нынешние и без того невысокие пенсии, государству придется увеличивать расходы бюджета. Денег на это в казне нет.

Многочисленные эксперты на зарплате у Кремля уже вовсю начинают рассказывать народу, что повышение пенсионного возраста — это даже хорошо. Мол, вы хоть и позже выйдете на заслуженный отдых, зато пенсия у вас будет выше. Правда, забывают добавить: если, конечно, доживете.  

Да и проблемы у людей старше 40 в России те же, что и у нас. Сейчас людям даже в возрасте 45+ очень сложно найти новое место работы, особенно в регионах. 

Что произошло у нас

У нас же пенсионный возраст формально повышали только женщинам еще в далеком 2011 году. Тогда это повышение растянули на 10 лет — на полгода за год. В итоге к 2021 году женщины начнут выходить на заслуженный отдых в 60 лет, а не в 55 лет, как это было 7 лет назад.

Однако прошлой осенью случилось и скрытое повышение пенсионного возраста. Для того чтобы выйти на пенсию в 60 лет, с этого года нужно иметь стаж 25 лет. Ежегодно он будет расти на год и к 2028 году составит 35 лет. 

Для того чтобы выйти на пенсию в 63 года, нужно 15 лет стажа в этом году и 25 лет — в 2028-м. Для того чтобы претендовать на пенсию с 65 лет, тоже нужно будет отработать минимум 15 лет.

Кстати, если человек дожил до 65 лет и при этом отработал 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, то его минимальная пенсия будет оставлять 40% от минимальной зарплаты, но не менее прожиточного минимума для пенсионеров.

Если человек по тем или иным причинам не может претендовать на пенсию по возрасту, то для него предусмотрена государственная социальная помощь, которая составляет 30% от минимальной пенсии. К 2025 году порог ее получения будет повышен с 63 до 65 лет. 

Кому хуже?

Несмотря на то что до сих пор нет никаких подробностей будущей российской пенсионной реформы, мы попробуем ее сравнить с нашей по нескольким пунктам и разобраться, чья пенсионная реформа является более жесткой.

Начнем с возраста. У россиян после повышения он будет существенно выше, чем у нас. На три года для женщин и на пять лет — для мужчин.

Но есть еще один момент. У россиян, как и у нас, есть минимальный стаж, при котором назначается пенсия по возрасту. В 2018 году требуется минимальный стаж в девять лет. И с каждым годом необходимый минимальный стаж будет поэтапно увеличиваться на один год в течение десяти лет. К 2025 году вырастет до 15: то есть человек получит право на пенсию при условии, что отработал минимум 15 лет. Кроме минимального стажа еще учитывается такой показатель, как баллы — они вычисляются по формуле, похожей на нашу формулу стажа.

Если пенсионер достиг пенсионного возраста, но не «заработал» минимального количества баллов или стажа, выход на пенсию будет отложен до тех пор, пока необходимый минимум не будет «заработан». Если спустя 5 лет после достижения общеустановленного пенсионного возраста гражданин не сможет заработать необходимое количество баллов и (или) стажа, то вместо страховой будет назначена социальная пенсия по старости.

Если эти положения останутся после повышения пенсионного возраста, то получится, что люди без стажа смогут получать какую-то помощь от государства с 68 лет для женщин и 70 лет для мужчин. 

Чтобы не быть голословными, мы свели все данные в таблицу. Получается, что после введения пенсионной реформы россияне будут позже выходить на пенсию, жить на ней на 3-4 года меньше, чем украинцы, но иметь более высокие пенсии, чем у нас. По крайней мере, сейчас их пенсия более чем в два раза превышает украинскую. Правда, ради справедливости отметим, что и цены в России несколько выше украинских. Плюс российские пенсионеры, в отличие от наших, лишены ряда льгот и субсидий. Так что сказать точно, кому из будущих пенсионеров больше повезло, довольно сложно.

 
 

Кстати 

Не последнее повышение

Возможно, все наши примеры и расчеты через несколько лет снова нужно будет пересматривать. Потому как придется в очередной раз повышать пенсионный возраст. В Украине обещают, что пенсионный возраст не будут менять еще минимум 10 лет. А потом возможно всякое. 

«По прогнозам демографов, через 10 лет нам придется снова возвращаться к этому вопросу», — заявил недавно министр соцполитики Андрей Рева, сообщает пресс-служба ведомства.

По словам Ревы, до этого времени украинцам не грозит повышение пенсионного возраста. А потом уже будет решать какой-нибудь другой министр.

kp.ua