Фз рф 161 – Статья 161. Грабеж — с изменениями, проверено 14.12.2018 — Уголовный кодекс — Кодексы Российской Федерации

Содержание

Статья 9. Закон о национальной платежной системе N 161-ФЗ от 27.06.2011

1. Использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.

2. Оператор по переводу денежных средств вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного средства платежа.

3. До заключения с клиентом договора об использовании электронного средства платежа оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента об условиях использования электронного средства платежа, в частности о любых ограничениях способов и мест использования, случаях повышенного риска использования электронного средства платежа.

4. Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.

5. Оператор по переводу денежных средств обязан обеспечить возможность направления ему клиентом уведомления об утрате электронного средства платежа и (или) о его использовании без согласия клиента.

6. Оператор по переводу денежных средств обязан фиксировать направленные клиенту и полученные от клиента уведомления, а также хранить соответствующую информацию не менее трех лет.

7. Оператор по переводу денежных средств обязан предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием клиентом его электронного средства платежа, в порядке, установленном договором.

8. Оператор по переводу денежных средств обязан рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений, а также не более 60 дней со дня получения заявлений в случае использования электронного средства платежа для осуществления трансграничного перевода денежных средств.

9. Использование клиентом электронного средства платежа может быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств на основании полученного от клиента уведомления или по инициативе оператора по переводу денежных средств при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором.

9.1. В случаях выявления оператором по переводу денежных средств операций, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, оператор по переводу денежных средств приостанавливает использование клиентом электронного средства платежа и осуществляет в отношении уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика действия, предусмотренные частями 5.1 — 5.3 статьи 8 настоящего Федерального закона. При получении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств обязан незамедлительно возобновить использование клиентом электронного средства платежа. При неполучении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств возобновляет использование клиентом электронного средства платежа по истечении двух рабочих дней после дня совершения им действий, предусмотренных частью 5.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

10. Приостановление или прекращение использования клиентом электронного средства платежа не прекращает обязательств клиента и оператора по переводу денежных средств, возникших до момента приостановления или прекращения указанного использования.

11. В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.

11.1. При получении от клиента — юридического лица уведомления, указанного в части 11 настоящей статьи, после осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан незамедлительно направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему получателя средств, уведомление о приостановлении зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств (далее — уведомление о приостановлении) по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России.

11.2. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении до осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан приостановить на срок до пяти рабочих дней со дня получения такого уведомления зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств в сумме перевода денежных средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств и незамедлительно уведомить получателя средств в порядке, установленном договором, заключенным с получателем средств, о приостановлении зачисления денежных средств или увеличения остатка электронных денежных средств и необходимости представления в пределах указанного срока документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств.

11.3. В случае представления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств.

11.4. В случае непредставления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить возврат денежных средств или электронных денежных средств оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, не позднее двух рабочих дней после истечения указанного пятидневного срока. Оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет плательщика или увеличение остатка электронных денежных средств плательщика на сумму их возврата, осуществленного оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, не позднее двух дней со дня их получения.

11.5. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении после осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, уведомление о невозможности приостановления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или приостановления увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России. Оператор по переводу денежных средств не несет ответственности перед клиентом за убытки, возникшие в результате надлежащего исполнения требований, предусмотренных частями 11.2 — 11.4 настоящей статьи.

12. После получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента в соответствии с частью 11 настоящей статьи оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения указанного уведомления.

13. В случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента.

14. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент не направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента.

15. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента — физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент — физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом — физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента — физического лица.

16. Положения части 15 настоящей статьи в части обязанности оператора по переводу денежных средств возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом — физическим лицом уведомления, не применяются в случае совершения операции с использованием клиентом — физическим лицом электронного средства платежа, предусмотренного частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

www.zakonrf.info

суть, разъяснения, комментарии, изменения :: BusinessMan.ru

161 ФЗ «О национальной платежной системе» формулирует ее организационные и правовые принципы, порядок оказания услуг. В нем в числе прочего оговариваются правила осуществления переводов денежных средств, использование электронных инструментов, требования к субъектам, участвующим в соответствующих правоотношениях.

161 ФЗ «О национальной платежной системе»: суть правового регулирования

Нормативный акт основывается на положениях Конституции и международных договорах. Для регулирования правоотношений в НПС Правительство и государственные исполнительные органы могут принимать правовые документы в пределах своих полномочий. Аналогичным правом обладает и ЦБ.

Основные понятия

Рассмотрим ключевые термины, которые использует 161 ФЗ «О национальной платежной системе». Разъяснения понятий приводятся в ст. 3:

  1. НПС. Национальная платежная система представляет собой комплекс субъектов, оказывающих услуги по переводу денег.
  2. Оператор по переводу. В качестве него выступает организация, имеющая право на осуществление перемещения денег, в том числе электронных средств и без открытия счета.
  3. Платежный банковский агент (субагент). Он выступает в качестве юридического лица, не являющегося кредитной компанией. Агентом может быть и индивидуальный предприниматель. Эти субъекты привлекаются кредитной организацией для выполнения определенных операций. Этот пункт ранее отсутствовал в 161 ФЗ «О национальной платежной системе». Изменения были введены 5 мая 2014 года.
  4. Оператор системы платежей. Он является организацией, которая определяет правила работы структуры, выполняет иные обязанности, предусмотренные в нормативном акте.
  5. Оператор услуг инфраструктуры. Он включает в себя операционный, расчетный и платежный клиринговый центры.
  6. Операционный центр. Он представляет собой организацию, которая обеспечивает участникам и клиентам системы доступ к услугам перевода средств.
  7. Клиринговый центр. Этот компонент системы осуществляет прием распоряжений участников об осуществлении переводов и исполнении иных действий, которые предусмотрены рассматриваемым ФЗ.
  8. Расчетный центр. Он обеспечивает исполнение принятых от участников распоряжений путем списания и зачисления средств на банковские счета, осуществляет направление подтверждений выполненных операций.
  9. Перевод денег. Он включает в себя действия оператора в пределах используемых форм безналичного расчета, связанные с предоставлением получателю средств от плательщика.

Оказание услуг

Нормативный акт n 161-ФЗ «О национальной платежной системе» устанавливает определенный порядок совершения операций по переводу средств. В документе, в частности, предусматривается, что оператор оказывает услуги в соответствии с договорами, которые заключаются с клиентами и между субъектами по перемещению денег, в пределах используемых видов безналичного расчета согласно правовым требованиям. Регулирование деятельности банковских агентов (субагентов) осуществляется по ст. 14 ФЗ РФ 161 «О национальной платежной системе». Организации почтовой связи производят операции по переводу средств по соответствующему нормативному акту. Им является ФЗ № 176.

Порядок перевода

Закон 161-ФЗ «О национальной платежной системе» устанавливает, что оператор производит действия с денежными средствами по распоряжению плательщика либо получателя. Данное поручение оформляется в соответствии с используемой формой безналичного расчета. Перевод осуществляется средствами плательщика. Они списываются с его банковского счета или предоставлены ему без открытия р/с. 161 ФЗ «О национальной платежной системе» предусматривает:

  1. Зачисление средств на счет получателя.
  2. Выдачу наличности.
  3. Учет средств в пользу получателя без открытия счета (в случае осуществления перевода электронными деньгами).

Сроки

По 161 ФЗ «О национальной платежной системе», перевод средств осуществляется в течение не более 3 дней. Исключением из данного правила являются операции с электронными деньгами. Исчисление трехдневного срока начинается с даты списания средств со счета или со дня предоставления наличности плательщиком (если перевод осуществляется без открытия р/с).

161 ФЗ «О национальной платежной системе»: комментарии

Нормативный акт устанавливает, что с определенного момента плательщик теряет право отозвать распоряжение об осуществлении перевода. Он наступает сразу после списания средств со счета или предоставления наличности. Иное правило может предусматриваться в рамках используемой формы расчета или ФЗ. Безусловность перевода наступает в момент исполнения определенных получателем/плательщиком либо другими субъектами условий. К ним, в том числе, относят осуществление встречного направления денег в иной валюте, передачу ценных бумаг, предоставление документов. Безусловность может наступать и при отсутствии каких-либо условий.

Окончательность перевода

Она определяется в 161 ФЗ «О национальной платежной системе» в зависимости от операторов. Если получателя и плательщика обслуживает один субъект, окончательность перевода наступает в момент зачисления денег на счет или обеспечения возможности получить наличность. Исключением является операции с электронными средствами. Если плательщика и получателя обслуживают разные субъекты, окончательность перевода наступает при зачислении суммы на счет оператора получателя.

Информирование

Оператор, осуществляющий перевод средств, до совершения операции должен предоставить клиентам возможность ознакомиться с условиями предоставления услуги. Информирование должно производиться в доступной для лиц форме. Клиенты, в том числе, получают сведения о:

  1. Размере вознаграждения и порядке его взимания, если оно предусматривается в договоре.
  2. Способе определения обменного курса, используемого при переводе инвалюты.
  3. Порядке предъявления претензий, в том числе и информации для связи с оператором.
  4. Прочих существенных данных, обусловленных применяемой формой расчета.

Обязанности

Клиент должен предоставить оператору, производящему перевод средств, достоверные сведения для связи с ним. При изменении контактных данных субъект должен своевременно сообщить обновленную информацию. Обязанности оператора по направлению уведомлений, предусмотренных рассматриваемым ФЗ, считается выполненной при отправлении извещения в соответствии с данными, предоставленными клиентом.

Особенности электронного перевода

Клиент предоставляет средства оператору по условиям заключенного договора. Физлицо может передавать деньги, используя свой счет или не открывая его (наличностью). Если клиент является юрлицом, то предоставление средств осуществляется только через р/с. Перевод производится в соответствии с распоряжением плательщика в пользу получателя.

Операция может осуществляться между субъектами, которых обслуживает как один, так и несколько разных операторов. При переводе электронных средств юрлицо или предприниматель могут выступать как плательщики, если получателем является физлицо. Операция производится одновременным принятием распоряжения клиента, уменьшением остатка плательщика и увеличением его у получателя на предусмотренную сумму. Перевод осуществляется немедленно после принятия поручения.

Автономный режим

Он может предусматриваться в договоре оператора с клиентом-физлицом, выступающим как плательщик, и юрлицом/ИП-получателем. Автономный режим предполагает неодновременность совершения действий указанных выше. При его использовании получатель должен ежедневно передавать сведения оператору о произведенных операциях для учета. Поступление информации должно осуществляться не позднее окончания рабочей смены обслуживающего субъекта. При применении автономного режима оператор отправляет плательщику и, если это предусмотрено в договоре, получателю подтверждение перевода немедленно после учета поступивших сведений.

Безотзывность при переводе электронных средств

При автономном режиме она наступает в момент использования клиентом соответствующего инструмента платежа. Окончательным перевод считается после учета оператором данных, в порядке, указанном выше. При наступлении безотзывности прекращается финансовое обязательство плательщика перед клиентом-получателем. Оператор на постоянной основе производит учет сведений об остатках электронных средств и произведенных переводах. Они, по распоряжению клиента, могут быть зачислены на банковский счет или выданы наличными. Данной возможностью могут воспользоваться как физические лица, так и организации и предприниматели. Операторы не имеют права начислять проценты на остаток или выплачивать любое вознаграждение клиенту. Обслуживающий субъект также не может предоставлять средства для увеличения оставшейся суммы электронных денег.

businessman.ru

Статья 30.5. Закон о национальной платежной системе N 161-ФЗ от 27.06.2011

1. Участниками НСПК могут являться:

1) кредитная организация в качестве индивидуального участника НСПК, в том числе кредитная организация, обслуживающая другие кредитные организации;

2) платежная система в качестве системного участника НСПК в порядке, определенном правилами НСПК;

3) Внешэкономбанк в качестве индивидуального участника НСПК;

4) иностранный банк (иностранная кредитная организация) в качестве индивидуального участника НСПК;

5) иностранный центральный (национальный) банк в качестве индивидуального участника НСПК;

6) международная финансовая организация в качестве индивидуального участника НСПК.

2. Кредитные организации, признанные Банком России в установленном им порядке значимыми на рынке платежных услуг, должны являться индивидуальными участниками НСПК. Национально значимые платежные системы должны являться системными участниками НСПК.

3. Кредитные организации не позднее 1 июля 2017 года обязаны обеспечить прием национальных платежных инструментов во всех своих технических устройствах, предназначенных для осуществления расчетов с использованием платежных карт, включая банкоматы, а также в технических устройствах, предназначенных для осуществления расчетов с использованием платежных карт, всех организаций, индивидуальных предпринимателей, с которыми у таких кредитных организаций заключены договоры об осуществлении расчетов по операциям с использованием платежных карт или национальных платежных инструментов.

4. Оператор платежной системы, являющейся системным участником НСПК, обязан обеспечить прием национальных платежных инструментов всеми организациями, индивидуальными предпринимателями, с которыми у кредитных организаций, являющихся участниками платежной системы, заключены договоры об осуществлении расчетов по операциям с использованием платежных карт или национальных платежных инструментов.

5. Кредитные организации при осуществлении операций с предусмотренными частями 5.5 и 5.6 настоящей статьи выплатами за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее — выплаты) обязаны (за исключением случаев, предусмотренных частью 5.4 настоящей статьи) в сроки, установленные частью 5.3 настоящей статьи:

1) предоставлять клиентам — физическим лицам только национальные платежные инструменты в случае, если банковский счет предусматривает осуществление операций с использованием платежных карт. Кредитная организация, предоставляющая национальные платежные инструменты, определяет не менее чем один вид платежной карты (тип продукта в зависимости от предоставляемых клиенту — физическому лицу услуг), которая является национальным платежным инструментом и за предоставление, годовое обслуживание которой, за выдачу наличных денежных средств по которой в указанной кредитной организации, а также в ее банкоматах не взимается плата с клиентов — физических лиц, получающих выплаты, предусмотренные пунктом 4 части 5.5 настоящей статьи;

2) зачислять выплаты на банковские счета клиентов — физических лиц, операции по которым осуществляются с использованием национальных платежных инструментов.

5.1. Кредитные организации обязаны осуществлять на территории Российской Федерации операции с использованием платежных карт по банковским счетам, на которые зачисляются получаемые клиентами — физическими лицами выплаты, только с использованием национальных платежных инструментов. Положения настоящей части не ограничивают право владельца счета осуществлять операции по такому банковскому счету без использования платежной карты.

5.2. Положения частей 5 и 5.1 настоящей статьи считаются также соблюденными в случае размещения на национальном платежном инструменте товарного знака (знака обслуживания), принадлежащего оператору иностранной платежной системы.

5.3. Обязанности кредитных организаций, установленные частями 5 и 5.1 настоящей статьи, наступают:

1) в отношении клиентов — физических лиц при их обращении за открытием банковского счета в целях получения выплат на вновь открываемые банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, — с 1 июля 2017 года;

2) в отношении клиентов — физических лиц (за исключением указанных в пункте 1 настоящей части), получающих выплаты, указанные в пунктах 4 и 5 части 5.5 настоящей статьи, на банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, не являющихся национальными платежными инструментами, — по истечении срока действия указанных платежных карт, но не позднее 1 июля 2020 года;

3) в отношении клиентов — физических лиц (за исключением указанных в пункте 1 настоящей части), получающих выплаты, предусмотренные пунктами 1 — 3 части 5.5 настоящей статьи, — с 1 июля 2018 года.

5.4. Положения частей 5 — 5.3 настоящей статьи не распространяются на случаи получения клиентами — физическими лицами налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, получения клиентами — физическими лицами выплат на банковские счета, не предусматривающие осуществления по ним операций с использованием платежных карт, получения клиентами — физическими лицами выплат посредством наличных расчетов (в том числе через организации почтовой связи), получения клиентами — физическими лицами определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами единовременных выплат или выплат, осуществляемых с периодичностью реже одного раза в год, а также не применяются в отношении физических лиц, имеющих постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.

5.5. Обязанности кредитных организаций, установленные частями 5 и 5.1 настоящей статьи, возникают при осуществлении операций со следующими выплатами:

1) денежное содержание, вознаграждение, довольствие государственных служащих;

2) оплата труда работников (персонала) государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов;

3) государственные стипендии;

4) пенсии и иные социальные выплаты, осуществление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации;

5) ежемесячное пожизненное содержание судей.

5.6. Правительство Российской Федерации по согласованию с Банком России вправе установить перечень иных выплат для целей применения частей 5 и 5.1 настоящей статьи.

5.7. Размер комиссионного вознаграждения, связанного с получением, приемом национального платежного инструмента и его использованием, не должен превышать размер комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитной организацией по платежным картам платежных систем аналогичных вида, типа продукта.

6. Оператор национально значимой платежной системы, являющейся системным участником НСПК, обязан обеспечить предоставление национальных платежных инструментов клиентам в целях, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, всеми участниками платежной системы.

www.zakonrf.info

Федеральный закон РФ № 161-ФЗ: Материальная ответственность военнослужащих

Как и гражданско-правовая, материальная ответственность предполагает возмещение вреда. Однако в отношениях, из которых она вытекает, стороны не являются равными. Термин «материальная ответственность», как правило, рассматривается в плоскости трудовых взаимодействий между нанимателем и работником.

Понятие раскрывает 233 статья ТК. В норме сказано, что материальная ответственность стороны договора наступает за ущерб, нанесенный ею другому участнику отношений в результате противоправного виновного действия/бездействия. Особенностью статьи является то, что она распространяется и на работника, и на нанимателя. Поэтому говорить о том, что наказание может наступить только для подчиненной стороны, неверно.

Вместе с этим военная служба обладает своей спецификой. Для всех граждан, состоящих в рядах ВС, в качестве нанимателя выступает Россия. Соответственно, и материальная ответственность военнослужащих обладает своими особенностями. Рассмотрим их подробнее.

Общие сведения

Материальная ответственность военнослужащих за ущерб, нанесенный державе, обуславливается необходимостью обеспечивать охрану и сохранение госсобственности. Порядок и условия применения санкций к виновным регулируются специальным нормативным актом. Им является 161 Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих». Ряд положений присутствует и в нормативном акте, регламентирующем статус этих граждан.

Определение

Материальная ответственность военнослужащих в юридическом смысле рассматривается как возможность возложения на лиц обязанности возместить ими вред, нанесенный имуществу организации, на территории которой они находятся в период пребывания в рядах ВС. Санкции вменяются виновным вне зависимости от применения к ним административного, дисциплинарного или уголовного наказания. Возложение обязанности по возмещению вреда находится в компетенции госорганов.

Цели

Материальная ответственность военнослужащих ориентирована на формирование у граждан, находящихся в рядах ВС, бережного отношения к имуществу, принадлежащему государству. Этот социально значимый аспект поведения лиц закрепляется в 26 статье нормативного акта, регламентирующего статус субъектов. В ней установлено, что военнослужащий обязан беречь имущество военной организации, в которой несет службу. Аналогичное предписание присутствует и в УВС ВС. Привлечение к материальной ответственности военнослужащего осуществляется только в пределах реально причиненного им вреда.

Субъекты

ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» распространяется на граждан, находящихся на территории в/ч, гарнизонов и прочих аналогичных организаций в процессе исполнения обязанностей в соответствии с УВС ВС, а также лиц, призванных на сборы. При применении положений нормативного акта необходимо учитывать ряд нюансов.

В первую очередь, привлечение к ответственности материального характера допускается, если вред имуществу военной организации был причинен непосредственно из-за бездействий/действий военнослужащего в процессе исполнения им служебных обязанностей. Если же он возник вследствие противоправного поведения субъекта, не при выполнении уставных задач, к нему применяются меры гражданско-правовой направленности.

Пояснения

Пленум ВС в Постановлении №9 от 14 февраля 2000 г. в качестве условия наступления материальной ответственности называет нанесение вреда при выполнении служебных обязанностей. Одновременно это не касается процесса, когда индивид только приступает к решению задач. На практике у судов возникают некоторые затруднения при дифференциации обстоятельств. Не все случаи, которые установлены в ФЗ «О воинской обязанности и службе», инстанции считают допустимым относить к выполнению служебных обязанностей.

Например, речь о следовании гражданина к месту выполнения задач и обратно, пребывании в плену, на лечении, безвестном отсутствии и пр. Кроме того, следует принимать во внимание, что, участвуя в походах и учениях кораблей, находясь в командировке, лицо имеет право на отдых. Соответственно, в эти дни он фактически не выполняет свои обязанности.

Интересный факт

Из приведенных выше пояснений становится очевидным следующий момент. Военнослужащие, которые причинили вред военной организации не при выполнении ими служебных обязанностей (к примеру, во время нахождения на отдыхе), компенсируют его в полном объеме в порядке гражданско-правовой ответственности. Это реализуется путем предоставления вещи того же качества и того же рода, исправления повреждения предмета, компенсации убытков.

Условия возникновения

ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» определяет обязательные обстоятельства, при которых к виновному могут применяться санкции. Это допускается только при наличии реального вреда, противоправности в действиях, причинной связи между поведением и возникшим вредом, доказанной вины. Указанные условия должны выполняться одновременно.

Реальный вред

Закон о материальной ответственности военнослужащих во 2 статье дает определение этому понятию. Реальным вредом именуют утрату или повреждение имущества организации, затраты, которые ей необходимо произвести, или уже осуществленные расходы на восстановление ценностей.

К такому ущербу также относят излишние выплаты. В их число, в частности, входят суммы штрафов, зарплаты, денежные довольствия, перечисленные гражданскому персоналу и уволенным военнослужащим вследствие неправомерного расторжения контракта или задержки по вине командования выдачи трудовых книжек, а также средства, полученные сверх установленной величины в связи со счетной ошибкой.

Объекты

Материальными ценностями в рамках рассматриваемого закона являются все типы вооружения, боевой и прочей техники, горючее, боеприпасы, продовольствие, инженерное, вещевое, квартирное, химическое имущество, прочие средства, денежные в том числе, которые находятся в ведении в/ч, воинских заведений и учреждений, организаций и предприятий Минобороны.

Утратой называют выбывание объекта из владения собственника либо пользователя, вопреки их желанию и воле, вследствие непринятия надлежащих мер по его сохранности. Повреждением имущества называют причинение вещам вреда, который повлек потерю (частичную или полную) полезных свойств. От утраты оно отличается тем, что возникает всегда при прямом воздействии на предмет. К примеру, это может быть поджигание, разрушение и пр. Повреждение может причиняться как умышленно, так и по неосторожности.

Важный момент

При установлении конкретного вида реального вреда, нанесенного военнослужащим, следует учитывать, что повреждение и утрата ценностей отдельных категорий (боеприпасы, оружие, военная техника), а также причинение им дефектов вследствие прямого физического воздействия при тяжких последствиях (к примеру, повлекших снижение боеспособности подразделения и пр.) обладают признаками уголовных преступлений. Наказание за них устанавливается 346-348 статьями УК. Это, однако, не исключает вероятности применения к виновным мер материальной ответственности.

Расходы

Как выше было указано, кроме стоимости имущества, утраченного, поврежденного либо уничтоженного, в составе реального вреда присутствуют затраты, которые в/ч должна будет осуществить или уже произвела для восстановления или приобретения ценностей. К ним, например, относят средства, потраченные на ремонт, транспортировку сверх установленных норм на обеспечение войск. Излишние выплаты, которые осуществила в/ч, могут выражаться в:

  1. Штрафах, неустойке, пенях, компенсации вреда по гражданско-правовым договорам при причинении его иным субъектам и их имуществу.
  2. Денежном довольствии/зарплате, перечисленных служащим и гражданскому персоналу вследствие их незаконного увольнения.
  3. Возмещение вреда здоровью и жизни лицам, возникшего при выполнении ими обязанностей.

Вина

Закон «О материальной ответственности военнослужащих» допускает применение санкций только при наличии умысла или неосторожности в действиях субъекта. Другими словами, должна быть установлена вина гражданина. Определение неосторожности или умысла влияет на то, в каком размере несут материальную ответственность военнослужащие. Бремя доказывания факта причинения вреда и прочих условий применения наказания возлагается на начальников и командиров.

Исключения

161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» не допускает применения наказания к лицам, причинившим ущерб вследствие выполнения приказа начальника или командира, правомерными действиями, связанными с оправданным риском, или в связи с непреодолимой силой. Под последней понимают события, наступившие вне зависимости от воли человека. Например, это может быть обвал в горах, наводнение и пр.

Оправданный риск

Он имеет место, если:

  • Действие было совершено для достижения общественно полезных целей. К примеру, это может быть испытание нового образца вооружения.
  • Поставленной цели нельзя было достичь действиями, не связанными с риском.
  • Субъект, допустивший ситуацию, предпринял все надлежащие меры по предупреждению вреда.

Не будет считаться оправданным риск, который связан с угрозой для здоровья или жизни населения, экологической катастрофы, совершением действий во исполнение необоснованных решений ради реализации поставленной задачи любой ценой.

Правомерное поведение

К действиям, вследствие которых был причинен ущерб, но исключающим ответственность, относят:

  1. Необходимую оборону.
  2. Нанесение вреда при задержании преступника.
  3. Крайнюю необходимость.
  4. Причинение вреда вследствие психического/физического воздействия. Если оно исключает возможность руководить своим поведением и осознавать действия.

Вред, причиненный при исполнении приказа

В такой ситуации материальная ответственность военнослужащих исключается. Приказ начальника/командира может быть правомерным или противоправным. Однако вне зависимости от этого военнослужащий освобождается от наказания. Если приказ был противоправным, то санкции не применяются, когда при непосредственном его исполнении субъект не понимал его незаконность.

За возникший ущерб материальную ответственность будет нести сам начальник/командир. Между тем субъект, нанесший вред умышленно при исполнении заведомо для него противоправного приказа, будет наказан на общих основаниях. Данное положение предусматривается в 5 статье 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».

Классификация наказания

Нормами предусматривается ограниченная и полная материальная ответственность военнослужащих. Последняя возникает в случаях, когда вред нанесен:

  • Субъектом, принявшим имущество под отчет для транспортировки, хранения, пользования, выдачи и прочих целей.
  • Бездействием/действием, содержащим признаки уголовного деяния.
  • Вследствие умышленного уничтожения, хищения, порчи, повреждения, неправомерного расходования либо незаконной эксплуатации ценностей, иных противоправных поведенческих актов, вне зависимости от наличия в них характеристик преступления.
  • Субъектом, находящимся в пьяном виде. При этом речь идет о добровольном приеме не только алкоголя, но и наркотиков и токсических веществ.
  • Умышленными действиями, повлекшими расходы на пребывание в учреждениях здравоохранения пострадавших от них граждан.

Ограниченная ответственность наступает в случае причинения ущерба по неосторожности. К примеру, это может быть вред, связанный с выплатой в/ч неустойки, штрафа за простой судна, вагона, автомобиля, нарушением правил учета, расходования, использования, хранения имущества и пр.

Величина возмещения

Размер материальной ответственности военнослужащих зависит от обстоятельств, при которых возник вред, серьезности нарушения. В случае если действия совершены по неосторожности, величина возмещения не должна превышать:

  1. Одного, двух или трех окладов месячного денежного довольствия, а также 1, 2 или 3 месячных надбавок за выслугу. По этому правилу определяется материальная ответственность военнослужащих по контракту, а также субъектов, призванных на сборы.
  2. 2-х месячных окладов денежного содержания. Такая величина наказания предусматривается для лиц, которые проходят службу по призыву.

Изменение величины взыскания

Оно допускается по решению командира, согласованному с вышестоящим начальством, а также в судебном порядке. Изменение размера взыскания осуществляется в сторону уменьшения. При этом учитываются конкретные обстоятельства происшествия, степень вины, имущественное положение нарушителя.

Величина взыскания не подлежит уменьшению, если вред нанесен вследствие умышленного повреждения, уничтожения, порчи, хищения, незаконного использования либо расходования ценностей или иных противоправных действий вне зависимости от наличия в них признаков уголовного деяния.

Административное расследование

Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» определяет порядок применения взысканий к виновным. В качестве одного из этапов выступает административное расследование. Оно может не выполняться, если причины, по которым возник вред, а также его величина и виновные в его причинении субъекты установлены в ходе проверки, ревизии, следствия или дознания. В других случаях военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности только в соответствии с результатами расследования. На их основании издается приказ либо подается иск в суд.

Цели расследования

Оно назначается для определения причин вреда, его величины и виновных в его возникновении. В процессе расследования должны быть установлены все условия, при которых военнослужащие несут материальную ответственность. Оно назначается немедленно после непосредственного обнаружения вреда.

Длительность расследования – не больше месяца. При необходимости оно может быть продлено не больше чем на 1 мес. Полученные в ходе процедуры результаты должны быть задокументированы. В процессе расследования должны быть даны ответы на такие вопросы:

  • В чем состоит имущественный вред и какова его оценка в денежном выражении?
  • Какие конкретно неправомерные действия привели к его возникновению?
  • Какие нормы, инструкции, уставы, приказы были нарушены субъектом?
  • Ущерб причинен по неосторожности или умышленно?
  • Явились ли причиной вреда бездействия/действия субъекта?
  • Какова степень вины отдельно каждого лица (если их было несколько)?
  • Находился ли виновный субъект при исполнении своих обязанностей?
  • Какие именно обстоятельства способствовали возникновению вреда?

Внесудебный порядок

К материальной ответственности военнослужащие привлекаются в соответствии с письменным приказом командира в/ч. Наказание представляет собой удержание из денежного довольствования величины причиненного ущерба. Такая мера применяется, если размер ущерба составляет не больше 1-го месячного оклада содержания и 1-й надбавки за выслугу. Внесудебный порядок предполагает ряд мероприятий:

  1. После того как начальник был извещен о нанесении имущественного вреда в/ч, он назначает административное расследование.
  2. Командир издает приказ о включении суммы ущерба в книгу по учету недостач.
  3. Начальник знакомит виновного с установленной величиной вреда и правилами его компенсации. При этом военнослужащему разъясняется право возместить ущерб в добровольном порядке.
  4. Командир издает приказ о взыскании установленной суммы путем удержания ее из денежного содержания виновного. Документ должен быть оформлен в течение 2-х недель. Если в течение данного периода приказ не был издан, начальник теряет право привлечь военнослужащего к ответственности.

Судебный порядок

Он применяется, если величина ущерба больше одного месячного оклада денежного довольствия и 1-й надбавки за выслугу. Судебный порядок предполагает оформление иска. Заявление о возмещении вреда, нанесенного командиром в/ч, подается вышестоящим начальником. Иски о привлечении к материальной ответственности военнослужащих и лиц, уволенных со службы, должны рассматриваться военными судами. Удержание из довольствия по принятому решению осуществляется в соответствии с исполнительным листом.

Пределы взыскания

Ежемесячные удержания для компенсации ущерба, нанесенного военнослужащим, производятся по общему правилу в размере 20% от его денежного довольствия. Величина взыскания составляет 50% от содержания, если оно направлено на возмещение вреда, причиненного умышленными действиями, повлекшими расходы на лечение пострадавших в медучреждениях. Если из довольствия осуществляются другие удержания, установленные законодательством, общая их величина не должна быть больше 50% от получаемой военнослужащим суммы.

Дополнительно

Если лицо, причинившее ущерб, уволено с военной службы и не было привлечено к ответственности, взыскание производится в судебном порядке по иску командира. Величина оклада и месячной надбавки определяются на дату выбытия из рядов ВС. При переводе привлеченного к ответственности служащего в другую в/ч, возмещение осуществляется по новому месту в соответствии с записью в денежном аттестате. Если вред третьим лицам был компенсирован в/ч, то она вправе взыскать выплаченную сумму с виновного в порядке регресса.

Заключение

К материальной ответственности не относится обязанность граждан, которые были отчислены из образовательных учреждений военной направленности за неуспеваемость, нежелание обучаться, недисциплинированность, отказались заключить контракты на прохождение службы, а также которые закончили учебу и были уволены до истечения срока службы, возместить потраченные бюджетные средства на их подготовку. Данное положение обуславливается тем, что указанные лица совершили действия, не причинившие реального вреда. Соответственно, к ним нельзя применить правила о назначении денежного взыскания.

fb.ru

Статья 161. Закон о Таможенном регулировании в РФ N 311-ФЗ от 27.11.2010

Это старая редакция документа

1. Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

2. Объекты таможенного контроля и места его проведения определены статьей 95 Таможенного кодекса Таможенного союза.

3. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений.

4. В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи.

5. Формы актов, постановлений, протоколов и иных процессуальных документов, составляемых таможенными органами при проведении отдельных форм таможенного контроля в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, за исключением случаев, когда Таможенным кодексом Таможенного союза указанные полномочия возложены на Комиссию Таможенного союза.

www.zakonrf.info

Закон рф 161-фз от 14112002 — Гильдия юристов и риэлторов

Федеральный закон «О национальной платежной системе» от N 161-ФЗ ст 30

1) кредитная организация в качестве индивидуального участника НСПК, в том числе кредитная организация, обслуживающая другие кредитные организации;

4) пенсии и иные социальные выплаты, осуществление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации;

2. Кредитные организации, признанные Банком России в установленном им порядке значимыми на рынке платежных услуг, должны являться индивидуальными участниками НСПК. Национально значимые платежные системы должны являться системными участниками НСПК.

6) международная финансовая организация в качестве индивидуального участника НСПК.

2) зачислять выплаты на банковские счета клиентов — физических лиц, операции по которым осуществляются с использованием национальных платежных инструментов.

5.6. Правительство Российской Федерации по согласованию с Банком России вправе установить перечень иных выплат для целей применения частей 5 и 5.1 настоящей статьи.

Статья 7

1. При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств клиент предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств на основании заключенного с ним договора.

3) о способах и местах осуществления перевода электронных денежных средств;

8.1. При переводе электронных денежных средств клиент — физическое лицо может выступать плательщиком в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также при условии использования клиентом — физическим лицом электронного средства платежа, указанного в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, либо при условии проведения упрощенной идентификации указанного физического лица вправе переводить денежные средства другому физическому лицу — получателю денежных средств.

8. Перевод электронных денежных средств может осуществляться между плательщиками и получателями средств, являющимися клиентами одного оператора электронных денежных средств или нескольких операторов электронных денежных средств.

14. В случае автономного режима использования электронного средства платежа оператор электронных денежных средств направляет плательщику и в случае, предусмотренном договором, получателю средств подтверждения об осуществлении перевода электронных денежных средств незамедлительно после учета оператором электронных денежных средств информации, полученной в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Настоящая часть распространяется на переводы электронных денежных средств с использованием предоплаченной карты, если иное не предусмотрено договором, заключенным оператором электронных денежных средств с получателем средств или с оператором по переводу денежных средств, либо правилами платежной системы.

4) о способах и местах предоставления денежных средств клиентом — физическим лицом оператору электронных денежных средств;

Федеральный закон № 161-ФЗ от

При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.

«4. Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.»;

6. Государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с согласия собственника имущества такого предприятия сдает указанный земельный участок или его часть в субаренду либо передает свои права и обязанности по договору аренды земельного участка или его части концессионеру в случае, если концессионным соглашением предусмотрено использование указанного земельного участка или его части в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества или осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

1. Унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

2. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Еще по теме:

  • Правила пдд с ноября 2018 ПДД 2018 онлайн России Поправки касаются остаточной глубины протектора шин в новой редакции категорий транспортных средств, а также протектора зимних шин. Изменилось 2 билета ПДД как в ГАИ — смотреть во вкладке «по темам». Новые правила […]
  • Два основных наказания Казенные учреждения — новый тип государственных (муниципальных) учреждений И. Зернова, эксперт журнала «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» Перечислим основные особенности правого положения казенных учреждений: – […]
  • Статья 161 часть 2 пункт а г ук рф Статья 161 часть 2 пункт а г ук рф В ст. 161 (ч. 2) УК РФ приведены квалифицирующие особенности этого преступления. В соответствие с принятым в стране законом, признаки, квалифицирующие данное преступление, схожи со свойствами кражи. […]
  • Правила дорожного движения 2018 с 1 июля билеты ПДД 2018 онлайн России Измемения ПДД в терминах Велосипед, Пешеходная и велосипедная дорожка, Мопед и другие Поправки касаются остаточной глубины протектора шин в новой редакции категорий транспортных средств, а также протектора зимних […]
  • Закон 422-оз Закон Псковской области от 6 января 1997 г Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона Закон Псковской области от […]

grb03.ru

Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ (ред. от 18.07.2017)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Принят

Государственной Думой

22 июня 1999 года

Одобрен

Советом Федерации

25 июня 1999 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее — военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

воинские части — органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу;

командиры (начальники) — командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители;

имущество воинской части (далее — имущество) — все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;

реальный ущерб (далее также — ущерб) — утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Статья 3. Условия материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб

1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

4. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Глава II. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

в результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда;

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.

Глава III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПРИЧИНЕННОГО УЩЕРБА

И ПОРЯДОК ЕГО ВОЗМЕЩЕНИЯ

Статья 6. Определение размера причиненного ущерба

1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, — в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.

2. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), — разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

4. Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном абзацем пятым статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в медицинских организациях.

5. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности.

6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

Статья 7. Проведение административного расследования при обнаружении ущерба

1. Командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

1.1. В случае, если причины ущерба, его размер и виновные лица могут быть установлены в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, вместо административного расследования может проводиться указанное разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

2. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

Статья 8. Возмещение ущерба военнослужащими

1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

2. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования или принятия соответствующим командиром (начальником) решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.

В случае, если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, возмещают причиненный ущерб в валюте страны пребывания. В случае невозможности возмещения ущерба в валюте страны пребывания (в том числе в случае убытия военнослужащего на территорию Российской Федерации) ущерб возмещается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обнаружения ущерба.

4. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.

5. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

6. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме.

7. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.

8. Разница между размером причиненного ущерба и определенным приказом командира (начальника) воинской части или решением суда размером удержаний из денежного довольствия военнослужащего относится за счет средств, выделенных из федерального бюджета соответствующему федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в ведении которого находится воинская часть, решением командира (начальника) в пределах предоставленных ему прав.

Статья 9. Возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы

1. В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) не возместил ко дню увольнения с военной службы (окончания сборов) причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации.

2. В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом. При этом размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) с военной службы (окончания сборов).

3. В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в расчетной книжке или денежном аттестате военнослужащего.

Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту службы, командир (начальник) воинской части обязан направить в пятидневный срок со дня окончания административного расследования, ревизии, проверки, дознания, поступления материалов следствия или решения суда необходимые материалы к новому месту службы военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности.

Возмещение ущерба в этом случае производится по новому месту службы военнослужащего в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы военнослужащего материалов, указанных в настоящем пункте.

Статья 10. Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам

Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством Российской Федерации был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 11. Условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению

Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Порядок производства денежных удержаний

1. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 процентов месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона, — в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего.

2. Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Считать не действующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 г. N 10661-Х «О материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, N 3, ст. 61).

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

12 июля 1999 года

N 161-ФЗ

rulaws.ru