212 фз ст 46 ч 1 – 46. /

ФЗ 212 ст 46 ч 1

Закон № 212-ФЗ

ВНИМАНИЕ!!!

Документ утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250 – ФЗ. В то же время  Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) продолжает осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ст.

УПФР В ГОРОДЕ ИЖЕВСКЕ (МЕЖРАЙОННОЕ) УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

20 Закона № 250-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ « О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщик страховых взносов несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению и порядку представления в орган контроля установленной отчетности, а также за отказ в представлении или непредставление  должностному лицу органа контроля документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов.

Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ст. 46 Закона № 212-ФЗ)

1. Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 4-ФСС), далее – расчет, на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа — не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ),

2. Несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты в орган контроля за уплатой страховых взносов по форматам и в порядке, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Плательщики страховых взносов и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, вправе представлять расчеты в форме электронных документов

(ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов

(ст. 47 Закона № 212-ФЗ)

1. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

2. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов (ст. 48 Закона № 212-ФЗ)

Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

 Должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма

(ч. 1 ст. 37 Закона № 212 – ФЗ).

printscanner.ru

Закон № 212-ФЗ – Ответственность страхователей и банков – Краснодарское Региональное Отделение ФСС

Закон № 212-ФЗ

ВНИМАНИЕ!!! 

Документ утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250 – ФЗ. В то же время  Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд)

продолжает осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ст. 20 Закона № 250-ФЗ).

 

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ « О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщик страховых взносов несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению и порядку представления в орган контроля установленной отчетности, а также за отказ в представлении или непредставление  должностному лицу органа контроля документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов.

 

Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ст. 46 Закона № 212-ФЗ)

 

1. Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

 

Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 4-ФСС), далее – расчет, на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа — не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом

(п. 2 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ),

 

2. Несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

 

Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения,

за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты в орган контроля за уплатой страховых взносов по форматам и в порядке, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Плательщики страховых взносов и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, вправе представлять расчеты в форме электронных документов
(ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

 

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов

(ст. 47 Закона № 212-ФЗ)

 

1. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

 

2. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

 

Отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов (ст. 48 Закона № 212-ФЗ)

 

Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

 

 Должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (ч. 1 ст. 37 Закона № 212 – ФЗ).

 

kubanfss.ru

Вопрос: …Правомерно ли начисление территориальным органом ПФР штрафа

Вопрос: Правомерно ли начисление территориальным органом Пенсионного фонда РФ штрафа в соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в сумме 100 руб. за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, согласно которому размер взносов, подлежащих уплате, составляет 0 руб.? Просрочка составляет менее 180 дней.
Ответ: Статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) определены плательщики страховых взносов.
Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы являются органами, осуществляющими контроль за уплатой страховых взносов (ст. 3 Закона N 212-ФЗ).
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов установлены ст. ст. 15 и 16 Закона N 212-ФЗ.
При этом следует обратить внимание, что Закон N 212-ФЗ не содержит положений, предусматривающих возможность плательщиков страховых взносов не представлять в территориальные органы ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, если сумма по такому расчету составляет 0 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
Таким образом, полагаем, что если территориальным органом ПФР установлен факт непредставления плательщиком страховых взносов в установленный Законом N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, то штраф не может составлять менее 100 руб. вне зависимости от суммы страховых взносов, подлежащих уплате.
Следует отметить, что аналогичного мнения по вопросу применения штрафов за несвоевременное представление в налоговые органы налоговой декларации придерживается Минфин России (см., например, Письма от 27.10.2009 N 03-07-11/270, от 16.01.2008 N 03-02-07/1-14). Считаем необходимым учитывать данную позицию Минфина России ввиду схожести норм п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ и ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ (официальные разъяснения Минздравсоцразвития России по данному вопросу в настоящее время отсутствуют).
Таким образом, по-видимому, территориальные органы ПФР будут привлекать плательщиков страховых взносов к ответственности в виде штрафа (100 руб.) за несвоевременно представленный «нулевой» расчет.
Вместе с этим следует иметь в виду, что по данному вопросу может быть высказано и иное мнение.
Часть 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ предусматривает расчет штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе расчета, но не менее 100 руб. Таким образом, штраф должен рассчитываться территориальными органами ПФР именно в процентном соотношении к подлежащей уплате сумме страховых взносов. Поскольку в рассматриваемом случае подлежащая уплате сумма взносов равна 0, то штраф не может быть рассчитан в процентном соотношении к «нулевой» сумме.
Некоторые суды по вопросу применения штрафов за несвоевременное представление в налоговые органы налоговой декларации соглашаются с такой позицией (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.01.2010 N А26-4188/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.07.2008 N А19-4285/08-52-Ф02-3619/08).
Учитывая изложенное, полагаем, что территориальные органы ПФР вправе начислять штраф в соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ в сумме 100 руб. за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, согласно которому размер взносов, подлежащих уплате, составляет 0 руб. При этом у плательщиков страховых взносов имеется возможность обжаловать начисление таких штрафов в судах, которые, возможно, будут принимать позицию плательщиков.
Д.И.Покшан
Пенсионный фонд РФ
14.04.2010

www.lawmix.ru

Вопрос: Возможно ли снижение судом размера штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

Вопрос: Возможно ли снижение судом размера штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в случае наличия одновременно и смягчающих, и отягчающих обстоятельств?
Ответ: Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельством, отягчающим ответственность за совершение правонарушения, признается совершение правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности (ч. 4 ст. 44 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
На основании ч. 1 ст. 62 Закона N 212-ФЗ данный Закон, за указанными в нем исключениями, вступает в силу с 01.01.2010.
В Законе N 212-ФЗ не содержится запрета на одновременный учет как смягчающих ответственность обстоятельств, так и отягчающих ответственность обстоятельств.
В частности, в Законе N 212-ФЗ не содержится запрета на снижение размера штрафа, установленного Законом N 212-ФЗ, в случае наличия одновременно и смягчающих, и отягчающих обстоятельств.
В каком порядке следует учесть данные обстоятельства, решает по смыслу Закона N 212-ФЗ суд или орган контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающий дело, с учетом его конкретных обстоятельств.
Таким образом, снижение судом размера штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, возможно в случае наличия одновременно и смягчающих, и отягчающих обстоятельств.
Л.Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
02.11.2009

www.lawmix.ru

Пресс-релиз 27.01.2014 О привлечении к ответственности плательщиков страховых взносов по ст.46 ч.1 212-ФЗ — 27 Января 2014

Организация была привлечена территориальным органом ПФР к ответственности по ст. 46.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом банком был в одностороннем порядке закрыт счет данной организации. Банком было направлено организации извещение (предупреждение) о том, что на ее счете два года отсутствуют денежные средства и что данное извещение является основанием для закрытия счета организации в одностороннем порядке банком. Территориальный орган ПФР посчитал, что извещения достаточно, чтобы организации стало известно о закрытии ее счета банком. Подлежит ли в рассматриваемой ситуации организация ответственности, предусмотренной ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ?

В соответствии со ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ нарушение плательщиком страховых взносов установленного настоящим Федеральным законом срока предоставления в орган контроля за уплатой страховых взносов информации об открытии или о закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Обращаем внимание, что данный вид ответственности организаций введен с 01.01.2012.

В Письме ФСС РФ от 10.02.2012 N 15-03-11/08-1395 «О направлении разъяснений об изменениях, внесенных в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2012 года» разъясняется, что вводится ответственность за нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и о закрытии счета в банке в виде штрафа в размере 5000 руб. (ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ). До 01.01.2012 плательщики страховых взносов могли привлекаться только к административной ответственности за несообщение указанных сведений (ч. 1 ст. 15.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Пунктом 1 ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии (закрытии) счетов в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в орган контроля за уплатой страховых взносов о счетах в банке, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Форма таких уведомлений утверждена Письмом ФСС РФ от 28.12.2009 N 02-10/05-13656.

В п. 1.3 Инструкции Банка России от 14.09.2006 N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» указывается, что основанием закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является прекращение договора банковского счета, вклада (депозита) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Закрытие банковского счета, счета по вкладу (депозиту) осуществляется внесением записи о закрытии соответствующего лицевого счета в книгу регистрации открытых счетов.

На основании п. 1.1 ст. 859 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено договором, при отсутствии в течение двух лет денежных средств на счете клиента и операций по этому счету банк вправе отказаться от исполнения договора банковского счета, предупредив в письменной форме об этом клиента. Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении двух месяцев со дня направления банком такого предупреждения, если на счет клиента в течение этого срока не поступили денежные средства.

Также в Письме Банка России от 25.09.2006 N 123-Т «Об отдельных разъяснениях по вопросам банковской деятельности» дается следующее разъяснение.

Возможность расторжения банком договора банковского счета в одностороннем порядке ГК РФ связывает со следующими фактами:

— отсутствия в течение двух лет денежных средств на банковском счете клиента и операций по этому счету, если иное не предусмотрено договором;

— направления клиенту предупреждения о закрытии счета;

— истечения двух месяцев после направления соответствующего предупреждения;

— непоступления денежных средств на счет клиента в течение двух месяцев со дня направления предупреждения.

Так, при одновременном соблюдении всех этих условий кредитная организация вправе расторгнуть договор банковского счета в одностороннем порядке. При этом согласно п. 4 ст. 859 ГК РФ расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента. Учитывая изложенное и с учетом того, что специальный порядок закрытия банковского счета по основаниям, установленным п. 1.1 ст. 859 ГК РФ, не предусмотрен, кредитная организация в рассматриваемом случае закрывает банковский счет клиента в общеустановленном порядке.

Также согласно официальной позиции Конституционного Суда РФ, закрепленной в Определении от 04.06.2007 N 518-О-П, привлечение организации к ответственности в данной ситуации возможно только в том случае, если соответствующим органом будет доказано, что плательщик страховых взносов знал или должен был знать о закрытии банковского счета на момент представления указанных сведений и при этом сообщил органу недостоверные данные.

Данная позиция Конституционного Суда РФ применима к рассматриваемой ситуации, так как она соответствует требованием законодательства о страховых взносах и аналогична судебной практике по данному вопросу, сложившейся уже после вступления в силу ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ.

Таким образом, направление банком извещения (предупреждения) об отсутствии денежных средств на счете и о его праве в одностороннем порядке закрыть счет организации не свидетельствует о непосредственном закрытии банком счета такой организации.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация не подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ, так как направление банком извещения (предупреждения) о возможном закрытии банковского счета не свидетельствует о том, что такой счет будет закрыт банком в одностороннем порядке. Для того чтобы организация была привлечена к ответственности, необходимо, чтобы она достоверно знала о закрытии ее счета банком на определенную дату.

pfr-izhevsk.ru

Нетипичный случай штрафа по ч. 1 ст. 46 212-ФЗ и обжалование в судебном порядке — Юрист Чевельча Олег Константинович — Судебная практика

В практике за прошлый год хочется выделить один необычный пример начисления штрафа ПФР по по ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. 

Предпосылки

В 2010 году ООО поменяло юридический адрес и попыталось произвести снятие с учета в своем территориальном отделении ПФР, дабы встать на учет по новому месту нахождения. В ПФР неоднократно, вплоть до 2014 года направлялись письма с просьбой о снятии с учета, но все это время у ПФР находились причины этого не делать: переезд отделения в другое здание, отсутствие данных о сданной отчетности после переезда, несовпадение остатков на конец периода по восстановленным данным, доказывание направления отчетности за периоды в 2011, 2012, 2013 годах.

Применение ответственности и ход дела

ООО своевременно сдает отчетность за 1 квартал 2014 года через Контур-экстерн и по почте, квитанция о сдаче отчетности в электронном виде была получена. Однако летом 2014 года в ООО поступил отрицательный протокол проверки отчета за 1 кв. 2014 г. с пояснением, что заявитель снят с учета в декабре 2013 года и отчетность следует предоставлять в другой территорриальный отдел ПФР. ООО обращается в свое отделение, им подтверждают снятие с учета и выдают Уведомление о снятии с учета, датированное аж 30.06.2014г.

Далее, в декабре 2014 года ООО получает инкассовое поручение. Оказалось, что их новое отделение ПФР начислило штраф за несвоевременное предоставление отчета за 1 квартал 2014 года. При этом порядок привлечения к ответственности был напрочь нарушен: Акт камеральной проверки, Требование об уплате, Решение о начислении штрафа в ООО не направлялись.

Естественно, были приняты меры к обжалованию неправомерного решения, дело дошло до АС города Москвы. Решение пенсионного фонда было признано неправомерным, сумму штрафа зачли в счет имеющейся задолженности по оплате взносов.

Ответчик в ходе рассмотрения дела приводил следующие доводы:

  • отчетность своевременно направляется страхователем по месту учета;
  • поскольку заявитель (ООО) по месту учета отчетность не предоставил, был правомерно начислен штраф;
  • заявитель должен был знать о том, что он переведен из одного отделения в другое из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Основные доводы ООО основывались на том, что на момент предоставления отчетности за 1 квартал 2014 года сведения о переводе в новое отделение ПФР попросту отсутствовали и имелось добросовестное заблуждение, а также на нарушении ответчиком порядка привлечения к ответственности.

Мотивировка решения суда

«Материалами дела подтверждено, что Обществом были приняты меры к представлению расчета за 1 квартал 2014 г. в установленные сроки и в порядке, определенном указанным Федеральным законом.

На момент возникновения обязанности по представлению расчета за 1 квартал 2014 г. Общество было переведено на учет к ответчику (Прим. отделение ПФР по новому адресу) от третьего лица (Прим. отделение ПФР по прежнему адресу), и у него изменился регистрационный номер страхователя в Пенсионном фонде (был присвоен ему ответчиком). Однако, суд считает, что материалами дела не доказана осведомленность Общества об этих изменениях.

Данные о новом регистрационном номере страхователя и органе Пенсионного фонда, в который Общество было поставлено на учет в качестве страхователя, действительно содержатся в выписке Общества из ЕГРЮЛ, на это обстоятельство, как свидетельствующее об осведомленности Общества, ссылались как представитель ответчика, так и третье лицо.

Однако, поскольку материалами дела не подтверждено, что Общество при регистрации изменения места нахождения в ЕГРЮЛ или впоследствии получило выписку, содержащую все данные, которые были изменены в связи со сменой места нахождения, то оснований для выводов об осведомленности Общества об указанных изменениях у суда не имеется. Обычно, поскольку регистрацию изменений производят налоговые органы, ими выдается выписка из регистрационных данных с датой и номером записи в ЕГРЮЛ о внесении данных сведений, она содержит актуальные для налоговых органов данные – в т.ч. в части изменения места налогового учета, но не затрагивает иную информацию, касающуюся данных об учете в Пенсионном фонде и в Фонде социального страхования.

Между тем материалами дела доказано, что уведомление о регистрации в территориальном органе ПФР по месту нахождения на территории РФ о постановке заявителя на учет в качестве страхователя у ответчика с присвоением регистрационного номера №№№ было получено Обществом только при личной явке к ответчику 30.06.2014 г., т.е. уже после истечения установленного законодательством срока на представление отчета за 1 квартал».

«Доказательств направления в адрес Общества уведомлений о регистрации в территориальном органе ПФР по месту нахождения на территории РФ или извещения Общества о снятии с регистрационного учета и (соответственно) о постановке на учет каким-либо иным способом (в т.ч. по электронным каналам связи) непосредственно после 17.12.2013 г. ни ответчик, ни третье лицо в материалы дела не представили.

Не представлено доказательств, свидетельствующих об осведомленности Общества о смене органа Пенсионного фонда по месту учета и регистрационного номера страхователя на момент возникновения обязанности по представлению отчета за 1 квартал 2014г.».

«Из распечатки третьего лица о поступивших в его адрес по электронным каналам связи расчетах следует, что направленный Обществом расчет 08.05.2014 г. (т.е. в пределах срока, установленного п. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ) был им получен. Информация о том, что данный расчет не может быть принят в связи с постановкой Общества на учет к ответчику, поступила в его адрес только 13.06.2014 г., т.е. за пределами срока представления отчета за 1 квартал. Представленные третьим лицом в судебное заседание распечатки уведомлений об ошибках от 08.05.2014 г. и от 15.05.2014 г. не содержат данных об их получении Обществом.

В свою очередь представитель Общества настаивал на том, что указанные данные были получены им только 13.06.2014 г., доводы Общества подтверждаются распечатками соответствующих писем и протоколов «Контур-Экстерн».

В пользу наличия со стороны Общества добросовестного заблуждения в отношении порядка представления отчетности в Пенсионный фонд после регистрации изменений в ЕГРЮЛ в отношении места нахождения, также свидетельствует тот факт, что отчет по форме РСВ-1 за 4 квартал 2013 г., также подлежащий представлению ответчику в связи с изменением места учета Общества, был принят третьим лицом, при этом каких-либо претензий Обществу в связи с нарушением порядка его представления предъявлено не было.»

С учетом обстоятельств настоящего дела, учитывая отсутствие доказательств извещения Общества о регистрации его в территориальном органе ПФР по новому месту нахождения и снятии с регистрационного учета у третьего лица, принятие Обществом мер к представлению расчета по форме РСВ-1 за 1 квартал 2014 г. в установленный Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ срок, и последующим представлением данного расчета ответчику, суд считает, что в действиях Общества отсутствовал состав правонарушения, установленного ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ».

Также при исследовании доказательств суд заинтересовал вопрос о сдаче отчетности за 2013 год, т.к. Пенсионный фонд поступил непоследовательно, не начислив штраф за несвоевременную сдачу отчета и за этот период.

pravorub.ru

Вопрос: Вправе ли орган контроля за уплатой страховых взносов уменьшить размер штрафа по ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

«Налоговый учет для бухгалтера», 2010, N 4
Вопрос: Вправе ли орган контроля за уплатой страховых взносов уменьшить размер штрафа по ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС» (далее — Закон N 212-ФЗ) более чем в два раза в случае наличия смягчающих обстоятельств? Установлен ли максимальный предел уменьшения штрафа?
А.Богопольский, г. Новокубанск
Ответ: Непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. (ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности (ч. 4 ст. 44 Закона N 212-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ. Следует отметить, что в данной норме максимальный предел снижения размера штрафа не предусмотрен.
В Законе N 212-ФЗ отсутствует аналогичное указанному в п. 3 ст. 114 НК РФ положение. Тем не менее Закон N 212-ФЗ не устанавливает максимальный предел снижения санкции за нарушение.
Таким образом, орган контроля за уплатой страховых взносов исходя из конкретных обстоятельств дела вправе уменьшить размер штрафа по ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ более чем в два раза в случае наличия обстоятельств, признаваемых смягчающими для целей Закона N 212-ФЗ.
Ю.Лермонтов
Консультант
Минфина России
Подписано в печать
25.03.2010

www.lawmix.ru