Закон о льготах – какие есть, кому положены и как получить, последние новости

Содержание

Закон о льготах сельским специалистам

В нашей области действует Закон «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, ушедших на пенсию». Он позволил несколько улучшить материальное положение многим специалистам, работающим на селе, а также тем, кто ушел на заслуженный отдых. Но ряд категорий этой части работников не попал под действие закона, что вызвало обращения граждан в органы исполнительной и законодательной власти области.

Как быть? На этот счет есть два мнения. Некоторые депутаты Законодательного Собрания считают, что достаточно внести в действующий закон незначительные изменения — и вопрос будет снят. Другие расценивают подобный подход как полумеру. На их взгляд, нужен по сути новый закон, который бы учитывал все нюансы федерального законодательства по этой проблематике, а также реалии нашей жизни. Кстати, рабочая группа по подготовке такого закона уже создана и работает. Последнее заседание ее состоялось в минувший четверг. На нем была сделана попытка найти наиболее приемлемое решение. И тем не менее все разногласия снять не удалось. Сегодня мы предоставляем слово сторонникам обоих подходов — публикуем статью Татьяны КОТЛЯР и интервью с Максимом Арепьевым.

Исключить всего четыре слова

До недавнего времени специалистам, работавшим в сельской местности (медикам, педагогам, воспитателям детсадов, работникам культуры и т.д.) и членам их семей предоставлялось бесплатное жилье и не взималась плата за отопление и освещение. Бесплатное жилье с отоплением и освещением сохранялось и пенсионерам, если специалист проработал на селе не менее 10 лет. Известный закон № 122-ФЗ о монетизации льгот передал в регионы полномочия устанавливать льготы сельским специалистам. Остался только закон об образовании, устанавливающий льготы сельским педагогам, но не пенсионерам.

Областной Закон «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию» сохранил бесплатное жилье с бесплатным отоплением и освещением только специалистам, работавшим в организациях, финансируемых из областного или местного бюджета.

1 января 2005 года областной закон вступил в действие, и пенсионеры — бывшие воспитатели колхозных и ведомственных детсадов — вдруг лишились своих льгот — бесплатного отопления и освещения. В начале 90-х годов колхозные и ведомственные детсады стали муниципальными. И сегодня пенсионерки, бывшие воспитатели многих детских садов, пользуются бесплатно освещением и отоплением в зависимости от срока ухода на пенсию. Ушли на пенсию после передачи садика в муниципальную собственность — отопление бесплатное, а ушли на пенсию до передачи — платите за отопление! Такую дискриминацию установил областной закон.

Лишенные льгот сельские специалисты (в основном пенсионеры с маленькой пенсией) начали жаловаться на несправедливость закона. Стало ясно, что, принимая областной закон, депутаты совершили ошибку, и чем быстрее мы эту ошибку исправим — тем лучше. Пять областных депутатов (Фадеев, Мальцев, Костина, Горбатин, Котляр) написали поправку в закон. Всего-то и нужно — исключить из преамбулы закона четыре слова: «финансируемых из областного или местного бюджетов». Тогда действие закона распространится на всех сельских специалистов и пенсионеров. Затраты из бюджета на изменение закона невелики: большинство сельских специалистов и пенсионеров льготы все-таки имеют.

Поправка пяти депутатов была внесена еще в ноябре прошлого года. Аналогичное предложение поступило от Жуковского районного Собрания. Изменение закона улучшит жизнь людям, восстановит справедливость и никому, ни одному человеку, не ухудшит жизнь.

Казалось бы, надо принять поскорее поправку к закону. Не тут-то было. Поправка пятерых депутатов до сих пор не рассмотрена на сессии Законодательного Собрания. 22 февраля этот законопроект просто сняли с рассмотрения на заседании Законодательного Собрания. Депутатам сказали: «Заберите ваш закон — есть рабочая группа, которая создана почти год назад, она и готовит новый закон».

Проблема даже не в сроках. Опасность в том, что рабочая группа, по моему мнению, была создана с противоположной целью: ограничить льготы сельским специалистам. Некоторые районные администрации обратились в областное Законодательное Собрание с предложением ограничить бесплатную электроэнергию сельским специалистам, так как есть люди, которые под маркой «бесплатного освещения» бесплатно обогревают электричеством теплицы и т.п. Рабочую группу создали с целью монетизации льгот сельских специалистов. И она подготовила проект нового закона — натуральные льготы сельским специалистам отменить, заменив денежной компенсаций (400 рублей в месяц: 100 руб. — освещение, 300 руб. — отопление). Даже депутаты Государственной Думы не решились монетизировать льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам. Вероятно, их пыл остудили массовые митинги протеста ветеранов, когда возмущенные старики перекрывали дороги. Сельские специалисты и пенсионеры живут далеко от «белого дома» в Калуге, где депутаты Законодательного Собрания будут принимать закон о монетизации льгот сельским специалистам. Пенсионеры могут лишиться бесплатного отопления. Многие сельские специалисты и пенсионеры живут в квартирах с центральным отоплением. Отопление в сельской местности дорогое, не 300 рублей в месяц, а много дороже. Думаю, отмена бесплатного отопления с освещением ухудшит жизнь многим сельским специалистам, и особенно пенсионерам.

Прежде чем отменять натуральные льготы специалистам, работающим в сельской местности, по-моему, нужно спросить самих сельских специалистов и пенсионеров.

В порядке обсуждения проекта закона прошу специалистов, работающих в сельской местности, а также пенсионеров, проработавших специалистами на селе не менее 10 лет, срочно написать в Законодательное Собрание (248600, г.Калуга, пл.Старый Торг, 2): поддерживаете ли вы замену натуральных льгот (бесплатного отопления и освещения) на компенсацию 400 рублей? Сколько стоит отопление вашего дома или квартиры?

Татьяна КОТЛЯР, депутат Законодательного Собрания Калужской области.

В тёмной комнате можно натворить бед

Интервью с руководителем рабочей группы, депутатом Законодательного Собрания Максимом Арепьевым

— Максим Владимирович, правильно будет, если сказать, что ваша рабочая группа во многом прислушивается к тем письмам, что приходят от граждан в законодательное Собрание?

— Действительно, в прошлом году из Дзержинского, Жуковского, Боровского районов стали поступать письма и обращения граждан с просьбами и предложениями по подготовке проекта закона области «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию». Во многих письмах звучали растерянность и боль по поводу того, что жители в одном сельском поселении, проработавшие бок о бок не один десяток лет, к примеру, в сфере образования, разделены сегодня социальными льготами. Согласно Закону №13-ОЗ области «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию» основанием для предоставления мер социальной поддержки специалисту, работавшему в сельской местности и вышедшему на пенсию, является наличие у него десятилетнего стажа работы в сельской местности в организациях, финансируемых из областного или местного бюджетов.

— Какие категории граждан не попали под действие этого закона?

— За чертой действия закона остались воспитатели ведомственных детских садов, педагогические работники федеральных образовательных учреждений, ликвидированных или переданных в областную или муниципальную собственность на территории области, специалисты, вышедшие на пенсию и проработавшие в сельской местности и переехавшие в город, а также переехавшие в сельскую местность из других регионов Российской Федерации и другие.

Эти многочисленные обращения и стали своего рода инициативой для создания 15 марта 2006 года в Законодательном Собрании области рабочей группы по подготовке проекта закона «О внесении изменений и дополнений в областной Закон «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию». И на сессии Законодательного Собрания 25 мая прошлого года этот закон был поставлен на контроль.

— В каком состоянии сегодня находится подготовка нового законопроекта, ведь его принятия с нетерпением ждут?

— Рабочая группа первоначально была создана с целью решения вопроса о предоставлении мер социальной поддержки бывшим педагогическим работникам, ранее работавшим в ликвидированных федеральных образовательных учреждениях. Кроме того, требовалось утверждение порядка возмещения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки специалистам, работающим в сельской местности.

В процессе работы прибавились другие категории, а именно: медицинские и фармацевтические работники областных и муниципальных учреждений, социальные работники, занятые в государственном секторе государственного обслуживания; работники государственной системы социальных служб; работники культуры и искусства областных муниципальных учреждений и специалисты государственной ветеринарной службы. Данные цели были реализованы в законопроекте, подготовленном рабочей группой к рассмотрению на сессии.

Скажу, что всего нами было проведено тринадцать заседаний рабочей группы, разработаны методические рекомендации по проблемным вопросам реализации данного закона и направлены во все муниципальные образования области.

— Вероятно, не все решается быстро и просто?

— Один мудрец сказал: «В темной комнате можно натворить бед». Вот для того, чтобы потом не каяться за просчеты, нужно семь раз отмерить. Когда начала работать рабочая группа, нужно было определить количество сельских специалистов, которые попадали под действие нового законопроекта. Мы заслушивали и учитывали мнение представителей муниципальных образований, профсоюзных организаций, авторов обращений. Это была кропотливая работа с участием всех муниципальных образований, были сделаны необходимые финансовые расчеты.

И в ноябре, когда, казалось, мы приблизились к итогу, в Законодательное Собрание стали поступать многочисленные обращения жителей области о предоставлении льгот специалистам, ранее работавшим в ведомственных учреждениях, и законодательная инициатива МО «Жуковский район» о внесении изменений и дополнений в Закон «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию», в том числе инициатива самих депутатов. Представленные законодательные инициативы расширили данную категорию граждан и при этом не содержали финасово-экономического обоснования. А если какой-либо закон не подкреплен финансовыми средствами, то это подрыв самого бюджета. В связи с этим рабочей группой были подготовлены запросы о количестве специалистов, работавших в ведомственных учреждениях, в каждое муниципальное образование области.

Поэтому точку ставить было рано. Депутаты решили продолжить работу и предусмотреть меры социальной поддержки специалистам, ранее работавшим в ведомственных учреждениях.

В настоящее время полученная информация обобщается, после чего будет подготовлено финансово-экономическое обоснование и законопроект будет направлен на заключение губернатору области и на рассмотрение в комитеты Законодательного Собрания.

Беседовал Михаил ПОТАПОВ.

www.vest-news.ru

Федеральный закон от 28-05-99 102-ФЗ о льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Актуально в 2019 году

Наименование документа:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.05.99 N 102-ФЗ «О ЛЬГОТЕ НА ПРОЕЗД НА МЕЖДУГОРОДНОМ ТРАНСПОРТЕ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Принявший орган

  • ГД РФ
  • ПРЕЗИДЕНТ РФ
  • СФ РФ

Номер документа

102-ФЗ

Дата принятия

Дата редакции

1999-05-28

Дата регистрации в Минюсте

Статус

Отменен/утратил силу

Публикация

  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Российская газета», N 104, 02.06.99

Российская Федерация

28 мая 1999 года N 102-ФЗ

Принят
Государственной Думой
23 апреля 1999 года

Одобрен
Советом Федерации
17 мая 1999 года

Закон прост: Действие данного документа приостанавливается с 01.01.2004 по 31.12.2004 — Федеральный закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ.

1. Право на 50-процентную скидку со стоимости проезда на междугородном транспорте к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации предоставляется обучающимся по очной форме обучения в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях начального профессионального образования и проживающим в семьях, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.

2. Льгота на проезд предоставляется при использовании междугородного железнодорожного транспорта (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности).

При отсутствии железнодорожного сообщения льгота на проезд предоставляется на одном из следующих видов междугородного транспорта независимо от форм собственности: водном (места III категории), автомобильном (общего пользования), авиационном (экономический класс).

3. Данная льгота предоставляется неоднократно для проезда к месту назначения и обратно в период с 1 октября по 15 мая и один раз к месту назначения и обратно в период с 16 мая по 30 сентября ежегодно.

4. Данная льгота предоставляется обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, указанным в пункте 1 настоящей статьи, для проезда к месту назначения и обратно в случаях:

1) совершения коллективных экскурсионных поездок;

2) необходимости отдыха в каникулярное время;

3) необходимости направления на консультацию, обследование и лечение в лечебно-профилактические учреждения, находящиеся в других населенных пунктах;

4) вызванных семейными обстоятельствами.

5. Ограничение, касающееся предоставления льготы на проезд в период с 16 мая по 30 сентября, установленное пунктом 3 настоящей статьи, не распространяется на случаи, указанные в подпунктах 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи.

Настоящий Федеральный закон не отменяет льготы, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации.

Финансирование расходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, производится за счет средств федерального бюджета.

Порядок предоставления льготы на проезд на междугородном транспорте лицам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, а также порядок возмещения расходов транспортным организациям, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации до 1 января 2000 года установить порядок возмещения расходов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2000 года.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

28 мая 1999 года

N 102-ФЗ

www.zakonprost.ru

Льготы по налогу имущество физических лиц порядок применения

 

 

 

 

 

  1. Порядок налогообложения недвижимости

  2. Лица, имеющие право на льготы по уплате налога на имущество

  3. Порядок применения льгот

  4. Статья 407. Налоговые льготы

  5. Льготы по налогу на имущество физлиц в г. Москве

  6. Льготы по налогу на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге

  7. Льготы по налогам пенсионерам — порядок предоставления и образец заявления

  8. Порядок взыскания недоимки по налогам (пеням, штрафам)

  9. Полезные ссылки по теме

 

Налог на недвижимость

Порядок налогообложения недвижимого имущества физических лиц до 31.12.2014 был установлен Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон № 2003-1), а с 01.01.2015 — установлен главой 32 Налогового кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ. В главе 32 НК содержится специальная статья 407. Налоговые льготы.

Согласно новому Закону 4 октября 2014 года № 284-ФЗ о налоге на недвижимость физлиц:

 

Лица, имеющие право на льготы по уплате налога на имущество:

По Закону РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»По Федеральному закону от 04.10.2014 № 284-ФЗ

От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

  • инвалиды I и II групп,  инвалиды с детства;

  • участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

  • лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

  • лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего;

  • пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

  • граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак.

Налог на имущество физических лиц не уплачивается:

  • со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования;

  • с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

Право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства;

4) участники гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии  с  Федеральным законом  от 26 ноября 1998 года  №  175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую  деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;

15) физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

 

Порядок применения льгот по налогу на имущество


Обратите внимание: с 01.01.2018 изменяется порядок предоставления льгот по налогу на имущество физлиц, а также по транспортному и земельному налогу физических лиц.


До 31.12.2014 порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом № 2003-1, с 01.01.2015 — Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ.

На основании пункта 2 статьи 4 Закона № 2003-1 пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц. При этом количество объектов, находящихся в собственности пенсионера, значения не имеет.

Лицам, имеющим право на льготы, следует самостоятельно представить  необходимые документы в налоговые органы по месту жительства (пункт 1 статьи 5 Закона от 24.11.2004 № 2003-1, пункт 6 статьи 407 Налогового кодекса РФ (после 01.01.2015)) или месту нахождения недвижимости (если место жительства и нахождения имущества не совпадают),   включая лиц, достигших пенсионного возраста и получающих пенсию в соответствии с пенсионным законодательством РФ.

Независимо от количества оснований льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого вида по выбору налогоплательщика (пункты 3, 4 статьи 407 НК). На местном уровне могут быть предусмотрены дополнительные льготы, а также основания и порядок их применения (абз. 2 п. 2 ст. 399 НК).

В соответствии с п. 5 ст. 407 НК льгота не предоставляется в отношении объектов, кадастровая стоимость которых более 300 млн рублей, и имущества, включенного в установленный органом исполнительной власти субъекта РФ перечень объектов, для которых база по налогу на имущество организаций определяется исходя из кадастровой стоимости (например, торговых или административных центров и помещений в них), а также объектов, образованных, в частности, в результате раздела недвижимости, указанной в таком перечне.

Документы, подтверждающие право на льготу, и заявление на предоставление льготы налогоплательщик вправе подать в инспекцию по своему выбору (п. 6 ст. 407 НК). Если физлицу уже предоставлялась льгота в соответствии с Законом о налоге на имущество физлиц, оно вправе не подавать документы и заявление повторно (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ). Кроме того, если физлицо, имеющее право на льготу, является собственником нескольких объектов налогообложения одного вида (например, двух квартир), это лицо до 1 ноября налогового периода, начиная с которого в отношении объектов применяется льгота, представляет заявление (пока форма заявления не утверждена, можно пользоваться предлагаемой формой). В нем указывается объект, в отношении которого будет применяться льгота. При отсутствии такого заявления освобождение предоставляется в отношении объекта с максимальной суммой налога к уплате (п. 7 ст. 407 НК).

Примечание:

Достаточно часто встречается ситуация, когда работники налоговых органов почему-то «вдруг перестают видеть» документы, которые им предъявляют пенсионеры или под различными предлогами не хотят принимать их копии.

Так летом 2011 года ФНС Борского района Нижегородской области отказалась принять копии пенсионных удостоверений лиц, на чье имя начислялся налог на имущество. Мягко говоря — это странно. Понятна позиция ФНС — любыми способами наполнить бюджеты, но не до такой же степени!

Как видно из статьи 407 Налогового кодекса РФ уведомительный порядок сохранился и для тех, кто решил воспользоваться налоговой льготой после 1 января 2015 года.

 

Налоговые льготы по налогу на недвижимое имущество

Статья 407. Налоговые льготы

  1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

  2. 1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

    2) инвалиды I и II групп инвалидности;

    3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;

    4) участники гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

    5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

    6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии  с  Федеральным законом  от 26 ноября 1998 года  №  175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

    7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

    8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

    9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;

    10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

    101) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;
    (пункт 101 введен Федеральным законом от 30.10.2018 № 378-ФЗ)

    Комментарий к п. 101

    11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

    12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

    13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

    14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую  деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;
    в ред. Федерального закона от 30.09.2017 № 286-ФЗ

    15) физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

  3. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

  4. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
    Комментарий к п. 3
  5. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

  6. 1) квартира, часть квартиры или комната;

    2) жилой дом или часть жилого дома;

    3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;

    4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;

    5) гараж или машино-место.

    Комментарий к п. 4
  7. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

  8. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
    Представление заявления о предоставлении налоговой льготы и подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.
    Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
    В случае, если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2, 3, 10, 10.1, 12, 15 пункта 1 настоящей статьи, и имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
    (п. 6 в ред. Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ)
    Комментарий к п. 6
  9. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого  в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.

  10. Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном объекте налогообложения, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, представлять уточненное уведомление с изменением объекта налогообложения, в отношении которого в указанном налоговом периоде предоставляется налоговая льгота.

    При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

    Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Комментарий к п. 7

 

Статья написана и размещена 1 мая 2011 года. Дополнена — 19.03.2013, 02.04.2013, 27.09.2014, 08.10.2014, 13.12.2014, 07.06.2015, 26.08.2015, 16.12.2016, 10.10.2017, 06.08.2018, 19.09.2018, 21.04.2019

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2019

 

Полезные ссылки по теме «Налог на имущество физических лиц — льготы по налогу»

  1. НДФЛ с наследства

  2. Налоговая ответственность за непредставление документов

  3. Ошибки при заполнении налоговой декларации 3-НДФЛ

  4. Подтверждение статуса налогового резидента РФ

  5. Налог на доходы физических лиц

  6. Транспортный налог физических лиц

  7. Что делать, если уведомление на уплату налога не пришло

  8. Стандартные налоговые вычеты

  9. Имущественные вычеты при продаже имущества

  10. Имущественны вычеты при покупке жилья и земли

  11. Социальные вычеты по расходам на лечение, обучение

  12. Профессиональные налоговые вычеты
Тэги: льготы по налогу на имущество, льготы по налогу на имущество физических лиц

yuridicheskaya-konsultaciya.ru