Обучение компьютерной грамотности пенсионеров – Компьютер пенсионерам бесплатно — Компьютер для начинающих

Содержание

Компьютерные курсы для пенсионеров — где пройти бесплатные курсы?

Персональный компьютер уже не является роскошью, он есть в каждом доме. Дедушки и бабушки, смотря на своих внуков, тоже хотят идти в ногу со временем, овладеть компьютерной грамотностью. Многие дети стараются обучить работе на ПК своих родителей, но зачастую не хватает времени или терпения. Сейчас компьютерные курсы для пенсионеров можно найти в интернете, пройти в своем городе абсолютно бесплатно.

Необходимость обучения пенсионеров компьютерной грамотности

На самом деле, не все пенсионеры понимают преимущества овладения компьютерной грамотностью. Прежде всего, пенсионер получит возможность найти информацию о погоде, почитать новости и посмотреть любимый фильм.

Второй плюс – возможность пообщаться со своими сверстниками. По статистике, в стране около 24 % одиноких лиц престарелого возраста.

Другие преимущества обучения компьютерной грамотности пенсионеров:

  • оплата коммунальных услуг;
  • общение с родственниками и близкими из других стран по Skype;
  • переписка по электронной почте;
  • изучение нового.

Некоторые пенсионеры даже смогли стать видеоблогерами и рассказывают подрастающему поколению о своем опыте.

Сферы жизни, в которых не обойтись без обучения компьютеру

Прежде всего, курсы компьютерной грамотности для пенсионеров позволят им преодолеть пропасть между ними и молодежью, общаться на одном языке с подростками. Это шанс сблизиться с внуками и детьми.

Помимо оплаты коммунальных услуг и общения с близкими людьми, пенсионер сможет записаться самостоятельно на прием к лечащему врачу, получить результаты анализов и записаться в другое социальное учреждение. Дедушка или бабушка смогут воспользоваться порталом государственных услуг и получить требуемую услугу в режиме онлайн.

Главное – тренировка мозга. Не секрет, что с выходом на пенсию, интеллектуальные возможности человека снижаются, и требуется постоянная тренировка, чтобы клетки мозга активно работали.

Где пройти бесплатные курсы для пенсионеров

Проще пройти курсы для пенсионеров в Москве бесплатно, обратившись в любую библиотеку города. Такие же курсы при библиотеках есть практически во всех городах России. Подобные программы обучения есть у крупных компаний РФ, благотворительных фондов, учебных центров. Большая часть подобных курсов проводится при поддержке социальных служб городской управы.

В Москве во всех библиотеках проводится бесплатное обучение, причем на постоянной основе. Подобное обучение проводится на базе ТЦСО «Проспект Вернадского», «ГЦДПО» и на базе колледжа современных технологий, в учебно-методическом центре центрального окружного управления образования при Департаменте образования столицы.

Если пенсионер не желает посещать очные курсы, то у него есть возможность пройти обучение в онлайн-режиме, не выходя из собственного дома. К примеру, такие курсы организованы в клубе «Серебряный век» (Большая Филевская, 22 г. Москва),  при еврейском общинном центре (ул. Маршала Конева, 16, г. Москва) работает программа «Компьютер и интернет с нуля».

На регулярной основе компания МТС, интернет-клуб «Земля», благотворительный фонд «Связь поколений» и другие организации проводят выездные семинары для пенсионеров, чтобы дать им возможность освоить ПК.

Государственные программы компьютерной грамотности

В рамках требований ФЗ-273 во всех регионах страны открыта программа «Электронный гражданин». Цель программы – сгладить социальные различия и дать возможность каждому гражданину страны пользовать ПК.

Пройти бесплатные курсы для пенсионеров могут также домохозяйки, незащищенные слои населения, инвалиды. Первая задача программы – дать возможность людям пользоваться государственными услугами в режиме онлайн. Вторая задача – разнообразить жизнь пенсионеров и привлечь их к более активному общению.

Для прохождения обучения необходимо обратиться в ближайшую библиотеку по месту жительства, в пенсионный фонд или записаться на официальном сайте администрации. В последнем случае придется попросить помощи у более молодого поколения, если пенсионер совершенно не владеет компьютерной грамотностью.

Обучение проводится в очной форме. Человек получает методические материалы и рабочую тетрадь для самостоятельных занятий вне учебного заведения. По окончании курса каждый ученик проходит тестирование. В случае сдачи экзамена пенсионер получит сертификат – «Паспорт электронного гражданина».

Бесплатные программы в интернете

Вторая государственная программа — «Азбука Интернета». Создана при поддержке и по инициативе ПФ совместно с телекоммуникационной группой «Ростелеком». Программа позволяет освоить ПК и применять полученные навыки в повседневной жизни. Использовать не только портал госуслуг, но и общаться в социальных сетях, всевозможных месенджерах.

Программа и учебник выложены на сайте azbukainterneta.ru в открытом доступе. Обучаясь по ней, можно задавать вопросы методистам и пройти тестирование на знание и усвоение пройденного материала.

Помимо этого, в сети множество бесплатных компьютерных курсов для пенсионеров. Одним из таких является авторский проект Сергея Авдевнина, он размещен по адресу: pc-pensioneru. Совместно с экспертами в области информационных технологий он создал сайт, где пенсионеры учатся компьютерной грамотности, общаются. Заниматься можно в любое удобное время.

В интернете множество самоучителей, которые можно открыть непосредственно на компьютере, а можно скачать и распечатать. К примеру, zaprosto-internet.

Законодательное регулирование

Процедура получения дополнительного образования, под которое подпадают и курсы для пенсионеров, регламентирована ФЗ-273. Пройти бесплатно курсы появилась у людей благодаря усилиям пенсионного фонда, который ежегодно выделяет в регионы 50 млн рублей для реализации этой программы. Более чем 100 тысяч пожилых людей уже прошли курсы и могут самостоятельно использовать ПК.

zavtrapensiya.ru

Обучение пенсионеров компьютерной грамотности на дому

Обучение пенсионеров компьютерной грамотности на дому. Чумак А.Н., Шаурина О.С., РАНХиГС, г. Калуга, Россия

В настоящее время повышение компьютерной грамотности пожилых людей становится особо актуальной, поскольку в современном мире Интернет давно уже стал неотъемлемой частью нашей жизни и незаменимым средством общения. Правда, далеко не все умеют использовать все преимущества интернет технологий. Пожилые люди, особенно в силу различных обстоятельств, ограниченные в возможностях, например, весьма далеки от всех этих социальных сетей, электронной почты и прочих атрибутов on-line мира. Особенно это актуально для одиноких, пожилых, которые очень нуждаются не только в обучении современным технологиям связи, но и в общении, как живом, так и виртуальном. «Молодым» пенсионерам, только что ушедшим на пенсию, часто бывает очень трудно перестроиться и приспособиться к новому ритму незаполненной ежедневной работой жизни.

Информационное неравенство по отношению к пожилым гражданам углубляется, способствуя изолированию представителей старшего поколения от социального участия в общественной жизни. Людям старшего поколения необходимо оставаться общественно активными, своевременно получать нужную информацию по различным направлениям, и это является основным условием для реализации их прав и свобод.

Развитие информационных технологий и создание информационного общества бросают вызов всем социальным группам населения во всех сферах жизни.

В Калуге, как и во многих крупных городах, есть курсы компьютерной грамотности. Например, в Калужском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ежегодно проводятся такие курсы. Сегодня можно говорить о том, что освоение Интернета пожилыми людьми — это инновационная мера, которая позволит человеку после выхода на пенсию не только не выпадать из жизни общества, но и оставаться её активным субъектом. Данный проект позволить проводить обучение компьютерной грамотности пожилых людей на дому, которые ввиду каких- либо причин не могут посещать курсы, проводимые в учебных и иных учреждениях, самостоятельно. Это своего рода компьютерный бесплатный патронаж.

Основной целью проекта является массовое вовлечение пожилых людей в мир информационных возможностей, а также, как следствие, увеличение количества пользователей государственными и муниципальными услугами в городе Калуга за счет использования «учениками» возможностей Единого портала государственных и муниципальных услуг www. gosuslugi.ru.

Основными задачами данного проекта являются воплощение в жизнь следующих действий:

  • обучение волонтёров общению с людьми пожилого возраста, а также всем необходимым знаниям ПК, требующимся для обучения по программе;
  • ознакомление пенсионеров с устройством и принципами работы компьютера и ноутбука;
  • освоение пенсионерами навыков осуществления поиска нужной информации через Internet;
  • обучение пенсионеров использовать Internet как средство общения;
  • развитие навыков работы с электронной почтой;
  • формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

Целевые группы проекта:

  • волонтёры из числа студентов Калужского филиала РАНХиГС;
  • жители города Калуги пожилого возраста от 55 лет, ограниченные в возможностях в силу различных обстоятельств.

Проходя обучение основам компьютерной грамотности, «ученики» получают возможность жить полноценной жизнью современного человека. Разработанная организацией с учетом специфики возраста уникальная программа обучения позволяет научиться не просто включать компьютер, но и пользоваться основными программами и Интернетом. Обучение основам компьютерной грамотности позволит реально улучшить качество жизни пожилых людей, в том числе поспособствует социализации граждан пожилого возраста, продлению трудоспособного возраста, снижению социальной напряженности за счет более широкого информирования о деятельности органов власти и местного самоуправления, повышению активности лиц пожилого возраста, что в конечном итоге позволит им почувствовать себя полноценными гражданами нашего государства, в полной мере пользоваться предоставленными правами.

Основным мотивом создания и возможности внедрения проекта является успешно реализованный проект «Электронный гражданин», нацеленный на обучение компьютерной грамотности и получение навыков пользования интернет-ресурсами пожилых жителей области.

Главное отличие данного проекта в том, что он будет специализироваться на тех людей преклонного возраста, которые не в состоянии пройти обучение в Академии. Также значимым является предоставление своего времени нашим дорогим пожилым людям, которые так нуждаются в нем.

Проект предполагает действия в три этапа:

1 этап – действия, направленные на размещение объявления в местных СМИ для информирования о проекте людей старшего поколения, знакомство с проектом волонтеров Академии и обсуждение графика занятий.

2 этап – проведение занятий не в учебное время, один раз в неделю, во второй половине дня на дому, в удобное для «ученика» время.

3 этап – презентация «учениками» своих работ, выполненных с помощью компьютера, итоговая рефлексия, размещение сообщения о результатах проекта в местных СМИ.

Таблица 1.

Анализ ситуации и желаемые результаты
Сильные стороны

·               Сотрудничество с волонтерским центром «Милосердие»

·               Наличие опыта других городов

·               Активное население

·               Решение одной из главных проблем населения: компьютерной безграмотности.

·               Связь поколений

Слабые стороны

·               Местоположение /транспорт

·               Реклама проекта

·               Отсутствие связи с правительством Калуги

·               Отсутствие желания со стороны студентов академии в реализации проекта

Возможности

·               Возможность связать два поколения, между которыми образовались большие пробелы

·               Формирование исследовательских навыков и компетенции критического мышления людей пенсионного возраста.

·               Применение инновационных информационных технологий

·               Развитие самооценки и самоорганизации деятельности волонтеров

·               Возможность применить результаты проекта для решения реальных задач в окружающем мире

·               Возможность планирования своей деятельности и самостоятельного оценивания своего продвижения студентов

·               Возможность «учащихся» активно участвовать в общественной жизни своего города

Угрозы

·               Нежелание студентов принять активное участие в реализации проекта

·               Недостаток времени у волонтеров для организации проведения занятий.

·               Нежелание людей пенсионного возраста принять активное участие в обучении

Таким образом, предложенный проект имеет четко направленную социальную значимость, которая заключается в содействии улучшению жизни людей пожилого возраста и совершеннолетних людей с ограниченными возможностями путем вовлечения их в современный процесс информационного общения, обеспечение новых возможностей для активной жизни с помощью организации курсов компьютерной грамотности; проведение дополнительных мероприятий, для активного времяпровождения, общественно-полезной, волонтерской деятельности пожилых людей и инвалидов, создание условий, предотвращающих их социальную и информационную изоляцию.

Ссылки на источники
  1. Галагузова Ю.Н. «Компьютерная грамотность» [Методическое пособие]//2011, с. 202-204.
  2. «Забота» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zabota.nnov.ru/about
  3. Лазарева М.Е. «Электронный гражданин» [Методическое пособие] //, 2014 с.1-10.

Рассказать друзьям:

son-net.info

Особенности обучения компьютерной грамотности людей пенсионного возраста

В современном обществе немаловажное значение имеет компьютерная грамотность населения, так как информационные технологии очень прочно вошли в нашу жизнь. Всё больше государственных и социальных услуг обретают электронный вид, пользование различными сервисами осуществляются с помощью Интернета, поэтому обучение навыкам работы на компьютере является весьма актуальной задачей. Согласно статистике, в последнее время особый интерес к современным технологиям проявляют люди пенсионного возраста, начинают активно пользоваться электронными услугами, становятся Интернет-пользователями. Таким образом, существует необходимость проведения курсов повышения компьютерной грамотности для слушателей-пенсионеров.

В Волгоградском государственном техническом университете в рамках учебного центра организованы компьютерные курсы для людей пенсионного возраста, основной целью которых является [2,3,4,5]:

—        повышение информационной компетентности;

—        повышение экономической и социальной активности;

—        решение проблемы разрыва связи поколений;

—        содействие социальной адаптации неработающих пенсионеров с помощью Интернет-технологий;

—        профессиональной ориентации и переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;

—        решение проблемы организации досуга, расширение круга общения за счет использования социальный сете, почтовых программ и других сервисов Интернета [1].

В связи с возрастными особенностями слушателей занятия на компьютерных курсах должны быть построены следующим образом:

1.      информация подается в более понятной форме, в спокойном темпе, происходит периодическое повторение материала, постепенно слушатель курса знакомится с различными «компьютерными» терминами;

2.      создаются комфортные условия, доброжелательная атмосфера;

3.      теоретические основы курса, получаемые слушателем, совмещаются с практической реализацией в процессе работы на компьютере;

4.      постепенно слушатель курса знакомится с различными «компьютерными» терминами;

5.      слушатель обеспечивается соответствующей литературой по компьютерной грамотности, каждое занятие сопровождается изучением печатных графических материалов по рассматриваемой тематике.

Для повышения успешности освоения компьютерных курсов людьми пенсионного возраста необходимо оптимизировать технику преподавания для обеспечения привыкания слушателей к своеобразной компьютерной терминологии, развития профессиональных навыков, исключения чувства страха перед компьютерной техникой. Также нужно помнить, что к каждому слушателю необходим свой индивидуальный подход, поэтому группы составляются небольшие (3–5 человек) для оказания должного внимания каждому.

Среди слушателей, которые прошли обучение в учебном центре при Волгоградском государственном техническом университете по программе «Компьютерные курсы для людей пенсионного возраста» в 2014 году, средний возраст обучающихся составляет около 64 лет. Большую часть прошедших обучение (53 %) составляют пенсионеры в возрасте 55–65 лет. Распределение слушателей данного курса по возрасту отражено на круговой диаграмме (рис. 1).

Рис. 1. Распределение слушателей по возрастному критерию

 

Среди слушателей преобладают женщины (рис. 2), что, чаще всего, связано с довольно высоким потенциалом социальной активности, согласно теории Хофстеде, они наиболее восприимчивы к любым общественным инновациям, чаще пользуются Интернетом для поиска необходимой информации, общения с родственниками и друзьями через социальные сети.

Рис.к 2. Процентное соотношение слушателей по гендерному признаку

 

Как показала практика, «Компьютерные курсы для людей пенсионного возраста» позволяют овладеть следующими навыками работы на компьютере:

1)                 общие знания об устройстве компьютера, работа с клавиатурой/компьютерной мышью, внешними периферийными устройствами;

2)                 основные действия с файлами, запись информации на внешние носители памяти;

3)                 создание, редактирование, форматирование и сохранение текстов в текстовом редакторе;

4)                 создание таблиц данных в табличном редакторе;

5)                 работа в сети Интернет по поиску информации, загрузке различных файлов, пользовании почтовыми и социальными сервисами, правительственными порталами.

Таким образом, компьютерные курсы для пенсионеров способствуют не только приобретению новых знаний в области информационных технологий, но сохранению активной жизненной позиции в условиях современного общества.

 

Литература:

 

1.                  Муха Ю. П. Математическая логика и теория алгоритмов: учеб. пособие/Ю. П. Муха, О. А. Авдеюк. -2-е изд., стер. -Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2011.-92 с.

2.                  Самореализация личности в современном обществе и в обществе будущего/А. А. Соловьёв, О. А. Авдеюк, А. В. Крохалев, К. Ю. Черебилло, Д. Н. Авдеюк//Актуальные проблемы современной науки.-2013. -№ 3. -C. 57–58.

3.                  Особенности организации компьютерных курсов для людей пенсионного возраста / Авдеюк О. А., Хворост Т. С., Авдеюк Д. Н. // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2014. № 1. — С. 18–19.

4.                  Освоение новых информационных технологий как способ адаптации людей пенсионного возраста в информационном обществе / Авдеюк О. А., Хворост Т. С., Авдеюк Д. Н. // Молодой ученый. 2014. № 8. С. 760–763.

5.                  Актуальность компьютерных курсов для людей пенсионного возраста / Авдеюк О. А., Хворост Т. С., Авдеюк Д. Н. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 35. С. 326–327.

6.                  Савкин А. Н. Использование компьютерного тестирования для промежуточной аттестации знаний студентов безотрывной формы обучения / Савкин А. Н., Приходьков К. В., Крохалев А. В., Рязанова Т. Н., Авдеюк О. А. //Молодой учёный. 2012. № 12, т. III. C. 450–452.

7.                  Роль преподавателя в процессе адаптации студентов к условиям вуза / Авдеюк О. А., Асеева Е. Н. //Известия Волгоградского государственного технического университета. 2011. Т. 10. № 8. С. 11–13.

8.                  Использование информационных технологий в решении проблемы адаптации к условиям вуза студентов безотрывной формы обучения /

9.                  Авдеюк О. А., Крохалёв А. В., Приходьков К. В., Савкин А. Н. // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2011. № 1. С. 99–101.

10.              Организация учебного процесса второго высшего экономического образования на факультете подготовки инженерных кадров /

11.              Кузьмина М. И., Авдеюк О. А., Крохалёв А. В., Приходьков К. В., Савкин А. Н. // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2013. Т. 1. С. 62–64.

12.              Развитие информационных технологий поддержки заочной формы обучения / Авдеюк О. А., Крохалёв А. В., Приходьков К. В., Савкин А. Н. //

13.              Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2010. № 1. С. 93–95.

14.              Место видеосервисов в заочном образовании / Авдеюк О. А., Крохалёв А. В., Приходьков К. В., Приходькова И. В., Савкин А. Н. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 28. С. 158–159.

15.              Влияние научно-технического прогресса на развитие человека / Авдеюк О. А., Соловьев А. А., Авдеюк Д. Н. // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 25. № 2. С. 13–15.

 

moluch.ru

Специфика деятельности социального работника при обучении пожилых людей основам компьютерной грамотности



Обучение пожилых людей компьютерной грамотности является в настоящее время одним из наиболее перспективных направлений социальной политики Российской Федерации. Его возникновение связано с государственной программой «Информационное общество» (2011–2020 гг.), которая предусматривает широкое использование информационных технологий в различных сферах управления и общественной жизни. Другим важным фактором развития программ по обучению пожилых людей основам работы с компьютером стало принятие стратегии развития информационного общества в России, согласно которой с 2015 г. основные государственные и муниципальные услуги должны оказываться в электронном виде. Принятие этих программ поставило перед органами социальной защиты населения задачу обучения пожилых людей приемам и способам работы с современными информационными технологиями. В январе 2015 г. эта задача была закреплена документально за счет введения новой социальной программы, направленной на обучение неработающих пенсионеров компьютерной грамотности. Назначение программы заключается в обеспечении доступности для пожилых людей государственных информационных ресурсов.

На основании федеральных программных документов разрабатываются региональные программы обучения пожилых людей основам компьютерной грамотности. Так Министерство социальной политики Нижегородской области, совместно с различными организациями, с 2012 осуществляет обучение пожилых людей основам информационных технологий. В настоящее время обучение проходит в соответствии с программой «Азбука Интернета», разработанной в сотрудничестве с ПАО «Ростелеком» и Пенсионным фондом Российской Федерации. Пожилые люди имеют возможность записаться на эти курсы, заполнив электронную форму на сайте Министерства социальной политики Нижегородской области. Для информационно-методической поддержки программы «Азбука Интернета» функционирует одноименный сайт, который позволяет скачать электронные версии курсов, а также задать вопросы по обучению работе с компьютерной техникой.

В соответствии с разработанными федеральными и региональными программами обучение пожилых людей основам компьютерной грамотности возлагается на социальных работников — сотрудников Центров социального обслуживания населения. Содержание обучения включает в себя изучение базовых приемов работы с операционной системой Windows (использование мыши и клавиатуры, создание файлов и папок, их копирование), знакомство с основными функциями программы Microsoft Office Word, изучение возможностей работы в сети Интернет (поиск информации, использование коммуникационных возможностей, работа с порталом государственных и муниципальных услуги и сайтами органов государственной власти [1]. В процессе обучения пожилых людей основам компьютерной грамотности социальным работником решаются следующие социально-психологические задачи: адаптация пожилых людей к условиям обучения, установление позитивных отношений между обучающимися на период работы группы; поиск социальным работником индивидуального подхода к обучающимся.

Отличия пожилых людей, от других категорий обучающихся заключаются в том, что наличие собственного опыта позволяет им критически рассматривать преподаваемый материал и оценивать его с точки зрения полезности для себя. Указанное отличие опосредует отношения между социальным работником, ведущим компьютерные курсы и обучающимися, что выражается в ряде принципов, которые должны быть соблюдены при организации и проведении занятий. Ю. И. Богатырёва, А. Н. Привалов, В. В. Соломатова, А. Н. Шмелев выделяют следующие принципы обучения пожилых людей: во-первых, принцип равенства, который выражается в форме обращения ведущего курсов к пожилым людям, его позиции во время проведения занятий, способе расстановки мебели и проч. Содержание этого принципа таково, что сама обстановка в классе, где происходит обучение, должна обеспечивать психологический комфорт для обучающихся и создавать для них равные условия. Во-вторых, принцип активного творчества, согласно которому необходимо строить обучение таким образом, чтобы пожилые люди могли вывести часть проблем и способов их решения самостоятельно на основе уже имеющихся знаний. Это означает, что материал, преподаваемый в ходе занятий должен активно обсуждаться в группе, что способствует его лучшему усвоению. В-третьих, принцип личностного подхода, которые требует учитывать психологические особенности пожилых людей в процессе обучения. В-четвертых, принцип комфортности, согласно которому занятия в группе должны сопровождаться позитивными эмоциями, а сам темп занятий должен быть таким, чтобы обучающиеся имели возможность обдумывать получаемую информацию. В-пятых, принцип доступности, согласно которому обучение должно идти от известного к неизвестному и от простого к сложному. При этом учебный материал должен соответствовать индивидуальным возможностям обучаемых [3].

Н. Н. Сергеева указывает на необходимость учета психических процессов пожилых людей при организации занятий. Это означает, что предлагаемый материал должен представлять интерес для аудитории, а его подача должна осуществляться по различным каналам восприятия. Продолжительность одного занятия не должна превышать более 1,5 часов, а его структура должна учитывать время включаемости в работу (20 мин.), период максимальной работоспособности (30–40 мин.) и период спада активности (30 мин.) [4].

Сложности в обучении пожилых людей основам компьютерной грамотности объясняются таким факторами как: боязнь сломать или повредить компьютер; стереотипы о вредности или опасности компьютерных технологий; стереотипы о том, что старость это время, когда уже поздно учиться чему-то новому.

Характер организуемых курсов также порождает определенный круг проблем: содержание занятий не учитывает разнообразных образовательных потребностей обучаемых, в результате чего пожилые люди не имеют возможности определить собственную образовательную траекторию при обучении основам компьютерной грамотности; возможности применения мультимедийных технологий в процессе обучения пожилых людей ограничены; программа курсов недостаточно учитывает физическое состояние обучаемых и их психологические особенности [2].

Для непосредственного исследования специфики деятельности социального работника при обучении пожилых людей основам компьютерной грамотности было проведено эмпирическое исследование на базе ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» г. Арзамаса, Нижегородской области. Методами исследования стали интервьюирование социальных работников Центра, в количестве 10 чел., проводящих обучение пожилых людей основам компьютерной грамотности, и анкетирование обучающихся в количестве 14 чел., метод анализа документов.

Интервьюирование показало, что основной проблемой обучения социальные работники считают несоответствие учебных материалов, представленных в пособиях, действительному уровню развития компьютерных технологий. Так, анализ материалов пособия «Азбука Интернета», показывает, что иллюстративный материал предполагает использование операционной системы Windows 7, которая уже снята с производства. Это означает, что пожилым людям, приобретающим персональные компьютеры уже после окончания обучения придется приспосабливаться к особенностям интерфейса Windows 8.1 или Windows 10, значительно отличающемуся от примеров, представленных в пособии. При этом недостаточно учитывается возможность использования пожилыми людьми таких устройств как планшетные компьютеры, что выражается в отсутствии соответствующих учебных материалов. Однако реальная практика обучения показывает, что пожилые люди достаточно часто обращаются с вопросами, обусловленными использованием именно этого вида компьютерной техники. Дешевизна и высокая мобильность этих устройств будут обуславливать их высокую востребованность в будущем. Следствием указанной проблемы является то, что пожилые люди вынуждены периодически обращаться к социальным работникам Центра для получения консультаций по работе с компьютером. При этом консультации требуются даже тем, кто на занятиях показывал высокий уровень усвоения материала, но оказался в затруднении, столкнувшись с непривычным оформлением современных операционных систем.

Еще одну проблему представляет комплектование учебных групп. Существующая система обучения не учитывает исходный уровень знаний обучаемых, их психологические особенности, а также склад характера. Это означает, что в больших группах, когда несколько обучающихся используют один компьютер, могут возникать конфликтные ситуации, обусловленные стремлением отдельных обучающихся ускорить работу своих коллег. Разность темпераментов приводит к тому, что некоторые пожилые люди достаточно негативно реагируют на попытки подсказать порядок действий при выполнении учебного задания.

Развитие информационно-коммуникативных технологий в настоящее время идет очень динамично, при этом время, отводимое на обучение их использованию, остается неизменным. Это приводит к тому, что пожилым людям приходится усваивать все больший объем материала, что порождает дискомфорт у тех из них, кто начинает обучение «с нуля». Недостаточное количество практических занятий обуславливает низкий уровень сформированности различных навыков, необходимых при работе на компьютере. Результатом этого становится закрепление в представлении пожилых людей отрицательного стереотипа о собственной неспособности освоить такой сложный инструмент как компьютер. Для преодоления этого стереотипа социальному работнику приходится затратить много времени и сил, чтобы на примере личных достижений пожилого человека раскрыть несостоятельность большинства мнений об элитарности информационных технологий.

Анкетирование пожилых людей показывает их высокую степень удовлетворенности занятиями, что подтверждается анализом отзывов обучающихся в соответствующем журнале учреждения. При этом анкетирование выявило различие в уровне усвоения материала среди обучающихся. Это объясняется различиями в интересах пожилых людей, так как лучше всего воспринимается информация, которая удовлетворяет какие-либо конкретные потребности обучающихся, например, потребность в общении с родственниками через Skype.

Вместе с тем, анкетирование пожилых людей выявило ряд отрицательных моментов, связанных с использованием портала государственных и муниципальных услуг. К ним относится, прежде всего, сложный процесс регистрации и его растянутость во времени, что не позволяет обучающимся познакомиться с большинством услуг под руководством социального работника. У ряда пожилых людей отмечается страх перед указанием своих персональных данных в сети Интернет, что не позволяет им эффективно использовать отдельные услуги.

Следовательно, изучение специфики деятельности социального работника в процессе обучения пожилых людей основам компьютерной грамотности показывает, что в данной сфере имеется ряд проблем, решение которых требует поиска новых технологий. Решение данных проблем может осуществляться за счет более широкого применения мультимедийных средств и технологий дистанционного обучения. Это позволит наглядно и доступно представлять учебный материал, а также обеспечить индивидуализированный подход к каждому обучающемуся.

Литература:

  1. Азбука Интернета. Учебное пособие для пользователей старшего поколения: работа на компьютере и в сети Интернет. — М.: ОАО «Ростелеком», ПФР РФ, 2014. — 120 с.
  2. Лебедев, С. А. Особенности обучения информационным технологиям людей пожилого возраста / С. А. Лебедев // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2012. — № 2. — С.207–212
  3. Привалов, А. Н. Социально-педагогические аспекты обучения людей пожилого возраста использованию компьютера / А. Н. Привалов, Ю. И. Богатырёва, В. В. Соломатова, А. Н. Шмелев // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. — С.283–289
  4. Сергеева, Н. Н. Организация обучения пожилых людей информационным компьютерным технологиям / Н. Н. Сергеева // Актуальные проблемы права, экономики и управления. — 2016. — № 12. — С.375–376

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная грамотность, социальный работник, обучение пожилых людей, пожилое, компьютер, время, процесс обучения пожилых людей, социальная политика, Нижегородская область, обучающийся.

moluch.ru

Пенсионеров Тольятти приглашают бесплатно обучиться компьютерной грамотности

Бесплатные компьютерные курсы для для пенсионеров пройдут сразу в нескольких учреждениях Автограда, сообщают в горадминистрации.

Пройдя обучение, участники курса узнают о том, как с помощью интернета записаться на прием к врачу через электронную регистратуру, оплатить коммунальные услуги через онлайн сервисы, зарегистрироваться в социальных сетях, скачать электронные книги и многое другое.

Основные навыки в области информационных технологий можно получить в Комплексном центре социального обслуживания населения Центрального округа.

Курсы компьютерной грамотности доступны для граждан пожилого возраста Тольятти, Жигулевска и Ставропольского района по следующим адресам: ул. Громовой, д. 42 тел 79-90-28; ул. Карбышева, д. 9 тел 79-90-04;  ул. Автостроителей, д. 68 тел 79-90-08.

Также получить основы компьютерной грамотности можно в тольяттинских библиотеках.
Так, в центральной библиотеке им. В. Н. Татищева (бульвар Ленина, 10) организуют курс из 10 занятий. Здесь научат элементарным навыкам работы на компьютере в операционной системе Windows, в программе Word, в сети Интернет, также проведут занятия по использованию портала государственных услуг РФ и других сервисов. Отдельное занятие посвящено соблюдению безопасности при работе в сети. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, а записаться сюда можно по телефону 26-03-81 или при личном обращении в библиотеку.

В библиотеке № 6 (ул. Юбилейная, 8) это обучение для пенсионеров ведется в рамках проекта “Серебряные сферы”. Учебная программа включает базовый курс в текстовом редакторе и базовый курс Интернет+прикладные программы (сканирование, презентации). У обучившихся пенсионеров есть возможность принять участие в программе “Электронный ликбез”. Они познакомятся с основами правовой и информационной грамотности, научатся  использовать электронные услуги и сервисы на портале электронного правительства, а также на сайтах федеральных, региональных и местных структур власти.

Источник

www.elentur.com.ua

Как финансируются курсы компьютерной грамотности для пенсионеров

20 октября 2016 09:30

Каждый месяц Ольга ПОПОВА ходит на почту, чтоб заплатить за коммунальные услуги. Поутру здесь собирается очередь. В основном это пожилые люди, которые работают. Именно поэтому они приходят на почту задолго до открытия офиса.

– Главпочтамт стал закрываться в 18:00. И если раньше у меня была возможность заплатить за коммуналку после работы, то сейчас её нет. Поэтому я иду сюда рано утром, чтобы успеть всё оплатить до начала рабочего дня, – говорит Ольга Александровна.

СНАЧАЛА я не поняла, зачем так себя мучать, ведь сейчас без нервотрепки оплатить счета можно в банке через терминал. Пенсионерка объяснила, что договориться с терминалом у неё не получается: то зловредная машина карточку зажуёт, то печатная лента закончится. Цифрового экрана женщина боится: вдруг платеж уйдет не туда, мало ли куда нажмёшь пальцем, и денег уже не вернуть. Консультанты возле терминалов не имеют права тыкать в экран за своих клиентов, они могут лишь подсказать. Весь этот процесс превращается для Ольги Александровны в пытку.

И ВСЁ-ТАКИ технологии значительно облегчают жизнь. Если, конечно, уметь ими пользоваться. Людмила Анатольевна ЛЕСНОВА решила наладить контакт с компьютером. Для этого она пришла на курсы компьютерной грамотности, которые проводятся в Доме ветеранов № 2:

– С компьютером я работать немного умею, но хочу научиться большему. Меня интересует, как пользоваться разными сайтами, чтобы всё оплачивать, не выходя из дома, чтобы на сайте Госуслуг зарегистрироваться.

Идея обучить пенсионеров работе с компьютером изначально принадлежала специалистам областного отделения Пенсионного фонда РФ. Первым преподавателем компьютерной грамотности стал Алексей ТЩЕДУШНОВ:

– Совместно с «Ростелекомом» мы выпустили учебник «Азбука интернета», специально для обучения пожилых людей. У нас была главная цель: научить их пользоваться сайтом Госуслуг, пользоваться личным кабинетом гражданина на сайте Пенсионного фонда, регистрироваться в соцсетях, работать со Skype и mail-agent. Но мы учитывали, что навыки у всех разные. Кто-то уже разбирается, как пользоваться компьютером, а есть люди, которые не умеют даже правильно держать компьютерную мышь. Так появились курсы. За три года сертификаты об их окончании получили более двухсот человек. За это время программа менялась, расширялась, кто-то перешёл на дистанционное обу-чение. Работа с пенсионерами требует большого терпения. Это как с детьми, только ученики в данном случае более старательные и ответственные. Думаю, без педагогического образования мне было бы нелегко, ведь нужно к каждому найти подход.

С 2014 года курировать обучение пенсионеров стал комитет социальной защиты населения правительства области совместно с региональной общественной организацией «Молодёжный парламент Биробиджана». Занятия по-прежнему проводятся в компьютерном классе Дома ветеранов № 2 и финансируются из средств ПФР и регионального бюджета. В этом году на эти цели Пенсионным фондом предусмотрено 62 400 рублей. Ещё 15 600 пожаловал областной бюджет. Эти деньги переводят из Пенсионного фонда в комитет соцзащиты. Когда курсы только появились, финансирование подразумевало приобретение учебных пособий, обновление программного обеспечения и оплату труда преподавателя. Однако на сайте комитета соцзащиты населения указано, что обучают пенсионеров волонтеры – студенты ПГУ им. Шолом-Алейхема. Волонтерский труд – бесплатный.

СЕЙЧАС курсы ведет Евгений КОТ. Я побывала на его уроке и пришла в восторг от того, как учитель и ученики понимают друг друга с полуслова. Помню, как сложно было мне объяснить бабушке и дедушке принцип звонков по мобильному. Такие простые действия, как зайти в меню и посмотреть список контактов, для старшего поколения – китайская грамота. Что уж говорить о компьютере! Евгений признался, что педагогического образования у него нет. К занятиям готовится сам. Но, честно говоря, то, как уверенно он вёл урок, заставило меня усомниться в отсутствии у него специального диплома.

– Я занимался ремонтом компьютеров и никогда не преподавал. Поначалу, конечно, расписывал уроки. Но по ходу работы уже понял, что и как нужно объяснять, так что работаю без плана, – говорит Евгений.

Пенсионеры – самые прилежные ученики, так что с ними договориться легко. Они изо всех сил щёлкают мышками, помогают друг другу найти кнопку Enter на клавиатуре, а вопросы задают только тогда, когда самостоятельно испробуют все способы решить проблему. К Евгению Александровичу относятся уважительно, несмотря на то что он намного младше. А тот, в свою очередь, старается преподнести материал максимально доступно. Чтобы было понятней, проводит аналогии с печатной машинкой, кнопками на кассетном магнитофоне. Новички тут же вливаются в процесс и искренне радуются, если что-то начинает получаться. Когда урок закончился, пенсионеры пожаловались, что учебного времени им мало, и они хотят, чтобы занятие длилось дольше.

По субботам у Евгения две группы по десять человек. Иногда приходит больше, и компьютеров на всех не хватает. Поэтому кто-то приносит на занятия свой ноутбук. Ольге СИРЧЕВОЙ ноутбук из Москвы привезла сестра. Ольга Алексеевна изучала его методом тыка, сидела в интернете, пока компьютер не замусорился. Пришлось его чистить. Потратив на восстановление системы полторы тысячи рублей, женщина решила, что нужно подучиться работать с компьютером. Узнав о том, что их учитель – волонтёр, она вставила своё слово:

– Конечно, должны преподавателю хоть копеечку за это платить. Он столько сил на нас тратит!

ВЕДУЩИЙ специалист-эксперт областного комитета соцзащиты населения Олеся АНУЧИНА объяснила, что часть денег выделяется по программе повышения качества жизни пожилых людей, другую часть дает пенсионный фонд.

– На обучение работающих пенсионеров деньги идут по программе. Пенсионный фонд даёт средства на обучение неработающих. Мы учим и тех, и этих. Курсы проводятся даже в районах области. В этом году денег нам пенсионный фонд ещё пока не перечислил, хотя документация на получение уже готова. Есть учебные программы, согласно которым работает преподаватель. Комплексный центр социального обслуживания населения обеспечивает эти программы, которые получает от Минобрнауки. Они были направлены на обучение людей работе с сайтом Госуслуг, теперь добавился новый модуль – государственная информационная система ЖКХ, – рассказала Олеся Владимировна. – Курсы ведут либо волонтёры, либо учителя, с организациями заключаются договоры.

Я посмотрела в интернете бизнес-план по организации частных курсов для пенсионеров. Расчёт выдал сумму в сто тысяч рублей – с учётом зарплаты учителя и приобретения б/у компьютеров и книжек. Последние два пункта – разовое вложение. Остаются затраты на обновление ПО, аренду помещения и зарплату. Мы же имеем ежегодное финансирование примерно в восемьдесят тысяч.

Как я поняла, договоров с учителями не заключено, что вполне понятно: в финансовом плане волонтёр выгоднее учителя с категорией. Какой-то специальной литературы, по которой бабушки-дедушки могли бы ориентироваться в киберпространстве, на уроке я не увидела. Хотя наличие учебника было бы полезным: по нему люди могли бы дома закрепить изученный материал, не чувствуя себя беспомощными. Олеся Владимировна сказала, что в самом начале какие-то брошюры были, по ним работал школьный учитель, с которым был заключён тот самый договор. Куда они делись, неясно. Почему не появились новые?

По словам специалиста, на текущий год денег осталось очень мало. Средства на обновление программного обеспечения заложены на следующий год (на компьютерах будут менять антивирусные программы). Лицензионное ПО действительно стоит дорого, тем более если компьютеров десять. Допустим, этот расход с лихвой покроют средства, которые перечислит пенсионный фонд. Но если нет учебников, зарплату педагогу платить не нужно, компьютеры закуплены несколько лет назад и находятся в отличном состоянии, класс оборудован, то что тогда подразумевает финансирование обучения?

Катерина ТЮЛЬКИНА

http://www.gorodnabire.ru/novosti/smi/di-voch/2016/di-voch-41-13-19-oktyabrya-2016/polosa-5

www.pfrf.ru

Компьютерная грамотность, обучение пенсионеров

В 2017 году более 8 тысяч новосибирских пенсионеров прошли курсы обучения компьютерной грамотности.

Обучение проводилось на базе образовательных учреждений, учреждений культуры, в организациях службы занятости, кредитных организациях, отделениях Союза пенсионеров России и т.д. Более тысячи пенсионеров прошли обучение в рамках реализации Социальной программы региона при софинансировании средств из бюджета Пенсионного фонда России.

Освоение компьютера людьми старшего поколения помогает им быть вовлеченными в ритм современной жизни, использовать все преимущества Интернет – пространства. Как показало исследование российского представительства международного института маркетинговых и социальных исследований GfK, рост аудитории Сети в России в последние годы происходит в основном за счет людей старшего поколения. Так, в 2017 году доля пользователей Интернета среди людей в возрасте от 55 лет и старше увеличилась на четверть.

Использование возможностей Интернета позволяет пенсионерам расширить круг общения, искать необходимую информацию, а также получать различные государственные услуги, в том числе и услуги ПФР, дистанционно, что очень удобно, так как экономит и силы, и время. Например, на сегодняшний день через Личный кабинет на сайте ПФР пенсионер может проверить, какая пенсия и социальные выплаты ему назначены, получить справку о назначенной пенсии и выплатах, изменить способ доставки пенсии, назначить ежемесячную денежную выплату, распорядиться набором соцуслуг, перейти с одного вида пенсии на другой, подать заявление о перерасчете пенсии, записаться на прием в ПФР и многое другое.

Работа по обучению людей старшего поколения компьютерной грамотности в Новосибирской области продолжается.

Сегодня в рамках реализации Соцпрограммы уже открыта предварительная запись пенсионеров на бесплатные компьютерные курсы на 2018 год. Записаться можно онлайн, перейдя по ссылке: http://msr.nso.ru/page/6511.

Также запись производится и по телефону 223-79-38 в будние дни с 9.00 до 18.00, в пятницу с 9.00 до 17.00, обеденный перерыв с 13.00 до 14.00.

Источник: пресс-центр Отделения ПФР по Новосибирской области

pensioner54.ru