27 сентября в народном календаре
Адрес страницы: https://www.calend.ru/narod/9-27/
27 сентября
Ближайшие праздники в народном календаре:
- 28 сентябрясб Никита Гусятник
Дата по старому стилю: 15 сентября. В этот день отмечается память святого Никиты Готфского, которого православная церковь почитает в лике великомучеников. Никита жил в 4 веке на берегах Дуная. Приняв крещение, начал проповедовать христианство среди с…
- 29 сентябрявс Ефимия, Птичья костка
Дата по старому стилю: 16 сентября. В этот день отмечается память святой Евфимии Всехвальной, жившей в 3 – начале 4 веков в Халкидоне. Согласно житию, она происходила из христианской семьи. Во времена гонений на христиан правитель города повелел собр…
- 30 сентябряпн Вселенские бабьи именины, Вера-Надежда-Любовь
Дата по старому стилю: 17 сентября. Православные в этот день отмечают память четырех мучениц — Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Согласно преданию, София была вдовой и воспитывала своих дочерей в христианском благочестии. Узнав об этом, импера…
- 1 октябрявт Арина Шиповница
Дата по старому стилю: 18 сентября. В этот день православная церковь отмечает память двух мучениц — Софии и Ирины, живших в Египте в 3 веке. Они были казнены во времена императора Аврелиана.В этот день на Руси было принято собирать и сушить шипов…
- 2 октябряср Трофим и Зосима
Дата по старому стилю: 19 сентября. В этот день отмечается праздник двух святых мучеников — Зосимы Пустынника и Трофима. Зосима жил в 4 веке. Не в силах обитать в одном городе с язычниками, он удалился в пустыню, где мирно соседствовал с дикими зверя…
- 3 октябрячт Астафий Ветряк
Дата по старому стилю: 20 сентября. В этот день отмечается память великомученика Евстафия Римского. Будучи военачальником при императорах Тите и Траяне, Евстафий решил принять христианство после того как во время охоты увидел между рогами оленя образ…
- 4 октябряпт Кондрат да Ипат
Дата по старому стилю: 21 сентября. В этот день отмечается память апостола от семидесяти Кодрата, который в 1 веке проповедовал слово Божие в Афинах и носил чин епископа. По преданию, он обратил в христианство многих язычников, что вызывало ненависть…
www.calend.ru
Заговоры и приметы 27 сентября
27 сентября по народному календарю: Воздвижение, задвиженье, сдвиженье, ставров день.
27 сентября — Сдвиженье
В крестьянском хозяйстве начинается одна из самых важных осенних работ — заготовка на зиму капусты. За три дня до Воздвижения капуста убиралась со всех огородов, и с этого времени объединившиеся в «помочи» крестьянки уже не расходились до ее полной «приборки». Излишне напоминать, что капуста была одним из самых важных в хозяйстве овощей. Считалось, что в праздник Воздвиженья нельзя начинать важных и значительных дел — все прахом пойдет. Этот день считался окончанием бабьего лета — в свои права вступала настоящая осень. В этот день нельзя ходить в лес, потому что там медведь себе берлогу устраивает, а леший проводит смотр своему лесному царству, и негоже им мешать. 27 сентября называли еще ставров день — от греческого «ставрос» — крест. В этот день на притолоках, матицах и дверях рисовали кресты мелом, углем, чесноком, тестом и даже кровью жертвенного животного. В хлев к скотине вешали кресты, связанные (гвозди было использовать нельзя) из ветвей рябины как символа солнца. Крест должен был защитить дом, хлев и скотину от нечистой силы.
С 27 сентября начинаются девичьи вечеринки— капустницы. Это народное торжество, отправляемое горожанками, известно во мно- гих местах. Девушки, в богатых уборах, ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В домах, где приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками. За девицами является молодежь со своими гостинцами высматривать невест. Вечером по всему городу разыгрываются хороводы. В Сибири на капустинские вечерки приглашались соседки. Там капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. Для добрых гостей варилось пиво, приготовлялся обед и ужин, где все торжество хозяйки составлял пирог хлебальный. День оканчивался плясками и играми. Капустницы на Руси продолжались две недели.
Заговоры 27 сентября
Заговор на взятие клада из земли
Встану я, раб Божий (имя), утром ранешенько,
Господу Богу помолюсь,
Пречистой Богородице поклонюсь,
Пойду я под восточную сторону, на высокую гору.
На железной горе, на каменном столбе
Лежит книга запечатана,
Замком железным заперта,
Золотым ключом замкнута.
Сам премудрый царь Соломон ее ложил,
Закрыл и о ней забыл.
Я тому царю поклонюсь,
Я ему покорюсь
И святым Божьим словом вооружусь.
Сим словом святым благословляюсь
И на рытву схрона отправляюсь.
Подажь, Боже,
Мне (имя) приставников,
Злых, охранников клада отогнати.
И злата, серебра клада из земли взяти.
Божьих храмов на построение,
Сирым, нищим на утешение.
Нищей братии помогать
И себя (такого-то) не обделять.
Будь же слово мое правильное,
Которое слово забудено – живи,
А которое сурочено – умри!
Пока сама гора к горе не подойдет,
Никто дела моего не перебьет.
Приметы 27 сентября
- Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится.
- Воздвиженье осень к зиме двигает.
- У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой.
- На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца.
- «Шуба за кафтаном тянется»
- «Гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвинется»
- «Вздвиженские зазимки мужику не беда»
- «Смекай, баба, про капусту на Вздвиженьев день»
- «У доброго мужика на Вздвиженьев день и пирог с капустой».
vedmochka.net
27 сентября: зодиак, праздники, народные приметы, традиции, события, православ календарь, именинники
Знак зодиака 27 сентября — Весы (24 сентября — 23 октября).
Праздники:
День работников дошкольного образования России[en].
Международный день туризма — учреждён Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации в 1979 году.
В этот день иногда отмечает свой день рождения Гугл, хотя м Google.com был зарегистрирован 15 сентября 1997.
День машиностроителя (Последнее воскресенье сентября).
Государственный[en] праздник в Польше — «День Польского подпольного государства».
Праздник Франкоговорящего культурного сообщества в Бельгии.
День бабушки в Молдове.
Национальный день охотничества и рыболовства в США[en].
День телевидения в Монголии.
Православный календарь:
Воздвижение честного и животворящего креста Господня.
Языческие императоры хотели уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где был Господь, и приказали засыпать землей Голгофу Иисуса Христа Мария бежала с ним и Иосифом от царя Ирода в Египет, а после смерти[en] Ирода возвратилась в Назарет. Мария на месте Гроба Господнего поставила капище языческой богини Венеры[гор] и статую Юпитера. Через 300 лет, при императоре Константине (память 3 июня), его мать Елена пожелала найти крест, на котором был распят Господь.
С этой целью она отправилась в Иерусалим. Но на месте страданий Христа был построен языческий храм. Когда Голгофа и окружающая местность были расчищены, то в глубине земли нашли три креста. Чтобы удостовериться, какой из них Господень, стали прикладывать кресты к мертвому, которого в это время проносили мимо. При возложении на покойника одного из крестов покойник ожил. Так был определен Крест, на котором был распят Христос. Этот животворящий Крест и был воздвигнут в Иерусалиме в храме, и установлено Празднование в честь обретения честного Креста.
«Император Адриан (117-138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень. …Увидев на небе знамение Божие — Крест с надписью «Сим победиши», Константин задался целью отыскать Крест. …Капище разрушили и обнаружили под ним Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие тело Господа. …В Константинополь Елена привезла с собой Животворящего Древа и Гвозди. Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя Гроб Господень и Голгофу. Храм был освящен 26 сентября (13 сентября по старому стилю) 335 года. На следующий день установлено было празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста».
Преставление святителя Иоанна Златоуста (407).
Празднование Леснинской иконы Божией Матери (1683).
Память Онуфрия Молчаливого, Онуфрия Печерского (XII век, Киев) — древнерусский м, монах Киево-Печерской Лавры. Почитается Русской церковью в лике преподобных. Память совершается (по юлианскому календарю): 21 июля и 27 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер).
Строгий пост. День постный: пища без мяса, молока и рыбы. Только с растительным маслом.
Народный календарь:
Воздвиженье. Третья встреча осени. Третьи осенины. Первые зазимки. Сдвижение. Осенины. В летописях этот день известен под названием «Ставрова дня», от греческого слова «саурос» — крест.
Заканчивается бабье лето, первые зазимки.
На Воздвижение «птица в отлет двинулась, медведь в берлогу залегает». «Гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвижется», отсюда и название Сдвижение — урожай должен быть «сдвинут» в амбар. В этот день рубят капусту. «Смекай, баба, про капусту на Воздвиженьев день». «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой».
Вечеринки-капустники, капустницы. На Руси они продолжались две недели. «Капустные вечеринки — на две недели», с пирогами, пивом, плясками, играми. Говорили: «Шуба за кафтаном тянется». «Воздвиженские зазимки мужику не беда».
«В Здвиженье сивер, так летом тёпло будет. Здвиженье — хлеб с поля на гумно движется. Воздвиженье — последняя копна с поля двинулась. Воздвиженье осень навстречу зиме двигает. Воздвиженские зазимки не беда, что-то скажет Покров-батюшка. Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет.
Высоко летят гуси в Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к мелкому. Змеи, сбившись клубками, под трухлявые дни попрятались, в спячку впадают. Лешие якобы сгоняют в этот день в одно место все подвластное им зверье, как бы делая ему смотр перед наступающей зимою. В лес, по этой причине, на Здвиженье ходить нельзя.
Крестьяне повсюду верили, что день Воздвиженья принадлежит к числу тех, в которые не следует начинать никакого важного дела, так как все начатое в этот день или кончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.
С Воздвиженья начинали рубить капусту: «Здвижение капустницы». У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой. Молодежь затевала вечеринки — «капустники», начиная посиделки», которые длятся около двух недель.
Копают поздний картофель.
Именинник 27 сентября: Иван.
События в истории в этот день
27 сентября 1627 года в Дижоне родился Жак Бенинь Боссюэ (Bossuet) — французский церковный деятель, епископ, проповедник, писатель и историк. Скончался 12 апреля 1704, в Париже.
27 сентября 1651 года в Ингольштадте скончался Максимилиан I Баварский — баварский герцог с 1597, курфюрст с 1623. Из рода Виттельсбахов. Глава Католической лиги 1609 г. Родился 17 апреля 1573, в Мюнхене.
27 сентября 1657 года (17 сентября по старому стилю) в Москве родилась дочь царя Алексея Михайловича от брака с Марией Ильиничной Милославской — Софья Алексеевна. Скончалась 14 июля (3 июля по ст. ст.) 1704.
27 сентября 1660 года в Париже скончался Святой Викентий де Поль (Винсент де Поль, Венсан де Поль) (французское Vincent de Paul) — католический святой, основатель конгрегации лазаристов и конгрегации дочерей милосердия. Родился 24 апреля 1581, в бедной крестьянской семье.
27 сентября 1854 года в Мальмё родился шведский лейтенант, граф Сикстен Спарре. Скончался 20 июля 1889, в Нёррескове, на острове Тосинге. Он и его возлюбленная, Эльвира Мадиган (дат. Elvira Madigan, настоящее имя Хедвига Антуанетта Изабелла Элеонора Йенсен, 4 декабря 1867, Фленсбург — 20 июля 1889, Нёрресков, остров Тосинге) являются наиболее известной в Скандинавии историей трагической любви[en].
27 сентября 1891 года (15 сентября по ст. ст.) в Петербурге умер Иван Александрович Гончаров — русский писатель; член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), действительный статский советник. Похоронен в Александро-Невской лавре; в 1956 году его прах был перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища. Родился 18 июня (6 июня по старому стилю) 1812 в городе Симбирске (с 1924 г. – Ульяновск) в купеческой семье.
27 сентября 1896 года обвенчались русский поэт-символист Константин Дмитриевич Бальмонт и Екатерина Алексеевна Андреева-Бальмонт.
27 сентября 1914 года русские войска перешли Карпаты и вторглись в Венгрию в Первой мировой войне[en].
27 сентября 1917 года Владимир Ильич Ленин из своего укрытия за озером Разлив написал письмо Петроградскому и Московскому комитетам РСДРП под заголовком: «Большевики должны взять власть».
27 сентября 1917 года в Париже скончался французский живописец, график и скульптор Эдгар Дега. Представитель импрессионизма. Картины отличаются острым, динамичным восприятием современной жизни, со строго выверенной асимметричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур. Мастер пастели («Голубые танцовщицы», «Звезда»). Родился 19 июля 1834.
27 сентября 1917 года в Петрограде ВЦИК и исполкомом Советов крестьянских депутатов созвали Демократическое совещание.
27 сентября 1920 года Михаил Васильевич Фрунзе вступил в командование Южным фронтом.
27 сентября 1920 года м заключил союз с Красной Армией.
27 сентября 1925 года в Москве арестовали англйского шпиона Сиднея Рейли (настоящая фамилия Розенблюм), нелегально прибывшему в СССР.
27 сентября 1938 года начались государственные испытания истребителя И-153 «Чайка».
27 сентября 1941 года в оккупированном Киеве обнародовали приказ коменданта под названием «Усим жидам города Кыева». Евреям приказали собрать необходимые вещи и явиться на сборный пункт в районе Бабьего Яра «для эвакуации».
27 сентября 1942 года в разгар боев в Сталинграде штурмовая группа сержанта Якопа Павлова заняла дом, который в дальнейшем послужил важным опорным пунктом в системе обороны дивизии, и удерживала его 58 дней до подхода подкрепления.
27 сентября 1942 года Япония подтвердила, что не намерена воевать против СССР.
27 сентября 1944 года началась Моонзундская десантная операция войск Ленинградского фронта под командованием Маршала Советского Союза Леонида Александровича Говорова при поддержке Балтийского флота.
27 сентября 1954 года начался официальный визит Никиты Сергеевича Хрущева в КНР. Это первое в истории появление советского лидера в коммунистическом Китае.
27 сентября 1955 года Египет получил от СССР первую партию оружия.
27 сентября 1959 года завершился визит Никиты Хрущева в США.
27 сентября 1965 года открылся Пленум ЦК КПСС о реформировании промышленности.
27 сентября 1967 года в Париже, во Франции скончался князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон — последний из князей Юсуповых, известен как участник убийства Григория Ефимовича Распутина и автор двух книг воспоминаний — «Конец Распутина» (1927) и «Мемуары» (1953). Родился 23 марта (11 марта по ст.ст.) 1887, в Санкт-Петербурге, в Российской империи.
27 сентября 1977 года в Харькове родился дрессировщик хищников, талантливый укротитель львов и тигров, заслуженный артист России Аскольд Запашный. В клетку с тиграми впервые вошел в десятилетнем возрасте вместе с отцом и старшим братом Эдгардом.
27 сентября 1986 года у актера и режиссера Никиты Сергеевича Михалкова и модельера Татьяны Евгеньевны Шигаевой родилась дочь — Надежда Никитична Михалкова. Внучка писателя Сергея Владимировича Михалкова, племянница режиссера Андрея Сергеевича Михалкова-Кончаловского. В восьмилетнем возрасте снялась в картине своего отца «Утомлённые солнцем», сыграв Надю — дочь комдива Котова. Спустя несколько лет снялась в картине режиссёра Тиграна Кеосаяна «Президент и его внучка», где сыграла двух сестёр-близняшек. Продолжает сниматься в кино и в настоящее время, не имея при этом актёрского образования. В 2008 году окончила факультет международной журналистики МГИМО. Также пробовала себя в моде в роли дизайнера, у неё прошёл показ мод под маркой «Надин».
27 сентября 1990 года Россия вступила в Интерпол.
27 сентября 1997 года, в 23 часа 58 минут американский космический челнок «Атлантис» причалил к орбитальному комплексу «Мир».
27 сентября 1991 года собравшийся XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ решил один-единственный вопрос — «О судьбе ВЛКСМ» — и принял решение подвести черту под существованием организации.
27 сентября 1991 года скончалась Уна О’Нил — дочь американского драматурга, реформатора американской сцены Юджина О’Нила, бывшая жена Чарли Чаплина, свадьба которых состоялась 16 июня 1943. Четвёртая жена Чаплина, была на 36 лет его младше. Познакомились, когда Чаплин искал актрису для экранизации пьесы «Призрак и действительность». О’Нил и Чаплин имели троих сыновей (Кристофер, Юджин и Майкл) и пятерых дочерей (Джеральдина, Джозефина, Джоана, Виктория, Анна-Эмиль). Последнего ребёнка[en] Уна родила, когда великому комику было 72 года.
27 сентября 1995 года в России зарегистрировали 1000-го больного СПИДом.
27 сентября 1995 года в Бразилии, в штате Пара (Brazil, Para) родилась Элисани-да-Крус Сильва — самая высокая девушка в мире, по данным Книги рекордов Гиннеса. Элисани Сильва с ростом 2 метра 6 сантиметров влюбилась в своего поклонника ростом 1 метр 62 сантиметра.
27 сентября 1996 года Сергей Собянин был переизбран м и председателем думы ХМАО.
27 сентября 1999 года в Москве скончалась российский языковед, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1968) Виктория Николаевна Ярцева. Труды в области индоевропейских языков, главным образом германских, кельтского и общего языкознания. Государственная премия Российской Федерации (1995). Родилась 3 ноября (21 октября по ст. стилю) 1906.
27 сентября 2006 года в Москве скончалась Софья Ивановна Муратова — российская спортсменка (спортивная гимнастика), заслуженный мастер спорта (1955), двукратная олимпийская чемпионка, трехкратная чемпионка мира, многократная чемпионка СССР, одна из лучших гимнасток мира 1950-х — начала 1960-х годов; заслуженный тренер СССР (1971). Родилась 13 июля 1929, в Ленинграде.
27 сентября 2013 года у берегов Индонезии затонуло судно с беженцами из ближневосточного региона, следовавшее в Австралию. На судне находились около 120 человек, 28 из них были спасены, погибли 33, остальные числятся пропавшими без вести.
andreykochurov.livejournal.com
Народный календарь. 27 сентября. Воздвиженье — капустный день
В православном календаре, по которому и жили русские земледельцы и горожане, 27 сентября — день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Праздник установлен в честь первых зафиксированных летописцами археологических раскопок. Царица Елена, мать императора Восточной Римской империи Константина Великого, в середине IV века совершила долгое путешествие в Иерусалим, где приказала раскопать холм Голгофу.
Призом находчивой женщине стали три креста, гвозди и табличка «царь иудейский». Найти среди трех Тот Самый Крест помогло чудо: больная нищенка прислонилась к бревну и тут же исцелилась. Кусочки Креста Господня до сих пор вкладывают в высшую награду Иерусалимской Церкви — орден Креста.
Впрочем, крестьяне Центральной России сложными вопросами богословия не задавались, а наблюдали за природой. Они подметили, что в этот день происходит «сдвиженье», когда осень уже смотрит на зиму. «Пришло Сдвиженье — кафтан с шубой сдвинулся», — говорили они.
За три дня до праздника кочаны убирали с огорода, а затем неделю или две крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
Праздник отмечали исключительно постной едой, что отразилось в многочисленных поверьях, присловьях и поговорках. В первую очередь — блюдами из капусты. За три дня до праздника кочаны убирали с огорода, а затем неделю или две крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму. Это делали сообща — на капустных вечерках, которые сопровождались шутками и байками.
В этот день нельзя было начинать никаких важных дел!
Также в этот день не ходили в лес: считалось, что медведь в Воздвиженье обустраивает берлогу, а леший осматривает свои владения перед приходом зимы.
26 сентября именины празднуют Иваны.
vm.ru
Воздвиженье, народный календарь 27 сентября
В народе в честь церковного праздника Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня отмечается ежегодно 27 сентября Воздвиженье. Этот народный праздник еще называют нередко Сдвиженьем или Вдвиженьем. Обычно в этот день принято ходить в церковь.
Воздвиженье — это постный праздник, ведь люди издавна считали, что тем, кто постится в этот день, будут прощены грехи. Чаще всего главными блюдами на столе на Воздвиженье на Руси были кушанья из капусты. Интересно, что капусту для праздничного стола в этот день полагалось убрать с огорода тремя днями ранее.
Важных дел на Воздвиженье, как верил в старину народ, начинать нельзя. В противном случае все может пойти прахом. Также нельзя ходить в лес, ведь в этот день медведи себе берлоги устраивают, а по чаще бродит леший, осматривая свое царство. Еще в этот день готовятся к зиме змеи, прячась под трухлявые пни.
По народным поверьям на Воздвиженье происходит борьба между правдой и кривдой, «честью» и «нечестью». Конечно, победу всегда одерживает правда. Одно из названий дня — «Ставров день» (крестный день, греч. яз.), на Воздвиженье в народе совершали крестные ходы вокруг селений с целью защитить всех живущих в них от бед. К Воздвиженью обычно приурочивали поднятие крестов над строящимися храмами. В закрома и сусеки в этот день клали деревянные кресты, а то и просто ветви рябины, перевязанные крест-накрест — считалось, что это поможет сохранить урожай.
Воздвиженье всегда было постным днем. В народе говорили: «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него пятница — суббота, постная еда».
Существовало поверье, что в этот день не надо начинать никаких дел, потому что все закончится полным крахом и неудачей. На Воздвиженье не ходили в леса, потому как считалось, что лешие сегодня устраивают смотр всему зверью перед зимовкой, собирая их в одном месте. При этом человеку, нечаянно попавшему в лес, они могут принести большой вред. Змеи в этот день окончательно уходили под землю в норы. Поговаривали, что если змея на Воздвиженье укусит человека, то земля перед ней закроется, не пустит ее на зимовку, так гадине ползучей и гибель придет.
На Воздвиженье отмечались «овинные именины». Овин отдыхал — его не разрешалось топить. В этот день хозяйка расстилала на овинном окне рушник и оставляла угощение овиннику (духу, живущему в овине и принимающему облик хозяина дома).
Продолжались капустники — осенние вечеринки, на которых рубили и заквашивали на зиму капусту. На капустные вечерки приглашались все соседи. Для гостей варилось пиво и готовилось специальное угощение — «хлебальный пирог», с таких пирогов обычно срезали верхнюю корку, а начинку ели ложками. В народе говорили: «И плохая баба на на Воздвиженье капустница». А еще в этот день существовало поверье, что если девушка, собираясь на капустник, семь раз прочитает особый заговор, то приглянувшейся ей молодец обязательно ее полюбит.
В это время частыми были первые заморозки, но их еще не боялись. «Воздвиженские зазимки не беда, что-то скажет Покров-батюшка», — подмечали в народе.
Народные приметы 27 сентября, Воздвиженье
- В Здвиженье сивер, так лето тепло будет.
- Здвиженье — хлеб с поля на гумно движется.
- Воздвиженье — последняя копна с поля двинулась.
- Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.
- На Воздвиженье зазимки — мужику не беда.
- Воздвиженские зазимки не беда, что-то скажет Покров-батюшка.
- Пришло Здвиженье — кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась.
- Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет.
- Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу.
- На Воздвиженье птица в отлет двинулась.
- В этот день медведь залегает в берлогу.
- Высоко летят гуси в Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к малому.
- На Воздвиженье ни змеи и никакой гад по земле не движется.
- Змеи, сбившись клубками, под трухлявые пни попрятались, в спячку впадают.
- Змея и гад не движется (обмирает или лезет по деревьям в вырай, в теплый край, а которая укусила человека — остается на земле).
- На Воздвиженье, если змея ужалит кого-либо, то ей не уползти, так как в наказание она остается мерзнуть в холодные дни.
- Первой улетает в обетованную страну и последнею возвращается оттуда — кукушка, которая поэтому и зовется ключницей Вирая.
- На Воздвиженье в лес ходить нельзя, так как тогда ужи в вирий идут.
www.fatelines.net
pozdravkin.com
Народный календарь на 27 сентября
Приметы и народные праздники на 27 сентября
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Преставление свт. Иоанна Златоуста. Леснинской иконы Божией Матери.
Великий двунадесятый праздник посвящен двум важнейшим событиям, связанным с Крестом, на котором был распят Иисус Христос. Это обретение Креста в IV веке благодаря стараниям святой равноапостольной Елены (матери императора Константина Великого) и затем, спустя три века, избавление святыни «из персиянского пленения » императором Ираклием.
Когда христианская вера, ранее гонимая римскими императорами, по повелению Константина Великого стала государственной религией Римской империи, Елена (мать Константина) отправилась в Иерусалим, чтобы обрести величайшую святыню христианства — Крест Господень, на котором страдал и умер Спаситель. Так как крестная смерть считалась в евангельские времена позором, Крест Господень вместе с крестами двух страдавших с Ним разбойников после совершения казни был зарыт в землю. В 326 году Елене удалось обнаружить место нахождения крестов. По легенде определить, который из них истинный Крест Господень, смогли по тому, что от святыни сразу же начали происходить чудеса. Первым чудом было воскрешение мертвеца: когда похоронная процессия проходила недалеко от раскопок, на умершего решили возлагать поочередно все три креста, и при возложении Креста Господня покойник ожил. Множество народа, собравшегося к месту обретения святыни, не имело возможности увидеть Крест. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий и другие духовные лица стали высоко поднимать (воздвигать) Крест, а люди благоговейно поклонялись ему. На месте страданий Спасителя император Константин и святая Елена построили большой храм в честь Воскресения Христова.
В VII веке Крест Господень был воздвигнут в церкви Воскресения в Иерусалиме. С тех пор «вселенское Воздвижение Креста » празднуется во всех церквях христианского мира.
27 сентября — Воздвиженье. Здвиженье. Здвижнев день
По давней традиции, на Руси в день Воздвижения Креста Господня принято было воздвигать часовни, кресты. Это считалось особенно угодным Богу. Придорожные обетные кресты ставились в благодарность за избавление от какой-либо беды, напасти. В обычае было воздвигать (поднимать) в праздник Воздвижения и кресты на новостроящихся храмах. В некоторых местностях ежегодно совершались на Воздвижение крестные ходы вокруг сел и деревень, что, по народному представлению, ограждало население от всякого лиха на весь круглый год.
Воздвиженье — постный праздник. А. А. Коринфский приводит народные суждения о необходимости соблюдать строгий однодневный пост в этот день:
Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него — пятниц а-сред а, постная еда!
Кто не постит Воздвиженью — Кресту Христову — на того семь грехов воздвигнутся.
Кто скороми (скоромной еды) на Воздвиженьев день чурается, тому семь грехов прощается.
У кого на столе убоина (мясо) о Воздвиженьи, тот все свои молитвы убивает, а новой не знает, не ведает, нечем ему у Бога молить [Коринфский, 308].
К Воздвиженью значительно усиливались холода, хотя до настоящих морозов было еще далеко.
Воздвиженье — третья встреча осени, первые зазимки.
На Воздвиженье зазимки — мужику не беда.
Воздвиженские зазимки еще не беда, что-то скажет Покров-батюшка.
Как любой большой праздник, Воздвижение Креста Господня обрастало всякого рода приметами, в том числе и направленными на определение погоды в предстоящие периоды.
В Здвиженье сивер, так лето тепло будет (пинеж.).
Высоко летят гуси — к высокому половодью, низко — к малому.
Следует заметить, что в народном месяцеслове большинство примет, характеристик и рекомендаций этого дня основаны на сближении слов движение — воздвиженье и почти во всех текстах присутствует глагол двигаться (двинуться),от которого, вероятно, крестьяне производили и само название церковного праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Здвиженье — хлеб на гумно движется.
Воздвиженье — хлеб с поля двинулся (движется).
Воздвиженье — последняя копна с поля двинулась.
Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.
Сдвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет.
Пришло Здвиженье — кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась.
Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет.
Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу.
В этот день, по народным представлениям, земля «закрывается » на зиму, медведь залегает в берлогу, а «гады и другие пресмыкающиеся животные уходят в какие-то неведомые теплые страны «, которые называют ирьем или вырием, вирием.
Туда же улетают и ласточки. На Воздвиженье птица в отлет двинулась. Двинулись над Русью птиц вереницы. Первой улетает в обетованную страну кукушка, и она же последнею возвращается оттуда; почему и зовется она «ключницей вирая «.
По мнению орловцев, тамбовцев и владимирцев, «в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся „сдвигаются», т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья <…> мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах » [Максимов, 417].
На Воздвиженье в лес ходить нельзя, так как тогда ужи в вирий идут.
По рассказам крестьян Тверского края, человека, пошедшего в лес на Воздвиженье, змеи могут затащить под землю [Черепанова, 1996; 177]. Но если все же кто-то оказывался в лесу, то должен был принять некоторые магические меры предосторожности. Так, новгородцы советовали: «Правой ногой шагни и остановись, когда в лес идешь. Сделай три земных поклона и скажи: „Спаси меня, Господи, от зверя бегущего, от гада ползущего!» — и плюнь три раза через левое плечо » [Власова, 202].
Существовало и представление о том, что змеи, сбившись клубками, прячутся под трухлявые пни, впадают в спячку. Уходят ли они в таинственный вырий или засыпают, «обмирают » тут же, в местах обитания,- в любом случае перестают двигаться, теряют активность. На Воздвиженье ни змеи и никакой гад по земле не движется.
Широко бытовало поверье о том, что если змея ужалила человека, то на Воздвиженье ей не уползти, в наказание она остается мерзнуть на земле.
В день Воздвиженья сами боялись ходить в лес и скотину не гоняли не только из-за боязни змей, но потому, что верили, будто «лешие вместе с оборотнями и прочей нежитью считают день Воздвиженья каким-то срочным для себя днем. Лешие, например, сгоняют в этот день в одно место все подвластное им зверье, как бы делая ему смотр перед наступающей зимою «. «Отгуляв » в Воздвиженье, лешие уходят на покой, под землю [Максимов, 417].
Во многих селениях Белозерского уезда Вологодского края существовал обычай «в ночь против Воздвиженья » весь домашний скот оставлять на дворе. «По народному поверью, в эту ночь сходятся лешня на лужайку среди дремучего леса, куда сгоняют всех диких зверей и домашний скот, оставшийся на полях. Духи начинают игру и проигрывают друг другу зверей, а домашний скот пожирается на этом сборище волками и медведями » [Власова, 291]. Здесь еще совсем недавно говорили: «Против Воздвиженья ночь чудная. В эту ночь змеи собираются. И нельзя, чтобы скотинка ночевала в лесу. Этой ночью черти собираются в карты играть — лес на кварталы делят, где кому хозяйничать » [Традиц. рус. магия, 42].
На Вологодчине же принято было «на Здвижнев день варить пиво ушатами. Выносили вольному (лешему) ушат пива и просили сплясать или спеть » [Черепанова, 1996; 51]. Правда, такая просьба чревата была разрушительными последствиями: от дикой пляски леших падали деревья, ломались кусты.
«Крестьяне повсюду верят, что день Воздвиженья принадлежит к числу тех, в которые не следует начинать никакого важного и значительного дела, так как все, начатое в этот день, или кончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно » [Максимов, 418].
Кое-где считалось, что в этот день овины «именинники «, что овинник не разрешает в Воздвиженье и накануне топить овин.
Воздвиженье — приход капустников, капустниц, капустенских вечеров (которые длятся две недели). Действительно, с этой поры начинается у деревенских баб одна из самых важных осенних работ — рубка капусты, заготовка ее на зиму.
С Воздвиженья начинают рубить капусту.
И плохая баба о Воздвиженье — капустница.
Смекай, баба, про капусту на Воздвиженьев день. У доброго мужика на Воздви — женьев день и пирог с капустой (воронеж.).
Не жди Здвиженья, режь репу, секи капусту (вят.).
Не жди Сдвиженья — режь репу, не жди Покрова — секи капусту (урал.).
На Здвиженье у доброго молодца капуста у крыльца.
На Воздвиженье первая барыня — капуста.
Хлеб да капуста лихого не попустят.
По случаю начала рубки капусты молодежь устраивала вечеринки, которые назывались капустниками, капустинскими вечерами, капустками.
Вейся ли, вейся, капуста,
Вейся ли, вейся, белая!
Во саду ли во зеленом
Гуляй, душечка родная.
Как вечор на капусту,
Как вечор на белую
Частый дождик поливал.
В кругу молодец гуляет,
Себе пару выбирает:
Лизавету — по совету,
А Настасью — по согласью.
Я Аленушку люблю,
Шелковый платок куплю,-
Сто рублей заплачу.
Сто рублей нам нипочем!
Гуляй, девка, с молодцом. (Смоленская губ.)
Девичьи вечеринки — капустницы — справлялись не только в деревнях, но и в городах. И. П. Сахаров пишет: «В Алексине, уездном городе Тульской губернии, девушки, в богатых уборах, ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В домах, где приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками. За девицами является молодежь с своими гостинцами высматривать невест. Вечером по всему городу разыгрываются хороводы. В Сибири на капустенские вечерки приглашались соседки. Там капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. Для добрых гостей варилось пиво, приготовлялся обед и ужин, где все торжество хозяйки составлял пирог хлебалъный. День оканчивался плясками и играми. Капустницы на Руси продолжались две недели » [Сахаров, 307].
На Среднем Урале, в верховьях Вишеры, Колвы, Яйвы, Туры начинался отхожий охотничий промысел. «С Воздвиженья до Николы зимнего охотились с собаками на рябчиков, белок, глухарей, тетеревов как вблизи селения, так и на дальних угодьях » [Чагин, 63].
www.sochuroki.com