Закон фз 167 – Федеральный закон от 15-12-2001 167-ФЗ (ред от 03-12-2012 с изменениями вступившими в силу с 01-01-2013) об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации. Актуально в 2018 году

Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N…

Действующий

На протяжении более 10 лет в нашей стране действовал Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». Этот нормативный правовой акт заложил основу формирования современной системы обязательного пенсионного страхования. Однако суммы пенсий, рассчитанных в соответствии с указанным законом, с одной стороны, являлись недостаточными даже для минимального обеспеченной старости, а отчисления с заработной платы в Пенсионный фонд, с другой стороны, были весьма значительными и вызывали недовольство у многих категорий граждан.

Со временем стала очевидна необходимость полного реформирования всей пенсионной системы. В результате реформы был принят ряд федеральных законов, определяющих основы новой системы пенсионного страхования граждан в Российской Федерации.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ) установил основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон) закрепил организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — ФЗ от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) определил основы возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Названные законы вступили в силу с 1 января 2002 г., в связи с чем именно эту дату можно считать «днем рождения» в России пенсионной системы второго тысячелетия.

Статья 1. Предмет правового регулирования

1. Каждый нормативный правовой акт имеет свой предмет правового регулирования. Положениями комментируемой статьи предусмотрено, что в предмет настоящего Закона входят:

основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в России,

правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования,

правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования,

основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей,

ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Обязательное пенсионное страхование в России существует как одна из разновидностей обязательного социального страхования, наряду с системой обязательного медицинского страхования и социального страхования от несчастных случаев.

Отношения в системе обязательного пенсионного страхования строятся не только в соответствии с комментируемым Законом, но и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Законодательно регламентируется правовое положение субъектов страхования, основания возникновения и порядка осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, основы государственного регулирования обязательного социального страхования, отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, порядок привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушениях установленных норм.

В более глобальном смысле обязательное пенсионное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, которая была изначально создана для страхования работающих граждан от возможного изменения их материального, социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное пенсионное страхование фактически направлено на защиту граждан престарелого возраста, а также инвалидов, лиц, потерявших кормильца, лиц в беспомощном состоянии.

Фактически обязательное пенсионное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального, социального положения работающих граждан.

2. Комментируемая статья носит «собирательный» характер, то есть отражает все основное содержание последующих разделов и статей, комментируемого Закона. В частности, ст. 1-3 главным образом отражают основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в России, ст. 4-11 в основном регламентируют правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования.
Правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования — страховщика, страхователя и застрахованных лиц, определяется правами, обязанностями и ответственностью этих субъектов (ст. 12-15). Аналогичными по своему содержанию, исходя из смежной сферы регулирования, являются Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — ФЗ от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ) и Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — ФЗ от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
Так, для сравнения, ФЗ от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ регулирует «отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения».

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании

1. Законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании является частью системы российского законодательства. Система законодательства включает в себя законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, правовые акты органов местного самоуправления и нормы международного права.

Гарантии обязательного пенсионного страхования, прежде всего, изложены в Конституции РФ. Норма ст. 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Права каждого человека, в том числе и на обязательное пенсионное страхование, независимо от его возраста и иных присущих ему качеств, являются равными.

В систему законодательства, закрепляющего гарантии обязательного пенсионного страхования, входит ряд федеральных законов.

В Трудовом кодексе РФ (далее — ТК РФ) содержатся нормы о правах и обязанностях работников и работодателей, в том числе, ст. 22 ТК РФ обязывает работодателей осуществлять обязательное социальное страхование работников. Кстати, пенсионное страхование является частью социального страхования работников. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. При этом обязательным социальным страхованием называется часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ) регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

Следует отметить, что действие указанного закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Подробнее о трудовых пенсиях см. п. 1 ст. 9 и комментарий к ней.
Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» заложил основы формирования и развития огромной единой информационной базы Пенсионного фонда РФ, содержащей сведения обо всех застрахованных лицах: как ныне работающих, в том числе проживающих за рубежом, так и неработающих пенсионеров. Отметим, что в абз. 1 комментируемой статьи перечислены не все законы, содержащие нормы об обязательном пенсионном страховании, их перечень не является исчерпывающим.

Так, например, часть вопросов в сфере пенсионного страхования регулируется следующими законами.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее — ФЗ от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ) принят в целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан. Он определяет порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также устанавливает порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов. В соответствии с п. 4 ст. 1 ФЗ от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ и Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I). Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определяет порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности военнослужащим, за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а также пенсии по случаю потери кормильца членам их семей. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее — ФЗ от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ) устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

2. Отдельную категорию законодательных актов, входящих в систему законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, составляют постановления и разъяснения Правительства РФ по регулированию правоотношений, возникающих в области обязательного пенсионного страхования.

К примеру, постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 «О порядке представления в территориальные органы страховщика сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей» утверждены Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений. В п. 23 указанных Правил названа обязанность регистрирующего органа в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации индивидуального предпринимателя и (или) внесения изменений в государственный реестр бесплатно представить сведения об индивидуальном предпринимателе в территориальные органы Пенсионного фонда РФ. Сведения представляются в электронном виде с использованием средств электронной цифровой подписи по каналам связи на условиях, установленных соглашением сторон. При невозможности передачи сведений в указанном виде регистрирующий орган направляет эти сведения почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Послания, указы и распоряжения Президента РФ, письма и разъяснения исполнительных органов власти также являются частью системы законодательства.

Например, в письме от 10 июля 2002 г. N КА-16-19/6161 Пенсионный фонд РФ дает разъяснения отдельных норм комментируемого Закона по вопросу начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд РФ указывает, что из норм рассматриваемого Закона следует, что «иностранные граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию только в случае их проживания на территории РФ. Следовательно, только у данных лиц может возникнуть обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование».

Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденные постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 30 января 2002 г. N 11п, не имеют рекомендательный характер и применяются в деятельности территориальных органов Пенсионного фонда РФ при проведении документальных проверок достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений и единого подхода к оценке информации, необходимой для назначения государственных трудовых пенсий, содержащейся в представленных индивидуальных сведениях по общему, специальному трудовому стажу и заработку (вознаграждению), доходу застрахованного лица, а также о страховых взносах (в том числе в составе единого социального налога (ЕСН)) в Пенсионный фонд РФ за периоды до 1 января 2002 г.

3. Особое внимание в комментируемой статье уделено вопросам регулирования правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование. И это не случайно. До 1 января 2010 г. взносы на обязательное пенсионное страхования уплачивались в составе ЕСН в порядке, предусмотренном нормами гл. 24 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), которая утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, установив правовые основы регулирования отношений, связанных с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, предусмотрел, что особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Данное правило как раз и установлено в развитие положений, содержащихся в абз. 3 рассматриваемой статьи, в соответствии с которыми ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ применяется, если комментируемым Законом не установлено иное.

dokipedia.ru

Федеральный закон 167 об обязательном пенсионном страховании

Регулировка отношений между плательщиком страховых взносов и страхователем осуществляется через различные законы. Одним из них является закон федерального значения 167 фз об обязательном пенсионном страховании. Все права и обязанности сторон, являющимися участниками таких взаимоотношений, прописаны в этом нормативном акте. Разрешение всех возникающих спорных ситуаций производится при использовании такого документа.

Общие положения и основные понятия закона

Федеральный закон 167 об обязательном пенсионном страховании обеспечивает регулирование отношений сторон в системе обязательного пенсионного страхования. Среди основных задач такого документа — определение правового положения субъектов, а также порядок осуществления их прав.

Согласно данному закону, под обязательным пенсионным страхованием понимается система мер, которая направлена на обеспечение финансовой помощи гражданам в случае наступления страхового случая.

Скачать полую версию закона Вы можете здесь

Такая система, созданная государством, позволяет различным категориям граждан получать компенсационные выплаты, благодаря чему минимизируется финансовая нагрузка на семейный бюджет.

В качестве обязательных страховых платежей выступает определенная денежная сумма, которая вносится в бюджет ФСС со стороны работодателя или непосредственно самого плательщика (если страхователь — индивидуальный предприниматель).

В соответствии с данным законом, исполнительные органы в регионах могут заниматься разрешением задач такого типа:

  • рассмотрение и утверждение бюджета фонда;
  • определение особенностей формирования средств пенсионных накоплений;
  • управление системой ОПС;
  • установление порядка проверки бюджетной отчетности;
  • определение порядка хранения бюджетных средств;
  • проведение государственного надзора за соблюдением прав застрахованных лиц.

Среди полномочий федеральных органов государственной власти также следует отметить возможность определения условий инвестирования средств пенсионных накоплений.

О том, что такое страхование пенсионных накоплений Вы можете прочитать в статье.

Участники правоотношений

Такой закон четко определяет участников правоотношений, в качестве которых выступают страховщики и страхователи. Застрахованными лицами могут быть граждане, которые имеют постоянно официально место работы, а также лица, не трудоустроенные официально. В первом случае регулярные страховые взносы перечисляются в ФСС через работодателя посредством удержания части заработной платы. Лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, но при этом не использует труд наемных рабочих, самостоятельно вносит такие платежи в бюджет фонда.

Сторона, которая берет на себя все обязанности по обеспечению обязательного пенсионного страхования, является страховщиком. Контролировать работу территориальных органов становится возможным благодаря созданию единой централизованной системы.

Страхователи пользуются услугами страховщиком и регулярно вносят взносы на счет ФСС. При наступлении страхового случая страхователю полагается определенная денежная сумма, размер которой определяется в зависимости от множества различных факторов.

Права и обязанности сторон

Все участники таких правовых отношений имеют свои обязанности и права. Все эти моменты также отмечены в федеральном законе 167. Организация, предоставляющая услуги страхования (страховщик), может инициировать проведение проверок относительно правильности и регулярности начисления страховых взносов. В случае обнаружения каких-либо недочетов возможен вариант применения санкций в отношении нарушителя.

При необходимости страховщик может требовать информацию в налоговых органах относительно конкретного налогоплательщика. Функции по разработке и исполнению бюджета тоже возлагаются на эту сторону.

В обязанности страховщика включено своевременное выплачивание страховых пенсий и других выплат при наступлении страхового случая. При необходимости данная сторона должна информировать страхователя относительно реализованных изменений в механизме взаимоотношений. Ведение учета также входит в обязанности страховщика.

Касательно прав страхователей, то здесь следует отметить возможность бесплатного получения информации у страховщика относительно нормативных актов. Данная сторона может принимать активное участие в управлении обязательным пенсионным страхованием и при необходимости обращаться в суд для защиты своих прав.

При этом страхователь должен обязательно зарегистрироваться в порядке, установленном ст. 11 данного Федерального закона. Он должен выполнять все требования территориальных органов страховщика и регулярно вносить платежа в соответствии с действующим законодательством.

Бюджет систем обязательного пенсионного страхования

Финансовая система обязательного пенсионного страхования не является частью федерального бюджета. Средства, имеющиеся на счету такой организации, не подлежат изъятию и не могут входить в состав других бюджетов. Формирование бюджета на следующий финансовый год подразумевает установление норматива оборотных денежных средств. Каждый год должен составляться отчет относительно расходования бюджета с детальным описанием.

Сумма страховых взносов на накопительную пенсию и дополнительные страховые взносы при формировании бюджета должны учитываться отдельно. Счет регионального ФСС может быть открыт только председателем организации. Доступ к средствам также имеют пять заместителей председателя ФСС.

Бюджет ПФР формируется не только за счет страховых взносов, но и за счет уплачиваемых штрафов, добровольных взносов и различных инвестируемых продуктов. Основные пункты расходования бюджетных средств составляют финансовое и материально-техническое обеспечение страховщика.

Особенности уплаты страховых взносов

Тариф страхового взноса определяется целой совокупностью факторов. Размер ежемесячного платежа во многом зависит от статуса гражданина, его рабочего стажа и других факторов. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится единым расчетным документом. Впоследствии он направляется на счет федерального казначейства ПФР.

socstrah24.ru

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

Нормативно-правовые акты

  • Кодексы
  • Законы
  • Приказы
  • Письма

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

30 ноября 2001 года

Одобрен

Советом Федерации

5 декабря 2001 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет правового регулирования

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3.1. Полномочия федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации

Глава II. УЧАСТНИКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ

ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПЕНСИОННОМУ СТРАХОВАНИЮ

Статья 4. Субъекты обязательного пенсионного страхования

Статья 5. Страховщик

Статья 6. Страхователи

Статья 7. Застрахованные лица

Статья 8. Страховой риск и страховой случай

Статья 9. Обязательное страховое обеспечение

Статья 10. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации

Статья 11. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей в органах страховщика

Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

Статья 12. Утратила силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

Статья 13. Права, обязанности и ответственность страховщика

Статья 14. Права, обязанности и ответственность страхователей

Статья 15. Права, обязанности и ответственность застрахованных лиц

Глава IV. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

Статья 16. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

Статья 17. Формирование бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

Статья 18. Расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

Статья 19. Резерв бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

Статья 20. Индивидуальный пенсионный коэффициент и его стоимость

Статья 20.1. Учет средств для финансирования накопительной пенсии

Статья 21. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

Глава V. УПЛАТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

Статья 22. Тариф страхового взноса

Статья 22.1. Тариф страхового взноса в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства

Статья 22.2. Единый расчетный документ

Статья 23. Утратила силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

Статья 24. Утратила силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

Статья 25. Утратила силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

Статья 25.1. Утратила силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

Статья 26. Утратила силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

Статья 27. Утратила силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ.

Статья 28. Размер страховых взносов, уплачиваемых страхователями, не производящими выплаты физическим лицам

Статья 29. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Статья 30. Утратила силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ

ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 31. Рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования

Статья 32. Право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд

Статья 33. Переходные положения

Статья 33.1. Тарифы страховых взносов в 2012 — 2019 годах

Статья 33.2. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей с 1 января 2013 года

Статья 33.3. Определение варианта пенсионного обеспечения застрахованных лиц

Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

15 декабря 2001 года

N 167-ФЗ

Еще федеральные законы:

Федеральный закон от 09.11.2006 N 190-ФЗ Федеральный закон от 02.07.2013 N 161-ФЗ Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 Федеральный закон от 14.03.2009 N 36-ФЗ

ppt.ru

Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ (ред. от 02.06.2016)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

9 июля 2010 года

Одобрен

Советом Федерации

14 июля 2010 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2002, N 4, ст. 251; N 12, ст. 1093; N 46, ст. 4537; 2003, N 2, ст. 167; N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 2, ст. 172; N 31, ст. 3456; 2007, N 7, ст. 834; N 29, ст. 3482; N 31, ст. 4016; 2008, N 27, ст. 3126; 2009, N 19, ст. 2281; N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6419, 6450) следующие изменения:

1) в статье 3:

а) часть первую после слова «рыночной» дополнить словом «, кадастровой»;

б) дополнить частью третьей следующего содержания:

«Для целей настоящего Федерального закона под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки.»;

2) в статье 16:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 16. Независимость оценщика и юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор»;

б) дополнить частями пятой и шестой следующего содержания:

«Юридическое лицо не вправе заключать договор на проведение оценки с заказчиком в случаях, если оно имеет имущественный интерес в объекте оценки и (или) является аффилированным лицом заказчика, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Размер денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.»;

3) абзац третий статьи 19 дополнить словами «, методических указаний о государственной кадастровой оценке и нормативных технических документов, необходимых для проведения государственной кадастровой оценки»;

4) в статье 20:

а) часть пятую дополнить словами «, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов в области оценочной деятельности»;

б) дополнить новой частью седьмой следующего содержания:

«Утвержденные федеральные стандарты оценки и методические указания о государственной кадастровой оценке не подлежат государственной регистрации.»;

в) часть седьмую считать частью восьмой;

5) в статье 21 слово «высшими» и слово «высших» исключить;

6) часть первую статьи 24.5 дополнить предложением следующего содержания: «Порядок осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.»;

7) дополнить главой III.1 следующего содержания:

«Глава III.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА

Статья 24.11. Понятие государственной кадастровой оценки

Для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:

принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;

определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 02.06.2016 N 172-ФЗ;

утверждение результатов определения кадастровой стоимости;

опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости;

внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 24.12. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее — дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.

Статья 24.13. Формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке

Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.

Перечень объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее — орган кадастрового учета).

При формировании такого перечня объектов недвижимости указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.

Статья 24.14. Заключение договора страхования ответственности за причинение ущерба в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости

Исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан заключить договор страхования ответственности за причинение ущерба в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости на страховую сумму в размере не менее чем тридцать миллионов рублей.

Договор страхования ответственности за причинение ущерба в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости должен быть заключен до подписания договора на проведение оценки.

Статья 24.15. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости

Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.

Составление отчета об определении кадастровой стоимости осуществляется на бумажном и электронном носителях не менее чем в трех экземплярах.

Требования к отчету об определении кадастровой стоимости устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Статья 24.16. Утратила силу. — Федеральный закон от 02.06.2016 N 172-ФЗ.

Статья 24.17. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости

В течение десяти рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости.

В течение пяти дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости и один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости направляются заказчиком работ по определению кадастровой стоимости в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (далее — орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке).

Статья 24.18. Опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости

В течение десяти рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости опубликовывает информацию об утвержденных результатах определения кадастровой стоимости, в том числе о кадастровой стоимости, дате проведения последней государственной кадастровой оценки, и иную информацию, определенную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

В случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности физических лиц, юридических лиц, эти лица вправе подать запрос о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета на территории субъекта Российской Федерации по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости, которым утверждены результаты ее определения, и получить указанные сведения в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Статья 24.19. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности (далее — заявители).

Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, Национального совета по оценочной деятельности.

Типовые требования к порядку создания и работы комиссии устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее — заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В целях выявления оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости и в орган кадастрового учета с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В течение семи рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик работ по определению кадастровой стоимости и орган кадастрового учета обязаны предоставить заявителю соответствующие сведения.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

кадастровый паспорт объекта недвижимости;

нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его государственной кадастровой оценки, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, по результатам рассмотрения этого заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;

о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости.

В случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято такое решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости.

Статья 24.20. Внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости

В течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.

В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Статья 24.21. Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик

В случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, обеспечивает определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Статья 24.22. Фонд данных государственной кадастровой оценки

Сведения, использованные при проведении государственной кадастровой оценки и сформированные в результате ее проведения, составляют фонд данных государственной кадастровой оценки. В целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, обеспечивает сбор исходных данных, результатов проведения государственной кадастровой оценки, а также проведение мониторинга рынка недвижимости. Порядок ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений из этого фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.».

Статья 2. Утратила силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ.

Статья 3

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2005, N 30, ст. 3122; 2006, N 52, ст. 5498) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 7 дополнить абзацем следующего содержания:

«Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.»;

2) в статье 66:

а) второе предложение абзаца первого пункта 2 изложить в следующей редакции: «Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.»;

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.».

Статья 4

Статью 95 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 30, ст. 3599) дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. Государственная кадастровая оценка лесных участков проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.».

Статья 5

1. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок.

2. Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

3. До 1 января 2013 года полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), также реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

4. В случае принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки и реализации полномочий заказчика работ по определению кадастровой стоимости уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, полномочия заказчика указанных работ, установленные статьями 24.17 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», реализует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится такая государственная кадастровая оценка.

Статья 6

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу.

2. Абзацы третий — двадцать третий, двадцать пятый, двадцать шестой, двадцать восьмой — тридцать девятый, сорок первый, сорок второй, сорок четвертый — шестьдесят пятый, шестьдесят седьмой — семидесятый пункта 7 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2011 года.

Президент

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

22 июля 2010 года

N 167-ФЗ

rulaws.ru