Военные пенсии с 1 октября 2018 года свежие новости из госдумы – ГОСДУМА ОПРЕДЕЛИЛА СРОКИ И РАЗМЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ ВОЕННЫХ ПЕНСИЙ В 2019 ГОДУ — САМАЯ СУТЬ

Содержание

Индексация пенсий военным с 1 января 2019 года: В Госдуме сказали «НЕТ»

Госдума приняла законопроект во втором и окончательном чтении и определила, каким образом и когда будут проиндексированы на 2% военные пенсии, в связи с поручением Путина: «с 1 января 2019 года составляет 72,23 процента, с 1 октября 2019 года — 73,68 процента от размера указанного денежного довольствия.»

Проект № 556372-7 ПРИНЯТ во втором чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О приостановлении действия части второй статьи 43

Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю

за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,

войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете

на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

Статья 1

  1. Приостановить до 1 января 2020 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года
    № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 49, ст. 4693; 1998, № 30, ст. 3613; 2002, № 27, ст. 2620; № 30, ст. 3033; 2003, № 27, ст. 2700; 2007, № 49, ст. 6072; 2011,
    № 30, ст. 4595;
    № 46, ст. 6407; 2016, № 27, ст. 4160; 2017, № 27, ст. 3951).
  2. Установить, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», с 1 января 2019 года составляет 72,23 процента, с 1 октября 2019 года — 73,68 процента от размера указанного денежного довольствия.

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019  года.

Президент Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комитета Государственной Думы по обороне

«6» ноября 2018 г. утверждено решением № 88/2

по проекту федерального закона № 556372-7 «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации

«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

внесен Правительством Российской Федерации

Рассмотрев проект федерального закона № 556372-7    «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне

о т м е ч а е т:

В соответствии с частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее — Закон № 4468-I) денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий с 1 января 2012 года учитывается в размере 54 процентов («понижающий коэффициент 0,54») и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. При этом с учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2020 года действие части второй статьи 43 Закона № 4468-I, сохранив ранее установленный (впервые — с 1 февраля 2017 года, а затем — с 1 января 2018 года) размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, — 72,23 процента от размера указанного денежного довольствия.

Из пояснительной записки к законопроекту следует, что он подготовлен в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), в соответствии с которым в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

С учетом проектируемого в 2019 году профицита федерального бюджета в 1,9 триллиона рублей рассматриваемый законопроект не соответствует норме, установленной пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса.

Кроме того, как следует из пояснительной записки к законопроекту,  проект федерального закона № 556362-7 «О федеральном бюджете
на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» учитывает повышение денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, на прогнозный уровень инфляции — 4,3 процента с 1 октября 2019 года, что, как следствие, повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу, на 4,3 процента.

В целях реализации установленного в части второй статьи 43 Закона  № 4468-I правила о ежегодном повышении размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, не менее чем на 2 процента федеральными законами о бюджете 2013 и 2014 годов было предусмотрено его установление в размере

с 1 января 2013 года — 56 процентов;

с 1 октября 2013 года — 58,05 процента;

с 1 января 2014 года — 60,05 процента;

с 1 октября 2014 года — 62,12 процента.

Тем самым в 2013 и 2014 годах были заданы опережающие темпы доведения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, до ее максимального уровня.

В последующие годы (2015 — 2017 годы), учитывая данное обстоятельство и исходя из имеющегося на эти цели объема финансовых средств, законодатель принимал решение о приостановлении действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I, но, стремясь обеспечить преемственность правового регулирования, предусматривал следующие размеры денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии:

с 1 января 2015 года — 62,12 процента;

с 1 октября 2015 года — 66,78 процента;

с 1 февраля 2016 — 69,45 процента;

с 1 февраля 2017 года — 72,23 процента.

Военные пенсионеры, помимо того, в январе 2017 года получили фиксированную выплату – 5000 рублей.

Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой законодатель должен формировать механизм реализации права на пенсионное обеспечение с учетом финансово-экономических возможностей государства при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

Приостановление действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I   в 2015 — 2017 годах было признано соответствующим Конституции Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 года № 2347-О). Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что последовательное увеличение в 2015 — 2017 годах размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

Таким образом, само по себе приостановление действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I возражений не вызывает.

Вместе с тем, вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации приостановления в 2018 действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I и «заморозки понижающего коэффициента» на уровне 72,23 процента с одновременной индексацией в январе 2018 года на 4 процента денежного довольствия военнослужащих, а, следовательно, и военных пенсий, Конституционным Судом Российской Федерации не исследовался.

По такому же, как и в прошлом году, пути предлагается пойти и в 2019 году, но проиндексировать денежное довольствие военнослужащих, а, следовательно, и военные пенсии, не с 1 января, а с 1 октября 2019 года на 4,3 процента, что, по нашему мнению, не соответствует положению статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что бюджет 2018 года изначально формировался как дефицитный, тогда как по итогам исполнения бюджета 2018 года предусмотрен профицит в размере  1,3 триллиона рублей.

По мнению Комитета по обороне, предложенное Правительством Российской Федерации повышение денежного довольствия на 4,3 процента с 1 октября 2019 года в качестве соразмерной компенсации за пролонгацию «заморозки понижающего коэффициента» на уровне 72,23 процента является недостаточным, поскольку назначением указанного повышения на 4,3 процента является компенсация ожидаемой в 2019 году инфляции, а не адекватной заменой приостановлению действия вышеназванной нормы.

Наряду с этим, подпунктом «г» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» (далее – Указ № 604) Правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.

Комитет по обороне неоднократно отмечал, что, начиная с 2015 года, положения Указа № 604 выполняются не в полной мере. В проекте бюджета на 2019 год требования подпункта «г» пункта 1 Указа № 604 также не учтены.

К сожалению, при корректировках федерального бюджета 2018 года были проигнорированы требования пункта 2 Постановления Государственной Думы от 24 ноября 2017 года № 2835-7 ГД, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации предлагалось в течение 2018 года обеспечить выполнение в полном объеме требований подпункта «г» пункта 1 Указа № 604, а именно доиндексировать «военные пенсии» еще на 1,2 процента, путем увеличения размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона № 4468-I, что позволило бы довести индексацию «военной пенсии» до 5,2 процентов, хотя бюджет 2018 года, планировавшийся как дефицитный, стал профицитным (в размере 1,3 триллиона).

В отсутствие надлежащей компенсации закрепленное в части второй статьи 43 Закона № 4468-I право военных пенсионеров на ежегодное увеличение размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий, фактически будет блокировано на протяжении уже двух лет.

Тем самым федеральный законодатель меняет условия материального обеспечения граждан, уже выполнивших взятые на себя обязательства. По существу, складывающаяся практика приостановления действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I без адекватной компенсации означает, что государство в нарушение статей 39, 55 и 59 Конституции Российской Федерации в одностороннем порядке отказывается от своих обязательств, возникших в конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года № 9-П) и фактически дискредитирует установленный в этой норме механизм пенсионного обеспечения военнослужащих, что не соответствует положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, закрепляющим социальный характер государства.

При этом средства на увеличение размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий, на 2020 и 2021 годы в законопроекте также не отражены.

По мнению Комитета по обороне, для выполнения социальных обязательств государства, с учетом соответствующих положений статьи 49 Закона № 4468-I, согласно которым «военные» пенсии подлежат увеличению одновременно с увеличением денежного довольствия военнослужащих и сотрудников, необходимо провести как индексацию денежного довольствия на уровень инфляции, так и увеличение (с 1 января 2018 года) размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона № 4468-I, увеличив в 2019 году размер пенсии лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, не менее, чем на 6,3%.

Схожая позиция изложена в заключении Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, который рекомендовал принять законопроект в первом чтении с учетом высказанного замечания о необходимости увеличения размера пенсии лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, на 6,3%.

В заключении Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов предложений по законопроекту не содержится.

Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, рассмотрев законопроект, поддерживает его.

Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет.

Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне полагает возможным поддержать концепцию рассматриваемого законопроекта при условии устранения ко второму чтению изложенных в настоящем заключении замечаний и рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении.

news-politik.ru

Индексация пенсий военным пенсионерам в 2019 году

Военные пенсии финансируются особо, такие пенсионеры получают деньги не из Пенсионного фонда РФ. С одной стороны, это привилегия, но с другой — скорее недостаток. По крайней мере в последние несколько лет, когда рост пенсий военных пенсионеров заметно отстает от динамики роста пенсионных выплат для “гражданских”. Какой будет индексация пенсий для военных пенсионеров в 2019 году, когда она произойдет — самые свежие новости из Государственной Думы.

Фото: mil.ru

Какую индексацию военных пенсий предусматривает проект бюджета на 2019 год

Бюджет на будущий год пока официально не принят. Проект финансового плана подготовлен, его предстоит обсудить депутатам Госдумы, а затем принять в качестве официального документа.

Согласно существующему проекту, в 2019 году пенсии военных пенсионеров вырастут на 4,3%, и произойдет это только в четвертом квартале года, а именно с 1 октября. Разберемся с тем, как будут расти военные пенсии, более детально.

В норме военные пенсии в России должны расти по двум основаниям. Во-первых, в данный момент они привязаны к зарплатам в армии. Военный пенсионер получает пенсию, сумма которой привязана к денежному довольствию человека, который служит в том же звании и на той же должности, что сам пенсионер перед выходом на заслуженный отдых.

Во-вторых, пенсии должны расти за счет того, что ежегодно увеличивается коэффициент, с помощью которого пенсия привязана к зарплате в армии. По крайней мере, этот коэффициент должен увеличиваться, но в последние годы этого не происходит. В данный момент коэффициент, связывающий пенсию и оклад военнослужащего — 0,7223. Это значит, что пенсия составляет 72,23% от зарплаты в армии.

Индексация пенсий военным пенсионерам в 2019 году предусматривает рост только за счет роста зарплат в армии.

В октябре будущего года оклады военных вырастут на 4,3%. Соответственно, настолько же вырастут и пенсии отставных военнослужащих. А вот коэффициент 0,7223 сохраняется как минимум до 2020 года. В принципе предполагается, что ежегодно за счет этого коэффициента пенсия должна расти на дополнительные два процента, но этого не происходит.

Что касается цифры в 4,3%, то изначально говорилось о другом значении. Предполагалось, что в 2019 году военные зарплаты и пенсии будут проиндексированы на 4%. Однако инфляция ожидается более высокой, и планы несколько скорректировали, чтобы индексация не оказалась меньше инфляции.

Фото: pxhere.com

Депутаты предлагают провести индексацию военных пенсий в будущем году на более высокий процент

Комитет по обороне Государственной Думы критикует планы правительства в отношении военных пенсионеров. По мнению депутатов, индексация должна быть проведена на более высокий процент.

Парламентарии обращают внимание — в последние годы индексации военных зарплат и пенсий вообще не было, из-за чего на фоне накопившейся инфляции реальная величина этих выплат заметно потеряла. Согласно подсчетам депутатов, военные зарплаты должны быть выше сегодняшних на 50%, пенсии — на 20%. Только в этом случае их реальная величина вернулась бы к докризисным значениям.

Еще один момент, о котором говорят депутаты — военные пенсии в последнее время растут намного медленнее, чем пенсии “гражданских”. Проект бюджета следующего года предполагает ту же картину — при росте обычных пенсий в начале года на 7,05% военные пенсии будут проиндексированы только на 4,3%, да и то осенью.

Депутаты рекомендуют кабмину выделить больше бюджетных ассигнований на рост военных пенсий в 2019 году.

Согласно самым последним новостям из Госдумы, в комитете по обороне настаивают — следует разморозить коэффициент, привязывающий пенсии военных к зарплатам. Если поднять его, как и положено, на два процентных пункта, индексация военных пенсий в 2019 году составит уже 6,3%. А это близко к тому росту, что получат обычные пенсионеры.

Будут ли военные пенсии проиндексированы в 2019 году на более высокий процент

Ответа от правительства пока не поступало, но едва ли он будет положительным. Государство экономит на всех возможных расходах, из-за чего в 2018 году даже пришлось покуситься на пенсионный возраст в стране.

При такой политике военным скорее стоит опасаться повышения выслуги лет для выхода на пенсию, а не ждать каких-то серьезных прибавок.

Разумеется, стоит дождаться принятия окончательной версии бюджета на следующий год. Возможно, депутаты Госдумы и смогут “продавить” более серьезную индексацию военных пенсий. Однако пока это выглядит маловероятно. Военным пенсионерам стоит ориентироваться на 4,3% роста выплат в октябре.

bankiclub.ru

ГОСДУМА ОПРЕДЕЛИЛА СРОКИ И РАЗМЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ ВОЕННЫХ ПЕНСИЙ В 2019 ГОДУ — САМАЯ СУТЬ

Сегодня Госдума приняла законопроект во втором и окончательном чтении и определила, каким образом и когда будут проиндексированы на 2% военные пенсии, в связи с поручением Путина: «с 1 января 2019 года составляет 72,23 процента, с 1 октября 2019 года — 73,68 процента от размера указанного денежного довольствия.»

Проект № 556372-7 ПРИНЯТ во втором чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О приостановлении действия части второй статьи 43

Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю

за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,

войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете

на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

Статья 1

  1. Приостановить до 1 января 2020 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года
    № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 49, ст. 4693; 1998, № 30, ст. 3613; 2002, № 27, ст. 2620; № 30, ст. 3033; 2003, № 27, ст. 2700; 2007, № 49, ст. 6072; 2011, № 30, ст. 4595; № 46, ст. 6407; 2016, № 27, ст. 4160; 2017, № 27, ст. 3951).
  2. Установить, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», с 1 января 2019 года составляет 72,23 процента, с 1 октября 2019 года — 73,68 процента от размера указанного денежного довольствия.

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019  года.

Президент Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комитета Государственной Думы по обороне

«6» ноября 2018 г.                                                   утверждено решением № 88/2

по проекту федерального закона № 556372-7 «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации

«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

внесен Правительством Российской Федерации

Рассмотрев проект федерального закона № 556372-7    «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне о т м е ч а е т:

В соответствии с частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее — Закон № 4468-I) денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий с 1 января 2012 года учитывается в размере 54 процентов («понижающий коэффициент 0,54») и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. При этом с учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2020 года действие части второй статьи 43 Закона № 4468-I, сохранив ранее установленный (впервые — с 1 февраля 2017 года, а затем — с 1 января 2018 года) размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, — 72,23 процента от размера указанного денежного довольствия.

Из пояснительной записки к законопроекту следует, что он подготовлен в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), в соответствии с которым в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

С учетом проектируемого в 2019 году профицита федерального бюджета в 1,9 триллиона рублей рассматриваемый законопроект не соответствует норме, установленной пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса.

Кроме того, как следует из пояснительной записки к законопроекту,  проект федерального закона № 556362-7 «О федеральном бюджете
на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» учитывает повышение денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, на прогнозный уровень инфляции — 4,3 процента с 1 октября 2019 года, что, как следствие, повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу, на 4,3 процента.

В целях реализации установленного в части второй статьи 43 Закона  № 4468-I правила о ежегодном повышении размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, не менее чем на 2 процента федеральными законами о бюджете 2013 и 2014 годов было предусмотрено его установление в размере:

с 1 января 2013 года — 56 процентов;

с 1 октября 2013 года — 58,05 процента;

с 1 января 2014 года — 60,05 процента;

с 1 октября 2014 года — 62,12 процента.

Тем самым в 2013 и 2014 годах были заданы опережающие темпы доведения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, до ее максимального уровня.

В последующие годы (2015 — 2017 годы), учитывая данное обстоятельство и исходя из имеющегося на эти цели объема финансовых средств, законодатель принимал решение о приостановлении действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I, но, стремясь обеспечить преемственность правового регулирования, предусматривал следующие размеры денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии:

с 1 января 2015 года — 62,12 процента;

с 1 октября 2015 года — 66,78 процента;

с 1 февраля 2016 — 69,45 процента;

с 1 февраля 2017 года — 72,23 процента.

Военные пенсионеры, помимо того, в январе 2017 года получили фиксированную выплату – 5000 рублей.

Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой законодатель должен формировать механизм реализации права на пенсионное обеспечение с учетом финансово-экономических возможностей государства при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

Приостановление действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I   в 2015 — 2017 годах было признано соответствующим Конституции Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 года № 2347-О). Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что последовательное увеличение                   в 2015 — 2017 годах размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

Таким образом, само по себе приостановление действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I возражений не вызывает.

Вместе с тем, вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации приостановления в 2018 действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I и «заморозки понижающего коэффициента» на уровне 72,23 процента с одновременной индексацией в январе 2018 года на 4 процента денежного довольствия военнослужащих, а, следовательно, и военных пенсий, Конституционным Судом Российской Федерации не исследовался.

По такому же, как и в прошлом году, пути предлагается пойти и в 2019 году, но проиндексировать денежное довольствие военнослужащих, а, следовательно, и военные пенсии, не с 1 января, а с 1 октября 2019 года на 4,3 процента, что, по нашему мнению, не соответствует положению статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что бюджет 2018 года изначально формировался как дефицитный, тогда как по итогам исполнения бюджета 2018 года предусмотрен профицит в размере  1,3 триллиона рублей.

По мнению Комитета по обороне, предложенное Правительством Российской Федерации повышение денежного довольствия на 4,3 процента с 1 октября 2019 года в качестве соразмерной компенсации за пролонгацию «заморозки понижающего коэффициента» на уровне 72,23 процента является недостаточным, поскольку назначением указанного повышения на 4,3 процента является компенсация ожидаемой в 2019 году инфляции, а не адекватной заменой приостановлению действия вышеназванной нормы.

Наряду с этим, подпунктом «г» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» (далее – Указ № 604) Правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.

Комитет по обороне неоднократно отмечал, что, начиная с 2015 года, положения Указа № 604 выполняются не в полной мере. В проекте бюджета на 2019 год требования подпункта «г» пункта 1 Указа № 604 также не учтены.

К сожалению, при корректировках федерального бюджета 2018 года были проигнорированы требования пункта 2 Постановления Государственной Думы от 24 ноября 2017 года № 2835-7 ГД, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации предлагалось в течение 2018 года обеспечить выполнение в полном объеме требований подпункта «г» пункта 1 Указа № 604, а именно доиндексировать «военные пенсии» еще на 1,2 процента, путем увеличения размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона № 4468-I, что позволило бы довести индексацию «военной пенсии» до 5,2 процентов, хотя бюджет 2018 года, планировавшийся как дефицитный, стал профицитным (в размере 1,3 триллиона).

В отсутствие надлежащей компенсации закрепленное в части второй статьи 43 Закона № 4468-I право военных пенсионеров на ежегодное увеличение размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий, фактически будет блокировано на протяжении уже двух лет.

Тем самым федеральный законодатель меняет условия материального обеспечения граждан, уже выполнивших взятые на себя обязательства. По существу, складывающаяся практика приостановления действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I без адекватной компенсации означает, что государство в нарушение статей 39, 55 и 59 Конституции Российской Федерации в одностороннем порядке отказывается от своих обязательств, возникших в конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года № 9-П) и фактически дискредитирует установленный в этой норме механизм пенсионного обеспечения военнослужащих, что не соответствует положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, закрепляющим социальный характер государства.

При этом средства на увеличение размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий, на 2020 и 2021 годы в законопроекте также не отражены.

По мнению Комитета по обороне, для выполнения социальных обязательств государства, с учетом соответствующих положений статьи 49 Закона № 4468-I, согласно которым «военные» пенсии подлежат увеличению одновременно с увеличением денежного довольствия военнослужащих и сотрудников, необходимо провести как индексацию денежного довольствия на уровень инфляции, так и увеличение (с 1 января 2018 года) размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона № 4468-I, увеличив в 2019 году размер пенсии лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, не менее, чем на 6,3%.

Схожая позиция изложена в заключении Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, который рекомендовал принять законопроект в первом чтении с учетом высказанного замечания о необходимости увеличения размера пенсии лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, на 6,3%.

В заключении Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов предложений по законопроекту не содержится.

Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, рассмотрев законопроект, поддерживает его.

Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет.

Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне полагает возможным поддержать концепцию рассматриваемого законопроекта при условии устранения ко второму чтению изложенных в настоящем заключении замечаний и рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении.

Председатель Комитета                                                                 В.А.Шаманов

sutsobitiy.ru

Военные пенсии с 1 января 2019 года, последние новости

В России на сегодняшний день насчитывается приблизительно 3 миллиона человек, связанных с военной службой. По данным федерального закона от 12.01.1995 (ред. от 07.03.2018) «О ветеранах» к таковым относятся следующие лица:
 

  • бывшие служащие ВС, МВД и других различных военных формирований, утвержденных законодательством РФ или бывших союзных республик;

  • инвалиды и лица, прошедшие службу во время боевых действий ВОВ с 1941 по 1945 год.



В конце 2017 года президент Российской Федерации Владимир Путин дал указания по работе о повышении пенсии военным пенсионерам с 2018 года для приблизительно 2,6 миллионов человек. Президент счел возможным проведение индексации по причине достаточных средств в бюджетном резерве. При этом было отмечено, что военные пенсии с 1 января 2018 года для служащих и пенсионеров в военной сфере должны выплачиваться одновременно. Все пенсии, по словам президента, должны быть выплачены в конце 2017 года с учетом пенсий за январь.

Министр финансов Антон Силуанов подтвердил, что данное указание президента будет исполнено и все возможности для этого у ведомства имеются.

25 октября 2017 года Государственная Дума во втором чтении приняла необходимые поправки в настоящем законодательстве. Проработка увеличения пенсий планировалась на январь, апрель и август 2018 года.

 
Заместитель главы Министерства труда Андрей Пудов также прокомментировал, что по стране ожидается повышение пенсии до 7 000 рублей.


1 апреля 2018 года в силу вступило постановление российского правительства по вопросу утверждения коэффициента индексации социальной пенсии. Единый установленный коэффициент на военные пенсии с 1 апреля сегодня равен 1,029. Рост пенсии коснулся инвалидов военнослужащих в запасе.

В мае 2018 года правительство запланировало порядок единовременных выплат для участников и инвалидов ВОВ. Сумма выплат каждому такому лицу после составления всех необходимых актов составила 10 000 рублей. Выплаты прошли в полном объеме в период 20-24 мая 2018 года.

 
Помимо указанных граждан, определенные льготы получили лица, награжденные знаком отличия «Житель блокадного Ленинграда» и вдовы погибших военнослужащих. К сопутствующим льготам относятся: возможность получения дополнительной материальной помощи, а также ежемесячные денежные довольствия, пакет социальных услуг и другие дополнительные надбавки.

Сообщается, что в начале 2018 года примерно 18 млрд рублей было выделено из бюджета на выплату военным пенсионерам. Так, лицо, служившее командиром взвода, получит выплату около 66 100 рублей, бывший командир батальона – 88 700 рублей, ротный – 83 000 рублей, комбат – 96 000, а рядовой по контракту – около 34 000.

Самое высокое увеличение пенсий (30%) наблюдается у бывших и действующих работников прокуратуры и следователей. Так, районный прокурор может рассчитывать на пенсию до 29 000рублей вместо 22 000 рублей.

Последние новости от Минобороны о повышении пенсии военным


Свежие новости министра обороны по военным пенсиям состоят в том, что властями было выделено достаточно количество средств, чтобы справиться с поставленной президентом задачей: 38,6 млрд рублей в целях покрытия обеспечения среди военнослужащих и пенсионеров.

Уже январские пенсии бывших военных были повышены на 4%, что соответствует, по его мнению, уровню зарплаты для работников в области ключевых экономических отраслей. Шойгу также напомнил об указании Владимира Путина проводить индексацию в отношении «военных» начислений в течение 2018, 2019, 2020 годов.

Будет ли повышение военных пенсий с 1 октября 2018 году: Свежие новости?


В конце прошлого года было заявлено, что один из запланированных этапов индексации планируется провести с 1 октября 2017 года. Однако Владимир Путин в своем последующем выступлении указал, что проведение досрочной оплаты труда военным служащим требуется провести не позднее начала января этого года, чтобы добиться синхронности индексирования всех прочих соцвыплат.

1 октября 2018 года повышение пенсий военным пенсионерам не запланировано.

Как рассчитывается военная пенсия


Законодательство РФ (ФЗ № 4468-1) гласит о том, что для назначения пенсии в выслугу лет засчитываются следующие параметры:

  • должность в одном из различных воинских формировани

yaostrov.ru

Повышение военных пенсий в 2019 году, самые свежие новости

Военные пенсионеры с нетерпением ждут разрешения вопроса о повышении пенсий с 1 января 2019 года, ведь в прошлом году на индексацию был введен мораторий и привычного увеличения размера пособия в октябре 2018 года не произошло.

Повышение военных пенсий в 2019 году на 6,3 %


Владимир Путин анонсировал повышение военных пенсий на 6,3 % в 2019 году. Ожидается, что пенсии военным проиндексируют на 4 % и на 2,3% с 1 октября 2019 года.

Индексация военных пенсий с 1 октября 2018 года


Повышение суммы выплат – актуальный вопрос для пенсионеров, в частности, для бывших сотрудников органов. Несколько месяцев назад их размер увеличился на несколько процентов. Однако непонятным остается один аспект – будет ли проведена индексация в октябре 2018 года, как это планировалось изначально? Предлагаем разобраться в данном вопросе.

 

Повышение военных пенсий с 1 октября 2018 года


В текущем году принималось несколько законодательных инициатив по этому вопросу, в том числе:
 

  • Согласно статье 49 ФЗ № 4468-1, пенсии МВД повысились на 4 % с 1 января 2018 года.

  • Выплаты с февраля 2018 года увеличили для двух категорий граждан: у инвалидов, получивших травму, наблюдалось повышение ЕДВ на 2,5% на основании ФЗ № 181; Федеральный закон № 5 регламентировал увеличение показателя для ветеранов боевых действий с аналогичным процентом.

  • В апреле (с 1.04.) этого года произошло повышение выплат по социальным пенсиям на 2,9%. Статья 16, 17 и 45 ФЗ № 4468-1, статья 16 ФЗ № 4468-1 затронули инвалидов, тех, кто имеет иждивенцев, и граждан, достигших 80-летнего возраста.

  • С 1.04.2018 года будет выполнен перерасчет, в результате чего ЕДВ у инвалидов военной травмы должны увеличиться на 4%.



Один из факторов, влияющих на размер выплаты, — понижающий коэффициент. Он является временной мерой, введенной при помощи ФЗ РФ от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ с подачи Государственной Думы. Определяется на основании статьи 43 закона № 4468-1. Рассчитан на несколько десятков лет (порядка 23 лет).

Данный коэффициент введен по причине нестабильной экономической ситуации и дефицита бюджета. 2010 и 2011 годы стали знаковыми для пенсионеров, так как их оклады значительно повысились. Планировалось, что по части пенсий тоже ожидается перерасчет. Поправка в закон от 1 января 2012 года кардинально изменила положение вещей – в формулу был включен понижающий коэффициент. Первоначальная его величина равнялась 54 %. Благодаря обязательному ежегодному повышению сегодня он составляет 72,23%. В 2018 году его увеличение не планируется в силу повышения окладов для военнослужащих и выплат пенсионерам.

 
 
 


Коэффициент не применяется при расчете выплат работникам Прокуратуры, федеральным госслужащим, военным судьям, сотрудникам Следственного комитета.

 

Повысят ли военные пенсии с 1 октября 2018 года?


Причиной, по которой многие надеются на повышение показателя в октябре, является интервью заместителя министра обороны РФ Шевцовой. Во время беседы с корреспондентом газеты «Аргументы и факты» она заявила, что пенсии в 2018 году (с 1-го января) возрастут, следующая точка роста ожидается 1 октября 2019 и еще спустя год. Во всех трех случаях прибавка составит 4%.

 
Дело в том, что изначально первый этап индексации планировался в начале октября 2017, но Путин позднее сказал, что выплаты должны быть произведены не позже 1 января 2018 года, чтобы индексация всех остальных ЕДВ произошла синхронно.


Поэтому последние новости по данному вопросу таковы: на дату 1 октября 2018 года индексация не планируется.

В конце октября 2017 года Владимир Путин сообщил Правительству, что необходима индексация пенсий и одновременное увеличение жалования для сотрудников органов. Федеральный бюджет, рассчитанный на период с 2018 по 2020 годы, предполагал подобные изменения. В дополнение к этому был принят закон, по которому России теперь – не единственный банк, производящий подобные выплаты.

Еще раз отметим, что первая индексация произошла 1 января 2018 года, затем п

triboona.ru

повышения военных пенсий с 1 января 2019 года не будет — РОСНОВ

Госдума приняла законопроект во втором и окончательном чтении и определила, каким образом и когда будут проиндексированы на 2% военные пенсии, в связи с поручением Путина: «с 1 января 2019 года составляет 72,23 процента, с 1 октября 2019 года — 73,68 процента от размера указанного денежного довольствия.»

Проект № 556372-7 ПРИНЯТ во втором чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О приостановлении действия части второй статьи 43

Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю

за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,

войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете

на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

Статья 1

  1. Приостановить до 1 января 2020 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года
    № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 49, ст. 4693; 1998, № 30, ст. 3613; 2002, № 27, ст. 2620; № 30, ст. 3033; 2003, № 27, ст. 2700; 2007, № 49, ст. 6072; 2011, № 30, ст. 4595; № 46, ст. 6407; 2016, № 27, ст. 4160; 2017, № 27, ст. 3951).
  2. Установить, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», с 1 января 2019 года составляет 72,23 процента, с 1 октября 2019 года — 73,68 процента от размера указанного денежного довольствия.

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019  года.

Президент Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комитета Государственной Думы по обороне

«6» ноября 2018 г.                                                   утверждено решением № 88/2

по проекту федерального закона № 556372-7 «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации

«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

внесен Правительством Российской Федерации

Рассмотрев проект федерального закона № 556372-7    «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне о т м е ч а е т:

В соответствии с частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее — Закон № 4468-I) денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий с 1 января 2012 года учитывается в размере 54 процентов («понижающий коэффициент 0,54») и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. При этом с учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2020 года действие части второй статьи 43 Закона № 4468-I, сохранив ранее установленный (впервые — с 1 февраля 2017 года, а затем — с 1 января 2018 года) размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, — 72,23 процента от размера указанного денежного довольствия.

Из пояснительной записки к законопроекту следует, что он подготовлен в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), в соответствии с которым в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

С учетом проектируемого в 2019 году профицита федерального бюджета в 1,9 триллиона рублей рассматриваемый законопроект не соответствует норме, установленной пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса.

Кроме того, как следует из пояснительной записки к законопроекту,  проект федерального закона № 556362-7 «О федеральном бюджете
на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» учитывает повышение денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, на прогнозный уровень инфляции — 4,3 процента с 1 октября 2019 года, что, как следствие, повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу, на 4,3 процента.

В целях реализации установленного в части второй статьи 43 Закона  № 4468-I правила о ежегодном повышении размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, не менее чем на 2 процента федеральными законами о бюджете 2013 и 2014 годов было предусмотрено его установление в размере:

с 1 января 2013 года — 56 процентов;

с 1 октября 2013 года — 58,05 процента;

с 1 января 2014 года — 60,05 процента;

с 1 октября 2014 года — 62,12 процента.

Тем самым в 2013 и 2014 годах были заданы опережающие темпы доведения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, до ее максимального уровня.

В последующие годы (2015 — 2017 годы), учитывая данное обстоятельство и исходя из имеющегося на эти цели объема финансовых средств, законодатель принимал решение о приостановлении действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I, но, стремясь обеспечить преемственность правового регулирования, предусматривал следующие размеры денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии:

с 1 января 2015 года — 62,12 процента;

с 1 октября 2015 года — 66,78 процента;

с 1 февраля 2016 — 69,45 процента;

с 1 февраля 2017 года — 72,23 процента.

Военные пенсионеры, помимо того, в январе 2017 года получили фиксированную выплату – 5000 рублей.

Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой законодатель должен формировать механизм реализации права на пенсионное обеспечение с учетом финансово-экономических возможностей государства при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

Приостановление действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I   в 2015 — 2017 годах было признано соответствующим Конституции Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 года № 2347-О). Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что последовательное увеличение                   в 2015 — 2017 годах размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

Таким образом, само по себе приостановление действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I возражений не вызывает.

Вместе с тем, вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации приостановления в 2018 действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I и «заморозки понижающего коэффициента» на уровне 72,23 процента с одновременной индексацией в январе 2018 года на 4 процента денежного довольствия военнослужащих, а, следовательно, и военных пенсий, Конституционным Судом Российской Федерации не исследовался.

По такому же, как и в прошлом году, пути предлагается пойти и в 2019 году, но проиндексировать денежное довольствие военнослужащих, а, следовательно, и военные пенсии, не с 1 января, а с 1 октября 2019 года на 4,3 процента, что, по нашему мнению, не соответствует положению статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что бюджет 2018 года изначально формировался как дефицитный, тогда как по итогам исполнения бюджета 2018 года предусмотрен профицит в размере  1,3 триллиона рублей.

По мнению Комитета по обороне, предложенное Правительством Российской Федерации повышение денежного довольствия на 4,3 процента с 1 октября 2019 года в качестве соразмерной компенсации за пролонгацию «заморозки понижающего коэффициента» на уровне 72,23 процента является недостаточным, поскольку назначением указанного повышения на 4,3 процента является компенсация ожидаемой в 2019 году инфляции, а не адекватной заменой приостановлению действия вышеназванной нормы.

Наряду с этим, подпунктом «г» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» (далее – Указ № 604) Правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.

Комитет по обороне неоднократно отмечал, что, начиная с 2015 года, положения Указа № 604 выполняются не в полной мере. В проекте бюджета на 2019 год требования подпункта «г» пункта 1 Указа № 604 также не учтены.

К сожалению, при корректировках федерального бюджета 2018 года были проигнорированы требования пункта 2 Постановления Государственной Думы от 24 ноября 2017 года № 2835-7 ГД, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации предлагалось в течение 2018 года обеспечить выполнение в полном объеме требований подпункта «г» пункта 1 Указа № 604, а именно доиндексировать «военные пенсии» еще на 1,2 процента, путем увеличения размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона № 4468-I, что позволило бы довести индексацию «военной пенсии» до 5,2 процентов, хотя бюджет 2018 года, планировавшийся как дефицитный, стал профицитным (в размере 1,3 триллиона).

В отсутствие надлежащей компенсации закрепленное в части второй статьи 43 Закона № 4468-I право военных пенсионеров на ежегодное увеличение размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий, фактически будет блокировано на протяжении уже двух лет.

Тем самым федеральный законодатель меняет условия материального обеспечения граждан, уже выполнивших взятые на себя обязательства. По существу, складывающаяся практика приостановления действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I без адекватной компенсации означает, что государство в нарушение статей 39, 55 и 59 Конституции Российской Федерации в одностороннем порядке отказывается от своих обязательств, возникших в конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года № 9-П) и фактически дискредитирует установленный в этой норме механизм пенсионного обеспечения военнослужащих, что не соответствует положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, закрепляющим социальный характер государства.

При этом средства на увеличение размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий, на 2020 и 2021 годы в законопроекте также не отражены.

По мнению Комитета по обороне, для выполнения социальных обязательств государства, с учетом соответствующих положений статьи 49 Закона № 4468-I, согласно которым «военные» пенсии подлежат увеличению одновременно с увеличением денежного довольствия военнослужащих и сотрудников, необходимо провести как индексацию денежного довольствия на уровень инфляции, так и увеличение (с 1 января 2018 года) размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона № 4468-I, увеличив в 2019 году размер пенсии лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, не менее, чем на 6,3%.

Схожая позиция изложена в заключении Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, который рекомендовал принять законопроект в первом чтении с учетом высказанного замечания о необходимости увеличения размера пенсии лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, на 6,3%.

В заключении Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов предложений по законопроекту не содержится.

Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, рассмотрев законопроект, поддерживает его.

Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет.

Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне полагает возможным поддержать концепцию рассматриваемого законопроекта при условии устранения ко второму чтению изложенных в настоящем заключении замечаний и рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении.

Председатель Комитета                                                                 В.А.Шаманов

rosinformmburo.ru