Условия назначения пенсии по старости на общих основаниях – Вопрос 2. Страховая пенсия по старости на общих основаниях (условия назначения и размер)


Содержание

28. Понятие назначения пенсии по старости :общие и льготные основания ее назначения

Трудовая пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата из пенсионного фонда гражданам, достигшим определённого возраста при наличии страхового стажа в целях компенсации им заработка или иного дохода.

Особенности: возраст и бессрочность.

Пенсия по старости назначается на общих основаниях, на льготных основаниях или на льготных условиях.

На общих основаниях пенсия по старости назначается при наличии одновременно двух условий:

  1. Возраст. 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

  2. Страховой стаж не менее пяти лет.

ФЗ «О занятости населения в РФ» предусматривает возможность установления трудовой пенсии по старости на 2 года раньше установленного возраста лицам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций или по сокращению численности штата. Снижение пенсионного возраста на 2 года производится и в том случае, если лицо имеет право на пенсию на льготных условиях или на льготных основаниях.

Пенсия по старости может назначаться на льготных основаниях со снижением общеустановленного возраста. Эти основания не связаны с условиями труда и местностью, где протекала работа, а касаются только личности гражданина. Эти основания предусмотрены статьёй 28 пункт 1, подпункты 1, 3, 4 и 5 (выучить подпункты 1 и 3 – они в практике встречаются чаще) ФЗ «О трудовых пенсиях».

29. Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда и определенными видами

профессиональной деятельности

Лицам, занятым на работах с особыми условиями труда устанавливается досрочно трудовая пенсия по старости на 5 или 10 лет раньше общеустановленного возраста.

Назначается при наличии одновременно трёх условий:

1) Достижение определённого возраста.

2) Наличие страхового стажа.

3) Наличие стажа на соответствующих видах работ (или с особыми условиями труда).

ФЗ «о труд. пенсиях» Ст. 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии.

1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, следующим лицам:

1) муж. по дост-и 50 лет и жен. по дост-и 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

2) муж. по дост-и 55 лет жен. по дост-и 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

3) жен. по дост-и 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

4) жен. по дост-и 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) муж. по дост-и 55 лет, жен. по дост-и 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

6) муж. по дост-и 55 лет, жен. по дост-и 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

7) муж. по дост-и 55 лет, жен. по дост-и 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

studfiles.net

42. Понятие пенсии по старости и общие основания ее назначения

Источники: ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Пенсия по старостиежемесячная денежная выплата, производимая гражданам из числа лиц, не подлежавших обязательному пенсионному страхованию, достигшим установленного законом возраста, с целью предоставления источника средств существования, а застрахованным лицам – с целью компенсации или минимизации возможного риска изменения их материального или социального положения вследствие достижения установленного законом возраста, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, предусмотренными законом.

Признаки:

  • ежемесячная выплата

  • только в денежной форме

  • наступление нетрудоспособности – предполагается и не требует доказательств, а презюмируется с достижением возраста

  • закон закрепляет условия, порядок, размер и сроки выплаты

Общие основания назначения:

Для страховой пенсии по старости:

  • достижение возраста (60 для мужчин и 55 для женщин)

  • страховой стаж 15 лет (в 2016 – 7 лет и постепенное увеличение до 15 лет к 2024 г.)

  • индивидуальный пенсионный коэффициент не менее 30

ИПК — параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР РФ страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии. Исчисляется как сумма годовых пенсионных коэффициентов, исчисленных на основе соотношения зарплаты работника, с которой уплачивались страховые взносы, с максимальной величиной облагаемого страховыми взносами заработка в соответствующем календарному году.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:

 

ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП,

 

где ИПК – индив. пенс. коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;

ИПКс – индив. пенс. коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;

ИПКн – индив. пенс. коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;

КвСП — коэффициент повышения индив. пенс. коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости

Пенсия по старости по государственному пенсионному обеспечению назначается:

  • граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы и раждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения – по достижении возраста 55 и 50 лет (мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет

  • граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – по достижении возраста 50 и 45 лет при наличии трудового стажа не менее пяти лет.

  • граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения, граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготными соц-эконом статусом; граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы; граждане, занятые на работах в зоне отселения; граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительств из зоны проживания с правом на отселение – трудовой стаж не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне в соответствии с Законом РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Социальная пенсия по старости:

  • граждане РФ достигшие 65 и 60 лет, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ не менее 15 лет

  • не выплачивается в период выполнения указанными лицами работы или иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию

studfiles.net

Вопрос 2. Страховая пенсия по старости на общих основаниях (условия назначения и размер)

Условия назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях (ст.8 ФЗ о СП)

  • достижение возраста 60 (55) лет

  • наличие страхового стажа (не менее 15 лет)

  • наличие индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Продолжительность страхового стажа для назначения страховой пенсии

Год назначения пенсии

Стаж в годах

2015

6

2016

7

2017

8

2018

9

2019

10

2020

11

2021 и так далее

12

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) – это параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированную с учетом:

1. начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов

2. продолжительности страхового стажа

3. отказа на определенный период от получения страховой пенсии

Минимальный размер ИПК, необходимый для назначения страховой пенсии по старости:

Год

ИПК

2015

6,6

2016

9

2017

11,4

2018

13,8

2019

16,2

2020

18,6

2021

21

2022

23,4

2023

25,8

Алгоритм расчета страховой пенсии по старости

Размер страховой пенсии по старости (ст.15,16)

СПст=(ИПК *СПК) + ФВ

СПст – размер страховой пенсии по старости

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент

СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается СПст

ФВ – фиксированная выплата к страховой пенсии

ИПК (ст.15)

ИПК=(ИПКс + ИПКн) * КвСП

ИПКс – ИПК старый (до 1 января 2015г.)

ИПКн – новый (с 1 января 2015г.) по состоянию на день, с которого назначается СПст

КвСП – коэффициент повышения ИПК при исчислении размера страховой пенсии по старости

ИПКс (до 2015г.)

ИПКс=(П/64,1) +Σ НП

П – размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31.12.2014 по ФЗ о ТП

Т.е. для определения размера страховой пенсии нужно рассчитать размер трудовой пенсии по старости ПО ФЗ о трудовых пенсиях!

64,1 – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015

Σ НПi

Е НПi – это сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год по «иным периодам», имевших место до 1 января 2015г.

НПi (по общему правилу) за год =1,8

  • 1,8 – в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им 1,5 лет

  • 3,6 – за вторым ребенком до достижениям им 1,5 лет

  • 5,4 – за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста 1,5 лет.

ИПКн (начинается с 2015г.)

ИПКн = (ΣИПКi + ΣНПi)

ΣИПКi – сумма ИПК, определяемых за каждый календарный год, учитывающих ежегодные, начиная с 1 января 2015г., отчисления страховых взносов в ПФР

ΣНПi – сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год «иных периодов»

ИПКi

ИПКi =(СВгод,i /НСВгод,i) *10

СВгод,i – это сумма страховых взносов на пенсию по старости начисленных и уплаченных в ПФР

НСВгод,i – это нормативный размер страховых взносов на пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере и предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР

СПК (стоимость одного пенсионного коэффициента)

Ежегодно с 1 апреля устанавливается в ФЗ «о бюджете ПФР на очередной год и плановый период»

КвСП – не обязательный элемент!!!

Применяется в случаях:

  • назначения страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) ПОЗДНЕЕ возникновения права на указанную пенсию

  • отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости и последующего восстановления выплаты указанной пенсии или назначения указанной пенсии вновь.

КвСП (приложение к ФЗ о СП)

ФВ – фиксированная выплата (ст.16)

ФВ=3935 руб. в месяц

Не устанавливается:

  • военнослужащим – контрактникам или сотрудникам ПО, получающим пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности

  • гражданам из числа космонавтов получающих пенсию за выслугу лет или пенсии по инвалидности

Повышение ФВ (ст.17 о СП)

П – размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31.12.2014 года по ФЗ о ТП.

П= (ПКинд./228)

ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного (деньги гражданина, находящиеся в ПФР)

Расчетный пенсионный капитал (ПК)

ПК=ПК1 + СВ + ПК2

ПК1 – это пенсионные права в денежном выражении (до 01.01.2002)

СВ – сумма валоризации (условное увеличение средств, поступивших в ПФР до 2002)

ПК2 – это общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФРФ (начиная с 1 января 2002)

Расчетный пенсионный капитал (ПК1) ст.30 ФЗ о ТП (до 01.01.2002)

ПК1 = (РП-450) *228

РП – расчетный размер трудовой пенсии

Расчетный размер трудовой пенсии (РП)

РП =СК * (ЗР/ЗП) * 1671 (п.3 ст.30)

(РП не меньше 660 руб.)

или

РП = ЗР *СК (п.4 ст.30)

(РП не больше 555, 96 руб.)

СК – стажевый коэффициент

СК = 0,55 (при 25 (20) годах общего трудового стажа). СК повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх необходимого, но СК не более 0,75.

ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы либо за любые 60 месяцев подряд

ЗП – среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период, что и ЗР

ЗП 2000-2001= 1494,5 руб.

ЗР/ЗП не более 1,2 (исключение – районы Крайнего Севера)

СВ – сумма валоризации

СВ =10% от ПК1

СВ увеличивается на (1% от ПК1) за каждый полный год стажа, приобретенного до 01.01.1991

ПРИМЕР: общий трудовой стаж равен 24 годам. Чему будет равна сумма валоризации в %? (см. в тетрадь).

На счета граждан в ПФ РФ поступает 16%

Для того, чтобы посчитать ПК2 нужно определить год рождения гражданина!

Если гражданин относится к категории лиц 66 г.р. и старше, то на его пенсию платится 16%, а если с 67 г.р. и моложе, то на его пенсию платится – 10% (оставшиеся 6% шли на накопительную часть)

Расчетный пенсионный капитал (ПК2)

ПК2 =(средний заработок с 2002) * 0,16 (или 0,10) * число месяцев отработанных с 1 января 2002 по дату обращения за пенсией

0,16 или 0,10 зависит от года рождения пенсионера!!

Индексация (увеличения ПК)

Дата индексации

коэффициент индексации

01.04.2003

1,307

studfiles.net

Условия назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях

Поиск Лекций

 

Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции РФ являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Федеральный закон «О трудовых пенсиях», который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом. Положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства РФ.

Статья 15 Конституции РФ в п. 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если нормы Федерального закона о трудовых пенсиях не соответствуют действующим международным договорам РФ, то применяются нормы соответствующего международного договора РФ.

Среди международных актов, предусматривающих права на социальное обеспечение, в том числе право на пенсию по старости, действующих на территории Российской Федерации в настоящее время, в первую очередь отметим Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. В ст. 25 того же документа указывается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае наступления старости. Данное положение является основополагающим признанием права на социальное обеспечение в случае наступления старости.

Другим важным среди заключенных Российской Федерацией международных договоров является Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное представителями России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. В Соглашении указывается, что каждое государство – участник Содружества должно нести ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан.

Среди иных международных актов о пенсионном обеспечении выделим акты, подписанные Правительством Советского Союза и действующие на территории Российской Федерации в настоящее время. К ним относятся: Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г., Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г., договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. и др.

Итак, право на трудовую пенсию по старости имеют застрахованные лица при двух условиях: возрастное и стажевое.

 




poisk-ru.ru

§ 1. Пенсии по старости, назначаемые на общих основаниях

Перечень всех учебных материалов

Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

§ 1. Пенсии по старости, назначаемые на общих основаниях

  Пенсии по старости на общих основаниях назначаются гражданам по достижении:
  — мужчинами — 60 лет при наличии общего трудового стажа не менее 25 лет;
  — женщинами — 55 лет при наличии общего трудового стажа не менее 20 лет (ст. 10 Закона).
  Наличие общего трудового стажа определенной продолжительности является обязательным условием для назначения полной пенсии по старости.
  В случаях, когда у лица, достигшего пенсионного возраста, нет установленной законом продолжительности общего трудового стажа, назначается неполная пенсия по старости. Необходимым условием назначения пенсии по старости при неполном трудовом стаже является наличие общего трудового стажа не менее пяти лет (ст. 15 Закона).
  Пенсионный возраст, установленный еще в 1928 г., в России значительно ниже, чем в большинстве других стран. Однако в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г., предусматривается повышение пенсионного возраста.
  Действующим законодательством предусматривается возможность назначения досрочной пенсии по старости. В отличие от неполной пенсии по старости досрочные пенсии назначаются гражданам, имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях. С их согласия пенсия по старости оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством возраста выхода на пенсию.
  Например, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. предусматривает возможность назначения досрочных пенсий по старости безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата. Пенсии назначаются по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства. Порядок оформления досрочных пенсий безработным органами социального обеспечения по предложению органов государственной службы занятости населения утвержден приказом Минсобеса РСФСР от 20 августа 1991 г.

txtb.ru

Тема 5. Пенсия по старости

  1. Понятие пенсии по старости и ее виды

  2. Трудовая пенсия по старости на общих основаниях

  3. Досрочное назначение трудовых пенсий по старости по условиям труда и гражданам из числа работников летно-испытательного состава, отдельным категориям граждан и безработным гражданам

  4. Пенсия по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Социальные пенсии по старости

1. Понятие пенсии по старости и ее виды

Пенсия по старости — основной вид пенсионного обеспе­чения, на выплату которого расходуется существенная часть средств Пенсионного фонда РФ. Данный вид социального обеспечения является основным или одним из основных ис­точников средств существования пожилых граждан. До не­давнего времени в праве социального обеспечения исполь­зовался термин «пенсии по возрасту», который был более корректен2, поскольку Конституция РФ гарантирует соци­альное обеспечение «по возрасту», а не «по старости».

Определение термина «старость» можно дать с точки зре­ния медицинского аспекта — состояние организма пожилого человека, характеризующееся утратой способности к про­должению рода, полноценной трудовой деятельности, ухуд­шением здоровья, и юридического аспекта — достижение возраста, указанного в законе.

Законодательно закрепляются различные возрастные гра­ницы старости.

Во-первых, деление идет по половому признаку. В данном случае мы имеем дело не с дискриминацией, а с дифферен­циацией правового регулирования. Несмотря на то, что муж­чины по статистике умирают раньше женщин, право на пен­сию у них возникает в более позднем возрасте. Пониженный пенсионный возраст для женщин связывают с более сложной и напряженной жизнью и особенностями биологического ха­рактера (рождение и воспитание детей, большая нагрузка по ведению домашнего хозяйства и др.). В последние годы обще­мировой тенденцией стало установление единого для мужчин и женщин пенсионного возраста. При этом следует отметить, что в России установлен самый низкий общий пенсионный возраст: 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин (в Германии пенсии выплачиваются с 65 лет при условии внесения взносов в течение пяти лет и с 63 лет при условии внесения взносов в течение 35 лет; в США стандартный пенсионный возраст со­ставляет от 65 до 66 лет; в Японии — 65 лет).

Во-вторых, более низкие границы пенсионного возрас­та установлены для лиц, осуществляющих трудовую деятель­ность в условиях труда, отличающихся от нормальных (имею­щих специальный страховой стаж).

Признаки пенсии по старости:

  1. устанавливается в соответствии с нормами законов;

  2. гарантируется государством;

  3. назначается по достижении определенного возраста;

  4. является денежной выплатой и не может предоставлять­ся пенсионеру в других (в первую очередь речь идет о нату­ральных) формах;

  5. является периодической (ежемесячной) выплатой;

  6. устанавливается на время жизни ее получателя;

  7. цель пенсии — компенсация лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости;

  8. размер пенсии зависит от прежнего заработка работника.

С учетом выделенных признаков можно дать следующее определение понятия пенсии по старости — это ежемесячная пожизненная денежная выплата, соизмеримая с прежним зара­ботком работников, гарантированная государством, выплачи­ваемая в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступле­нием нетрудоспособности вследствие старости, право на кото­рую определяется в соответствии с законодательством.

Классификацию пенсий по старости необходимо прово­дить по нормативным правовым актам, регламентирующим их предоставление:

1. По Закону о трудовых пенсиях назначаются:

а) трудовая пенсия по старости на общих основаниях;

б) досрочная трудовая пенсия по старости в связи с осо­быми условиями труда;

в) досрочная трудовая пенсия по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава;

г) досрочная трудовая пенсия по старости отдельным кате­гориям граждан.

2. По Закону РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занято­сти населения в Российской Федерации» и Закону о трудовых пенсиях назначается досрочная пенсия по старости безработ­ным гражданам.

3. По Закону о государственном пенсионном обеспечении назначаются:

а) пенсия по старости лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

б) социальная пенсия по старости.

Разница в указанных видах пенсий зависит и от источника их финансирования. Трудовые пенсии финансируются за счет средств Пенсионного фонда РФ, а пенсии пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф и социальные пен­сии — за счет средств федерального бюджета.

studfiles.net

§ 3. Пенсия по старости на льготных основаниях

В России предусмотрено пять льготных оснований, определяющих право на пенсию по старости. Они не связаны с условиями или характером трудовой деятельности и относятся непосредственно к личности гражданина, обращающегося за пенсией, к его особенностям143. Льготы касаются как возрастного ценза, так и обычно продолжительности общего трудового стажа.

Два льготных основания из пяти касаются женщин. Первое — это многодетность женщины в сочетании с воспитанием ею детей до определенного возраста.

Обычно многодетной признается женщина, имеющая трех и более детей. Однако пенсия на льготных основаниях устанавливается не всем таким женщинам, а лишь тем из них, которые, во-первых, родили пять или более детей и, во-вторых, воспитали их до восьми лет. Такие женщины имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Льготное пенсионное обеспечение по признаку многодетности не распространено в мировой практике, даже в странах со сравнительно низкой рождаемостью. При этом не без оснований считается, что пенсионные льготы в отдаленной перспективе не могут повлиять на решение молодых родителей иметь определенное законодателем число детей. Да и многодетность в ущерб реальной возможности обеспечить хорошее воспитание и необходимый материальный достаток в семье не поощряется. Другими словами, сколько иметь детей в семье — это дело самой семьи. Возлагать на других застрахованных дополнительные расходы в связи с многодетностью признается несправедливым.

В СССР пенсионные льготы для многодетных матерей впервые были введены в 1956 г. и восприняты российским пенсионным законом, но лишь как многолетняя традиция. Причем объем льгот (снижение пенсионного возраста и общего трудового стажа на 5 лет) сохранился прежним.

Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается органом записи актов гражданского состояния на основании документов, подтверждающих рождение ребенка в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения — на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании других документов. Мать ребенка записывается в книге записей рождений (см. ст. 48 Семейного кодекса РФ). На основании такой записи выдается свидетельство о рождении, которое служит доказательством происхождения ребенка от данной матери. Следует иметь в виду, что в определенных случаях женщина может быть указана в книге записей рождений матерью, хотя она и не является таковой. Это относится к случаям так называемого полного усыновления, т. е. к тем случаям, когда усыновители указываются в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ребенка и им выдается свидетельство о рождении ребенка, где они указаны его родителями (см. ст. 136 Семейного кодекса РФ).

Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. Лица, разгласившие тайну усыновления против воли усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном порядке. Для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка (но не более чем на 3 месяца), а также место его рождения. При этом изменение даты рождения усыновленного ребенка допускается при усыновлении ребенка в возрасте до года (ст. 135, 136 Семейного кодекса РФ).

Из этого следует, что если в свидетельстве о рождении ребенка женщина указана его матерью, то никто не вправе проводить какие-либо действия, которые могут повлечь разглашение тайны усыновления. Это касается и работников органов социальной защиты населения. Итак, женщина, указанная в свидетельстве о рождении ребенка матерью, считается родившей ребенка.

Усыновление вызывает определенные правовые последствия, устанавливает соответствующие права и обязанности. Согласно ст. 137 Семейного кодекса РФ, усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Семейный кодекс РФ решает вопрос о правах и обязанностях лишь между усыновленными и усыновителями, их потомством.

Учитываются ли усыновленные дети наравне с рожденными детьми при назначении пенсии на льготных условиях? Данный вопрос разрешен в официальном порядке разъяснениями Госкомтруда СССР от 22 марта 1976 г. № 4 следующим образом: если в свидетельствах о рождениях детей женщина, обратившаяся за пенсией, не значится матерью, но ею представлены документы об усыновлении, то при назначении пенсии эти дети учитываются при условии, что усыновление состоялось до достижения каждым из них восьмилетнего возраста. Так, если один ребенок усыновлен в возрасте, допустим, 6 лет, а второй — 9 лет, то учитывается лишь ребенок, усыновленный в шестилетнем возрасте.

Пасынки и падчерицы (дети одного из супругов), не усыновленные другим супругом, не учитываются, независимо от возраста, в котором они поступили на воспитание.

Воспитание детей родителями предполагается, как и то, что они находятся на иждивении родителей (см. ст. 53 Закона 1990 г.). Другими словами, оно не требует доказательств. Поэтому, например, не имеет значения, проживали ли дети в возрасте до 8 лет совместно с матерью или отдельно от нее, допустим, с отцом, бабушкой, дедушкой. Считается, что мать воспитывала и тех детей, которые находились полностью или частично на государственном обеспечении в детском доме, школе-интернате, суворовском училище и т. д. Исключение — это матери, лишенные родительских прав. Согласно ст. 71 Семейного кодекса РФ, родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Это касается и государственной пенсии, установленной для многодетных матерей: если женщина лишена родительских прав, то ребенок не считается рожденным ею при определении права на пенсию на льготных условиях. При этом не имеет значения, когда она лишена родительских прав — до достижения ребенком возраста 8 лет или позднее.

Второе основание — это воспитание матерью ребенка — инвалида с детства до 8 лет. Как и многодетные матери, эти матери имеют право на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Происхождение ребенка — инвалида с детства от матери (материнство) устанавливается в порядке, изложенном выше, а его воспитание матерью предполагается и не требует доказательств.

Что касается возможности назначения пенсии женщине, усыновившей ребенка — инвалида с детства, то этот вопрос может разрешаться, видимо, с учетом смысла указанного выше разъяснения Госкомтруда СССР: право на пенсию на льготном основании должно предоставляться тем женщинам, которые усыновили ребенка — инвалида с детства до достижения им восьмилетнего возраста.

То обстоятельство, что ребенок являлся инвалидом с детства, подтверждается медицинским заключением, выданным соответствующими лечебно-профилактическими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь детям и подросткам, либо соответствующей справкой с указанием времени наступления инвалидности. Зачастую эти документы находятся с отделе социальной защиты населения, который выплачивает (или выплачивал в прошлом) социальную пенсию на ребенка-инвалида144.

Третье и четвертое льготные основания, определяющие право на пенсию по старости, касаются двух категорий инвалидов: инвалидов Великой Отечественной войны и других инвалидов, приравненных к ним в отношении пенсионного обеспечения, и инвалидов I группы по зрению. Что касается первой категории инвалидов, то для них снижен общий пенсионный возраст на 5 лет, т. е. пенсия по старости устанавливается мужчинам по достижении 55 лет, а женщинам по достижении 50 лет. В данном случае предусмотрено снижение лишь пенсионного возраста; стажевые требования для получения пенсии остались теми же: общий стаж для мужчин — не менее 25 лет, а для женщин — не менее 20 лет.

Льготные основания для этой категории инвалидов впервые были введены в 1967 г. и сохраняются до сих пор. Чем объяснялось их введение в то время? Главным образом тем, что размер пенсии по старости тогда был выше, чем пенсии по инвалидности III, II групп (а иногда даже и I группы) вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте. Введение льготных условий позволило, следовательно, не только выйти на пенсию по старости инвалидам, которые смогли приобрести соответствующий трудовой стаж, на 5 лет ранее достижения общего пенсионного возраста, но и получить пенсию в более высоком размере. При этом надо иметь в виду, что к тому времени (1967 г.) большинство участников Отечественной войны еще не достигли общего пенсионного возраста. Положение изменилось к середине 80-х годов. В эти годы участники войны в основном перешагнули рубеж пенсионного возраста и возрастная льгота для них утратила значение.

В настоящее время данные льготные основания актуальны для тех граждан, которые стали инвалидами вследствие военной травмы в послевоенный период145. При этом следует учитывать, что такие граждане имеют право в соответствии с российским пенсионным законом получать две пенсии.

Льготные основания распространяются на всех инвалидов вследствие военной травмы, независимо от группы инвалидности. Причем эти основания определяются на момент обращения за пенсией. Пенсия по старости назначается, согласно закону, пожизненно. Из этого следует, что назначенная пенсия по старости сохраняется независимо от состояния трудоспособности в дальнейшем, после назначения пенсии. Другими словами, назначенная пожизненная пенсия по старости сохраняется и в случае, если в дальнейшем ее получатель не будет признан инвалидом, например при очередном переосвидетельствовании.

Что касается второй категории инвалидов — инвалидов I группы по зрению, то для них пенсионный возраст снижен: для мужчин на 10 лет, с 60 до 50 лет, для женщин — на 15 лет, с 55 до 40 лет. Общий трудовой стаж снижен как для мужчин, так и для женщин на 10 лет (соответственно с 25 до 15 лет и с 20 до 10 лет).

Пенсионные льготы в части пенсии по старости для инвалидов-слепых также введены многие годы назад. ^Российский пенсионный закон воспроизвел эти льготы. Их введение объяснялось тем, что пенсия по старости была в то время выше, чем пенсия по инвалидности, в том числе и I группы. Теперь положение иное: пенсия по инвалидности I группы, в частности по зрению, по отношению к заработку не может быть ниже пенсии по старости, обычно она выше 146.

Условия для назначения пенсии определяются на момент обращения за ней, и пенсия по старости назначается пожизненно. В связи с этим не имеет значения срок, на который обратившемуся за пенсией по старости определена инвалидность I группы по зрению. Назначенная пенсия по старости сохраняется и в случае, если в дальнейшем ее получателю будет установлена при переосвидетельствовании иная группа инвалидности, например II вместо I, либо его признают трудоспособным (случай маловероятный).

Пятое льготное основание для назначения пенсии по старости распространяется на граждан, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов). Оно введено в 1961 г. и воспринято практически без изменений российским пенсионным законом: пенсии им устанавливаются при пониженном пенсионном возрасте на 15 лет (по достижении 45 лет мужчинам и по достижении 40 лет женщинам) и сокращенном общем трудовом стаже на 5 лет (20 и 15 лет соответственно).

На тех же условиях устанавливаются пенсии диспропорциональным карликам (это льготное основание, близкое к предыдущему, введено пенсионным Законом 1990 г.).

Для назначения пенсии на льготных основаниях перечисленным гражданам выдаются лечебными учреждениями соответствующие справки о характере их заболеваний. При этом заключения об установлении инвалидности вследствие указанных заболеваний для назначения пенсии по старости на льготных основаниях не требуется.

studfiles.net