Проекты клубов по интересам – 2.2.3. Организационная и функциональная структура любительских объединений и клубов по интересам.


«Клубы по интересам» — проект швейцарских фотографов / фото 2018

Скучно живется? Вы просто не знаете, чем можно заняться в этой жизни. А вот швейцарцы очень даже знают. Фотографы Урсула Шпрехер и Энди Кортелини прошлись по местным клубам по интересам и сфотографировали группы людей, чьи увлечения не укладываются в рамки представления об общепринятом.

Например, есть клуб любителей воздушных змеев.


Cообщество тамилов. Нет, ну подобное и у нас имеется, это не впечатляет.


Детский черлидинг. Любопытно, там с детства учат кокетничать или это аналог секции художественной гимнастики?


Клуб владельцев пуделей. Не удивляет. Обычное дело и у нас.


Клуб грибников. Интересно, там приветствуются танцы с бубном для лучшей урожайности мицелия?


Клуб дайверов. С некоторых пор и в России есть такие.


Клуб Дедов Морозов. А вот это креативно! Я бы вступила! Снегурочек берут? А те, что в черных шубах, это злые Морозы, я понимаю. Они приходят к плохим мальчикам. И особенно — девочкам.


Клуб кинокритиков. Мрачные ребята. Наверное, утомительно и грустно все время критиковать. Да и внешность какая-то, хм, специфическая у них.

А вы обратили внимание, как фотографы обыграли идею подачи той или иной фотографии? Очень символично отображена атмосфера каждого клуба.


Клуб курильщиков. Чую, с новыми законами скоро и у нас такие появятся. Во всяком случае апартаменты с комнатами для курения уже строят.


Клуб любителей голубей. Внезапно. Мило очень. Особенно запертые в голубятне дяденьки. Символично.


Клуб любителей «Звездных Войн». Ну, это типа наших ролевиков или косплейщиков.


Клуб любителей карнавальных костюмов. Нечто подобное делают те, кто занимается реконструкцией старинных нарядов. Очень популяризованное направление в наше время.


Клуб любителей ПДД. О-очень оригинально. Кстати, а что они там делают, собравшись?


Клуб любителей садо-мазо. Боюсь показаться развратной, но фотографы явно поскромничали, обрисовывая концепт.


Клуб пожарных. Тоже весьма забавное увлечение. Тут, думается, принято поливать друг друга из шлангов. Ну или я не знаю, что еще делают в клубе пожарных. Изучают новые инструкции?


Клуб разведчиков. Пейнтболом и практикой эксбо занимаются?


Клуб стрелков. Такие у нас есть во множестве.


Клуб любителей татуировок. Наверное, им податься некуда, бедолагам. А тут все свои, оценят и поймут.


Клуб шахматистов. если фото не постановочное, то формат оформления клуба весьма оригинальный.


Общество любителей таксидермии. Просто кружок умелых гуманистов.


Радиолюбители. В России в таком сообществе увидишь максимум 15-летнего парнишку. А тут взрослые люди. Хочется пожать руку! Люди умные нужны. Люди умные важны.


Сообщество мясников. Я веган. Я не могу на это смотреть. Пройду-ка мимо.

Какая богатая на предложения страна. А вот хочется узнать, все жители Европы такие разносторонние?


Театральный клуб для детей. Таких студий и в школах сегодня пруд пруди. Каждый первый артист и театрал.


Трамвайный клуб. Наверное, самое странное сообщество в мире. Что они там все делают? Вероятно, какая-то своя атмосфера!


Боксерский клуб. Клуб почему? Чем он отличается от простой секции бокса?

vev.ru

2.2.Любительские объединения и клубы по интересам, организация их работы.

2.2.1. Понятие «клуб по интересам», «любительское объединение».

Клуб по интересам или любительское объединение – одна из традиционных форм объединения людей, деятельность которых направлена посредством самодеятельности и самоуправления на реализацию своих культурных и социальных интересов, потребностей и общественно значимых инициатив.

В «Положении о любительском объединении и клубе по интересам» дается следующее определение:

Любительским объединением, клубом по интересам является организационная форма общественной самодеятельности населения, создаваемая на основе общих творческих интересов и индивидуального членства участников с целью удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов людей в сфере свободного времени.

Клуб – это добровольное общение людей. Клуб способствует совершенствованию знаний людей в той или иной отрасли науки, литературы, искусства, становления личности. Обязательным условием членства в клубе является активное участие во всех делах клуба, дружная коллективная работа и отдых.

Понятие «объединение» (любительское, творческое) означает тот же клуб, только с другой организационной и функциональной структурой. Объединение – это ряд людей, секций или клубов, объединившихся на базе общего интереса или цели, вошедших в него с кругом своих единичных или частных задач. Добавление слов «любительское», «по интересам» свидетельствуют о том, что в основе подобного типа клубов и объединений лежит интерес человека к чему-то, его увлеченность, заложенный в нем творческий потенциал. Все остальные названия – клубы «старшеклассников», молодежные клубы», «любителей поэзии» и т.д. являются свидетельством их дифференциации по определенным признакам или характеру деятельности. Дифференциация обеспечивает определенную однородность аудитории, позволяет активизировать взаимодействие людей. Она выступает главным функциональным признаком и механизмом развития клубов и объединений.

Любительское объединение отличается от клуба по интересам по своим характеристикам и назначению. В основе создания любительского объединения лежит тоже дифференциация, но уже не по ряду признаков, обеспечивающих однородность аудитории, а только по одному признаку – личному интересу. В остальном состав любительских объединений, как правило, самый разнообразный: в одном объединении можно встретить людей разного пола, возраста, с разным уровнем образования, представителей разных профессий, работающих и учащихся. В клубе по интересам членский состав может быстро обновляться. Любительские объединения имеют довольно стабильный состав членов и представляют собой малую социальную группу. Это контактная группа, в процессе общения которой вырабатывается определенная общность целей, интересов. Неотъемлемая черта любительских объединений – создание определенной морально-психологической атмосферы: взаимное уважение, симпатия, солидарность.

2.2.2. Типы и виды любительских объединений и клубов по интересам.

Любительские объединения и клубы по интересам могут быть двух основных видов:

1) объединения и клубы, осуществляющие свою деятельность по принципу частичной самоокупаемости с использованием средств участников объединения, полученных от членских взносов, деятельности объединений и клубов, а также за счет средств организации-учредителя;

2) объединения и клубы, осуществляющие свою деятельность по принципу полной самоокупаемости с использованием средств участников (членские взносы), средств, полученных от деятельности объединений и клубов.

По характеру деятельности клубы и объединения можно условно разделить на следующие профили: общественно-политические, научно-познавательные, художественно-эстетические, спортивно-оздоровительные, мировоззренческие.

По направлению деятельности объединения и клубы могут быть:

  1. Общественно-политические.

    По тематике работы среди них выделяются клубы и объединения боевых и трудовых традиций, военно-патриотического воспитания, по изучению правовых знаний и др.

  2. Производственно-технические. К ним относятся клубы и объединения технического творчества: изобретателей, моделирования (авиа-, судо-, авто- и др.), проектирования и др.

  3. Естественнонаучные. Эти клубы привлекают к себе любителей путешествий, астрономии, огородников, садоводов, собаководов, цветоводов и др.

  4. Художественные. Являются самыми распространенными и вносят большой вклад в программу эстетического воспитания населения. К клубам этого направления относятся клубы любителей музыки, кино, литературы, живописи, танца, театра и др.

  5. Физкультурно-оздоровительные. К ним относятся клубы закаливания, любителей бега, туризма, шейпинга, аэробики и др.

  6. Коллекционно-собирательские. Такие клубы организуются для объединения собирателей марок (филателистов), монет (нумизматов), значков, орденов и медалей (фалеристов), открыток (филокартистов), звукозаписей (филофонистов), спичечных этикеток (филуменистов) и др.

Могут создаваться клубы, объединяющие определенную категорию людей: клубы женщин, знакомств, молодой семьи, подростков и др.

studfiles.net

3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений

Сложившаяся практика формирования и деятельности люби­тельских объединений и клубов по интересам представляется как коллективный носитель интереса. Их характеризует свободное вре­мяпрепровождение, включающее общественный и личный интерес.

Время «перестройки» внутри страны и его позитивные и не­гативные стороны неоднозначно воспринимаются народом. Зна­чительное сокращение вложений государственных средств в раз­витие детско-юношеских, молодежных досуговых учреждений открыли путь прогрессирующему росту подростково-молодеж­ной преступности. В поисках различных средств повышения эф­фективности воспитания подрастающего поколения, возможно­сти расширения сферы досуга, особое внимание отводится лю­бительским объединениям, клубам по интересам, работе по мес­ту жительства. Немаловажным фактором, отмеченным многими теоретиками и практиками в области социокультурной сферы, является включение населения в различные виды деятельности. Во многих регионах осуществляются поддержка и стимулирование творческих инициатив различных возрастных групп населения.

К существующим видам объединений относят: инициативные клубы, клубные объединения (кружки, студии, секции и т.д.), клубы по интересам, любительские объединения и т.п. Развива­ются новые организационнные формы клубов — детские, много­профильные досуговые, семейного общения, работаюгцие по ав­торским программам. Их много и они разделяются в зависимости от целевой установки, от возрастных особенностей, а главное — по

101

направлениям деятельности. «Разрушенная любительско-учеб-ная и социально-досуговая инфраструктура возрождается ныне в формах школ — комплексов, дворовых клубов, педагогических и психолого-методических объединений, консультационных цен­тров и т.п.» [9, с. 311]. Действуют в настоящее время и отдель­ные типы клубов, которых еще очень мало, — клубы-сообщества, молодежные досуговые центры.

В городе Тамбове и ее области за 2000-2001 годы отмечается незначительное сокращение любительских объединений, клубов по интересам, кружков, студий. Заметное перепрофилирование многих Домов культуры в коммерческие структуры вылилось в сокращение деятельности многих клубных объединений, произо­шел отток профессиональных руководителей художественной са­модеятельности, энтузиастов социокультурной сферы. Наряду с этим отмечается активная работа Домов творчества, станции юн­натов, клубов по месту жительства, общественных организаций, студий и клубов по интересам при образовательных учреждениях города. Все они имеют различную направленность деятельности.

Рассмотрим основные виды любительских объединений и клу­бов по интересам, которые официально зафиксированы в Положе­нии о любительских объединениях и клубах по интересам (1986 г.).

/. Общественно-политические (политические клубы, клу­бы избирателей, клубы философов, клубы международников, клубы революционной и боевой славы, информационно-просве­тительные клубы, правовые, интернациональной дружбы, воинов защитников). Работа по организации этих различных клубов ведется в парках, музеях, общежитиях, на предприятиях, зеленых площадках по месту жительства, в Домах культуры. Во многих городах России действуют молодежные общественно-полити-ческие клубы, которые организуют встречи с ветерана­ми, создают поисковые отряды. При многих школах созданы му­зеи боевой славы. В Тамбове действует региональное общест­венно-политическое движение «Возрождение Тамбовщины». Большую работу в этом направлении проводит Комитет по де­лам молодежи при администрации области, на базе которого действует комплексная программа «Молодежь». Главным разде­лом программы является содействие гражданскому и патриоти-

102

ческому воспитанию молодежи. В рамках данного направления проходят крупные мероприятия — фестивали солдатской песни, встречи с ветеранами и другое. В современной России происхо­дят радикальные изменения во всех сферах жизни общества. Мы являемся свидетелями изменения общественного мнения, наря­ду с изменением системы ценностей. Сегодня все больше внима­ния стало уделяться человеческим ценностям и личным запросам в сфере образования. Это, в свою очередь, привело к большей дифференциации учебных заведений и услуг, которые являются причиной и следствием расслоения общества. Становится оче­видным, что наиболее острой потребностью государства и обще­ства является воспитание в духе демократических ценностей граждан России, которые могли бы активно участвовать в по­строении правового государства.

В настоящее время необходимо найти равновесие между по­требностями каждого человека, социальных групп, регионов и т.д. и необходимостью обеспечения национальной безопасности, тем более что сейчас как регионы, так и каждое образовательное уч­реждение могут свободно выбирать свой собственный путь раз­вития. Подобное равновесие также необходимо поддерживать между сохранением традиций и обновлением содержания обра­зования. Одной из актуальных задач воспитания молодежи явля­ется формирование культуры мира, которая требует всесторон­них действий в области образования, культуры и социального развития, конечная цель которых сделать так, чтобы культура мира была неотделима от культуры вообще, чтобы она глубоко укоренилась в умах и сердцах людей. Первостепенную роль в распространении идей культуры мира играют политические ли­деры, деятели науки, культуры и образования.

Образование и воспитание молодежи, как целостный педаго­гический процесс, предстающий в виде самых разнообразных организационно-методических проявлений, оказывающих конст­руктивное влияние на формируемую личность конкретного мо­лодого человека и на молодежь в целом как социальную группу, является главным инструментом по строительству культуры ми­ра. Необходимо использовать все аспекты образования: содер­жание, формы, методы, организацию, отношения между админи-

103

страцией, педагогами и учащимися, между учебными заведения­ми и семьями — для активного содействия развитию и укрепле­нию в умах людей идей терпимости, добрососедства, равнопра­вия. Воспитание молодежи в духе культуры мира является мно­гоуровневой системой адаптации личности к условиям социума и способом активного преобразования собственной жизнедея­тельности в конкретной ситуации, под воздействием форми­рующих принципов культуры мира.

В связи с этим разработка программ формирования культу­ры мира учитывает специфику разных возрастных групп, начи­ная с дошкольного возраста, так как основы воспитания закла­дываются в раннем детстве. Отсутствие таких программ и мето­дик для воспитания в духе мира с раннего возраста отрицательно сказывается на процессе формировании мировоззрения и пове­дения детей и в дальнейшем ведет к восприятию мира через призму воинствующих отношений, так как общество на данной ступени развития отличается агрессивностью. Руководящая роль в воспитании должна принадлежать высшим учебным заведени­ям, особенно занимающимся подготовкой преподавателей, пси­хологов и социально-культурных работников.

Нами на протяжении трех лет проводилось эксперименталь­ное научное исследование, посвященное изучению социально-педагогических проблем образования и воспитания молодежи в духе культуры мира. Разработанная и апробированная на прак­тике программа учебного курса «Культура мира» позволила оз­накомить студентов со следующими проблемами:

  • историческим развитием проблемы мира и опыта между­народного сотрудничества в этом направлении;

  • процессом развития концепций культуры мира за рубе­жом и в России;

  • рассмотреть основные этапы распространения движения «На пути к культуре мира»;

  • ознакомить с социально-педагогическими проблемами образования и воспитания молодежи в духе культуры мира;

  • рассмотреть методы популяризации и распространения идеи культуры мира и ненасилия.

104

Помимо этого, в ТГУ был создан клуб ЮНЕСКО «Юнона», который явился центром духовной жизни студентов и аспиран­тов, вовлекающим молодежь в мир культуры и миротворчества.

Членами клуба были разработаны и внедрены культурно-досуговые программы для учреждений социально-культурной сферы, которые позволили познакомить работников различных социальных институтов с основными проблемами, возникающи­ми на пути движения к культуре мира.

Основными направлениями работы клуба являются:

  • Расширение содержания образовательных программ и учебных курсов.

  • Взаимодействие и переписка с университетами — клубами ЮНЕСКО в России и за рубежом.

  • Изучение различных культур народов мира.

  • Проведение семинаров и научно-практических конференций.

  • Участие в изучении, охране и использовании культурно-исторического наследия родного края.

  • Организация праздников, концертов, фестивалей.

  • Сбор фольклорного материала, предметов старины.

  • Организация выставок, конкурсов художественного и де­коративно-прикладного искусства.

  • Взаимодействие с различными центрами детского и юношеского творчества.

  • Организация семинаров, лекций, конференций для педа­гогов дополнительного образования и организаторов социально-культурной деятельности.

  • Участие в проведении летнего оздоровительного отдыха детей.

Таким образом, четкое выявление социально-педагогического аспекта образования и воспитания молодежи в духе культуры мира как в образовательных учреждениях, так и социально-культурных институтах, а также комплексная разработка и внедрение программ учебных курсов, позволяют добиться понимания возможности раз­вития человечества в соответствии с концепцией культуры мира, как альтернативы существующему направлению развития, что в свою очередь является определяющим фактором выхода человече­ства из сложившегося всестороннего кризиса.

105

В последние время стала возрождаться военно-спортивная игра «Зарница», которая успешно проходит во многих городах и рай­онах Тамбовской области. Интересен опыт создания в 1991 году школы «демократической культуры», которая первоначально оформилась как движение юных парламентариев, а затем пере­росла в Ассоциацию. Это 24 организации, которые действуют в 41 регионе — Московской области, Кемерово. Оренбурге, Перми, Липецке, Челябинске, Краснодаре, Рязани, Екатеринбурге и ряде других городов России. Движение считает своей целью форми­рование гражданственности у подрастающего поколения, а ко­нечным результатом должно стать самоопределение членов ас­социации посредством эффективной демократии. Данная Ассо­циация объединяет старшеклассников государственных и част­ных школ, лицеев, гимназий, клубов. Здесь стремятся к углуб­ленному изучению политологии, экономики, права; в ее рядах педагоги вышеуказанных учебных заведений, студенты-выпуск­ники Ассоциации, а также ученые, в первую очередь — специали­сты в области педагогики, истории, права, политологии.

В последнее время заметно проявилась тенденция к интегра­ции, различных клубов и групп в решении каких-то общих задач. И здесь заметную роль играют экологические, историко-патриотические и национально-культурные объединения. Граж­данское и патриотическое воспитание молодежи всегда было первоочередным делом организаций, занимающихся работой с детьми и молодежью.

Не исключением являются и ныне действующие по всей России Комитеты по делам молодежи, которые проводят боль­шую работу в этом направлении. Для того, чтобы полнее пока­зать все многообразие досуговых ориентации подрастающего поколения по общественно-политическому воспитанию, приве­дем в качестве иллюстрации лишь некоторые фрагменты из ин­формации Комитета по делам молодежи администрации Тамбов­ской области об этой деятельности в 1997 году. Данные материа­лы свидетельствуют о том, что работа по общественно-поли­тическому и патриотическому воспитанию молодежи велась по нескольким направлениям. Это, в первую очередь, работа обла­стного поискового благотворительного центра «Искатель»,

106

сформированного из студентов и школьников города Тамбова, которые неоднократно выезжали в Брянскую, Калужскую и Смоленскую области с целью поиска захоронений останков со­ветских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Во-вторых, продолжалась работа военно-патриотического клуба десантного профиля «Рейд», в котором занимается свыше 50 кур­сантов военных училищ. Также был создан военно-патриотиче­ский клуб пограничного профиля. В-третьих, Комитет по делам молодежи совместно с поисковым центром «Искатель» организо­вали и провели IX Международный молодежный лагерь по уходу за военными могилами, в работе которого приняли участие более 40 молодых людей из Германии, Англии, России.

2. Производственно-технические (клубы технического творчества радио, моделирование, автомототехника, кар­тинг и др.; дизайн; конструирование и проектирование; ком­пьютерная техника; клубы профессиональной направленно­сти и др.). Привлекательным, но по-прежнему пока еще мало­доступным направлением является техническое творчество. Уча­стие подростков и молодежи в техническом творчестве способ­ствует не только формированию у них разносторонней техниче­ской культуры, навыков конструктивного мышления и деятель­ности, но и расширяет познания в других видах науки и техники.

Формы участия культурно-досуговых и внешкольных учреж­дений в распространении технического творчества могут быть различны. Несомненно, что развитие этого вида творчества зави­сит от заинтересованности административных органов и наличия профессиональных кадров (руководители, преподаватели, обще­ственники). Сегодня мы уже не всегда можем говорить о развитии технического творчества детей и подростков, которое совсем не­давно являлось частью общеобразовательного педагогического процесса многих учреждений культуры и досуга. Тем, не менее, в Академии детства города Тамбова 40 лет работает клуб радиолю­бителей. В 1961 году их было создано сразу четыре по области. В настоящее время существует коллективная радиостанция Акаде­мии детства, которая является одной из лучших в России и веду­щей в Тамбовской области. Действует и детская радиостанция коллективного пользования, которая своей задачей ставит профес-

107

сиональное ориентирование школьников и учащихся по приобре­тению необходимых навыков радистов. Здесь осуществляется практическая работа по проведению радиосвязи, подготовке и участию в соревнованиях по радиоспорту. Участники детской ра­диостанции изучают основы радиотехники, электроники, приоб­ретают практические навыки радиоконструирования, работы с электроизмерительными приборами. Они изучают телеграфную азбуку и иностранные языки для ведения радиолюбительской свя­зи, приобретают навыки операторской работы в эфире. В сущест­вующем отделе технического творчества и спорта действуют дет­ские объединения — телерадиомеханика, школа юных летчиков, обучение на компьютере, делопроизводство и программирование.

Сегодня наибольшую популярность имеют компьютерные клубы, которые созданы во многих учебных заведениях, Домах культуры, Академиях детства. .Любители часами просиживают у компьютеров, которые привлекают подростков и молодежь иг­ровыми программами, созданием новых образов — озвучивание инструментального оркестра, сочинение музыки на любые стихи, создание кино и мультипликации. Хорошо поставлена работа по развитию научно-технического творчества в высших учебных заведениях и лицеях. Так, например, под руководством аспиран­тов и студентов технического университета (ТГТУ) в инноваци­ях студенческого конструкторского бюро принимают участие и школьники. При ТГТУ существует совет ВОИР (Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов). Члены совета -организаторы городских, областных и зональных выставок-ярма­рок изобретений и конкурсов инноваций учащихся, студентов и молодых ученых. Однако существует ряд причин, которые не позволяют молодежи активно заниматься этим видом творчест­ва. К таким причинам можно отнести:

  1. отсутствие необходимой материально-технической базы, начиная от приспособленных помещений и заканчивая необхо­димыми материалами и инструментами;

  2. отсутствие координационных советов, центров, которые могли бы объединить людей, способных к техническому творчеству;

  1. малооплачиваемая должность руководителя.

108

3. Клубы естественно-научной направленности. Среди них чаще встречаются клубы любителей природы, селекционеров, цветоводов и садов, любителей животных, птицеводов, собако­водов, аквариумистов, клубы огородников, пчеловодов, охотни­ков, клубы любителей астрономии, математики, физики и многое другое.

Разнообразие форм и методов поисковой и исследовательской работы привлекает большое количество ребят в библиотеки, му­зеи, клубные учреждения, где подростки могут встретиться с уча­стниками краеведческих и экологических экспедиций, стать оче­видцами различных событий, самостоятельно проводить краевед­ческие наблюдения, работать в фондах музеев. В последнее время, среди школьников и студентов, стало популярным участие в экс­педициях научных институтов и общественных организаций. Ими инициируются трудовые десанты, благоустройство памятников и памятных мест, природоохранные работы.

Серьезная озабоченность по поводу экологических проблем находится в центре внимания многих зарубежных и российских ученых. Последние 80 лет объявлены решением ЮНЕСКО годами экологического образования и воспитания. В целях формирования экологической культуры подрастающего поколения предприни­маются различные меры учреждениями образования, социально-культурными институтами. Среди них наиболее важными являются:

  • создание системы непрерывного экологического образо­вания и воспитания;

  • пересмотр учебных курсов по экологии и введение разде­лов «экологическая культура» и «экологическая этика»;

  • подготовка и повышение квалификации специалистов по вопросам эколого-валеологического образования.

Работа эта должна начинаться уже с дошкольного возраста, и здесь большую помощь могут оказать любительские объеди­нения и клубы по интересам экологической направленности. Опыт работы таких объединений существует во многих регионах России. Остановимся на работе экологических клубов для детей молодежи, которые работают по программе «Экология и дети». В ее основе лежит разработка системы деятельности детских и молодежных экологических объединений в регионе, способных

109

выбирать посильные экологические проблемы и решать их. На­зовем основные направления деятельности, которые пытаются решать участники этих клубов:

  • общение с природой. На этом пути юным экологам и их руководителям предстоит вернуться к тому изначальному пони­манию, что воробьи и одуванчики столь же интересны, как и люди;

  • наблюдение за происходящим в природе;

  • слежение за состоянием окружающей среды — экологиче­ский мониторинг;

  • экологические игры, которые позволяют сделать более доступными для детей и молодежи экологические связи, законы, проблемы;

  • деловые игры. Назначение этих игр — моделирование ре­альных ситуаций во взаимоотношениях людей при разрешении экологических конфликтов;

  • сбор и анализ экологической информации;

  • экологические акции, которые могут включать операции «Ель», «Первоцвет», «Чистая вода» и многое другое.

При этом следует отметить, что основными задачами таких клубов является необходимость пробудить в молодом поколении стремление к изучению законов экологии. А для этого следует со­блюдать правовые и этические нормы отношения к природе; углуб­лять знания об окружающей среде родного края; способствовать формированию экологической чистой зоны по месту жительства.

4. К объединениям физкультурно-оздоровительной направ­ленности относят: клубы закаливания, любителей бега, ту­ризма, клубы «болельщиков», истории спорта, подводного плавания, шахматные и шашечные, клубы народных спор­тивных развлечений и игр, дельтапланеризма и т.д.

Сфера свободного времени представляет огромные возмож­ности выбора человеком направлений деятельности. Все они осуществляются по-разному — на отдыхе или в результате труда, которые объединяет понятие «досуг».

Всегда актуальной была проблема оздоровления разновозраст­ных групп населения, а особое внимание уделялось организацион­ной работе с подрастающим поколением. На сегодняшний день —

ПО

это главная цель всех учебных и внеучебных учреждений, различ­ных объединений, так как медицинские исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждый второй ребенок имеет дос­таточно серьезные проблемы со здоровьем. Начинать работу в этом направлении надо с семьи, детского сада — это закаливание, посе­щение спортивных секций и воспитание культуры самооздоровле­ния. Примером физического самосовершенствования подростков и молодежи можно назвать действующие при городском Центре по работе с детьми и молодежью в городе Тамбове клубы «Атлет», «Серебряные спицы», «Феникс». Руководители-профессионалы, совместно с тренерами спортивных школ создают условия для за­нятий спортом, развивают физические возможности ребят через специальные упражнения и тренажеры. Новой формой оздоровле­ния детей младшего возраста (с четырех лет) является разработан­ная специальная программа «Голиаф» (клуб «Феникс»), куда вхо­дят, помимо физподготовки, игры, участие в культурно-досуговой деятельности, знакомство с основами различных единоборств. В ребятах воспитывается мужество, любовь к своей Родине, своим близким, дружба и взаимовыручка. Здесь принимают всех слабых и не подготовленных к спорту, так как основной целью клуба являет­ся создание условий для интеллектуального и физического разви­тия полноправного гражданина.

5. Объединения коллекционеров-собирателей существуют сегодня повсеместно. Взрослые и дети собирают самые разно­образные вещи, начиная от конфетных оберток и спичечных этикеток до видеофильмов и картин. И если раньше клубы кол­лекционеров относились к объединениям художественной направ­ленности, то с принятием нового Положения о клубах по интересам и любительских объединений в 1986 году коллекционеры выдели­лись в отдельную группу. Сегодня действуют клубы филателистов, филафонистов, филокартистов, нумизматов и многие другие.

Интересна творческая деятельность тамбовчанина, любителя-коллекционера, искусствоведа, доцента кафедры культурологии института «Культуры и искусства» ТГУ им Г.Р. Державина Ива­на Ивановича Алпацкого. В его домашней коллекции открытки с репродукциями картин русских и зарубежных художников (око­ло 20 тыс. экземпляров, среди них 3 тыс. дореволюционные). Он

111

коллекционирует художественные медали, посвященные юбиле­ям знаменитых людей или памятным событиям (около 300). Сре­ди его многочисленной коллекции около 10 тыс. книг — по ис­кусствоведению, мемуары, краеведческая литература. Есть более 2 тыс. этикеток от спичечных коробков, коллекция экслибрисов и многое другое. С собранными коллекциями И.И. Алпацкий постоянно знакомит студентов вуза, школьников, устраивает вы­ставки. Он на протяжении 20 лет являлся председателем город­ского клуба книголюбов.

6. Объединения художественной направленности (люби­телей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, литературы, танца, песни, фотоискусства, декоративно-прикладного творчества, фольклорные клубы и т.п.).

Диапазон жанров искусства в самодеятельных коллективах велик — кружки, студии, любительские объединения, клубы по интересам, которые способствуют развитию самодеятельности и инициативы масс. В них применяются и используются различ­ные формы организованного досуга, которые способствуют при­общению неорганизованного населения к участию в социально-культурной деятельности в сфере свободного времени. Так, фор­мы организации фольклорных коллективов привносят особую са­мостоятельность регионам, включают многообразие видов и жан­ров творчества. При наличии фольклорного певческого увлечения участники клубных объединений могут познать основы: игры на ложках, трещотках; танцевальных движений; пошива и украшения своего костюма; принять участие в массовых играх и забавах.

Объединения художественной направленности чаще всего подразделяют на две группы: учебно-творческие и искусствовед­ческие. В свою очередь учебно-творческие делятся на авторские и исполнительские коллективы. Эти две группы объединений представлены на рис. 4.

Активизация личности в сфере свободного времени, разви­тие культурной самодеятельности масс усложняет функции клубных художественно-творческих коллективов. Культурная самодеятельность масс реализуется в культурно-досуговой дея­тельности и обеспечивается всей системой социально-культур­ных учреждений страны, для которых творческое развитие лич­ности составляет одну из важнейших проблем.

112

Рис. 4. Виды объединений художественной направленности

Если в художественной самодеятельности преобладали пре­жде исполнительские виды, в которых творческое начало со­стояло лишь в интерпретации авторского замысла, то сегодня она включает в себя творческую деятельность личности по соз­данию оригинальных художественных ценностей. Сейчас все

113

большее распространение получают авторские виды художест­венного творчества, такие, как сочинительство, музицирование, съемки фильма, рисование, изготовление изделий народных ре­месел и т.д. Это обстоятельство, в свою очередь, видоизменяет художественную самодеятельность в учреждениях культуры и досуга по формам, требует от нее большей систематичности, ставит на повестку дня все более и более настойчиво вопрос о предварительной подготовке человека к художественному твор­честву. Здесь раскрываются также вопросы о развитии задатков и способностей к тому или иному виду художественного творче­ства в детском возрасте, о создании единой системы художест­венного воспитания личности в школах и внешкольных учреж­дениях, в первую очередь — клубах.

Особое внимание необходимо уделять подготовке студентов отделения социально-культурной деятельности к работе с про­блемными группами населения. Статистика последних лет свиде­тельствует, что среди нас живет множество людей с особенностя­ми в интеллектуальном развитии, имеющих право на развитие и воплощение своих творческих возможностей. Вовлечение подоб­ного контингента (умственно ограниченных) в сферу досуга спо­собствует формированию индивидуальных творческих способно­стей, помогающих им самовыразиться в различных формах худо­жественного творчества.

Благоприятное воздействие искусством помогает почувство­вать удовлетворение тем, кто немногословен, имеет трудности в языковом выражении. «Проявляющаяся в художественном про­изведении изобразительная сила — есть выражение исключитель­ной личности творящего, независимо, например, от показателя интеллекта. В этом все художники равны. Творческие способно­сти — движущая сила художественного процесса — не могут идентифицироваться с интеллектуальностью. Они и результаты, которые они приносят, не являются ни благоразумными, ни не­благоразумными, ни толковыми, ни глупыми — они соответству­ют индивидуальным возможностям и средствам языка художни­ка. Созидательная творческая сила существует независимо от интеллектуальных способностей или умственных ограничений. Индивидуально разно, в разных областях и разной мере человек

114

развивает свои таланты. Обусловливается это лишь творческими задатками и общественными условиями, в которых работает ху­дожник» [3, с. 8-10]. Существует множество примеров, когда ум­ственно ограниченный художник получает рецензию на свои произведения. Его работами восхищаются и критикуют. Этим создается благоприятная атмосфера доброжелательности, где уважительное отношение окружающих людей к умственно огра­ниченному человеку дает силу к новому творчеству, возмож­ность почувствовать свое самоуважение и полезность существо­вания. Необходимо содействовать различным проектам и их фи­нансирование осуществлять из социальной сферы, сферы здра­воохранения, бюджета культуры и местного бюджета.

Важно проводить выставки, где наравне с обычными художни­ками могли выставлять экспозиции и умственно ограниченные ху­дожники. Организовывать мастерские — как учреждения для вклю­чения умственно ограниченных людей в трудовую жизнь. Созда­вать условия для воплощения художественных идей умственно ог­раниченных людей (помещение, отдельные комнаты в общежитиях, домах, интернатах). Важным является создание в микрорайонах при подростковых клубах кружков, осуществляющих раз в неделю по два-три часа занятия художественной деятельностью. Можно создать центры, где одновременно с группами людей без умствен­ных ограничений занимались бы и пять-десять человек, имеющих проблемы в умственном развитии. К этой работе можно привлечь Дома творчества районов. Формами организации могут быть: по­сещение публичных мастерских; сотрудничество с музыкальными школами (классы для занятий с умственно ограниченными людьми и совместные группы), театральными группами, музыкально-народными ансамблями; творческие недели и др.

Современная тенденция развития клубов по интересам и любительских объединений проявляется также в возрастании роли разнообразных выставок, смотров, конкурсов. Они являют­ся ярким свидетельством глубоких социальных преобразований в нашем обществе. Однако выставки отражают лишь общую кар­тину состояния художественного вида творчества, за которой не видны многие проблемы, существующие в организации люби­тельского движения. Деятельность всех клубов по интересам и

115

любительских объединений осуществляется по следующим ос­новным видам: познавательная, пропагандистская, учебно-исследовательская, коллекционно-собирательская и организа­торская, что закреплено в Положении о клубах по интересам и любительских объединениях за 1986 год. В целом же, говоря о работе любительских объединений, можно отметить, что сегодня повсеместно действуют многофункциональные объединения -это клубы ветеранов войны и труда, подростков и молодежи, мо­лодой семьи, кому за 30, психологической помощи, трезвости, семейного отдыха и т.п. Так, например, клубы, организующие досуг подростков и молодежи, — клубы по месту жительства, имеющие дополнительную направленность деятельности. Наря­ду с основными перечисленными нами направлениями, в них применяются самые разнообразные формы и методы деятельно­сти, реализуются различные программы и проекты.

А.И. Лучанкин и А.А. Сняцкий, рассматривая современные приоритеты практической клубной работы с подростками и мо­лодежью в клубах по месту жительства, выделяют наравне с ос­новными, дополнительные направления. Это:

  1. Прикладное творчество (чеканка, макраме, мягкая иг­рушка, выжигание, фриволите и т.п.).

  2. Спортивно-туристическое (туризм, спортивные секции, шахматы, ГО).

  3. Культурно-образовательное (литературный салон, крае­ведение, учебно-образовательные объединения, интеллектуаль­ные клубы и т.п.).

  4. Психолого-коммуникативное направление (группы встреч и общения, тренинговые программны и семейные клубы и т.п.).

  5. Военно-патриотическое.

  6. Эколого-природоведческое (кинологическая станция, кру­жок «Юный биолог», экология и т.п.).

  7. Досуговое направление (игротека, празднично-тематиче­ские мероприятия и т.п.).

  8. Социально-педагогическое (организация детских коллек­тивов, индивидуальная работа с подростками, имеющими труд­ности со школой и семьей, с трудоустройством, комплексные летние лагеря и т.п.).

116

Эти виды деятельности реализуются в детских многопро­фильных досуговых и семейных клубах, клубах общения [9].

Современным представлением типологии клубности по месту жительства выступают клубы встреч, клубы по интересам, клубы сообщества. Так, например, на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэрии города Тамбова действуют в настоящее время 28 подростковых клубов, где организуется интересный социально-полезный досуг детей. При Центре с 1998 года работает интеллектуальный игро­вой клуб для старшеклассников, ставящий следующие задачи: развитие эрудиции у детей, углубление познаний в различных об­ластях знаний, развитие творческого потенциала ребенка в про­цессе игры, развитие коммуникативных способностей у детей, повышение статуса эрудированного человека. Команды клуба формируются на базе общеобразовательных учреждений, где они проходят несколько этапов, а результатом является формирова­ние Лиг. Развитие в клубе получила новая форма сотрудничества детей и родителей — проведение совместных заседаний клуба ин­теллектуальных игр, вечеров отдыха, праздников и походов. При подростковых клубах действуют кружки, секции различной на­правленности, руководят ими грамотные специалисты. Есть и клубы по интересам, где руководители-энтузиасты сплачивают вокруг себя подростков и молодежь, вовлекают в деятельность клубов родителей, местное население.

Таким образом, при всем многообразии направлений само­деятельности важно отметить вовлечение интересующих нас в той или иной мере различных групп населения в формы культурно-досуговой деятельности, в соответствии с опытом и подготовкой. Именно в процессе деятельности формируется личность, проис­ходят межличностные общения и все это подвергается воздейст­вию с помощью искусства, самодеятельного поиска истины, по­буждения к общественно-полезным видам деятельности.

studfiles.net

2.2.3. Организационная и функциональная структура любительских объединений и клубов по интересам.

Клубы по интересам – это форма дифференцированной работы не только с различными социальными группами и категориями населения, но и по отдельным социально актуальным проблемам и сферам деятельности человека. Клубы по интересам – это деятельные, общественно активные, целенаправленные организации, ведущие работу с разными категориями населения.

Главным характерным признаком клубов по интересам является наличие объекта воздействия, т.е. определенной категории людей или аудитории, с которой в течении определенного времени ведется работа. Объектом воздействия являются непосредственно и члены клуба, и приглашенная на массовые мероприятия аудитория.

Организационная структура клуба по интересам состоит из пяти компонентов: руководитель, Совет клуба, инициативная группа, члены клуба, объект воздействия. Каждый из них играет определенную роль в функциональной зависимости и во взаимосвязи с другими компонентами.

Функциональная структура клубов по интересам делится на две части и состоит из активного звена и объекта воздействия. В активное звено входят: руководитель клуба, Совет, инициативная группа, члены клубы. Вторую функциональную часть составляют слушатели, зрители – посетители массовых мероприятий. Выступая в качестве потребителей информации, они являются главным стимулятором деятельности активного звена клуба. Они определяют форму работы клуба: тематические вечера, конференции, диспуты, встречи с интересными людьми.

Структура любительского объединения отличается от структуры клуба по интересам: здесь все – руководитель, члены Совета, члены клуба – равноправные участники внутриклубного действия, происходящего в основном в форме межличностного общения.

Программа деятельности клубов по интересам – это цикл мероприятий общественно-политического, нравственно-этического или культурно-массового характера, составленный с учетом особенностей той социальной группы или общности, с которой ведется работа. направление и программа деятельности клубов по интересам диктуются интересами и запросами членов клуба и зависят от того, какие проблемы их волнуют и какие задачи стоят перед обществом в данный момент.

Основным содержанием работы любительских объединений является не внешняя сторона их деятельности, направленная на объект воздействия, как в клубах по интересам, а внутриклубная работа, способствующая приобретению знаний, навыков, обмену мнениями, информацией. В любительском объединении человек надеется получить квалифицированные советы, чему-то научиться, принять участие в совместном поиске ответов.

Функционально здесь каждый активен, ибо на равных участвует в процессе общения.

Любительское объединение – это общность людей, складывающаяся в результате более или менее длительного общения, основанного на взаимодействии индивидов как личностей и на личном выборе связей.

2.2.4. Принципы организации деятельности любительских объединений и клубов по интересам.

Любительские объединения и клубы по интересам создаются по решению организации-учредителя. Организациями учредителями могут быть органы и учреждения культуры и спорта, учебные заведения, учреждения дополнительного образования, общественные организации и творческие союзы.

Созданию клуба по интересам или любительского объединения предшествует подготовительный период. Прежде, необходимо изучить региональные условия развития самодеятельных объединений, выявить потенциальных участников самодеятельности и привлечь их к клубу. Для выявления направления работы клуба или объединения, поиска заинтересованных лиц можно провести социологический опрос, анкетирование посетителей ДУ, жителей близлежащего микрорайона, учащихся школ и т.д. Следующий этап в организации работы клуба или объединения – это определение интересов, формулировка идеи, трансформация этой идеи в общность. Также необходимо определиться с видами деятельности, реальными для осуществления. Заключительный этап – организационное оформление объединения, «превращение» в коллектив.

Из числа инициативных, активных людей формируется актив клуба или объединения. Актив решает все организационные вопросы, отвечает за подготовку мероприятий, разрабатывает план работы, документацию.

      1. Правовое обеспечение любительских объединений и клубов по интересам.

Деятельность любого клуба или объединения не проходит стихийно, она подчиняется определенным законам, нормам, традициям, что должно быть документально оформлено. К обязательному минимуму документации относятся: устав или положение клуба, объединения, программа, план работы, дневник мероприятий, списки членов.

Устав – установленный клубом или объединением свод правил, регулирующих деятельность данной общности людей. По своему смыслу, содержанию и назначению уставы и положения однозначны. В них оговариваются все стороны организации и деятельности клуба:

  1. Наименование клуба, кем организован и для кого. При формировании этого пункта устава необходимо прежде решить вопросы о материальной базе, о том, кто будет руководить, кто войдет в состав клуба, где и когда можно встречаться и проводить мероприятия, с кем установить деловые связи и контакты.

  2. Цели и задачи клуба, объединения. Сформулировать цели и задачи – значит определить направление деятельности клуба, объединения и создать предпосылку для успешной и эффективной работы. Цели могут быть перспективными и ближайшими. Ближайшие задачи очерчивают определенные рубежи на каждом этапе выполнения перспективных целей и подсказывают, как составить программу и выполнить ее, какие средства, формы и методы выбрать для этого, каковы место, время, периодичность клубных встреч, кого привлечь к работе клуба.

  3. Права и обязанности членов клуба, объединения. Члены объединения, клуба имеют право: избирать и быть избранными в руководящие и ревизионные органы объединения; принимать участие во всех видах деятельности; пользоваться в установленном порядке имуществом объединения. Члены объединения, клуба обязаны: активно участвовать в его работе, соблюдать правила внутреннего распорядка, а при условии индивидуального платного членства своевременно уплачивать членские взносы.

  4. Построение клуба, объединения и органы самоуправления. Высшим решающим органом управления является общее собрание участников. Собрание избирает Совет, утверждает направление и программу деятельности, проект сметы доходов и расходов, заслушивает отчеты Совета, определяет размер и порядок уплаты членских взносов. Члены Совета избирают председателя (руководителя) объединения, его заместителей, которые осуществляют практическое руководство его деятельностью, составляют планы организационно-творческой и учебно-воспитательной работы, обеспечивают выполнение этих планов. Ответственность за содержание деятельности и финансовую работу объединения несут организация-учредитель и председатель (руководитель) объединения.

  5. Атрибуты клуба. Это – девиз, гимн, эмблема, флаг. Какие атрибутивные знаки установить и взять на вооружение решают организаторы и члены клуба, объединения. Атрибуты клуба дисциплинируют, организуют, развивают чувство товарищества, солидарности, взаимопомощи.

Разработка и принятие устава клуба, объединения является не только мерой, 3определяющей направление и характер деятельности клуба, его структуру, упорядочивающей взаимоотношения людей, но и важной предпосылкой, содействующей выработке групповых норм, групповой психологии, что необходимо для успешной работы клуба, объединения.

Важным документом клуба является программа. Она составляется на год и должна быть оформлена:

№ п/п

Наим-ние мероп-я

Когда проводится

Где проводится

Совмест-но с кем

Отв.

Примеч.

Программа – это план реализации целей и задач, стоящих перед клубом, объединением. В первом варианте программа обсуждается с членами клуба, затем согласовывается с организацией-учредителем. Программа окончательно дорабатывается с учетом замечаний, пожеланий, утверждается и обретает силу руководящего документа. В процессе работы по разным причинам в нее могут быть внесены коррективы об изменении сроков, замене одного мероприятия другим и т.п.

В план работы клуба входят вопросы создания и улучшения материальной базы, установление связей с другими организациями, учреждениями, учебными заведениями.

№п/п

Что сделать

Срок выполнения

Ответственный

Отметка о

выполнении

Дневник клуба – основной документ, отражающий работу клуба. В нем в хронологическом порядке фиксируется, описываются и анализируются все основные мероприятия клуба, объединения.

К обязательному минимуму относятся и списки организаторов, членов клуба, членов Совета. Списки должны содержать максимум сведений:

В число необходимых документов входят протоколы заседаний клуба и Совета клуба, сценарии мероприятий.

Первичная документация – это не только объективное свидетельство пройденного пути, но и материал для анализа, средство стимулирования и совершенствования деятельности клуба, объединения.

      1. Материальное обеспечение и контроль за деятельностью любительских объединений и клубов по интересам.

Для нормального функционирования клубов, объединений необходима материальная база ( помещение, оборудование, технические средства и т.д.). помещения для работы клубов предоставляются организацией-учредителем, она же обеспечивает их необходимым оборудованием, инвентарем и материалами в установленном порядке. Объединения, которые осуществляют свою деятельность по принципу полной или частичной самоокупаемости, могут сами приобретать необходимое для их деятельности.

Объединения, клубы могут использовать в качестве базы деятельности помещения учреждений культуры, спортивных сооружений, учебных заведений, общественных организаций, при этом они несут ответственность за соблюдение установленного порядка, режима работы, а также за сохранность материальных ценностей.

Финансовая база объединений, клубов образуется за счет6 индивидуальных членских взносов, доходов от платных мероприятий, поступлений от организации-учредителя, поступлений за выполненные услуги, работы. Финансирование объединений создаваемых при бюджетных учреждениях производится со счетов специальных средств этих учреждений.

Общее руководство и контроль за деятельностью объединения или клуба осуществляет организация-учредитель. Ответственность за содержание деятельности и финансовую работу несут организация-учредитель и председатель (руководитель) объединения.

Научно-методическое руководство объединениями осуществляют органы культуры; творческую и организационную помощь оказывают научно-методические центры культуры и народного творчества.

Работа клуба, объединения учитывается в журнале учета, где указываются сведения о членах, содержании и посещаемости занятий, деятельности работников объединения, выполнении сметы доходов и расходов.

studfiles.net

Клуб по интересам ,,Мы вместе»

Стадия проекта:

Проект в стадии реализации

Цель проекта:

Объединение людей для организации содержательного и полезного досуга, удовлетворения их внутренней потребности, творческого и духовного самовыражения, укрепления межнациональных отношений, благотворительности.

Задачи проекта:

1. Проведение мероприятий по актуальным темам. 2. Поддержка жителей старшего поколения, проявляющих активную жизненную позицию для исполнения своего гражданского долга, желающих заниматься народным творчеством, содействие им в приобретении знаний, умений и навыков для удовлетворения их духовных потребностей. 3. Оказание культурных услуг населению посредством массовых форм культурно-досуговой деятельности.

Достигнутые результаты:

Проект способствует объединению людей старшего поколения, проявлению заботы и внимания к ним.

Социальная значимость проекта:

Мероприятия для людей старшего возраста и непосредственно с их участием играет большую роль в жизни людей ,,золотого возраста». В результате пожилые люди сплачиваются в один коллектив, у них появляются общие интересы и друзья. Чувства одиночества и ненужности отступают, появляется смысл жизни, ради которого стоит жить.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Открытие клуба ,,Мы вместе», мастер классы, акции, проведение фестивалей и конкурсов народного творчества, открытие мечети, посещение церквей и храмов.

Охват проекта:

От 45 лет

Затраченные ресурсы:

Огромное желание и личное время

Дата старта проекта:

01.02.2017

Документы, подтверждающие достижения соискателя, реализацию проекта, сроки и стоимость проекта

xn—-7sbhhdd7apencbh6a5g9c.xn--p1ai

Любительские объединения и клубы по интересам, организация их работы — КЛ НХТ

1   2   3   4   5   6   7
2.2.Любительские объединения и клубы по интересам, организация их работы.

2.2.1. Понятие «клуб по интересам», «любительское объединение».

Клуб по интересам или любительское объединение – одна из традиционных форм объединения людей, деятельность которых направлена посредством самодеятельности и самоуправления на реализацию своих культурных и социальных интересов, потребностей и общественно значимых инициатив.

В «Положении о любительском объединении и клубе по интересам» дается следующее определение:

Любительским объединением, клубом по интересам является организационная форма общественной самодеятельности населения, создаваемая на основе общих творческих интересов и индивидуального членства участников с целью удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов людей в сфере свободного времени.

Клуб – это добровольное общение людей. Клуб способствует совершенствованию знаний людей в той или иной отрасли науки, литературы, искусства, становления личности. Обязательным условием членства в клубе является активное участие во всех делах клуба, дружная коллективная работа и отдых.

Понятие «объединение» (любительское, творческое) означает тот же клуб, только с другой организационной и функциональной структурой. Объединение – это ряд людей, секций или клубов, объединившихся на базе общего интереса или цели, вошедших в него с кругом своих единичных или частных задач. Добавление слов «любительское», «по интересам» свидетельствуют о том, что в основе подобного типа клубов и объединений лежит интерес человека к чему-то, его увлеченность, заложенный в нем творческий потенциал. Все остальные названия – клубы «старшеклассников», молодежные клубы», «любителей поэзии» и т.д. являются свидетельством их дифференциации по определенным признакам или характеру деятельности. Дифференциация обеспечивает определенную однородность аудитории, позволяет активизировать взаимодействие людей. Она выступает главным функциональным признаком и механизмом развития клубов и объединений.

Любительское объединение отличается от клуба по интересам по своим характеристикам и назначению. В основе создания любительского объединения лежит тоже дифференциация, но уже не по ряду признаков, обеспечивающих однородность аудитории, а только по одному признаку – личному интересу. В остальном состав любительских объединений, как правило, самый разнообразный: в одном объединении можно встретить людей разного пола, возраста, с разным уровнем образования, представителей разных профессий, работающих и учащихся. В клубе по интересам членский состав может быстро обновляться. Любительские объединения имеют довольно стабильный состав членов и представляют собой малую социальную группу. Это контактная группа, в процессе общения которой вырабатывается определенная общность целей, интересов. Неотъемлемая черта любительских объединений – создание определенной морально-психологической атмосферы: взаимное уважение, симпатия, солидарность.

2.2.2. Типы и виды любительских объединений и клубов по интересам.

Любительские объединения и клубы по интересам могут быть двух основных видов:

1) объединения и клубы, осуществляющие свою деятельность по принципу частичной самоокупаемости с использованием средств участников объединения, полученных от членских взносов, деятельности объединений и клубов, а также за счет средств организации-учредителя;

2) объединения и клубы, осуществляющие свою деятельность по принципу полной самоокупаемости с использованием средств участников (членские взносы), средств, полученных от деятельности объединений и клубов.

По характеру деятельности клубы и объединения можно условно разделить на следующие профили: общественно-политические, научно-познавательные, художественно-эстетические, спортивно-оздоровительные, мировоззренческие.

По направлению деятельности объединения и клубы могут быть:


  1. Общественно-политические. По тематике работы среди них выделяются клубы и объединения боевых и трудовых традиций, военно-патриотического воспитания, по изучению правовых знаний и др.

  2. Производственно-технические. К ним относятся клубы и объединения технического творчества: изобретателей, моделирования (авиа-, судо-, авто- и др.), проектирования и др.

  3. Естественнонаучные. Эти клубы привлекают к себе любителей путешествий, астрономии, огородников, садоводов, собаководов, цветоводов и др.

  4. Художественные. Являются самыми распространенными и вносят большой вклад в программу эстетического воспитания населения. К клубам этого направления относятся клубы любителей музыки, кино, литературы, живописи, танца, театра и др.

  5. Физкультурно-оздоровительные. К ним относятся клубы закаливания, любителей бега, туризма, шейпинга, аэробики и др.

  6. Коллекционно-собирательские. Такие клубы организуются для объединения собирателей марок (филателистов), монет (нумизматов), значков, орденов и медалей (фалеристов), открыток (филокартистов), звукозаписей (филофонистов), спичечных этикеток (филуменистов) и др.

Могут создаваться клубы, объединяющие определенную категорию людей: клубы женщин, знакомств, молодой семьи, подростков и др.

2.2.3. Организационная и функциональная структура любительских объединений и клубов по интересам.

Клубы по интересам – это форма дифференцированной работы не только с различными социальными группами и категориями населения, но и по отдельным социально актуальным проблемам и сферам деятельности человека. Клубы по интересам – это деятельные, общественно активные, целенаправленные организации, ведущие работу с разными категориями населения.

Главным характерным признаком клубов по интересам является наличие объекта воздействия, т.е. определенной категории людей или аудитории, с которой в течении определенного времени ведется работа. Объектом воздействия являются непосредственно и члены клуба, и приглашенная на массовые мероприятия аудитория.

Организационная структура клуба по интересам состоит из пяти компонентов: руководитель, Совет клуба, инициативная группа, члены клуба, объект воздействия. Каждый из них играет определенную роль в функциональной зависимости и во взаимосвязи с другими компонентами.

Функциональная структура клубов по интересам делится на две части и состоит из активного звена и объекта воздействия. В активное звено входят: руководитель клуба, Совет, инициативная группа, члены клубы. Вторую функциональную часть составляют слушатели, зрители – посетители массовых мероприятий. Выступая в качестве потребителей информации, они являются главным стимулятором деятельности активного звена клуба. Они определяют форму работы клуба: тематические вечера, конференции, диспуты, встречи с интересными людьми.

Структура любительского объединения отличается от структуры клуба по интересам: здесь все – руководитель, члены Совета, члены клуба – равноправные участники внутриклубного действия, происходящего в основном в форме межличностного общения.

Программа деятельности клубов по интересам – это цикл мероприятий общественно-политического, нравственно-этического или культурно-массового характера, составленный с учетом особенностей той социальной группы или общности, с которой ведется работа. направление и программа деятельности клубов по интересам диктуются интересами и запросами членов клуба и зависят от того, какие проблемы их волнуют и какие задачи стоят перед обществом в данный момент.

Основным содержанием работы любительских объединений является не внешняя сторона их деятельности, направленная на объект воздействия, как в клубах по интересам, а внутриклубная работа, способствующая приобретению знаний, навыков, обмену мнениями, информацией. В любительском объединении человек надеется получить квалифицированные советы, чему-то научиться, принять участие в совместном поиске ответов.

Функционально здесь каждый активен, ибо на равных участвует в процессе общения.

Любительское объединение – это общность людей, складывающаяся в результате более или менее длительного общения, основанного на взаимодействии индивидов как личностей и на личном выборе связей.

2.2.4. Принципы организации деятельности любительских объединений и клубов по интересам.

Любительские объединения и клубы по интересам создаются по решению организации-учредителя. Организациями учредителями могут быть органы и учреждения культуры и спорта, учебные заведения, учреждения дополнительного образования, общественные организации и творческие союзы.

Созданию клуба по интересам или любительского объединения предшествует подготовительный период. Прежде, необходимо изучить региональные условия развития самодеятельных объединений, выявить потенциальных участников самодеятельности и привлечь их к клубу. Для выявления направления работы клуба или объединения, поиска заинтересованных лиц можно провести социологический опрос, анкетирование посетителей ДУ, жителей близлежащего микрорайона, учащихся школ и т.д. Следующий этап в организации работы клуба или объединения – это определение интересов, формулировка идеи, трансформация этой идеи в общность. Также необходимо определиться с видами деятельности, реальными для осуществления. Заключительный этап – организационное оформление объединения, «превращение» в коллектив.

Из числа инициативных, активных людей формируется актив клуба или объединения. Актив решает все организационные вопросы, отвечает за подготовку мероприятий, разрабатывает план работы, документацию.


      1. Правовое обеспечение любительских объединений и клубов по интересам.

Деятельность любого клуба или объединения не проходит стихийно, она подчиняется определенным законам, нормам, традициям, что должно быть документально оформлено. К обязательному минимуму документации относятся: устав или положение клуба, объединения, программа, план работы, дневник мероприятий, списки членов.

Устав – установленный клубом или объединением свод правил, регулирующих деятельность данной общности людей. По своему смыслу, содержанию и назначению уставы и положения однозначны. В них оговариваются все стороны организации и деятельности клуба:


  1. Наименование клуба, кем организован и для кого. При формировании этого пункта устава необходимо прежде решить вопросы о материальной базе, о том, кто будет руководить, кто войдет в состав клуба, где и когда можно встречаться и проводить мероприятия, с кем установить деловые связи и контакты.

  2. Цели и задачи клуба, объединения. Сформулировать цели и задачи – значит определить направление деятельности клуба, объединения и создать предпосылку для успешной и эффективной работы. Цели могут быть перспективными и ближайшими. Ближайшие задачи очерчивают определенные рубежи на каждом этапе выполнения перспективных целей и подсказывают, как составить программу и выполнить ее, какие средства, формы и методы выбрать для этого, каковы место, время, периодичность клубных встреч, кого привлечь к работе клуба.

  3. Права и обязанности членов клуба, объединения. Члены объединения, клуба имеют право: избирать и быть избранными в руководящие и ревизионные органы объединения; принимать участие во всех видах деятельности; пользоваться в установленном порядке имуществом объединения. Члены объединения, клуба обязаны: активно участвовать в его работе, соблюдать правила внутреннего распорядка, а при условии индивидуального платного членства своевременно уплачивать членские взносы.

  4. Построение клуба, объединения и органы самоуправления. Высшим решающим органом управления является общее собрание участников. Собрание избирает Совет, утверждает направление и программу деятельности, проект сметы доходов и расходов, заслушивает отчеты Совета, определяет размер и порядок уплаты членских взносов. Члены Совета избирают председателя (руководителя) объединения, его заместителей, которые осуществляют практическое руководство его деятельностью, составляют планы организационно-творческой и учебно-воспитательной работы, обеспечивают выполнение этих планов. Ответственность за содержание деятельности и финансовую работу объединения несут организация-учредитель и председатель (руководитель) объединения.

  5. Атрибуты клуба. Это – девиз, гимн, эмблема, флаг. Какие атрибутивные знаки установить и взять на вооружение решают организаторы и члены клуба, объединения. Атрибуты клуба дисциплинируют, организуют, развивают чувство товарищества, солидарности, взаимопомощи.

Разработка и принятие устава клуба, объединения является не только мерой, 3определяющей направление и характер деятельности клуба, его структуру, упорядочивающей взаимоотношения людей, но и важной предпосылкой, содействующей выработке групповых норм, групповой психологии, что необходимо для успешной работы клуба, объединения.

Важным документом клуба является программа. Она составляется на год и должна быть оформлена:


№ п/п

Наим-ние мероп-я

Когда проводится

Где проводится

Совмест-но с кем

Отв.

Примеч.

Программа – это план реализации целей и задач, стоящих перед клубом, объединением. В первом варианте программа обсуждается с членами клуба, затем согласовывается с организацией-учредителем. Программа окончательно дорабатывается с учетом замечаний, пожеланий, утверждается и обретает силу руководящего документа. В процессе работы по разным причинам в нее могут быть внесены коррективы об изменении сроков, замене одного мероприятия другим и т.п.

В план работы клуба входят вопросы создания и улучшения материальной базы, установление связей с другими организациями, учреждениями, учебными заведениями.


№п/п

Что сделать

Срок выполнения

Ответственный

Отметка о

выполнении

Дневник клуба – основной документ, отражающий работу клуба. В нем в хронологическом порядке фиксируется, описываются и анализируются все основные мероприятия клуба, объединения.

К обязательному минимуму относятся и списки организаторов, членов клуба, членов Совета. Списки должны содержать максимум сведений:

В число необходимых документов входят протоколы заседаний клуба и Совета клуба, сценарии мероприятий.

Первичная документация – это не только объективное свидетельство пройденного пути, но и материал для анализа, средство стимулирования и совершенствования деятельности клуба, объединения.


      1. Материальное обеспечение и контроль за деятельностью любительских объединений и клубов по интересам.

Для нормального функционирования клубов, объединений необходима материальная база ( помещение, оборудование, технические средства и т.д.). помещения для работы клубов предоставляются организацией-учредителем, она же обеспечивает их необходимым оборудованием, инвентарем и материалами в установленном порядке. Объединения, которые осуществляют свою деятельность по принципу полной или частичной самоокупаемости, могут сами приобретать необходимое для их деятельности.

Объединения, клубы могут использовать в качестве базы деятельности помещения учреждений культуры, спортивных сооружений, учебных заведений, общественных организаций, при этом они несут ответственность за соблюдение установленного порядка, режима работы, а также за сохранность материальных ценностей.

Финансовая база объединений, клубов образуется за счет6 индивидуальных членских взносов, доходов от платных мероприятий, поступлений от организации-учредителя, поступлений за выполненные услуги, работы. Финансирование объединений создаваемых при бюджетных учреждениях производится со счетов специальных средств этих учреждений.

Общее руководство и контроль за деятельностью объединения или клуба осуществляет организация-учредитель. Ответственность за содержание деятельности и финансовую работу несут организация-учредитель и председатель (руководитель) объединения.

Научно-методическое руководство объединениями осуществляют органы культуры; творческую и организационную помощь оказывают научно-методические центры культуры и народного творчества.

Работа клуба, объединения учитывается в журнале учета, где указываются сведения о членах, содержании и посещаемости занятий, деятельности работников объединения, выполнении сметы доходов и расходов.

2.3. Деятельность досуговых учреждений по сохранению и развитию народного художественного творчества.

К досуговым учреждениям относятся клубные учреждения, библиотеки, музеи, учреждения искусства, парки культуры и отдыха, учреждения спорта и туризма, внешкольные учреждения для детей, культурно-досуговые центры. Многие из них занимаются делом сохранения и развития народного искусства в той или иной мере, но особая роль принадлежит клубным учреждениям. Культурно-досуговая деятельность направлена на организацию свободного времени, развитие творческих способностей людей и осуществляется через массовые мероприятия, которые пропагандируют народное творчество, через деятельность творческих коллективов, систему конкурсов, фестивалей, смотров народного самодеятельного творчества.

Проводя народные праздники (Новый год, Масленица, Иван Купала, Чыл Пазы, Тун Пайрам, Чир Ине и др.), организаторы обращаются к истокам, изучают традиции, обычаи, обряды различных национальностей. Народный праздник не обходится без народных гуляний – изобилия песен, частушек, скоморошьих забав.

В последнее время стали популярными такие формы культурно-досуговой деятельности, которые осуществляются на фольклорно-игровых традициях: молодецкие игры (спортивно-художественный праздник), посиделки, вечерки, на которых старое поколение в игровой, непринужденной форме может поделиться социальным и творческим опытом.

Организуя свободное время людей разного возраста, досуговые учреждения ведут большую работу по созданию и развитию кружков, коллективов различных жанров самодеятельного творчества, клубов по интересам, любительских объединений, студий, школ. Концерты – как результат творческой деятельности коллективов художественной самодеятельности, играют большую роль в пропаганде народного искусства. Этому же способствуют конкурсы, фестивали, смотры самодеятельного творчества, которые в то же время ставят задачи сохранения и приумножения культурных традиций, повышения художественного уровня исполнительского мастерства.

В нашем городе ведущая роль в сохранении и развитии народного художественного творчества принадлежит республиканскому государственному учреждению «Центр культуры и народного творчества им С.П.Кадышева». В его стенах приобщаются к самодеятельному творчеству участники разных возрастов в коллективах:

Хакасский народный ансамбль песни и танца «Жарки», Русский народный хор, Ансамбль народного танца «Саяночка», который в прошлом году отметил свой 25-летний юбилей, Детская эстрадно-фольклорная студия «Час ханат» и др. Республиканский Центр культуры и народного творчества ставит перед собой задачи сбора, обработки и пропаганды лучших образцов устного, музыкального, танцевального и изобразительного фольклора. Также решается задача обобщения и пропаганды опыта работы ведущих руководителей творческих самодеятельных коллективов. Центр занимается также вопросами методического обеспечения развития народного творчества – это разработка положений о конкурсах, фестивалях народного творчества, в том числе семейного художественного творчества, эстрадной национальной песни, народных промыслов и др., собрание фонотеки хакасской традиционной музыки, разработка программ республиканских выставок мастеров ДПИ и самодеятельных художников. Также Центр организовывает мероприятия повышения квалификации специалистов, занятых в сфере народного искусства, от которых и зависит результат деятельности по сохранению и развитию фольклора: проводятся конференции, семинары, мастер-классы, работают творческие лаборатории.

С каждым годом увеличивается результативность работы творческих объединений Центра детского творчества. В 2000 году начала свою работу школа художественных ремесел «Харитина», которая своей деятельностью сохраняет и развивает народные традиции в области декоративно-прикладного искусства. На высоком уровне работают хореографические коллективы: ансамбль «Эксперимент», «Контрасты», «Каприз» и др. Фольклорные коллективы Центра детского творчества известны не только в нашем городе, но и за его пределами – это ансамбль «Звонница», руководитель Фокина, «Русичи», руководитель А.А. Толстенко.

Свою лепту в общее дело сохранения и развития народного творчества вносит ГЦК «Победа». В стенах городского центра культуры реализуют свои творческий потенциал любители бардовской песни, рок-музыки, русской песни.

Таким образом, деятельность досуговых учреждений по сохранению и развитию народного художественного творчества в нашем городе широко представлена и имеет положительные результаты.

1   2   3   4   5   6   7

topuch.ru

Клубы по интересам | Ярковское централизованное библиотечное объединение

Организация работы клубов по интересам в библиотеках Ярковского ЦБО
Дубровинская сельская библиотека
Агитбригада «Литера».
Клуб «Выбор»
«Литературная гостиная» для людей пожилого возраста.
Новокаишкульская сельская библиотека

Кружок «Мастерилки»

Мотушинская сельская библиотека
клуб по интересам «Сказки и краски»

Клуб для женщин «Мир женщины»

Женский клуб «Мир женщины».
Социально — возрастной состав клуба: жительницы села, женщины 30 — 40 лет и старше.
Время встреч: В месяц 2 раза по четвергам.
Цель создания клуба: Объединение единомышленниц в группу по интересам для удовлетворения потребностей в межличностном общении, воспроизведении духовных ценностей, воспитание здорового образа жизни приобщении к книге и чтение.

Маранская сельская библиотека
«Почемучки»
Детский клуб: для детей младшего школьного возраста
заседание клуба: последняя пятница каждого месяца
Цель: содействовать формированию устойчивого интереса у детей младшего школьного возраста к чтению и проведению досуга в библиотеке.
Задачи:
 воспитывать чувства любви к природе;
 развивать творческие способности у детей;
 прививать интерес к истории.

Покровская сельская библиотека
«Всезнайка«-познавательно-развлекательный клуб по интересам
Основные задачи — всестороннее развитие личности, формирование информационной культуры, организация полезного досуга.
Цель: в непринужденной игровой форме развивать эрудицию, обогащать знания.
Девиз кружка: «Отдыхая – познавать»
Формы мероприятий разнообразны и интересны. Это игры (деловые, интеллектуальные, ролевые), шоу-конкурсы, турниры, тренинги, часы интерактивного общения, аукционы и другое.
Количество участников : 16 человек Встреча проходит раз в неделю по четвергам в 13.30.
«Почитайка»
Цель: Содействовать формированию устойчивого интереса у детей младшего и среднего школьного возраста к чтению и проведению досуга в библиотеке. Общение с единомышленниками на основе общих интересов и увлечений, повышение уровня знания читателя в определённой области.
Задачи: 1. Раскрыть творческие возможности ребёнка как читателя. 2. Способствовать углублённому восприятию прочитанного материала и развитию интеллектуальных способностей и мышления ребёнка. 3. Формировать культуру чтения и навыки бережного обращения с книгой. 4. Приобщение к миру взрослых через ситуации, в которых оказываются любимые герои книг.
Участники клуба дети с 7 до 11 лет (1 по 5 класс) — 25 человек.

Новоалександровская сельская библиотека
Кружок детского творчества «Креатив», возраст: 9 -12 лет.
Занятия с различными материалами.

Новонердинская сельская библиотека
Кружок детского творчества «Очумелые ручки», занятия «Оригами», возраст – 12-16 лет.

Гилёвская библиотека
Клуб выходного дня «Новое поколение»
Цели и задачи:
— формирование личности читателя
— повышение роли книги и библиотеки в жизни ребёнка
— учить детей коллективно проводить свободное время весело и с пользой
Один раз в месяц с 16ч. до 18ч.

Клуб нравственно – эстетического направления «Ориентир» для юношества.
Участники получают возможность найти круг единомышленников, удовлетворить познавательные интересы, занимательно организовать свой досуг.
Один раз в месяц с 15 – 16 ч.

Новокаишкульская сельская библиотека.
Кружок «Мастерилки»
Расписание:
1 – 3 классы – среда с 13.55 до 14.50
2 – 4 классы – четверг с 13.55 до 15.35

Чечкинская сельская библиотека
Женский клуб «Берегиня».
Участники клуба: Вагапова Райхан, Вагапова Хамида , Вагапова Гульфира ,Вагапова Эльвира .Шарапова Карима , Шарапова Фаягуль , Уразаева Вагида ,Ильясова Фатима , Сагидулина Насима , Уразаева Елена , Расписание клуба ; 1 раз в месяц —последний день каждого месяца в 11 час.
Детский клуб » Вопросительный знак» .
Участники клуба ; Валеев Рафаель ; Валеева Найля; Каримова Альбина ; Мухаметрахимов Наиль ;Сагидулин Адель ;Кучаров Эльмир ;Чемалетдинова Нурия ;Чемалетдинова Насима ;Шарапова Ильнара ;Вагапова Алсу . -10 человек
Расписание клуба : 1 раз в месяц— последнее воскресение в 14 час .

Щетковская сельская библиотека

1. Название клуба: «Надежда»
2. Адрес: с. Щетково, ул. Береговая 1а,
3. Клуб создан на базе Щетковской сельской библиотеки в январе 2014 года
4. Социально-возрастной состав клуба: жители села, женщины кому 50 и старше
5. Количество членов клуба: 12
6. Председатель клуба – Косарева Лидия Александровна
7. Заседания клуба проходят 1 раз в месяц. 1или 3 воскресенье месяца в 16.00 часов
Клуб «Читайка»
Для учащихся 1 класса
Заседания проводятся 1- 2 раза в месяц по понедельникам в 14.00 часов

Староалександровская сельская библиотека
Клуб «Радуга» экологического направления
1 раз в месяц в 3 воскресенье в 3 часа
Клуб «Хозяюшка» последний день месяца в 2 часа. Женский клуб
8. Плехановская библиотека
Клуб «Школа вежливых наук» — организован для начального звена средней школы.Клуб посещают 12 человек, заседания проводятся 1 раз в месяц в последнее воскресение месяца в 15-00.

Усальская сельская библиотека
«Берегиня»-для пожилых, инвалидов- 13 человек.
для детей «Детское чтение для сердца и разума» -13 человек.
10.

Расписание занятий кружковой работы Варваринской сельской библиотеки.
Клуб «Радуга». Учащиеся 4 класса Варваринской СОШ. Занятия 1 раз в неделю по средам с 1ч.30 мин.
Клуб «Старшеклассник»
Состав клуба учащиеся 9,10, 11 класса Варваринской СОШ. Обновляется ежегодно. Занятия проводятся 1 раз в месяц в 14.00.

Усть-Тавдинская сельская библиотека
экологический клуб по интересам «Друзья природы».
При Усть-Тавдинской сельской библиотеке в 2002 году был создан экологический клуб по интересам «Друзья природы» для детей дошкольного возраста, учащихся начальных классов и младших подростков.
Мероприятия проводятся 1- 2 раза в месяц.
Основные направления деятельности клуба:
— формирование информационных массивов по экологии;
— обеспечение доступа и распространение экологической информации;
Цель клуба – привить детям любовь к природе, научить беречь и охранять родную землю.
Задачи:
— закреплять у детей знания о правилах поведения в природе.
— учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.
В клубе существует «Экологический календарь», к датам которого руководитель клуба стремится приурочить проведение различных мероприятий с детьми. Вот некоторые даты этого календаря:

Новосёловская сельская библиотека
Женский клуб «Хозяюшка»
Девиз: «Единственная роскошь на земле – роскошь человеческого общения».
Направления: организация досуга жителей села, объединить любителей литературы, поэзии, искусства, побудить к активному участию в мероприятиях всех членов объединения, привитие нравственных ценностей, способствование духовному возвышению личности.
Цели клуба:
— объединение единомышленниц в группу по интересам для удовлетворения потребностей в межличностном общении;
— формирование духовных ценностей;
— привлечение женщин к активной жизни;
организация их досуга.
Задача клуба: научить строить взаимоотношения, избегать конфликтов, учиться понимать друг друга.

Детский клуб «Всезнайка»
Направления: приобретение социального опыта и создание условий для интеллектуального развития у детей; формирование потребности в книге и чтении; социализация личности;духовно – нравственное воспитание и интеллектуальное развитие; организация досуга.
Цель — пробуждение интереса к чтению научно-популярной и художественной литературы, развитие навыков творческого чтения, координация интеллектуального и эмоционального развития детей.
Задачи:
— Позитивное развитие детей и подростков;
— Познание окружающего мира и самого себя;
— Развитие умения высказывать свои мысли, беседовать, анализировать ситуации.

Для того чтоб записаться в понравившийся вам клуб или кружок Вы можите:
1.Прийти лично в библиотеку по месту пребывания
2. Оставить заявку в разделе сайта «Обратная связь»
Для оперативности желательно указать свой номер телефона.

yarcb.ru