Посыльный проходит 30 м на север – №19. Туристы прошли сначала 400 м на северо-запад, затем 500 м на восток и еще 300 м на север. Найти геометрическим построением модуль и направление их перемещения.

Посыльный проходит 30 м на север, 25 м на восток, 12 м на юг, а затем в здании поднимается на лифте на высоту 36м. Чему равно перемещение?

Посыльный проходит 30 м на север, 25 м на восток, 12 м на юг, а затем в здании поднимается на лифте на высоту 36м. Чему равно перемещение? | Уроки на 5!

Предметы

Физика





хорошист Ответ 1:
Решение.
 Изобразим ситуацию, описанную в задаче на плоскости в произвольном масштабе (рис.).
Конец вектора OA имеет координаты 25 м на восток, 18 м на север и 36 вверх (25; 18; 36). Путь, пройденный человеком равен
L = 30 м + 25 м + 12 м +36 м = 103 м.
Модуль вектора перемещения найдем по формуле
S = √{(x − xo)2 + (y − yo)2 + (z − zo)2},
где xo = 0, yo = 0, zo = 0.
S = √{252 + 182 + 362} = 47,4 (м).
 Ответ: L = 103 м, S = 47,4 м.
Еще ответ

 Случайные вопросы

  • Что такое привилегии? термин по обществознанию, истории
  • Выписать по 5 предлжений Согласование Управление Примечание из текста Наука будущего. Кому предстоит нести ее знамя Нуж¬но ли вам, сегодняшним школьникам, готовить себя к тому, чтобы осуществить планы будущих исследований, провери
  • Ребят, помогите решить. В равнобедренном треугольнике abc с основанием ab, угол при вершине c равен 80, найдите величину внешнего угла при величине b. ответ дайте в градусах
  • Половину пути мотоциклист ехал с намеченной скоростью 45 км/ч, затем задержался на 10 мин, а поэтому, чтобы наверстать потерянное время, он увеличил скорость на 15 км/ч. Каков весь путь мотоциклиста?
  • Луч делит прямой угол на два угла так, что один в 3,5 раза больше другого. Найдите большой угол.

uroki-na-5.ru

Работа вахтой — вся правда про заработки на Крайнем Севере

Многих интересует работа на севере вахтовым методом. Работа в условиях вечной мерзлоты предполагает более высокую оплату труда, и, естественно, деньги привлекают много желающих. Но сможете ли вы работать в условиях Крайнего Севера? Как найти работу вахтовика от прямого работодателя без обмана, сколько реально платят на севере и тяжело ли работать на холоде — обо всем этом IQ Review узнал от опытного вахтовика, работающего на прокладке дорог в Ямало-Ненецком автономном округе.

Содержание статьи

Работа вахтовика на Севере

Прораб дорожного строительства

Меня зовут Олег, мне 30 лет, родился и живу в провинциальном городке в Беларуси. Уже 7 лет работаю на стройке, начинал мастером СМР (строительных и монтажных работ — прим. ред.). Последние 3 года работаю вахтовиком в районах Крайнего Севера. Сейчас — прорабом в ЯНАО на месторождении «Русское». Организация моя называется «ЯмалСтройГазДобыча».

В чем заключается работа прораба дорожного строительства

Обязанности производителя работ в дорожном строительстве заключаются в организации, проведении и контроле земляных работ. В районах Крайнего Севера работы бывают двух видов: отсыпка дорог и «кустов». «Кусты» — огромные прямоугольные площадки на которые потом устанавливается нефте-, или газодобывающее оборудование — вышки, буровые. Также на них располагаются хранилища, гаражи, ангары — в общем, всё, что необходимо для обеспечения добычи нашего национального достояния.

Условия работы в тундре зимой и летом

Бетонные плиты и дорожная техника

Сложность создания и «куста», и дороги на Севере состоит в том, что всё это делается в адских условиях. Речь — даже не погоде, а о местности. Тундра в тёплое время года — а это период примерно с мая по октябрь — имеет состояние болота, то есть ездить по ней невозможно, и, конечно, невозможно установить тяжёлое оборудование для добычи. Поэтому приходится в буквальном смысле насыпать твёрдую землю, слой за слоем.

Земля берётся в карьерах, где экскаваторы грузят её в самосвалы и доставляют на место отсыпки. Чтобы можно было представить масштабы, отметим, что на каждый карьер работают от 2 до 10 организаций, у каждой — по 10-30 экскаваторов и по 30-100 самосвалов. Самосвалы выстраиваются в очередь на загрузку, везут грунт, выгружают и едут обратно. Каждый водитель делает по 10 рейсов в день.

Отсыпанный грунт выравнивается бульдозером или грейдером, потом утрамбовывается катком с большим валом. Если отсыпается дорога, то сверху укладываются бетонные плиты, если куст — то ничего. В мои обязанности входит организовать весь процесс. То есть сначала сделать подъездные пути к карьеру, потом — к объекту. Если есть толковый механик и геодезист, то дело идёт быстро: техника исправно работает, «куст» сыпется ровно, а мне остаётся только контролировать размеры, составлять карты и вести учёт и журналы производства работ.

Работа продолжается круглой год, но в основном — зимой. Потому, что зимой есть «зимник» — дорога из снега, а тундра замерзает и по ней можно ездить. В некоторые места можно по земле добраться только зимой по «зимнику», в тёплое время — вертолётами и самолётами. Кстати, в последние годы все самолёты — аэробусы или Боинги. Крупные компании покупают их, чтобы возить технику и народ. А мелкие заказывают чартеры.

Как стать вахтовиком

Газовый факел на месторождении

Требования к кандидатам на вахтовую работу

Для успешной работы в таких суровых условиях нужно иметь отличное здоровье, специальное строительное образование и желательно — опыт земляных работ в умеренном климате, чтобы понять принципиальную особенность таких работ в условиях мерзлоты. Образование, конечно, лучше строительное. Я окончил «Академию коммунального хозяйства и строительства» по специальности «инженер-строитель», правда, заочно. Важно уметь работать с документами, вести журналы и табели учёта, составлять планы. На 80% работа прораба при хорошей организации труда — это писанина.

Холодный край

Где искать высокооплачиваемую вахтовую работу на Севере? Я свою нашёл в Интернете, «подошёл» по требованиям, так как имел опыт. Прошёл собеседование. Конечно, хорошую работу лучше искать через друзей и знакомых. Кстати, здоровье должно быть не просто отменное, его нужно подтверждать ежедневным медосмотром, а раз в год — проходить комиссию. Реально проходить (!), а не ставить штампы врачей. Будьте готовы, что вас проверят вдоль и поперёк. Зато если здоровы, то выдадут вам справку «годен к работе в условиях Крайнего Севера». Ещё в отделе кадров требуют наличие полного пакета документов — не знаю почему, но заморачиваться и заводить вам трудовую книжку или ИНН никто не будет.

Совет: поищите вахтовые вакансии на официальном сайте «Газпрома» для соискателей.

Что нужно знать о работе на Крайнем Севере

Качество и темпы работы во многом зависят от коллег. Я уже упоминал, что если на объекте толковый механик, то техника будет работать непрерывно — и сроки будут соблюдаться, и премии выписываться. Хороший прораб следит за всем на объекте, несёт ответственность за безопасность рабочих, за их расселением по вагончикам и условиями проживания. Прораб ведёт табель по отработанным часам, и он же ставит КТУ (коэффициент трудового участия) рабочим, от которого зависит размер их зарплаты. В нашей фирме установлена практика, что к концу смены нужно сдать несколько отчётов: о персонале (кто заболел, кто запил, кто хочет домой), о выполненных работах (самый важный). Также есть масса других отчётов — считаем всё: от вагончиков-бараков до того, сколько бумаги осталось в туалете, ибо не сообщишь, что мало осталось — не привезут. А магазин ближайший — за 300 км!

Отсыпка дорог и «кустов» ведётся на уже разведанных месторождениях. Так просто въехать сюда нельзя. Вся территория за Полярным кругом считается зоной пограничья, и для выезда на месторождение требуется пропуск. Потеря пропуска грозит страшными карами и штрафом. Можно «похоронить» экскаватор на болоте и не лишиться премии, а вот за пропуск реально могут «влепить» голый оклад.

То, что на Крайнем Севере часто хоронят технику — правда. Дело в том, что обычно это техника, которая выработала свой ресурс, имеет низкую стоимость, поэтому зачастую выгодней её закопать, чем вывозить, особенно самолётом. На Саббете (вахтовый поселок на Карском море — прим. ред.) — это повсеместная практика, конечно, по нормам это непозволительно, но кто у нас эти нормы соблюдает?

Строительная техника в тундре

Зарплата и условия оформления

При устройстве на работу мне обещали зарплату 80 000 руб. Первые 3 месяца столько и платили. Потом стали платить на 5-15 тысяч больше, в зависимости от успешности сдачи объектов. Учитывая, что вахта длится 2 месяца, а один месяц сижу дома, то выходит, что за три месяца у меня выходит 180-200 тысяч — чуть больше 60 тысяч рублей в месяц, если считать помесячно.

Дорогу оплачивают, но только проезд на железнодорожном транспорте, это долго и неудобно, я летаю самолётом за свой счёт. Питание тоже полностью оплачивают. Качество питания зависит от умения повара, от снабжения и от богатства организации, но в целом везде кормят неплохо. Иногда на мелких объектах из-за отсутствия повара выдают по 400 руб. в сутки на питание и мы ходим в столовую соседей по объекту. Выдают сносную спецодежду.

Зарплата полностью «белая», перечисляется на карточку. При этом оклад составляет 30 000, остальное — премии, надбавки за «северность», вахтовый метод и стаж. Бывают задержки зарплаты, но не более 2-х месяцев. Отпускные выдают честно. Больничный, в принципе, оплачивают, только вот если заболеть на вахте — могут и уволить как непригодного, а на межвахте никто не заморачивается больничными.

Плюсы и минусы работы вахтой

Работа вахтой
Плюсы профессии вахтовика

Главное — гордость, в таких условиях выдержат не все. Отсутствие склок и интриг. Красивая природа вокруг. Причастность к самому главному богатству страны — газу и нефти. Возможность привезти домой солёную красную рыбу и икру в 3-литровой банке. Всё это отлично выменивается у местных аборигенов-ненцев на водку.

Кстати, о водке: здесь практически не пьют. На работе охрана часто проверяет на наличие запаха. Нахождение пьяным на месторождении — это ЧП и большие штрафы на организацию. Зато в пути — домой с вахты или от Москвы до Нового Уренгоя (поезд идёт 2,5 суток) — мужики отрываются по полной. Кто ездил в фирменном поезде «Ямал», тот знает.

Минусы

Адские условия. Иногда достаёт тупость руководства и коллег. Например, не завезли на объект муку или сахар. Всё! Сидим без хлеба и пьём чай без сахара до следующего завоза продовольствия. Правда, хороший повар может взять взаймы у повара из другой организации, или механик может на топливо обменять. Иногда метель метёт и невозможно выбраться с месторождения (особенно если вертолётом только можно), бывало по 2 недели сидишь и ждёшь лётной погоды. Вообще, любая бытовая проблема здесь решается гораздо сложнее, чем на Большой Земле.

Читайте также: Как стать волонтером и объехать полмира.

Если вы решили поехать на заработки

Особых возможностей для повышения у вахтовиков нет. Да и специфика нашей организации не способствует повышению. В более многочисленной компании есть ещё над прорабами начальники участков, но у нас подобное не практикуется. Вот, например, слесарь может стать механиком, а потом и старшим механиком.

Каждый мужчина должен пройти испытание Севером. Не бойтесь, никто здесь не замёрз, люди работают годами. Будьте порядочным человеком. Прежде, чем ехать, наберитесь опыта — нянчиться с вами тут будет некогда. Здесь напрочь отсутствуют понятия «стажёр» или «практикант». Приехал — работай.

Для тех, кто ищет работу вахтой, дам несколько советов. Не рекомендую врать работодателю в попытках приукрасить себя. К примеру, вас спрашивают умеете ли вы работать с нивелиром, не стоит говорить, что конечно, мол, умеете, если нивелир последний раз на практике в вузе видели. Вам просто не дадут геодезиста, раз сами умеете. Всегда помните, что здесь геодезиста или что-либо ещё взять потом будет негде, может, не будет возможность забросить на ваш объект, тогда как на Большой Земле вы просто в любой момент звоните в офис и просите прислать всё необходимое.

Читайте также: Как работают в забое на предприятиях «Норильского Никеля».

Конечно, «косяки» неизбежны. Не переживайте — у всех они бывают. Не стоит ехать на Север молодым парням и женщинам. Женщины у нас редкость, и все — здоровые тётки от 40 до 50 лет. Молодым тут быстро надоедает из-за монотонности и отсутствия развлечений.

iqreview.ru

Некоторые особенности исчисления северных надбавок

Северная надбавка – стимулирующая выплата, размер которой зависит от трудового стажа работника. Надбавка начисляется на весь стаж сотрудника, при этом периоды работы суммируются, независимо от даты увольнения. Единственное условие прекращения выплат — увольнение за виновные действия. Порядок расчета надбавки зависит от возраста работника. Надбавка начисляется только на систематически выплачиваемые работнику суммы вознаграждения за труд, утвержденные в трудовом договоре, коллективном договоре, положении о премировании, положении по оплате труда. На разовые выплаты, носящие единичный характер, не поименованные во внутренних нормативных актах компании надбавка может не начисляться.
 Основные документы, регулирующие порядок исчисления надбавки: ·          Инструкции, утвержденные Приказами Минтруда РСФСР от 22.11.1990 №2 и№3 ·         Постановление Совета министров РСФСР от 22.10.1990 3458
Далее в таблице собраны основная информация необходимая для расчета надбавок:

Таблица о порядке начисления северной надбавки работникам.

Для сотрудников старше 30 лет, проживших в в регионе не менее года и сотрудников моложе 30 лет проработавших менее 1 года Размер надбавки
Районы Крайнего Севера     с наиболее суровыми        климатическими условиями   (Чукотский автономный      округ, Северо-Эвенский     район Магаданской области, Корякский автономный округ, Алеутский район Камчатской области, острова Северного Ледовитого океана и его    морей, за исключением      островов Белого моря)      10% заработка по истечении  первых шести месяцев работы. В дальнейшем каждые шесть   месяцев надбавка            увеличивается на 10%.       Предельный размер надбавки — 100% заработка (достигается через пять лет работы       в данных районах)          
Остальные районы Крайнего  Севера (Республика Саха    (Якутия), Ямало-Ненецкий   автономный округ и т.д.)   10% заработка по истечении  первых шести месяцев работы. В дальнейшем каждые полгода надбавка увеличивается      на 10%. По достижении 60%   надбавка начисляется по 10% за год работы. Предельный   размер надбавки — 80%       заработка                  
Районы, приравненные       к Крайнему Северу          10% заработка по истечении  первого года работы.        В дальнейшем за каждый      последующий год работы       надбавка увеличивается      на 10%. Предельный размер   надбавки — 50% заработка    (достигается через пять лет работы в данных районах)   
Республика Карелия, южные  районы Дальнего Востока,   Красноярского края,         Иркутской области,         Республика Бурятия,        Республика Тува, Читинская область, Республика Коми  
10% заработка по истечении  первого года работы.        В дальнейшем за каждые      последующие два года работы надбавка увеличивается      на 10%. Предельный размер   надбавки — 30% заработка   
Для сотрудников до 30 лет проживших  в регионе более года
Районы Крайнего Севера в Чукотском  автономном округе и Северо-Эвенском районе Магаданской области,         Корякском автономном округе         и Алеутском районе Камчатской       области, а также на островах        Северного Ледовитого океана и его   морей (за исключением островов      Белого моря)                        Надбавка начисляется в размере 20%  по истечении первых шести месяцев   работы с увеличением на 20%         за каждые последующие шесть месяцев. По достижении 60% надбавка          начисляется в размере 20% за каждый год работы (до достижения 100%      заработка)                         
Остальные районы Крайнего Севера    Надбавка начисляется в размере 20%  по истечении первых шести месяцев   работы с увеличением на 20%         южно-сахалинск По достижении 60% надбавка          начисляется в размере 20% за год    работы (до достижения 80% заработка)
Местности, приравненные к районам   Крайнего Севера                     Надбавка начисляется в размере 10%  за каждые шесть месяцев работы (до  достижения 50% заработка)          
Республика Карелия, южные районы    Дальнего Востока, Красноярский      край, Иркутская область, Республика Бурятия, Республика Тува, Читинская область                             Надбавка начисляется в размере 10%  за каждые шесть месяцев работы (до  достижения 30% заработка)          

Надбавку начисляют на заработок работника без учета районного коэффициента. При переезде работника из одной местности в другую, необходимо произвести пересчет процентной надбавки за стаж. Пересчет надбавки осуществляется следующим образом: ·                    в случаях перехода из районов Крайнего Севера в местности, приравненные к ним, размер надбавок устанавливается из расчета одной десятипроцентной надбавки за каждые 12 месяцев, проработанных в районах Крайнего Севера. (смотрим п .20 Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2) ·                    В случае если работник переведен из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в районы Крайнего Севера, надбавки за целые годы работы сохраняются в прежнем объеме, а за месяцы сверх полных лет работы начисляется пропорционально отработанным месяцам в годовом периоде.(смотрим  п .20 Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2) ·                    В случае перехода работника из районов Крайнего Севера или местностей, к ним приравненных, в южные районы Дальнего Востока и Восточной Сибири процентная надбавка пересчитывается в следующем порядке. За год работы в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных, начисляется надбавка в размере 10% с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы в указанных районах и местностях, но не свыше 30%. Далее начисление надбавки происходит в общеустановленном  порядке. (смотрим п.10 и 11 Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 3.)
—         При переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, с предприятий, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, за ним сохраняется выслуженная процентная надбавка.Если на момент перехода работника на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, процентная надбавка заработана им неполностью и ее размер составляет менее 30 процентов, время работы после начисления первой или второй надбавки пересчитывается из расчета год работы в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия за 3 месяца работы в районах Крайнего Севера и за 6 месяцев работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Еще немного о нормативных документах:
  1. Порядок начисления в районах Крайнего Севера регулируется пп «а», п.16 Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2;
  2. Порядок начисления в остальных районах Крайнего Севера регулируется пп «б», п.16 Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2;
  3. Порядок начисления в районах, приравненных к районам Крайнего Севера регулируется пп «в», п.16 Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2;
  4. Порядок начисления в Южных районах Дальнего Востока, Красноярском крае, Иркутской области,Республики Бурятия, Республики Тува, Читинской области регулируется  п.6   Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 3                   
Небольшое дополнение, поскольку бесконечно повторяющиеся вопросы в комментариях о документах, на которые нужно ссылаться мягко говоря приелись, привожу список таковых:
  • Постановление Минтруда РФ от 16.05.1994 N 37 (ред. от 12.12.2006) «Об утверждении разъяснения «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия» (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 16.05.1994 N 7) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.1994 N 580)
  • Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 (ред. от 11.07.1991, с изм. от 12.04.2012) «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами»
  • Определение Верховного Суда РФ от 23.12.2004 N КАС04-596 <Об отмене решения Верховного Суда РФ от 12.10.2004 N ГКПИ04-1271 и признании недействующими пункта 22 (частично), подпунктов «б», «и», «к» пункта 27 «Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера…», утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2
  • Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82 (ред. от 17.01.1990, с изм. от 19.02.2003) «Об утверждении Основных положений о вахтовом методе организации работ»
  • Постановление Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 03.03.2012) «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029» (вместе с «Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029)
  • Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 N 194 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237»
  • Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 3 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255»
  • «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
  • Постановление Минтруда РФ от 16.05.1994 N 37 (ред. от 12.12.2006) «Об утверждении разъяснения «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия» (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 16.05.1994 N 7) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.1994 N 580).
  •  Письмо Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 169-13
Еще дополню по вахте. Расчет надбавок идет:
  1. Если вы приезжаете работать из другого «несеверного» региона только за дни работы и дни в пути.
  2. Если вы живете в районах крайнего севера и просто выезжаете в соседнюю область в том же регионе, то начисление северных производится на общих основаниях за все время работы и проживания.
Спасибо всем за комментарии, они порой помогают найти ответы на сложные вопросы.

bushminsergey.blogspot.com

Год за Полярным кругом: как служат на Севере

Здесь светофор используют вместо новогодней елки, ориентируются по цветным столбикам и умеют обращаться с белым медведем. На Новую Землю прибыла группа призывников для прохождения службы на Центральном полигоне. Что ждет ребят в этот год, и каково это — служить в Арктической зоне, узнала Анастасия Воскресенская.

Весенний призыв доставили на Новую Землю самолетом Ил-76. Для многих это был первый полет в жизни. Лететь недолго: от сборного пункта Архангельска до архипелага — 2 часа в небе. Служить предстоит год, как и везде. Но многие шутят, что раз уж принято считать, что в Арктике год — за два, то и призывники здесь служат дольше, чем на материке.

Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Сейчас на Новой Земле полярный день. В три часа ночи в окно светит солнце, и к этому предстоит привыкать. Но прибывших служить ребят это не пугает, ведь пополнение полностью укомплектовано призывниками из Архангельской области, на территории которой расположен Центральный полигон. Они знакомы и с полярным днем, и с полярной ночью.

Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Но есть и то, с чем новобранцам только предстоит столкнуться — особенности погоды и природы. Северный климат, циклоны и отсутствие препятствий — самое высокое дерево здесь не достает до щиколотки — позволяют ветру разгоняться до 50 метров в секунду. Видимость во время сильных вьюг ограничивается расстоянием вытянутой руки, а за ней — «молоко». Оттого и дома здесь все яркие и цветные — глазу есть за что зацепиться. Вдоль дороги стоят столбики: с красными полосками на одной стороне и синими — на другой. Это позволяет понять направление в отсутствие хорошей видимости.

Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Регулировать движение помогает и местная достопримечательность — самый северный светофор в России. Правда, транспорта здесь немного, ведь в поселке до всего — рукой подать. Светофор, как маяк, горит желтым светом и является ориентиром для местных, когда на архипелаг приходит зима. А еще местные собираются возле этого светофора в новогоднюю ночь. Это своего рода новоземельская елка.

Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Еще одна традиция, с которой призывники уже познакомились, — обед под живую музыку. Местный оркестр не только встречал самолет с новобранцами на аэродроме, но и выступал в столовой. В репертуаре — военные песни, классика, джаз. Музыканты играют в столовой по выходным и праздничным дням.

Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Первый обед новобранцам понравился. Говорят, «как дома». Здесь, кстати, все еще готовят солдаты, а не нанятые армией фирмы. Организовать работу какого-нибудь «ОАО» здесь технически сложно. Многие, придя на работу в столовую срочниками, заключают после службы контракт и остаются на Новой Земле. Порции большие, питание по принципу шведского стола, а за службу на Севере, по норме № 1, еще и суточные надбавки: рыбные консервы — 50 грамм, сгущенка — 25 грамм, сливочное масло — 15 грамм, печенье — 40 грамм. Также служащие Крайнего Севера получают дополнительные порции фруктов. В зависимости от сезона, это могут быть и яблоки, и апельсины, и арбузы. С 15 апреля по 31 августа солдатам выдают необходимые аминокислоты и поливитамины.

Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Первый день в Арктике — ознакомительный. Призывников размещают в учебной роте, где им предстоит провести первый месяц службы на Новой Земле, пройти азы строевой, физической подготовки, привыкнуть к распорядку дня. Ребятам показывают, где они будут жить — обзорная экскурсия по поселку, история архипелага, вводный инструктаж по мерам безопасности. Рассказывают, что можно, а что нельзя в гарнизоне — ведь это, в первую очередь, режимный объект. Также срочников обучают тому, как вести себя при «вариантах».

Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Вариант — это режимы, ограничения, связанные с погодными условиями. Так, здесь существуют три степени штормовой готовности — «ветер-3», «ветер-2» и «ветер-1» — самый опасный вариант, когда порывы достигают скорости свыше 30 м/c; три степени гололеда — «дорога-3», «дорога-2» и «дорога -1» — вариант, при котором запрещено какое-либо передвижение по улице; три степени холода — по аналогии с предыдущими сигналами, самый опасный — «холод-1», когда температура опускается ниже -35 градусов; три варианта вьюги, главный из которых — «вьюга-1» — разрешает передвижение по гарнизону только на гусеничной технике.

Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Но все же одна из самых больших опасностей на Новой Земле — встреча с белым медведем. Призывникам сразу сообщают, что это не шутки. Белый медведь — самый крупный сухопутный хищник и самое непредсказуемое животное. Новобранцам объясняют, как вести себя при встрече с медведем, но главное, по словам местных офицеров, — научить их, как не встретиться с ним. Если же знакомство все-таки состоялось, главное — не приближаться, не убегать и пятиться назад. У человека перед белым медведем преимущество — «хозяин Арктики» плохо видит. При встрече с хищником надо делать ставку на его обоняние — отбросить деталь одежды подальше и, дождавшись, когда мишка пойдет на запах, медленно, спиной отходить в сторону укрытия. Оправившись от испуга — а местные уверяют, что его не избежать, — сразу нужно сообщить о том, что видел зверя, чтобы по гарнизону дали сигнал «белый медведь».

Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Четыре занятия до обеда, дальше — спортивно-массовые занятия. В поселке есть бассейн, тренажерный зал. Для срочников занятия обязательные. Гражданские — семьи военнослужащих и обслуживающий персонал — тоже могут посещать спорткомплекс, но по абонементам. Стоит это «смешных» денег, но именно они идут на содержание бассейна и тренажеров.

Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Помимо спортивных тренировок, бойцов научат стрелять. Как из боевого оружия на полигоне, так и из точных копий в лазерном тире. Внешний вид оружия, вес — все точно совпадает с оригиналами. Вместо патронов — лазерный луч. После выполнения стрельб на экран выводятся все показатели и характеристики. Тир помогает продолжать тренировки в зимнее время, когда занятия на улице технически невозможны. Но есть и дисциплины, которым обучают именно в зимнее время. Например, основы лыжной подготовки. На Новой Земле периодически проводятся лыжные забеги — они заменяют легкую атлетику, которая является основой физвоспитания на Большой земле.

Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Принято считать, что весеннему призыву легче адаптироваться к службе. У новобранцев есть возможность освоиться до первого снега. Те, кто приезжает осенью, сразу попадают в суровые арктические условия и находятся почти все время в расположении, не выходя на улицу.

Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Но самое важное, что как можно быстрее должны понять и усвоить прибывшие солдаты: служба в Арктике — это не «каждый сам за себя», а «команда». По словам офицеров, в тяжелых условиях все отвечают за всё. Вечную мерзлоту, отсутствие солнца и 242 дня снега в году все переносят одинаково тяжело, и это сближает.

Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Анастасия Воскресенская

defendingrussia.ru

Русский бросок на Север » Военное обозрение

Министр обороны Сергей Шойгу на днях побывал в Заполярье, чтобы лично проинспектировать ход строительства здесь инфраструктуры для базирования новых российских атомных подводных ракетоносцев проектов «Борей» и «Ясень», и нового жилого городка для военнослужащих Северного флота. За неделю до этого российские десантники впервые в мире массово высадились на дрейфующие льды в Северном Ледовитом океане в 100 км от Северного полюса – в районе российской арктической станции «Барнео». В этот раз бойцы ВДВ проводили учебную эвакуационно-спасательную операцию по поиску, обнаружению и спасению условно пострадавших полярников и членов экипажей воздушных судов, условно потерпевших крушение при совершении кроссполярного перелета.


Но месяцем раньше российские десантники массово отрабатывали в Арктике уже вполне боевую задачу. Парашютно-десантный батальон Ивановской 98-й воздушно-десантной дивизии численностью 350 человек с четырьмя единицами военной техники и несколькими тоннами груза в одну из мартовских ночей «захватил» арктический аэродром «Темп», расположенный на Новосибирских островах. При этом десантники работали в абсолютно экстремальных условиях. Например, допустимая скорость ветра при десантировании с самолетов составляет 10 метров в секунду у земли и 12 — на высоте. Российский же арктический десант с помощью новых управляемых парашютных систем спецназначения «Арбалет-2» высаживался в районе аэродрома при скорости ветра, который порой достигал более 15 метров в секунду. После приземления десантники быстро «захватили» аэродром при противодействии условного противника, передвигающегося мобильными группами на снегоходах и парапланах, и, менее чем через час, уже были готовы принять на «Темпе» самолеты военно-транспортной авиации ВВС с основными силами десанта, тяжелой техникой и вооружением.

«Вы можете гордиться нашими десантниками, которые в любых условиях решают поставленные задачи. При таких плохих погодных условиях никто в мире, кроме нас, с парашютом не прыгает. Здесь мы, к счастью, сохраняем лидирующие позиции в мире» — заявил журналистам командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов.

ФСБ, в свою очередь, воссоздает на побережье Северного Ледовитого океана сеть пограничных застав, каждая из которых будет держать под контролем территорию протяженностью до 300 км. .«В приоритетном порядке нужно продолжить развитие пограничной инфраструктуры в арктическом регионе, а также на южном стратегическом направлении», — заявил президент России Владимир Путин, выступая на недавнем заседании коллегии ФСБ России. ФГУП «Центральное проектное управление» при Спецстрое России, объявляя о принятии заявок на конкурс по реконструкции аэродрома «Тикси», указало на то, что после реконструкции эта арктическая военная база должна быть способна принимать стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, а также тяжелые самолеты-заправщики Ил-78.

Все эти события говорят о том, что Россия интенсивно укрепляет свою обороноспособность на том рубеже, который еще совсем недавно был интересен лишь ученым и рыбакам. Недаром 2014 год в российском военном ведомстве неофициально называется «Годом Арктики».

16 минут до Москвы

Пилоты стратегической авиации США освоили маршруты полетов к территории нашей страны через Северный полюс еще в 50- е годы прошлого века. Этим же маршрутом были готовы лететь к советским промышленным узлам и крупным населенным пунктам и межконтинентальные баллистические ракеты США наземного базирования. Поэтому в советской части Арктики в 60-70-е годы прошлого века был развернут мощный противовоздушный «зонтик» из подразделений радиотехнических войск, зенитных ракетных войск, истребительной авиации, сил военно-морского флота.

На островах — Земля Франца-Иосифа, остров Новая Земля, острова Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля, базировались средства дальнего обнаружения ракет и самолетов. На побережье Северного Ледовитого океана (Нарьян-Мар, Амдерма, Надым, Алыкель, Тикси, мыс Шмидта, Угольные Копи) располагались аэродромы для истребителей и стратегических бомбардировщиков. Под многолетними полярными льдами несли боевое дежурство стратегические ядерные подводные лодки, надводный флот надежно охранял побережье с моря. Высоко в небе висели самолеты дальней радиолокационной разведки и целеуказания. Пограничники вылавливали браконьеров, радиобуи зарубежного происхождения, шпионящие за тем, что происходит на русском Севере, и помогали в поддержании общественного порядка на тех территориях, где располагались их подразделения.

Даже гражданские полярники, изучающие Северный Ледовитый океан со станций, расположенных на дрейфующих льдинах, тоже, по сути, выполняли боевую задачу – их данные, в первую очередь использовались военными климатологами, гидрографами и специалистами по строительству ледовых аэродромов. Однако, в 90-е годы прошлого века эта система обороны северных рубежей была напрочь разрушена, военные ушли с заполярных баз, оставив там, зачастую, без присмотра военную технику, а Северный флот съёжился вокруг Мурманска. И более полутора десятилетий почти 20 тысяч километров северного побережья России были, фактически, открыты для любого проникновения извне.

«До самого последнего времени от Мурманска до Петропавловска-Камчатского не было практически ни одной боевой единицы. Радиолокационное поле, истребительное авиационное и зенитное ракетное прикрытие прекратили свое существование. Наши арктические земли остались даже без намека на охрану и оборону» — оценивает эту ситуацию главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» Михаил Ходаренок. При этом военно-техническая мысль нашего вероятного противника продолжала совершенствоваться. Например, время полета до Москвы баллистической ракеты, запущенной с подводной лодки из акватории Баренцева моря, сейчас составляет всего 16-17 минут. Арктика является и наиболее удобным плацдармом для нанесения массового неядерного удара – с помощью большого количества крылатых ракет Tomahawk, некоторые версии которых позволяют обстреливать с кораблей территорию противника на глубину более 1,5 тыс км. И игнорировать этот факт далее уже невозможно.

Драка за углеводороды

Еще одна причина необходимости резко усилить российское военное присутствие в Арктике – это запасы углеводородов в этом макрорегионе. Согласно обновленным данным Геологической службы, которые в начале марта озвучил начальник штаба ВМС США адмирал Джонатан Гринерт, неразведанные традиционные запасы нефти и газа в Арктике составляют примерно 90 млрд баррелей нефти, 1,669 трлн кубических футов природного газа и 44 млрд баррелей газоконденсатов. Эти запасы, по мнению американских геологов, составляют около 30 % от общего объёма неразведанных запасов природного газа в мире, 13%, от общего объёма неразведанных запасов нефти и 20% от мировых запасов газоконденсатов. В целом же в Арктике, по мнению Геологической службы США, может находиться около 22% процентов неразведанных мировых запасов углеводородов.

Конечно, никто не утверждает, что нефть и газ Арктики будут добываться легко и дешево. Однако, то, что их можно эффективно добывать (то есть не просто извлекать из недр, но и получать от этого прибыль), показывает пример и России, и Норвегии. В 2009 году компания Statoil заявила о том, что вывела на проектные мощности добычу газа на самом северном промышленно-разрабатываемом шельфовом месторождении мира – Снёвит в Баренцевом море. А осенью 2012 году российский «Газпром» запустил в эксплуатацию месторождение Бованенковское на полуострове Ямал, которое стало самым северным промышленно-разрабатываемым месторождением на суше. Интересно, что Бованенково еще в советское время пытались запустить трижды. Но только нынешние технологии позволили начать добычу газа в Заполярье экономически эффективно. Другой российский газодобытчик – НОВАТЭК, в прошлом году начал строить на северо-восточной оконечности полуострова Ямал самый большой в Арктике завод по сжижению природного газа (СПГ) — на 16,5 млн тонн СПГ в год (это в три раза больше, чем СПГ-завод в норвежском городе Хаммерфесте, который сжижает газ Снёвита). И все эти запасы и объекты, стратегические для нашей страны, тоже необходимо защищать.


Контроль судоходства

Третье обстоятельство, которое обостряет интерес мирового сообщества к Арктике в целом и к ее российскому сектору, в частности, связано с транспортными особенностями этого макрорегиона. Львиная доля грузов между Европой и странами Юго-Восточной Азии сейчас перемещается на океанских судах «южным» маршрутом – через Индийский океан и Суэцкий канал. Однако, еще с 18-го века известен Северный морской путь (СМП) между Европой и Азией – вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана. Он короче южного на треть и за счет этого дает немалую выгоду грузоперевозчикам.

Другой вопрос, что пока СМП был покрыт многолетними льдами, дорогу через Северный Ледовитый океан торили, преимущественно, русские моряки. Для этого в СССР был создан ледокольный флот, который до сих пор, является самым мощным в мире. Но климатические изменения, которые происходят на нашей планете последние годы, освобождают океан ото льдов и открывают дороги грузовым судам и военным кораблям по Северному Ледовитому океану даже без ледокольной проводки. Гидрогрофы ВМС США, например, подсчитали, что уже к 2020 году период навигации в свободной ото льда воде в Беринговом проливе составит до 160 дней в году. При этом еще 35-45 дней судам в этом районе можно будет передвигаться без поддержки ледоколов в ходе переходного сезона. Период свободной ото льда навигации по Северному морскому пути, по их расчетам, составит до 30 дней в году с переходным сезоном до 45 дней. К 2025 году, по расчетам американских военных гидрографов, время безледовой навигации в Беринговом проливе увеличится до 175 дней в году (плюс переходный сезон 50–60 дней), по Северному морскому пути — до 45 дней в году (плюс 50–60 дней). Одним словом , на карте мире сейчас появляется новая, очень выгодная транспортная трасса. И сейчас сразу несколько стран претендуют на установление над ней контроля. «По мере того как тают вечные льды и открытые воды становятся доступными в течение более долгого времени, мы намерены расширить наши возможности в Арктике», — сказал, комментируя представленный в марте доклад о новой стратегии США в Арктике, где содержались эти цифры, главный океанограф ВМС США контр-адмирал Джонатан Уайт.

Активизируется и Китай, который рассматривает Севморпуть как самую главную стратегическую артерию при обострении отношению между Поднебесной и США. Большинство грузов, в том числе углеводороды, сейчас приходят в Китай «южным» морским путем через Малаккский пролив (пролив между полуостровом Малайя и островом Суматра – основной путь, соединяющий Индийский и Тихий океаны). В год здесь проходят до 50 тысяч судов, обслуживающих, по разным оценкам, от одной пятой до одной четвертой мирового морского товарооборота. И этот пролив легко может быть перекрыт при возникновении мало-мальских международных конфликтов. «Уязвимость линий снабжения – серьезная слабость, которую Китай может испытать в случае конфликта с участием США. «Малаккская дилемма» станет его ахиллесовой пятой. В стратегическом плане значимость ограничения морской торговли на способность КНР вести затяжной конфликт окажется высокой и это обстоятельство нельзя недооценивать. По мере экономического роста Китая США будут искать и, думается, уже ищут пути, как защитить гегемонию от попыток КНР повысить влияние в регионе» — подчеркивает австралийский аналитик Рекс Патрик. А это значит, что при блокаде военно-морскими силами недружественных Китаю государств Малаккского пролива, по которому в эту страну уже проходит 80% надобной ей нефти, Поднебесная постарается как можно больше грузов провезти по Северному морскому пути. И России, которая взяла на себя всю полноту ответственности за движение по этой морской дороге, нужно будет приложить максимум усилий по обеспечению ее безопасности и комплексной безопасности тех регионов, вдоль которых она проходит – Ямало-Ненецкого автономного округа, Ненецкого автономного округа, севера Красноярского края и Якутии и т.д.

Наращивание сил

За последние несколько лет американские подводные лодки в полтора раза увеличили число заходов в Северный Ледовитый океан. Новая военно-морская арктическая стратегия ВМФ США в Арктике, представленная общественности в виде доклада U.S. Arctic Roadmap 2014–2030, предполагает, фактически, создание нового флота США – арктического. «Нам необходимо приступить к поиску эффективных решений, которые позволят создать арктические ВМС менее чем за 10 лет» — подчеркивает контр-адмирал Джонатан Уайт. О создании новой арктической военной базы на острове Корнуоллис и усилении ледового военного флота заявила Канада, одновременно подав заявку в ООН на право обладать Северным Полюсом. «США не только разрабатывают планы по созданию постоянных баз в Арктике, но и регулярно проводят здесь различного рода учения, где отрабатывается «защита» буровых установок от подозрительных подводных лодок при помощи воздушной авиации, а в водах Северного Ледовитого океана организуются совместные с канадской береговой охраной патрульные рейды» — замечает белорусский аналитик Юрий Павловец. Резко возросло количество военных учений в Арктике и с участием скандинавских стран. Даже Китай, находящийся в тысячах миль от Арктики, обзаводится ледовым флотом двойного назначения.

Россия тоже не стоит на месте. Уже в прошлом году ВВС возобновили постоянное патрулирование воздушного пространства над Арктикой, на Кольском полуострове части специального назначения начали отрабатывать тактику ведения боевых действий в условиях Заполярья, а осенью Северный флот провел небывалые даже для советских времен учения в Северном Ледовитом океане. Десять кораблей, во главе с атомным ракетным крейсером «Пётр Великий», в сопровождении атомных ледоколов «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр», совершили поход через покрытое льдами Баренцево море, Карское море и море Лаптевых, доставив на остров Котельный (входит в группу Новосибирских островов) более 40 единиц техники, крупногабаритные социально-бытовые блоки, горюче-смазочные материалы, необходимые для организации там аэродрома и военно-исследовательской базы. Общая дальность похода составила более 4 тыс морских миль.

Начало этого года ознаменовалось принятием решения о создании в России новой военной структуры «Северный флот — Объединенное стратегическое командование (СФ-ОСК)», которое, фактически, имеет статус военного округа. Помимо нынешних центров базирования, группировки «СФ-ОСК» будут развернуты в районах воссоздания заполярных аэродромов. «Темп» на Новосибирских островах уже работает. На очереди – полноценное воссоздание военных аэродромов «Тикси», «Нарьян-Мар», «Алыкель», «Амдерма», «Нагурская», «Анадырь» и «Рогачево». На «Рогачево» («Амдерма-2»), который расположен на полуострове Гусиная Земля, например, уже закончена модернизация взлетно-посадочной полосы и аэродром, в принципе, уже может служить местом базирования истребителей-перехватчиков МиГ-31.

«СФ-ОСК» станет межведомственной и межвидовой структурой. В нее войдут не только части и подразделения военно-морского флота, противовоздушной обороны, авиации, специального назначения, но и, очевидно, пограничники, выполняющие функции береговой охраны (погранслужба, в отличие от советских времен, сейчас подчиняется ФСБ).

Арктические войска будут оснащены самым современным оружием, специально адаптированным под северные условия. В этом году на боевое дежурство в Северном Ледовитом океане начнут заступать новые атомные подводные ракетоносцы семейства «Борей» и «Ясень», авиационная промышленность в полном объеме готова поставлять в «северном варианте» истребители МиГ-31,и Су-30СМ и тяжелые военно-транспортные самолеты. С конца прошлого года, по словам командующего ВКО Александра Головко, начали разворачивать радиолокационный «зонтик» над Арктикой войска воздушно-космической обороны. Идут разработки и испытания новых наземных машин, которые смогут надежно работать в Арктике. «До 2050 года планируется создание высокомобильной амфибийной боевой машины для обеспечения действий морской пехоты в любых регионах и климатических условиях, в том числе в Арктической зоне. Есть четкое понимание и единый взгляд на необходимость создания роботизированных боевых платформ морской пехоты, вооруженных на новых физических принципах и использующих различные источники для работы двигателя», — передало «ИТАР-ТАСС» слова начальника береговых войск ВМФ генерал-майора Александра Колпаченко. «Российская промышленность, в целом, готова поставлять российским Вооруженным Силам все необходимое для работы в северных агрессивных широтах» — подводит итог вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин.

И эта понятная и правильная политика. Заполярные регионы России сейчас обеспечивают создание 15% валового внутреннего продукта страны и около четверти российского экспорта. В обозримой перспективе вклад Крайнего Севера в национальную экономику будет еще больше, поскольку сейчас началось формирование новой волны индустриализации Севера. Оно включает в себя не только увеличение добычи нефти и газа, но и создание в Ямало-Ненецком автономном округе крупнейшего транспортно-логистического узла в центральной части российской Арктики. И все эти проекты, безусловно, нуждаются в надежном военном «прикрытии».

topwar.ru