Кто имеет право на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда – Кому может быть назначена досрочная пенсия по старости в связи с особыми условиями труда?

43. Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда

Источник: ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Страх. пенсия по старости назначается ранее достижение возраста, при наличии величины индивидуального пенс. коэффициента размере не менее 30:

Вид работы

Возраст (мужчины и женщины)

Период работы

(мужчины и женщины)

Общий страховой стаж

(мужчины и женщины)

1

Подземные работы, работы с вредными условиями труда, горячие цеха

50 и 45

10 и 7,5

20 и 15

2

Тяжелые условия труда

55 и 50

12,5 и 10

25 и 20

3

Только для женщин: Трактористы-машинисты в сельс. хоз-ве, др. отраслях экономики; машинисты строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин

50 лет

15 лет

20 лет

4

Только для женщин: текстильная промышленность на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью

50 лет

20 лет

5

Рабочие локомотивных бригад, работники отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на ж/д транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют

55 и 50

12,5 и 10

25 и 20

6

Экспедиции, партии, отряды на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах

55 и 50

12,6 и 10

25 и 20

7

Рабочие, мастера на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования

55 и 50

12,6 и 10

25 и 20

8

Механизаторы (докеры-механизаторы) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах

55 и 50

20 и 15

25 и 20

9

Плавосостав на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, судов пригородного и внутрипригородного сообщения)

55 и 50

12,6 и 10

25 и 20

10

Водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах

55 и 50

20 и 15

25 и 20

11

Занятые полный рабдень на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и др. полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников

25 (20 лет для горнорабочих очистного забоя, проходчикам, забойщикам за отбойными молотками, машинистам горных выемочных машин)

12

Суда морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработки рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле

25 и 20

13

Летный состав гражданской авиации

25 и 20 (20 и 15 если ушли по состоянию здоровья)

14

Непосредственное управление полетами воздушных судов гражданской авиации

55 и 50

12,6 и 10

25 и 20

15

Инженерно-технический состав на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации

55 и 50

20 и 15

25 и 20

16

Спасатели в профессиональных аварийно-спасательных формированиях фед. органа, осуществляющего функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и участвовавших в ликвидации ЧС

40 лет или независимо от возраста

15

17

Работы с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уг. наказания в виде лишения свободы

55 и 50

15 и 10

25 и 20

18

Должности Гос. противопожарной службы фед. органа в области гражданской обороны, защиты населения и тер-рий от ЧС природного и техногенного характера

55 и 50

25

19

Лица, осуществляющие педагогическую деятельность в учреждения для детей

25

20

Лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения

25 в сельской местности; 30 лет — городах

21

Лица, осуществляющие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях

50-55 лет

15-30 лет

studfiles.net

Пенсии в связи с особыми условиями труда

ОГЛАВЛЕНИЯ

Введение

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЬГОТНЫХ ПЕНСИИ В СВЯЗИ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА

1.1Льготные пенсии в связи с особыми условиями труда

2.ПЕНСИИ ЗА ИНЫЕ РАБОТЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА

2.1 Перечень профессий с особыми условиями труда

2.2 Суммирование работ с разными условиями труда

3.ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В СВЯЗИ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА В ХМАО..

Заключение

Глоссарий

Список литературы

Таблица

Введение.

Право граждан РФ на пенсионное обеспечение гарантируется Конституцией РФ (ст. 39). При этом граждане Российской Федерации пользуются равными правами на получение пенсий. Это, однако, не обозначает уравниловки в данной сфере.

Как известно общим условием назначения пенсии по возрасту является достижение мужчинами 60 лет, женщинам – 55 лет (общий пенсионный возраст) при стаже работы соответственно 25 и 20 лет. Однако, бывают и исключения. При определении размера и момента получения права на пенсию гражданина, используются разные показатели. Среди них важное место занимают условия труда работника. Вполне естественно, что государство устанавливает дополнительные льготы и гарантии гражданам, занятым на вредных, тяжелых и опасных производствах.

К таковым, согласно пенсионному законодательству РФ относятся производства, профессии, должности и показатели, предусмотренные Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Министров РФ от 26 января 1991 г. № 10. с дополнениями и изменениями на 20 июля 1995г.

В наше время, когда ценности общества стали объектом критического анализа, когда вопросы социальной защиты лиц, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда постоянно обсуждаются во всех уровнях государственной власти, когда постоянно совершенствуется законодательство по указанным вопросам, бывает очень сложно даже специалисту разобраться во всех хитросплетениях законодательных актов.

Запутанность российского пенсионного законодательства признается даже специалистами[1] . Что уж тут говорить об обычных гражданах, вынужденных зачастую отстаивать в спорах с чиновниками свое право на какие-либо доплаты или льготы? Многие нормы законодательства о пенсионном обеспечении противоречат друг другу, еще большее количество законодательных норм по разному толкуются право примирителем . Толкованием норм о пенсионном обеспечении занимается Министерство труда и социального развития Российской Федерации, что, вообще говоря, не входит в его компетенцию.

Однако, и так уже в крайне сложном законодательстве появляются дополнительные лакуны, еще больше усложняющие ситуацию. Примером может служить ситуация, когда в 1998 г., разумеется, из самых благих побуждений, но в общем-то по формальным основаниям, определением Верховного Суда Российской Федерации был отменен действовавший с 1992 г. Порядок представления и оформления документов для назначения пенсии. Взамен должен был быть разработан новый, но принятие его затянулось. Таким образом, важный процессуальный документ, содержание которого не вызывало значительных нареканий, был отменен, а вместо него образовалась правовой вакуум[2] .

В этих условиях каждому гражданину должно быть очевидно, что в Российской Федерации, несмотря ни на какие трудности, должна постоянно проявляться забота о тех, кто трудился на благо страны, рискуя своим здоровьем.

Все вышеизложенное и обуславливает актуальность данной курсовой работы.

Структурно данная работа будет состоять из 3-х параграфов. В первом, я рассмотрю общие условия назначения льготных пенсий и расскажу про списки №1 и №2; во втором – расскажу про пенсии за иные работы с особыми условиями труда. Третий параграф будет посвящен иным случаям назначения пенсий в связи с особыми условиями труда в ХМАО;.

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЬГОТНЫХ ПЕНСИИ В СВЯЗИ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА.

1.1Льготные пенсии в связи с особыми условиями труда.

Пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в нашей стране, как ни в какой другой, получили широкое развитие. Такие пенсии устанавливаются при пониженном на 5 или 10 лет пенсионном возрасте за работу в течение определенного времени в неблаго­приятных или опасных для здоровья человека условиях, в том числе для женщин. Период подобной трудовой деятельности именуется специальным трудовым стажем. Обычно для назначения пенсии помимо соответствующего специального трудового стажа необходим и определенный общий трудовой стаж.

Из числа ежегодно выходящих на пенсию по старости каждый шестой-седьмой получает ее в возрасте 50—55 и 45—50 лет (соответственно мужчины и женщины). Общая численность таких «молодых» пенсионеров по старости, т. е. тех, кто не достиг обычного пенсионного возраста, приблизительно около 2 млн. человек (примерно 7% всех пенсионеров по старости). В чем причина создавшейся ситуации, которая весьма обременительна для общества, вынужденного выделять значительные ресурсы на выплату таких пенсий! Объясняется все просто. В течение десятилетий наше государство экономило на внедрении современных технологий, создании на производстве здоровых и безопасных условий труда. Оно не без оснований полагало, что за счет предоставления пенсионных льгот можно привлечь и закрепить кадры, заинтересовать их ради более раннего выхода на пенсию трудиться в таких условиях. В современный трудный для России период пре­образования экономических отношений положение не изменилось.

Несмотря на провозглашение намерения прекратить дальнейшее расширение пенсионного обеспечения по старости при пониженном пенсионном возрасте, фактически оно происходит. Первоначально российский пенсионный закон предусматривал лишь четыре основания для снижения пенсионного возраста в зависимости от особых условий труда. Все эти основания действительно обусловлены выполнением работ с неблагоприятными и опасными условиями труда, а для женщин также работ с повышенной интенсивностью и тяжестью. В дальнейшем появились еще девять оснований. Это свидетельствует о том, что пенсионное обеспечение все еще используется в корпоративных интересах отдельных групп и федеральных органов. Снижением пенсионного возраста вновь пытаются устранить существенные недостатки в организации охраны и безопасности труда, в технологиях производства. Таким образом, заверение о намерениях расходится с практикой принятия конкретных управленческих решений.

В Концепции реформы пенсионного обеспечения Российской Федерации, одобренной Правительством, предусматривается осуществление упорядочения пенсионных льгот в связи с особыми условиями труда. Определена и цель этого: «сократить нерациональные затраты государственного пенсионного обеспечения и обеспечить достижение большей социальной справедливости при назначении пенсий». Содержание Концепции в этой части можно сформулировать предельно кратко: упразднить государственные пенсии, назначаемые в связи с особыми условиями труда; перевести пенсионное обеспечение в свя­зи с неблагоприятными условиями труда в негосударственное русло с финансированием расходов за счет работодателей и работников и, в конечном счете, снять все расходы на выплату таких пенсий с Пенсионного фонда.

Подход к решению затронутой проблемы многие специалисты видят в другом — в немедленном прекращении в централизованном порядке, прежде всего, дальнейшего расширения пенсионного обеспечения по старости при пониженном пенсионном возрасте. Необходимо также разработать, по примеру других стран, перечень соответствующих производств и работ, где объективно не могли в прошлом, не могут ныне и не смогут в ближайшей перспективе быть устранены вредные и опасные для здоровья человека условия труда (подземные работы, взрывные работы, работы в кессонах и т.п.). Пенсии при пониженном пенсионном возрасте за длительное выполнение таких работ по-прежнему должны быть государственными, находиться в орбите действия государственного (обязательного) пенсионного страхования. Что касается других работ с фактически сложившимися неблагоприятными условиями труда, которые включены в соответствующие списки без учета возможности создания нормальных или близких к нормальным условий труда, то назначение пенсий при пониженном пенсионном возрасте за работу в таких условиях должно некоторое время продолжаться. Вместе с этим необходимо определить реальный срок, в течение которого условия труда могут быть и должны быть существенно приближены к нормальным. После наступления указанного срока соответствующую работу не следует считать такой, с выполнением которой связано снижение пенсионного возраста. Предлагаемый процесс реформирования пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда долог и труден, но справедлив. Как известно право на пенсию по общим основаниям зависит только от двух условий – возраста и общего стажа. Обращение за пенсией может последовать в любой момент после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком. Льготные условия назначения пенсий состоят в том, что снижается возраст выхода на пенсию и сокращается стаж. Возможно снижение возраста и без сокращения стажа. При этом в расчет берется как общий, так и специальный стаж либо только общий стаж[3] . Закон РФ от 20.07.2000 г. «О государственных пенсиях в РФ» предусматривает возможность предоставления пенсий по ста­рости (по возрасту) до достижения обычного пенсионного возраста, т.е. мужчинам ранее 60, а женщинам ранее 55 лет. Такие пенсии назна­чаются, в частности, лицам, длительно занятым на работах с особыми, т.е. фактически с неблагоприятными, условиями труда. При этом всегда снижается пенсионный возраст, а стаж может и не снижаться. Решающим здесь является то обстоятельство, насколько потенциально может сказаться на здоровье работника труд в этих условиях. Нельзя не отметить, что в ряде случаев снижение возраста играет и стимулирующую роль. Льготные пенсии в связи с условиями труда назначаются независимо от места последней работы, т.е. от того, в какой период трудовой деятельности имелся специальный трудовой стаж[4] .

mirznanii.com

Кто имеет право на досрочную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда?

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест:
мужчины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;
женщины — по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.


Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год — за каждый полный год такой работы мужчинам и за каждые 9 месяцев такой работы женщинам;


б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, — по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест:
мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;
женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.


Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год — за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;


в) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, — по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, — по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;


г) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе;


д) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства: мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;


е) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, — по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.


Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;


ж) водители городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам:
мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;
женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.


Приравнивание отдельных пригородных маршрутов по условиям труда к городским перевозкам производится в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;


з) работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах:
мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;
женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.


Работники, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды, гранита и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников (по списку работ и профессий), имеют право на пенсию независимо от возраста, если они были заняты на этих работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах: горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин — при условии, если они были заняты на этих работах не менее 20 лет.


Военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, имеют право на пенсию по возрасту:
мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.


Матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет (а также женщины, у которых к этому времени пятый ребенок не достиг 8 лет) и при стаже работы не менее 15 лет.


Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 16-летнего возраста, при стаже работы в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции не менее 10 лет (без зачета в стаж работы времени ухода за детьми) имеют право на пенсию независимо от возраста.


Матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.


Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на досрочную пенсию по возрасту по данному основанию и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту по данному основанию в связи со смертью.


Лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики имеют право на пенсию по возрасту:
мужчины — по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 20 лет;
женщины — по достижении 40 лет и при стаже работы не менее 15 лет.


Инвалиды с детства имеют право на пенсию по возрасту:
мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.


Также Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» предусмотрена возможность назначения пенсии:
гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации – досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством возраста;
безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель – досрочно, но не ранее чем за один год до установленного законодательством возраста.  

bykhov.gov.by

Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда — Мегаобучалка

 

Действующее пенсионное законодательство не содержит конкретного понятия «досрочная трудовая пенсия». В Законе о трудовых пенсиях есть две нормы (ст. 27 и 28 закона), которые предусматривают сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии некоторым категориям граждан[148]. Упоминается о них только в связи с порядком сохранения и конвертации (преобразования) пенсионных прав. Содержание данных норм показывает, что речь идет о трудовых пенсиях, назначаемых по трем различным основаниям и разным условиям. Во-первых, досрочные пенсии устанавливаются в связи с условиями труда, которые характеризуются опасностью, тяжестью, вредностью, интенсивностью, напряженностью. Во-вторых, право на досрочную пенсию предоставлено в связи с работой и проживанием в районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями. В-третьих, такая пенсия назначается отдельным категориям граждан в связи с медико-биологическими факторами, характеризующими их личность (ст. 28 Закона).

Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда установлены отдельным категориям работников, занятым: на подземных работах; на работах с вредными условиями труда; в горячих цехах; на работах с тяжелыми условиями труда; на работах, связанных с напряженностью и интенсивностью труда.

Требования к пенсионному возрасту и к продолжительности страхового стажа и специального трудового стажа работников, занятых на таких работах, различны (табл. 13.1).

При пониженных требованиях к возрасту и страховому стажу, а также при наличии специального трудового стажа досрочные пенсии по старости гражданам устанавливаются: мужчинам – по достижении 50 лет при наличии страхового стажа не менее 20 лет, из них не менее 10 лет должны приходиться на подземные работы, на работы с вредными условиями труда и в горячих цехах; женщинам – по достижении 45 лет и при страховом стаже 15 лет, из них специального стажа на таких работах должно быть не менее 7,5 лет (ч. 1 подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях).



 

Таблица 13.1. Понижение возраста лиц в зависимости от продолжительности работы по Списку № 1

 

При определении права граждан на такие пенсии руководствуются Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (с последующими изменениями и дополнениями).

В отношении лиц, не выработавших требуемый специальный трудовой стаж установленной продолжительности по Списку № 1, предусмотрена возможность получения досрочной пенсии при неполном специальном стаже на таких работах, но в более позднем возрасте. (Льгота была введена по причине того, что граждане, не доработавшие, например, один-два месяца до требуемой продолжительности специального стажа, лишались права на досрочную пенсию.) Теперь применяется следующее правило. Лицам, имеющим не менее половины стажа на указанных работах, пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год за каждый полный год такой работы. Таким образом, досрочная пенсия по старости в связи с указанной работой назначается, например, мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 20 лет и при наличии восьми лет специального стажа, – в возрасте 52 лет.

Пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда[149]назначаются мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении 50 лет при стаже работы в тяжелых условиях труда соответственно: мужчинам – не менее 12,5 лет, женщинам – не менее 10 лет, имеющим страховой стаж соответственно: мужчины – 25 лет, женщины – 20 лет.

При недостаточности требуемого стажа такой работы может быть назначена пенсия в более позднем возрасте – при условии наличия не менее половины специального стажа. В таком случае общеустановленный пенсионный возраст уменьшается на один год за каждые 2,5 года такой работы мужчинам и за каждые два года – женщинам. Например, мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 25 лет, при наличии специального стажа не менее 7,5 лет такая пенсия будет назначена в возрасте 57 лет. Женщинам, имеющим страховой стаж не менее 20 лет и при наличии специального стажа (по Списку № 2) не менее 6 лет 3 месяцев досрочная пенсия назначается в возрасте 52 лет (табл. 13.2).

 

Таблица 13.2. Понижение возраста лиц в зависимости от продолжительности работы по Списку № 2

 

Окончание

 

В ряде случаев Законом о трудовых пенсиях предусматриваются досрочные пенсии по старости только для женщин. К таковым относятся: женщины, проработавшие в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства, а также машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеющие страховой стаж не менее 20 лет, и женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью труда. Досрочная пенсия таким женщинам-работницам назначается по достижении 50 лет.

Сниженные требования к возрасту установлены для мужчин – по достижении 55 лет и для женщин – по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12,5 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно мужчины – 25 лет, женщины – 20 лет:

♦ в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы;

♦ в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах. Период работы непосредственно в полевых условиях от полугода до года учитывается за год работы, менее полугода – по фактической ее продолжительности, а на сезонных работах – в течение полного сезона – за год работы, а неполный сезон – по фактической продолжительности;

♦ в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, – согласно Списку профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;

♦ в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, кроме судов портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и внутригородского сообщения.

По достижении возраста мужчинами – 55 лет, женщинами – 50 лет, но при наличии соответственно не менее 20 и 15 лет специального стажа и страхового стажа не менее 25 и 20 лет досрочная пенсия назначается за работу в качестве:

♦ механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

♦ водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах.

При таком же сниженном пенсионном возрасте вправе претендовать на пенсию мужчины, имеющие не менее 15 лет и женщины – не менее 10 лет специального стажа и страхового стажа не менее 25 и 20 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы Минюста России.

Мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, пенсия также устанавливается досрочно вне зависимости от возраста.

Одинаковый пенсионный возраст установлен как для мужчин, так и для женщин – 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости[150]).

Еще более низкий одинаковый возраст выхода на пенсию – 40 лет либо вообще независимо от возраста установлен для мужчин и женщин, если они проработали в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России не менее 15 лет и участвовали в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Независимо от возраста, но при соблюдении определенных условий устанавливается досрочная пенсия следующим категориям граждан:

♦ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей;

♦ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах.

Лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15–30 лет досрочная пенсия назначается по достижении ими возраста 50–55 лет либо независимо от возраста.

Работникам гражданской авиации также сохранено право на досрочную пенсию при соблюдении ими условий, а именно:

♦ мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья – мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;

♦ мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они участвовали в работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12,5 лет и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

♦ мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они работали в инженерно-техническом составе по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.

При назначении льготных пенсий вышеперечисленным категориям работников необходимо руководствоваться соответствующими списками работ, профессий и должностей, которые дают право на такую пенсию.

В практике встречаются случаи, когда работник имеет стаж на работах с различными условиями труда, например, предусмотренных Списком № 1 и Списком № 2, на железнодорожном транспорте, на лесосплаве. Для таких работников введено суммирование работ, имеющих различные особые условия труда. В этих условиях действует правило: к работе, дающей право на досрочную пенсию, присоединяется работа, предоставляющая право на пенсию на равных или более льготных условиях, установленных Законом о трудовых пенсиях.

Однако не всякие виды работ с особыми условиями труда суммируются. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которыми руководствуются при назначении таких пенсий.

Возраст выхода на пенсию может быть снижен на 5–20 лет от общеустановленного пенсионного возраста. Теоретически такую пенсию можно получить начиная с 35-летнего возраста. В сущности своей предоставление возможности досрочного выхода на пенсию – это форма компенсации вероятной (хотя и не обязательно) утраты профессиональной трудоспособности работника. Ежегодно около четверти миллиона граждан приобретают право на получение пенсий на льготных условиях. В настоящее время имеется более 1,7 тыс. наименований профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочную пенсию.

Такое положение дел объясняется следующими, взаимосвязанными между собой причинами. Во-первых, предприятия «льготного» цикла, несмотря на более ранний выход на пенсию своих работников, вносят равные по тарифам страховые платежи в ПФР, что и предприятия, работники которых выходят на обычную пенсию по старости. Во-вторых, за счет существования досрочных пенсий и одинакового (с обычными предприятиями) размера страховых платежей в ПФР работодатели не заинтересованы во вложении средств в улучшение условий труда, модернизацию производства. В-третьих, отсутствуют установленные и обязательные к исполнению научно обоснованные критерии оценки уровней профессиональных рисков, связанных с вредными и тяжелыми условиями труда. В-четвертых, законодательство не предусматривает обязательную систему реабилитации лиц, утративших трудоспособность за время работы на предприятиях с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда и пр.

Существование системы досрочных пенсий вступает в противоречие с формирующимися принципами обязательного пенсионного страхования. Возникла настоятельная потребность в проведении реформ в сфере льготного пенсионного обеспечения. Поэтому неслучайно в числе обязательных мер предполагается провести упорядочение пенсионных льгот в связи с условиями труда. Это позволит сократить затраты средств ПФР и обеспечить достижение большей социальной справедливости.

В перспективе некоторые виды пенсий намечено перевести в профессиональные пенсионные системы, предусматривающие компенсацию за особые условия труда в той или иной профессии (должности) и устанавливающие ответственность конкретных работодателей за создание благоприятной производственной среды.

Поэтапный переход к такому механизму пенсионного обеспечения неизбежно потребует пересмотра действующих допустимых норм вредных факторов производственной среды и трудового процесса, а также внедрения критериев для отнесения работ, профессий и должностей к категориям работников, которым будут предоставляться льготные пенсии.

Применение критериев для оценки условий труда на конкретных производствах позволит сократить пенсионные льготы и более объективно определить сферу действия льготных пенсий (например, для производств, в которых, несмотря на внедрение достижений научно-технического прогресса, не ожидается улучшения условий труда).

До создания профессиональных пенсионных систем было бы целесообразным восстановить систему возмещения предприятиями пенсионных расходов на досрочные пенсии. Имеется в виду установление дифференцированного тарифа страховых взносов в ПФР в зависимости от условий труда на предприятии. Чем опаснее и вреднее условия труда, тем выше тариф страховых взносов в ПФР. Именно это в конечном итоге позволит перейти от предоставления пенсионных льгот по условиям труда к профессиональным пенсионным системам. Законодательных актов на этот счет пока еще не принято.

 

megaobuchalka.ru