Когда пенсии в россии будут достойные – Когда в России у стариков будет достойная старость и достойные пенсии? / Россия — матушка. Россия вчера, сегодня, завтра / Узнамания


Когда будут достойные пенсии в россии


Завтрашнее дно или какой должна быть пенсия?

Автор Надежда Андреевна Хвыля-Олинтер — эксперт Центра Сулакшина, к.соц.наук.Вы уже думаете о завтрашнем дне? И о том, каким оно будет, это дно?

Уровень жизни пенсионеров — один из ярких маркеров состояния «здоровья» социальной системы. Нищие старики позор для государства, неспособного обеспечить достойную старость людям, благодаря труду которых оно здравствует ныне. В России размер пенсии в 2015 году составил 12582 (данные Пенсионного фонда РФ). Здравое понимание того, каким образом можно прожить целый месяц на эту сумму, доступно лишь чиновникам.

А какую пенсию считают справедливой граждане России? Согласно результатам опроса Исследовательского центра портала Superjob, в среднем россияне полагают нормальной пенсию в размере 35220 рублей в месяц (рис. 1). То есть нынешнее положение пенсионеров более чем в два раза хуже, по сравнению с распространенными в обществе представлениями о необходимой компенсации по старости. Более того, даже объем среднемесячной заработной платы ниже заветной суммы (в феврале 2016 года, согласно данным Росстата, средняя зарплата составила 32990 рублей).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Достойная пенсия на сегодняшний день — это, по-вашему, сколько?» [1]

Мало кто в нашей стране вообще уверен в возможностях государства обеспечить людям достойный доход в старости. Только один человек из пяти полагает, что в будущем размера получаемой пенсии может хватить ему на нормальную жизнь. Каждый третий не собирается прекращать работать по достижении пенсионного возраста, а 21% опрошенных просто не знают, что будут делать (рис. 2).

Рис. 2. Ответы россиян на вопрос «Как Вы считаете, каким будет основной источник Вашего дохода по достижении пенсионного возраста?»

Показательно, что на помощь своих детей в старости рассчитывают лишь 3% наших соотечественников, причем по сравнению с 2007 годом (первый этап мониторинга) доля людей, надеющихся на поддержку со стороны молодого поколения, уменьшилась в два раза. Вполне либеральный взгляд на жизнь.

Вспоминается случай, когда в Финляндии у русских родителей местные социальные службы чуть не отобрали ребенка. Произошло это после того, как девочка в школьном сочинении написала, что когда вырастет, будет заботиться о стареньких папе и маме. Основная претензия ювенальщиков сводилась к тому, что родители якобы намеренно внушают дочке такую установку, манипулируя ее сознанием и намереваясь использовать дитятко в своих корыстных интересах.

Вот, что пишет священник прот. Андрей Ткачев: «В древнем мире не давали пенсий. Стариков кормили дети, а если дети не были родителями приготовлены к жизни, то старики умирали голодной смертью, и это считалось справедливым. Примерьте на себя этот античный пиджачок. Это полезно. Представьте, что ваша старость напрямую будет зависеть от плода вашего чрева. Ничему вами не наученный, ваш отпрыск никого, в том числе и вас, не накормит, никому не поможет. Он будет безрадостен и бесполезен. Он будет злобен, завистлив и жесток. И это не теория, которую еще предстоит доказать. Это — реальная жизнь миллионов людей, отравленных ложными идеалами».

Как говорится, почувствуйте разницу…

Понятно, что мало кто хочет сесть на шею собственному ребенку. Тем более при нынешнем уровне зарплат и дороговизне жизни. В текущем году впервые за восемь лет доля расходов населения на продовольственные товары превысила долю расходов на товары непродовольственные. А это абсолютно точно указывает на эскалацию бедности. Поскольку известно, что чем беднее человек, тем большую часть своего дохода он вынужден тратить на продукты.

Наши соотечественники не привыкли чувствовать себя тунеядцами, надеются сохранить силы для трудовой деятельности и даже сами готовы помогать своим повзрослевшим детям. Но реальность такова, что по стране идет волна безработицы[2] и сокращений[3] (под которую в первую очередь попадают граждане пенсионного возраста), а на государственную пенсию, не имея какой-либо поддержки, прожить становится практически невозможно.

Но можно пойти дальше и экстраполировать приведенное выше высказывание с детей на государство, от которого зависит, в том числе и размер будущей пенсии. Не хотите, чтобы оно было бесполезно, и по отношению к вам жестоко? Тогда вплотную задумайтесь уже сейчас, как можно исправить ситуацию, чтобы государство становилось полезным, справедливым[4], нравственным[5], чтобы в нем ценился по достоинству труд, и старость, и многое другое.

«Денег нет, но Вы держитесь!» — провозгласил премьер министр на животрепещущий вопрос пенсионерки об индексации пенсии. Заставил пенсионерку примерить тот самый «античный пиджачок», и блестяще сыграл роль отпрыска от власти. Голосовали за эту власть — голосовали, а она загнала страну в сложнейшую социально-политическую ситуацию и нищим старикам походя так: «держитесь». Всё равно как камень кинуть в руку нищего на паперти.

«У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил

В его протянутую руку.»

Интересно, удивился бы Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший это стихотворение например тому, что при размере пенсии в 12,5 тыс. руб. (150 тыс. в год) суммы личного годового дохода членов Правительства, возглавляемого Д. Медведевым, в 2015 году колебались в диапазоне от скромных 6 млн. руб. до чуть менее скромного полумиллиарда (информация с официального сайта Правительства РФ, рис. 3)? Наверное, нет. Стариков много (Росстат в 2015 году насчитал в стране 43.797.000 пенсионеров), а в Правительстве единичные экземпляры — один уникальнее другого.

Рис. 3. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные членами Правительства Российской Федерации за отчетный финансовый год с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года [6]

А между тем, в утвержденной распоряжением Правительства РФ Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[7] в качестве результатов заявлено следующее:

«повышение зависимости размера трудовых пенсий от заработной платы, повышение размера пенсий с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений до уровня, обеспечивающего достойную жизнь пенсионеров»

И далее:

«преодоление проблемы бедности пенсионеров (минимальный уровень пенсии устанавливается с 2010 года на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии повышается до 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016 — 2020 годам)»

Согласно последнему приведенному выше пункту, при установленной величине прожиточного минимума за IV квартал 2015 года в целом по Российской Федерации для пенсионеров в 7781 руб. [8] средняя пенсия уже должна составлять от 19,5 до 23,3 тыс. руб. Это еще без учета произошедшего обесценивания национальной денежной единицы. Но вряд ли кто будет отвечать за такие пустяковые «нестыковочки».

Ну, а пока Россия имеет колоссальный уровень неравенства, использует при этом плоскую шкалу налогообложения, входит в пятерку лидеров по числу долларовых миллиардеров в мире и лавинообразно наращивает долю частной собственности.

И это тоже неудивительно.

Да и чего удивляться, денег-то нет, в стране кризис. Кризис совести, нравственности, справедливости и ответственности.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] http://www.superjob.ru/research/articles/111995/dostojnaya-pensiya-dolzhna-byt-bolshe-fakticheskoj-pochti-v-3-raza/

[2] http://rusrand.ru/sociology/i-snova-o-bezrabotitse

[3] http://rusrand.ru/library/proceedings/bezrabotitsa-v-rossii

[4] http://rusrand.ru/science/gosudarstvo-spravedlivosti-postanovka-zadachi

[5] http://rusrand.ru/library/monographs/nravstvennoe-gosudarstvo-ot-teorii-k-proektu

[6] Смотреть подробнее http://government.ru/gov/info/

[7] http://government.ru/media/files/aaooFKSheDLiM99HEcyrygytfmGzrnAX.pdf

[8] http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d06/53.htm

Вернуться на главную

rusrand.ru

Достойных пенсий у нас не будет

Трудовая книжка обязательно должна где-то лежать – вдруг для достойной пенсии стаж пригодится. Так по старинке рассуждает даже молодёжь. Но не будет у нас пенсий. Достойных, как раньше, уже не будет.

Посмотрите внимательно на пенсионные выкрутасы. То придумывают распределительно-накопительную систему. То решают, что не все даты рождения под неё подходят. Теперь вообще предлагают выбор между той или другой. А в самих формулах начисления этой пенсии даже пенсионные специалисты ничего не понимают. Недавно я спросила в одном столичном отделении ПФР: что нужно для получения максимальной пенсии? Знаете, куда меня послали? К юристу!

Наличие «дыры» в Пенсионном фонде России смело можно сравнить с ипотечным кризисом в США образца 2008 года. Да, за математические огрехи американских банков расплачивался весь мир, а за промахи российских госумов пострадаем только мы сами. Но и там, и здесь экономисты не смогли найти равновесие между расходами и доходами и в результате получили бо-ольшой финансовый коллапс.

Создается ощущение, что сейчас предпринимается попытка опровергнуть известную формулу: от перестановки слагаемых сумма не меняется. Предлагаемые всевозможные формулы по подсчёту пенсий больше похожи на отложенную проблему. Мол, мы сейчас замутим тему, а в 2020 или ещё лучше – в 2030 году те, кто будет на месте главных по пенсиям, пусть расхлёбывают как-нибудь. А заботой о реальных будущих пенсионерах даже и не пахнет. Почему?

Судите сами. Предлагаемое увеличение размера отчислений на будущие пенсии ни работодателей, ни индивидуальных предпринимателей в восторг не приводит. Первые уже продумывают схемы по переходу на чёрные зарплаты. Вторые жалуются на то, что просто не с чего наращивать пенсионные взносы.

Надежда на то, что все предприятия последуют примеру «Газпрома» и начнут выплачивать своим экс-сотрудникам производственную пенсию, больше похожа даже не на утопию, а на детскую фантазию. Но именно за неё, как утопающий за соломинку, сейчас и ухватились наши чиновники.

Когда знакомые в возрасте 30–40 лет меня спрашивают, что я думаю о будущей пенсии, первое, что говорю с уверенностью – пенсионный возраст не минует повышения. Не зря народ стали готовить к этой мысли задолго до реальных шагов в этом направлении. И как благо воспримется тот факт, что поднимут его не резко, а на месяц ежегодно в течение 20 лет.

Второе. Исходя из шараханий чиновников по периметру пенсионных стратегий, смело можно сделать вывод, что в будущем нельзя надеяться только на одну универсальную пенсионную программу от государства, как было раньше. Пенсионных стратегий будет много. И пора привыкать к мысли о том, что каждому из нас придётся самостоятельно пытаться найти выгоду там, где её в принципе быть не может.

Третье. Государство не решится полностью отказаться от участия в судьбе будущих пенсионеров. Но много денег на это не выделит. Скорее, под прикрытием западного опыта будут продолжать намекать на то, что пришла пора заботиться о себе самим.

Здесь чиновники, меря финансовое благополучие народа собственными мерками, пришли к выводу, что мы с вами всё-таки сможем в старости жить безбедно. Для этого «всего лишь» достаточно отложить деньжат, купить квартирку для сдачи в аренду, а ещё лучше (как сказал один из разработчиков Стратегии-2020) «удачно выйти замуж, а мужчинам найти богатых жён».

Самое возмутительное, что чиновники и прикормленные ими экономисты на полном серьёзе говорят о том, что пенсионеры очень хотят работать. Может, и так. Но исключительно из-за нехватки денег и общения. А не потому, что у них производственный зуд. Поэтому превращать сей факт в обязаловку – это цинизм. Причём не прикрытый трудовым законодательством. Ведь к повышению пенсионного возраста никто не обещал приложить защиту со стороны закона. А кто, скажите, из работодателей променяет энергичного покладистого сотрудника на 59-летнего несговорчивого почти пенсионера? Да и рынок зарплат пойдёт под откос. Пожилые начнут, как гастарбайтеры, соглашаться на копейки. В общем, наломает дров наше государство…

А уж о проблеме обеспечения пожилых людей медицинским уходом и лекарствами в будущем даже говорить вслух боятся. Никто не обсуждает. Потому что идей нет!

Значит, нет надежды на то, что, выйдя на пенсию, мы с вами переймём опыт западных бабуль и начнём-таки путешествовать по миру? Есть. Но для её воплощения всё равно нужна помощь государства. Во-первых, оно должно, наконец, чётко сказать – здесь на меня рассчитывайте, а вот здесь – увы. Во-вторых, пора перестать перекладывать из одного кармана в другой: сейчас мы у вас откусим от зарплаты, а потом (если доживёте) вернём. Пора уже из пенсионных средств граждан сделать цивилизованный источник инвестиций. Тогда деньги перестанут быть пищей для инфляции и мошенников и начнут приносить прибыль.

Главное, чтобы верх не взяла идея о том, что на пенсию можно уходить лишь с 95 лет. Именно эту загробную цифру называют те, кто предлагает оставить пенсионную систему в нынешнем виде. Тогда честнее будет объявить о полной отмене пенсий – крутитесь, как можете, господа!

Виктория Никитина «Аргументы и Факты — статьи и комментарии»

www.webohrannik.ru

И снова опустили

Министерство экономического развития ожидает сокращения пенсий в реальном выражении. Причина — отказ от индексации работающим пенсионерам. По данным Росстата, их в стране насчитывается около 10 миллионов. Кроме того, в 2018 году инфляция прогнозируется выше, чем в 2017-м, а выплаты индексируются, исходя из прошлогоднего показателя (4 процента против 3,7 процента). Эксперты уверены, что пенсия в России будет все сильнее отставать от реальной зарплаты, превращаясь в своеобразное пособие по бедности для стариков.

Плюс 400 рублей

Не индексировать выплаты работающим пенсионерам правительство решило в 2016 году, пообещав все возместить, когда пенсионеры прекратят трудовую деятельность. В мае премьер-министр Дмитрий Медведев поручил проработать восстановление индексации, но в проекте трехлетнего бюджета этого по-прежнему нет.

Согласно прогнозу Пенсионного фонда России (ПФР), средний размер страховой пенсии по старости в 2018 году может увеличиться до 14 045 рублей (в этом году — 13 657 рублей). Рост — около 400 рублей, но в процентном выражении — только 2,8 процента. То есть из-за инфляции пенсионеры остаются в минусе. При этом в ПФР ориентируются на уже принятый бюджет на 2017-2019 годы, так что цифры могут и поменяться.

С начала 2000-х пенсии в России стремительно росли, увеличившись за 13 лет почти в 5 раз в долларовом выражении. Хотя в сравнении с европейскими странами российская пенсия была небольшой, прогресс в социальном обеспечении не вызывал сомнений.

Увеличение пенсий объяснялось живым экономическим ростом, в среднем составлявшим около 5 процентов в год. К тому же в 1990-е пенсии относительно зарплаты упали до рекордно низких отметок, особенно если учитывать доходы населения в теневом секторе. Сочетание этих двух факторов — эффект низкой базы плюс реальный рост ВВП — позволил России совершить настоящий рывок в соцобеспечении.

Но в 2014 году эта тенденция сменилась на противоположную. Начался системный экономический кризис, а из-за падения цен на нефть пришлось существенно сократить расходную часть бюджета. Пенсионный фонд хронически не справлялся с выплатой текущих пенсий, ежегодный объем трансфертов из казны достигал сотен миллиардов рублей.

Предполагается, что ПФР — самоокупаемая организация, то есть, по идее, денег на содержание пенсионеров должно хватать благодаря гражданам, которые работают сейчас и отчисляют средства на социалку. На деле дыру в пенсионной системе покрывают за счет бюджетных средств. Однако решить проблему полностью не смогли даже деньги из казны. Государство придумывало все новые ходы, изымая каждый год пенсионные накопления (тем самым фактически ликвидировав накопительную систему). И все равно денег на индексацию выше уровня инфляции не хватало.

Пенсионеры на дне

Сейчас, казалось бы, инфляция опустилась до приемлемых отметок, да и экономика возобновила рост — ожидается, что ВВП в текущем году увеличится более чем на 2 процента. Но, как видим, о пропорциональном повышении пенсий речи по-прежнему не идет.

В результате по качеству пенсионного обеспечения Россия находится на одном из последних мест в мире среди крупных держав. В июле был опубликован ежегодный глобальный пенсионный индекс, в котором Россия заняла 40-ю позицию из 43-х возможных. Хуже только в Бразилии, Греции и Индии.

Индекс рассчитывается на основе четырех характеристик: уровень здравоохранения, размер пенсий, качество жизни, материальное благополучие. Каждый параметр измеряется в диапазоне от 0 до 100 процентов. Оценки России: 36 процентов, 41 процент, 58 процентов и 47 процентов соответственно. Итог — 45 процентов. Для сравнения, у Норвегии 86 процентов. Из рейтинга можно сделать вывод, что размер пенсий в стране не соответствует даже не самому высокому общему уровню благосостояния (что лишь частично компенсируется сравнительно неплохим качеством жизни, зато сильно отягощается скверным состоянием здравоохранения).

К слову, в соседней по рейтингу Бразилии ситуация с финансами в пенсионной системе охарактеризована как более стабильная, во многом благодаря низким процентным ставкам в экономике. Кроме того, в южноамериканской стране выше качество управления, в том числе и в сфере госфинансов. В пользу России же авторы рейтинга привели низкое налоговое бремя и меньшую задолженность со стороны государства.

Системная болезнь

Пенсионная система России по своей структуре напоминает европейские, в частности, немецкую и французскую. Это распределительно-солидарная система. Формулы начисления пенсий разные, но, по большому счету, везде деньги от ныне работающих поколений идут к тем, кто вышел на заслуженный отдых.

Иначе дело обстоит в Швеции, где преобладает накопительная система — человек зарабатывает в ходе своей карьеры, откладывает деньги в пенсионные фонды, которые инвестируют его средства. На итог этих инвестиций пенсионер и живет (хотя гарантированная базовая часть тоже имеется).

В этом и заключается главная проблема российской пенсионной системы — уровень богатства страны намного ниже, чем в Западной Европе, но возрастная структура населения, в общем, похожая. То есть сравнительно небольшое количество работающих финансирует сравнительно многочисленное поколение пенсионеров. Причем численность досрочных пенсионеров существенно выше, чем в европейских странах, а налоги — ниже. В итоге российские пенсии отстают от западноевропейских не только в абсолютном, но и в относительном выражении (в процентах от зарплат).

Кто работает, тот не ест

Как объяснил заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин, снижение среднего размера страховой пенсии в реальном выражении происходит из-за того, что с 2016 года не индексируются пенсии работающих пенсионеров, а таких сейчас около четверти от всех, кто получает государственные выплаты.

«Другое дело, что средний размер страховой пенсии теряет смысл как индикатор уровня пенсионного обеспечения. Возможно, следовало бы ввести какие-то более сложные, но адекватные реальности показатели. Что касается неработающих пенсионеров, то им индексируют выплаты по уровню инфляции. В принципе, резервы на дополнительное увеличение пенсий есть, а использовать их или нет — вопрос политический», — добавил Горлин.

По мнению нынешних властей, говорит директор института стратегического анализа компании ФБК Grant Thornton Игорь Николаев, повышать выплаты работающим пенсионерам вообще не надо. «Неудивительно, что с такой установкой средняя пенсия в реальном выражении снижается», — отметил он.

В общем, ждать в России европейских пенсий в обозримом будущем не приходится. Власти просто не ставят перед собой такой задачи. Рассчитывать на изменение ситуации можно только в отдаленной перспективе, да и то с соблюдением ряда условий, ключевое из которых, по мнению Юрия Горлина, — повышение пенсионного возраста.

Трудись дольше

«Для реального роста пенсий нужна реализация достаточно проработанного комплекса мер по совершенствованию пенсионной системы. — констатировал собеседник «Ленты.ру». — В том числе повышение пенсионного возраста, реформирование системы досрочных пенсий, усиление страхового характера пенсии. Сюда же нужно отнести вывод зарплат из серой зоны».

Эксперт подчеркнул важность «щедрости» на государственном уровне и недопустимость проведения пенсионной реформы в целях фискальной стабилизации. «Куда пойдет эффект от предпринимаемых шагов — только на сокращение трансфертов или все же на реальный рост пенсий? В любом случае, если ничего не предпринимать, то в лучшем случае пенсии будут индексироваться по инфляции или чуть выше. Функция пенсии как инструмента страхования утрачиваемого заработка ослабеет, пенсия будет превращаться в пособие по бедности», — предсказал он.

Николаев, в свою очередь, говорит, что резервов, из которых пенсионное обеспечение можно было бы увеличить, у государства более чем достаточно, но власти к этому не готовы. «В России в последние несколько лет экономят на пенсиях. У нас в приоритетах оборона, различные мегапроекты по всей стране, расходы на управление государством. Вот категории расходов, где можно было бы ужаться и выделить средства для пенсионеров», — продолжает он.

Заметим, что на сегодняшний день объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) составляет чуть более 4 триллионов рублей (Резервный фонд почти потратили на латание дыр федерального бюджета). А ежегодный дефицит Пенсионного фонда, который нужно покрывать за счет внешних средств, почти достигает триллиона рублей. Увеличение траншей в полтора раза позволило бы заметно повысить пенсии по сравнению с уровнем инфляции. Что касается «силовых» расходов, то они по-прежнему остаются на высоком уровне, превышая 2 триллиона рублей, или около 13 процентов от всей расходной статьи бюджета. В целом видно, что ресурс на повышение пенсии у правительства есть, но режим экономии вряд ли позволит властям пойти на такую щедрость.

Эксперт добавил, что, по сути, сейчас ФНБ используется не по назначению. «В этом году у нас заканчивается Резервный фонд, но в Фонде национального благосостояния находятся триллионы рублей. А теперь вспомним, зачем этот фонд вообще создавался — в первую очередь ради поддержки пенсионеров. Вместо этого его хотят тратить на инфраструктурные проекты или балансировку бюджета. Ну что ж, когда у нас такие приоритеты, то имеем то, что имеем», — констатировал он.

Есть и еще одна сфера, где можно было бы добыть деньги на увеличение пенсий — приватизация. Но из-за санкций и других обстоятельств ее приостановили. В ближайшее время крупных сделок не намечается, то есть сотни миллиардов рублей в год на финансирование пенсий появятся разве что в 2020-е годы, когда, по всей вероятности, пенсионный возраст уже повысится.

lenta.ru

У россиян достойной пенсии не будет

Как напомнил глава Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов, российская пенсионная система является страховой, а не благотворительной

Глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов посоветовал россиянам, у которых после введения новой балльной системы назначения пенсий появились проблемы с получением страховой пенсии из-за нехватки баллов, продолжать работать или дожидаться социальной пенсии. «Если через пять лет они не заработают достаточное количество баллов, то они смогут обратиться за назначением социальной пенсии», — отметил Дроздов. Также чиновник призвал россиян заранее думать о своем будущем и понимать, что «если нет стажа и нет легального заработка», то взносы в ПФР за таких граждан не отчислялись. «Соответственно, они не внесли вклад в пенсионную систему, чтобы получать ее. Поэтому пусть продолжают работать, это же страховая система, а не благотворительность», — цитирует заявление Дроздова «РИА Новости».

Глава Пенсионного фонда РФ заявил, что таких случаев в стране не очень много, а в регионах, на его взгляд, проблемы с получением страховой пенсии из-за недостатка баллов — это единичные случаи.

Напомним, что с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости формируется в пенсионных коэффициентах, или баллах. Для ее получения лицам, достигающим пенсионного возраста в 2017 году, нужно иметь не менее восьми лет стажа и 11,4 пенсионного балла. Россияне, не укладывающиеся в этот стаж и баллы, смогут оформить социальную пенсию на пять лет позже общеустановленного срока — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Федеральным законом также предусмотрено ежегодное повышение требуемого количества баллов и увеличение стажа — к 2024 году для получения страховой пенсии потребуется уже 30 баллов и 15 лет стажа.

vsac.mirtesen.ru

nk61.ru

Что будет в России вместо пенсий

Россиянам — «не пенсионерам» нужно думать не о том, как дожить до пенсии, а о том, как без нее обойтись.

Мужчина на фото внутри этого текста — граф, князь Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк-Шёнхаузен. Создатель Германии как единого государства и пенсионной системы в том виде, в каком мы ее знаем — то есть когда государство платит пожизненные пенсии старикам за счет работающих сограждан более молодого возраста. Главное, что нужно понимать про пенсионную реформу в России ее гражданам, — пенсионная система имени Бисмарка умирает. Ее агония может быть относительно долгой, но нынешним 20—30-летним россиянам (а скорее всего, и нынешним 40-летним) гарантированных пенсий не видать как своих ушей.

Никаких пенсий еще 130 лет назад не было — это относительно молодое финансовое изобретение человечества. Причем Бисмарк придумал пенсии вовсе не по старости с определенного возраста, а именно по нетрудоспособности. Медики в Германии освидетельствовали пожилых людей и определяли, могут они еще работать или нет. При этом по достижении человеком 70 лет Бисмарк предложил не проводить таких освидетельствований и по умолчанию считать, что работать люди в таком возрасте больше не могут. Им и полагалась пенсия.

Расцвет пенсионных систем в мире пришелся на первые два десятилетия после Второй мировой войны — тогда мировая экономика после военной катастрофы росла рекордными темпами, а гигантские потери населения привели к тому, что стариков (людей пенсионного возраста) было сравнительно мало.

На этом историческую часть можно закончить и перейти к печальной российской современности. Возможно, пенсионная реформа понравилась бы нам несколько больше, если бы доходы россиян не падали четыре года подряд, а постоянно росли. Если бы экономика не находилась в глубоком кризисе, а увеличивалась китайскими темпами по 7% в год. Если бы под нескончаемые сказки Росстата про «рекордно низкую безработицу в России» миллионы людей не были без работы, а любая или почти любая работа обеспечивала бы достойный уровень жизни. (Сейчас почти 40% россиян не хватает денег на еду и одежду и примерно столько же живут от зарплаты до зарплаты.)

Но что есть — то есть. Если добавить к этому демографические проблемы (нет никаких оснований полагать, что количество работающих россиян будет расти в ближайшие 20—30 лет быстрее, чем количество пенсионеров, даже с учетом повышения пенсионного возраста), надо признать: солидарную пенсионную систему, когда работники платят за будущих пенсионеров, в обозримом будущем придется радикально менять или отменять.

В России возможны два фундаментальных изменения пенсионной системы. Первое — индивидуальные пенсионные счета, на которые работающие россияне смогут откладывать деньги. При этом государство обязано будет гарантировать неприкосновенность этих денег. Никаких «заморозок», никаких экстренных перебросок этих денег на «новые территории», как это случилось с накопительной пенсией в 2014 году и продолжается до сих пор. Убедить россиян копить на пенсии с помощью системы индивидуального пенсионного капитала будет непросто: для этого нужно, чтобы государство не обманывало людей хотя бы 20—25 лет, чего в России пока не получалось никогда.

Второе фундаментальное изменение — отказ от пенсионного возраста как такового в пользу безусловного дохода. Его платит государство (а не работники за будущих пенсионеров), и сумма этой обязательной ежемесячной выплаты может различаться в зависимости от возраста. Пожилым и нетрудоспособным людям — больше, молодым и здоровым — меньше. Но на безусловный доход стране надо заработать. Просто напечатать деньги и раздать их людям не получится: если деньги не обеспечены конкретным продуктом, они тупо обесценятся.

Уже неважно, является ли повышение пенсионного возраста в России объективной экономической необходимостью или очередным (эка невидаль, мало ли их было, в том числе в последние годы?) актом обмана людей государством. Важно понять — и государству, и нам с вами, — что повышение пенсионного возраста ни до 65, ни до 70 лет не решает проблемы нарастающего отставания размера пенсий от возможности жить на них.

Но главное, что нам предстоит осознать, — достойная жизнь большинства людей в пожилом возрасте возможна, только если в России начнется полноценное экономическое развитие. Пока мы барахтаемся и все глубже увязаем в нынешнем болоте с войной санкций, пренебрежением экономикой в пользу абстрактных «политических» интересов, с неослабевающим воровством и растранжириванием бюджетных ресурсов, коррупцией, наличием в стране бизнесменов и компаний, откровенно стоящих над законом, — никаких шансов на любую эффективную пенсионную систему у нас нет. Независимо от того, повышать пенсионный возраст или снижать.

Источник — Banki.ru

http://krizis-kopilka.ru/archives/56803

agonia-ru.com

Минимальная пенсия в России для достойной жизни

Заговорив с другом о минимальной пенсии, я зашел в этот же день в личный кабинет в свой негосударственный пенсионный фонд, чтобы увидеть, сколько же денег у меня там накоплено за мою жалкую жизнь.

Какая должна быть пенсия для модного старика.


Посмотрел, что сумма так себе у меня на счете, а калькулятор на сайте мне показал, что негосударственный фонд мне обещает через 25 лет выплаты в 31 тысяч рублей, но это с условием, что зарплата будет индексироваться каждый год в сторону увеличения. Если вспомнить, что за последние три года зарплаты не росли, а где-то даже упали, а цены выросли в 2-3 раза за этот период времени, то будущая пенсия не будет соответствовать ожиданиям.

Там же там есть маленький тест, как я планирую жить после выхода на пенсию и какими благами я буду пользоваться. После прохождения теста выдается требующая сумма для достойной жизни в России. Кстати, я полностью согласен с результатом этого теста, и цифры показаны адекватные с нынешними ценами.

В тесте я выбрал: женатый, проживание в городе, общественный транспорт, продукты из обычного магазина, одежда из распродаж, государственная медицина, прогулки пешком или катания на велосипеде, бытовая техника самая дешевая, а отдых заграницей планирую раз в год.

Решил убрать любые путешествия, чтобы сравнить, как сильно изменится показатель.


Получилось, что для жизнедеятельности одного человека в России пенсия должна быть больше 50 000 рублей. В реалиях же наши бабушки и дедушки получают 7-12 тысяч. Это в каком-то роде издевательства над гражданами России. Что же они сейчас платят такие копейки пенсионерам, когда даже простой калькулятор говорит, что они необходимо получать 60 000 ₽ для более-менее хорошей существования? Разве люди не заслужили пожить хотя бы в конце жизни, когда всю молодость провели за рабочем месте?

Кстати, обратите внимание, какая сейчас средняя зарплата в регионах, Москву не берем в расчёт. В регионах люди получают 15-20 тыс рублей в месяц, редко где зарплата превышает 30-35 тыс. Так что мне не верится, что они когда-нибудь будут платить достойно людям, если, конечно, не изменится что-то за 20 лет.

Для того, чтобы получать мне 60 тысяч, на сайте предлагают мне софинансировать мои будущие выплаты на 2 000 ₽ каждый месяц, тогда я могу рассчитывать на достойную жизнь после 60 лет. А так выплаты будут 20-30 тыс в месяц после выхода на пенсию, если перечисления будет делать только работодатель.

Минимальная сумма в старости


Мой опыт показал, если не работаешь и не шикуешь, то есть одеваешься экономно, питаешься дома, в кино не ходишь и пользуешься общественным транспортом, то нужно больше 50 000 рублей на двоих. Для меня это минимум, ДО порога этой суммы начинается выживание.

Как-то разговаривал с одним человеком, у которого запросы выше, чем у меня и он уверенно сказал, что ему одному надо 70 тысяч и тогда можно не работать и жить в свое удовольствие.

Иногда вспоминаю, как наш директор сказал на собрании: «Как вы живете на 35 000? Я ума не приложу, научите!»  Это, если учесть, что у некоторых зарплата ещё ниже этой отметки на нашем заводе.

В заключении скажу — народ уже свыкся с такой участью. Но люди всё же надеются, что кто-то придёт и всё изменит, они не хотят верить, что их пенсия будет нищенской копейкой. Всё верят в чудо и в хорошую жизнь, но время бежит, а чудо никак не приходит.

www.serggrub.ru

Пенсия — вчера, сегодня, завтра или почему старость в России не обеспечена достойно

Согласно постановлению СНК СССР от 15.05.1929 года «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости» установлено пенсионное обеспечение в порядке социального страхования по случаю старости. В 1929 году впервые были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости, а также порядок выплаты пенсий продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет — для женщины и 60 лет — для мужчин.

Сталинской Конституцией СССР, принятой в 1936 году, было предусмотрено, что пенсионное обеспечение стало всеобщим для рабочих и служащих

Для осмысления — «Что такое пенсия сегодня?» — необходимо понимание, как на протяжении всего времени (СССР — Россия) она меняла свою форму и задачи, и в каком виде дошла до наших дней. Это поможет нам понять, как относиться к ней, как «матери кормилице» или как к «мачехе»…

В отличие от советского периода, пенсионная система Россия менялась неоднократно, при этом в СМИ на данный момент постоянно публикуются новости о том, что верховная власть (ЦБ и Минфин) опять что-то хотят менять, корректировать…Что, естественно, держит население в постоянной тревоге: А что там будет с моей пенсией? Проблема, как мы понимаем, касается самых незащищенных слоёв населения. Что же опять задумали чиновники?

Чиновники хотят направить наши пенсионные сбережения на латание дыр в бюджете.

В правительстве совместно с ЦБ торопятся провести новую пенсионную реформу.

Стратегию развития пенсионной системы обсудили несколько десятков раз в различных ведомствах и с участием огромного числа экспертов. Но складывается ощущение, что доводы независимых специалистов власти в расчёт не берут. А намеренно гнут своё. Главное изменение — это отмена обязательной накопительной части пенсии. Мы решили разобраться, почему чиновники так упорствуют, к чему это может привести и как отразится на наших будущих пенсиях.

К сожалению, даже людям, которые специально следят за тем, что происходит в пенсионной области, иногда трудно понять, в чём смысл происходящей реформы пенсионной системы — если, конечно, они не являются профессиональными пенсионными работниками.

Единая ставка социального налога, пенсионное страхование, негосударственные пенсионные фонды, софинансирование пенсии, валоризация, пенсионная система, накопительная часть пенсии, индивидуальный пенсионный коэффициент …

Для того, чтобы разобраться в одной терминологии, нужно много времени и сил, а главное — знаний.

Вследствие частых изменений нормативных и законодательных положений пенсионную систему России в настоящее время можно отнести к категории трудно поддающихся исследованию систем, что не скажешь о пенсионной системе в СССР, которая была стабильна.

В Конституции 1936 года гарантируется материальное обеспечение в старости. Ключевое слово — «материальное». Например, в тех же колхозах, где пенсий в денежном выражении не было, старики обеспечивались натуральной оплатой: зерном, продуктами и пр. Ельцинская Конституция 1993 года обеспечила старикам право рыться на помойках и стоять с нищими на паперти.

 

Пенсионный же срок выхода на пенсию всё время пытаются увеличить за пределы среднего срока жизни россиян, как в случае с мужчинами.

Россия в списке стран по продолжительности жизни занимает особое место. Мало того, что мы на 108 месте из 188, так ещё у нас и самая короткая продолжительность жизни мужчин среди населения Европы и Средней Азии (данные из доклада ВОЗ за 2013 год: российские мужчины в среднем доживают лишь до 62,8 лет).

 

Если мужчин и женщин в возрасте 25—35 лет почти одинаковое количество (на 6,3 млн мужчин — 6,2 женщин, то есть — мужчин даже больше),

однако далее картина меняется: с 35 до 40 лет — 5,18 млн мужчин, 5,42 — женщин, к возрасту 50 лет разница в численности между мужчинами и женщинами в России уже почти достигает 1 млн человек: на 5,15 млн мужчин — 6, 03 женщин, далее разрыв в количестве увеличивается, в возрасте 70—74 лет 1,55 млн мужчин и 3,12 женщин, до 80 лет доживают 666,4 тыс мужчин и 1,9 млн женщин.

Всего в России (на 1 января 2014 года) было: 66546888 мужчин и 77120043 женщин. То есть женщин более чем на 10 млн больше. И этот фактор, который несёт социально-экономическую функцию, либералами из правительства почему-то не учитывается, да и в СМИ особо не афишируется.

Одной из приоритетных обязанностей любого государства является создание достойных условий жизни своим гражданам после периода их трудовой деятельности. Во исполнение этой функции государство осуществляет выплату денежного пособия нетрудоспособной части населения (по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца и т. д.), которое называется пенсией. Пенсия призвана обеспечить уровень жизни, соизмеримый с периодом трудовой деятельности. Для разных категорий граждан существуют различные виды трудовых пенсий.

В Конституции 1936 года основные права граждан были прямо гарантированы. В Конституции 1993 года все права, кроме права на вероисповедание, оговорены различными условиями. Т.е. при Сталине права народа были безусловны, а теперь условны. Выводы, как всегда, делаем сами — потому пенсионная система в постсоветское время непостоянна и нестабильна, при этом не обеспечивает пенсионерам достойную старость, да и долгую жизнь, особенно, мужчинам.

Почему в 90-е годы изменили стабильную пенсионную систему (которая, кстати не реформировалась, как это происходит в постсоветский период), кто давал рекомендации: что делать? и как делать? Безусловно, необходимо было менять методологию пенсионной системы, поскольку:

  • Ранний возраст выхода на пенсию привёл к увеличению иждивенцев, порождал антиобщественные явления,
  • Трудовой потенциал большинства пенсионеров оставался невостребованным,
  • Необоснованное количество льготных пенсий являлось слишком расточительным для действовавшей государственной пенсионной системы.

Коэффициент замещения к 2012 года снизился до 28 % (на данный момент — 35—38%), и только за счёт субъективного увеличения государственного финансирования его удалось увеличить до 35,4 % (для сравнения — в советский период в 1989 году коэффициент замещения составлял около 55 % при среднем заработке, а при меньшей заработной плате достигал 75—100 %).

 

За более чем шестидесятилетнюю историю Международный Валютный Фонд (МВФ) прошёл путь от второстепенного кредитора, до организации, которая определяет экономическую политику большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой. На протяжении почти семи лет с 1992 года, года вступления России в МВФ, её экономическая политика полностью подчинялась требованиям МВФ, который являлся в то время главным кредитором страны. Это позволило МВФ за столь небольшой срок превратиться в ведущую международную финансовую организацию — субъект мировой экономики, чьи прогнозы и решения влияют как на экономику отдельных стран, так и на мировую экономику в целом? Почему принятая в 1993 году Конституция РФ отражает политику и требования МВФ?

Одним из самых острых критиков МВФ в настоящее время является Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии по экономике. Он говорит:

Приватизация, рыночная либерализация, фискальная экономика — вот три столпа, на которых держится политика МВФ, а остальное доделает «невидимая рука рынка».

Но именно в силе этой «невидимой руки» и сомневается Стиглиц:

Я изучил провалы в деятельности как рыночного механизма, так и государства и не был столь наивен, чтобы полагать, что последнее может исправить все недостатки функционирования рынков. Однако я не был и таким глупцом, чтобы считать, что рынки способны сами решить все социальные проблемы.

В противовес «рыночным фундаменталистам», он выдвинул концепцию «вторичного изобретения государства» — более эффективного и отзывчивого.

 

Система пенсионного обеспечения в России находится в состоянии реформирования с 1992 года. В ходе разработки её идеологии и практической реализации были использованы рекомендации МВФ, Всемирного банка, направленные на разгосударствление и либерализацию её экономического механизма. Ожидание качественных перемен в пенсионной системе растянулось почти на 25 лет, которых пенсионеры так и не ощутили.

В рамках новой структуры трудовые пенсии включали три составляющие: базовые, страховые и накопительные, со своими функциями и правилами формирования.

Рекомендации МВФ и Всемирного Банка предусматривают включение в состав пенсионных систем нескольких дополняющих друг друга составных частей :

  • Первая компонента — предназначена для борьбы с бедностью среди пожилого населения. Размеры пенсии здесь не зависят от трудового стажа и прошлой заработной платы. Обычно используется один из трех подходов к их формированию:
  • а) единая для всех величина пенсии,
  • б) предоставление пенсии стандартного размера нуждающимся (что предполагает контроль других источников доходов),
  • в) использование первой компоненты для доведения (в необходимых случаях) суммарной величины всех видов пенсий до установленного минимума. Фактически эта часть пенсионной системы нацелена на решение социальных задач, поэтому, как правило, финансируется за счёт общих доходов бюджета.
  • Вторая компонента — реализует страховые принципы и предназначена для сглаживания уровня потребления на протяжение жизненного цикла. Источником финансирования служат пенсионные взносы, а размеры пенсии увязываются с заработками в период трудовой деятельности. Построена на распределительном принципе.
  • Третья компонента — также предназначена для сглаживания потребления. Однако, в отличие от второй компоненты, построена не на распределительном, а на накопительном принципе. Это делает связь между трудовыми доходами и пенсионными выплатами максимально полной.
  • Четвёртая компонента — добровольное пенсионное страхование, финансируемое за счёт взносов работников и/или работодателей. Как правило, данная составляющая также базируется на накопительных принципах.

Однако подавляющее большинство развитых в социально-экономическом отношении государств (США, Франция, Германия, Италия, Испания и др.), несмотря на прошедшие в этих странах политические и профессиональные дискуссии, до настоящего времени не приняли решения о введении обязательных накопительных компонентов в национальные пенсионные системы. Системы пенсионного обеспечения в данных государствах организованы по распределительной модели, а пенсионные накопления формируются населением исключительно в добровольном формате.

Вместе с тем, несмотря на все так называемые реформы, состояние пенсионной системы в России оценивается большинством экспертов как неудовлетворительное.

Сейчас граждане делятся на две категории. Одни (те, кто родился до 1967 года) будут получать только страховую часть пенсии. Другие (те, кто родился в 1967 году и позже) — и страховую, и накопительную. Чиновники жонглируют цифрами. Мол, если сравнить, как будут расти доходы и тех и других, то окажется, что первые окажутся в выигрыше. Но как делались эти расчёты, не поясняют. А вот эксперты приводят конкретные данные — среднегодовая доходность НПФ (http://www.pensiamarket.ru/Ranking.aspx?rank=dohod&type=npf) за 7 лет составила 10,4% (и это с учётом кризиса). А кто гарантирует, что страховая часть будет и дальше расти и покрывать инфляцию, как это обещают в правительстве? Ведь уверенности в том, что следующий состав правительства не изменит правила, нет никакой — предыдущая пенсионная реформа проводилась всего десять лет назад.

А за 15 лет Россия уже пережила 3 реформы. То ли ещё будет…

 

Российская пенсионная система в своём предреформенном состоянии (до 2015 года) была по мнению экспертов вполне устойчивой. В международном рейтинге устойчивости пенсионных систем, в котором пока не отражены последние законодательные изменения, РФ заняла 14-е место из 50. И хотя размер пенсий не удовлетворял потребностям общества, России с точки зрения устойчивости пенсионной системы можно было не торопиться с очередной реформой. Таков вывод исследователей, который, конечно, удивляет. Ведь когда в стране затевалась новая пенсионная реформа, основным аргументом власти была неустойчивость системы. Опрошенные эксперты полагают, что истинной целью новой реформы для властей стал доступ к замороженным пенсионным накоплениям.

В пятёрку мировых лидеров по устойчивости пенсионных систем входят Австралия, Швеция, Новая Зеландия, Норвегия, Нидерланды. В числе аутсайдеров с самыми неустойчивыми пенсионными системами, прежде всего: Таиланд, а также Бразилия, Япония, Индия и Словения. Россия заняла в рейтинге 14-е место, опередив не только страны Восточной Европы, Азии и Африки, но и даже некоторые сильные западноевропейские государства — например, Германию, Францию, Австрию, Бельгию. Такие результаты обнародовали в 2014 году специалисты компании Allianz, которые проанализировали пенсионные системы 50 стран мира.

Исследователи подсчитали для каждой из стран индивидуальный индекс устойчивости. Для России индекс равен 7 баллам по 10-балльной шкале.

Уточним: 10 баллов в исследовании получают страны, которым пенсионные реформы не нужны, 1 балл — страны, которым реформы необходимы обязательно и срочно. Получается, Россия ближе к тем, кому можно было не торопиться и не беспокоиться.

Составляя рейтинг и высчитывая индексы, исследователи учитывали многие факторы: демографическую ситуацию в странах, пенсионный возраст, объём пенсионных выплат по отношению к ВВП, стабильность госфинансирования системы, уровень госдолга по отношению к ВВП и т.д. В случае России, замечают эксперты, «индекс не отражает всю быстротечность изменения пенсионной системы». То есть в нём не учтена новая реформа.

 

Авторство новой пенсионной реформы приписывают министру труда Максиму Топилину и вице-премьеру Ольге Голодец. Реформа начала действовать с 2015 года. Рублёвые обязательства государства перед пенсионерами теперь конвертированы в баллы, минимальный трудовой стаж к 2025 году повысят до 15 лет, обязательный накопительный компонент ликвидирован, а добровольный пока заморожен. Пенсионный возраст остаётся без изменений, хотя, напомним, глава Минфина Антон Силуанов постоянно поднимает обсуждение этого вопроса, наряду с Кудриным, Набиуллиной и прочими либералами-реформаторами.

Каждый гражданин, начиная с 1967 года рождения, вправе самостоятельно определить какой вариант обеспечения ему больше подходит. Для совершения выбора отводится пять лет от начала начисления страховых взносов. Выбор следует совершить в период до исполнения 23 лет.

 

На формирование накопительных выплат введён мораторий из средств, полученных от страховых взносов по ОПС. Его действие продлено до 2019 года. На накопительную пенсию могут быть отправлены только взносы, оплаченные на добровольном основании.

При этом по данным Росстата на конец 2016 года за чертой бедности проживало 19,8 млн чел., или 13,5% от всего населения, или каждый седьмой (http://www.scoopnest.com/ru/user/vlad_zhukovskiy/850439672190955520).

Рекомендации МВФ и Всемирного Банка, как видно, приносят свои «плоды» — бедность растёт, и особенно она коснулась старшего поколения.

Международный валютный фонд (МВФ) в августе 2015 года обнародовал доклад (http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2015/cr15212.pdf) о состоянии экономики России. В нём приведён список рекомендаций российскому правительству, направленных на адаптацию экономики к низким ценам на нефть и к действию санкций.

Блок рекомендаций включает ряд ключевых пунктов, в т.ч.:

  • сократить госрасходы за счёт пенсионной реформы: повысить возраст выхода на пенсию (это даст экономию 2—3% ВВП) и ограничить ранний выход на пенсию (ещё 0,7% ВВП экономии).

Эти рекомендации давались, как мы видим с начала 90-х годов, а наше либеральное правительство совместно с ЦБ, который во многом через финансовый климат подчиняется ФРС США, постоянно вносит коррективы в пенсионную систему, например, введение ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент — наше прим.) с 2015 года, тем самым ещё больше запутав население страны.

Тем временем ЦБ совместно с Минфином разрабатывают совместные предложения по «модернизации пенсионной системы» РФ — так называемая «Концепция индивидуального пенсионного капитала» (http://npf-2016.ru/koncepciya-individualnogo-pensionnogo-kapitala/).

Кто ещё что предложит, помимо увеличения пенсионного возраста, предсказать сложно, а потому у населения нет доверия к действующей пенсионной системе, которая абсолютно непонятна и запутана, в отличие — от советской. Что мешало её концептуально дополнить? И почему у нас в стране, кроме предложений Силуанова, Кудрина, Набиуллиной, Грефа не рассматриваются предложения других может даже более профессиональных специалистов? Или так это надо?

В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения, а не вводом ИПК. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоёв населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными её недостатками являются:

  • финансовая нестабильность;
  • слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада;
  • неоправданно большой удельный вес льготных пенсий;
  • отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни.

Заметки на полях

Да, сейчас страховых взносов в ПФ не хватает — но только потому, что волюнтаристски размер этих взносов был снижен до 22% от зарплаты работника. Кстати, в приснопамятные 1990-е размер взносов составлял 28%, а в 2000-м, когда Владимир Путин был впервые избран президентом, — вообще 29%.

Но, заметим, даже при взносах в 22%, Пенсионный фонд, по признанию его председателя Антона Дроздова, дефицита практически не имеет — этот показатель составляет 300 млрд рублей.Что мешало оставить прежний процент и индексировать ежегодно пенсии по старости?

Причём, повышение пенсионного возраста может дать в течение года выигрыш всего-навсего около 100 млрд рублей, что при бюджете фонда более 6 трлн рублей особой роли не играет.

Другое дело, у нас большие проблемы с досрочными пенсиями. На практике, четверть бюджета ПФР расходуется на пенсионеров-«досрочников» — тех, кто выходит на пенсию раньше 55−60 лет.

Жалобы Силуанова на бюджетные трансферты в пенсионную систему также выглядят не вполне убедительно. Ведь так называемая самодостаточность пенсионной системы, о которой мечтает Минфин, будет означать, что ни одного рубля от налогов с экспорта сырья пенсионеры никогда не получат. Почему нужно вводить такое условие, которого не придерживаются другие страны — экспортеры сырья, не вполне понятно.

Как видно, проблема кроется в отсутствии своего, российского, концептуального подхода к выработке методологии эффективной и действенной пенсионной системы с реальной заботой о стариках.

 

С 1 января 2015 года введён новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.

Размер трудовой пенсии по старости до 1 января 2015 года, в первую очередь, зависел от объёма страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования. При этом по действующем тогда закону нужно всего лишь 5 лет страхового стажа для того, чтобы получить право на получение пенсии. Что не совсем честно по отношению к людям, имеющим длительный стаж (что мешало увеличить стажевой порог и коэффициент начисления пенсии к заработку, тем самым заинтересовав работника в «белой» зарплате, при этом сподвигнув к выходу экономики из «тени»? Наверно, только — политическая воля и профессионализм).

Поэтому одним из нововведений новой пенсионной формулы является увеличение роли трудового стажа — теперь минимальный страховой стаж для назначения пенсии возрастёт до 15 лет.

Что же на практике?

Через семь лет без страховой пенсии по старости могут остаться до 550 тысяч человек, следует из расчётов РАНХиГС. Требования к стажу и пенсионным баллам увеличиваются с каждым годом, так будет до 2025 года. К тому времени гражданину с минимальной зарплатой потребуется 30-летний стаж для получения пенсии. Если зарплата составляла две «минималки» и больше, то 15 лет стажа.

Первые так называемые отказники — в регионах, то есть те люди, кому не хватило баллов или стажа на страховую пенсию.

Уже в 2016 году власти отказали сотням россиян в выплате страховой пенсии по старости, несмотря на достижение пенсионного возраста. Им не хватило пенсионных баллов, и это при наличии пенсионного возраста и необходимого трудового стажа. Количество баллов, которые нужно «наработать», растёт каждый год.

В прошлом году для выхода на пенсию нужно было иметь 9 пенсионных баллов, в 2017 году их уже должно быть 11,4, в 2018-м — 13,8 а к 2025 году 30.

В Йошкар-Оле в 2016 году 62% отказов в назначении страховой пенсии было вызвано нехваткой пенсионных баллов. В Саратовской области отказали в назначении страховой пенсии по старости 396 жителям, а в Иркутской области ни с чем остались 470 человек, приводит региональную статистику ИА «Росбалт» (https://www.mngz.ru/russia-world-sensation/2828056-oleg-shein-ballnaya-sistema-nachisleniya-pensiy-sposobna-privesti-k-rezkomu-obostreniyu-socialnoy-situacii-v-strane.html).

У тех, кто не сможет получить страховую пенсию, остается социальная. Такая пенсия по старости, например, с учётом индексации, обещанной с 1 апреля, составит чуть более 5 тысяч рублей в месяц. Вот только на что тогда смогут рассчитывать люди, у которых не хватило пресловутых ИПК.

 

Апрельское повышение пенсий, осуществлённое строго по закону, является форменным издевательством.

Ещё одно мудрое решение российской Госдумы претворено в жизнь. В соответствии с 416-ФЗ от 19.12.2016 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» страховая пенсия для неработающих пенсионеров с апреля 2017 года увеличена на 0,38%. Это значит, что получавшие 12 тыс. руб. пенсионеры разбогатели на 45 руб. 60 коп. в месяц.

Этого исторического «прорыва» удалось достичь благодаря тому, что уровень инфляции в 2016 году оказался чуть меньше планируемого — на те самые 0,38 процентного пункта.

Власти рапортуют:

«Осуществлён возврат к механизму индексации по фактической инфляции предшествующего года. Это обеспечивает учёт влияния инфляционных процессов на размеры выплат и позволяет сохранить их покупательную способность».

И никто уже не вспоминает, как были ограблены пенсионеры год назад, когда правительство молча отошло от «механизма индексации по фактической инфляции». Эта самая фактическая инфляция за 2015 год составила 12,9%. Пенсии повысили только на 4%, а затем в начале 2017 года выдали по 5,0 т.р.

Как обманули пенсионеров, мы писали в статье « Единовременная выплата не заменит индексации пенсий» (http://inance.ru/2016/09/pensii/).

Получается интересная вещь: низкая инфляция — соблюдаем закон, высокая — принимаем новый, который позволяет не выполнять старый. Говорят, что «денег нет..».

Но почему избыточные средства, полученные от продажи нефти по цене выше $40 за баррель, аккуратно складываются в кубышку и направляются на поддержание экономики США? Их бы вполне хватило на пенсии; более того, деньги не были бы просто проедены — они бы вошли в российскую экономику, обеспечили дополнительную прибыль бизнесу (в первую очередь, агропрому), они бы работали.

Рубль сейчас растёт по отношению к мировым валютам не потому что у нас такой мудрый Минфин, а потому что национальная валюта стала дефицитом, её физически мало в России.

Дефицитный товар дорог. Дóроги кредиты, что тормозит развитие промышленности. Дóроги оборотные средства, поэтому нет возможности поднимать зарплаты. Дóрог безнал, поэтому бизнес делает всё, чтобы не платить обязательные отчисления в фонды.

Но при низких ценах у бизнеса нет большого желания работать, тем более — работать хорошо. Между Сциллой жёсткой экономии и Харибдой инфляции власти уверенно выбрали Сциллу.

Вспомним Гомера:

… Нет никого, кто б, её увидавши,
Радость почувствовал в сердце, — хоть если бы бог с ней столкнулся.
Ног двенадцать у Сциллы, и все они тонки и жидки.
Длинных шесть извивается шей на плечах, а на шеях
По голове ужасающей, в пасти у каждой в три ряда
Полные чёрною смертью обильные, частые зубы.
В логове полом она сидит половиною тела,
Шесть же голов выдаются наружу над страшною бездной…
Из мореходцев никто похвалиться не мог бы, что мимо
Он с кораблём невредимо проехал: хватает по мужу
Каждой она головой и в пещеру к себе увлекает…

Интересно, в каких выражениях и на каком совещании было решено скормить шестиголовому чудовищу российских стариков.

 

Законодательное обеспечение пенсий в РФ имеет довольно сложную и разветвлённую систему, но, к, сожалению, не всегда эффективную, и ещё не один год потребуется, чтобы сбалансировать данную систему и привести её в равновесие, заставить работать.

в связи с этим можно сделать такие выводы:

  1. Реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода, т.е. нужна опора на ясную и понятную каждому методологию формирования пенсии вписанной в общую концепцию развития народного хозяйства. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъёма в реальном секторе народного хозяйства.
  2. В программных документах должна быть чётко сформулирована цель реформ, понятная и принятая обществом.
  3. Реформа не должна осуществляться за счёт пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, так как они не имеют возможности защитить себя. Ущемление же их прав катастрофически подорвёт доверие населения как к пенсионной реформе, так и к государству.
  4. Управление пенсионной системой должно основываться на чётком разграничении функций.
  5. Изменение механизма финансирования и исчисления пенсий должно обеспечивать повышение устойчивости пенсионной системы, справедливое определение размера пенсий.
  6. Россия стремится выполнить главный международный норматив пенсионного обеспечения (Европейская социальная хартия, Конвенция МОТ №102) — уровень пенсии должен быть не ниже 40% заработной платы квалифицированного работника. Пока этот стандарт недостижим, и, по признанию самих авторов реформы, положение нынешних пенсионеров вряд ли изменится к лучшему, хотя ведь согласно Ельцинской Конституции 1993 года, ст.7:
  7. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Когда эта статья Конституции будет выполняться, остаётся только гадать и остаётся надеяться каждому только на себя, в том числе и в старости.

15 лет назад заработала псевдонакопительная система. Согласно ей, работодатель вносил взносы за работников, и эти взносы складывались в определённую сумму. Эти суммы индексировались по инфляции, и человеку каждый год приходил отчёт из Пенсионного фонда — сколько у него накопилось денег (только почему-то эти средства оказались в пользовании ВЭБ).

Человек примерно представлял, что эти деньги он будет получать порциями, когда выйдет на пенсию. Сейчас же вместо этих денег появились некие баллы: у каждого человека накапливается какое-то количество баллов. Сколько будут платить за каждый балл — решают власти, каждый год заново, и такая система создаёт огромное поле для манипуляций.

Если власти решат, что денег у них не очень много, и надо, допустим, де-факто приостановить увеличение пенсии по инфляции (а мы видим, как ЦБ и Правительство бьются за снижение инфляции, что является их единственной целью для отчёта перед МВФ, а пенсионеры, следовательно, не смогут ожидать ежегодной индексации пенсии), они могут, просто маневрируя ценой балла, вывести человеку любой размер пенсии, какой угодно маленький. И в баллах пенсия будет огромная, а в натуральном продукте — мизерная.

Создание системы пенсионных фондов, государственного и частных, в момент возникновения кто-то уже сравнивал с «пирамидами МММ». Однако изобретательность чиновников и дельцов от пенсионного дела уже превзошла все фантазии «великого комбинатора» Мавроди. Вероятно, миллионы граждан, которые доживут до пенсионного возраста, смогут претендовать на звание «обманутых вкладчиков».

Пенсионное обеспечение — болезненный вопрос для страны. Инфляция, слабое здоровье пожилых людей требуют больших денежных затрат, в итоге многие старики оказываются практически нищими. При этом ментальность населения такова, что они доверяют только государству, в большей степени — распределительной системе. И здесь важно слово специалистов, а не младореформаторов, претворяющих идеи Вашингтонского консенсуса (альтернатива ему — «Санкт-Петерубургский консенсус» http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/258-spb-consensus-rus).

И потому пенсия сегодня — это «мачеха», а не «мать-кормилица».

Источник

www.planet-kob.ru

Почему пенсии в СССР были достойнее нынешних


Российские власти с большим трудом исполняют взятые на себя ранее социальные обязательства. Из года в год они сетуют на пресловутый экономический кризис, который стал удобным прикрытием. На самом же деле зачастую деньги попросту тратятся нерациональным образом.

Эксперты склоняются к тому, что текущие пенсионные выплаты российских пенсионеров повышаются в очень скромных пропорциях по той главной причине, что в стране низкий уровень оплаты труда. Еще одним моментом, влияющим в негативным плане на материальное обеспечение пенсионеров, являются скромные страховые взносы.

Специалисты рисуют радужную картину, сетуя на то, что достойные пенсии сегодня могли бы появиться в России только в том случае, если средний размер зарплат был равен примерно 180 тысячам рублей. С текущими 18-20 тысячами далеко не разбежишься. От низких заработных плат получается взимать совсем небольшие деньги в качестве отчислений на пенсионные нужды.

Другим вариантом повышения пенсий можно рассматривать рост страхового взноса. Если бы он был повышен хотя бы до 30 процентов, то это очень быстро понравилось бы пенсионерам, так как их выплаты бы значительно увеличились. Но в современных реалиях власти никогда не пойдут на такие структурные изменения экономической модели.



Отечественные пенсионеры, а также те граждане, коим до пенсии остаются считанные года, сетуют на невозможность адекватно и оперативно рассчитать размер будущей пенсии. Это связано с многочисленными изменениями в пенсионное законодательство. Например, люди до сих пор в большинстве своем не могут до конца разобраться с пенсионными баллами, а именно их размером и вариантами начислений.

На сегодняшний день средний размер пенсии в России составляет 13 тысяч 700 рублей. В большинстве регионов, которые отдалены от столицы, на такую пенсию могут рассчитывать единицы.
Нынешняя пенсионная система почти полностью перекочевала к нам с Запада. И если в ряде западных государств пенсии растут быстро из-за экономического роста, то в России этот процесс протекает невероятно медленно. Для примера можно обратиться к системе начислений пенсий в Советском Союзе. Тогда жизнь пенсионеров была в несколько раз легче, чем сегодня. Обусловлено это тем фактором, что зарплата в СССР была так называемой «целой», а пенсии формировались из государственных средств. А сейчас, когда западные реформы оказались доминирующими в РФ, люди вынуждены по сути сами себе зарабатывать на достойную старость.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

triboona.ru

Осталось немного. Медведев рассказал, когда в России будут нормальные пенсии, налоги и кредитные ставки

Уровень индексации пенсий в России может превысить уровень инфляции к 2017 году, для этого будут сделаны все возможные усилия, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.


«Мы будем делать все возможное, чтобы социальные обязательства исполнялись, в том числе и пенсии. Мы должны сделать все, чтобы вернуться к нормальному уровню индексации. Мы будем стремиться к этому, и я надеюсь, что экономические условия сложатся к 2017 году», — сказал он, выступая в Госдуме с отчетом правительства.

Также Медведев не исключил, что в будущем может быть поставлен вопрос о прогрессивной шкале налогообложения, но предостерегает от серых схем зарплат. «В будущих циклах развития страны, на будущем этапе, наверное, такой вопрос тоже может быть поставлен, потому что вечных систем налогообложения не бывает. Но нам нужно взвесить все плюсы и минусы», — сказал глава кабмина.

Он при этом отметил, что не хочет возвращения к серой системе, когда зарплата платится в конвертах, как это было во времена существования прогрессивного налогообложения в 1990-х годах.

При этом глава правительства уверен, что налогообложение дорогого имущества можно совершенствовать, но это не должно сводиться к «борьбе с богатыми». Глава кабмина напомнил о принятых решениях по повышенному налогообложению дорогих автомобилей и недвижимости. «Я считаю, что мы и дальше можем совершенствовать эту систему, здесь закрытых тем нет. Давайте подумаем, как сделать ее более адекватной современной ситуации», — сказал Медведев.

Также премьер уверен, что нормальная кредитная ставка в стране возникнет, когда будет побеждена инфляция. «У нас очень высокая инфляция до сих пор. Наша задача заключается в том, чтобы ее побороть. Как только у нас будет нормальная инфляция — у нас будет нормальная кредитная ставка», — заявил глава кабмина.

По мнению председателя правительства, инфляцию «надо задавить и тогда мы сможем давать деньги по нормальной цене, как это делается во всем мире».

tehrosinfo.ru

«Достойная пенсия в России должна быть как минимум 30-40 тыс. рублей»

Москва, 17 августа 2016, 15:52 — REGNUM  По-хорошему, пенсии должны проиндексировать на уровень инфляции, то есть как минимум на 7%. Но вряд ли это возможно при нынешнем дефиците бюджета. Максимальный размер индексации не превысит 3−4%, заявила корреспонденту ИА REGNUM замдиректора аналитического департамента Альпари Анна Кокорева.

«Если говорить о достойном размере пенсии, то сумма в регионах России будет варьироваться. Например, в Москве, чтобы более-менее достойно жить без излишеств (питание, лекарства, ЖКХ, одежда и маленькие радости в виде бюджетного отдыха в санатории или на Черном море один-два раза в год) пенсионеру нужно 30−40 тыс. рублей в месяц. В регионах эта цифра будет ниже, на уровне 20−25 тыс. рулей. Но суть в том, что в регионах не у каждого специалиста такая заработная плата, подобные суммы получают лишь руководящие работники, поэтому и нормальной пенсии взяться неоткуда», — пояснила Кокорева.

«С развалом СССР пенсионеры лишились возможности достойно встречать старость, но в современной России еще не деградировал институт семьи, поэтому многих поддерживают дети. Одиноким же старикам очень трудно прожить на пенсию 8−10 тыс. рублей при стоимости булки хлеба в 25 рублей и килограмма мяса в 350 рублей, когда только за услуги ЖКХ нужно минимум платить 3000 руб. в месяц. Российские пенсионеры вынуждены на всем экономить. С падением рубля условия жизни стариков сильно ухудшились», —. отметила эксперт.

«При введении единовременной выплаты масштабных возмущений со стороны пенсионеров не будет, люди устали от постоянных реформ в области пенсионной системы. Они уже смирились с тем, что пенсия больше не станет и рассчитывать можно только на себя и свою семью, поэтому будут рады любым «живым» деньгам», — высказала свое мнение Кокорева.

«В будущем гражданам, пока еще не достигшим пенсионного возраста, нужно готовиться к тому, что этот самый пенсионный возраст будет повышен на 5 лет, а уровень пенсий не изменится. Поэтому современной молодёжи и гражданам средних лет стоит откладывать на старость уже сейчас», — считает эксперт.

Читайте также: Индексацию пенсий могут заменить разовой выплатой — СМИ

Как сообщало ИА REGNUM, сегодня, 17 августа, писали, что российские власти могут заменить индексацию пенсий разовой выплатой. Позже эту информацию опровергла вице-премьер России Ольга Голодец, заявив, что «закон предусматривает повторную индексацию по итогам первого полугодия 2016 года. Насчет замены индексации пенсий единовременной выплатой речи пока не идет».

Читайте также: Власти РФ не подтвердили решение о замене индексации выплатой

regnum.ru