Дополнительные пенсионные взносы по тарифу 1 и 2 что это – Страховые взносы по дополнительному тарифу

Содержание

Специальная оценка условий труда — Дополнительные взносы ПФР

Статья 58.3 Федерального закона 212-ФЗ определяла, что до момента проведения специальной оценки условий труда, устанавливаются дополнительные тарифы взносов в ПФР.

Теперь расчетом по страховым взносам занимается ФНС (включая контроль за их начислением и уплатой). 

Закон 212-ФЗ, упомянут в настоящей статье, утратил силу с 01.01.2017 на основании закона №250-ФЗ от 03.07.2016. 

ВНИМАНИЕ! В целях сохранения сведений о ранее действовавшей практики начисления дополнительных страховых взносов, мы сохраняем эту статью актуальную на момент действия закона.

Дополнительные тарифы взносов в ПФР:

1. В отношении лиц, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ, устанавливаются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд

Виды работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ:

Подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах (Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10)
ПериодДополнительный тариф страхового взноса
2013 год4,0%
2014 год6,0%
2015 год9,0%
2016 год9,0%
2017 год и последующие годы9,0%
2. В отношении лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ, устанавливаются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд

Виды работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ:

Работы с тяжелыми условиями труда (Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10)
Женщины, работающие в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин
Работы в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью
Рабочие локомотивных бригад и работники отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы
Полевые геолого-разведочные, поисковые, топографо-геодезические, геофизические, гидрографические, гидрологические, лесоустроительные и изыскательские работы
Рабочие, мастера (в том числе старшие) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования
Механизаторы (докеры-механизаторы) на погрузочно-разгрузочных работах в портах
Работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения)
 Водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах
 Лица, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников
 Работы по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы) на судах морского флота рыбной промышленности на, а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности
 Летный состав гражданской авиации
 Работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации
 Инженерно-технический состав на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации
 Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований
Работы с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы
 Работы в государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных и аварийно-спасательных службах)
ПериодДополнительный тариф страхового взноса
2013 год2,0%
2014 год4,0%
2015 год6,0%
2016 год6,0%
2017 год и последующие годы6,0%

Данные категории работников, занятые на таких видах работ, имеют право на досрочное назначение страховой пенсии.

Взносы, перечисляемые работодателями в Пенсионный Фонд по дополнительным тарифам, за работу во вредных и опасных условиях труда, не учитываются при формировании предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

База для начисления страховых взносов в ПФР определяется согласно пункту 5.1 статьи 8 Федерального закона 212-ФЗ, а её величина ежегодно устанавливается правительством РФ.

Таким образом, резюмируя все имеющиеся данные, получаем сводную таблицу дополнительных взносов в ПФР до проведения в организации специальной оценки условий труда:

Вид работДополнительный тариф на страховую часть пенсии
2013 год2014 год2015, 2016, 2017 и
следующие годы
п. 1 ч. 1 ст. 30 №400-ФЗ4%6%9%
п. 2-18 ч. 1 ст. 30 №400-ФЗ 2%4%6%

Если в вашей организации еще не проведена специальная оценка условий труда и действуют результаты аттестации рабочих мест, на основаниях определенных Федеральным законом №426-ФЗ – не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно, то при определении размеров дополнительных тарифов страховых взносов в отношении работников, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии, используются результаты АРМ, по итогам которой, условия труда таких работников признаны вредными или опасными. Данное положение закреплено частью 5 статьи 15 Федерального Закона № 421-ФЗ.

Если же условия труда по результатам АРМ на таких рабочих местах были признаны оптимальными или допустимыми – то работодатель не освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам и также уплачивает страховые взносы в размерах, установленных пунктами 1 и 2 статьи 58.3 Федерального Закона №212-ФЗ, – 9 и 6 % соответственно.

Следует отметить, что пунктом 2.1 статьи 58.3 Федерального закона №212-ФЗ установлена возможность освобождения работодателя от уплаты дополнительных взносов на рабочих местах с допустимыми или оптимальными условиями труда. Такое право может быть предоставлено по результатам специальной оценки условий труда.

Создав на своих рабочих местах условия, соответствующие требованиям охраны труда, и проведя на таких рабочих местах СОУТ, размеры дополнительных тарифов для вас будут устанавливаться частью 2.1 статьи 58.3 Федерального Закона № 212-ФЗ.

Класс условий трудаКласс /
Подкласс условий труда
Дополнительный тариф
страхового взноса
Оптимальный10,0%
Допустимый20,0%
Вредный3.12,0%
3.24,0%
3.36,0%
3.47,0%
Опасный48,0%

Из данной таблицы, мы видим, что создав на своих рабочих местах наиболее безопасные условия труда и подтвердив это результатами специальной оценки условий труда, тем более низкий процент страховых взносов работодатель будет уплачивать в Пенсионный фонд.

В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда введен дополнительный тариф уплачиваемых страховых взносов в Пенсионный фонд.

Дополнительные тарифы страховых взносов уплачиваются работодателями в соответствии с требованиями статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Нулевой тариф дополнительных взносов при допустимых и оптимальных условиях труда может применяться только после проведения СОУТ.

otot.ru

Дополнительные тарифы страховых взносов

В быту термин «дополнительные страховые взносы» сегодня может принимать разные значения:

За какую работу платят допвзносы

Взносы по дополнительным тарифам работодатель должен начислять с выплат тех работников, которые заняты на определенных видах работ и имеют стаж определенной продолжительности. В некоторых случаях должно соблюдаться еще и условие о достижении работником конкретного возраста. К примеру, взносы по доптарифам необходимо начислять с выплат:

Полный перечень таких лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с чем с их выплат и нужно начислять «дополнительные» взносы, можно найти в Законе «О страховых пенсиях» (п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Дополнительные тарифы страховых взносов

Конкретные ставки, по которым необходимо начислять допвзносы, зависят от того проводил ли страхователь аттестацию или специальную оценку условий труда (п. 7 ст. 7, ч. 4 ст. 8, ч. 4 ст. 27 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Если ни то, ни другое страхователь не проводил, либо проводил, но со дня завершения такого мероприятия прошло более 5 лет (т. е. результаты его уже не актуальны), то с выплат работников, занятых на работах:

Если специальная оценка была проведена после 01.01.2014, то тариф взносов определяется в соответствии с установленным ею подклассом условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ):

Подкласс условий труда по результатам спецоценкиДополнительный тариф взносов в ПФР
10%
20%
3.12%
3.24%
3.36%
3.47%
48%

А если страхователь проводил у себя аттестацию до 01.01.2014 и со дня ее завершения еще не прошло 5 лет или более, то тариф тоже будет зависеть от подкласса условий труда (ч. 5 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, ч. 2.1 ст. 58.3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, Письмо Минтруда от 16.10.2015 № 17-3/В-512).

glavkniga.ru

Дополнительные страховые взносы в 2019 году в ПФР за вредные условия труда

Дополнительные страховые взносы в 2018 году в ПФР за вредные условия труда (тариф 1 и 2) устанавливаются на основе проведенной оценки условий труда. Анализ проводится по факторам среды, которые могут воздействовать в течении рабочего дня на конкретного специалиста. Чем больше класс опасности, тем выше устанавливается тариф.

Кто оплачивает взносы?

Общепринято считать, что размер взносов вычитается из заработной платы сотрудников. В действительности, источником для перечислений становятся средства работодателей, которые вносят взносы за всех работников до вычета с них налога. В результате, платежи на обязательное страхование перечисляются из фонда по оплате труда. Индивидуальные предприниматели обязаны оплачивать взносы самостоятельно за себя.

Помимо оплаты положенных взносов, работодатель выполняет следующие задачи:

  • Вовремя регистрируется в Пенсионном фонде как страхователь;
  • Предоставляет нужные сведения и документы по учету сотрудников, выплате и назначению пенсионного обеспечения;
  • Устраняет нарушения, если они были обнаружены налоговой службой или Пенсионным фондом.

Для бесперебойности работы системы своевременного предоставления информации работодатель оперативно получает сведения о тарифах для расчета платежей. Пенсионный фонд также уведомляется об изменениях в законодательстве и ведении отчетности.

Основной тариф в размере 22% по обязательному пенсионному страхованию оплачивается в соответствии с системой налогообложения. Предприятие должно ежемесячно перечислять платежи, которые распределяются по индивидуальным счетам граждан в соответствии с выбранным способом пенсионного обеспечения.

В зависимости от способа обеспечения пенсией, который выбрал работник, поступившая сумма распределяется следующими способами:

  1. Страховые выплаты. В этом случае 6% идет на текущих пенсионеров, а 16% остается для финансирования будущей пенсии граждан.  
  2. Страховая и накопительная пенсия. При этом способе 6% отправляют на финансирование выплат для текущих пенсионеров, 10% направляют на страховую и 6% на накопительную части.

Возможность выбора варианта формирования пенсии появляется у граждан, которые ранее этого не сделали и только поступили на работу. Такой выбор можно сделать в течение первых 5 лет своей рабочей деятельности. Дополнительные выплаты назначаются в зависимости от степени опасности и вредности работы.

Кто оплачивает дополнительные тарифы?

В 2018 году предприятия обязаны оплачивать страховые взносы по пенсионному страхованию с учетом дополнительной тарификации. Эта обязанность возлагается как на юридические лица, так и на индивидуальных предпринимателей. Они начисляются только сотрудникам, занятым на специальных видах работ, вредных работах, в горячих цехах и на подземных работах. Это требует подтверждения документами и сведениями, которые в обязательном порядке поступают от работодателя.

В соответствии с ФЗ № 426, каждый работодатель обязан обеспечивать безопасность сотрудников в период рабочего времени. Его место работы должно соответствовать установленным государственным нормативам по оплате труда. Если в результате проверки выявлены нарушения, руководству компании придется оплатить обязательные и дополнительные тарифы.

Дополнительные начисления производятся при соблюдении следующих условий:

  • Профессия находится в перечне опасных работ;
  • Проведена специальная оценка трудового места.

С 2019 года также будут учитываться результаты проведенной аттестации. Дополнительные выплаты не начисляются, если комиссия составит акт о том, что работы не признаются вредными или тяжелыми. А работник потеряет возможность досрочно выйти на пенсию.

На сегодняшний день льготное пенсионное обеспечение назначается лицам, имеющим необходимый стаж по профессии. При этом мужчины должны достичь 55 лет, а женщины – 50.

Особенности оплаты

Дополнительные страховые взносы в ПФР за вредные условия труда начисляются помимо обязательных 22%, которые оплачиваются работодателем в виде пенсионных взносов. Они исчисляются из доходов работников, которые имеют право досрочного выхода на пенсию, так как трудятся на опасных и вредных работах. При этом они применяются не ко всем сотрудникам предприятия, а только к тем, кто непосредственно занят на таких работах. Не устанавливаются ограничения для дополнительных взносов, как для обязательных. Их необходимо начислять, даже если сумма уже превысила предельный порог.

Тарифы в 2018 году

В соответствии с действующим законодательством, устанавливаются тарифы в зависимости от степени вредности и опасности:

  1. Специальная оценка не проводилась. Для сотрудников, задействованных в горячих цехах, подземных условиях и на вредных работах, предусматривается ставка 9%. Для прочих лиц согласно пп. 2-18 ст. 30 ФЗ № 400, действует тариф 6%.
  2. Оценка проводилась. Размер отчислений формируется в зависимости от ее результатов. Она не является окончательной, так как требует повторного исследования по истечении 5 лет. Если она проведена не была, предприятие платить 6% и 9% соответственно.

Специальная оценка создается, чтобы снизить ставку, если условия труда будут признаны менее тяжелыми и опасными. Если по результатам проверки устанавливается 1 и 2 класс, выплаты не предусматриваются.

Специальная оценка места работы

Подобная работа осуществляется на основе ст. 3 ФЗ № 426. Оценка представлена следующими действиями:

  • Предприятие составляет штатное расписание для работников, определяет места работы, которые необходимо обследовать.
  • К работе по оценке привлекается лицензированная организация, с которой заключается соглашение.  
  • Специалисты исследуют документы, составляют план оценки трудовых условий.
  • Каждый этап работы протоколируется, чтобы невозможно было предъявить претензии по завершении деятельности комиссии.
  • К оценке привлекаются сотрудники исследуемых рабочих мест, благодаря чему все стороны согласуют результаты.

Оценка осуществляется не менее 1 раза каждые 5 лет. Если старые рабочие места переквалифицируются или создаются новые, назначается внеочередная проверка.

По итогу оценки создается заключение, в котором делаются выводы по классу опасности каждого места работы. Например, при оценке сложности условий труда в условиях шахты заключение должно содержать характеристики в отношении следующих лиц:

  1. Работников забоя;
  2. Прораба смены и остальных лиц, работающих в этих условиях;
  3. Водителя кара, который работает в подземных условиях.

Выделяют следующие классы опасности на различных видах работ:

  • К 1 классу относят оптимальные условия работы, не представляющие серьезной опасности или вреда.   
  • Ко 2 классу относят допустимые условия, которые не несут серьезного воздействия на здоровье. Считается, что периоды отдыха полностью восстанавливают состояние человека.  
  • К категории вредной среды относится 3 класс. Наносится вред здоровью, которые во время отдыха устранить не получится. В зависимости от подкласса начисляется от 2 до 7%.
  • К 4 классу относятся опасные условия, приводящие к появлению профессиональных заболеваний и угрожающие жизни. Оплачивается дополнительный тариф в размере 8%.

Когда перечисляются взносы?

Процедура перевода денег за дополнительные тарифы такая же, как и при основных платежах. В результате перечисления должны производиться за прошлый период каждый месяц:  

  1. До 15 числа, если документ ведется в бумажном виде;
  2. До 20 числа в случае использования информационного обмена.

Бухгалтерия готовит ведомость с указанием кодов бюджетной классификации и размера взноса в рублевом эквиваленте. Для всех работников предварительно определяется соответствующий тариф и база исчисления – заработная плата с ее составными частями. Если работник желает контролировать исполнение обязательства компанией, он может уточнять информацию в бухгалтерии или проверять лицевой счет в Пенсионном фонде.

Согласно действующим правилам, заполняется платежное поручение, по которому в полях «КПП» и «ИНН» обозначается код ИФНС. Можно указать только ту инспекцию, которая администрирует платеж. В противном случае платеж придется переводить из одной инспекции в другую, что займет дополнительное время. В поле «Получатель» указывается казначейство.

Согласно ч. 11 ст. 431 НК РФ, дополнительные взносы организация платит по месту своего нахождения. Расчеты могут производиться только в рублях и копейках в зависимости от точной суммы.

Новое рабочее место

Если появляется новое место работы и сотрудник, проводится аттестация или специальная оценка. На основании этих документов устанавливается необходимость перечислений. При этом для работника определяется льготный стаж, если он отработает на предприятии установленное количество лет.

Отдельные варианты начислений

Иногда работники, фактически не задействованные на тяжелых работах, получают льготы по досрочной пенсии и дополнительные взносы. Это возможно в следующих ситуациях:

  • Хотя на работу человек еще официально не зачислен, он проходит испытательный срок во вредных или опасных условиях;
  • Методика не меняется, если работник совершил вынужденный прогул, в котором нет его вины;
  • В случае перевода беременной на более легкую работу повышенная ставка в ПФР сохраняется.

Таким образом, дополнительные выплаты производятся в тех случаях, когда условия работы признаются вредными для человека. Устанавливается тарификация в зависимости от рода деятельности и места работы. Отчисления происходят в установленные сроки за предыдущий месяц.

lgotarf.ru

основные положения и проблемы применения

 
Исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с тех или иных выплат и вознаграждений в пользу работников зависит от занятости работника на работах, указанных в п.п. 1 и 2–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, в месяце, в котором производится начисление данных выплат и вознаграждений, независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются (то есть если они производятся за прошлые периоды). При этом работник может быть занят на вышеупомянутых видах работ как полностью, так и частично. <Под частичной занятостью работника в течение месяца на работах с особыми условиями труда понимается ситуация, когда работник в течение месяца часть времени занят на работах, поименованных в п.п. 1–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, а часть месяца не занят на данных видах работ>.
 
Вместе с тем, если работник, занимающий должность на работе с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованной в п.п. 1–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, находится в служебной командировке, на межвахтовом отдыхе, в очередном оплачиваемом отпуске, в учебном отпуске, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и т.д., то такой работник для целей исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам в ПФР считается полностью занятым на работах с особыми условиями труда.
 
При этом в случае полной занятости работника в течение месяца на вышеупомянутых работах исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты.
 
В случае оформленной надлежащим образом частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в п.п. 1 и  2–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, так и на иных работах (не поименованных в указанных пунктах) исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
 
Пример. В месяце 22 рабочих дня, из них на основании приказа руководителя работник 10 дней отработал на работах, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, и 12 дней – в нормальных условиях.
 
Общая сумма начисленных в этом месяце выплат, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, равна 22 000 руб. (в том числе отпускные, премия за прошлый год).
 
Сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день месяца, составит 1000 руб. (22 000 руб. / 22 дн.).
 
Величина страховых взносов по дополнительным тарифам – 600 руб. (1000 руб. x 10 дн. x 6%).
 

Исчисление страховых взносов при наличии актуальных результатов
аттестации рабочих мест (и) или результатов СОУТ
 
При наличии актуальных результатов аттестации рабочих мест (и) или результатов СОУТ плательщик может применять дифференцированные размеры дополнительных тарифов страховых взносов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, в размере от 8% до 0%.
 
Частью 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»» предусмотрено, что результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», аттестации рабочих мест по условиям труда применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, установленных ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест признаны вредными и (или) опасными.
 
К сведению. Класс (подкласс) условий труда на рабочем месте может быть подтвержден картой аттестации рабочего места по условиям труда и сводной таблицей классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. В связи с этим, если по итогам аттестации рабочему месту установлен вредный или опасный класс условий труда, в отношении такого рабочего места следует применять дополнительные тарифы страховых взносов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.
 
В случае если в документах по результатам проведенной аттестации рабочему месту был присвоен 3-й класс (вредные условия труда) без подразделения на степени вредности (3.1, 3.2, 3.3., 3.4), при отсутствии возможности у плательщика страховых взносов подтвердить степень вредности условий труда аттестованного рабочего места в отношении выплат работнику, занятому на данном рабочем месте, должен применяться дополнительный тариф страховых взносов, соответствующий подклассу условий труда 3.4, то есть 7%.
 
Что касается СОУТ, то датой ее завершения следует считать дату утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Следовательно, результаты СОУТ используются с даты утверждения отчета, и, соответственно, с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.
 
При этом за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении СОУТ, страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, подлежат уплате только с части выплат, исчисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца.
 
Следует обратить внимание, что дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР применяются только в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ влияют только на размер дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР. В связи с этим если работник не занят на вышеуказанных видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ.
 

www.kiout.ru

Страховые взносы по дополнительному тарифу в 1С

Понятие страховых взносов на ОПС с дополнительным тарифом

Замечание 1

Взносы на ОПС по дополнительным тарифам установлены для лиц, осуществляющих работу на производствах, дающих право на досрочную пенсию. К этим работам относятся виды работ с вредными, тяжелыми условиями труда. Перечень данных работ представлен в Федеральном законе №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Стоит отметить, что все выплаты, производящиеся в пользу данного работника, работа которого связана с работой во вредных условиях, подлежат обложению и взносами по дополнительным тарифам, и взносами, рассчитанными с использованием общих или пониженных тарифов.

Статьей 428 НК РФ предусмотрены взносы на ОПС по дополнительному тарифу. Величина этих взносов зависит от вида работ, на производстве которых занят конкретный работник, а также от результатов проводимой специальной оценки условий труда.

Например, если работодатель провел спецоценку, то в зависимости от того, какой класс или подкласс условий труда был присвоен рабочему месту сотрудника, применяются следующие виды дополнительных тарифов:

  • 1 класс — Допустимый. Величина дополнительного тарифа составит 0%;
  • 2 класс — Оптимальный. Величина дополнительного тарифа составит 0%;
  • 3 класс1 подкласс — Вредный. Величина дополнительного тарифа составит 2%;
  • 3 класс 2 подкласс — Вредный. Величина дополнительного тарифа составит – 4%;
  • 3 класс 3 подкласс — Вредный. Величина дополнительного тарифа составит 6%;
  • 3 класс 4 подкласс — Вредный. Величина дополнительного тарифа составит 7%;
  • 4 класс — Опасный. Величина дополнительного тарифа составит 8%.

В том случае, если спецоценка не была произведена, то устанавливаются тарифы:

  • 9% — при работе с вредными условиями в должности, представленной в пункте 1 статьи 428 НК РФ;
  • 6% — при работе с тяжелыми условиями в должности, представленной в пункте 2 статьи 428 НК РФ.

Оформление расчета величины взносов на ОПС по дополнительному тарифу в программе 1С: Бухгалтерия

Расчет взносов ОПСпо дополнительным тарифам в программе 1С: Бухгалтерия осуществляется в документе «Расчет по страховым взносам», раздел 1, подраздел 1.3.

Этот подраздел заполняется только в том случае, если организация перечисляет страховые взносы на лиц, указанных в статьях 428 и 429 НК РФ. В своем составе подраздел 1.3 имеет две составляющих:

  • Подраздел 1.3.1 содержит сведения о страховых взносах по дополнительному тарифу для налогоплательщиков, приведенных в пунктах 1 и 2 статьи 428 НК РФ;
  • Подраздел 1.3.2 – сведения о страховых взносах по дополнительному тарифу для налогоплательщиков, приведенных в пунктах 3 статьи 428 НК РФ.

Заполнение данных подразделов осуществляется на основании сумм, отражающих начисленные выплаты, а также суммы страховых взносов.

Для того, чтобы получить данные для осуществления анализа следует пройти по пути: раздел «Зарплата и кадры», выбрать «Отчеты по зарплате», «Анализ взносов в фонды» и выбрать отчет «ПФР (доп. взносы)».

Как уже говорилось ранее, подраздел 1.3.1 предназначен для расчета ОПС по дополнительному тарифу для налогоплательщиков, приведенных в пунктах 1 и 2 статьи 428 НК РФ. В графе «Признак основания исчисления сумм страховых взносов по дополнительному тарифу» следует указать:

«1» — если основанием для исчисления величины взносов служит пункт 1 статьи 428 НК РФ; «2» — если основанием является пункт 2 статьи 428 НК РФ.

Подраздел 1.3.2 предназначен для расчета страховых взносов на ОПС по дополнительному тарифу для налогоплательщиков, приведенных в пункте 3 статьи 428 НК РФ на основании тех сумм выплат и вознаграждений, которые были осуществлены в пользу работников, осуществляющих работы, приведенные в статье 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Строка «Код основание исчисления» заполняется автоматически. Строка «Основание заполнения» нужно указать:

  • «1» — если основанием являются результаты спецоценки;
  • «2» — если основанием являются результаты аттестации;
  • «3» — если основанием являются результаты спецоценки и аттестации.

Строка «Код условий труда» должна быть заполнена данными о классе и подклассе опасности.

spravochnick.ru

Применение дополнительных тарифов страховых взносов

 

Согласно официальной точке зрения (см. письма Минтруда России от 06.07.2015 N 17-3/В-331, от 17.06.2016 N 17-3/В-256) страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке независимо от включения периода осуществления работ, за которые производятся такие выплаты, в стаж для формирования досрочной пенсии. Соответственно, если работник числится занятым на работе с особыми условиями труда, поименованной в пп. 1 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ (Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») (с 1 января 2015 года — в п. 1 — 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ (Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»)), то на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, в том числе когда выполняемая работа носит периодический характер и составляет менее 80% рабочего времени, следует начислять страховые взносы по соответствующим дополнительным тарифам.

Примечание. Речь идет о 80% рабочего времени в день. Иная ситуация, когда работник часть месяца числился занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, а часть месяца переведен на работы в нормальные условия труда. Такой работник считается частично занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда. В этом случае исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам осуществляется пропорционально количеству дней, когда работник числился занятым на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, в общем количестве календарных дней расчетного месяца.

Контролеры на местах также придерживаются мнения о том, что начисление страховых взносов по дополнительному тарифу не зависит от того, включается или нет такой период работы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Определяющим является то, что работник числится (занимает должность) на работе с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованной в п. 1 — 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
Разделяют ли суды этот подход?

До недавнего времени судебная практика не отличалась единообразием. Некоторые суды вставали на сторону работодателей, другие (Постановления АС ВВО от 09.12.2016 N Ф01-4796/2016 по делу N А29-13863/2015, АС ЦО от 16.06.2016 N Ф10-1859/2016 по делу N А62-5913/2015) указывали:

  • невключение в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с тем, что работа во вредных условиях труда занимает ежедневно менее 80% рабочего времени, не освобождает от обязанности начисления страховых взносов по дополнительным тарифам;
  • уплачивать дополнительные страховые взносы в данной ситуации необходимо пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Однако на данный момент этот спорный вопрос окончательно решен в пользу работодателей. Свидетельство тому — многочисленная судебная практика, в том числе на уровне Верховного суда (определения ВС РФ от 09.02.2016 N 309-КГ15-19443 по делу N А07-27360/2014, от 13.02.2017 N 304-КГ16-20142 по делу N А67-887/2016, от 21.02.2017 N 309-КГ16-19585 по делу N А07-1237/2016, от 30.10.2017 N 302-КГ17-15465 по делу N А19-8221/2016, от 17.11.2017 N 309-КГ17-16441 по делу N А60-49663/2016 и др., Постановления АС СЗО от 25.05.2017 N Ф07-3979/2017 по делу N А56-47018/2016, АС УО от 11.09.2017 N Ф09-4885/17 по делу N А76-22728/2016 и от 19.12.2017 N Ф09-7445/17 по делу N А60-11242/2017, АС СКО от 21.07.2017 N Ф08-4041/2017 по делу N А53-24656/2016 и т.д.).

Судьи обосновывают свою позицию следующим образом.

Законодатель связывает обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам с правом работника на досрочное назначение пенсии в связи с тяжелыми условиями труда. Исходя из того что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением спорных работ в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени), у страхователя отсутствует обязанность уплачивать дополнительные взносы с вознаграждений тех работников, которые заняты на работах менее 80% рабочего времени, то есть в течение неполного рабочего дня.

К сведению. Почему речь идет именно о 80% рабочего времени? В силу п. 3 Постановления Правительства РФ N 665 (Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение») исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ, осуществляется в том числе с применением Правил (Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516.

Пунктом 4 Правил установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено самими Правилами или иными нормативными правовыми актами.

В свою очередь, в п. 5 Разъяснений Минтруда РФ N 5 (Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утв. Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29) отмечено: под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Понятно, что 80%-ное ограничение должно быть подтверждено документально, то есть работодатель должен обеспечить раздельный учет рабочего времени. В качестве доказательств арбитры рассматривают трудовые договоры, табели учета рабочего времени, расчетные листки с начислениями заработной платы (доплата за вредность), показания работников. Например, АС СЗО признал доначисление страховых взносов законным, отметив в Постановлении от 14.12.2017 N Ф07-14484/2017 по делу N А13-18770/2015 следующее:

  • представленные в материалы дела трудовые договоры, табели учета рабочего времени, расчетные листки с начислениями заработной платы подтверждают занятость работников в качестве маляров в течение полных рабочих дней;
  • маляры указали на выполнение работ с вредными веществами в течение полных рабочих дней, включая подготовку поверхностей и кистей для работы, составление необходимых для выполнения трудовых функций смесей, содержащих вредные вещества;
  • организация не вела раздельный учет рабочего времени занятости на работах с вредными и допустимыми условиями труда и раздельный учет начислений заработной платы за работу в разных условиях труда.

 

* * *

В правоприменительной практике сформирован следующий подход в отношении обязанности начисления страховых взносов по дополнительным тарифам. Мнение о том, что взносы начисляются в общеустановленном порядке независимо от включения периода осуществления работ в стаж для формирования досрочной пенсии, неверно. Необоснованным является довод контролеров о том, что дополнительный тариф страховых взносов представляет собой ужесточение для работодателей, создающих для своих работников вредные и тяжелые условия труда, и выступает финансовым инструментом, призванным улучшить условия труда на рабочих местах, снизить риск профессиональных заболеваний среди работников.

Законодатель связывает обязанность начисления взносов с правом работников на досрочную пенсию. Поэтому взносы следует уплачивать, если работник обладает правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то есть в случае, когда работник занят выполнением работ с особыми условиями труда в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).

В противном случае работодатель не обязан начислять дополнительные страховые взносы. Однако необходимо документально подтвердить, что работники были заняты на работах с особыми условиями труда менее 80% рабочего времени в день.

Март 2018 г.



Статьи по теме:

www.pnalog.ru

С 1 января 2013 года введены дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

20 марта 2013

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области в связи с внесением изменений в законодательство о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование информирует о порядке исчисления стажа на соответствующих видах работ.

Федеральным законом от 03.12.2012 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» внесены дополнения в систему страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Так, для страхователей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу отдельных категорий застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 1 – 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Установленные Законом от 03.12.2012г. дополнительные тарифы страховых взносов касаются практически всех категорий застрахованных лиц, которые заняты на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона от 17.12.2001г.

Не уплачиваются дополнительные тарифы страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в отношении застрахованных лиц, осуществляющих творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях. Данная категория застрахованных лиц занята на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренных соответственно в подпунктах 19, 21 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001г.

Не уплачиваются страхователями дополнительные тарифы страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных также в пользу застрахованных лиц учреждений здравоохранения, предусмотренных в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001г. В то же время необходимо отметить, что этими же страхователями уплачиваются дополнительные тарифы страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц учреждений здравоохранения, занятых на работах, предусмотренных в подпунктах 1-2 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001г. (Список № 1, раздел XIX «Учреждения здравоохранения»; Список № 2, раздел XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения»).

Дополнительные тарифы страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц, занятых на работах, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001г. (Список № 1) установлены в следующих размерах:

4,0 процента – в 2013 году;

6,0 процентов – в 2014 году;

9,0 процентов – в 2015 году и в последующие годы.          

Дополнительные тарифы страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных в подпунктах 2 (Список № 2), 3 – 18 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001г., уплачиваются в других размерах:

2,0 процента – в 2013 году;

4,0 процента – в 2014 году;

6,0 процентов – в 2015 году и в последующие годы.          

Суммы этих страховых взносов являются дополнительными, но они не являются средствами, которые определяют доплату к пенсии только тех застрахованных лиц, кто занят на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона от 17.12.2001г. Средства по дополнительным тарифам страховых взносов, уплачиваемые страхователями в соответствии с Законом от 03.12.2012г., являются источником повышения страховой части трудовой пенсии.

В соответствии с действующим пенсионным законодательством в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ включаются периоды работы, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В этой связи с 1 января 2013 года периоды работ граждан, занятых на работах, предусмотренных подпунктами 1 – 18 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при соблюдении всех установленных законодательством условий (полный рабочий день занятости на соответствующих видах работ и т.д.), в том числе при уплате дополнительного тарифа страховых взносов в соответствии со статьей 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ. Выполнение указанных требований будет осуществляться органами ПФР при приеме от работодателей сведений индивидуального (персонифицированного) учета с первого квартала 2013 года.

www.pfrf.ru