Пенсионный эксперт последние новости – Пенсионный-эксперт.ру: Пенсии, выплаты, материнский капитал

Пенсионный-эксперт.ру: Пенсии, выплаты, материнский капитал

ПЕНСИОНЕРЫ – ЭТО САМОЕ ДОРОГОЕ,
ЧТО ЕСТЬ У ГОСУДАРСТВА.


Новости пенсии в 2019 году

04.06.2019 | Новая программа «Отцовский капитал» в России

29 мая газета “Известия” опубликовала информацию о том, что в России могут ввести новую меру поддержки семей с тремя и более детьми. Но как отметили в Министерстве труда РФ, на сегодняшний день к ним подобная инициатива не поступала.

03.06.2019 | Пенсии в июне 2019 года

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему прямо сейчас. Это быстро и удобно!

Летом и осенью 2019 года для некоторых групп граждан изменится порядок начисления пенсионных выплат. Коснется процедура работающих и военных пенсионеров. В июне из-за праздников поменяют график выдачи пенсий.

25.02.2019 | Пенсия с 1 апреля 2019 года

На сколько будут проиндексированы социальные пенсии с 1 апреля и как на них отразится изменение механизма расчета повышения.

18.02.2019 | Прибавка к пенсии в 2019 году

Какие дополнительные надбавки положены пенсионерам в 2019 году. Индексация пенсий и других выплат.

01.02.2019 | Пенсии в феврале 2019 года

Какие выплаты будут проиндексированы с 1 февраля 2019 года? График выплаты пенсии в феврале.

01.01.2019 | Сегодня, 1 января произошло повышение пенсий

Кому и на сколько повысят пенсию в 2019 году

25.12.2018 | Пенсия в 2019 году

Вся актуальная информация об изменениях в пенсионной системе в 2019 году.

19.12.2018 | График выдачи пенсии за январь 2019 года

График доставки пенсий в праздничные дни января. Кому и на сколько повысят пенсию в 2019 году.

03.12.2018 | График выплаты пенсии в декабре 2018 года

График доставки пенсий в декабре. Кому и на сколько повысят пенсию.

26.11.2018 | Военные пенсии с 1 января 2019 года

Когда и на сколько увеличат пенсии военным пенсионерам в 2019 году.

14.11.2018 | Льготная пенсия с 2019 года

Что ждет категории граждан, которые имеют право на льготную пенсию, в 2019 году.

08.11.2018 | Закон о пенсии с 1 января 2019 года

Как изменятся пенсии с 1 января 2019 года и на сколько будут увеличены выплаты.

01.11.2018 | График доставки пенсии в ноябре 2018 года

В силу предстоящих праздников изменился график выплаты пенсий.

21.08.2018 | Пенсии с 1 августа 2018 года: Последние новости

Что ожидать от повышения пенсий с 1 августа 2018 года?

26.07.2018 | Пенсионный возраст с 1 января 2019 года: Последние новости

Как изменится пенсионный возраст для граждан с началом 2019 года?

23.07.2018 | Индексация пенсий в 2019 году

Будет ли индексация пенсионных выплат в 2019 году?

21.06.2018 | Повышение пенсионного возраста в России с 1 января 2019 года

Какие особенности повышения пенсионного возраста следует ждать с 1 января 2019 года?

15.06.2018 | В России повысят пенсионный возраст

Когда повысят пенсионный возраст и на сколько?

04.06.2018 | Повышение пенсионного возраста в 2018 году

Когда повысят пенсионный возраст и на сколько?

04.06.2018 | Последние новости индексации пенсии в 2018 году

Как будут обстоять дела с индексацией пенсий в 2018 году?

31.05.2018 | Будет ли повышение военных пенсий в 2018 году?

Каких изменений ожидать военным пенсионерам в 2018 году?

21.05.2018 | Будет ли повышение пенсии работающим пенсионерам в 2018 году?

Как изменится порядок индексации пенсии работающим пенсионерам в 2018 году?

16.05.2018 | КПРФ внесли мораторий на пенсионный возраст

Какой устанавливается мораторий на пенсионный возраст и  что говорится о получении соц.пенсий  без регистрации?

11.05.2018 | Единовременная выплата в 10 000 рублей ко Дню Победы 9 мая

Кто из ветеранов получит единовременную выплату в 10 000 рублей?

08.05.2018 | Военные пенсии проиндексируют

На сколько проиндексируют военные пенсии в течении трех лет?

07.05.2018 | Будет ли повышение пенсии с 1 мая 2018 года?

Будет ли повышение пенсии в мае 2018 года в связи с повышением МРОТ?

01.05.2018 | Выплата пенсий с 1 мая 2018 года

Какие изменения ждут пенсионеров с 1 мая 2018 года?

24.04.2018 | Повысят ли пенсию работающим пенсионерам в 2018 году?

Будет ли повышение пенсий для работающих пенсионеров с 1 июля 2018 года?

19.04.2018 | Новый закон о инвалидности

Как изменился порядок получения инвалидности на бессрочной основе в 2018 году?

16.04.2018 | Последние новости сферы пенсионного обеспечения в 2018 году?

Какие пенсионные пособия изменятся в 2018 году и на сколько?

02.04.2018 | График выплат и повышения пенсий с 1 апреля 2018 года

Как изменится график выплаты пенсий за апрель 2018 года?

27.03.2018 | Свежие новости пенсионного обеспечения

На сколько повысят социальные пенсии с 1 апреля 2018 года?

01.03.2018 | График выплат пенсий в марте 2018 года

Подробная информация о сроках выплаты пенсий за март 2018 года.

19.02.2018 | Последние новости пенсий с 1 апреля 2018 года

Какие изменения ждут пенсионеров в 2018 году?

07.02.2018 | Военные пенсии с 1 февраля 2018 года

На сколько увеличится пенсии для военных с 1 февраля?

30.01.2018 | С 1 февраля вырастут стоимость НСУ и размеры ежемесячной денежной выплаты

С 1 февраля увеличится размеры ЕДВ и стоимость НСУ.

16.01.2018 | Насколько увеличились пенсии с 1 января 2018 года

С 1 января были повышены военные и страховые пенсии. Повысят ли пенсионный возраст, пока не решено.

15.01.2018 | Александр Шохин выступил с поддержкой индивидуального пенсионного капитала

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей считает, что концепция ИПК станет толчком к рост размера пенсий

09.01.2018 | Какая прибавка к пенсии ждет пенсионеров в январе 2018 года

Страховые и военные пенсии выросли на 3,7 и 4% соответственно. Введен новый вид социальной пенсии.

05.01.2018 | Насколько повысят пенсии с 1 января 2018 года

На 3,7 процента подняли выплаты неработающим пенсионерам, индексация пенсий с 1 января 2018 года лицам, продолжающим трудовую деятельность, не будет проведена.

01.01.2018 | 1 января произошла индексация пенсий

Повышение пособий составило 3,7%, что больше инфляции за прошедший год – по прогнозам около 3%.

Новости Материнского капитала

12.04.2018 | Последние новости и изменения в материнском капитале в 2018 году

Какие изменения ждут в материнском капитале в 2018 году?

15.01.2018 | Принят порядок оформления новых детских пособий

Определены условия и  порядок оформления ежемесячных пособий на первого и второго ребенка

12.01.2018 | Семьям расскажут о наличии доступных детских пособий и льгот

Медведев поручил разработать способ информирования о мерах социальной поддержке уже при получении свидетельства о рождении на ребенка

10.01.2018 | Семьи уже могут оформить пособия из маткапитала

Семьи, в которых в 2018 году родился второй ребенок, могут получить материнский сертификат и ежемесячные выплаты из его суммы.

25.12.2017 | Приняты законопроекты о детских пособиях

Совет Федераций одобрил законопроекты о предоставлении пособий на первого и второго ребенка.

22.12.2017 | Пособие на первого ребенка одобрено

Госдума в третьем чтении приняла проект закона о выплате пособия на первого ребенка с 2018 года.

15.12.2017 | Получить информацию о материнском капитале можно дистанционно

Узнать размер и остаток маткапитала можно будет на сайте госуслуг или ПФР

13.12.2017 | Законы о новых пособиях на детей одобрены

Госдума в первом чтении одобрила законопроекты о предоставлении новых детских пособий и продлении материнского капитала.

ПО СТАРОСТИ

Денежное довольствие, которое начисляется гражданам по достижении определенного возраста. Лицам, имеющим рабочий стаж от 9 лет и ИПК не менее 13.8 балла, предоставляется страховая пенсия. Остальные граждане могут получить социальные выплаты, которые имеют фиксированный размер.

ПО ИНВАЛИДНОСТИ

Денежное довольствие, на получение которого имеют право граждане, признанные инвалидами 1, 2 и 3 группы вне зависимости от возраста. Лицам, которые имеют рабочий стаж, назначается страховая пенсия, не работавшим гражданам – социальная. Также законодательством предусмотрены дополнительные ежемесячные выплаты.

ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА

Денежное довольствие, которое выплачивается нетрудоспособным членам семьи погибшего. Размер выплат исчисляется в зависимости от трудового стажа кормильца. Для детей, которые потеряли не работавших родителей, предусмотрена социальная пенсия.


Льготный консультант social-benefit.ru — актуальная информация по социальному сектору и последние новости


Остались вопросы? Получите бесплатную консультацию юриста прямо сейчас!

Позвоните прямо сейчас и решите ваши проблемы — прямо сейчас!

pensia-expert.ru

Новости: Это реформа, детка! — Эксперт

Причин проводить столь жесткую по срокам изменения возраста выхода на пенсию реформу пока не видно. Наш анализ, кажется беспристрастный, показывает, что экономика в этом случае может не только ничего не выиграть, но даже и проиграть — за счет роста расходов на льготные виды пенсий, безработицы и, главное, потенциального снижения фонда заработной платы — базы для формирования Пенсионного фонда. Было бы логично притормозить реформу хотя бы вдвое — в этом случае мы потеряем всего 2,5–3 трлн рублей. Это меньше, чем один трансфер в Пенсионный фонд сегодня. Зато сколько выиграем!

Разрешили поработать

Законопроект о повышении пенсионного возраста, стыдливо именуемый «О постепенном увеличении периода трудоспособности граждан», одобрен правительством 14 июня. Он предусматривает скоростное повышение пенсионного возраста с нынешних 55 и 60 лет до 63 и 65 у женщин и мужчин соответственно, по году в год. Скоростное — потому что европейский опыт подразумевает повышение в основном на три–шесть месяцев в год: именно такие темпы в развитом мире считаются плавными.

Таким образом, в 2019 году новых пенсионеров не будет вообще, в 2020-м выйдут на пенсию мужчины 1959-го и женщины 1964 года рождения и так далее — к целевому возрасту мужчины подойдут к 2028-м, а женщины в 2034 году.

Известно, что пенсионный возраст не будет повышен для граждан, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (это шахтеры, металлурги, железнодорожники, геологи, летчики, сотрудники ФСИН и работающие по другим профессиям из так называемых малых списков, отработавшие на Крайнем Севере и т. д.)

О необходимости повышать пенсионный возраст, хотя бы для женщин, эксперты говорят более десять лет. За прошедшие годы можно было легко провести медленное повышение возраста. В 2012 году мы написали, что в ближайшие годы пенсионный возраст неминуемо будет повышен (см. «Пенсии нового времени», «Эксперт» № 13 за 2012 год) — за это выступали и геронтологи, и демографы, и экономисты. Но мы и не предполагали, что повышение будет настолько резким и бескомпромиссным. Наоборот, идея была в том, что жесткий пенсионный возраст должен уступить место гибким границам пенсионного обеспечения.

«Я говорил много лет и считаю сейчас, что, бесспорно, эта мера целесообразна и необходима, — говорит заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. — Это делается для увеличения размера пенсии или хотя бы для того, чтобы противостоять падению пенсий, которое неизбежно, если ничего не делать. Пенсионный пирог получается чуть больше (люди больше работают). Если экономика будет адекватно абсорбировать людей (будут рабочие места) то будет лучше, но это зависит от экономического роста. Вопрос в деталях. Прежде всего в распределении эффекта: что будет идти в пенсии и какой будет экономия трансфера».

Здесь надо сразу пояснить, почему возникает вопрос о трансфере бюджетных денег на пенсионные выплаты. Сегодня он составляет 40% общих расходов Пенсионного фонда и, так сказать, для общего спокойствия важно понять, предполагается ли сокращение трансфера в результате экономии, которая будет достигнута за счет существенно более позднего выхода на пенсию.

Если исходить из того, что каждый год на пенсию выходит примерно 1,6 млн человек, а средний размер страховой пенсии составляет 13,7 тыс. рублей в месяц, экономия за 2019 год составит более 260 млрд рублей, а за весь период повышения пенсионного возраста — 5,5–6,5 трлн рублей, по грубым оценкам (плюс взносы, которые будут уплачиваться с зарплат тех, кто вместо пенсии вынужден работать). Это в среднем 1 трлн рублей в год. А трансфер составляет почти 3,7 трлн, причем около трети идет на компенсацию льготных тарифов и досрочного выхода на пенсию, остальное — на валоризацию, доплаты к пенсии и т. д. Что же произойдет с этим балансом?

Пока известно крайне немного. В правительстве подчеркивают, что все шаги предпринимаются исключительно для увеличения размера пенсий для неработающих пенсионеров — ради индексации выше инфляции. «Повышение пенсионного возраста позволит увеличивать размер пенсий неработающим пенсионерам почти на тысячу рублей в год» — эту фразу мы слышали уже неоднократно.

Однако такой информации слишком мало. А другой пока нет. На вопрос «Эксперта», на протяжении какого периода будет производиться повышение пенсий на тысячу рублей в год, в правительстве ответили, что Минтруда сейчас делает соответствующие расчеты. То же касается судьбы трансфера в бюджет ПФР из федерального бюджета — пока в правительстве не готовы ответить, что будет происходить с ним по мере повышения пенсионного возраста, будет трансфер сохраняться или снижаться. А между тем именно расчеты и обязательства по повышению пенсий и снижению или сохранению на прежнем уровне трансфера в Пенсионный фонд из федерального бюджета, на наш взгляд, должны стать главным предметом обсуждения готовящейся реформы в Государственной думе. Потому что люди должны знать, что они спонсируют своим отложенным выходом на пенсию и — надо это признать — серьезным сокращением своих потенциальных доходов, так как пенсия давала сразу как минимум плюс 30% к доходу среднестатистического работника.

Пока расчеты ведутся, но министр труда и социальной защиты Максим Топилин заявил, что пенсии в России после внедрения пенсионной реформы могут вырасти на 8–10% за пять-шесть лет в реальном выражении — однако при инфляции в 3–4% это означает увеличение пенсий всего на 7–8% в год номинально, то есть та самая тысяча рублей в месяц дополнительно еще пять-шесть лет. На это у государства в совокупности уйдет максимум 2,9 трлн рублей. Но ведь сэкономит оно на повышении пенсионного возраста гораздо больше. Значит, трансфер все же будет сокращен? Или же сэкономленные средства будут потрачены куда-то еще? Игнорировать эти вопросы не стоит.

Иногда чрезмерный оптимизм

По расчетам заместителя директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александра Широва, если в 2018–2050 годах демографическая ситуация будет развиваться в соответствии с долгосрочным демографическим прогнозом Росстата от 2015 года (средний вариант рождаемости и смертности и низкий сценарий внешней миграции), то различия в числе пенсионеров при сохранении текущего возраста выхода на пенсию и в рамках нового закона составят к 2020 году 1,95 млн человек, к 2030-му — 9,5 млн, к 2035-му — 12,3 млн человек.

При этом к 2035 году число пенсионеров в отношении к общему населению снизится до 21,5%, то есть будет соответствовать уровню середины 2000-х годов. При сохранении текущей формулы этот уровень составлял бы 30,1% (см. график 3).

При сохранении объема выплат пенсий на уровне 7,5% ВВП на всем периоде до 2035 года в случае, если мы не будем менять возраст выхода на пенсию, средняя пенсия в реальном выражении вырастет на 16,3%, а если повысим так, как предлагает правительство, то к 2035 году пенсии вырастут на 55% (см график 4). Интересно, что эти расчеты противоречат словам первого вице-премьера Антона Силуанова, что, если пенсионный возраст не поднимать, средняя пенсия к 2024 году в реальном выражении уменьшится на треть — согласно расчетам, она все равно будет расти, просто медленнее.

Что касается коэффициента замещения, то в рамках новых сроков действительно можно достичь 40% (см график 5). «Однако если у пенсионной реформы имеется фискальная цель, то есть предполагается не только уменьшение трансфера, но и ежегодная индексация пенсий на тысячу рублей в 2019–2024 годах, то выгода за 2019–2024 годы — примерно 2,8 трлн рублей в текущих ценах», — подсчитали в ИНП РАН.

При этом цена экономии будет высокой, особенно для мужчин. «Россия имеет относительно благоприятные показатели продолжительности жизни при достижении пенсионного возраста, но абсолютно неприемлемые параметры дожития до пенсионного возраста у мужчин, — говорит Александр Широв. — Правительство оперирует крайне оптимистичным сценарием роста средней продолжительности жизни — на семь лет к 2028 году у мужчин. То есть темпом, равным предыдущему десятилетию с аномально низкой базой. Только в этом оптимистичном предположении ожидаемая продолжительность жизни на пенсии у мужчин после повышения пенсионного возраста снижается незначительно — с 16 лет сегодня до 14,7 года в 2035 году».

Если же продолжительность жизни у мужчин будет расти медленнее — а это вероятный вариант, учитывая риск бедности в предпенсионном возрасте, то получится, что экономический эффект (цель которого к тому же так и не ясна) будет в прямом смысле слова оплачен годами жизни российских граждан.

«Выбранный российским правительством вариант повышения пенсионного возраста наиболее жесткий и скоротечный среди известных примеров (см. таблицу 2. — “Эксперт”). Его смело можно назвать шоковым», — резюмирует г-н Широв.

Задача с бассейном

Бюджет ПФР представляет собой своего рода бассейн, в который беспрерывно втекает и вытекает вода. Вытекающий поток — понятно, выплачиваемые пенсии. Втекающий поток — страховые взносы, которые в ПФР платят за своих работников предприятия. Деньги при этом идут на выплату текущих пенсий, а на счетах у работников копятся так называемые пенсионные обязательства (сейчас они копятся в пенсионных баллах, но вице-премьер Татьяна Голикова уже заявила, что надо бы уходить от балльной формулы расчета пенсий, это стало бы правильным шагом).

«Сама по себе балльная формула никак не связана с изменениями пенсионного возраста, другое дело, что нужны прозрачные правила формирования трансферов и определения стоимости пенсионного коэффициента (балла). Именно в этих методиках и должны быть прописаны правила распределения высвобождающихся от повышения денег», — поясняет Юрий Горлин.

Здесь стоит посмотреть на динамику формирования доходов ПФР. Мы можем сделать это с 2001 года. До 2005-го втекающий поток — взносы — более или менее соответствовал вытекающему. Но в 2005 году сказалось сразу три фактора. Во-первых, ставка единого социального налога, в тот момент наполнявшего ПФР вместо страховых взносов, была снижена с 35,6 до 26% ФОТ, при этом на обязательное пенсионное страхование стало идти 20%.

Во-вторых, начала набирать силу запущенная в 2002 году накопительная часть пенсии. От входящего потока взносов отделился солидный ручей, который потек совсем в ином направлении — на счета в ВЭБе и негосударственных пенсионных фондах и дальше в депозиты и облигации.

И в-третьих, правительство начало серьезно повышать пенсии — если в 2004 году средняя пенсия выросла примерно на 265 рублей (около 10%), то в 2005-м уже на 430 рублей (примерно 15%), а за следующие три года средняя пенсия должна была вырасти еще примерно на 80%. Делалось это в рамках борьбы с бедностью и сознательно на средства именно федерального бюджета, а не самого ПФР.

Именно поэтому с 2005 года в бюджете ПФР все большую роль начинает играть трансфер из федерального бюджета (см. график 1).

Тут надо остановиться на очень важном моменте. В самом факте трансфера как в поддержке бюджетом пенсионных обязательств нет ничего страшного. Все распределительные пенсионные системы дефицитны — если, конечно, государство не собирается угробить бизнес и граждан непомерными отчислениями. Более того, Россия не так уж много тратит на пенсионное обеспечение: доля этих трат в нашем ВВП не достигает и 10%, тогда как в развитых странах она устойчиво выше 10% и даже может достигать 15%. Да, трансфер ПФР действительно самая крупная статья расходов нашего федерального бюджета. Но что страшного в самом этом факте?

Негативные эмоции вокруг «огромного дефицита» бюджета ПФР (трансфер сейчас покрывает около 40% расходов Пенсионного фонда) сильно преувеличены, особенно в ситуации настолько низкого госдолга, больших золотовалютных резервов и профицита бюджета, как у нас сейчас. Более того, Россия сейчас находится в отличной финансовой ситуации, позволяющей не спеша, тщательно подготовиться и провести пенсионную реформу в интересах граждан и государства. Это означает создать более устойчивую систему финансирования пенсионных обязательств, которая будет основана не на затыкании потока, вытекающего из бассейна (то есть попытках всеми силами сократить общий объем совокупных выплат пенсий), а на увеличении потока, втекающего в бассейн.

И здесь надо пристальное внимание обратить на доходы ПФР в виде взносов.

Платят все меньше

Возвращаясь к графику 1, мы видим, что в реальном выражении доходы ПФР уже давно находятся на плато. Рывок произошел лишь в 2010 году — тогда тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подняли с 20% сразу до 26%. Потом ставка тарифа менялась еще раз — в 2012 году ее опустили до 22% ФОТ, на этом уровне ставка находится и сейчас.

Но и рывок 2010 года был сделан не просто так, а под увеличение расходов ПФР на валоризацию — переоценку пенсионных прав, которые сформировались в советское время. В целом по стране в результате валоризации средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1090 рублей.

В 2012 году правительство утвердило «Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации», из которой не выполнено за пять лет практически ничего. Возможно, проблема в том, что, с одной стороны, она никак не была увязана со стратегией экономического роста, с другой — включала в себя задачи, противоречащие друг другу и потому невыполнимые в условиях стагнации экономики. Например, как обеспечить 40-процентный коэффициент замещения (сейчас 34%) и сбалансированность формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования, при этом соблюдая адекватный уровень страховой нагрузки на работодателей, если сама база для страховых выплат не растет, так как не растет главное для этой базы — добавленная стоимость, производимая в стране, а ведь пенсии, как и бюджет, — это часть совокупной добавленной стоимости.

При стагнации со сбалансированностью не задалось: трансфер из федерального бюджета постоянно растет. Это и неудивительно: взносы просто не покрывают всех обязательств — например, досрочных и льготных пенсий, валоризации и т. д. «В пенсии каждого человека есть компоненты, финансируемые трансфером из бюджета, — напоминает Юрий Горлин. — Все трансферы — это финансирование льгот, которые законодатель установил в отношении категорий пенсионеров — например, валоризация (советский стаж) или нестраховые периоды (служба в армии, уход за ребенком). Взносов не было, а пенсионные права формируются. Когда человек выходит на пенсию позже, часть трансфера экономится. Другой вопрос, что экономия необязательно должна идти на рост пенсий, иначе есть риск неоправданного разгона. Нужен баланс, чтобы обеспечить более высокую, но более равномерную индексацию пенсий».

Кое-что, впрочем, было сделано: с 2013 года ввели дополнительный тариф страховых взносов для компаний, в которых сотрудники работают в тяжелых или вредных условиях — это должно было компенсировать досрочные пенсии для таких работников. Был также принят федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который устанавливал в каждом случае свой тариф: чем опаснее или вреднее условия труда, тем выше тариф. Сейчас ставка такого дополнительного тарифа колеблется от 1 до 9% ФОТ, но нельзя сказать, чтобы это сильно помогало: так, в 2016 году сумма взносов, поступивших в ПФР по этим дополнительным тарифам, уменьшилась на 3%, до 71 млрд рублей. При этом каждый третий новый пенсионер — досрочник, и государство перечисляет в составе трансферта более 300 млрд рублей дополнительно каждый год на их пенсии.

Но и это еще не все: в последние годы неуклонно падает число компаний плательщиков взносов в ПФР (см. график 11), а число отчисляющих взносы самозанятых растет. Так, за последние четыре года количество компаний-плательщиков снизилось на 400 тыс. — с 5,7 до 5,3 млн. И это плохо для ПФР, так как не компенсируется самозанятостью. Самозанятое население (ИП, адвокаты, частные нотариусы и т. д.) платят взносы раз в год как фиксированный платеж, исходя из минимального размера оплаты труда. А это всего 19,3 тыс. в год плюс 1% от доходов, превышающих 300 тыс. в год.

В 2015–2016 годах Пенсионный фонд России совместно с Министерством труда и социальной защиты, Федеральной службой по труду и занятости и регионами проводил мероприятия по снижению неформальной трудовой занятости граждан и легализации заработной платы. Дополнительно удалось собрать почти 29 млрд рублей за два года. Однако снижение числа компаний-плательщиков — крайне тревожный знак: невозможно наполнить ПФР и обеспечить рост пенсий, если компаний становится меньше. Кроме того, это свидетельствует о том, что ставка пенсионного взноса все-таки слишком высока для наших компаний. И этот момент надо бы учесть при обсуждении всего плана пенсионной реформы — будет ли кому создавать растущую базу. Кстати, как это ни странно, в сегодняшней концепции правительства вопрос о наращивании пенсионной базы через расширение числа компаний-плательщиков вообще не стоит.

Показательно, что уменьшение числа компаний-страхователей коррелирует с ростом занятых в неформальном секторе — в 2017 году Росстат насчитал их 15,4 млн человек (см. график 12). За этих людей вообще не отчисляются взносы в ПФР, а это более 20% всей трудовой силы. Можно предположить, что эти люди вытесняются из белого сектора в теневой за счет банкротства компаний или ухода компаний «в тень».

Наконец, зарплаты — база для взносов — будучи и так довольно низкими, давно стагнируют (см график 10). Объем зарплатного фонда в 2014–2015 годах в реальном выражении снижался, в 2016 году практически не изменился и лишь в 2017-м вырос примерно на 5%. И именно это настоящая проблема формирования полноценной пенсионной системы. Более важная сегодня, чем плохая демография и старение населения, которые наступают пока еще довольно медленно.

Рынок труда не переварит пожилых

Повышение пенсионного возраста сопровождается рядом сомнительных посылок — что якобы работающие пенсионеры просто очень любят работать, а сверхнизкая безработица обеспечит пожилым возможность трудиться. На самом деле это не так.

Что касается любви к труду, то его обусловливает низкий размер пенсии. Вряд ли члены правительства пробовали прожить месяц на 13,7 тыс. рублей, иначе понимали бы, что граждане вынуждены работать прежде всего потому, что должны поддерживать приемлемый уровень жизни. Более того, по данным Ростата, средняя зарплата достигает пика в возрастной группе 30–34 года, а потом начинает снижаться. Если люди 30–34 лет в среднем получают 43,6 тыс. рублей, то предпенсионного возраста 55–60 лет — в среднем 34,3 тыс. рублей, а старше 60 лет — около 31 тыс. рублей. Пожилых на российском рынке труда не любят. Именно поэтому, кстати, не прижился у нас пока гибкий пенсионный возраст: при низкой зарплате люди закономерно предпочитают получить пенсию сразу, а не ждать еще несколько лет.

Что же касается безработицы, то ее уровень в апреле 2018 года достиг 4,9%, и еще 1,5 млн вакансий числится в государственной службе занятости, однако эксперты предупреждают: благостной картина в реальности вовсе не выглядит.

«По нашим исследованиям, только три субъекта федерации дают положительный прирост количества рабочих мест — Москва, Санкт-Петербург и Краснодар, соответственно, они являются и основными потребителями рабочей силы, — говорит проректор Академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук Александр Сафонов. — Все остальные субъекты такой динамики не показывают. Это означает, что в стране идет процесс сокращения рабочих мест — каждый год выбывает больше рабочих мест, чем создается, и это очень серьезная проблема. В правительстве посчитали, что рынок труда сам себя балансирует — только он балансирует себя либо ростом безработицы, либо уменьшением зарплаты. Уже сейчас треть вакансий — формальные, в рамках совместительства. Получается, каждый год нам нужно создавать около миллиона рабочих мест — это фантастика!»

Далее, наш рынок труда довольно концентрирован: порядка 16 млн россиян занято в очень небольшом числе профессий: 6 млн водителей, 4,8 занято в торговле (посредничество) и почти 5 млн педагогов и врачей. «Количество рабочих мест в этих сегментах не растет, тем более что в здравоохранении и образовании идет оптимизация, а рост торговли сдерживает стагнирующий потребительский спрос, — продолжает Александр Сафонов. — Значит, с повышением пенсионного возраста на рынке труда в этих сегментах начнется жесткая конкуренция между молодым и старшим поколением, и у нас появится секторальная безработица и/или безработица среди молодых специалистов. Молодежная безработица страшна тем, что именно молодежь в первую очередь покидает депрессивные регионы. А если мы отдаем предпочтение молодым, то где будут трудоустроены люди старшего поколения?»

Еще одна серьезная проблема — как неожиданно возросший поток трудовых ресурсов скажется на совокупном фонде оплаты труда. Как уже говорилось, поток взносов в ПФР давно находится на плато — в числе прочего из-за стагнации зарплат. Но создавая предложение из 1,5 млн человек в год «несостоявшихся пенсионеров», а это в основном люди, которые будут вынуждены соглашаться на любую работу и зарплату, правительство фактически оказывает понижательное давление на уровень зарплат. «Может сложиться такая ситуация, когда рост фонда оплаты труда будет ниже, чем темпы роста инфляции, — предупреждает Сафонов. — И Минфин получит возврат бумеранга: ему придется еще увеличивать трансфер в ПФР, так как доходная база упадет. На это, кстати, обращала внимание МОТ в своем докладе двухгодичной давности: именно выход заработной платы на плато в 2000-х годах и привел к тому, что большинство пенсионных систем, причем не только солидарных, но и накопительных, стали испытывать кризис. В США сегодня до 60% накопительные пенсионных счетов на нуле, потому что при снижающихся зарплатах и накопления сокращаются, так как надо погашать текущие обязательства (жилье, питание, дети)».

Пока не просчитаны ни переобучение, ни миграционные потоки, ни дополнительные расходы бюджета. Например, на то, что вырастут объемы пенсий по инвалидности: теперь у тех, кто не оформлял инвалидность, надеясь дотянуть до пенсии, не будет вариантов, а продолжительность «здоровой» жизни у мужчин в среднем составляет 62 года. Детей на бабушек -дедушек тоже не оставишь — значит, матери не будут выходить на работу (семьи будут жить хуже) либо снизится рождаемость. В Академии труда и социальных отношений посчитали, что через четыре года эффект экономии от повышения пенсионного возраста обнулится, а через семь лет уровень расходов на соцпрограммы и прочие пособия (по безработице, по инвалидности и т. д.) будут равен одному трансферу.

Новый фонд

В заключение нужно упомянуть альтернативный метод наполнения пенсионной системы, который мы когда-то пытались применить, но эксперимент оказался неудачным. Речь идет о пенсионных накоплениях — в формате специального созданного суверенного фонда капитала. Напомним, в 2008 году из Стабфонда был выделен Фонд национального благосостояния, который должен был аккумулировать нефтяную ренту по примеру Норвежского глобального пенсионного фонда. Идея логична: если, согласно Тому Пикетти, капитал всегда прирастает быстрее, чем зарплаты, то, формируя капитал и наращивая его, можно создать неплохую поддержку для пенсионной системы и сделать ее устойчивее, чем если наполнять ее только с отчислений с зарплат.

В наших условиях как частные НПФ, так и государственный ФНБ провалили свои миссии. НПФ кинулись вкладывать деньги в проекты своих акционеров, ФНБ поступал примерно так же. Большая часть средств нашего ФНБ просто лежит на счетах либо в валюте, либо в рублях, а банки — держатели депозитов ФНБ сами вкладывают средства в проекты. Кроме того, ФНБ владеет пакетами привилегированных акций ВТБ, РСХБ и Газпромбанка — эти пакеты фонд приобрел в 2014 году. Минфин также пока не фиксирует убыток по долгу ФНБ Украине в три миллиарда долларов — долгу уже невозвратному. В целом инвестиции средств ФНБ не носят системного характера и не направлены на серьезное приращение самого фонда.

При этом переформатирование ФНБ, прозрачная стратегия, нацеленная действительно на прирост его вложений, могли бы дать нам в длительной перспективе отличное финансовое подспорье для пенсионной системы.

Может сложиться впечатление, что мы принципиальные противники повышения пенсионного возраста. Это не так. Повышение пенсионного возраста действительно необходимо и неизбежно. Однако чтобы стать благом, оно должно сопровождаться тщательными реальными расчетами — и экономическими, и демографическими. И прежде всего оно должно быть плавным — на наш взгляд, не быстрее шести месяцев в год. Мы ничего не потеряем, если переход к новому пенсионному возрасту произойдет не за пять–восемь, а за десять–пятнадцать лет. Мы только приобретем. Те поколения, которые повышение возраста коснется, успеют подготовиться к нему, возможно, получить другую профессию, да и рынок труда успеет подстроиться под новые перспективы. За эти годы можно также выстроить новую, более разумную накопительную систему. И оставить государству в основном функцию оберегания права на накопления и их сохранения.

Поляки затормозили

Пенсионная система Польши во многом похожа на российскую, однако есть и существенные отличия. В 1999 году прошла масштабная пенсионная реформа, которая фактически создала современную польскую пенсионную систему. Главный элемент этой системы — Фонд социального страхования (Zakładu Ubezpieczeń Społecznych, ZUS), который объединяет в себе функции российских ПФР и ФСС. В этот фонд перечисляется 19,52% зарплаты польских работников, при этом половину (9,76%) выплачивает сам работник и столько же платит работодатель.

Из них 12,22% польское государство расходует на выплаты пенсий текущим пенсионерам, 4,38% перечисляется на специальный субсчет будущего пенсионера в ZUS, а 2,92% ZUS перечисляет в открытый пенсионный фонд — аналог наших НПФ. До 2011 года все 7,3% перечислялись в открытые пенсионные фонды, но потом в пенсионной системе стало не хватать денег, и правительство Польши забрало себе еще 4,38% (похожая реформа в виде замораживания накоплений была проведена у нас в 2014 году). Однако эти 4,38% остаются в некоторой степени в собственности будущего пенсионера и могут наследоваться. Фактически это долговая расписка польского государства.

По экспертной оценке, опубликованной в польском издании Gazeta Prawna, ежегодный дефицит пенсионной системы в стране в 2017–2021 годах составит до 50,6 млрд злотых (13,7 млрд долларов), причем это оптимистический сценарий. Однако даже с таким дефицитом, а также с довольно высоким по нашим меркам возрастом выхода на пенсию коэффициент замещения в Польше, по оценке ОЭСР, составляет 39% для мужчин и 34% для женщин, что значительно меньше средних по ОЭСР — 63 и 62% соответственно. Эти оценки для Польши сделаны уже с учетом отмены повышения пенсионного возраста в октябре 2017 года.

История с повышением пенсионного возраста в Польше довольно интересна. С 1 января 2013 года в стране началось плавное повышение пенсионного возраста до 67 лет для обоих полов с 65 у мужчин и 60 у женщин. Повышение должно было быть плавным — месяц в квартал. Для мужчин 67 лет должны были быть достигнуты в 2020 году, для женщин — в 2040 году. Однако в октябре 2017-го повышение было отменено с подачи партии «Право и справедливость» (это было их предвыборное обещание на выборах 2015 года), и пенсионный возраст был возвращен к изначальным значениям. Существенных последствий для экономики Польши этот эксперимент не имел, так как на момент отмены пенсионный возраст был повышен всего на 14 месяцев.

Тем не менее даже такое небольшое снижение обойдется бюджету страны в 1 млрд злотых (240 млн долларов) в 2017 году и в 10 млрд злотых (2,3 млрд долларов) в 2018-м, что примерно соответствует 0,5% ВВП Польши.

 

Алексей Долженков

Пенсионная система требует серьезных вливаний из бюджета с 2005 года, когда пенсии начали быстро повышать и ввели накопительную часть

В нынешнем десятилетии реальный размер пенсии в России не увеличился после удвоения в 2000-е годы, а коэффициент замещения даже несколько снизился

Повышение пенсионного возраста в соответствии с планами правительства уменьшит количество пенсионеров к 2035 году на 12 млн человек

Если фискальный эффект от повышения пенсионного возраста останется в пенсионной системе, к 2035 году средняя пенсия в реальном выражении вырастет примерно в полтора раза

Повышение пенсионного возраста может приблизить коэффициент замещения к международно рекомендованному ориентиру в 40%

Если исходить из оптимистического демографического прогноза правительства, ожидаемая продолжительность жизни на пенсии даже после повышения пенсионного возраста к 2035 году останется существенной — около 15 лет у мужчин и около 20 лет у женщин

Бюджет ПФР стал дефицитным в 2014 году, и даже заморозка накопительной части не спасла положение

Однако на выплаты пенсий денег не хватает давно…

… и трансфер из федерального бюджета растет. Почему?

Причина 1. Резкий взлет взносов в ПФР в 2011 году был вызван повышением ставки. После этого динамика взносов следовала за зарплатами, которые стагнируют

Причина 2. Взносы в ПФР платит все меньше компаний, взносами самозанятых это не восполнить

Причина 3. Угроза для пенсионной системы — резкий рост теневой занятости

Демографические параметры пенсионных систем в некоторых странах

Планы повышения пенсионного возраста в зарубежных странах

Кто платит пониженные пенсионные взносы

expert.ru

«Это не реформа, а конфискация» — эксперты рассказали зачем повышают пенсионный возраст

Россияне vs Правительство — более миллиона россиян выступили против повышения пенсионного возраста, сообщает DEITA.RU.

Весть о перекройке пенсионного законодательства не сразу завладела вниманием граждан. Видимо отойдя от захлестнувшей страну футбольной эйфории, будущие, но внезапно отсроченные, пенсионеры начали что-то подозревать. И вот уже число подписантов петиции на портале www.change.org с требованием не повышать пенсионный возраст перевалило отметку в миллион человек. Отметим, что даже глава приморской столицы Виталий Веркеенко публично подписался под этим требованием, а также призвал сделать так всех остальных жителей Владивостока. Пока градус народного возмущения закипает большей частью в виртуальной среде, не переходя в уличную плоскость. Ограничившись немногочисленным выступлением в Новосибирске. Тем не менее, СМИ уже сообщили, что Кремль рассматривает условия смягчения пенсионной реформы из-за боязни возможных протестов. Несомненно, анонсируемая реформа касается каждого жителя страны, а значит стоит понять, чего она будет стоить всем нам? Разбиралось DEITA.RU.

Медведев: «Всем будет лучше»

В то время, когда внимание большинства населения было переключено на мировой футбол и победу российской сборной, российское же правительство решило вдруг объявить о том, чего в нашей стране не происходило более полувека — изменении пенсионного возраста.

Правда, не о мгновенном, а поэтапном. И хоть почва под столь непопулярную меру зондировалась давно, все равно приятного мало: как-никак покушение на одно из самых стабильных явлений нашего бытия. Пенсия — это все-таки не подарок от власти, а — те деньги, которые мы доверили государству, чтобы оно скопило нам их на, желательно, безбедную старость. Да и к тому же президент Путин с 2005 года неоднократно обещал, что повышения пенсионного возраста «в ближайшее обозримое время» не будет. Так и говорил: «пока я президент, такого решения принято не будет».

Однако, правительство вопреки обещаниям объявило, что возраст выхода на пенсию будет повышен. К 2028 году планируется довести возраст выхода на пенсию для мужчин до 65 лет, и к 2034 году  до 63 лет для женщин. Пенсионный возраст увеличится и для некоторых категорий, которые имеют право выйти на пенсию досрочно. Например, граждане, работающие в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, смогут выйти на пенсию в 60 и 58 лет (для мужчин и женщин соответственно). Сейчас их пенсионный возраст составляет 55 и 50 лет. Переходный период для них будет тем же, что и для выхода на пенсию по общим основаниям. Кроме этого, возраст выхода на досрочную пенсию (на те же пять и восемь лет) также повысится для педагогических, медицинских и творческих работников. Социальную пенсию по старости, которую получают граждане, не имеющие необходимого стажа работы, тоже отодвинут — с 65/60 лет для мужчин и женщин до 70/68 лет.

Заявлено, что на этот шаг правительство пошло поскольку работающих людей «становится все меньше, пенсионеров, соответственно, все больше», заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, а это может привести к «разбалансировке пенсионной системы, вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства». А вообще именно повышение пенсионного возраста поможет «обеспечить нормальный уровень жизни пенсионерам», подчеркнул он.

Законопроект о пенсионной реформе уже внесен на рассмотрение депутатам Государственной Думы. Уже сегодня, 18 июня, Совет Госдумы рассмотрит документ и направит на обсуждение в регионы. Однако реакцию региональных законотворцев судя по всему предугадать несложно. Несмотря на то, что против повышения пенсионного возраста выступили оппозиционные партии, но зато о поддержке инициативы правительства уже заявили в партии власти «Единой России», контролирующей все парламенты регионов. Единороссы пошли еще дальше, придумав спешную памятку для народа, призванную объяснить несведущим избирателям как важно для Родины выходить на пенсию на пять-восемь лет позже, а заодно какие сказочные блага это всем нам принесет. Впрочем, у людей по-настоящему сведущих в экономике, немного иной взгляд.

Экономисты: «Лучше не будет»

Так, по словам кандидата экономических наук, преподавателя Школы экономики и менеджмента ДВФУ Максима Кривелевича, в предложении правительства лично он не обнаружил никакой пенсионной реформы: «Я увидел только конфискацию», — лаконично комментирует эксперт. Обращая внимание, на тот факт, что у каждого работающего мужчины, таким образом забрали порядка 1 млн. руб., а у каждой работающей женщины – 1.5 млн. рублей.
«Почему собственно должен повышаться пенсионный возраст? У нас, что все остальное — средняя зарплата, качество медицины и образования или может быть уровень жизни, уровень коррупции, равенство всех перед законом — уже как в европейских странах?». Попытка же найти в происходящем какое-либо основание, исходя из целесообразности и экономической обоснованности, выглядит более чем абсурдно. Экономист считает, что у повышения пенсионного возраста в России — лишь одна причина: «влиятельные группы интересов нуждаются в повышении количества денег в бюджете для того, чтобы их лучше осваивать. Есть вещи, которые имеют простое физическое объяснение. Все остальное — лишь попытка навязать дискуссию. Однако бесчисленность версий говорит о том, что ни одна из них никакого отношения к реалиям не имеет», — заключает Кривелевич.

«Существует социально-экономический фактор, объясняющий повышение пенсионного возраста: власти откуда-то нужно взыскивать средства на исполнение всех обязательств», — продолжает его коллега, доктор экономических наук, профессор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Александр Латкин.
Формально, представленные правительством обоснования вроде бы и имеют под собой некую почву, рассуждает экономист. Но вместе с тем, не берется во внимание целый ряд отягчающих факторов.

«У нас огромное число людей выходят на пенсию в 40-45 лет, большое число из которых — это сотрудники силовых и военных структур. Если мы не затрагиваем данную категорию досрочников, тогда, как карточный домик, рассыпается обоснование, что нам Пенсионный фонд некому наполнять поэтому мол, и повышаем возраст выхода на пенсию».

Вообще о дефиците Пенсионного фонда (ровно, как и об особняках в которых находятся его региональные филиалы) говорят в нашей стране давно. При этом, по мнению ряда экспертов, дефицит этот возникает из-за того, что большое количество занятых граждан находится в «серой зоне» и от их зарплат не платятся страховые взносы. По оценкам ПФР, из 77 миллионов трудоспособного населения регулярные отчисления поступают только на 43,5 миллиона работников. Теневой фонд оплаты труда составляет порядка 10 трлн. руб. в год, в результате чего в Пенсионный фонд не поступает 2,2 трлн. руб.
Так же, заявленная пенсионная реформа может, по мнению Латкина, породить следующий побочный эффект:

«У нас в стране, что бы ни говорили, существует безработица: порядка 5% трудоспособного населения работу найти не могут. И не найдут, потому что замещения старых молодыми кадрами не произойдет. Количество людей, которые не уйдут со своего рабочего места на пенсию в прежний срок исчисляется миллионами. Все они останутся на рынке труда. Одно дело, если бы мы показывали рост объемов производства, то тогда нам нужны были бы люди, которые придут на это производство. Но с учетом низкого уровня производительности труда, одного из самых низких в мире, возникает проблема: куда мы будем трудоустраивать не трудоустроенную молодежь?», — задается вопросом эксперт.

Вместе с тем в стране продолжает сохраняться весьма увесистое число(порядка 30% от общей численности) официально работающих пенсионеров, индексация пенсий которых не производится с 2016 года. И размораживать ее, по словам президента Путина, не планируют вплоть до 2020 года. При том, что все налоговые и социальные выплаты все это время исправно вычитаются из зарплаты данной категории пенсионеров.

Время недожития

Отдельно стоит остановиться на, пожалуй, главном аргументе, выдвигаемом правительством в пользу пенсионной реформы — реальная трудоспособность населения оказывается сильно изменилась: «С 1932 года, когда пенсионный возраст начали вводить, продолжительность жизни выросла на 29% и составляет сегодня 73 года!»,- восторженно оповещает разъяснительная агитка «для чайников» от «Единой России».

При этом, ожидаемая продолжительность жизни, по данным Росстата в 2017 году, составляла 66,5 лет для мужчин и 77,6 лет для женщин. Таким образом, не составит большого труда посчитать, что среднестатистический мужчина успеет насладиться заслуженным отдыхом на пенсии лишь полтора года. И это еще как повезет. Вот и Владимир Путин в 2015 году признавал, что «хоть продолжительность жизни и растет, но все-таки для мужчин это 65,5 лет. Ну что же это если мы в 65 поставим возраст выхода на пенсию, значит отработал — в деревянный макинтош и поехал что ли? Это невозможно».

По все тем же данным Росстата, в 62 субъектах Российской Федерации из 85 средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин меньше 65 лет, а в трех субъектах — меньше 60 лет. При сохранении демографических тенденций в целом по России, до 65 лет не доживет 40% мужчин и 20% женщин. Реализация предложения о повышении пенсионного возраста будет означать, что значительная часть российских граждан не доживет до пенсии, констатируют аналитики. Даже при действующем пенсионном возрасте у мужчин (60 лет) вероятность дожития 20-летних мужчин до этих лет равна 68%, вторят им экономисты РАНХиГС. Таким образом, в случае увеличения возраста выхода на пенсию до 63 лет вероятность дожить до него и уж тем более долго прожить на пенсии для российских мужчин становится одной из самых низких среди развитых стран.

Вместе с тем, по сроку продолжительности жизни Россия находится только во второй сотне стран мира. Безусловно в большинстве развитых стран на пенсию выходят позже, чем у нас. Так, например, в Японии, где на пенсию и мужчины и женщины выходят в 70 лет, средняя продолжительность жизни 82 года. Ну, и наверное, не стоит забывать и о той существенной разнице в размере пенсии российской бабушки от какого-нибудь германского дедушки. Поскольку один из них на эту самую пенсию живет, а другая выживает.

Нам оно надо?

«Да, средняя продолжительность жизни у нас выросла. Но вот какой жизни?», — задается вопросом экономист Александр Латкин, — «Экономика трещит по швам: средняя заработная плата не растет, а количество бедных начинает достигать гигантских масштабов. Хорошо, вы нам (правительство) говорите, что главная задача — это борьба с бедностью. Но сами себе противоречите — жизнь-то только ухудшается. Докажите нам гражданам, что это повышение действительно необходимо».

Стоит ли вообще игра по повышению пенсионного возраста свеч — вот главный вопрос. Ради чего населению вновь выворачивают карманы? По оценкам экономистов, федеральная казна от сэкономленных на реформе средств пополнится на 350 миллиардов рублей. Для бюджета — это всего лишь доход в пару-тройку процентов, а для гражданина это порядка 180 тысяч ушедших пенсионных рублей в год.

«Сэкономят больше, чем потратят на повышение уровня действующих пенсионеров», — уверен Александр Латкин, продолжая: «Понимаете, вот если бы нам дали гарантии, что начиная с 2019 года жизнь рядового российского пенсионера станет лучше на сколько-то и столько, но вместо этого слышим об обещанном премьером Медведевым ежегодном ничем не гарантированном росте средних пенсий на 1000 руб. в месяц. Но, что сегодня тысяча рублей? Разовый поход в магазин — инфляция ее просто растворит. Так может быть прежде чем повышать пенсионный возраст, стоит начать с уровня жизни. Хотелось бы, конечно, чтобы в нашей стране, в которой откровенно говоря, есть объективно элемент некоего вранья, государство взяло обязательства и четко проговорило: на сколько в процентном соотношении, благодаря таким радикальным мерам вырастит уровень пенсий у пенсионеров», — заключил эксперт, отметив подобные преобразования просто необходимо выносить на общественное обсуждение. Так как на сегодня мало кто из граждан удовлетворен обоснованием правительства и вообще понимает, а почему, собственно, он должен работать еще дольше.

Между тем, на фоне рассуждений о необходимости повышения пенсионного возраста у простых граждан, правительство продолжает спасать банкиров, прогнозирует агентство Fitch. Суммарно банки, находящиеся на процедуре финансового оздоровления, потребуют от ЦБ дополнительной поддержки на сумму от 800 млрд до 1 триллиона рублей (около 14-18 млрд долларов). Банк России будет вынужден продолжить масштабную денежную эмиссию, закрывая с помощью «печатного станка» дыры в российской банковской системе, которая с 2014 года уже получила больше 4 триллионов рублей господдержки, но не стала при этом ни стабильнее, ни прибыльнее.

Только за последний месяц Министерство финансов и ЦБ направили в банковскую систему страны полтриллиона рублей. Год назад на помощь группе ВТБ государство бросило почти триллион рублей из-за дефицита структурной ликвидности, теперь помощь оценивается уже в 2,2 триллиона рублей. Еще почти триллион выдан Газпромбанку и полтриллиона Россельхозбанку.

Андрей Горюнов

deita.ru

все про пенсии в России в 2016 году

Катастрофой века стал взрыв в Чернобыле, который унес с собой много жертв. Не только тех, кто кинулся спасать и ликвидировать проблему, но и многих, кто находился недалеко от этого страшного места.

В зависимости от степени тяжести травмы, возраста инвалида и его звания, денежные средства, т. е. размер пенсии, рассматривается в индивидуальном порядке.

Педагоги, как и остальные российские граждане, с большой опаской ожидают наступления 2019 года, поскольку толком еще не знают, как много им будут платить на пенсии и сохранят ли для них власти льготу по выходу на заслуженный отдых после достижения необходимой выслуги лет.

Прошедшим летом Государственной думой был принят закон, предполагающий реформирование пенсионной системы.

Если мы взглянем на перечень документов, необходимых для получения пенсии, то найдем там только перечисленные ниже бумаги общегражданский паспорт, который будет выступать в роли удостоверения личности; справка о среднем заработке за последние годы либо о доходах, получаемых на протяжении 5 лет подряд; трудовая книжка, подтверждающая наличие стажа.

Пенсионеры, к сожалению, продолжают оставаться одной из наименее защищенных в социальном плане категорий населения. Поэтому государство старается оказывать им посильную помощь.

Пенсия – это совершенно заслуженный отдых. Но что делать человеку, если ему совсем не хочется отдыхать, несмотря на преклонный возраст? Действующее законодательство не ограничивает желания пенсионеров продолжать работу и зарабатывать деньги. Напротив, оно позволяет им открывать собственный бизнес в качестве индивидуальных предпринимателей.

Пенсионная реформа в России ввела в обиход пенсионеров понятие страховой пенсии. Теперь практически каждый пожилой гражданин разбирается в нюансах начисления пенсионной помощи.

pensiaexpert.ru

Пенсионная реформа: эксперты предлагают не трогать россиян старше 50 лет

«Люди, которым до пенсии один шаг, воспримут действия правительства в штыки»

— Я считаю, что реформу можно применить к людям, которым сейчас 45 лет и младше, в крайнем случае до 50 лет, — говорит политолог Дмитрий Малых. — Естественно, мы столкнемся и с такими случаями, когда граждане, у которых разница в возрасте год, будут работать на несколько лет больше, чем их сограждане, родившиеся на год позже. Но должна же быть возрастная граница, где можно принять болевое решение и проявить политическую волю. Недовольные будут всегда. Надо все взвесить и объяснить гражданам, чтобы они были готовы к реформе.

Проблема заключается в том, что требуется не повышение пенсионного возраста, а серьезнейшая реформа пенсионной системы. Детали замысла правительства пока не до конца ясны, но уже более менее прослеживается то, что будет восстановлена накопительная пенсионная система в виде индивидуального пенсионного капитала, которая придет на смену замороженным накопительным пенсиям, — говорит советник Института современного развития Никита Масленников. — Но неясно, как будет решаться вопрос с теми, кто выходит на пенсию до срока, а это каждый четвертый. Здесь требуется пересмотр вредных профессий, добавление новых. Нужно также поднять мотивацию предпринимателей, чтобы создавать собственные корпоративные пенсионные системы.

По мнению эксперта, нужно возвратиться к ясной и прозрачной, проверяемой всеми методике расчета пенсионного коэффициента, то есть баллам.

Сейчас есть три принципиальных вопроса, которые должны решаться одновременно с повышением пенсионного возраста. Первый — это вопрос переквалификации. Повышать пенсионный возраст, не выстроив в стране систему непрерывного образования — это нонсенс. Люди раз в 5 лет должны обновлять свою квалификацию. Сегодня лишь 17 процентов трудоспособного населения охвачены программой переквалификации -это очень мало. Вторая проблема в том, что люди старшего возраста, если даже они будут продолжать работать, но они болеть меньше не станут. Нужны определенные затраты на диспансеризацию и здравоохранение. И третья проблема — гарантия занятости. В 45 лет во многих местах уже не берут на работу. Где гарантии трудоустройства таких людей? Хотя можно предложить просто страховать таких людей от безработицы.

Требуется определенный переходный период для осуществления пенсионной реформы. Например, если человек не выходит на пенсию тогда, когда ему положено, то у него должны накапливаться бонусы, и потом он получит пенсию больше, чем если бы он вышел на пенсию вовремя. Причем ощутимо больше, раза в полтора, чтобы была мотивация.

— Под обязательное увеличение пенсионного возраста, я думаю, попадет самое креативное сегодня население, те, кому сейчас до 45 лет, — продолжает эксперт.- Для остальных нужно выработать специальные механизмы плавного выхода на пенсию. В мировой практике европейских государств пенсионные системы хорошо продуманы. Есть определенные ограничения по выплате пенсий в Китае, там не все получают страховую пенсию. Во Вьетнаме, Индии и Филиппинах забота о пожилых людях возлагается на семьи и социальные фонды, но у нас должна быть своя система.

Дмитрий Малых считает, что непопулярные меры нужны, но людей к реформе надо готовить. Иначе и до социального взрыва недалеко.

С точки зрения экономики повышение пенсионного возраста, конечно, целесообразно, но гражданам очень тяжело будет воспринято это решение, — продолжает политолог. — Так как средняя продолжительность жизни растет, это бьет по экономике, и такое решение принимать нужно. Относительно спокойно отнесется к повышению пенсионного возраста молодежь, но те, кому до пенсии осталось 1-2 года, воспримут это в штыки. Я считаю, что запустить эту программу нужно только через 5 лет, чтобы люди, которым осталось несколько лет до пенсии, не получали удар в спину от государства, а смогли подготовиться. Государство должно создавать для них рабочие места и обеспечить более качественной медицинской помощью.

По мнению Дмитрия Малых, скорее всего, останутся льготные категории граждан, которые по-прежнему будут выходить на пенсию раньше, так как нужно мотивировать людей, которые служат в армии, работают на Севере…

Напомним, что правительство России выбрало один из нескольких предложенных ранее вариантов повышения пенсионного возраста: теперь мужчины будут уходить на пенсию в 65 лет, а женщины в 63 года. Концепция пенсионной реформы, как утверждают источники, близкие к правительству, будет утверждена на заседании 14 июня.

В ходе прямой линии 7 июня Владимир Путин отметил, что ключевая задача во всей системе пенсионного обеспечения — это значительное повышение уровня благосостояние пенсионеров, а к повышению пенсионного возраста он всегда относился «в высшей степени осторожно и аккуратно». В итоге президент все-таки не стал отрицать идею увеличения возраста выхода на пенсию для россиян, что, возможно, послужило немым согласием для новой пенсионной реформы.

Ранее экономисты РАНХиГС предупреждали, что если не повышать пенсии, то нагрузка на экономику будет расти, а реальные пенсии сокращаться. А так как население страны стареет, и численность пенсионеров к середине 2030-х годов сравняется с числом работающих россиян, то кормить пожилых людей будет просто некому. Если не повышать пенсионный возраст, придется повысить ставку страховых пенсионных взносов (сейчас они составляют 22%) или увеличить трансферт Пенсионному фонду из федерального бюджета до 3,6% ВВП к 2050 году.

Читайте материал: Повышение пенсионного возраста правительством поставило россиян перед угрозой нищенства

В продолжение темы: СМИ узнали о готовности законопроекта о повышении пенсионного возраста

www.mk.ru

Эксперт: В повышении пенсионного возраста нет ничего устрашающего

Грядущую пенсионную реформу надо было провести уже давно, говорят эксперты. И вообще пора навести порядок в пенсионной системе.  

-Пенсионная система сейчас в раскардаше,- говорит доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра занятости и социально-трудовых отношений Института экономики РАН Марина Баскакова. – На моей памяти грядет пятая или шестая реформа. Ну, это же невозможно! Люди ничего не понимают и не верят. Они думают, какой смысл стараться, зарабатывать пенсию, все равно через два года все поменяется. Пенсионная система должна быть стабильна, такую реформу нельзя проводить впопыхах. Тогда люди будут заинтересованы в том, чтобы как можно дольше работать. 

По мнению Марины Баскаковой,  в повышении пенсионного возраста нет ничего устрашающего: СМИ искусственно раздули тему. На самом деле, уже лет 20 этот вопрос открыт.

-Излишне политизирована тема, и ей уделяется чрезмерное внимание, — поясняет Баскакова. – А она давно перезрела. Помню, 15-20 лет назад, когда о повышении пенсионного возраста заговорили  впервые, люди радовались. Потому что при приближении срока пенсии они становились неконкурентоспособными. Особенно женщины жаловались, что их после 35 лет уже не брали на работу,  потому что в 55 светила пенсия. Представляете, на тот момен, женщина проводила 40 процентов взрослой жизни на заслуженном отдыхе! 

Более того, существующие нормы были приняты аж в 1932 году: основой для актуальных по сей день цифр – для женщин 55 лет, для мужчин 60 – стало масштабное исследование, говорившее о резком падении трудоспособности именно в этом возрасте.

-Но, позвольте, уже прошло много лет, — рассуждает Марина Баскакова, —  В то время другая медицина была, другие условия труда, продолжительность жизни была другой. Все изменилось. Тем более, Россия   единственная их стран СНГ еще не подняла пенсионный возраст. В других странах он давно повышен. И никаких серьезных волнений не было. Люди пошумели, но ничего страшного не произошло.

Действительно, большинство постсоветских стран уже провели свои пенсионные реформы. Где-то они проходят и сейчас.

— Например, в Белоруссии, — говорит заместитель аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова, — пенсионный возраст для женщин повышается с 55 до 58 лет, а для мужчин – с 60 до 63 лет, причем повышение идет на полгода ежегодно, закончить реформу планируется к 2023 году.

В России пенсионную реформу планируют завершить к 2028 году для мужчин, установив им возраст выхода на пенсию 65 лет, и к 2034 году —  для женщин, повысив их пенсионный возраст до 63 лет.

КОМУ КОГДА НА ПЕНСИЮ

Женщины

Год рождения

Год выхода на пенсию

Возраст выхода на пенсию

На сколько лет увеличен возраст выхода на пенсию

1964

2020

56

+1

1965

2022

57

+2

1966

2024

58

+3

1967

2026

59

+4

1968

2028

60

+5

1969

2030

61

+6

1970

2032

62

+7

1971

2034

63

+8

Мужчины

Год рождения

Год выхода на пенсию

Возраст выхода на пенсию

На сколько лет увеличен возраст выхода на пенсию

1959

2020

61

+1

1960

2022

62

+2

1961

2024

63

+3

1962

2026

64

+4

1963

2028

65

+5

ПО ТЕМЕ

Эксперт: Власть должна разъяснить суть пенсионной реформы

Сегодняшнее заседание нового российского правительства могло бы стать одним из самых заметных событий за последние несколько лет, если бы не начавшийся в этот же день чемпионат мира по футболу. Слишком праздничное настроение у народа, чтобы портить его размышлениями о возможном повышении пенсионного возраста. Хотя волнительно, очень волнительно (далее…)

vm.ru