Как законно снизить проценты удержания из пенсии – Как уменьшить размер удержаний из пенсии

Содержание

Как уменьшить размер удержаний из пенсии

​Удержания из пенсии – способ принудительного взыскания задолженности при наличии судебного решения и исполнительного документа или судебного приказа, иногда – по решению ПФР.

Непосредственным удержанием денежных средств занимается организация (фонд), осуществляющая выплату пенсии, в соответствии с тем порядком и размером, которые предусматривает исполнительный документ или решение ПФР. Таким образом, уменьшить размер (процент) удержаний можно только путем изменения самого порядка взыскания. Как правило, этого можно добиться только через суд, поскольку, скорее всего, кредитор или иной получатель принудительно взыскиваемых денежных средств добровольно на пересмотр размера удержаний в меньшую сторону не согласится, да и идти на заключение такого соглашения – оставлять возможность его оспаривания или затягивать урегулирование ситуации в свою пользу. Кроме того, суды очень часто встают на сторону пенсионеров, особенно если первоначальный исполнительный документ предусматривает максимально допустимый уровень удержаний (50%, реже – 70%).

Пенсии в России невелики по размеру, и, доказав, что оставшихся после удержания и прочих обязательных выплат, например, коммунальных платежей, денежных средств недостаточно для нормальной жизни, легко добиться выгодного для себя судебного решения.

Уменьшение размера удержаний, осуществляемых по исполнительному документу

Согласно закону, предельно допустимый размер удержаний из пенсии составляет 50%, в некоторых случаях (алименты, погашение ущерба от вреда здоровью, преступления и другие) – 70%. Установленный процент взыскания распространяется на все доходы пенсионера, и если они ограничены пенсией – применяется только к ней. Выданный судом исполнительный лист (судебный приказ), а также взыскание за счет пенсии действуют в отношении и страховой, и накопительной частей пенсии.

Если так случилось, что при рассмотрении в суде дела о взыскании вопрос об уменьшении удержаний был упущен из виду, суд определил максимальный процент или меньший, но все равно кажущийся пенсионеру высоким, то для его снижения необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Высока вероятность уменьшить размер удержаний в следующих случаях:

  • изменение материального (финансового) положения пенсионера, например, если у него появился ребенок, исчезли иные источники доходов или значительно выросли расходы;
  • совокупный размер всех удержаний из пенсии и объективно необходимых затрат при условии, что пенсия – единственный источник доходов, не позволяет поддерживать нормальное качество жизни;
  • оформление инвалидности;
  • пенсионеру требуется дорогое лечение, которое урежет бюджет до минимума даже без учета всех удержаний и иных расходов, а с ними – тем более;
  • иные объективные и уважительные причины, не позволяющие нести все финансовые обязательства и при этом сохранять нормальное качество жизни.

При подготовке заявления в суд обязательно необходимо указать причину (основание) уменьшения ранее установленного размера удержаний и приложить документы, подтверждающие наличие причины и ее уважительный характер. Скорее всего, потребуется выполнить и некоторые расчеты, которые позволят наглядно показать суду объективность, а лучше – крайнюю необходимость, изменения порядка и размера взыскания.

Вполне реально снизить 50% до 25% и меньше, особенно если речь идет о кредитных долгах. С алиментными обязательствами – сложнее, но не бесперспективно.

Рассматривая возможность снижения размера удержаний из пенсии, обратите внимание, что есть специальный случай, когда взыскание за счет пенсионных средств прямо запрещено – пенсия по потере кормильца. Хотя это и маловероятно, но если все-таки взыскание начато за счет доходов, получаемых в виде этого вида пенсии, необходимо требовать прекращения незаконных действий и возврата незаконно удержанных сумм. Обычно такую ошибку допускают приставы, когда в исполнительном документе не определены конкретные виды доходов, на которые распространяется принудительное взыскание. Поэтому обращаться по поводу прекращения незаконных действий и возврата удержанных сумм необходимо в ФССП. Не помогает – в суд.

Уменьшение размера удержаний, определенных ПФР

Осуществлять удержания из пенсии без наличия судебного решения вправе сам Пенсионный фонд. Такое решение наиболее часто принимается по итогам сверки или проверки, выявившей переплату пенсии или иных социальных выплат, осуществленных через ПФР. В этом случае пенсионеру, как правило, первично предлагается самостоятельно выплатить фактически незаконно полученные денежные средства, а если это невозможно или пенсионер отказывается платить – выносится решение о принудительном удержании. Размер такого удержания не может составлять более 20%, причем распространяется только на страховую часть пенсии. Увеличить процент можно только по соглашению сторон или в случае поступления от пенсионера соответствующего письменного заявления.

К самостоятельным действиям ПФР по поводу удержаний из пенсии сумм переплаты законодательство об исполнительном производстве не применяется. Исключение – обращение ПФР в суд и получение исполнительного документа. В этом случае будет действовать общий порядок взыскания, а его размер может увеличиться до 50% или до 70%. Но, как правило, ПФР решает вопрос в досудебном порядке, более того – часто удается договориться о смягченном варианте возврата переплаты, в том числе с рассрочкой на 6-12 месяцев.

Если своим решением ПФР установил определенный процент удержаний и его необходимо снизить – пишите заявление на имя руководителя своего отделения ПФР, приводите те же самые доводы и уважительные причины, что и в суде. Если же действия фонда вам кажутся незаконными, а обращение к руководству ситуации не меняет, то необходимо готовится к судебному процессу.

При урегулировании вопросов удержаний из пенсии с ПФР следует учитывать, что ни ошибочные действия сотрудников фонда, ни технический сбой, ни иные причины не могут освободить от необходимости возврата переплаченных сумм. Как бы то ни было, они получены незаконно, хоть и не по вине пенсионера. 

law03.ru

Могут ли приставы удерживать деньги с пенсии в 2019 году?

Для многих граждан старше 60 лет пенсия остается одним источником дохода. Однако и этим доходом придется делиться, если у гражданина обнаружатся долги. Вопрос только в доле удержаний, а вот здесь возникают нешуточные споры. Итак, могут ли приставы снимать деньги с пенсии в 2019 году и в каком размере они должны это делать?

Сегодня пенсионеры активно пользуются финансовыми ресурсами различных организаций: оформляют займы онлайн, обращаются за банковским кредитами. Например, по данным ОКБ, за первую половину 2018 года российские граждане старше 60 лет получили в банках почти 2 млн кредитов на общую сумму в 212 млрд рублей.

По оценкам экспертов, среди новых заемщиков практически каждый десятый является пенсионером. Банки охотно выдают им кредиты, что подтверждается высоким уровнем одобрения. В частности, почти 70% кредитных заявок, поступивших от граждан пенсионного возраста, банки одобрили.

Но, как и любые другие заемщики, пенсионеры могут не рассчитать свои силы и попасть в сложную финансовую ситуацию. Это приведет к возникновению просроченной задолженности, после чего кредитор отправится в суд. Выиграв дело, кредитная организация обратится к приставам, чтобы те нашли возможности для возврата долга.

Требование закона

Приставы проверяют банковские счета должника, смотрят, есть ли у него ценное имущество. Согласно ст.99 закона об исполнительном производстве, приставы могут удерживать до 50% зарплаты и иных доходов должника до тех пор, пока не будет выплачена вся сумма долга. Подробнее о том, как самостоятельно взыскать деньги с зарплаты должника, читайте в нашем материале «Взыскание долга с зарплаты должника. Новые правила — 2019».

Кстати, в некоторых случаях приставы могут снимать и больше, чем 50%. Как утверждает закон, госслужащие вправе списывать до 70% с дохода должника, если он является неплательщиком алиментов, либо не торопится возмещать нанесенный вред здоровью.

Жалобы должников

Размеры удержаний, о которых мы говорили выше, распространяются не только на зарплаты, но, и, например, на пенсии. Проблема только в том, что, если работающий гражданин еще может как-то выкрутиться, найти подработку при удержании с зарплаты 50%, то вот пенсионер, которого лишают половины единственного источника дохода, попадает в весьма сложную ситуацию.

Размеры пенсий сегодня оставляют желать лучшего, поэтому, когда с пенсии приставы удерживают 50%, то на руки остается сумма меньше необходимого для жизни минимума. На эти деньги просто невозможно выжить.

Дело на 2 млн рублей

Надо сказать, что многие граждане, пытаясь уменьшить размер списаний с пенсии, доходили до Верховного суда. За последние годы сложилась целая судебная практика, которая однозначно трактуется в пользу пенсионеров, попавших в сложную ситуацию.

В 2017 году Верховный суд рассматривал дело семейной пары пенсионеров, которые задолжали банку около 2 млн рублей. Пристав принял решение удерживать с пенсии каждого должника 50%. Они обратились к приставам с просьбой снизить долю удержаний до 20%, объясняя это сложным материальным положением.

Не получив должной реакции на свой запрос, пенсионеры начали судебные тяжбы. По мнению заявителей, списание 50% пенсии противоречит положениям ст. 446 ГК РФ. Напомним, что в данной статье речь идет об имуществе, которое нельзя забрать за долги. В частности, здесь говорится про единственное жилье должника, предметы обычной домашней обстановки, а также указывается, что нельзя забирать у должников деньги, если оставшаяся сумма не дотягивает до размера прожиточного минимума.

В нижестоящих инстанциях добиться справедливости им не удалось, поэтому они дошли до Верховного суда. А вот Верховный суд нашел в деле много нарушений, поэтому все прошлые решения отменил и отправил дело на новое рассмотрение в ином составе судей.

Самое главное, что Верховный суд разъяснил несколько важных моментов, которые не могут не учитывать нижестоящие инстанции. В частности, суд обратил внимание на то, что пристав, получив обращение должников, не запросил необходимые сведения, справки, которые бы подтвердили или опровергли сложное материальное положение граждан.

Также суд напомнил о ст.4 закона, регулирующего деятельность приставов. Здесь говорится, что процесс взыскания должен осуществляться на принципах уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, которое требуется для жизни должника и членов его семьи.

Кроме того, в суде отметили, что ст.99, в которой прописан размер удержаний из дохода должника, всего лишь указывает на максимальный размер. Иными словами, пристав имеет право регулировать размер списаний, выбирая ту планку, которая бы принимала во внимание сложное финансовое положение гражданина.

Здесь вспомнили и позицию Конституционного суда, согласно которой, если пенсия для гражданина является единственным источником дохода, то важно не ущемлять права должника, чтобы не оставить его за пределами социальной жизни.

С учетом материального положения

Похожее дело было рассмотрено Верховным судом и в 2018 году. Тогда пенсионер жаловался на то, что после удержания с его пенсии 50% ему на жизнь остается около 5 тыс. рублей. И это при том, что прожиточный минимум в регионе его проживания установлен на уровне более 7 тыс. рублей.

Гражданин обратился к приставу, чтобы госслужащий снизил размер удержаний до 25%, однако его прошение оставили без удовлетворения. Суды также не поддержали его, поэтому документы по делу легли на стол судей Верховного суда.

Верховный суд, как и в вышеуказанном случае, выявил нарушения и отправил дело на пересмотр. При этом мотивация суда не сильно отличалась от предыдущего дела. Здесь также отметили необходимость проверки материального положения должника и учета его финансового положения при определении размера удержаний из пенсии.

Хотя у нас в стране нижестоящие инстанции не обязаны применять решение вышестоящего суда при рассмотрении аналогичных дел, по факту они учитывают эту позицию. И чем больше будет подобных дел, тем реже пенсионеры будут сталкиваться с ситуацией, когда после удержания с пенсии им на жизнь остается сумма менее прожиточного минимума.

Запрет на списания

Рассуждая о размере удержаний с пенсии, нельзя пройти мимо законопроекта, который сейчас проходит рассмотрение в Госдуме. Документ был на днях утвержден во втором чтении, что говорит о высокой вероятности его итогового принятия.

Законопроект вводит запрет на списание со счетов граждан социальных пособий, среди которых понимают различные выплаты от государства, средства материнского капитала, пенсии по потере кормильца, пособия пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и т.д.

По сути и раньше их тоже нельзя было списывать, но приставы не владели информацией о том, какие средства на счете должника относятся к социальному пособию от государства, а какие – к зарплате, поэтому списывали все подряд. Правда, потом по обращению граждан происходил возврат средств, но все это занимало много времени и доставляло излишнее беспокойство гражданам.

Сначала законодатели хотели ввести для социальных пособий от государства специальный счет, который будет недоступен для приставов, однако потом решили, что это создаст дополнительные неудобства для банков и компаний. Поэтому во втором чтении законопроект принял немного другую форму. Теперь отправители социальных переводов будут делать специальные отметки о том, что такие деньги забирать по долгам нельзя.

Итоги

Подводя итоги, нужно отметить, что, скорее всего, в будущем приставы не смогут списывать со счетов граждан отдельные виды пенсий.

Если речь идет о пенсии по старости, то здесь закон говорит о том, что можно удерживать с дохода до 50%. Но, как показывает судебная практика, если граждане находятся в сложном финансовом положении и у них после списаний на руках остается сумма ниже прожиточного минимума, то они могут требовать снижения размера удержаний. Если пристав не готов исполнить просьбу гражданина, то последнему следует обращаться в суд. Истории, о которых мы рассказали выше, показывают, что добиться справедливости в этом вопросе вполне возможно.

 

zaimisrochno.ru

размер и основания, процент, порядок уменьшения

Процедура по удержанию из пенсии относится к законным способам получения от гражданина средств, переплаченных из казны. На основании того, что пенсионеры в редких случаях возвращают деньги в добровольном порядке, в исполнительном производстве существуют разные методы получения этих средств.

Процедура удержания из пособия по исполнительному листу

Принятые законопроекты направлены на урегулирование отчислений, в т. ч. регламентируют процесс удержания, способы и объемы. Нюансы процедуры зависят от конкретного исполнительного документа.

Регулирующие нормативные документы

В Федеральном законе № 400 «О страховых пенсиях» указан перечень вычетов, применяемых по необходимости в конкретных ситуациях. Так, по решению ПФ России с гражданина будет взыскивать страховая часть отчислений. Сумма определяется судебной инстанцией, которая после рассмотрения дела, выдаст исполнительный лист.

Размер средств, подлежащих аресту, зависит от объема произведенных выплат. К примеру, в ст. 28 этого закона содержится пункт, регламентирующий обязанности пенсионера направлять уведомление в инстанцию о любых изменениях. Кроме того, гражданин должен предоставлять корректные сведения.

В законе № 229 расписаны основные пункты процедуры, права и обязанности сторон. Кроме того, в нормативном документе указаны мероприятия по удержанию с пенсий по исполнительному листу. Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Суть процесса

Процедура по удержанию долга из трудового пособия по выслуге лет заключается в следующем:

  • орган обращается в судебную инстанцию после выявления факта несоответствия отчислений;
  • гражданин получает от ПФ России сведения о правонарушении с требованием возвратить средства;
  • при игнорировании информации, ведомство взыскивает деньги на основании исполнительного документа.

Законные основания

Существует несколько законных оснований для удержаний из пенсии:

  • кредитная задолженность;
  • неоплаченные коммунальные счета;
  • долги по алиментным выплатам.

В законе также прописаны исключения из правил:

  • не удерживают средства, перечисленные в качестве субсидии по инвалидности;
  • выплаты по потери кормильца, перечисленные из федерального бюджета;
  • дотации на погребение.

Исковая давность исполнительного листа

Давность искового документа зависит от его вида:

  1. Листы, выданные судебный органом общей юрисдикции начинают действовать с момента выдачи и на протяжении трех лет;
  2. Документы, оформленные на основании приказа суда — в силу вступают спустя 10 суток, с момента оглашения, и действуют до 3 лет;
  3. Взыскание кредитной задолженности — в течение 6 мес. со дня передачи листа судебному приставу или взыскивающей стороне;
  4. Административное постановление о правонарушении — действует 90 дней с момента вынесенного решения;
  5. Исполнительный лист о взимании с периодических видов выплат остаются актуальными на период, указанный в документе;
  6. В отношении иных документов закон устанавливает период действия на следующий день после вынесения приказа. Другие условия оговариваются дополнительно.

Действующие правила для взыскания с пособий

На основании ФЗ № 400 (статья 21 ч. 20, статья 29 ч. 4) после того, как отчисления по страховой пенсии приостановились, оставшийся долг взыскивают через суд.

Из страховой части пособия

Получая исполнительный лист на держателя страховой части пенсионных отчислений, ПФ РФ должен:

  • начать производство;
  • сделать удержание из страховой пенсии;
  • выплатить соответствующие суммы в течение 3 суток.

На основании этого, с человека, вышедшего на заслуженный отдых, вправе взыскать до 50% от этого вида субсидии, а также фиксированной выплаты.

Есть исключения, в ряде которых аресту подлежит 70% обеспечения.

Из страховой части по инвалидности

Размер для удержания из пенсии составляет не более 20% от фиксированных выплат страховой части. Такой объем предусмотрен в действующем законе № 400 от 23.12.13.

Какую часть доходов осужденного может удерживать администрация колонии?

На основании статьи 99 (часть 4) УИК России, лица, отбывающие срок и получающие заработную плату или государственное обеспечение, обязаны отчислять средства в фонд учреждения за питание и иные средства личного обихода. Если осужденный человек уклоняется от трудовой деятельности, то данные расходы будут удерживать из денег на его счете, но не больше 50%.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ «Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы»

Правила взимания денежных взысканий

Лица, вышедшие на заслуженный отдых, не относятся к неприкасаемой касте. Если гражданин самостоятельно не производит необходимые отчисления, то в его отношении будут применены принудительные меры по взысканию долгов.

Взимание из дотаций осуществляется судоприставами. В ситуации, когда пенсионер не в состоянии единовременно отдать сумму задолженности, то инициируется процедура по удержанию из пенсии (образец).

Размеры

ПФ РФ обладает полномочиями направлять требования на возврат 20 процентов для удержания из пенсии (страховой или фиксированной части). В иных обстоятельствах этот размер может составить 50-70%.

Как уменьшить сумму взыскания?

В следующих ситуациях должник может рассчитывать на снижение суммы взыскания:

  • изменилась материальная сторона жизни человека;
  • пенсия — единственный источник дохода;
  • необходимость дорогостоящей медицинской процедуры;
  • иные уважительные обстоятельства.

Как снизить объем взимаемых средств, определенных ПФ РФ?

Согласно закону, объем взыскания ПФ России составляет 20-70% из страховой части взносов. Изменение этой суммы возможно только при направлении заявления об уменьшении удержаний из пенсий. После проверки и рассмотрение заявки, орган принимает решение.

Как предупредить развитие таких ситуаций?

Во избежание образования задолженности и сопутствующих проблем, следует руководствоваться законом и понимать порядок взносов. Безусловно, вовремя оплаченные счета и налоговые обязательства предупреждают возбуждение исполнительного производства.

Основная причина возникновение таких ситуаций — непредставление сведений об изменении доходов или размере пенсионных отчислений.

Какие виды пенсий не подлежат аресту?

На основании Законодательства России к удержанию не подлежат следующие виды субсидий:

  • по потери кормильца;
  • получение травмы;
  • уход за недееспособными лицами.

Кроме того, с этих дотаций нельзя взыскивать алименты или компенсацию за нанесенный ущерб.

Прожиточный минимум и исполнительное производство

Судоприставы накладывают арест на пособие в объеме 50%, однако не принимают в расчет статью 446 ГПК России. На основании этого положения, размер взыскания не может относиться к продовольственным товарам и деньгам в объеме, ниже прожиточного минимума.

Региональная сумма ПМ составляет от 9 до 10 тысяч руб. Скачать для просмотра и печати:

Статья 446 Гражданского процессуального кодекса РФ «Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам»

Арест пособия по выслуге лет судоприставами по исполнительному листу

Общие правила гласят, что трудовое пособие является видом компенсации, на которое могут наложить арест. Однако должнику, столкнувшемуся с такой ситуацией, следует получить консультацию юриста о порядке и правилах регулирования вопроса. Это позволит нивелировать риск превышения полномочий судебным приставом.

Взыскание долгов и прожиточный минимум

В Федеральном законе о нормах исполнительного производства не указано удержание из пенсии до прожиточного минимуму — это предусмотрено в ст. 98 (ч.1). Таким образом, пенсионер должен в самостоятельном порядке доказать ФССП, что пособие является единственным источником дохода.

В качестве доказательной базы принимаются:

  • квитанции об оплате за продовольственные продукты;
  • чеки о покупки медикаментом, одежды;
  • выписки из лицевых счетов и т. д.

Иными словами, всё, что может обосновать необходимость в остатке конкретной суммы на проживание.

Обязанности судебного пристава по соблюдению МРОТ при взыскании на доходы должника

Конституционный Суд РФ не единожды обращал внимание исполнительных органов на суть ст. 99 (ч.2) о том, что размер взыскания с оплаты труда и иного дохода должника должен происходить с учетом основополагающих принципов. То есть, судебный пристав обязан корректно относиться к чести и достоинству человека.

Таким образом, при аресте имущества, заработной платы и иных доходов, необходимо оставлять человеку и его семье средства на существование, а также предметы личного обихода.

Минимальный и максимальный процент по аресту судоприставами

Удержанию с пенсионных отчислений подлежит не больше 50%, а в ситуациях, установленных федеральными положениями, не более 70%. Взыскание осуществляется со следующих поступлений:

  • страховая часть;
  • фиксированные выплаты;
  • в соответствии с повышением размера фиксированной части страхового пособия.

Роль Верховного суда и МРОТ в исполнительном производстве

При возникновении ситуации у должника, когда от заработной платы и пособия, после взыскания судоприставами, остается сумма меньше МРОТ, следует обратиться к старшему сотруднику ФССП. В ходатайстве указать основания для уменьшения выплат. Ссылаться следует на Постановление ВС РФ № 45-КГ-16-27.

Дополнительно прикладывается выписка о доходах, государственном обеспечении. В случае игнорирования заявления, рекомендуется обратиться в суд с претензией на бездействие.

pensionniy-vozrast.ru

Обязательно ли обращаться к приставам с просьбой о снижении процента удержания пенсии?

 
Прошу Вас обратить внимание на следующие документы:
 
1.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
 
ПИСЬМО
от 7 марта 2013 г. N 12/01-6008-ТИ
 
О СОБЛЮДЕНИИ ПРИНЦИПА
НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ МИНИМУМА ИМУЩЕСТВА, НЕОБХОДИМОГО
ДЛЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДОЛЖНИКА-ГРАЖДАНИНА И ЧЛЕНОВ ЕГО СЕМЬИ
При обращении взыскания на имущество должника судебный пристав-исполнитель обязан учитывать ограничения, установленные федеральными законами.
Кроме того, ст. 99 Закона устанавливает предельный размер удержаний из заработной платы должника и иных видов доходов, производимых на регулярной основе.
Таким образом, размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа судебным приставом-исполнителем исчисляется с учетом всех обстоятельств конкретного дела при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
В случае несогласия должника с установленным размером удержаний судебному приставу-исполнителю необходимо разъяснять должнику его право на обжалование действий судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
                                                 2
 
Пункт  35 «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017) устанавливает, что при определении размера удержаний из пенсии, являющейся для должника-гражданина единственным источником дохода, следует исходить в том числе из принципа неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника и членов его семьи.
Судебным приставом-исполнителем в отношении должников С. и А. возбуждены исполнительные производства, предметом которых являлось взыскание в пользу банка денежных средств.
Также судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о направлении копии исполнительного документа для исполнения в пенсионный орган с требованием осуществлять удержания из пенсии должников ежемесячно в размере пятидесяти процентов от дохода каждого.
С. и А. обратились к судебному приставу-исполнителю с ходатайством об установлении указанных удержаний в размере двадцати процентов, ссылаясь на тяжелое материальное положение.
В ответе старшего судебного пристава заявителям разъяснено право обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а также указано, что ст. 99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 221-ФЗ «Об исполнительном производстве», устанавливая предельный размер удержаний (не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов), не ограничивает их фактическую сумму величиной прожиточного минимума.
С. и А. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании ответа старшего судебного пристава и бездействия указанного должностного лица, выразившегося в ненаправлении им этого ответа и неразрешении в установленном порядке ходатайства о снижении размера удержаний. Просили возложить на судебного пристава-исполнителя обязанность установить минимальный размер удержаний, поскольку они являются инвалидами II группы, имеющийся в их распоряжении остаток денежных средств не позволяет приобретать жизненно важные медикаменты и продукты питания.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отменила указанные судебные акты и направила административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав следующее.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.
При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в полном объеме (ч. 8 ст. 226 КАС РФ).
Порядок рассмотрения заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, определяется ст. 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Должностное лицо службы судебных приставов по результатам рассмотрения заявления, ходатайства выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства, копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (чч. 5 и 7 указанной статьи).
Вместе с тем, судебный пристав-исполнитель приведенные предписания закона не исполнил, на ходатайство об установлении меньшего размера удержаний ответил письмом, поставленные заявителями вопросы по существу не рассмотрел.
В нарушение предписаний ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», содержащей открытый перечень исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель не проверил и не оценил обстоятельства, на которые ссылались в ходатайстве административные истцы, ограничившись ссылкой на то, что законодательство об исполнительном производстве не предусматривает при обращении взыскания на заработную плату или иной ежемесячный доход должника обязательного учета такого критерия, как прожиточный минимум.
Исходя из положений ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) допускается возможность удержания не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов должника-гражданина.
Вместе с тем при совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе игнорировать принципы исполнительного производства, закрепленные в ст. 4 названного закона, а именно принципы законности, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
Поскольку исполнение судебного решения не должно приводить к нарушению прав и законных интересов должника и осуществляться без учета основополагающих принципов исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать размер удержаний с учетом материального положения должника.
                                               3
 
Пункт 2.3 Определения Конституционного Суда РФ от 17.01.2012 N 14-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Никуличевой Людмилы Петровны на нарушение ее конституционных прав абзацем восьмым части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».
По общему правилу, при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов (часть 2 статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Аналогичное правило установлено и в отношении размера удержания из трудовой пенсии гражданина, которое может производиться в том числе на основании исполнительных документов (пункт 3 статьи 26 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Вместе с тем, возможна ситуация, при которой пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования. В таком случае необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем не только соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником своих обязательств, но и сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 года N 10-П).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу части 2 статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» во взаимосвязи с его статьей 4, конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств данного дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (определения от 13 октября 2009 года N 1325-О-О, от 15 июля 2010 года N 1064-О-О и от 22 марта 2011 года N 350-О-О).
Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии, с тем чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования.
 
Таким образом, Вам от имени матери  необходимо обратиться  к судебному приставу-исполнителю с письменным ходатайством  о снижении  размера удержаний из пенсии, указав уважительные причины и подкрепив при наличии доводы документами.
В случае отказа   судебного пристава-исполнителя его действия  можно обжаловать   старшему судебному  приставу-исполнителю или в суд.
 
 

pravoved.ru

Удержания из пенсии можно оспорить

ОТ РЕДАКЦИИ. На практике нередки случаи, когда ошибочно производят излишнее удержание из пенсии. Способам защиты прав пенсионеров и посвящена наша публикация.

 

Ситуация. Женщина, школьный учитель, вышла на льготную пенсию по возрасту (50 лет, свыше 25 лет специального стажа) в 2004 году. У нее двое детей, 1982 и 1988 г.р. В декабре 2014 года ей снизили размер пенсии (а также удержали излишне выплаченную сумму) на том основании, что в стаж работы засчитывается время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, но не более 3 лет в общей сложности. А раз у нее двое детей, то значит, были выплачены излишние суммы. Это основание комиссия по назначению пенсий и пособий отдела внебюджетного Пенсионного фонда прямо указала в своем постановлении. Не согласившись с таким решением, пенсионерка обжаловала его в вышестоящее звено Пенсионного фонда. Однако ей ответили письмом, что излишние суммы образовались в результате того, что ее ошибочно перевели по достижении общеустановленного пенсионного возраста 55 лет с льготной пенсии по возрасту на обычную. Кто виноват и что делать?

 

КОММЕНТАРИЙ АДВОКАТА

Неправомерные удержания из пенсии по вине сотрудников Пенсионного фонда, их ошибки в немалые суммы не должны ложиться бременем на пожилых людей. Противозаконные, пусть ошибочно совершенные действия должностных лиц можно и нужно оспаривать в суде.

 

 

Внимание на даты

 

Льготная пенсия по возрасту (в 50 лет, с уменьшением общеустановленного возраста на пять лет) была назначена в 2004 году, а изменения в ст. 37 п. «ж» Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» от 3.09.1993 г. внесены Законом от 22.12.2010 г. № ЗРУ-272.

 

Статья 37. Виды трудовой деятельности, засчитываемой в стаж работы

В стаж работы засчитываются:

ж) время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, но не более 3 лет в общей сложности; (пункт в редакции Закона от 22.12.2010 г. № ЗРУ-272).

 

Это изменение законодательства в 2010 году не должно применяться к рассматриваемому случаю, т.к. на пенсию женщина вышла раньше – в 2004 году.

 

Согласно ст. 31 Закона «О нормативно-правовых актах»1 нормативно-правовые акты не имеют обратной силы и применяются к общественным отношениям, возникшим после введения их в действие, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

 

Действие Закона распространяется на общественные отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, когда это прямо предусмотрено Законом.

 

Придание обратной силы не допускается, если Закон предусматривает введение либо ужесточение ответственности юридических и физических лиц за действия, которые на момент их совершения не влекли указанной ответственности или влекли более мягкую ответственность либо наносят материальный ущерб юридическим и физическим лицам.

 

Так как при изменении ст. 37 п. «ж» Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан»2(далее – Закон) никакой оговорки на обратную силу Закона нет, следовательно, применять ее и на этом основании снижать размер уже назначенной пенсии является незаконным.

 

Компетентность принятия решений

 

Согласно части первой ст. 65 Закона удержания из пенсий могут производиться на основании решений районного (городского) отдела внебюджетного Пенсионного фонда.

 

Следовательно, обязательно должно быть вынесено решение. Компетентным органом для его принятия закон определил только районный или городской отдел внебюджетного Пенсионного фонда, т.е. именно тот отдел, в котором ведется пенсионное дело. На практике решения оформляются в виде постановления.

 

Такое решение является единственным законным документом для удержания суммы из пенсии.

 

Именно этот документ подлежит обжалованию в суде в случае несогласия с ним.

 

Следовательно, если решение уже вынесено и в нем указано определенное основание для удержания из пенсии, то отменить его просто письмом нельзя.

 

Даже если это письмо исходит от вышестоящего звена Пенсионного фонда, такое действие является неправомерным, так как это ненадлежащая процедура принятия решения и удерживать деньги из пенсии на основании такого письма нельзя.

 

 

Кто виноват и что делать

 

Учитывая вышеизложенное, действия сотрудников Пенсионного фонда являются неправомерными, и такое решение надлежит обжаловать в суд. В этом случае подается жалоба на действия и решения должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.

 

Однако есть и другой вариант судебной защиты. В практике встречалось прямое письменное признание своих ошибок со стороны органов Пенсионного фонда. Ссылаясь на ст. 65 Закона, должностные лица пишут и признают, что удержание производится из-за технических или счетных ошибок сотрудников Фонда.

 

Действительно, закон позволяет производить удержания из пенсии на основании решений районного (городского) отдела внебюджетного Пенсионного фонда вследствие счетной или другой технической ошибки. Однако виновные в этом сотрудники должны нести ответственность за свои действия. Представляется, что из-за уверенности в безнаказанности и происходит такое количество ошибок.

 

В свою защиту пенсионеру можно использовать механизм регрессного иска3. В соответствии с частью первой ст. 1001 ГК гражданин, возместивший вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

 

В случае, если с пенсионера удерживается сумма из пенсии по ошибке сотрудника Пенсионного фонда, то пенсионер вправе подать в суд свой иск о взыскании этой суммы с виновного сотрудника.

 

Следует также иметь в виду, что по регрессным обязательствам течение исковой давности начинается с момента исполнения основного обязательства (ст.154 ГК).

 

А попутно можно попробовать взыскать и компенсацию за моральный вред, и расходы на адвокатский гонорар4, и сумму уплаченной госпошлины при подаче иска.

 

Зумрад НИЯЗМЕТОВА, адвокат.

 

Публикации по теме:

 

Рассматриваются предложения по порядку начисления пенсий

 

Пенсию на пластик – дело добровольное

 

Динамика минимального размера заработной платы, пенсии по возрасту и пособий

 

Вложу недвижимость в уставный фонд. И кто сказал, что нельзя?

 

Недвижимость учредителя и регистрация права собственности: есть проблема

 


1От 14 декабря 2000 года (в новой редакции от 24 декабря 2012 г.).

2От 3.09.1993 г.

3Регрессный иск – это обратное требование должника по основному обязательству к третьему лицу о возврате ему денежной суммы, уплаченной кредитору по его вине (по вине третьего лица). Т.е. кто-либо возместил ущерб, причиненный другим лицом, и теперь взыскивает с виновного.

4Статья 114 ГПК: Стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны расходы по оплате помощи представителя в разумных пределах. В случае если в соответствии с установленным порядком помощь адвоката была оказана стороне, в пользу которой состоялось решение, бесплатно, указанная сумма взыскивается с другой стороны в пользу адвокатского бюро (коллегии, фирмы).

 

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

www.norma.uz

Как снизить процент удержания пенсии и что для этого нужно?

Здравствуйте. Приставы прежде всего работают по ФЗ «Об ИП»

1. Взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
2. В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.
3. В случае предоставления должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.

Как указано в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»

25. По смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Наличие отсрочки или рассрочки у одного из солидарных должников по исполнительному документу не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения другим солидарным должникам, поскольку фактические обстоятельства, влекущие возможность применения таких мер, носят индивидуальный характер.

То есть какого-то перечня документов нет, надо прост приставам/суду показать, что у Вас такие обстоятельства, которые препятствуют исполнению решения суда. В каждом случае такие обстоятельства свои разные.

pravoved.ru

Удержания из пенсии. Как избежать взыскания или уменьшить сумму? Законны ли действия судебных приставов по удержанию денег

В первую очередь военные имеют право на пенсионное обеспечение по линии Министерства обороны РФ. В зависимости от обстоятельств это может быть пенсия:

Все виды пенсии имеют свои условия установления и порядок оформления, описанные в законе РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (далее закон N 4468-1). Данный закон — основной документ, который регламентирует пенсионное обеспечение для граждан, проходящих военную службу и осуществляющих иную деятельность, приравненную (в вопросах о пенсии) к военной.

Если претендент на пенсию находится в процессе исполнения или находится в банкротстве, целесообразно подать так называемые исполнительные распоряжения на получение пенсионного требования в случае несостоятельности, подать файл. Практика показывает, что клиенты не понимают, что им стыдно за долг или не хотят признавать это. Однако их поведение, как правило, влияет на длину процедуры подачи заявки, которая может быть расширена.

Больше выдержек из больничной оплаты

Даже в этих случаях работник должен представить все документы, подтверждающие право на выплату пособий по болезни, в том числе материалов, необходимых для вычета, его работодателю, который незамедлительно отправляется в соответствующую районную администрацию социального обеспечения вместе с документами для расчета льгот в Праге Пражска, в городе Брно, который после получения всех документов может начать выплачивать пособия по болезни. Хотя это, похоже, не так с первого взгляда, поправка к Гражданскому процессуальному кодексу не смягчила ситуацию в казнях, но довольно сложная.

При увольнении с военной службы граждане очень часто продолжают работать : кто-то занимается бизнесом, кто-то идет в наемные рабочие и т.п. Так или иначе, законодательно предусмотрен данный вариант развития событий, о чем говорит ст. 57 закона N 4468-1.

Вне зависимости от вида дохода (зарплата, доход от предпринимательской деятельности и т.д.) военные пенсии, устанавливаемые соответственно вышеупомянутому закону, выплачиваются в полном объеме , за исключением надбавок для нетрудящихся пенсионеров.

Продление поступлений за исполнение платежей

Должники также начали скрывать от трудовых и послеработных соглашений, а работодателям были возложены дополнительные обязанности. Вопреки пенсионным пособиям и пенсионным пособиям переходные положения о трудовом соглашении не упоминаются. По мнению Ярослава Косинцева, это можно интерпретировать двумя способами.

Первоначальная версия всеобъемлющей поправки содержала только расширение определения пенсионного пособия и впоследствии предоставлялась без каких-либо переходных положений. Он также хотел, чтобы эти соглашения были законными, поскольку цель поправки здесь совершенно одинакова. В таком случае разрыв в законодательстве будет устранен путем соответствующих толкований, по словам пресс-секретаря. Это намерение законодателя. Он намеревался четко различать эти случаи и не требовал юридической трансформации трудовых соглашений — применимо общее переходное положение. Однако, по моему личному мнению, это означает, что это не означает ничего неоправданного для жесткости и неоправданной дифференциации по сравнению с напряжением, объяснил Ярослав Кочан.

  • Это упущение омбудсмена.
  • Таким образом, лечение будет таким же, как и для кустарников.
Общее переходное положение для сайта сервера было разъяснено Адрианой Кокмановой из Министерства юстиции.

И в случае удовлетворения всем требованиям по установлению пенсионер, который получает выплаты по линии Министерства обороны, : военную и страховую по старости, но без .

Размеры пенсий военных пенсионеров

Размеры военных пенсий за выслугу лет, в соответствии ст. и вышеуказанного закона, рассчитываются в процентном соотношении от величины (ДД) военнослужащего и привидится ниже в таблице:

Здесь указывается, что Гражданский процессуальный кодекс, действующий с даты вступления в силу настоящего Закона, также применяется к разбирательствам, начатым до даты вступления в силу настоящего Закона. Юридические последствия действий, возникших в ходе разбирательства до даты вступления в силу настоящего Закона, сохраняются. Для акта, имевшего место до даты вступления в силу Закона, можно рассмотреть исполнение исполните

kalmius-info.ru